Через Эпчик (Ыбчик) сентябрь 1998 г.

К отчетам по Западному Кавказу.

Решено! Едем! Не беда, что заднее колесо всё ещё восьмёркой после июльского похода и назревают новые проблемы со спицами. Зато всё колесо как огонь горит и сверкает на солнце новыми спицами, и мой застоявшийся "Турист" рвётся в поход. Хотя много негативной информации для размышлений, особенно за последние два месяца: стрельба на Марухском перевале, ограбление альпинистов около Узункола, пожар на приюте "одиннадцати". Несгибаемый оптимист подумал бы, что всё, чему нужно было произойти плохому, уже произошло, план по происшествиям на этот год перевыполнен, и именно сейчас нужно ехать в горы. Именно так я и старался думать, к тому же киснуть дома надоело.

Прикинули маршрут: Черкесск - Карачаевск - пос. Даут - ледник Даут - пер. Эпчик - Теберда - Черкесск (290 км по счётчику).

Благодаря вмешательству знатоков карачаевского языка, на карте Карачаево-Черкесской Республики мы имеем вместо Даут - Дуут, а вместо пер. Эпчик - пер. Ыбчик, хотя это название носит уже другой перевал, в 10 км к востоку.

За первый день мы доехали до реки Даут. Мы - это я и мой безотказный товарищ по велопутешествиям Паша. Очень положительный человек: не пьёт, не курит, мясо не ест. Его очень любят животные, особенно комары и чабанские волкодавы. Перед поездкой Пашка рискнул поставить новую ось педальной каретки. У нас началась ввесёлая жизнь: отдыхать и любоваться окрестностями было некогда - через каждые 10 км мы закручивали левую чашку каретки. Потом я заметил у Пашкиного велосипеда интересную особенность: ведущая звёздочка (у него овальная!) захватывала цепь самыми кончиками зубьев. На моё удивлённое замечание, Пашка с гордостью заявил, что он на этой цепи ездит 10 (!) лет. Я промолчал, но решил потихоньку как-нибудь снять эту растянутую до безобразия цепь и придушить этого самодовольного типа. Ещё один сюрприз: Пашкина мама, когда укладывала в рюкзак (!) продукты, видимо забыла положить сахар, компенсировав его отсутствие картошкой (4 кг!). Участь сахара разделили кружка и миска. То, что рюкзак должен укладывать сам турист, отгоняя всяких мам и пап, я Пашке говорить не стал, он это сам, повидимому, понял. Как назло, всё сладкое из магазинов, встречающихся на пути, попрятали (сентябрь 1998 ...), оставив на прилавках только импортный шоколад, который мы за оный не считали и презрительно отвергали.

Приключения продолжаются. Запас терпения моих спиц истощился через 100 км с рюкзаком, и в конце 1-го дня я потерял шесть из них. Доехав, наконец-таки, до реки Даут, мы увидели новенькую, сверкающую свежей краской табличку: "В Даутском заказнике запрещается: охота, лов рыбы, сбор ягод, организованный и неорганизованный ТУРИЗМ". В любой другой ситуации мы бы испугались и струсили. Но день, проведённый в сражениях с каретками-цепями-спицами, закалил нас, и никакой лесник, даже самый грозный, не был нам страшен. К тому же был День лесного хозяйства, и лесника было не до нас.

Второй день. Я решил, что не успею задушить Пашку растянутой цепью, по его лицу было видно, что он быстрее меня заколет моими десятью выбитыми спицами. Неповторимый аромат соснового леса примирил нас. Второй лагерь устроили у горы Кышкаджер, проехав за пос. Даут 4 км.

Третий день. Маскируем рюкзаки, палатку и спальники под камни и налегке едем дальше. После того как дорога превратилась в тропу, а тропа - в полуметровые кусочки земли между камнями, решаем спрятать велосипеды и идти дальше пешком. Прошагали 8 км и уже хорошо виден красавец ледник Даут. Но чтобы осмотреть всю эту красоту нужно здесь разбивать лагерь, а это в наши планы не входит. Поглазели в подзорную трубу по сторонам и потопали назад. 12 км и мы в базовом лагере. Нужно хорошо отдохнуть: завтра подъём на перевал Эпчик (3000 м).

Четвёрнтый день. Сначала по отвратительной дороге, потом по еле видимой тропе, а далее и вовсе по травянистым кочкам - 8 км подъёма на перевал. На коше пьяный и весёлый чабан спросил меня, не вакхабит ли я? После отрицательного ответа он заявил, что мне необходимо сбрить бороду. Я объяснил это перегибами в брадобрейской практике, оставшейся ещё со времён Петра 1-го, и мы потащились дальше.

С каждым шагом всё больше открывался Эльбрус. Некатегорийный перевал Эпчик показался намного трудней перевала Чилик (2890 м, 1А) Его мы "покоряли" в июле. Но все наши трудности с подъёмом меркли по сравнению с отвратительнейшим спуском: сначала, как полагается - осыпь, потом каменный край километра три длинной. Нет, по нему можно ехать... на чём-нибудь шагающем - лошади, на туристе, но не на "Туристе". Его даже катить невозможно, можно только нести. С камешка на камешек. Когда мы спустились к дороге, уже смеркалось. Быстро поставили палатку, быстро приготовили ужин, быстро поели и также быстро пошёл дождь, а на перевале снег. Ночью темные силы с помощью ветра и дождя оторвали кусок дерева и бросили на нашу палатку, но промахнулись.

Всё утро солнце боролось с дождём и, наконец, победило. Мы быстренько отремонтировались и отправились вниз, к Теберде. У Джамагатских нарзанов увидели небольшую очередь с канистрами и бутылками. Но нас, видимо из-за нездорового блеска в глазах, пропустили вне очереди. Набрав нарзана, едем дальше.

И тут я подхожу (вернее, подъезжаю) к главному. К тому, ради чего, собственно, люди путешествуют. Это апофеоз любого похода - чувство гармонии, единения с природой. Именно на спуске в Теберду это произошло. Прошедший ночью дождь смыл всю пыль и грязь. Яркие и насыщенные цвета господствовали в мире. Воздух был настолько прозрачен, что на ярко-зелёных соснах была различима каждая иголочка. Буйство осенних красок лиственных деревьев соперничало с умытым голубым небом, вперемешку с удивительно красивыми облаками и недовольно уходящими свинцовыми тучами. Любуясь всем этим волшебством, мы лишь слегка нажимая на тормоза, легко катались вниз.

Выехали на асфальтовую дорогу Теберда-Карачаевск. Над аулом Джингирик возвышается скала Прометея. По историческим и туристским данным именно к этой скале был прикован Прометей, и садист-орёл каждый день прилетал и выклёвывал ему печень. Некоторые туристы утверждают, что своими ушами слышали о цепях и кандалах, о крючьях, вбитых в скалу, о скелете Прометея и т.д. Посмеявшись, и прибавив к этой истории парочку своих наблюдений, мы поехали дальше. Не отъехали мы и 100 м, как я лишился двух спиц. А у Пашки, к бурной радости местного населения, взорвалась задняя покрышка (с камерой, естественно!). Видимо, Олимпийские боги ещё существуют?!

В полдень мы были уже в Черкесске

Доронкин В.

К отчетам по Западному Кавказу.