Велосекция турклуба ''Альтаир ''

 

ОТЧЕТ

о велотуристском походе

ПЯТОЙ категории сложности по Уралу

совершенном с 4 по 22 августа 1991 г.

 

Маршрутная книжка N 13/5

Руководитель группы: Юмашев А.А.

Рязань 1991

К отчетам по Уралу.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1 Справочные сведения о походе

2 Сведения о районе похода

3 Организация похода

4 Фактический график движения

5 Техническое описание маршрута

6 Итоги, выводы, рекомендации

7 Использованные источники информации

 

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ

К оглавлению

Отчет содержит описание велосипедного туристского похода ПЯТОЙ категории сложности по Уралу по маршруту: Саракташ - Петровское - Мальга - Тазларово - Зилаир - Ивано-Кувалат - вдоль реки Кувалат - вдоль реки Большой Ик - Побоище - Мурадымово - Мурадымовская пещера - Мраково - Иргизла - Старосубхангулово – Кага - Инзер - Тюльма - Ассы - Французская Поляна - река Лемеза – вдоль реки Лемезы - Искушта - Катав Ивановск - Златоуст - Челябинск.

Протяженность маршрута по счетчику 1057 км, из них без асфальтового покрытия 683 км.

Продолжительность похода 19 дней с 4 по 22 августа 1991 года.

Маршрутные документы за N 13/5 выдала МКК Рязанской Областной Федерации Туризма 154-00-4335500 10 июля 1991 года.

Сведения об участниках.

ФИО

Год рождения

Туристский опыт

Обязанности в группе

Юмашев Александр

Альбертович

1964

5р Кавказ

5у Алтай

4у Вост. Сибирь

3у Средняя Азия

3у Крым

Всего 26 категорийных велопоходов

Руководитель, хронометрист, механик.

Дрожжин Дмитрий Алексеевич

1971

5у Алтай

5у Кавказ

3у Карпаты

2у Крым

2р Центр Европ. части СССР

Всего 8 категорийных велопоходов

Завхоз, фотограф, казначей, штурман.

Ковердяев Игорь Иванович

1969

5у Алтай

3у Карпаты

2у Крым

Всего 5 категорийных велопоходов

Медик.

Котков Константин Викторович

1970

4у Карпаты

3у Алтай

1у Кавказ

Всего 3 категорийных велопохода

Сказочник.

Демидов Дмитрий Викторович

1971

3у Центр Европ. части СССР

2у Крым

1у Центр Европ. части СССР

Всего 8 категорийных велопоходов

Механик, фотограф.

Пашкин Геннадий Владимирович

1971

3у Центр Европ. части СССР

3у Карпаты

1р Центр Европ. части СССР

Хронометрист, фотограф.

 

СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ ПОХОДА

К оглавлению

Уральские горы - основной рубеж между Европой и Азией. Им более 250 млн. лет. В течение долгого времени они подвергались разрушению, сглаживались. Урал делят на пять климато - географических районов: Полярный, Приполярный, Северный, Средний и Южный.

Наш маршрут проходил по Южному Уралу, который занимает территорию от широты Верхнего Уфалея до широтного участка реки Урал. Самая высокая гора - Ямантау (1640 м). Климат Южного Урала изменяется от умеренно континентального на западе до резко континентального на востоке. В целом он мягче, чем климат любой другой части Урала. На Южном Урале лесов гораздо меньше, чем на Северном или Среднем, и расположены они в основном только в горной части. В Предуралье, Зауралье и пониженной части гор преобладают степные участки. Из животного мира здесь можно встретить представителей лесов и степей. Лесные обитатели - соболь, куница, выдра, колонок, горностай, северный олень, лось, бурый медведь, россомаха, лиса, а степные - грызуны и другие акклиматизировавшиеся пришельцы из степной зоны.

