Велопробег по Дону и Кавказу

14 сентября - 5 октября
2000 г.

Состав группы:

Праслов Михаил
Шаповал Оксана

К отчетам по Западному Кавказу.


Маршрут:

Ростов - Новочеркаск - Ростов - Батайск - Азов - Кагальник - Семибалки - Новомаргаритово - Ейское Укрепление - Щербиновский - Ейск - Ясенская - Ясенская Переправа - Труд - Каневская - Брюховецкая - Тимошевск - Калининская - Славянск-на-Кубани - Темрюк - Ахтанизовская - вулкан Плевако - гора Цымбалы - Сенной -Вышестеблиевская - Тамань; Анапа - Сукко - Малый Утриш - Абрау - Новоросийск - Кабардинка - Дивноморское - Прасковеевка - Пшада - Архипо-Осиповка - Джубга - Туапсе; Адлер - Красная Поляна - Адлер - Сочи - Верх. Юрт - Н. Ореховка - Сочи - Адлер.
Пролог:

  На Кавказ мы ездили два раза, весной и осенью. Осенью там тепло и фруктов - овощей навалом. Те поездки у нас были по Краснодарскому краю, но на этот раз мы решили начать издалека и посмотреть сначала кое-что в Ростовской области. Нас заинтересовала дорога по косе от Ясенской Переправы, проходящая практически по уровню моря (1м н.у.м.), но попасть туда легче опять же из Ростова. Поэтому мы взяли былеты туда до Ростова, а обратно из Адлера, так как осенью там лучше всего купаться и отдыхать, да и Красная Поляна рядом. Первый раз весной 1999 года мы ездили на Кавказ с палатками, эта поездка была обзорной - ознакомительной, ночевали мы в палатках всего два раза, остальные ночёвки были в курортной зоне и мы устраивались в частном секторе, а палатки были ненужным балластом. Поэтому в следующий раз мы поехали без них и прекрасно обошлись. Не взяли мы палатки и на этот раз, вместо них возили с собой комплект постельного белья, чтобы не было вопросов с жильём при остановке на одну ночь. У нас горные велосипеды, у Оксаны женская Мерида с амортизационной вилкой Rock Shox Indi C, а у меня велосипед собранный на титановой раме из г. Королёва, амортизационная вилка Rock Shox Jett Race. Велосипед я собрал сам этим летом и это моя первая многодневная поездка на нём. Скажу сразу байк не предназначен для шоссе и ехать на нём по степи да ещё по шоссе неудобно и энергии уходит больше, чем на шоссейнике, зато байк даёт нам свободу. Часть нашего пути проходила по совершенно глухим местам, а там возникают проблемы с шоссейниками (спицы вылетают, рамы гнутся ...). Так как возить с собой два велосипеда мы не можем, то ездим только на байках, да у нас других и нет.


14 сентября Ростов - Новочеркасск, 54 км за 3 час 31 мин, ср. ск. 15,3 км/час, набор высоты 443 м.

  В Ростов приехали днём, собрали вело и сразу поехали в Новочеркаск. Первое, что увидели после поезда фабрика мороженного, прямо в проходной небольшой магазинчик. Хорошее мороженное и недорого. Дальше едем по набережной, очень интересный мост через Дон, центральная часть поднимается для прохода судов. На выезде из города немного закрутились, хотели ехать через Аксай, а выехали на магистраль М4. Шоссе хорошее, но край смят большегрузными машинами. Часто встречаются фруктовые базарчики, арбузы по рублю, дыни по три, картошка по пять, а виноград по десять рублей. На въезде в Новочеркаск блок-пост милиции. Выясняем насчёт гостиницы, есть даже две. Меняю камеру заднего колеса на Ксюшином велосипеде. Поставил перед отъездом кевларовую покрышку, чтоб полегче было, так она недовольна, слишком нежная, говорит прокалываться будет. И как сглазила, уже не первый прокол. Новочеркаск большой город, долго едем по центральной улице, когда остановились, чтобы уточнить где гостиница, слышим сзади: "вы спросите меня, я тут всё знаю". Местный "байкер" на немысленном гибриде велосипеда (ну просто химера), нагруженном несколькими мешками со стеклянными и пластиковыми бутылками, с трудом удерживает равновесие (трезвый, как ни странно). Разговорились, ему очень понравились наши покрышки, некоторое время едем вместе, причём он едет посередине улицы, рассказывая нам про город. При попытке съехать на обочину он мягко заваливается и потом никак не может выбраться из под мешков. Прощаемся, находим гостиницу - дороговато. Едем искать вторую, оказывается это дом колхозника на рынке - дёшево, но мест нет. Возвращаемся, горочки ещё те, но и мы ещё свежие. Номер на шестом этаже, душ с горячей водой, телевизор за 170 рублей на двоих - неплохо для начала. Меня поразило, что город совершенно не освещён, к гостинице подъезжали в полной темноте. На следующий день планируем посмотреть город, вернуться в Ростов и там переночевать. Ещё не решили поедем ли своим ходом или на электричке.


15 сентября Новочеркасск - Ростов, 65 км за 5ч. 52м., ср. ск. 11,1 км/час, набор высоты 693м.

   Утром проехали до собора, я сфотографировался с Ермаком и мы пошли в краеведческий музей, велосипеды оставили на входе под присмотром охранника. Древняя земля, здесь всегда кто-то жил и всегда шли войны за право здесь жить. Музей очень интересный, особенно для тех, кто интересуется историей казачества, ещё очень интересный материал по флоре и фауне. Тут же продаются сувениры и план Новочеркасска. Потом посмотрели собор Александра Невского ( только начали реставрировать) и съездили на вокзал. Электрички ходят только в рабочее время, поэтому решили ехать своим ходом. Ветер встречный, но слабый, 26°С тепла, безоблачно. Километрах через десять опять спустило Ксюшино заднее колесо, это уже пятый или шестой раз за последнее время. Стали пристально искать причину прокола, так и есть очень маленькая железячка засела в корде, на всякий случай поменял покрышки местами. Барахлит насос (хвалёная немецкая механика) отклеиваются по очереди все его трубки, в конце концов залип манометр. Провозился час - устал, как собака, всё время на корточках. Жарко, на обед купили творог и молоко. Обратно ехали по другой дороге, через Реконструктор, горки с перепадом до ста метров, но доехали быстро. Как только въехали в Ростов стали искать ночлег (план города у нас был). А дело это было накануне дня города. Так вот по случаю праздника половина гостиниц оказалась или закрыта или совсем ликвидирована. В "Московской" ремонт, но добрая администраторша готова пустить нас в шикарный номер -:) за 200 рублей, но хотя там нет кроватей и жутко пахнет краской, отказываться совсем мы не стали, а решили попытать счастья в других местах. В "Ростове" одноместный за 250 рубл.; квартира у чёрта на куличках за 200 руб.; ещё военная "Звезда" - нет мест; гостиница Цирка - 250 руб. без горячей воды, как мы её нашли это отдельный рассказ (как всегда выручают таксисты). Наконец в центре на пересечении улиц Горького и Театральной искали частную гостиницу, а нашли общежитие за 100 рублей. Горячий душ ( в коридоре) кухня и девочки без комплексов с местного конкурса красоты (общежитие женское). Рядом во дворе мореходка - там мальчики без комплексов, но хорошая охрана и учителя строгие. Пустили нас за Христа ради только до восьми утра, ввиду надвигающейся грозы, которая вскоре и произошла. В городе освещается только несколько улиц, а асфальт!, лучше бы его не было совсем, тут и двухподвесочный велик не поможет. И этот город сделали столицей региона, да с Краснодаром не сравнить, там порядок.


