Велосекция турклуба ''Альтаир ''

ОТЧЕТ

о велотуристском походе

ПЯТОЙ категории сложности по Восточной Сибири

совершенном с 14 августа по 10 сентября 1992 г.

 

Маршрутная книжка N 6/5

Руководитель группы: Хорин В.А.

Рязань 1992

 

К отчетам по Прибайкалью.

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Справочные сведения о походе
  2. Организация похода, источники информации
  3. Фактический график движения
  4. Схема маршрута
  5. Техническое описание маршрута
  6. Итоги, выводы, рекомендации

 

 

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ

К оглавлению

Отчет содержит описание велосипедного туристского похода ПЯТОЙ категории сложности по Восточной Сибири в районе озера Байкал по маршруту: станция Новый Уоян - река Котера - озеро Иркана - пер. Срамной - пер. Озерный - пер. Рухловский - пер. Ловактон - пер. Умхейский - Улюн-Хан - Баргузин - Усть Баргузин - переправа на катере по оз.Байкал в поселок Сахюрта (МРС) - паромная переправа на остров Ольхон с радиальным выездом до Узуры через Хужир - Сахюрта - поворот на поселок Черноруд - радиальный выезд на кордон Байкало-Ленского заповедника на мысе Рытый через Сарму, Заму, Онгурен, Кочериково - поворот на поселок Черноруд - Еланцы - Баяндай - Иркутск.

Протяженность маршрута 992 км.

Продолжительность похода 28 дней с 14 августа по 10 сентября 1992 г.

Маршрутные документы за N 6/5 выдала МКК Рязанской областной Федерации Туризма 154-00-4335500 3 июля 1992 года.

ХОРИН ВИКТОР АЛЕКСАНДРОВИЧ

1968 года рождения

Туристский опыт:

5у Алтай

4р Север Европейской части СССР

Руководитель похода

ЮМАШЕВ АЛЕКСАНДР АЛЬБЕРТОВИЧ

1964 года рождения

Туристский опыт:

5р Кавказ

5р Урал

Хронометрист

ЛЕБЕДЕВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА

1969 года рождения

Туристский опыт:

4у Восточная Сибирь, 4у Карпаты,

4у Север Европейской части СССР

Завхоз

КОВЕРДЯЕВ ИГОРЬ ИВАНОВИЧ

1969 года рождения

Туристский опыт:

5у Алтай

5у Урал

Завснар

ДРОЖЖИН ДМИТРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

1971 года рождения

Туристский опыт:

5у Алтай

3р Центр Европейской части СССР

Фотограф

ДЕМИДОВ ДМИТРИЙ ВИКТОРОВИЧ

1971 года рождения

Туристский опыт:

5у Урал

1р Центр Европейской части СССР

Рембрат

ШИМАНСКИЙ ВАЛЕРИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ

1968 года рождения

Туристский опыт:

5у Алтай

1р Центр Европейской части СССР

Нач. фин.

БЛАГОДАРОВ АНДРЕЙ ВИТАЛЬЕВИЧ

1974 года рождения

Туристский опыт:

3у Центр Европейской части СССР

Рембрат.

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОХОДА,ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

К оглавлению

В походе приняли участие 8 человек, в основном студенты РРТИ, члены велосекции турклуба "Альтаир". Все участники группы были хорошо знакомы друг с другом и имели опыт совместных походов.

Некоторые из участников частично проходили данный маршрут в 1989 году в 4 кс. с Клементьевым А.В. и хорошо представляли первую треть пути, что существенно облегчало прохождение маршрута.

При подготовке были использованы:

  1. Отчет о походе 4 кс. по Восточной Сибири под руководством Клементьева А.В. за 1989 г.
  2. Отчет о походе 5 кс. по Восточной Сибири под руководством Рудакова А.А. за 1989 г.
  3. Карты Байкала 5-ти и 10-ти километрового масштаба.
  4. Рекомендации велотуриста Иркутского областного турклуба Ермакова А.С.

Особое внимание при подготовке к походу было уделено:

  1. Срокам проведения похода. Август был выбран как наиболее удобный месяц для большинства участников. Кроме того, в августе в Прибайкалье, как правило, стоит хорошая погода, много грибов и ягод, уже мало комаров и клеща.
  2. Направлению прохождения маршрута с учетом подъезда и отъезда, а также с учетом возможности прохождения запасного варианта на случай отсутствия переправы Усть-Баргузин - Сахюрта.
  3. Точному расчету графика движения на начальном участке пути (Новый Уоян -Усть Баргузин) для своевременного прибытия на переправу через Байкал.
  4. Разработке запасного маршрута по восточному побережью Байкала на случай опоздания к переправе Усть Баргузин - Сахюрта или при ее отсутствии.

Примечание: первоначально переправа на западный берег Байкала планировалась из Турки (Турка - Сахюрта), но за несколько дней до похода нам сообщили, что из Турки переправы больше нет, нам пришлось срочно перекраивать график движения с учетом переправы из Усть-Баргузина.

Было уделено много внимания питанию на маршруте из расчета малонаселенной местности.

Было также уделено немало внимания минимизации веса и подготовке велобаулов к переноске на плечах, так как планировался горный 100 километровый участок по западному берегу предположительно крайне труднопроходимый. В остальном подготовка к походу мало отличалась от обычной предпоходной.

К оглавлению

ФАКТИЧЕСКИЙ ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

Дни пути

Дата

Участок

Протяженность (км.)

Средняя скорость (км/ч)

Характер пути, естественные препятствия, опасные участки

Погода

1

14.08

Новый Уоян - озеро Иркана

74

11

Щебеночно-песчаная грунтовка. Рельеф слабопересеченный. Солнечно, ветер слабый, 20-25 С.

2

15.08

озеро Иркана – перевал Срамной - река Светлая

33

5

Щебеночная грунтовка, идущая лесом, крупные камни. Пер. Срамной, броды через мелкие речки. Рельеф сильнопересеченный. Солнечно, кратковременный дождь, +20 С.

3

16.08

река Светлая - река Намама

26

6,5

Щебеночная грунтовка, местами крупные камни. Местность сильнопересеченная. Брод через мелкую речку. Ясно, кратковременный дождь, +20 С.

4

17.08

река Намама - перевал Озерный - перевал Рухловский река Баргузин

42

7

Щебеночная грунтовка, грязь, местами крупные камни. Рельеф сильнопересеченный. Пер. Озерный, пер. Рухловский, брод через реку Баргузин. Ясно, кратковременный дождь, +20 С.

5

18.08

река Баргузин - перевал Ловактон - река Ковыли - перевал Умхейский - река Баргузин

67

9,5

Щебеночно-песчаная грунтовка, местами сильная грязь. Рельеф сильнопересеченный, местами слабопересеченный. Пер. Ловактон, пер. Умхейский. Ясно, +20 С. Вечером дождь.

6

19.08

переправа через реку Баргузин, дневка

0,5

5

Баня (3 часа), блинчики. Солнечно, +20 - +25 С.