Люди на территории Урала живут со времен древнего каменного века, о чем свидетельствуют сохранившиеся до наших дней стоянки, селища, городища, жертвенные места, курганы и наскальные росписи. Еще в 7-6 веках до Нашей Эры население Урала освоило плавку железной руды. Уральские недра долгие века привлекали человека. В конце 17 века Петр I предписал верхнетурскому воеводе заняться их изучением. Уже в начале 18 века возникли Каменский, Уктусский, Алапаевский, Невьянский и ряд других заводов. Благодаря быстрому росту уральской металлургической промышленности Россия в 18 веке заняла ведущее положение в мировой металлургии. В конце 19 - начале 20 веков Урал связывается железными дорогами с промышленным центром и Петербургом.

Сейчас Урал довольно густо населен и пронизан густой сетью автомобильных дорог, многие из которых, правда, не имеют до сих пор асфальтового покрытия, но могут представлять огромный интерес для велотуристов, особенно при подготовке высококатегорийных походов. Расположенные не слишком часто населенные пункты не утомляют, но создают достаточно хорошую связь с цивилизацией. Пересеченная местность не имеет ярко выраженных перевалов, что в сочетании с большой протяженностью грунтовых дорог позволяет организовывать здесь велопоходы любой категорийности. Мягкий климат и отсутствие кровососущих насекомых, обилие водоемов и лесов позволяет обходиться здесь весьма незамысловатым снаряжением.

Достопримечательности.

Башкирский Национальный парк. Создан в 1930 году для охраны и изучения типичных лесных и лесостепных ландшафтов. Управление заповедника в селе Байназарово. В пределах заповедника, на правом берегу реки Белой, у деревни Акбулатово, располагается Капова пещера (археологический памятник). Пещера многогротовая, на стенах - рисунки эпохи палеолита.

Мурадымово. Пещера.

Челябинск. Основание города связано с постройкой в 1736 году на берегу реки Миасс крепости. Здесь в 1774 году подняли восстание исетские казаки, выступив на стороне Пугачева. В городе есть картинная галерея.

Златоуст. Основан в 1754 году в связи с закладкой железоделательного завода. Здесь с 1817 по 1847 года работал создатель булатной стали П.П. Аносов. Сохранился дом, где он жил.

Катав Ивановск. В 16 километрах от города - пещеры.

Миасс. Город возник в связи со строительством медеплавильного завода в 1773 году. Есть минералогический музей.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОХОДА

К оглавлению

Прежде всего нужно сказать, что группа в полном составе прошла маршрут. Подготовка к походу была недолгой. Группа собралась за месяц до выхода из членов велосекции турклуба ''Альтаир'' - людей несколько лет знающих друг друга и ходивших вместе уже не раз. Каждый прошел 1-2 категорийных похода в этом году. К сожалению и это путешествие готовилось в узких денежно временных рамках, так что Урал, на котором еще никто из нас не был, в общем оправдал наши надежды.

За основу был взят маршрут N 91 пятой категории сложности классификации 1989 года, протяженностью 1263 километра. По прибытии в Оренбург, узнав, что до Саракташа 96 километров равнинной асфальтированной дороги, было принято решение проехать их на электропоезде.

При подготовке похода мы не располагали подробным картографическим материалом, поэтому многие решения принимались на месте после расспросов аборигенов. Так мы узнали четыре варианта проезда из Ивано Кувалата к Мурадымовской пещере и выбрали далеко не самый простой, о чем не жалеем. А вот что касается проезда из Ассы в Катав Ивановск, тут пусть наши последователи думают сами, что лучше - 30 километров пешеходного участка, или грейдер.

Из-за непредвиденного усложнения маршрута на участке Ассы - Катав Ивановск, маршрут после Златоуста заканчивали в Челябинске, откуда добраться в Рязань можно напрямую, в отличии от Свердловска.

Группа использовала обычное, но подготовленное тщательно снаряжение, список которого приведен. Оно обеспечило нормальное прохождение маршрута. Лишней оказалась только веревка для переправы.