16 сентября Ростов - Батайск - Азов - Кагальник - Азов, 72,5 км за 5 час. 11мин., ср.ск. 14,1 км/час, набор высоты 266 м.

   Встали пораньше, чтобы начальство не застукало и в 9 час. 30 мин уже выехали. Похолодало до +15°С, сильный западный ветер. После моста через Дон пришлось одеть тёплые носки и флисовую повязку на голову. До Азова доехали за два часа сорок минут, до Батайска ветер почти попутный. В Азове две гостиницы, поселяемся в "Азове" в одноместный номер за 246 рублей (в другой гостинице не дешевле, но разговаривают плохо). Номер на 9_ом этаже с видом на порт. Пообедали и поехали в краееведческий музей (велики в раздевалке), музей двухэтажный с большой интересной экспозицией. Пока ходили у меня на переднем колесе лопнула камера. Обод у меня двойной, дырки здоровые, а я их замотал тонким слоем изоленты, вот камера об острые края и протёрлась, пришлось заменить. Положение неприятное, т.к. завтра едем дикими местами, там и селений-то мало, а у нас одна камера на двоих. Ну а пока, съездили на разведку до моря, посмотрели в Азове остатки крепости и покатались по остаткам её стен. Ксюша сфотографировалась с двумя местными каменными бабами, которые сторожат Арсенал.


17 сентября Азов - Кагальник - Н. Маргаритово - Ейское Укрепление - Ейск, 133 км за 7 час. 31 мин., ср. ск. 17,8 км/час, набор высоты 393 м.

   Утром первым делом на рынок, камер для байков там, конечно, нет, но сгодится и от дорожного, взял ещё и для "Салюта" и ещё насос ножной компактный (неисправный, как потом оказалось). Слава Богу это ничего не понадобилось и до конца поездки проколов почти не было, но лучше перебдить чем недоспать. До моря дорога знакомая, накануне ездили на разведку. Местность равнинная, но асфальт присыпали гравием, а прикатать забыли, поэтому он долбит шрапнелью по днищам машин и стреляет из под колёс. В Новомаргаритово останавливаемся за автобусной остановкой на обед, потом идём к местным механизаторам за водой. Поговорили, как всегда, и они нам рассказали, что дальше за Порт-Катоном асфальта-то нет и что в сырую погоду там не проедешь (а на карте дорога с покрытием). Но сейчас сухо с утра было +15°С, а сейчас уже прогрело до +20°С, мы ничем не рискуем и спокойно едем. Сильный встречно-боковой ветер (к вечеру стих). С утра ехать было холодно едем в ветровках, попробовали снять - продувает насквозь все рёбра. Так вот асфальт действительно кончился, никакого покрытия там нет, просто укатанная чёрная земля, ну очень ровная, мы без труда ехали по ней со скоростью 21-23 км/час. На карте эта дорога идёт наискосок по полуострову. На самом деле она идёт по межам между прямоугольниками полей, засаженных или подсолнечником или кукурузой высотой под два метра. Поля эти длиной километра по четыре и обсажены деревьями в два ряда. Вариантов проезда множество, надо лишь чётко держать общее направление ( лучше по компасу, а ещё лучше с навигатором, ориентиров-то там нет). Мы ориентировались по солнцу, компасу и интуиции и не промахнулись, один раз уточнили дорогу у встречного водителя, а больше нам никто и не встретился за 30 км. Зато где-то посредине этих полей, на границе Ростовской области и Краснодарского Края ( вот там почему асфальта нет), запомнился покосившийся плакат о зоне таможенного контроля (какой может быть контроль, когда там жилья-то на десятки км вокруг нет). От Ейского Укрепления начинается дорога через лиман, отличное шоссе с улучшенным покрытием. На запруженной части кипит жизнь, вот тут я очень сильно пожалел, что не взял с собой хороший фотоаппарат с телеобъективом, кого там только нет и журавли и цапли и кулички всякие. После лимана повернули на Ейск, дорога ровная, прямая, но эта монотонность тоже изматывает будь-здоров, затекают разные части тела, периодически приходится слезать с велика и идти пешком. А ещё кружилась голова от яркого огромного солнца, которое светило прямо в глаза и очки не спасали. Наконец въезжаем в город, сразу видим кемпинг с вагончиками (45 руб. с чел.), но нам хочется помыться и мы едем дальше. Какой протяжённый город! На автовокзале есть гостиница, но свободных мест нет. До наступления темноты успеваем доехать до гостиницы в центре, номер на двоих 204 руб., раздумывать некогда, т.к. горячая вода до 21 часа - успели. Устала очень, а мне ещё в магазин пришлось бежать, т.к. на ужин еды не оказалось. Сегодня был очень длинный день, но интересный и дорога прекрасная.


18 сентября, Ейск - Ясенская Переправа - Труд - Каневская, 123 км за 8 час. 14 мин., ср. ск. 15 км/час, набор высоты 265м.

  Ночью начался сильный ветер и утром опять прохладно +15°С. Первым делом подъехали к милиции узнать насчёт дороги по косе за Ясенской Переправой. Эти ребята, похоже, были на осадном положении и войти внутрь нам не удалось, зато поговорили на улице с милицейским шофёром. Он уверенно сказал, что проехать можно без проблем и мы попилили. Если посмотреть на карту, то видно, что дорога от Ейска до ст. Ясенской есть абсолютно прямая линия с севера на юг (или наоборот) и смотрится красиво, но ехать по ней удовольствия мало. Профиль ровный, как стол, сильный холодный ветер всё время дует в левый бок, солнце в лицо и крутишь, крутишь, крутишь... Доехали до Ясенской с трудом, думали эта дорога никогда не кончится. У магазина перекусили, станица аккуратная всё в зелени, ребята из местной школы подошли, поговорили. Они оказывается из Шиловки (~ 6 км ), в школу их возят на автобусе и скоро ехать обратно. Нам тоже через Шиловку, мы выехали раньше автобуса, но в дороге они нас догнали. От Шиловки до Ясенской Переправы очень интересная дорога, справа море и песчанные пляжи, а слева озёра и сплошные заросли дикой облепихи. Я не удержался и нарвал с полкило ягод, в отличие от садовой эта ягода толстокожая и в компоте не разваривается, приходиться давить, но вкус тот же. На въезде в станицу Ясенская Переправа совсем близко видна Ясенская Коса (метров сто) и пасущиеся там коровы. Можно было договориться с местными и нас перевезли бы туда на лодке, а там недалеко Приморско-Ахтарск, но наша цель проехать по узкой полоске суши между Ясенским заливом и озером Ханское. В станице уточняем ещё раз дорогу и едем почти по морю (1 метр НУМ). Дорога твёрдая присыпанная ракушечником, две колеи, значит машины ходят, но местами очень волнистая, почти как шифер, приходится лавировать - настоящий слалом. Это не езда на велосипеде, а какое-то родэо. Как на карте показано, встретились две пирамидки из труб - отметки высоты, залез на одну из них, чтобы сфотографировать окрестности, тут же налетели мухи и комары, долго на одном месте находиться невозможно - одолевают. В конце косы дорога сильно ухудшилась, стало мокрее и появились глубокие колеи, но это короткий участок. Около посёлка Труд передохнули на обочине, перекусили, тут уже асфальт, можно немного расслабиться. Нам сегодня надо доехать до Каневской, это районный центр, там должна быть гостиница. По обочине сплошные сады, яблоки и груши переспели и покрывают землю под деревьями сплошным ковром. Перед станицей не выдерживаю и иду собирать яблоки. Набрал киллограма два - вкус изумительный. К восьми вечера,когда нашли гостиницу уже стемнело. Гостиница "Нива", в номере две комнаты и туалет, душ на этаже. В одной комнате спальня, в другой столик, два кресла, холодильник. Горячая вода круглосуточно, но с явным запахом сероводорода. После мытья в душе моя серебрянная цепочка покрылась толстым слоем серы и стала "золотой". Стоит это всё 60 рублей с человека, очень приветливый персонал, есть междугородный автомат, карточки у дежурной.


