Попытка - не пытка... (Алибек - попытка 2000)

К отчетам по Западному Кавказу.

Так уж получается, что на неудающиеся походы (в смысле главной цели) подбиваю народ я. Так было прошлым летом - бесславный подъём на пер. Муруджу, так и в этом году - попытка перетащить велосипеды через перевал Алибек.

Первый день - один из жарких дней июля 2000. Проехав по асфальтовой дороге и распрощавшись с ней около пос. Хасаут-Греческий, мы ночевали около базы отдыха Сбербанка Кешкет (86 км). Одного взгляда было достаточно - банковские работники живут в наше смутное время очень даже неплохо.

Видимо спокойное течение первого дня наскучило провидению или кто-там-есть. Вторая ночёвка отличилась моим отравлением. Причём я хоть и страдал, но уже почувствовал, что каждый должен чем-то заплатить за эту поездку - год-то високосный. Думаю, отмучаюсь и всё!

Третья ночёвка у подножия г. Сухая Марка - в семи километрах от второй. Показав характерную для наших поездок скорость (7 км в день - чем ближе к перевалу, тем медленнее скорость!), мы, изнурённые таким темпом движения, решили сделать днёвку. Оператор и Дезорг без потерь переправились через р. Аксаут и полезли в гору, стремясь связаться по радио с Черкесском и сообщить, что у нас всё нормально.

Следующий день посвятили банно-прачечным делам и зарядке аккумуляторов радиостанций от солнечных батарей.

Проехав ещё 6 км, мы остановились бы в живописном месте, если бы не Старший, загнавший нас в тёмное и унылое место, кишащее комарами. Дезорг явно лишился дара поиска хорошего места. Это было видно по его новой, враскарячку, методике езды на велосипеде и такой же точно схеме передвижения пешком. Мы со Старшим пошли прогуляться по реке Хадюка (Дезорг заявил: "Я на Хадюка не ходюк!") Увидели природную плотину из огромных брёвен высотой в добрую девятиэтажку и два великолепных водопада. Нашли три гриба (за всё путешествие!).

На следующий день доехали до базы МЧС. Проехав первый из нарзанов, заночевали у второго (второй вкуснее), произнося на разный лад "Дуся, я человек, измученный нарзанами!". Без Дезорга прогулялись до шахты (штольни), она была заброшена, но мы единодушно решили, что Ю-ю обитает именно здесь.

От базы МЧС вверх уходит дорога, идущая на бездействующие шахты, там добывали в Советское время какие-то редкие металлы. Дорога отвратительно каменистая, но зато как она блестит на солнце! Ну прямо "Золото Макены". С каждым витком серпантина (я просветил ребят, что такой виток в Европе называется "курва", все горячо со мной согласились), всё более открывается великолепная панарама р. Аксаут, г. Кара-Кая и окрестностей. За 3 часа пути поднимаемся на 450 м. Здесь траверс склона и образующаяся тропинка уходит вправо на р. Джаловчат и далее на пер. Алибек. Тут я наконец-таки вспомнил, что именно здесь мы шли с Алибека в 1983 году.

Поднявшись ещё чуть-чуть до видневшихся вверху развалин шахтовых строений и решили здесь ночевать. Нашли фундамент разобранного по кирпичику доиа, по мере сил (насколько это возможно без бульдозера) убрали доски, ощетинившиеся ржавыми гвоздями, осколки бутылок, оконного стекла, большущие аккумуляторы от шахтовых лектровозов, да мало ли ещё чего. Но всё это меркло по сравнению с великолепнейшим видом на г. Капа-Кая и прилегающие вершины, ледники, снежники. Откуда-то взявшийся густой молочный туман постепенно окутывал всю эту красоту, а заходящее багровое солнце дополнило эту картину, окрасив всё вокруг в фантастичные цвета. Казалось бы, всё это волшебство должно было настроить нас на романтический лад, на философско-созерцательное настроение и душевно-физическое успокоение. Так нет же! Старший уже успел побывать на верхних шахтах и связаться с Черкесском и заявил: "Он сказал, что нужно подниматься на гребень, а там до Алибека идёт хорошая тропинка, почти дорога!" Посмотрев на карту, я почти физически ощутил эту "почти дорогу" - вот здесь на скале расположился киоск с пивом, а вот тут, на скальном же обрыве - маленькая кафешка. А дорога разве что не асфальтовая, но разметка есть! Не скрывая сарказма, я всё это вывалил на общий суд и предложил идти по траверсу. Все нехотя согласились...