К оглавлению

Фактический график движения

День

Дата

Участок

Протяженность (км)

Чистое ходовое время (ч)

Средняя скорость (км/ч)

Характер пути, естественные препятствия, опасные участки

Погода

1

04.08 Саракташ - Беккужа

60

7

8,6

Асфальт 8 км, гравий, грунт, перепады высот протяженностью 200-300 м, крутизной до 7%

переменно

2

05.08 Беккужа - Зилаир

72

9

8,0

Гравий, грунт, перепады высот протяженностью 200-300 м, крутизной до 7%

ясно

3

06.08 Зилаир - река Кувалат

65

9

7,2

Гравий, грунт, перепады высот протяженностью до 400 м, крутизной до 9%

ясно

4

07.08 река Кувалат - Побоище

33

9

3,7

Грунт, гравий, преодоление двух хребтов, броды

ясно

5

08.08 Побоище - Мраково

60

7

8,6

Гравий, грунт, незначительные перепады высот броды

переменно

6

09.08 Мраково - Иргизла

58

9

6,4

Гравий, грунт, несколько небольших перевалов, перепады высот

кр. вр. дождь

7

10.08 Иргизла - Киекбаево

43

9

4,8

Грунт, многочисленные перепады высот протяженностью до 1,5 км, крутизной до 8%

переменно

8

11.08 Киекбаево - Яумбаево

62

9

6,9

Грунт, гравий, перепады высот протяженностью 200-300 м, крутизной до 7%

дождь

9

12.08 Киекбаево - Яумбаево

89

11

8,1

Асфальт 21 км, грунт, слабопересеченная местность

переменно

10

13.08 река Баскал - Тюльма

71

11

6,5

Асфальт 50 км, гравий, грунт, несколько подъемов - спусков протяженностью до 3 км

кр. вр. ливни

11

14.08 Тюльма - станция Зуяково

35

9

3,9

Грунт, равнина

кр. вр. ливни

12

15.08 станция Зуяково - река Лемеза

26

12

2,2

Грунт, перевал через инзеро – лемезинский водораздел, брод через реку Инзер

кр. вр. ливни

13

16.08 вдоль реки Лемезы

15,5

10

1,6

Тропа, заросли, склон хребта, русло реки

кр. вр. ливни

14

17.08 река Лемеза - дорога Бриштамак - Искушта

9,5

12

0,8

Заросли, склон хребта, русло реки

кр. вр. ливни

15

18.08 Искушта - Катав Ивановск

81

12

6,8

Асфальт 18 км, грунт, гравий, перепады высот протяженностью до 100-150 м, крутизной до 6 %

кр. вр. ливни

16

19.08 Катав Ивановск дневка        

ясно

17

20.08 Катав Ивановск – Златоуст

119

11

10,8

Асфальт, слабопересеченная местность, перевал подъемом протяженностью 6 км, спуском 5 км

ясно

18

21.08 Златоуст - Челябинск

126

8

15,8

Асфальт, слабопересеченная местность

ясно

19

22.08 пригород Челябинска - вокзал

32

2

16,0

Асфальт, равнина

ясно

   

Итого всего за поход

1057

166

7,0

Дорог без асфальта 683 км  

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

К оглавлению

1-Й ДЕНЬ, 4 АВГУСТА - ВОСКРЕСЕНИЕ

Начало нашего маршрута - небольшой городок Саракташ Оренбургской области. Это своеобразный Вьетнам, где каждый второй житель ездит на велосипеде. Долго кружим по довольно аккуратным улочкам в поисках нужной нам дороги, так как первый известный нам по 15-ти километровой карте пункт - Кугарчи мало кто знает. Наконец от очень доброжелательных местных жителей узнаем, что нам нужно ехать через Воздвиженское и Петровское и выходим по асфальту за город. Поля и степи.

8 Воздвиженское. В нем по указателю влево поворот на Петровское. Асфальт кончается. Покрытие дороги - очень некачественный гравий. Пыльно.

10 мост через реку Сакмару. Лесок. Можно встать.

24 перекресток с такой же дорогой. Едем прямо. Начинаются ощутимые перепады высот до 7% по 200-300 метров протяженностью.

25 Петровское.

34 Андреевка, в ней река. Издалека видна красивая церковь.

39 к дороге подходит широкая здесь река Большой Ик, начинается колея, исчезают и без того жалкие остатки гравия на дороге.

49 мост через безымянную реку. Вдоль дороги появляются железобетонные электростолбы.