19 сентября, Каневская - Тимашевск - Калининская, 92 км за 5 час. 40 мин., ср. ск. 16,2 км/час, набор высоты 229 м.

   Ночью мешали спать комары, несмотря на включённый фумигатор. Позавтракали, собрались и выехали в Тимашевск. Дорога как дорога, вовсю идёт заготовка сахарной свёклы. В Брюховецкой попили молочка, сегодня опять потеплело +24°С, а молоко хорошо утоляет жажду. Прокол передней камеры, заменил камеру и заодно, натянул новую защиту на обод под камеру, чтоб на дырках не протиралась. Доехали и до Тимашевска и сразу на вокзал, узнать насчёт электричек на Славянск-на-Кубани. Электрички здесь не ходят, только проходящие поезда, для нас зто непремлимо (только при чрезвычайных ситуациях), стали думать, что делать? Поехали на автовокзал, оказывается, пока мы на ж. вокзале ошивались ушёл автобус на Славянск (в 15 часов), тогда мы решили немного подкрепиться. Делать еду нам было лень и мы купили пирожных и чаю, а после этого поехали до ст. Калининской. После длинных пробегов мне всегда хочется пирожных с жирным кремом. Там должна быть гостиница, т.к. это районный центр. Так оно и оказалось, только гостиница оказалась на самом краю ( километрах в трёх от трассы, да к тому же ещё и частная. Обычный дом с табличкой "мест нет", зашёл, на всякий случай, нашёл на огороде хозяйку - места есть. Её дочка (лет 10-11) выделила нам комнату ( без двери, однако), за 120 рублей с двоих. Есть кухня, во дворе горячий душ, туалет только далекова-то ( в конце огорода). Хозяйка работает экономистом в совхозе, и гостиницу содержит. Кроме нас в гостинице ещё живёт группа бизнесменов (бандитов), которые контролируют выращивание риса в округе и поставки в Москву. Нам рассказали, что рабочие, которые работают на полях, получают за лето по 500 рублей. А эти сидят целыми днями пьют, играют в карты, ездят куда-то на джипах, иногда сами принимают гостей. Ксюша маленько начала переживать, что у нас и двери-то в комнате нет, но я её успокоил, что, обычно, своих ( с кем рядом живут) не трогают, если они не возникают. С нами они вели себя достаточно мирно, мы помылись, поужинали и спокойно проспали всю ночь.


20 сентября, Калининская - Славянск-на-Кубани - Темрюк, 138 км за 7час 40 мин, ср. ск. 18 км/час, набор высоты 271 м.

  Сегодня тепло ( +24° С ), ветер восточный, т.е. попутный, поэтому до Старонижнестеблиевской ехали со скоростью 24-26 км/час без напряжения. В станице перекусили молоком и сырками с хлебом и сразу ехать стало тяжелее ( надо было чайку крепкого попить), да ещё дорога повернула. В Славянске недалеко от трассы хорошие рынки, заехали пополнили запас продуктов. Обычно мы много с собой не возим, но сыр и копчёное мясо берём сразу на несколько дней. С трудом, останавливаясь каждые 10 км на передышку, доехали до Анастасиевской и там капитально пообедали с горячим чаем, пристроившись на стульях летнего кафе у магазина. Пока обедали подъехали несколько мальчишек на велосипедах, разговорились, их очень заинтересовал велокомпьютер. Один из великов типа горного, передние тормоза сломаны - корова наступила и отломила. Они нас проводили до околицы, посекундно спрашивая с какой скоростью едем. И я вспомнил своё детство, мы жили в дачном месте ( пос. Ильинский Раменского р-на ) и на лето на соседнюю улицу приезжал мальчик Миша. Семья у него была богатой, по тем временам, и велосипед у него был спортивный. Я катался на дорожном велике, который отец получил для работы, т.к. он дослужился до бригадира сторожей, а бригадирам для объезда объектов полагался служебный транспорт. Велик тот был старым и мог ездить только по ровной дороге или под гору, а в гору педали у него прокручивались ( корпус задней втулки износился). И катался я на нём сначала под рамой, а отец вообще ездить не умел, т.к. в детстве в их деревне велосипед был в диковинку, а потом в войну отцу оторвало ногу, он был разведчиком и подорвался на своей же мине, благодаря чему и остался жив. Так вот однажды Мише подарили велоспидометр и мы носились по нашему переулку, то спрашивая Мишу о скорости, то пытаясь разглядеть цифры на ходу. Но аппарат был механическим и стрелка на неровной дороге ходила ходуном, так что и хозяин толком не мог понять с какой же мы скоростью едем.
Всё это проносится в голове, а дорога стелется и стелется под колёса. Шоссе хорошее, но с улучшенным покрытием и узковато. Машин достачно много, но основное беспокойство доставляют большие грузовики, у них плохая обтекаемость и встречный поток воздуха резко сбивает нашу скорость. Длинная у нас сегодня получилась дорога и посёлок Комсомольский перед Темрюком, кажется никогда не кончится, приходится останавливаться всё чаще и чаще и разминаться пешком. Ну вот и Темрюк. С ходу заезжаем на горку, где расположен военный музей под открытым небом и не останавливаясь ( в прошлом году всё рассмотрели ), едем в турприют в конце улицы Ленина. Но тут ремонт и по сравнению с прошлогодней цена выросла вдвое ( 80 руб. с чел.). Едем обратно в гостиницу Темрюк. гостиница пуста, но в одноместный не селят, двухместный стоит 240 руб. Поехали искать частную гостиницу ( администратор сказала, что есть неподалёку ), но за час мы её не нашли и вернулись. Есть ещё частная гостиница на въезде в город, но там такая горка! Душ на 1-ом этаже и платный ( 20 с человека), в приюте, кстати, тоже. Но мы накипятили горячей воды и помылись над унитазом, даже постирали кое что. Номер на третьем этаже, внизу в летнем ресторане какое-то сборище, но мы думали, что часам к двенадцати они разойдутся ( и мы не ошиблись), к полуночи они разошлись во всю мочь.


21 сентября, Темрюк - Голубицкая - Ахтанизовская - вулкан Плевако - Сенной - Вышестеблиевская - Тамань, 77 км за 6 часов, ср. ск. 12,9 км/час, набор высоты 570 м.