7

20.08

река Баргузин – Алла - река (46)

64

10,5

Щебеночная грунтовка, местами грязная. Без особых перепадов высот. Солнечно. Сильный встречный ветер +22-+25 С.

8

21.08

река (46) – Курумкан - Барагхан - 53 км

85

13,5

Щебеночно-песчаная грунтовка. 57 км асфальта. Без особых перепадов высот. Ясно. +20-+27 С.

Ветер слабый.

9

22.08

53 км – Улюн - Баргузин - река Баргузин (на 121 км)

68

12

Песчано-щебеночная грунтовка без особых перепадов высот. Солнечно,+22-+25 С. Ветер слабый.

10

23.08

река Баргузин (на 121 км) - Усть-Баргузин - оз. Байкал

40

10

Песчано-щебеночная грунтовка без особых перепадов высот. Солнечно, +25 С.

11

24.08

озеро Байкал (теплоходом)- МРС – остров Ольхон до поселка Хужир

36

9,5

На Ольхоне щебеночно-глинистая грунтовка, местность сильнопересеченная, открытая. Солнечно, +25 С. Ветер слабый.

12

25.08

Хужир – Узуры

38

9

Грунтовка, местами песчаная. Местность сильнопересеченная, местами открытая. Солнечно, +25 С. Ветер слабый.

13

26.08

МРС – поворот на Черноруд - Сарма – Курма - озеро

52

8

Щебеночная грунтовка, местами с крупными камнями. Рельеф сильнопересеченный. Местность открытая. Солнечно, +20 - +25 С.

14

27.08

озеро Байкал (52 км) - Зама - мыс Кулгана

64

8

Щебеночная грунтовка. До мыса Зундук местность открытая. За мысом Зундук рельеф сильно изрезанный. Солнечно, +25 - +27 С. Сильный встречный ветер.

15

28.08

мыс Кулгана – Онгурен - поселок Кочериково

33

7

Грунтовка. Местность среднепересеченная. Солнечно, +25 С.

16

29.08

Кочериково - Дальнее Кочериково - кордон "Берег Бурых Медведей"

20

7

Грунтовка, местами грязная. Местность малопересеченная. Солнечно, +20 - +27 С.

17

30.08

Вынужденная стоянка     Солнечные ванны, Байкал, баня, хариус и омуль различного приготовления. Солнечно, +25 С.

18

31.08

19

1.09

20

2.09

21

3.09

кордон "Берег Бурых Медведей" - поселок Онгурен     Группа возвращается к повороту на Черноруд для последующего выхода в Иркутск. Ясно +25 С.

22

4.09

поселок Онгурен - поворот на поселок Черноруд       Ураганный ветер, дождь со снегом. +8-+10 С.

23

5.09

24

6.09

поворот на поселок Черноруд – Еланцы

36

8

Щебеночно-глинистая грунтовка, грязная. Местность среднепересеченная, открытая. Сильный ветер.

Дождь, +10 С.

25

7.09

Еланцы – 92 км

45

8

Щебеночно-глинистая грунтовка. Под слоем снега - грязь. Рельеф сильно изрезанный. Сильный ветер. Временами дождь, +8 - +10 С.

26

8.09

92 км – Баяндай - Усть-Ордынск

89

14

До поворота на Тургеневку - щебеночно-глинистая грунтовка. Рельеф изрезанный. Далее – асфальт. Рельеф равнинный с отдельными сопками. Ясно. +12-+15 С. Ветер слабый.

27

9.09

Усть-Ордынск - стоянка под Иркутском

70

14

Асфальт. Равнина. Сильное автомобильное движение. Солнечно, +20-+25 С. Ветер слабый.

28

10.09

стоянка - Иркутск

10

10

Асфальт. Солнечно, +25 С.
    Итого:

992 км

  Протяженность естественных препятствий 791 км. Суммарный набор высоты 9100 м.  

 

 

СХЕМА МАРШРУТА

К оглавлению

 

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

К оглавлению

1-Й ДЕНЬ, 14 АВГУСТА-ПЯТНИЦА

0 Поезд опоздал на 3,5 часа и вместо 4.00 мы прибыли в Новый Уоян около 7.30. Поселок встретил нас мелким непродолжительным дождем и комарами. Телеграфа на станции нет, он находится в поселке, зато само здание станции очень красиво. По трассе БАМа каждая станция несет черты национальной архитектуры строителей. Эту строили или прибалты, или гуцулы. Дали телеграмму и двигаемся в путь на Кумору.

От станции до поворота на Кумору 7 км. Сначала 1 км по асфальту мимо мощной электроподстанции до выхода на шоссе. Повернув влево, движемся по нему.

2 Мост через железную дорогу. Здесь асфальт кончается. Далее грунтовка, выходящая прямо к трассе БАМа и идущая вдоль него. Грунтовка песчаная, местами песчано-щебеночная, сильно разбитая. Некоторые члены группы едут по насыпи БАМа, но это не намного лучше, так как много крупной щебенки.

7 поворот направо на Кумору, дорога уходит в лес, появляются километровые столбы. До Куморы 68 км по километровым столбам. Дорога щебеночно-песчаная, идет по лесу, местами сильно разбита. Постоянное чередование некрутых спусков и подъемов по 500 метров, крутизной 3-5%. Скорость движения около 6-8 км/ч (фото 3).

24 река Сикули.

Слева от дороги где-то на 30-м километре, песчаные осыпи.

34 река Котера. Встали на перекус справа перед мостом.

36,5 начало затяжного 4-х километрового подъема 3-5%. С 34-го километра дорога постоянно улучшается, здесь много речек с едва заметным течением.

73 выходим к озеру Иркана, точнее к его многочисленным заливам и встаем на одном из них на ночевку. Место неплохое. Набрали грибов и наловили рыбы. Комаров, правда, многовато.

За день пройдено 74 км.

 

2-Й ДЕНЬ, 15 АВГУСТА-СУББОТА

С утра солнечно и тепло. Выходим на дорогу. Здесь она уже вышла из леса в небольшую долину. Слева озеро и горы, наша дорога лежит туда.

75 поворот направо на Кумору, нам налево. Дорога входит в лес и начинается набор высоты вдоль склона горы. Здесь дорогу пытались улучшить, правда лучше она от этого не стала. Лес вокруг сохранил следы низового пожара.

77 слева радоновые источники. С дороги они не просматриваются. Когда - то здесь были беседки и ограда, теперь ничего этого нет. Осталась лишь небольшая площадка, свободная от деревьев. Сами источники расположены чуть ниже и правее этой площадки. Женская ванна расположена в избушке, мужская - на открытом воздухе. Ванны теплые, но лежать в них более 8-10 минут противопоказано.

Чуть расслабившись в источниках, продолжаем подъем. Крутизна возросла до 5%. Это начался набор высоты на пер. Срамной, но до него еще далеко.

79 дорога размыта после дождей, шедших здесь неделю назад. Грустно смотреть, что осталось от усилий строителей участок около 300 метров.

80 подъем становится круче (6-7%), дорога более разбитая, пошел дождь. Здесь ехать уже тяжело. Идем пешком. Дорога все хуже и хуже, появляются крупные камни.