51 справа к дороге перпендикулярно примыкает защитная лесополоса. Вдоль нее идет безымянная грунтовая местами запаханная дорога на Тазларово, а наша упирается в хребет (первые горы на маршруте), у подножия которого чуть левее раскинулась Мальга. Это стык Оренбургской области и Башкирской ССР, поэтому в отличии от карты, дороги в обычном понимании на местности нет.

Не доезжая Мальги сворачиваем у лесополосы направо на Тазларово.

60 к дороге подходит река, которую переехали раньше. Ставим лагерь в пребрежных кустах. Впереди видна деревня Беккужа.

2-Й ДЕНЬ, 5 АВГУСТА - ВТОРНИК

Зилаир встретил нас хорошими (в наше время все относительно) магазинами. Дорога на Ивано-Кувалат (она же на Петровку), идет влево у поста ГАИ. Начинаются непрерывные подъемы и спуски. Наш путь лежит через серию небольших хребтов. Едем как по стиральной доске. Внизу каждый раз нас ждет ручей. Кругом лиственные леса.

139 ручей Крутец.

144 ручей Кузнечный.

147 ручей Теплый. На всех трех можно встать.

153 Петровка.

188 Ивано-Кувалат. Улицы идут перпендикулярно дороге. Сворачиваем на одну из них налево к лесничеству.

Лесник, очень душевный человек, предложил нам несколько вариантов пути к Мурадымовской пещере:

  1. По грейдеру Ивано-Кувалат - Кананикольское - Побоище - Мурадымово.
  2. Вернуться на несколько километров назад и налево по безымянному грейдеру через Русский Бердяш.
  3. Вдоль реки Кувалат, а после ее слияния с рекой Большой Ик, вдоль Большого Ика.
  4. Вдоль реки Кувалат, а затем через Побоище и Мурадымово.

Мы выбрали третий путь, но судьба направила нас по четвертому.

Вот подробное его изложение.

190,7 окончание Ивано-Кувалата. Выходим из него на одноколейную грунтовую дорогу, являющуюся продолжением улицы, на которой стоит лесничество. Вскоре она по лугам уходит в холмистый очень красивый смешанный лес. Справа то ближе, то дальше течет река Кувалат.

197,7 перепрыгиваем с камушка на камушек Кувалат и ставим на другом берегу на поляне лагерь.

4-Й ДЕНЬ, 7 АВГУСТА-СРЕДА

Утро встретило нас инеем на траве и льдом в котлах и кружках.

198,4 наша, более накатанная дорога внезапно сворачивает вправо влоб на хребет. Карабкаемся по ней. Это получается на север, но вскоре дорога начинает здорово ''крутить'' по хорошему лесу, однако это не страшно, так как она одна.

201,3 пересечение с дорогой такой же наезженности. Едем прямо.

202,9 лесосека.

203,6 ручей, слева загоны для скота.

205,2 пересечение с дорогой. Едем прямо. Наша дорога вырывается на степное плоскогорье. Красиво.

210,3 гурт для скота, за ним спуск серпантином.

215,3 ручей, заброшенный огород. Дальше по долине.

216 слияние рек Кувалат и Большой Ик. Переходим вброд Кувалат и едем вдоль Большого Ика. Он справа.

218 брод через Большой Ик. Едем по ущелью. Вокруг высокие красивые горы, а на дороге много луж. Местами пробираемся через кусты.

219 огромная сенокосная поляна, а дорога наша, становясь все бледней, уходит на другой берег. Встретившийся местный рыболов сказал нам, что дальше дорога через каждые 500 метров будет переходить с берега на берег, и так до Мурадымовской пещеры 40 километров. И вообще здесь все едут на грузовых автомобилях прямо по воде (глубина мало где более 40 сантиметров), а нам лучше сейчас подняться направо вверх на хребет, а там выйти на Побоище и с него по грейдеру на Мурадымово. Так мы и сделали (правильно или нет - не знаем).

Лезем на хребет, толкая один велосипед вдвоем- втроем. И так около 800 метров. Далее некрутой спуск по лесу.

227 выходим на грейдер (очень пыльный).

230 Побоище. С помощью местного жителя находим полузаросший родник. это на объездной дороге, которая обходит Побоище слева. Проезжаем по ней около 200 метров от развилки с центральной улицей и в 100 метрах влево находим искомый родник (других источников воды на многие километры нет) под заметной издалека старой липой. Ночью слышны крики петухов.