   Ночь была кошмарной, ещё хуже было в прошлом году в Адлере, в пансионате, когда нас всю ночь мучили комары при ужасной духоте. На этот раз нам удалось немного поспать. Сначала на весь Темрюк орал магнитофон, причём песни шли по кругу, на третьем заходе Ксюша не выдержала и вызвала милицию. Маг выключили, но включился местный "бард", который под гитару выл свои песни. Потом он устал и снова завели маг с тем же репертуаром. После второго визита милиции через некоторое время певцы, наконец, утихомирились. Ну, естественно, уснуть удалось не сразу. Так вот не выспавшиеся и поехали. В Пересыпи заехали на местный рынок и встретили там прошлогоднего мужика, который тогда крыл власть чем ни попадя. На этот раз настроение его сильно улучшилось, даже помолодел слегка. Очень ему понравился мой российский флажок на велике. Тепло попрощавшись, едем в Ахтанизовскую - там недалеко грязевый вулкан Плевако ( около 300 метров высотой ), к нему даже дорога есть почти до кратера. Сейчас вулкан спит, в его кратере можно постоять и сфотографироваться. На склоне сидит парнишка сторожит виноградники, с помощью двух собак и бинокля, сам он из под Харькова. Дальше мы поехали прямо на запад, дорога проходит через гору Цимбалы, На одной из вершин наткнулись на несколько маленьких кратерочков, булькотящих грязью. Если прикрыть кратер камнем, то он начинает сильно пыхтеть, а когда камень убираешь грязь выплёскивается наружу. Поигравшись немного, едем к трассе и уже по ней въезжаем в Сенной, это небольшое поселение знаменито тем, что здесь делают и разливают отличные Таманские (Фанагорийские) вина. Весь Таманский полуостров засажен виноградниками из-за этого мы сюда и завернули. В прошлом году от Сенного мы сразу поехали в Тамань, а сейчас решили заехать в Вышестеблиевскую и там переночевать в совхозной гостинице. Но перед этим зашли в Сенном в кафе пообедать, очень захотелось поесть борща, но он к сожалению у нас под носом кончился и нам досталось только жаренная картошка с яичницей и салат из помидор ( всё 40 руб ). гостиница в Вышестеблиевской, куда мы с трудом пробились против ветра, оказалась занятой и нам пришлось, опять почему-то против ветра пробиваться к Тамани. Доехали с трудом, но винограда всё равно немного натырили, хотя виноградники охраняются собаками. Поселили нас в четырёхместный номер ( 100 р с двоих ), душ и туалет тут только на этаже, зато на первом зтаже расположен дегустационный зал Фанагорийских вин. После ужина с вином (и горячего душа) очень хочется спать.


22 сентября, день отдыха в Тамани, 22 км за 2ч30мин, ср. ск. 8,8 км/час, набор высоты 206 м.

   Сегодня отсыпаемся и осматриваем окрестности. Рядом с гостиницей расположен музей археологии, очень интересная экспозиция, много древних предметов, раньше это место называли Тьмутаракань, но здесь всегда жили люди. Продаются интересные сувениры под старину из глины (вазочки, маслянные светильники...). Следующим был музей Лермонтова, в прошлый раз мы его не нашли (после дегустационного зала), оказалось и искать не надо, прямо около гостиницы в парке на берегу моря. Два небольших беленьких домика, внутри печка, лавка, сундук, небольшой стол. Что-то я не помню насчёт кровати, надо у Ксюши спросить. Я тоже не помню. Во дворе колодец, навес для лошадиной упряжи, дорожки из камня. Сразу захотелось перечитать "Тамань" и сравнить впечатления. Потом поехали на рынок, вообще это всё находится в радиусе километра, но с велосипедами мы всё равно не расстаёмся. На рынке купили настоящего сливочного масла (весь кусок состоит из шариков), творог и арбуз. Арбуз сочный и красный, но не сладкий. Около рынка и автовокзал, с целью экономии времени, мы хотели от Тамани до Анапы доехать на автобусе и надо бы узнать расписание на завтра. Опрос местных жителей дал противоречивый результат и тогда мы дождались очередного автобуса и выяснили всё у водителя - первый автобус отходит в районе шести утра. Отвезя продукты "домой", решили съездить на Лысую гору, сначала хотели доехать до мыса Тузла, но с утра резко похолодало, поднялся сильный северозападный ветер и мы ограничились горой. Ничего интересного там нет (как и везде в России или свалка или помойка), просто до горы проехались по городу, посмотрели, как люди живут. В овраге нарвал килограмма три отличных спелых персиков, они небольшого размера, но очень вкусные. Пока я там лазил местный мужик пристально за нами наблюдал и потом сказал, что там полно ядовитых змей. Ксюша начала было нервничать, да "чукча не дурак" я палочкой впереди себя сначала прошаривал по траве. Вечером купили вина и устроили праздник, фруктов наелись до отвала (потом всю ночь бегали в туалет).


23 сентября, Анапа - Сукко - Мал.Утриш -Дюрсо - Абрау - Новоросийск, 80 км за 8 час 25 мин, ср. ск. 9,5 км/час, макс. ск. 54,9 км/час, набор высоты 2102 м.