81 дорогу пересекает река Срамная. Сейчас это просто ручей, бегущий по камням, но как рассказали водители, после дождей ручей превращается в стремительный горный поток, местами идущий прямо по дороге. Тогда глубина его достигает капота "КРАЗа", а течение столь сильно, что может перевернуть автомобиль. За достоверность ручаться трудно, но судя по рассказу группы Сочневой О.Н., проходившей этот участок за неделю до нас под проливным дождем, словам водителей можно верить.

Сразу же за бродом начинается участок из крупных камней, около 500-700 метров. Рюкзаки приходится нести на плечах, так легче и быстрее. В дождь река Срамная, поднимаясь, идет здесь по дороге. Сейчас река захватывает лишь небольшой участок дороги (метров 100) и глубина ее ниже колена (около 30 см).

82 преодолев каменистый участок, выходим на довольно сносную грунтовую дорогу, лишь местами, заваленную каменными россыпями. Здесь можно ехать.

Начинают встречаться коротенькие (30-100 м) крутые подъемы (до 9-12%). Река Срамная шумит слева, дорога идет по правому склону, по лесу.

92 здесь река Срамная пересекает дорогу. Останавливаемся на перекус. Погода опять отличная. Светит солнце. Двигаемся дальше по каменистой грунтовке. Встречаются небольшие участки каменных россыпей. Такая дорога до самого перевала Срамной. Крутизна подъема около 6%, местами чуть круче и там приходится идти пешком. (Это небольшие участки метров по 30-100.)

97 дорога поворачивает влево и пересекает мелкую речушку. Первая поломка - Ковердяев сломал ось педали. Отсюда идет крутой (10-12%) подъем 2 км до вершины перевала.

99 пер. Срамной. Начинается спуск. Дорога скачет еще 3 км то вверх, то вниз с общим понижением. Местами спуск довольно крут, до 9%. Встречаются щебеночные участки. Здесь приходится двигаться особенно внимательно.

103 слева завалившийся старый мост.

106 конец спуска и едва заметный поворот направо с основной дороги, к шумящей внизу реке. Там должна быть заброшенная стоянка геологов. Спускаемся метров 150 и выходим на поляну, окруженную лесом, хороший спуск к реке. Отличное место для стоянки, правда, немного мешает мошка, и портят вид останки цивилизации в виде бутылок, банок и всяких железок, но в целом место очень красивое и даже суровое. Набрали грибов.

За день пройдено 33 км.

 

3-Й ДЕНЬ, 16 АВГУСТА-ВОСКРЕСЕНИЕ

Возвращаемся на дорогу. Камни, грязь, лужи. Постоянные крутые спуски и подъемы по 10-100 метров (6-10%).

107 дорога выходит к реке Светлая и идет вдоль нее 10 км. Местами встречаются участки с крупными камнями. Красивейшие места, однако места для стоянки нет. Слева склон, справа река.

117 дорога забирает влево и проходит по крупному мосту. Характер дороги не меняется.

120 начинается набор высоты на мини-перевал.

125 переходим по камням горную речку возле обмытого моста. Сразу за мостом начался заключительный 6-8%, километровый подъем на мини-перевал.

126 вершина мини-перевала и ЧП лопнула рама. В общем можно считать, что нам еще повезло. Подобная поломка на спуске могла кончиться трагедией. Ремонт занял 5-6 часов. Забегая вперед, скажу, что велосипед в таком виде прошел весь поход до конца. В трубу рамы был вбит стержень из лиственницы и заштифтован гвоздями с двух концов. Рама стянута карданом и толстой проволокой. В 19.00 начали спуск к реке Намама.

131 дорога вышла к реке Намама. Проехав еще 1 км вдоль нее, встали на ночевку. Место отличное. За день пройдено 26 км.

 

4-Й ДЕНЬ, 17 АВГУСТА-ПОНЕДЕЛЬНИК

Дорога несколько улучшилась, пошла ровная укатанная грунтовка, встретилось несколько целых мостов.

138 поворотом налево начинается подъем на пер. Озерный. Подъем на перевал ступенчатый и состоит из крутых (6-8%) и пологих участков. Начальный участок, около 100 метров довольно крут и весь завален крупными камнями. Остальная часть подъема - мелкий щебень, немного крупных камней, лужи. За исключением начального участка, перевал берется в седле на передаче 40х28.

Чуть ниже перевала расположены несколько озер (около 3). Очевидно отсюда и название - Озерный.

141 вершина пер. Озерный. Перевал открывает путь в узкую горную долину, сильно заболоченную.

Спуск - 1,5 км зигзагами по каменистой щебеночной грунтовке с крутизной около 8%. Далее грунтовая дорога идет без ощутимого перепада высот около 10 км, при этом становясь все грязнее и грязнее, появляются глубокие колеи. Берем сходу вброд несколько мелких речушек.

152,5 дорога забирает вправо и постепенно переходит в грунтово-щебеночную, местами преодолеваем сходу мелкие речушки. Встречаются разрушенные мосты.

Дорога начинает траверсировать склон левого горного хребта, становясь глинисто-песчаной. Много луж, но скорость существенно возрастает. Местами прокатаны глубокие колеи, и ехать почти невозможно (это в сумме 500-800 метров). Встречаются короткие и крутые спуски и подъемы по 30-200 метров.

158 от одного из разрушенных мостов начинается набор высоты на пер. Рухловский. Главный подъем предваряет небольшой горб 2,5 км, с 6-8% подъемом. За ним начинается крутой 20%, 150 метровый подъем по крупной щебенке, в колеях течет ручей, крупные камни. Дорога забирает вправо, траверсирует лесистый склон около 4 км с крутизной 8%. Ехать можно лишь местами на передаче 35х32. Перед самой вершиной, справа от дороги небольшая скала, с которой открывается отличный вид на лежащее внизу ущелье.

166 вершина пер. Рухловский. Слева разбитый строительный вагончик. Начинаем спуск по крутому серпантину. Отвратительная каменистая грунтовка делает спуск крайне напряженным и опасным. Три петли серпантина 6-8% крутизны составляют около 4 км. Дорога пересекает небольшую речушку и идет вдоль нее. Здесь уже хорошая грунтовка из мелкой гальки. Двигаясь 2,5 км, то спускаясь, то поднимаясь, по коротким (50-150 м) пологим "взлетам", выходим к реке Баргузин. (173-й километр).

Берем Баргузин вброд метрах в 200-х ниже разрушенного моста по перекатам. Вода холодная, около 12 град. С, течение сильное, глубина около 70-80 см (ниже пояса). Дно каменистое, ширина реки метров 50-60. За бродом, в 150 метрах, преодолеваем довольно широкий, но мелкий (ниже колена) заливчик.

Проехав около 1 км встаем на ночевку в строительном вагончике слева от дороги (174 км). За день пройдено 42 километра.