5-Й ДЕНЬ, 8 АВГУСТА-ЧЕТВЕРГ

Утро началось с пыльного грейдера. Вскоре гравия стало меньше.

257 Богдашкино (русское название) или Увары (башкирское). Есть мечеть.

260 Мурадымово. Центральная улица перпендикулярна дороге. Едем по ней к пещере влево. Красота необыкновенная. Наш путь лежит через четыре брода через реку Большой Ик. Глубина 30-40 сантиметров. течение неопасное. После третьего брода - кемпинг.

265 оставляем велосипеды и идем в пещеру, которая без специального спелеологического освещения не произвела на нас впечатления. Возвращаемся в Мурадымово тем же путем (обратные километры вычтены).

267 брод через Большой Ик.

270 Русские Салтыки. Пейзажи портятся - поля и села.

282 Ибрагимовка.

288 окраина Мраково. Стоянка на Большом Ике.

6-Й ДЕНЬ, 9 АВГУСТА-ПЯТНИЦА

290 Мраково - значительный райцентр со всеми атрибутами цивилизации. Нет только хорошего дорожного указателя.

292 Кузминовка. Слева течет река Малый Ик.

294 начало серьезного подъема.

296 конец подъема, постоянные перепады.

304 развилка. Налево Бикбулатово, нам направо. Кругом поля молочной кукурузы, которая дополняет наш рацион.

326 Сюрень. Это несколько домов слева, а дорога поворачивает вправо и расстается с Малым Иком. Начинаются леса.

328 начало подъема.

332 вершина подъема. Пошли перепады, но общая тенденция к спуску.

340 влево отходит грунтовая разбитая грязная дорога с глубокой колеей. Еле заметный указатель гласит, что это на Иргизлу. Сразу начинается крутой спуск по лесу.

343 конец спуска. Ручей и молочная ферма справа. За ним снова подъем. Красиво, но спуск ужасен. Дорога представляет собой ложбину, полную жидкой жирной грязи.

348 река, брод. Ставим лагерь. Необыкновенно сильное течение реки не может смыть с велосипедов исключительно жирный чернозем.

7-Й ДЕНЬ, 10 АВГУСТА-СУББОТА

349 брод.

352 начало Башкирского Национального парка. Табличка гласит ''Запрещается разбивка палаток и разведение костров вне оборудованных стоянок''.

351, 353 еще броды. Переходим в сапогах.

354 Иргизла - живописнейший аул у подножия гор. Здесь в нескольких километрах Капова пещера, но путь к ней так испорчен дождем, что мы отказываемся от ее посещения. Ищем дорогу на Кутаново.

360 Кутаново, река Белая, подвесной мост (фото 23) или брод для желающих. После ужасной грязной грунтовки километровый участок гравийнойдороги за мостом кажется самим совершенством. Начинается затяжнойподъем. Далее идут живописные подъемы и спуски.

368 конец Башкирского Национального парка.

374 аул Шулган. Далее дорога состоит из многочисленных подъемов и спусков, крутизной до 8% и протяженностью до полутора километров. Дорога строится. Можно ехать как по старой, так и по новой. Они часто пересекаются и прыгают с хребта на хребет.

386 равнозначная развилка. Едем влево.

389 равнозначная развилка. Едем вправо.

391 Киекбаево справа. Едем прямо через мост и становимся слева от дороги в зарослях черемухи.

День выдался тяжелый. Всю его вторую половину почти не было источников воды. Сильно пересеченная местность и очень вязкая грунтовка отняли много сил.

8-Й ДЕНЬ, 11 АВГУСТА-ВОСКРЕСЕНИЕ

Ночью прошел ливень. Начинаем движение по грунтовке с преодоления небольшого перевальчика с выраженным подъемом 3,5 километра.

395 вершина. Начинается спуск с перепадами.

398 Минигулово.

404, 405 ручьи.

409 Старосубхангулово и все блага цивилизации. Очень красива здесь река Белая. Дорога с перепадами и общей тенденцией к повышению. Появляются признаки гравия.