   Накануне в гостиницу приехало много постояльцев, мы думали, что нас переселят, но обошлось. Встали в пять утра, к шести часам мы были уже на остановке, ещё до прихода автобуса приготовили велики к погрузке - сняли передние колёса, свернули рули. Народу не очень много, но от нашего, всё ещё советского сервиса, всегда надо ждать сюрприза, не обошлось и на этот раз. Вместо Икаруса с большими багажниками подали Львовский автобус, о том чтобы запихнуть велики в его багажники не может быть и речи, к тому же водитель сам туда чевой-то положил. Мы, конечно, такой вариант предполагали, но ехать своим ходом не хотелось, да и от графика мы поотстали с этими степями. Поэтому я начал задавать возмущённые вопросы - что да как? Водитель не выдержал и разрешил поставить велики сзади в промежуток между последним и предпоследним сидениями, но с условием, чтобы не занимать сидений и не мешать другим пассажирам. Ну это мы завсегда можем, тем более, что народ в провинции очень терпимо относится ко всему. Сюда тут же навалили чемоданов и сумок и сбоку и сверху и мы успокоились. Ксюша даже сначала заняла места в середине салона, но мне удалось уговорить её сесть назад, рядом со своими великами, как у Кочеткова в балладе "С любимыми не расставайтесь..." За проезд заплатили 70 рублей, доехали хорошо, народу в станицах набилось до упора, в десятом часу мы были уже на автовокзале в Анапе. Даже в автобусе я умудрился проколоть переднее колесо, пришлось клеить, так как запасная камера оказалась тоже с дыркой. В десять выехали - ещё ничего не проехали, а уже есть хочется, нашли за городом тихое местечко (рядом с каким-то бомжатником) и позавтракали ещё раз. Ну дальше дорога знакомая, по трассе через Варварку до Сукко, а потом по грейдеру, через Сухой Лиман и Мал. Утриш, до Дюрсо. Грейдер начинается в Сукко от перекрёстка и сразу очень круто, пришлось некоторое время пройтись пешком. Потом всё же удалось сесть и мы потихоньку попилили на перевал. После того, как я Ксюше поставил кассету со звёздочкой в 30 зубьев, она тоже стала ездить в гору ( а то всё пешком норовила ходить). Через некоторое время встретили пастуха с козами, в горах принято поздороваться и поговорить со встречным, что мы с удовольствием и сделали (заодно и отдышались), интелегентный такой, симпатичный мужчина средних лет, по разговору больше похож на учителя. Этой дорогой мы едем второй раз, первый раз проехали прошлой осенью, тогда нам встретилась только одна машина. В этот раз движение намного оживлённее, с одной стороны хорошо, а с другой - загадят ведь паразиты, уже мусора больше стало. Поднявшись долго едем по извилистой лесной дороге с ответвлениями, потом начинается крутой спуск по сыпучке. В прошлом году я здесь здорово навернулся, видимость тут плохая из-за нависших над дорогой деревьев, скорость была под сорок, на мнгновенье взглянул на компьютер и в следующее уже летел юзом по камням. Переднее колесо попало в сильную сыпучку и руль вывернуло почти поперёк, а может я ещё тормознул невпопад. Когда Ксюша подъехала, я уже встал и пытался оценить размеры наших повреждений, находясь в лёгком шоке, который тут же передался и ей. Пришлось командовать своим лечением. Из нас с великом пострадал только я и то не сильно - неглубокие ссадины с правого боку: на ноге, на бедре и на плече, руки защитили перчатки, хотя большой палец на правой руке заработал только на следующий день. Сильнее всего досталось бедру и плечу, причём велошорты выдержали, а рубашка на плече порвалась. К вечеру припухла ладонь и мышца на голени. Промыли раны перекисью и спиртом и никаких воспалений не последовало, прививку от столбняка мы сделали ещё весной. Хорошо обрабатывать такие раны зелёнкой, но потом становишься слишком яркой личностью и я предпочитаю спирт, йодом не советую пользоваться на свежих ранах, т.к. он вызывает химический ожог, а спирт родная для организма жидкость (в прямом смысле). Йод хорошо рассасывает отёки мышц, но при здоровой коже. Ещё было обидно и досадно - нельзя купаться, но Ксюша уверила меня, что морская вода способствует заживлению и так оно и было. Но ещё долго я (инстинктивно) сильно притормаживал на спусках и в этот раз я прошёл этот участок с удвоенным вниманием не быстрее 25 км/час. Случись тогда что-либо серьёзное, я не знаю как бы мы отсюда выбрались, местность совершенно безлюдная на много км. Вот и Сухой Лиман, который в этом году мокрый. Сначала мы хотели здесь пристроиться на обед, но есть ещё не хотелось и мы проехали дальше. Пообедать, зашли в лес, Воду я ещё в Сукко набрала на базаре из водопровода, она оказалась ужасно ржавой, это я заметила только сейчас, т.к. бутылка была непрозрачной, но суп получился всё равно очень вкусный, а в чае не видно он совсем молодой, одни дубки, тут же я нашёл огромный белый гриб, хороший, только немного подвяленный. Пока варилась еда (мы готовим на маленьком бензиновом примусе Турист), обошёл вокруг и нашёл ещё несколько боровиков, но к сожалению среди них только один без червяков. Никто по грибы там не ходит и они умирают от старости. Чем ближе к морю, тем больше следов человеческой деятельности, вот трубу в землю воткнули и из неё вода бежит, а за Утришом, прямо на берегу, расположились "дикие" туристы на двух автомашинах. Очень кстати, т.к. у Ксюши обнаружилась неполадка в рулевой колонке - отвернулась гайка. Это очень странно, потому что дома я её заворачивал с огромным трудом, после того как на трубе вилки мне в Диокле халтурщики резьбу нарезали. Нарезали так плохо, что гайку еле смог прокрутить, а вот теперь от тряски разболталась. Спросил у ребят: нет ли у них разводного ключа? Один покопался в багажнике шикарной иномарки и достал оттуда ключ огромный и ржавый. Но размерчик как раз, то что надо - очень выручили. Когда мы подъехали, с ними разговаривал лесник, он предупредил их, что здесь неподалёку бродит медведь, не знаю, правда это или шутка, но ребята эти собирались ночевать в палатке. А мы поехали в Абрау в гостиницу, мы там в прошлом году отлично переночевали. К семи вечера были на месте и тут нас ожидал сюрпризик, гостиница оказалась на ремонте и все свободные места заняли ремонтирующие её рабочие. Нас отказались пустить даже в холл. Мы пошли по домам, но после часа безуспешных попыток устроится на ночёвку, плюнули и поехали в Новоросийск (спускаться обратно в Дюрсо не было никакого смысла). К этому времени окончательно стемнело, температура за бортом +11°С. У меня с собой передний фонарик на аккумуляторах, сзади красная мигалка и отражающие полоски на рюкзаках. Ксюша едет впереди, я ей подсвечиваю дорогу и обочину и всё нормально, только встречные машины слепят и холодно очень. На въезде в Глебовское, прямо у дороги большой ресторан и вокруг него огроженная высоким кирпичным забором большая освещённая площадка. Забор хорошо защищает от ветра и мы остановились там поужинать и переодеться. Пока кипятили чай, пришёл хозяин, напуганный непонятной вознёй под окнами, но увидев нас и услышав наши объяснения, успокоился. Мы оделись потеплее, перекусили и нам стало получше. Стресс потихоньку отступил (физическая нагрузка лучшее от него лекарство) и вскоре мы уже въезжали в Новоросийск. На первой же заправке узнали где находится ближайшая гостиница. Это оказалась Бригантина на Анапском шоссе, с виду очень приличная, внутри - натуральный портовый притон. Когда я туда вошёл, проститутки пришли в дикий восторг, такого экзотического клиента у них, наверное ещё не было, предложения сыпались со всех сторон. Двухместный номер стоил там 270 р., я решил, что это дороговато и администратор, проникнувшись сочувствием к моему усталому виду, посоветовала проехать чуть дальше до гостиницы Черноморочка. Мы проехали мимо неё три раза, прежде чем обнаружили вход. Это было Чудо, за 160 рублей нас поселили в отличном номере, поставили велики в камеру хранения и позвонили в котельную, чтобы те не выключали горячую воду, пока мы не помоемся. К тому же охранник оказался бывшим велогонщиком и мы с ним ещё успели поболтать. В гостинице исключительный порядок, даже ресторан, под окнами на первом этаже, приглушил музыку после полуночи. Утром мы высказали своё восхищение и благодарность и узнали, что гостиницу собираются капитально ремонтировать и переделать в "отель". Значит ночевали в ней последний раз, а жаль.


24 сентября, Новоросийск - Кабардинка - Дивноморск, 50 км за 4 часа 47 мин, ср. ск. 10,5 км/час, набор высоты 1636 м.