 

5-Й ДЕНЬ, 18 АВГУСТА-ВТОРНИК

Прямо от переправы через Баргузин начинается плавный набор высоты на пер. Ловактон. Дорога (грязь и щебень) траверсирует правый склон. Крутизна подъема 4-5%, можно ехать. Дорога забирает влево, грязи становится больше с каждым километром. Местами появляется просто превосходная грязь.

185 небольшой разрушенный мост. Заключительный участок около 2,5 км довольно крут (8-12%). Часть его хорошо просматривается на заднем плане. Здесь дорога очень грязная, однако с набором высоты появляется щебень. Некоторые члены группы пытаются взять перевал в седле, в принципе это возможно на передаче 35х32.

187,5 пер. Ловактон. Спуск около 10 км, скоростной и захватывающий, по сравнительно хорошей грунтовке. Местами встречаются совсем короткие подъемы, "подскоки", размытые дождем участки, полуразрушенные мосты. Все это делает спуск опасным, можно увлечся скоростью и разбиться. Мы обошлись без жертв, если не считать потерю ветровки тов. Лебедевой.

197,5 мост через небольшую речку.

200 река Ковыли. Берем вброд чуть правее дороги по перекатам. Ширина реки сейчас 30 м, глубина выше колена, дно каменистое, течение сильное. Судя по оставленным рекой следам, она сильно разливается после дождей, до 50-80 метров и становится гораздо глубже.

Далее идет хорошая грунтовка, местами грязноватая, без особых перепадов высот, хотя создается ощущение общего понижения. Дорога идет по горной долине, место своеобразное и даже красивое. (Второй раз прохожу здесь и снова под мелким дождем, он, правда, непродолжителен.)

Пересекаем вброд несколько нешироких мелких речек, местами глубина до колена. Появляются пастбища, временами встречаются полудикие табуны лошадей. Дорога начинает втягиваться в горное ущелье, прижимаясь к левому склону, справа шумит река. Места очень красивые и уже не такие суровые.

222 направо мост через реку Ковыли. Сразу за мостом начинается плавный набор высоты на перевал Умхейский (крутизна 3-5%). Перевал "двугорбый". Первую вершину почти все взяли "в седле", хотя заключительный участок около 800 м до 8% крутизной.

234 первая вершина перевала. Слева, метрах в 100 от вершины стоит ретрансляционная вышка. Забегая вперед, скажу, что в поселке Баргузин мы познакомились с человеком, работающим на этом ретрансляторе. Он приглашал нас в гости, если еще будем там. Сказал, что объект не секретный и имеет все блага цивилизации, имея в виду очевидно, электричество (у них там стоит генератор).

С первой вершины идет крутой, до 8-14% спуск, 2 км. Подъем на вторую вершину (1 км) прямой как стрела и крутой до 10%.

237 вершина перевала Умхейский. Спуск серпантином около 4

км почти до реки Баргузин. Крутизна 8-12%, дорога грунтово-каменистая, встречаются крупные камни. Спуск захватывающий и очень опасный. С верхних петель серпантина открывается потрясающий вид на долину реки Баргузин и расположенный справа в туманах и дождях Баргузинский хребет.

Конец спуска. Отсюда идет ровная грунтовка к реке Баргузин. Можно прямо, около 800 м до автомобильного брода возле разрушенного моста, можно 300 метров до поворота и направо к автомобильному броду N 2.

241 река Баргузин возле разрушенного моста. Попытались переправиться в обоих местах, но удалось только в одном - мерах в 800-х ниже моста, по перекатам. Однако высокая вода, выше пояса, каменистое дно и сильное течение, сделали брод слишком опасным и почти невозможным для переправы со снаряжением. Поэтому решено было не рисковать и переправиться с попутной машиной, что мы и сделали следующим утром.

6-Й ДЕНЬ, 19 АВГУСТА-СРЕДА

Дневка. С утра вернулись к перекрестку и в ожидании машины пекли блинчики, проводили ремонт и профилактику снаряжения.

Попутный "Урал" перебросил нас на другой берег, где мы остановились на дневку и устроили баню.

7-Й ДЕНЬ, 20 АВГУСТА-ЧЕТВЕРГ

От разрушенного моста влево идет хорошая песчано-щебеночная дорога. Местами довольно грязно, попадаются каменистые и сильно разбитые участки.

258 пересекаем по мосту речку и въезжаем в деревню. Таблички на въезде нет. Справа по ходу, в 2 километрах, через пастбище, лежит Улюн-Хан.

261 перекресток. Наша дорога сходится с главной. По главной дороге можно доехать до Улюн-Хана, правда это в обратную сторону 2,5 км, решаем ехать дальше. От Улюн-Хана приводится новый отсчет по километровым столбам.

* * *

Грунтовка песчано-щебеночная, сильно грязная, разбитая, с большими лужами, идет, в основном, полями, без особого перепада высот, мешает встречный ветер, справа - панорама Баргузинского хребта.

25 село Алла. В селе есть магазины, и даже пекарня, где нам в виде исключения продали хлеб, так как в этот день хлеб не продавался. Попасть в пекарню и магазины лучше, свернув на 27 километре влево, на дорогу, ведущую в центр села.

За селом дорога становится отвратительной. Едем слева от дороги по грунтовке, идущей полем около 2 км, затем приходится вернуться на дорогу и трястись по камням.

33 мост через реку Алла. С 30-го километра дорога в основном идет по лесу, покрытие песчано-щебеночное, встречаются участки с крупным щебнем. На них скорость движения падает до 5 км/ч. В лесу очень много грибов. Вечером будет грибной суп и макароны с грибами.

Пора вставать на ночевку, но все реки, попадающиеся на пути пересохшие.

46 мост через речку. Встали на ночевку слева перед мостом, метрах в 150 от дороги. Место отличное, но очень много комаров.

За день пройдено 85 км.

 

8-Й ДЕНЬ, 21 АВГУСТА-ПЯТНИЦА

С утра двигаемся к Курумкану.

52 начало 3-х километрового тягуна 5-6%. Характер дороги такой же как и вчера, только побольше песка.

57 выходим к реке. Мост снесен половодьем и рядом поставлен временный через быстрину, омываемый с обеих сторон рекой. Хорошо, что вода уже спала и мы можем свободно перейти "обмыв" по камням. Это последствия прошедших в горах дождей. Горные реки и ручьи, текущие с Баргузинского хребта в долину реки Баргузин поднялись и местами затопили поля. Местами вода течет сплошным потоком через дорогу, но поток совсем мелкий - 0,1 метра.

За мостом дорога выходит из лесов и начинает скакать по предгорьям Баргузинского хребта - 1 км вверх, 1 км вниз, крутизна до 5-8%.

70 дорога входит в лес.

72 начинается крупный щебень и за ним асфальт, идут дорожно-строительные работы.

81 Курумкан. Далее идет новый отсчет километров.

* * *

С трудом достали 2 буханки хлеба в столовой. Хлеб здесь по карточкам. Идем по асфальту. Дорога без особых перепадов высот, идет по лесу. Часто попадаются пересохшие реки. Они текут здесь, видимо, только после дождей.