419 безымянный аул.

439 Байназарово. Спуск к реке белой, мост, за ним подъем, поля.

446 к дороге подходит ручей, который дальше ее сопровождает.

449 аул Яумбаево. Начинаются красивейшие места.

446-451 можно поставить лагерь на каждом шагу.

453 ручей, пастушьи домики справа от дороги. Отличное место для стоянки. Ставим лагерь.

9-Й ДЕНЬ, 12 АВГУСТА-ПОНЕДЕЛЬНИК

Ночью приходил кабан. Он ходил вокруг палатки, сопел и хрюкал. День встретил нас не очень красивыми пейзажами и строящейся насыпью дороги.

454 река Байшамак.

457 крупный безымянный аул.

474 Кага - сильно промышленный городок. Мост через Белую. Строится серьезная магистраль на Серменево (на картах- Нижнесерменево), но от этого наш путь стал только тяжелее.

494 река Кухтур, можно встать.

504 Узян. Крупный поселок на реке Белой. Начинаются леса.

519 вдоль дороги река Белая. Хорошие места для стоянки.

521 Азнагулово, начало асфальта.

530 Серменево, поворот налево на магистраль Белорецк - Уфа.

536 река Ягдык, можно встать.

542 река Баскал. Становимся на ночь.

10-Й ДЕНЬ, 13 АВГУСТА-ВТОРНИК

545 река Сюрнюзяк, можно встать.

547 ручей.

548 слева поселок Улу-Ялга. Начинаются заметные перепады высот.

555 река Большой Инзер в глубоком ущелье.

557 река Юша, можно встать.

562 река.

563 река Малый Инзер.

566 река. С 545 по 562 километры нас постоянно сопровождают таблички, что дорога проходит по Южно-Уральскому заповеднику и съезжать с нее нельзя.

588 Инзер (поселок) спроава от трассы.

Далее внимание! Проезжаем деревеньку, две реки и в ущелье вправо вверх уходит гравийная безымянная дорога. Она ведет на Александровский карьер. Едем по ней. 3 километра подъем, 3 километра спуск.

610 Тюльма или Нижний Тюльмень, как пишут на старых картах. Здесь лучше спросить у местных, как проехать на Ассы. Нам дали такие невечные ориентиры как куча бревен, разбитый трактор, и т.д. Преодолеваем двухкилометровый подъем.

613 заброшенный склад взрывчатых веществ. Это сооружение за колючей проволокой с вышками по углам. Ночуем в нем.

11-Й ДЕНЬ, 14 АВГУСТА-СРЕДА

День начался с серьезных перепадов. С дороги исчезли остатки гравия.

621,9 поворот налево под ЛЭП (основная дорога, ведущая вправо, не достроена).

622 начало Ассы. Далее необходимо искать дорогу на Бриштамак, откуда затем через Искушту и деревню Лемезу можно попасть в Катав Ивановск.

Что касается нас, то здесь судьба распорядилась иначе. Старый охотник, добрый дедушка Артур (судя по всему француз, в тех местах много всего французского), посоветовал нам проехать через Французскую поляну вдоль реки Лемезы, где он охотился на рябчиков во времена своей бурной молодости. Вот наш путь.

Выходим к железной дороге по подвесному мосту через реку Инзер и едем по грунтовке вдоль полотна.

632 деревня.

646 станция Зуяково. Дорога все время идет рядом с полотном и рекой.

648 ставим лагерь.

12-Й ДЕНЬ, 15 АВГУСТА-ЧЕТВЕРГ

655 преодолеваем Инзер по железнодорожному мосту. Деревня Габдюково.

658 заброшенный железнодорожный переезд, впереди тоннель, влево уходит дорога, объезжающая тоннель через хребет. Вскоре грунтовка снова выходит к железнодорожному полотну.

663 спускаемся вправо к Инзеру. Лес расступается. Мы на огромной, протяженностью не менее километра, поляне.

Это Французская поляна. Около двух часов уходит на разведку переправы. Переправляемся в 50 метрах не доходя деления Инзера на два рукава левый - широкий и очень мелкий, правый - узкий и глубокий.