   Вчера усталость особенно не ощущали, зато сегодня даже очень чувствуется. Ещё вечером, при въезде в город обратили внимание на сильнейшие порывы ветра. Сегодня они стали ещё мощней. Пока ехали по кварталам города было не так заметно, неладное мы почувствовали при подъезде к порту. Прошлой осенью в Новоросийске мы встретили единственного байкера - Юру и он показал нам короткую дорогу через грузовой порт ( и пивом угостил). Так вот в районе порта нас стало просто волочить поперёк дороги вместе с великами и Ксюша местами просто шла пешком поближе к забору. Но самое жуткое началось, когда мы выехали за город на трассу. Дорога до Кабардинки проходит по берегу моря, причём с другой стороны горы изрезаны щелями (это с гор реки стекают). В этих местах дорога уходит со спуском от моря, а потом с подъёмом возвращается на берег и так через каждые 500-900 метров. Пока едешь вдоль берега ещё ничего, но стоит подъехать к щели, как натыкаешься на мощный плотный поток воздуха, это даже не ветер, такое впечатление, что где-то там внизу стоит мощнейший вентилятор и дует не выключаясь ни на секунду. Ехать вниз совершенно невозможно, руль просто выкручивает из рук и начинает тащить тебя назад несмотря ни на какие усилия. Приходилось просто продираться сквозь эту стену воздуха, наклонившись вперёд иногда под тридцать градусов. Велокомпьютер даже не показывал с какой скоростью мы продвигаемся, настолько это было медленно и так до самой нижней точки. Зато потом на подъёме этот же поток воздуха разгонял нас (и это на подъёме) совершенно без нашего участия до скорости 16-20 км/час. Сядешь, руки в локтях растопыришь (для большей парусности) и тебя в момент заносит наверх, главное чтоб на встречную полосу не выкинуло. Кроме ветра меня поразила Ксюша, когда у меня в голове уже вертелась мысль о том, что хорошо бы бросить всё это к чёртовой матери и поймать попутную машину, она (Ксюша) без ропота толкала свою Мериду вперёд и мысль моя умерла после слов: "Я вот иду и думаю - застряну я под ограждением, если упаду, или ветер выкинет меня в пропасть?" На что я её успокоил, что за ограждением плотные кусты и она там обязательно застрянет и после своих слов успокоился сам. Я вспоминаю всё это с восторгом. Такая стихия!.. По мере продвижения к Кабардинке напор воздуха понемногу стал ослабевать (или это мы притерпелись к стихии). В посёлке мы заехали на рынок, там нам сказали, что дует уже третий день и сегодня уже легче, купили на улице большой арбуз и устроились обедать на крылечке закрытого магазина. Здание закрывало нас от ветра и на солнышке было тепло и спокойно. После обеда мы продолжили наш путь к Геленжику, здесь из щелей тоже дуло, но дорога прямая, без спусков-подъёмов и нам надо было лишь следить, чтобы нас порыв ветра не выкинул на обочину. Геленджик мы проскочили по объездной дороге и свернули на Дивноморское. Шесть километров под гору с попутным ветром, в другое время мы бы постарались получить удовольствие от такого спуска, а сейчас мы тихонько ехали (в основном накатом), любуясь окрестностями. От утреннего напряжения руки и ноги тряслись мелкой дрожью. Местный "бродвей" оказался заполнен отдыхающими, но ветерок дул и здесь и купаться совершенно не хотелось. На ночлег мы устроились у бабы Кати на ул. Ленина (30 р. с человека, удобства во дворе), напротив была гостиница, но мы туда не заходили. Нам надо было определиться, как ехать дальше? Прямой дороги на Архипо-Осиповку нет и нам или надо было возвращаться на трассу, или пробираться горами мимо Джанхота через Прасковеевку на Пшаду. Чтобы определиться мы стали расспрашивать местных жителей. Лучше всех знают дороги таксисты, вот с одним из них (Виталик) мы и разговорилились. Для машин дороги там нет, но для пешеходов на 90% есть, такой был ответ. Местный байкер, то ли под кайфом, то ли пьяный, авторитетно заявил, что дорога есть и что он там даже ездил ещё на дорожном велике и мы пошли варить компот ( из кизила, облепихи и лесных яблок), грибной суп, ужинать и спать.


25 сентября, Дивноморское - Прасковеевка - Пшада - Архипо-Осиповка, 57,5 км за 6 час 16 мин, ср. ск. 9,2 км/час, набор высоты 967 м.

   Выехали в девять часов, на Джанхот по новой дороге. До хутора Джанхот отличный асфальт и перевал 190 метров. Прямо за хутором начинается дорога на Прасковеевку - хороший укатанный грейдер и тоже перевал около 200 метров. Поначалу немного тяжеловато после вчерашнего, но потом раскатились. Прасковеевка симпатичная станица, в котловине окружённой горами. Спрашиваем у первого станичника, как найти дорогу на Пшадскую трассу, а он говорит да нет тут никакой дороги и не было никогда. Как будто нас холодной водой окатили. Как я представил себе, что обратно надо возвращаться, так мне муторно стало, но по инерции едем вдоль домов дальше. Доехали до магазина, думали может там рынок какой работает, но никого нет. Тут казак на грузовом мотороллере жену в магазин привёз - решили с ним поговорить. Он говорит щас я вас с местным следопытом познакомлю и подзывает его. Небольшой такой, на цыгана сильно смахивает, сразу воодушевился, узнав, что нас интересует. Есть, говорит, дорога - 12 км. Там раньше линия связи была протянута (её мы на карте за электролинию приняли), теперь там только изоляторы от неё остались, а столбы сгнили. Но теперь это не дорога, а пешеходная тропа и он по ней даже в этом году ходил. Это было очень ценное замечание, а то как-то под Рязанью мы спросили у местных мужиков про дорогу, а один и говорит, да есть дорога, я по ней ходил недавно, а когда мы стали допытываться, когда это недавно, оказалось восемь лет назад. Но здесь совсем другое дело, "цыган" подробно описал куда идти, где сворачивать, где спуски и подъёмы - это нам очень помогло, правда вспоминали мы эти подробности, когда после потери ориентировки всё таки выходили на нужное направление. Хотя основное направление было одно - на восток, строго на восток, не считая серпантинов, конечно. Сначала мы ехали, потом дорога резко забрала на север и мы вспомнили, что нам туда не надо, пришлось немного вернуться. Наша дорога перешла в тропу и нырнула в кусты, но ехать можно и здесь. Как на карте показано через четыре км начался подъём, тут мы немного сбились опять (из-за серпантина). Высота перевала около 270 метров, полно грибов, но все пластинчатые отряда груздей, я не удержался - набрал пару кило, хотя в жарку они не годятся - горькие. Перекусили немного перед спуском и вперёд. Места довольно глухие, но сбоку от тропы попадаются обёртки от шоколадок и кусочки туалетной бумаги - происхождение этого осталось для нас загадкой. Вид какашки и розовой салфетки меня успокоил. Люди здесь проходили и я пройду. Длинный и крутой спуск по тропе среди высокой травы, местами пришлось идти пешком. Неожиданно появился тракторный след, как будто трактор спустили с неба, потом спуск кончился и дорога разделилась на несколько направлений. Надо сказать, что когда мы спускались у нас альтернативы не было и за направлением мы не следили и теперь предстоял выбор. Мы поехали туда, куда вели тракторные следы и ошиблись. Трактор-то мы нашли - он стоял в кустах (Беларусь в приличном состоянии), а дорога кончилась совсем. Сгоряча мы пролезли через бурелом ещё метров сто и упёрлись в такой подъём по скалистому склону, что и пешком там залесть проблема, а уж с гружёными великами и думать нечего. Мы поняли что"немного" заблудились и я стал прикидывать сколько у нас еды и воды - выходило, что на пару суток хватит. Я Мише сразу сказала идём не туда, но он заленился свериться с компасом. Удивляюсь как нас не покусали змеи в этих джунглях. Решили вернуться на развилку - нашли дорогу по которой мы сюда приехали (благо у Ксюши хорошая память на детали), смотрю на компас - мы приехали с востока, вот те раз, а должны с запада. Стали анализировать, где мы сбились, ничего придумать не смогли, т.е. до развилки ошибок не было. Тогда ещё раз внимательно огляделись вокруг, а это что? Паралельно дороге по которой мы приехали, буквально метрах в трёх-пяти идёт ещё одна уже на восток, как нам и хотелось. Оказалось серпантин так круто завернул (на 180 градусов), да ещё на пологом месте, вот мы и проскочили. Неприятные ощущения, одни в глухих местах, благо погода хорошая. Дальше пошло легче - настоящая дорога в две колеи, правда машины и трактора наделали здоровенных ям и пришлось сильно вывозиться в глине, зато пошли фруктовые сады (тут мы вспомнили, что нам и про них рассказывали). Урожай уже собран, но пяток яблок удалось разыскать. На трассу выехали в 16 часов. На широком бетонном периле моста через речку пообедали творогом и простоквашей, в которой от тряски образовались большие комки масла. Немного почистились и вперёд, На Пшадском перевале ( ~ 180 м) купили горного мёда по 80 р за кг, бутылочка из под Данона - 48 рублей. После перевала дорога до Архипо-Осиповки идёт под уклон (19 км), вот тут мы прокатились от души, едем слышим кто-то сигналит - это таксист Виталик из Дивноморского нас обогнал. Быстро нашли комнату с горячим душем (100 рублей за всё) и кухней. Попробовал сварить грибы - запах хороший, но несмотря на то, что первую воду я слил, горечь осталась - пришлось выбросить, зря только тащил. Вечером где-то недалеко была гроза.