23 Барагхан.

47 Конец Курумканского района. Далее скачек километража на километровых столбах, вместо 48 идет 52. Здесь начинается Баргузинский район и кончается асфальт. Далее идет песчано-щебеночная грунтовка, типичная для этих мест.

53 встали на ночевку у небольшого ручья в лесу, справа от дороги.

За день пройдено 85 км.

 

9-Й ДЕНЬ, 22 АВГУСТА-СУББОТА

Продолжаем движение.

55 Ярикта.

63 Улюн-Чикан.

На этом участке песчано-щебеночная грунтовка прерывается в поселках кусками асфальта по 2 км. Серьезных перепадов высот нет.

70 Улюн. За Улюном дорога начинает скакать по предгорьям 1 км вверх, 1 км вниз с крутизной до 6%. Ехать значительно труднее.

95 мост через реку Нестериха. Делаем перекус слева за мостом. Дорога начинает идти лесом.

100 Баргузин, районный центр. Покупаем хлеб. (20 рублей буханка, по нашим временам - цена бешенная, в других поселках 3-8 рублей.)

За Баргузином дорога прижимается рекой к Баргузинскому хребту и начинает скакать по коротким (100-300 м) крутым (до 8%) подъемам. Хорошая щебеночно-песчаная дорога идет лесом вдоль берега реки Баргузин.

121 встаем слева от дороги на берегу реки в лесу. Место отличное. Набрали грибов, наловили рыбы. За день пройдено 68 км.

 

10-Й ДЕНЬ, 23 АВГУСТА-ВОСКРЕСЕНИЕ

Движемся к Усть-Баргузину. Дорога хорошая щебеночно-песчаная грунтовка, идет лесом. Некрутые, 4-5% короткие подъемы и спуски.

126 река уходит в сторону от дороги.

147 последний километровый столб. Проезжаем еще 1 км и выходим к переправе, на другой стороне которой поселок Усть-Баргузин.

148 переправляемся с последним паромом, начинается перерыв на обед с 12.00 до 13.00. Стоимость переправы с велосипедом 2 рубля.

На другой стороне переправы километровый столб 168. Километровые столбы здесь врут сильно. Так от стоянки до переправы по столбам 28 км, а реально (по счетчику) - 34 и это не ошибка.

В Усть-Баргузине есть магазины и почта. Узнаем насчет теплохода на западный берег Байкала. Он идет завтра в 9.00 от грузовой пристани(это справа от дороги) до МРС и далее в порт Листвянка под Иркутском. До МРС 3,5-4 часа хода, стоимость билета 120 рублей и еще по 30 рублей за велосипед.

Выехав вправо за поселок, встаем на полудневку на песчаной косе. С дровами плоховато, да ветер холодный, но в целом место понравилось.

За день пройдено 40 км.

 

11-Й ДЕНЬ, 24 АВГУСТА-ПОНЕДЕЛЬНИК

Утром в 9.00 погрузились на теплоход на грузовой пристани прямо под портовым краном. Народу было много, но места всем хватило. На Байкале стоит отличная солнечная погода.

00 МРС (отсюда новый отсчет километража). Мы высаживаемся на местную, совсем маленькую пристань. МРС, как мы выяснили у местных, означает моторно-рыболовная станция, а бурятское название - Сахюрта - совсем маленький поселок с пристанью и единственным магазином. Магазин работает с 16.00 до 19.00, выходные - воскресенье и понедельник. Мы, разумеется, в него не попали. Расположен он в 150 метрах от пристани, в том месте, где мы выходили на главную улицу поселка. От магазина налево по центральной улице выходим за поселок и движемся к переправе на остров Ольхон.

Переправа расположена в 500 метрах от поселка. Здесь через пролив Ольхонские ворота ходят два маленьких катера-парома. Часы работы с 9.00 до 21.00. Переправляемся быстро - ширина пролива здесь 2-3 км, с велосипедиста берут 10 рублей. По словам паромщика на смену этим катерам уже пришел хороший большой паром. Его должны были пустить уже в этом сезоне. Этот паром видимо будет ходить реже, а сейчас катера постоянно шныряют туда-сюда.

Ольхон встречает нас информационным щитом, где написано, что запрещается разводить костры в необорудованных местах, рубить лес, ловить рыбу и птицу, собирать травы, грибы, и т.д. и т.п., так как мы находимся на территории национального парка. (Эти запреты, в общем-то, игнорируются населением и за соблюдением их, как нам показалось, никто не следит.) Прямо возле переправы встаем на перекус, (на заднем плане виден паром у пристани).

Южная часть острова Ольхон белесая, сплошные сопки (до 500-800 м высотой), поросшие травой. Прямо от переправы лезем в первую сопку, крутизна 8%. Дорога грунтовая, глинисто-щебеночная, вполне широкая и ровная. Спуск довольно опасен, попадаются одиночные крупные камни.

До самого Хужира леса нет, грунтовка скачет по сопкам с крутизной 8-12%, местами до 17% (здесь приходится толкать велосипеды), протяженность подъемов 1-4 км.

13, 17 вершины наиболее крутых сопок. Речек нет, дров тоже. Слева постоянно просматривается Байкал (пролив Малое Море). Встать на берегу местами наверное можно, но трудновато.

33 после очередного 10% 4-х километрового подъема, открывается вид на Хужир - маленький поселок с небольшой пристанью.

36 встаем в 500 метрах перед Хужиром в первой сосновой рощице, метрах в 100 от берега. Место неплохое, дрова есть, отличный берег, можно купаться.

 

12-Й ДЕНЬ, 25 АВГУСТА-ВТОРНИК

Продолжаем движение вглубь острова. На въезде в Хужир безуспешно пытались сфотографироваться у таблички, надпись не читается. В поселке зашли в гастроном и обалдели, по здешним понятиям - изобилие, даже халва и леденцы есть, хлеб свободно и недорого - 7 рублей за буханку.

От гастронома едем вверх, придерживаясь левой дороги, правая идет в гаражи. Сразу за поселком начинается очередной подъем по лесистой сопке, спуск с нее приводит к небольшому аэропорту и поселку Харанцы, оставляя их слева, движемся дальше. Ручей. Переезжаем его ближе к поселку и начинаем затяжной 4 км подъем на сопку с крутизной 4-5%. Здесь отличная укатанная грунтовка. Спуск с сопки, перерезанный мелкими крутыми оврагами, выводит к поселку Калгой.

Проезжаем поселок, придерживаясь правой дороги (левая - песчаная) и лезем в очередную сопку (4-10%), подъем 1 км. Проехав 1,5 км по вершине сопки, въезжаем в лес, и через 800 метров начинается песчанный спуск (300 м), выводящий нас в поселок Песчанная (Бухта Песчанная).

60 пос. Песчанная. Здесь раньше был лагерь. Теперь поселок почти заброшен.

Здесь очень глубокий песок, ехать невозможно, застревают даже машины. Местами в поселке видны остатки выстеленной бревнами дороги. Место отличное, можно встать на дневку.

