Поездка на реку Махар

К отчетам по Западному Кавказу.

У психиатра:
- Вас часто мучают велосипедные
кошмары ?
- Почему - мучают ?..






Ну очень нам захотелось из долины реки Махар-Суу протащить велосипеды через перевал Муруджу (3180 м, 1А) в долину реки Гоначхир. Уж очень соблазнителен был участок дороги Северный приют - Теберда - без машин, по заповеднику с красивейшими видами, с возможным заездом в Домбай. Да и река Махар с окрестностями тоже великолепное место. Вера помутила наш рассудок. Именно так. Только вера в Его рассказы повелевала нами и всеми остальными чувствами - зрением, чувством самосохранения и др. Ведь на карте черным (а иногда синим) по белому нарисованы скопища горизонталей, скалы и ледники со снежниками в перемешку.

Собралось нас четверо несчастных. Старший на видавшем виды "Scorpio", Дезорг - на "Swenn", Оператор - на "Globotter", ну и я на скромном "Туристе". Никогда не путешествовал в такой технически оснащённой группе. У нас были: 3 велокомпьютера, 2 альтиметра, 2 радиостанции 144-МГц, видеокамера, фотоаппарат, 2 солнечных батареи и УКВ-радиоприёмник. На мой неосторожный вопрос: "Какая сейчас высота?",- Дезорг и Оператор вываливали на меня кучу информации о высоте над уровнем моря, температуре, пройденном пути, средней скорости и т.д. Причём ожесточённо спорили друг с другом у кого данные точнее (ведь это принципиально - 10 градусов тепла или 11!). И я с большой симпатией смотрел на свой механический счётчик - дёшево и сердито.

Вся наша поездка проходила под девизом "Ни одного лишнего грамма!" Дезорг раздарил все свои велоключи (лишь бы не везти самому). Снял со своего велосипеда всё тяжёлое, но подумал и колёса поставил обратно. А после того как он узнал, что я взял примус "Шмель" и 2 литра бензина, стал как-то с опаской смотреть на меня, видимо, опасался за моё психическое состояние и инстинктивно ожидал от меня какой-то пакости. В следующий раз обязательно посоветую всем подстричься для облегчения веса и выкинуть из головы тяжёлые и мрачные мысли.

Постепенно суетная жизнь нашего города потеряла над нами всякую власть. Останавливаясь на заправочных станциях (ну это там, где продают пиво), мы усугубляли этот разрыв и всё меньше о нём (о Черкесске) думали.

Подъехали к Красногорской, и я предложил ехать не через загазованный Карачаевск, а через загаженную коровами Хумару. К моему великому удивлению, все согласились (это был единственный случай, когда народ послушался моего скромного голоса разума)..., но после моих долгих и основанных на фактах утверждений, что и в Хумаре тоже есть пиво.

Проехав 67 км, мы пообедали, и ребята последний раз связались с Черкесском, а я последний раз послушал "Радио Ностальжи". Далее ущелье реки Кубань настолько сузилось, что радиоволны там просто не пролазят!

Доехали до реки Даут и устроили там шикарную ночёвку с сухими дровами, земляникой и +6 градусов ночью.

На следующий день в 9-30 мы уже в пути. Через несколько километров - Эльбрусский. Здесь в советское время добывали медную руду. Вот она - недальновидность советской эпохи! Ну зачем добывать цветные металлы из земли, привозить бестолковые экскаваторы, делать какие-то штольни и никому не нужные рабочие посёлки. Когда нужны всего-то пара кошек да плоскогубцы. Парочку экипированных таким образом "горняков" мы видели восседающими на линиях электропередач.

Небольшой дождик заставил нас искать укрытие в автобусной остановке. Чтобы скоротать время (а не от избытка тщеславия, нет!) Дезорг провёл для местных жителей блиц-экскурсию по достопримечательностям своего велосипеда. Они так и остались стоять: в столбняке и с открытыми ртами. Ну зачем злодей Дезорг сказал цену своего велика?

В Учкулане, когда мы основательно подкреплялись на последней заправочной станции, к нам подошёл водитель туристского автобуса "КАМаЗ". Оказывается, водители "Икарусов" не хотят везти туристов дальше Учкулана, там видите-ли, нет асфальта (наивные люди, в некоторых местах там нет и дороги!). И что интересно: всё, что вёз громадный "Икарус", неплохо размещается в кузове "КАМаЗа", а через 5 км пути, за счёт уплотнения грузо-пассажирских килограммов, в кузов с большим успехом войдёт ещё столько же.

За Учкуланом чудесную накатанную дорогу какой-то изобретательный идиот засыпал гравием. Проехав несколько километров по ней, мы искренне и единодушно решили ЧТО мы сделаем с этим непутёвым дорожником, попади он нам в руки. Сейчас, когда всё позади, я думаю, что мы тогда погорячились и достаточно будет его просто убить.

В течение следующих трёх дней мы неудержимо неслись вперёд со скоростью 3-9 км в день. При такой скорости немудрено что-нибудь потерять. Я, например, потерял главный инструмент туриста - ложку. На моё счастье у Оператора была запасная ложка, правда, чайная, и он любезно мне разрешил ею воспользоваться, но с принципиальным условием, что возить я её буду САМ.

Проехав погранзаставу, мы въехали в изумительный хвойный лес. Распареные на солнце сосны излучали необыкновенный аромат, который внедряясь в наши организмы, вытеснял оттуда вредные городские токсины. Так же были кстати необыкновенные махарские нарзаны, которые мы не преминули продегустировать. Природа гостеприимно делилась с нами своими богатствами. И даже непоседа чёрненькая белка с беленьким галстуком терпеливо позировала для нашей видеокамеры.