Если идти так, как нарисовано на схеме (схема в данном документе к сожалению отсутствует), то глубина не превышает 60 сантиметров и никакие меры безопасности не нужны, но мы не сразу нашли этот путь и поэтому переходили парами - тройками или с шестами.

На другой стороне Инзера нас ждали развалины Французской деревни. Это заросшие деревьями каменные фундаменты, расположенные на склоне. Двигаемся мимо них по очень сильно размытой ручьями глинистой дороге вверх через хребет водораздела рек Инзера и Лемезы. Вокруг лиственный

лес.

669 вершина, большая поляна. Дорога вниз - влево через мрачные заросли.

673 выход на поляну.

674 выход к реке Лемезе. Ставим лагерь. Вода из одного из втекающих в Лемезу ручьев, так как река слишком мутная.

13-Й ДЕНЬ, 16 АВГУСТА-ПЯТНИЦА

По грунтовке едем вверх по течению Лемезы вправо. Дорога переходит на другой берег, а наш путь постепенно вырождается в тропу. Все чаще попадаются завалы, но начинают появляются оборудованные биваки с кострищами.

681 тропа обрывается на большой поляне. Здесь встречаем группу пешеходников, которые спустились сюда с турбазы напрямую через хребет Инзеро - Лемезинского водораздела.

Далее наш путь вдоль реки упирается в хребет. Идем по воде.

несколько раз дорога возвращается на наш берег и это хорошее подспорье, хотя часто глубина воды на ней достигает десяти и более сантиметров. Частенько поднимаемся вверх и идем по склону хребта, где он не очень крут. Идущий впереди ломает траву, достигающую человеческого роста и мелкие деревья.

Однажды довольно приличная дорога начала забирать в гору. Мы поднялись по ней около километра и поняли, что попали не туда. Пришлось возвращаться к руслу Лемезы.

689,5 ставим лагерь.

14-Й ДЕНЬ, 17 АВГУСТА-СУББОТА

692 переходим впадающий приток. То, что это приток, а не очередной рукав, понимаем по чистоте и температуре воды.

693,8 впадение в Лемезу еще одной речки. У нее очень замысловатая дельта, и мы с трудом находим, как снова выйти на берег Лемезы, а не на остров и не углубиться в лес.

694,8 остатки дамбы на берегу. Говорят, что это заброшенная деревня Касык.

695,1 к реке подходит хребет, а перед ним реку пересекает сильно изуродованная автомобилями повышенной проходимости грунтовка. Ура! Начинаем подниматься по ней.

695,4 дорога превращается в русло очень чистой речки, или речка в дорогу.

699 стоянка.

15-Й ДЕНЬ, 18 АВГУСТА-ВОСКРЕСЕНИЕ

700,6 выход на дорогу Бриштамак - Искушта, от которой мы отказались по совету дедушки Артура. Дорога грунтово-щебневая с перепадами высот. Красиво!

711 выход к речке Лемезе. К дороге справа спускается каменная река.

712 Искушта. Почта, магазин, пекарня. Далее среднепересеченная местность.

717 начало Челябинской области.

735 Лемеза - небольшое село.

762 начало города Катав-Ивановска и асфальта.

Это на редкость чистенький городок из одноэтажных домишек с палисадниками, только в центре есть большие дома. Исключительно щедрые по нашим временам магазины. Улицы слегка напоминают парк. Мужчин на улицах почти нет. Огромное количество молодых симпатичных женщин смотрят влюбленными глазами и просят нас увезти их с собой.

780 ручей пересекает дорогу. Ставим лагерь, углубившись с дороги влево.

16-Й ДЕНЬ, 19 АВГУСТА-ПОНЕДЕЛЬНИК

Дневка, баня на камнях под коническим тентом.

17-Й ДЕНЬ, 20 АВГУСТА-ВТОРНИК

787 Юрюзань. Вокруг леса.

817 ручей. Местность слабопересеченная, далее ручьи часты.

855 река Черная.

878 река. Можно найти более менее приличное место для лагеря. За рекой начало подъема.

884 вершина маленького перевала и развязка Златоуст - Челябинск. далее спуск до Златоуста.