Решили бросить вещи и идти налегке до Узуры, по расчетам осталось 12 км. (Вещи оставили очень кстати, т.к. песок тянулся еще около 6-7 км.)

Дорога, выйдя из поселка, стала круто подниматься по 8% склону (по песку) и вышла в лес. В лесу дорога песчаная около 4 км и довольно пересеченная.

65 начинается крутой подъем, 6-8%, в конце которого песок кончается. Выходим в степь и сразу крутой 1,5 километровый спуск. Слева домики и кошара для овец. Внизу в овраге развилка. Надо ехать по правой дороге. Она крутым 12% 400 метровым подъемом влезает на сопку и через 1,5 км входит в лес. По лесу идет хорошая грунтовка. Постепенно забирая вправо, она спускается в узкую долину. Проехав 2,5 км по отличной полевой дороге, въезжаем в поселок Узуры.

74 Узуры (здесь его почему-то зовут Узур). Дорога упирается в Байкальский берег. Здесь долина, зажатая с двух сторон горами, открывается выходом на "Большой Байкал". Поселок совсем маленький, несколько домов и метеостанция, где мы и ставим печать в маршрутку.

Работники метеостанции рекомендовали нам добраться до мыса Хобои, где можно посмотреть уникальное творение природы - каменную бабу. Мыс Хобои - самая северная точка острова Ольхон. От Узуры до нее около 9-10 км, вероятно последние 4-5 км по тропе. Принимая во внимание последнее обстоятельство, решаем возвращаться назад.

Возвращаемся в бухту Песчаная и встаем на перекус. Обратно ехать легче. Преобладают затяжные спуски, на одном из которых тов. Лебедева упала. Пришлось встать, не доезжая Хужира 4 км на берегу Байкала.

За день пройдено 38 км зачетного километража.

 

13-Й ДЕНЬ, 26 АВГУСТА-СРЕДА

С утра вернулись к МРС.

От переправы начинаются километровые столбы, сразу со 2-го. Отсюда новый отсчет километража. Нам надо в сторону Еланцов. Дорога идет по центральной улице МРС.

4 начало подъема на маленький перевальчик. Крутизна - 8-12%.

9 вершина, начинается спуск по щебеночно-песчаной грунтовке с выступающими на поверхность крупными камнями. Местами дорога довольно плохая.

12 справа примыкает грунтовка, стоит указатель на пос. Черноруд. Здесь мы поворачиваем направо на пос. Онгурен. Этим поворотом начинается участок по западному берегу Байкала. От поворота дорога идет чуть навстречу основной и проложена вдоль подножия горы.

14 развилка, влево на поселок Черноруд, нам направо. Через 300 метров проезжаем по мосту речку. Начинается километровый подьем, в конце крутизной до 10%.

16 вершина подъема. Крутой, 12%, 700 метровый спуск, приводит к мосту через ручей, делаем перекус.

22 вершина еще одного подъема, (протяженность 1,5 км, крутизна 6-12%, отличный вид на Байкал). Дорога около километра идет почти без снижения, затем начинается спуск до самого поселка Сарма. Всего несколько домов, электричества нет и вообще жителей не видно. Пересекаем по мосту реку Сарма. Сразу за мостом идут дорожные работы, дорогу улучшают. Лучше бы они ее не трогали "в гробу мы видали" такую улучшенную дорогу, кругом крупные камни, грунт рыхлый - колесо вязнет. Протяженность этого участка 1,5 км.

Далее дорога идет по открытой местности вдоль берега Байкала без особых перепадов высот. Сильный встречный ветер. Слева горы. Много камней. Скорость движения - 7 км/ч.

40 поселок Курма. Возле Курмы дорога становится почти щебеночной, ехать становится очень тяжело.

45 хорошее место для стоянки - речка и сосновый лесок.

50,5 дорога идет бдоль самого берега, местами поднимаясь на скалистый "прижим" метров на 15. Протяженность этого участка около 1,5 км, сразу за ним спуск и отличная поляна для стоянки возле самого Байкала.

52 встаем здесь. На заднем плане хорошо виден прижим, по которому идет дорога. За день пройдено 52 зачетных километра.

 

14-Й ДЕНЬ, 27 АВГУСТА-ЧЕТВЕРГ

До мыса Зундук дорога идет совершенно одинаковая - ужасная каменистая грунтовка, местами совершенно не укатанная. Местами камни выступают из грунта, словно плохая мостовая. Встречаются лишь небольшие участки ровной и укатанной грунтовки. Особых перепадов высот нет. Два или три "тягуна" метров по 100-300 и крутизной 4-5%. Сильный встречный ветер затрудняет движение. Скорость - 8 км/ч. Временами дорога идет по самому берегу, местами ее даже захлестывает волнами. Местные жители сказали, что вода в Байкале поднялась. По нашим прикидкам это сантиметров 20-30.

80 мыс Зундук. Дорога уходит влево от Байкала и втягивается в ущелье. Начинается лесная зона. Дорога здесь уже получше, камней меньше, преобладает укатанная грунтовка.

82 речка, делаем перекус. Сразу за мостом через реку начинается подъем на небольшой перевальчик. Крутизна подъема - 6-12%, протяженность 1,5 км. Крутой спуск 4 км, далее более пологий до самого поселка Зама.

90 поселок Зама. Он жилой, всего несколько домов, магазина нет. За поселком поворачиваем влево. Дорога идет по равнине, местами поросшей деревьями. Мы постепенно снова выходим к Байкалу и упираемся в крутой подъем на "прижиме", подступающий вплотную к берегу Байкала. Крутизна подъема - 6-12%, протяженность 800 метров. Спуск такой же крутой и короткий.

Проехав 2 км по равнине, подъезжаем к еще одному такому же "прижиму" и начинаем подъем. Протяженность подъема - 1 км, начальный участок (около 800 метров) очень крут, до 12-18%, далее дорога скачет по вершине "прижима" около 1,5 км. Спуск крутой, 6-12%, 1,5- 2 км по лесной дороге, выводит нас к Байкалу. Встаем на мысе Кумгана, место хорошее.

Погода по-прежнему отличная, нам везет. Здесь, на западном побережье почти нет грибов и ягод. Отсутствие ягод местные жители объясняют заморозками, прошедшими в июне. Зато стали попадаться змеи, щитомордник, приходится быть осторожным.

За день пройдено 64 км, из них 40 км по отвратительной грунтовке.

 

15-Й ДЕНЬ, 28 АВГУСТА-ПЯТНИЦА

Начинаем подъем на последний перед Онгуреном "прижим", и сразу неудача - поломка вилки. На ремонт уходит 3 часа. Забегая вперед, скажем, что правая часть вилки уже тоже треснула до половины, и потому данный ремонт был малоэффективен, его хватило километров на 80. Продолжаем подъем, крутизна 5-10%, протяженность 1 км, дорога траверсирует склон горы.

На спуске опять ЧП. У одного из участников на ходу сломался руль. На этот раз не обошлось без травм.

Еще полчаса ремонта и медицинской обработки и мы завершаем спуск, который выводит нас в Онгурен. Продолжительность спуска - 4 км.