26 сентября, Архипо-Осиповка - Туапсе, 83 км за 6 час 2 мин, ср. ск. 13,7 км/час, набор высоты 1088 м.

   Несмотря на хороший отдых, ехать тяжело, а тот спуск, который помог нам с ветерком прокатиться до Архипо-Осиповки, утром, естественно, превратился в тягучий и нудный подъём. Но постепенно втянулись. В Джубге зашли на рынок, купили помидоры, арбуз, кило фундука (35 р.), ещё там продавался коньяк с хорошим, настоящим запахом - 50 р. за 0,5 л. Но у нас ещё паршивый бренди не кончился, который мы купили в дегустационном зале в Тамани. Арбуз пришлось съесть, остальное с собой. К трём часам доехали до Новомихайловки, ввиду угрозы дождя, обедать устроились под крышей заброшенного склада. Чай с бренди, кильки в томате, кабачковая икра, что-то сладкое, наверное, шоколадка - Ксюша большая любительница, а по мне лучше мёд. Отдохнули часок и на перевал (около 200 м.). В прошлом году мы ехали вдоль моря через базу отдыха Ласточка - хорошая лесная дорога, но через перевал быстрее. До Агоя вверх-вниз от 10 до 100 метров. Перед Агоем отдохнули и в 17 час 30 мин. начали подниматься. Подъём (~200 м) занял полчаса, скорость при подъёме около 7 км/час, итого три с половиной километра серпантина. Ну, а с перевала вьезжаем прямо в Туапсе. Недалеко от порта есть гостиница Моряк, в прошлые два раза мы почему-то проезжали мимо неё не заходя, а напрасно. Встретили нас там на редкость тепло, выделили большую комнату (там раньше был тренажёрный зал, даже шведская стенка осталась) с холодильником и балконом, удобства, правда, в коридоре и всё это за 101 рубль. Ксюша своими маленькими ручками сразу оторвала гардину (гостиница старая - всё на "соплях"), при попытке задёрнуть штору, странные эти женщины - в ст. Калининской вообще без двери спали, а тут сразу штору дёргать. Срочно пришлось чинить, хотя и нечем, так пришпандорил для виду. Потом ещё за продуктами ездили, молоко-то надо на завтрак купить - мы каждое утро кашу молочную варим.


27 сентября, Адлер, 22 км за 2 часа 25 мин., ср. ск. 9 км/час.

   Пришлось встать в 5 час 45мин. - из Туапсе в Адлер мы едем на электричке. Один раз весной 1999 года мы проехали своим ходом, всё посмотрели. Загруженная трасса, много машин, гари, горок - одного раза достаточно. На балконе сварили кашу на примусе, быстро собрались, и за полчаса до отхода электрички (7 час 43 мин.) были уже на вокзале. Народу много, случайно сели в последний вагон, задние двери не открываются, даже в тамбур закрыты, ну мы туда велики и приспособили. Какой-то бывший железнодорожник и даже, наверное, начальник, не вышедший ещё из этой роли, прикололся к нам насчёт того, что мы закрыли проход, (за что они так пассажиров ненавидят? Наверное работать мешаем.) а потом стал расспрашивать про наши велосипеды. Пришли ревизоры, билеты на велосипед тут не нужны, а вот про проход они тоже беспокоились, но мы сказали, что если понадобится мигом освободим. По приезду в Адлер, купили еды и пошли обедать на пляж - до двух часов загорали, загородившись от ветра велосипедами. Когда солнце совсем скрылось за облаками и на пляже стало холодно, мы поехали искать жильё. Час барражировали, прочёсывая квартал за кварталом и у самого вокзала нашли таки подходящее жильё. Две смежные комнаты на втором этаже, с умывальником (хол. вода), горячий душ во дворе, кухня с газом и холодильником, туалет во дворе, сорок рублей с человека в сутки. Комнаты тёплые, близко вокзал и море. Улица Белорусская, хозяйничает там молодой человек по имени Андрей, родом из Москвы. Назавтра решили съездить на Красную Поляну, пока погода прохладная.


28 сентября, Адлер - Красная Поляна - Адлер, 107,4 км за 7 час 13 мин, ср. ск. 14,8 км/час, макс. ск. 49,8 км/час, набор высоты 988 м.