Несколько раз переправившись через Махар, мы остановились на ночёвку. С облегчением сняли мокрую обувь и одели сухую, сменную. Оказалось, что Старший забыл взять тапочки. И, пока сушились кроссовки, он скорбно стоял (или лежал) на спальнике. Дезорг же усиленно делал вид, что он готовит ужин и следит за костром. А мы с Оператором рыскаем по окрестностям в поисках дров и предъявляем их Следящему за Костром.

На следующий день мы двинулись дальше. Броды через Махар становились всё более глубокими и бурными и в некоторых местах доходили до пояса, да и сам ландшафт преображался не в лучшую сторону - дорога постепенно превращалась в направление.

И вот уже мы стоим в недоумении под тремя опорами линии электропередач, уходящей через перевал Нахар в Грузию. Никакого намёка на благоустроенную тропу в направлении Муруджу нет. Зато есть кошмарное нагромождение камней, а выше шикарный снежник со скалами вперемешку. Ещё надеясь на какое-то чудо, мы со Старшим налегке пошли на разведку к перевалу Нахар. Да, места красивейшие и величественные, но непроходимые с таким неудобным грузом, как велосипед. К тому же по Его рассказам там где-то лежат обломки разбившегося вертолёта, и мы никак не желали, чтобы к ним прибавились искорёженные велосипедные останки. Пришлось возвращаться к месту, указанному чабаном как тропинку на высокогорное пастбище. Осмотрев "тропинку" - выбитые и зацементированные в расщелине между двух скал ступеньки и далее травянистый склон под 30 градусов, я заявил, что если мы тут пойдём (т.е. сможем двигаться), то с большим успехом сможем добиться качественного и количественного изменения состава нашей группы (не желая пугать народ, я намекал). Дезорг разразился страстной речью о невозможности отступления и даже о несмываемом позоре, которым мы себя покроем, если повернём назад. Посмотрев в сверкающие глаза Дезорга, я понял, что жертв не избежать, а если я не соглашусь они будут "здесь и сейчас".

Но утром, на общем собрании мы решили, что Оператор и Дезорг с радиостанцией идут на поиск Муруджу и через каждый час сообщают о своих впечатлениях. Нам же со Старшим надлежит выполнить самую трудную работу: охранять снаряжение, приготовить обед, зарядить от солнечной батареи аккумулятор видеокамеры, заряжаться самим (загорать и купаться), наконец-таки высушить кроссовки Старшего, впитавшие в себя пол-Нахара.

С каждым сеансом связи голос Дезорга становился всё менее уверенным ("Да там ещё впереди два-три Дамхурца"). За полдня хождений они так и не увидели Муруджу, зато увидели много всего красивого и интересного с высоты 2700 м и зафиксировали всё это на камеру.

В это время к нам подошёл чабан с двумя собаками. Из разговора стало ясно, что "в Сванетии (часть Грузии, примыкающая к району Нахара) у каждой дэвочка, дэвушка есть автомат". Ещё поболтали, и чабан уехал. Спустились наши разведчики. Стали обсуждать обстановку, тыкать пальцами в карту, высказывать самые фантастичные пути подхода к Муруджу. Один из них - через Нахар в Грузию к перевалу Клухорский. На что прозвучало трезвое замечание, что для "дэвушек-дэвочек с автоматами" как раз и не хватало медленно движущихся по склонам целей-объектов для пристрелки своего оружия. Но здравый смысл победил и мы решили вернуться к погранзаставе, а от неё прокатиться ещё по одному ущелью - вверх по реке Учкулан до слияния рек Гондарай и Индрикой.

В отличие от безлюдного Махара, верховье реки Учкулан было раскрашено яркими цветами палаточного лагеря Таганрогского радиоинститута. Народ гулял налегке по реке, собирал грибы, загорал. Некая особь шоколадного цвета в голубом бикини так смутила нашего Старшего, что он с разгона заскочил в лужу и чуть там не опрокинулся.

Устроились на ночёвку. Совсем рядом прозрачный голубой Гондарай сливается с кофейным Индрикоем. Мой УКВ-приёмник с добавочной антенной стал ловить "Маяк" и "Радио России", и мы сразу приободрились: нам как-то не хватало негативной информации, теперь она есть! В руле моего "Туриста" поселился паучок и раскинул там паутинку. Чтобы как-то его обрадовать, мы бросали ему убитых слепней. До обеда гуляли по окрестностям, а после двинулись домой. Наблюдали посадку таганрогцев в туристский "КАМаЗ". Возле Учкуланского нарзана какие-то сволочи насвинячили - побросали пластиковые тарелки, консервные банки... Только мы это увидели, как на нас набросились тучи слепней и нам стало не до нарзана. Психа, что засыпает гравием дорогу ещё не отловили, и он продолжал свою безумную антивелосипедную деятельность, испохабив ещё с километр дороги. Щедро осыпав гравием с пылью, нас обогнал "КАМаЗ" с машущими нам туристами. В Учкулане у них пересадка на "Икарус". Нас же никто не ждал и поэтому нам просто необходимо было заправиться, но все магазины позакрывались, а в тех, что были открыты, не было горючего.

Но на следующий день в Карачаевске мы хорошенько заправились и уже вечером были дома.

Доронкин В.

Hosted by uCoz

К отчетам по Западному Кавказу.