113 пос. Онгурен.

В поселке обращаемся в лесничество за консультацией по прохождению участка пос. Кочериково - мыс Покойники, попутно с нас содрали по 8 рублей с человека за посещение Национального парка.

На местной свалке нашли руль, вилку найти не удалось. Купили хлеба, здесь своя пекарня (по 6 рублей за буханку - дешево). Выезжаем за поселок, огибая его слева, и встаем у озера на перекус. Место не очень удачное - плохой подход к воде.

Дорога, чуть поднявшись на холм (подъем, протяженностью метров 800), спускается в долину, и, огибая холм, выходит в поселок Хулуртуй. Дорога хорошая, укатанная полевая грунтовка.

124 пос. Хулуртуй, несколько жилых домов. Выезжаем за него и движемся вверх по долине. Дорога резко поворачивает вправо и начинается пологий подъем на небольшой перевал перед пос. Кочериково. Крутизна подъема до 5%, протяженность - 2-3 км.

Спуск такой же, как и подъем, по лесу, протяженность 3 км. Выходим в долину, вдалеке видны домики пос. Кочериково.

Встаем на поляне у ручья, до поселка километра 3. Много мошки. За день пройдено 33 км, было много серьезных поломок.

 

16-Й ДЕНЬ, 29 АВГУСТА-СУББОТА

С утра движемся к пос. Кочериково, преодолевая сходу несколько мелких ручьев. Не въезжая в поселок, поворачиваем влево от поселковых ворот и движемся в пос. Кочериково 2, или Дальнее Кочериково, как его здесь называют (на карте он обозначен как избы), придерживаясь наезженной дороги.

Дорога хорошая, полевая грунтовка, местами грязноватая. Петляя по полям, она постепенно втягивается в лес и начинает плавно подниматься в гору с крутизной 4-5%, 2 км.

Спуск - 2 км по лесной дороге с глубокими колеями и выступающими корнями деревьев.

Дорога часто делится, придерживаемся левой. В одном месте дорога около 100 метров идет прямо по руслу небольшого ручья. Здесь местность довольно болотистая и много голубики.

Спуск заканчивается, выходим в поле и, проезжая 1 км, упираемся в ограду пос. Дальнее Кочериково. Открыв ворота, въезжаем в поселок и едем 800 метров по полю к стоящим вдалеке домам. Здесь нас встретили фермеры, 10 молодых ребят пасут бычков, ловят рыбу и прочее. Угостили нас молоком, байкальским омулем.

Проехав 2 км по угодьям, выезжаем за ограду в районе машинного парка и, двигаясь вправо от ворот по грунтовке выезжаем, через 2 км, на берег Байкала.

Проехав вдоль берега еще 3 км упираемся в прижим возле мыса Рытый. Места великолепные. До прижима берег пологий с неширокой прибрежной полосой из гальки, в 20 метрах от берега - лес. Отличная солнечная погода, тишина и уединение. Байкал прекрасен.

Отсюда начинается граница Байкало-Ленского заповедника. Здесь стоит кордон, и дальше нас не пускают. На заднем плане у самого прижима виден кордон "Берег Бурых Медведей".

В ответ на все наши просьбы и уговоры, нас предлагают переправить с попутным катером за территорию заповедника до мыса Елохина. Приходится делать вынужденную полудневку, и сколько еще придется ждать - неизвестно.

Пройдено 20 км.

 

17-Й ДЕНЬ, 30 АВГУСТА-ВОСКРЕСЕНИЕ

18-Й ДЕНЬ, 31 АВГУСТА-ПОНЕДЕЛЬНИК

19-Й ДЕНЬ, 1 СЕНТЯБРЯ-ВТОРНИК

20-Й ДЕНЬ, 2 СЕНТЯБРЯ-СРЕДА

Дни прошли в ожидании катера. Группа отдыхала, ловила рыбу, ходила в гости к егерям, мылась в бане. Егеря угощали нас омулем различного приготовления. Погода стояла хорошая.

 

21-Й ДЕНЬ, 3 СЕНТЯБРЯ-ЧЕТВЕРГ

Катера все нет, хотя из Иркутска он вышел давно, вероятно где-то штормит и он отстаивается в ожидании хорошей погоды.

Больше ждать нельзя, решаем возвращаться и через Еланцы и Баяндай выходить на Иркутск. Попросив напоследок егерей сделать запись в маршрутной книжке о нашем пребывании на кордоне, двигаемся в обратный путь.

На подъезде к пос. Кочериково окончательно сломалась вилка одного из велосипедов. Наити замену удалось лишь в Онгурене, куда одного из членов группы удалось забросить на попутном мотоцикле. Поставили старую вилку от дорожного велосипеда, без резьбы.

 

22-Й ДЕНЬ, 4 СЕНТЯБРЯ-ПЯТНИЦА

23-Й ДЕНЬ, 5 СЕНТЯБРЯ-СУББОТА

Группа возвращается к повороту на Еланцы.

Погода резко испортилась, дождь со снегом и ураганный ветер временами делают невозможным движение. Ветер сдувает велосипед с дороги, порывы ветра валят с ног. Сильно похолодало, на вершинах гор лежит снег.

Байкал штормит.

 

24-Й ДЕНЬ, 6 СЕНТЯБРЯ-ВОСКРЕСЕНИЕ

Группа вышла к 12-му километру дороги МРС - Еланцы. Далее отсчет километража идет отсюда, в скобках приведены километровые столбы.

0 (12) движемся по грязной грунтовке, глинисто-щебеночной. Рельеф довольно изрезанный.

7 (19) вершина небольшого подъема. Спуск с вершины выводит в небольшую долину к соляным озерам. Леса нет, встать негде. Начинается подъем на небольшой перевал.

20 (32) вершина перевала. На спуске (где-то на 34 км) начинается асфальт.

33 (45) пос. Анга. Начинаются леса. До этого момента встать негде, нет дров, воды. Одни голые сопки.

36 (48) пос. Еланцы, крупный населенный пункт. Встаем на въезде в поселок у строящегося деревянного дома.

 

25-Й ДЕНЬ, 7 СЕНТЯБРЯ-ПОНЕДЕЛЬНИК

Выезжаем за поселок. Сразу за Еланцами начинается подъем на перевал через Приморский хребет. И снова поломка, сломалось ухо в передней вилке. Ухо заменили гаечным ключем 8х10. Продолжаем подъем, крутизна до 6-10%, протяженность около километра. Около 50% подъема группа берет в седле.

43 (55) Петрово. Конец асфальта.

47 (59) вершина перевала. Все в снегу, глубина снега до 1 метра. Начинается спуск с перевала. Спуск короткий. Далее дорога скачет по горам. За селом Косая Степь - начало подъема на Ногайскую возвышенность. Крутизна подъема - 6-10%, протяженность около 6 км.

73 (85) вершина подъема. Далее дорога скачет по горам, хорошая грунтовка. Протяженность подъемов и спусков 100 м - 1 км, крутизна - 4-8%.