Утром мы проснулись в 5-40 (!?), а в 8-40 были уже в пути. Тропинка-траверс запомнится нам надолго. Яркие краски палитры противоречивых ощущений захлестнули нас - от "Ах, какая красотища!" до "Хренов альпинист..." (это про меня). Протащившись 3 км по каменюкам и рододендронам и затратив на эту пытку 2 часа, мы увидели на склоне г. Аксаут гигантскую змеиную морду - причудливое творение Природы. У р. Джаловчат паслось небольшое туриное семейство. Испив студёной водицы ("поцелуй Джаловчат"), прём дальше.

Бросив дурацкий груз идём с Оператором на разведку. Поднимаемся по крутой тропинке. Наконец доходим до небольшого "ночёвочного" плато, откуда виден пер. Алибек. Этот вид не предвещает ничего хорошего - всё седло в снегу, а по краям - осыпи, и, к тому же, состояние нашей обуви (кроссовки Оператора потом пришлось сжечь) было ужасным, а уж холодная ночёвка без костра нам была обеспечена!

Навстречу нам бодро сбежала киевская группа из трёх человек с огромными рюкзаками. На наш вопрос, можно ли там с велосипедами..., руководитель многозначительно сказал, что "...есть такие горные велосипеды, на них можно!". Нас так и подмывало сообщить, что наши горные велосипеды давно превратились в "горбные", так что не мы на них, а они на нас едут. Спустились вниз и обрадовали наших товарищей радужными перспективами. Никого уговаривать не пришлось, единодушие полное - назад!

И опять горбные велосипеды, треклятая тропинка, постоянное бурчание Дезорга про "хренова альпиниста" (интересно, про кого это он?) и молчаливое согласие с ним Старшего и Оператора. Когда мы уже протопали километр, встретившиеся чабаны на лошадях сообщили нам, что есть тропинка получше этой, и она идёт вниз по р. Джаловчат к р. Аксаут. Но нам ведь не надо "получше", нам подавай посложнее, да поинтереснее, а то ведь с таким же успехом можно ездить по тротуарам в Черкесске. После этого, сорвавшегося у меня замечания мне пришлось удалиться на расстояние, недоступное летящим в меня камням. Остановились на той же "фундаментальной" ночевке с прекрасным видом вокруг.

Утром решили прогуляться по окрестностям. Мы со Старшим взяли фонарь, аккумулятор и отправились изучать шахты. Возле шахт полно хламу, разбитой и демонтированной аппаратуры. Там же стоял хорошо сохранившийся УАЗик... Нет, никто его не бросил, просто местные жители приехали за цветметом, о чём свидетельствовала куча Al- и Cu- содержащего материала, лежащего рядом. В одной из шахт мы поставили вагонетку на остатки узкоколейки и немного покатались с восторженностью детей, крича "чух-чух". С фонарём прошли 150 м вглубь шахты. Дальше начались завалы, и мы дальнейшие изыскания оставили настоящим спелеостологам.

Потом пошли прогуляться Дезорг с Оператором - по "почти дороге". После двух часов хождений Дезорг подошёл ко мне и молча пожал руку. По их расчётам мы ещё полдня корячились бы вверх, но до первого снежника, а дальше бы мы пройти не смогли, а вот спуститься могли бы, причём быстро-быстро! Наконец-таки меня реабилитировали. Ещё Дезорг назвал гребень хребнем - название нам очень понравилось.

Возвращение наше было спокойным и грустным - мы ехали назад, к сомнительным благам цивилизации, оставалось в памяти ещё одно полное впечатлений и весёлое путешествие (не совсем, правда, удачное), панорамы, виды, красоты, глубина, чувство полёта, которое... Думая о вечном, я на скорости 30 км/ч увяз передним колесом в небольшой кучке гравия. Полностью повинуясь всем законам физики, я действительно полетел и действительно чувство полёта было восхитительным, но посадочная площадка в канаве оказалась неподготовленной к моему визиту, хотя и свободна от больших камней. При соприкосновении моего бренного тела с твердью земной я познал, осознал и понял на практике законы трения и инерции. "Восьмёрочное" колесо и согнутую раму можно было использовать для построения эпюр продольных и поперечных изгибов. Я же сам мог служить пособием по "Обработке дезинфицирующими растворами повреждённого человеческого тела".

Сотворив со мной этот прыжок с подвыподвертом, злой дух Ю-ю окончательно покинул нас, видимо переключился на другую группу. Это нам позволило спокойно доехать до дома.

Доронкин В.

Hosted by uCoz

К отчетам по Западному Кавказу.