899 начало Златоуста, кольцевая развязка. Едем с нее вправо и становимся под ЛЭП справа на склоне хребта. Есть родник, еловый лес, и это почти в черте города. Отличное место для лагеря.

18-Й ДЕНЬ, 21 АВГУСТА-СРЕДА

920 выход из Златоуста на Челябинскую трассу. Местность пересеченная.

945 указатель ''Азия''.

949 река Миасс, поворот на город Миасс.

969 поворот на Чебаркуль.

982 река Койега - последний водоем перед Челябинском. Далее поля, местность слабопересеченная, пересохшие русла рек.

1025 ночуем в березовой роще без водоема. На чай уходят остатки воды из личных фляг.

19-Й ДЕНЬ, 22 АВГУСТА-ЧЕТВЕРГ

1040 развязка перед городом Челябинском. Здесь мы берем воду в кемпинге и готовим завтрак на костре в лесопосадке.

1057 Челябинск. Железнодорожный вокзал. Все живы. УРА!

 

ИТОГИ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ

К оглавлению

Подводя итоги, можно сказать, что поход в общем то удался, хотя из-за непредвиденного усложнения на участке Инзер - Катав Ивановск, заявленный вариант пройден не полностью. Тактические и технические решения показали себя правильными.

Маршрут мог бы быть интереснее и протяженнее, если бы не потеря нескольких часов на поиски дороги в районе Тазларова в первый день. Можно было бы проехать из Ивано Кувалата к Мурадымовской пещере вдоль реки Большой Ик, что намного интереснее пыльного грейдера, хотя в случае дождя лучше проехать к пещере через Кананикольское по грейдеру.

Нашим последователям рекомендуем более внимательно отнестись к ориентированию под Тазларовым и Ивано Кувалатом. Это сэкономит много времени. Внимательность нужна и при поиске поворота на Иргизлу на участке Кага - Старосубхангулово. Лучше наверное было бы проехать из Ассы в Искушту через Бриштамак напрямую. В этом случае можно было бы доехать до Свердловска, хотя поезда оттуда через Рязань не идут. Участок с Французской поляны вдоль реки Лемезы скорее пешеходный, а времени на него уходит много.

Можно так же после Катав Ивановска с сохранением участка вдоль реки Лемезы, заканчивать маршрут в Уфе, откуда поезда идут через Рязань. В Челябинской области большой уровень радиации, а интереса она не представляет.

Наш маршрут можно взять за основу при разработке походов 3 - 4 категорий сложности. Очень будет кстати поезд Москва - Кустанай, проходящий через Рязань и Инзер. Кроме того Инзер сообщается электричкой с Уфой. Следует учитывать также, что местное время отличается от московского на 2 часа.

На Урале открытием для нас стало практически полное отсутствие кровососущих насекомых, обилие черемухи и на редкость доброжелательные люди.

По части снаряжения специфику определяет исключительно липкая грязь, которая очень быстро забивает крылья, поэтому заднее крыло приходится или снимать, или делать какие то ухищрения. Оптимальной подборкой обуви зарекомендовали себя одна пара кроссовок и одна пара кирзовых сапог.

Большую помощь в поисках дорог оказала нам подзорная труба. Она избавила нас от многих ненужных вылазок в разведку.

В отчете не упоминаются перевалы. Такое название при описании Урала неправомерно. Весь маршрут состоит из малоотличающихся друг от друга подъемов и спусков.

Можно порекомендовать также вместо участка вдоль реки Лемезы попробовать проехать из Асс в Катав - Ивановск через Тюльмень и Нильский вдоль реки Тюльмы, как это указано на старых картах. Мы эту дорогу не нашли, но может быть другим посчастливится больше. Подозреваем, что дорогу эту закрыли в связи с началом разработок ископаемых на горе Веселой.

 

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

К оглавлению

  1. Атлас автомобильных дорог СССР, М.,ГУГК, 1989г.
  2. Расписание движения железнодорожного транспорта.
  3. Туристская схема Урала, М.,ГУГК, 1981г.
  4. Туристские спортивные маршруты, М.,Профиздат, 1989г.

К отчетам по Уралу.

Оформление Исаков Л.В.

Hosted by uCoz