80 (92) встаем в лесу на ночевку. Все промокли, сухих дров нет совсем, на разведение костра потратили почти 1,5 часа. Все очень устали, промокли и замерзли.

За день пройдено 45 км.

 

26-Й ДЕНЬ, 8 СЕНТЯБРЯ-ВТОРНИК

Утром все затянуто туманом, выходим на дорогу. Продолжаем движение к хребту Ногайской возвышенности. Довольно холодно (около 0 С), везде снег, молодой подлесок весь поломан снегом. Сквозь туман, наконец, пробивается солнце. Дорога в целом неплохая, песок со щебнем, глина. Ощущается постепенный набор высоты. Короткие подъемы до 1 км, крутизной 6-8% чередуются с еще более короткими и пологими спусками.

89 (100) вершина хребта. Далее идут другие километровые столбы, с одной стороны 55, а с другой 22. Значит до Баяндая 22 км. Далее дорога идет с постоянным понижением. Спуск постепенно выполаживаясь, выходит на равнину. Здесь почти нет снега.

98 (14) начало отличного асфальта.

103 (9) справа поворот на Тургеневку и начало подъема на последнюю перед Баяндаем сопку, крутизна до 8%.

105 (7) вершина сопки и начало потрясающего скоростного асфальтового спуска до самого Баяндая.

112 (10) развилка. Информационный щит в стороне от дороги. В Баяндай прямо.

Отсюда 130 км до Иркутска (по столбам). Далее отсчет приводится в километрах до Иркутска. В Баяндай решили не заезжать.

Дорога на Иркутск отличная, прекрасный асфальт. Перепады высот теперь небольшие, по 100 метров. Подъемы плавные, до 5%, но затяжные, по 3 км. Один из них, на 115 км, самый крупный и протяженный, выводит нас к пос. Ользоны. Далее дорога идет с общим понижением, скорость движения резко возрастает до 20 км/ч.

169 (73) встаем под Усть-Ордынском слева от дороги у озера. Место неудачное - открытое, загаженное, трудно с дровами, но другого нет.

За день пройдено 89 км.

 

27-Й ДЕНЬ, 9 СЕНТЯБРЯ-СРЕДА

С утра заехали в Усть-Ордынск, он правее дороги километра два. Довольно крупный населенный пункт. Выбор продуктов в магазинах небольшой, да и дороговато. Купили хлеба по 11 рублей за буханку. Выезжаем из поселка, на выезде снимаемся.

Дорога такая же, как вчера, только более равнинная.

Ближе к Иркутску дорога становится явно перегруженной. Машины идут сплошным потоком, дышать нечем. Некоторые из них пытаются обогнать нас справа по обочине. В целях безопасности приходится съехать на обочину, благо здесь она ровная и укатанная.

222 (20) река Куда, отличное место для стоянки. Сразу за рекой начинается серия крупных подъемов, крутизной до 8-12% и протяженностью до 1-1,5 км. Последний из них на 10 км завершается вывеской "Иркутск".

Спускаемся и встаем в конце спуска слева от дороги в леске. Воду берем из лужи - другой нет.

За день пройдено 70 км.

 

28-Й ДЕНЬ, 10 СЕНТЯБРЯ-ЧЕТВЕРГ

С утра пробивались через автомобильные заторы в город. От места ночевки до вокзала 10 км. Дали телеграмму. Остальное время на "разграбление города".

Поход окончен, жертв нет.

 

ИТОГИ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ

К оглавлению

Главным итогом похода является то что, маршрут пройден, хотя и с отклонением от запланированного, все получили массу незабываемых впечатлений и живы, несмотря на неоднократную возможность свернуть себе шею. Кроме того изучена возможность велосипедного прохождения двух новых участков:

  1. По острову Ольхон - до Узуры.
  2. По западному берегу озера Байкал, до кордона Байкало-Ленского заповедника возле мыса Рытый.

Как уже отмечалось в разделе "Техническое описание маршрута", нам пришлось дважды отклоняться от запланированного маршрута по независящим от нас причинам.

В первый раз, мы сократили километраж на 80 км, совершив переправу через озеро Байкал не из Турки, как планировалось, а из поселка Усть-Баргузин, т.к. переправы из Турки на момент похода уже не существовало. Это несущественно упростило маршрут, т.к. не пройденный участок Усть-Баргузин - Турка, с отличной грунтовой и асфальтовой дорогой, без особых перепадов высот и технической сложности не представляет.

Второй раз нам пришлось отказаться от окончания маршрута в Северобайкальске, т.к. не дойдя до него 230 км мы были остановлены на кордоне Байкало-Ленского заповедника, по самому краю которого проходил маршрут. Для прохода через заповедник необходимо получить разрешение в Иркутске. Пришлось возвращаться, сделав почти 140-километровый радиальный выезд, и заканчивать маршрут в Иркутске. Что касается так и не пройденного нами участка мыс Рытый - Северобайкальск, то основная его часть (мыс Рытый - мыс Котельниковский) с учетом увиденного и рассказанного местными жителями видимо представляет собой тяжелый пешеходный участок без малейшего намека на дорогу, возможно там даже нет тропы. Это объясняется отчасти тем, что местные жители пользуются морской дорогой. Пройти этот участок в принципе можно (со среднесуточной скоростью около 10 км), но рекомендовать его как велосипедный - нельзя.

Однако несмотря на вышеперечисленное отклонение от запланированного маршрута, зачетный километраж удовлетворяет 5 к.с., а грунтовки и естественных препятствий в виде перевалов, "ненаселенки" и бродов было тоже достаточно.

Некоторые рекомендации:

  1. Как показал опыт похода, при сильных дождях могут возникнуть серьезные трудности с преодолением водных преград. (Река Срамная, река Баргузин.) На это следует обратить внимание при подготовке и планировании похода.
  2. Водное сообщение через Байкал не имеет устоявшихся традиционных маршрутов. Маршруты могут меняться каждый сезон, это требует предварительного их уточнения при планировании маршрута.
  3. Можно рекомендовать радиальный выезд на остров Ольхон до мыса Хобой и по западному берегу до поселка Дальнее Кочериково. В обоих случаях думаю, что вы не пожалеете и вам будет что вспомнить "на свалке".
  4. Как показал опыт походов по Прибайкалью, в первых числах сентября погода резко портится. Возможны похолодание, дождь, ураганные ветры. Так, на участке по Западному побережью участники группы были слегка озадачены сильным ветром, который не только сдувал велосипедиста с дороги, но временами буквально валил с ног. Это стоит учесть при составлении графика движения.
  5. С учетом происшедших на маршруте поломок, можно порекомендовать взять с собой на маршрут запасной велосипед, можно два.
  6. Можно рекомендовать рыболовные снасти и ножи для чистки и срезания грибов. И самое главное: БЕРИТЕ БОЛЬШЕ СПИРТА!!! В этих, местами диких краях, деньги не очень ценятся. Здесь ценят спирт и бензин.

К отчетам по Прибайкалью.

Оформление Исаков Л.В.

 

 

Hosted by uCoz