  Мы были один раз в посёлке Красная Поляна весной 1999 года и осенью того же года доехали только до Чвижепсе, набрали минералки и вернулись. На этот раз мы решили доехать до подъёмника, потому что нам очень хочется съездить на озеро Рица и мы хотели получить информацию о горной дороге через турприют Пслух, турприют Эгельманова поляна, перевал Ахук-Дара, курорт Авадхара. В советские времена там всё функционировало, но после войны в Абхазии - неизвестность. В принципе мы ещё не готовы к столь высокогорным походам, самая большая высота, которую мы "покорили" около 1000 метров, но информацию и опыт потихоньку накапливаем. Я был в молодости в горах Армении в пешем походе, но у меня были опытные товарищи и всю опасность я осознал, когда вернулся. Итак с утра пораньше мы выехали, дорога там хорошая, погода безоблачная +11°С. На смотровой площадке, перед скальным участком, к ограждению привязан маленький медвежонок, за плату с ним можно сфотографироваться. Крутился-крутился и описался, мамку убили, а он теперь туристов потешает. Их сегодня много, рафики идут один за одним. Едем дальше и мы, нам очень нравиться скальный участок, но внизу бьют тоннель и скоро видимо машины здесь ходить не будут. Я в восторге от скальной дороги. Такое величие природы...Миша говорит, что сюда мы приедем не скоро - очень жаль. Хорошо бы, чтобы и после этого за дорогой продолжали следить, а то получится как со старой дорогой, которая проходит выше действующей. Зарастает, засыпают её камни, какие-то уроды набили там бутылок, а так красиво там, кто не был рекомендуем проехаться, посмотреть. В 12 час 17 мин приехали в посёлок, он расположен на высоте ~500 м НУМ, в конце посёлка турбаза, место в 2_х местном номере без питания 130 р., в 4_х местном - 110р. Есть хорошая столовая, но для проживающих. В посёлке сдаются комнаты, есть несколько показательных пасек, куда привозят туристов, мёд стоил от 80 до 105 р/кг. На турбазе нам рассказали, что есть ещё одна - военная, там организуются пешие экскурсии по горам. На эту турбазу мы не попали, так как сначала проскочили на неё поворот, а потом не было времени. Она находится у дороги, если ехать к Царскому Охотничьему домику, недоезжая. Подъехали к подъёмнику, билет на канатку 180 р, недоезжая до неё есть заброшенный сланцевый рудник, а там неглубокая пещера. За канаткой, ~7 км, нарзанный источник, туда можно прокатиться на лошадях под руководством инструктора-экскурсовода или на великах (самостоятельно), но мы не поехали, так как было очень грязно. Я разговорился с одной из инструкторш и она мне рассказала, что турприюта Пслух нет, а кордон действует, что можно съездить к истоку Мзымты на озеро Кардывач, но нужно разрешение пограничников (они нах-ся в пос. Эстосадок), так как там близко Абхазия. Есть дорога на гору Аишха (2857 м НУМ) и туда можно съездить. Потом мы пообедали, разместившись в одном из свободных торговых киосков, наблюдая одновременно за полётом парапланов. К нам потянулись туристы, думая, что здесь что-то продаётся, но кроме чая и улыбок у нас ничего для них не было, разве что доброе слово, но это задаром. На обратном пути мы заехали на пасеку, перед поворотом на Чвижепсе и купили немного горного мёда и рассказ впридачу о гидроэлектростанции, которая расположена недоезжая посёлка и о том, как надо выбирать настоящий мёд. Так вот настоящий мёд бывает только у тех людей, которых вы знаете, а другими способами его отличить нельзя, захотят обмануть и обманут. Ещё нам показали полуторокилометровую карту окрестностей Красной Поляны ещё советского производства, там также отмечены основные достопримечательности и туристические маршруты, а среди них есть шестидневный маршрут на озеро Рица, так что теоретически дорога туда есть, но вот в каком она состоянии сейчас - это вопрос. Потом мы ещё за нарзаном завернули, это совсем недалеко от трассы, недоезжая до Медовеевки, если смотреть по карте. Если переехать речку по ближнему мосту, то дорога проходит через Русскую Деревню, мы там ехали в прошлый раз. Чудно, из толстой нержавеющей трубы, которая вся ржавых подтёках (из воды железо оседает) течёт несколькими струями настоящая газировка, хоть купайся. Немного недоезжая до этого места стоит гидрант, иногда сюда подъезжают машины, типа наших молоковозов и заполняют цистерны. Потом, наверное, на заводе, воду разливают в бутылки. Там есть ещё скважина с сероводородной водой, в прошлом году нам специально открывали дверь, чтобы мы могли налить бутылку. На этот раз довольствуемся нарзаном и едем домой. Приехали, когда уже начинало темнеть и облака на востоке окрасила вечерняя заря


29 сентября, Адлер, отдыхали.

30 сентября, Адлер - Н.Ореховские водопады - Адлер, 85 км за 5 час 53 мин, ср. ск. 14,4 км/час, набор высоты 720 м.

   Утром неторопясь позавтракали, завтракаем мы (и ужинаем тоже) в летней столовой, рядом растут гранаты, виноград и розы, запах обалденный. Сегодня мы наметили посетить Ореховские водопады, будем надеяться, что они работают. А то в прошлом году ездили мы на Агурские водопапды, а их "выключили", по причине отсутствия дождей, с нас тогда даже денег не взяли - вы, говорят, всё равно туда с велосипедами не доберётесь. А мы не только на водопады добрались, но ещё на Орлиные Скалы, к Прометею, вскарабкались и втретили там, к общей радости, группу велотуристов из Москвы. Возвращались мы тогда через Мацесту. На этот раз я хотел заехать в Сочи посмотреть местные карты. Сочи - огромное кол-во машин, чад и гарь, никаких карт нет и в помине, даже тех, что есть в Москве. О развитии туризма одни слова, всё направлено на то, чтобы содрать, как можно больше денег, никакой фантазии, никакой информации. Курортная зона, а заработать стараются на водке, а ведь вложения в туризм окупаются быстрей всего (кроме наркотиков). На водопады едем через село Пластунку - промышленный район Сочи, грязь и помойка. Водопады на высоте около 180 м, навстречу непрерывной чередой мужчины и женщины с огромными сумками, мешками и корзинами. Тащут из леса грибы - опята, я видел, как они растут гроздями на деревьях (под Москвой), но такого кол-ва видеть не приходилось. Один мужик поставил корзины на землю, чтобы отдохнуть и отвлёкся на секунду, вдруг откуда ни возьмись прибежали местные свиньи и корзины эти враз опрокинули, пришлось ему на четвереньках снова собирать свой урожай. На водопады вход платный, 15р/чел. и мы хотели было уже уехать, но контролёр обиделся на такое наше отношение и пустил нас бесплатно. Смотреть там особо нечего, так течёт струя воды, но чтобы и это увидеть пришлось так долго спускаться по лестнице, что свело бедерную мышцу ( совсем отвыкли мы ходить), потом с трудом доковылял до велика. На обратном пути пообедали за столиком придорожного кафе, которое ещё было закрыто, но у нас с собой было. Проезжая по мосту мимо вокзала в Адлере, услышали внизу истошные вопли и гудки машин, оказалось это наш знакомый Виктор, с которым мы в Москве давно не виделись, отдыхал здесь в пансионате и теперь уезжает домой. Договорились встретиться на закрытии сезона. Ему для отдыха достались не самые тёплые дни, погода только начала устанавливаться, сегодня под вечер около двадцати тепла, а вода ещё теплее, поэтому мы сразу поехали купаться, а то в семь солнце уже садится.


1 - 4 октября, никуда не ездили кроме пляжа и рынка.
  Установилась тёплая устойчивая погода, с утра безветренно, а после часа пополудни с моря дует несильный ветер, выравнивая температуру моря и раскалившейся гальки. Она нагревается так, что можно лечиться, чем мы до обеда и занимаемся, т.к. по такой погоде ехать никуда не хочется, да и норму свою мы выполнили. За эту поездку мы проехали и прошли около 1300 километров, поднялись (в сумме) на высоту 10837 метров и надо немного отдохнуть и запастись солнечным светом на долгую и холодную зиму. После часа мы обычно заезжаем на рынок, обедаем и или спим или тихонечко катаемся по городу вдоль моря до темноты. Сегодня вот Ксюша спит, а я сижу во дворе под виноградным пологом и пишу эти заметки. Тепло, спокойно и уютно, около меня отирается Тобик - местный кобелёк, который обслуживает, как минимум, двух хозяев (или они его), сидит выискивает у себя блох. За время наших поездок мы научились быстро приспосабливаться к окружающей среде и вскоре везде чувствуем себя как дома, так бы ехал и ехал всю жизнь.И я с тобой!...

E-mail1: VELOTURIST@MAIL.RU
E-mail2: VELOTUR@pt.comcor.RU

К отчетам по Западному Кавказу.

Hosted by uCoz