Велосекция  турклуба  ''Альтаир ''

 

ОТЧЕТ

о велотуристском походе

ТРЕТЬЕЙ категории сложности по Центру

Европейской части СССР

совершенном с 30 июля по 8 августа 1990 г.

 

Маршрутная книжка N 9/5

Руководитель группы: Юмашев А.А.

 

Рязань 1990

 

К отчетам по Мещере

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

  1. Справочные сведения о походе
  2. Фактический график движения
  3. Техническое описание маршрута
  4. Итоги, выводы, рекомендации

 

 

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ

К оглавлению

 

Отчет содержит описание велосипедного туристского похода ТРЕТЬЕЙ  категории сложности по Центру Европейской Части СССР по маршруту: Рязань - Поляны - Лопухи - Борисково - Брыкин Бор - Лубяники – Чарусс - Акулово - Малахово - Гусь Хрустальный - Суздаль - Старый Двор - Улыбышево - Головино - Степаново - Иванищи - Уршельский - Черусти - Тельма - Радовицкий - Рязань.

Протяженность маршрута по маршрутной книжке 609 км,

по счетчику 660 км,

из них песчанных дорог 247 км,

участков с перепадами высот 130 км.

Продолжительность похода 10 дней с 30 июля по 8 августа 1990 года.

Маршрутные документы за N 9/5 выдала МКК Рязанской Областной Федерации туризма 154-00-4335400 00 июля 1990 года.

 

Сведения об участниках

ФИО

Год рождения

Туристский опыт

Обязанности

Юмашев Александр Альбертович 

1964

3р Алтай

всего 22 категорийных велопохода

Руководитель

Механик

Медбрат

Кротенко Вячеслав Вячеславович

1970

2у Крым

2у Центр Европ. части СССР

1р Кавказ

Зам.рук.

Фотограф

Штурман

Механик

Пашкин Игорь Владимирович

1967

4у Вост. Сибирь

3у Карпаты

2у Крым

Завхоз

Механик

Сказочник

Вербов Виктор Леонидович

1967

2у Крым

1у Центр Европ. части. СССР

Завхоз

Демидов Дмитрий Викторович

1971

2у Крым

1у Центр Европ. Части СССР

Фотограф

Пашкин Геннадий Владимирович

1971

2у Центр Европ. части СССР

3у Карпаты

Хронометрист

Фотограф

Казначей

Пирогова Елена Евгеньевна

1969

2у Крым

1у Центр Европ. части СССР

Медсестра

Чибисов Сергей Валерьевич

1972

1у Центр Европ. 1у Центр Европ.

 

 

 

К оглавлению

ФАКТИЧЕСКИЙ  ГРАФИК  ДВИЖЕНИЯ

Дни пути

Дата

Участок

Протяженность (км.)

Чистое ходовое время (ч)

Характер пути, естественные препятствия, опасные участки

Погода

1

30.07

Рязань - Борисково

42

9

равнина, асфальт, песчанник 29 км

ясно

2

31.07

Борисково - Брыкин Бор

57

11

равнина, песчанник 52 км

переменно

3

01.08

Брыкин Бор - Акулово

31

5

равнина, песчанник 24 км

ясно

4

02.08

Акулово - Великодворский

68

11

равнина, асфальт, песчанник 10 км

ясно

5

03.08

Великодворский – Суздаль

150

11

равнина, перепады высот 76 км, асфальт опасный участок - город Владимир

ясно

6

04.08

Суздаль - Старый Двор

44

4

асфальт, перепады высот 44 км

ясно

7

05.08

Старый Двор – Степаново

51

11

асфальт, песок 30 км, равнина, перепады высот 10 км, опасный участок - город Владимир

ясно

8

06.08

Степаново - Тасин Бор

42

11

равнина, асфальт, песок 30 км

ясно

9

07.08

Тасин Бор – Обухово

84

11

равнина, асфальт, песок 50 км

ясно

10

08.08

Обухово - Рязань

91

11

равнина, асфальт, песок 12 км                

ясно

 

 

Итого всего за поход:

660

95

песчанных дорог 247 км

участков с перепадами высот 130 км

 

 

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

К оглавлению

 

 

1-Й ДЕНЬ, 30 ИЮЛЯ-ПОНЕДЕЛЬНИК

 

Начало нашего маршрута в городе Рязани. Отсчет километров от конца городской черты.

После перекрестка Поляны - Солотча - Варские (11-й километр магистрали Рязань - Касимов), на 12,7-м километре, вправо уходит ничем, кроме знака неравнозначного перекрестка не отмеченная, полевая грунтовая дорога. Едем по ней.

13 железнодорожный переезд и начало соснового леса. Дорога очень живописная. хорошо укатанный песчанник.

18,1 и 19,4 равнозначные развилки. Оба раза берем левее.

24 деревня Лопухи. На въезде маленький ржавый указатель, ни почты, ни сельсовета, ни магазина.

Кратчайший путь к селу Борисково идет вдоль столбов. Мы ехали далеко не самым кратчайшим, хотя в общем столбов придерживались. Сеть дорог здесь очень густая. Все они - песчанник разной твердости и заболоченности.

42 Борисково. Почта, магазин, сельсовет. Далее дорога - песчанник. Качество такое, что колеса сильно зарываются, несмотря на пониженное давление в шинах 40 - миллиметров. Идем пешком. Справа от дороги прорыта канава с водой, поросшая малиной. За день набрали много грибов, не сходя с дороги. Находим ровное сухое место и ставим лагерь прямо у дороги (49 км).

 

 

2-Й ДЕНЬ, 31 ИЮЛЯ-ВТОРНИК

 

Лес все более отдаляется от дороги, песчанник становится все более рыхлым.

52 Дорофеево. Это пять изб и ферма. Основная дорога за деревней сворачивает вправо. Едем по ней. Далее дорога входит в лес на подъеме с развилкой (54 км). Берем влево и едем по хорошей лесной дороге.

56 Бельское. Оно начинается одинокой деревянной колокольней и постепенно переходит в село Кидусово. В них есть почта, магазин, сельсовет. Дорога к Веретью сейчас асфальтируется. Проложена она по высокой насыпи. Кругом болота.

65 начало асфальта.

68 Веретье. В нем почта, магазин, сельсовет и даже аэропорт! Нет только асфальта на Городное. Он кончился в черте села на 70-м километре. Ехать можно вдоль телеграфных столбов по сильно разбитому песчаннику, а можно через летное поле по малоезженной лесной дороге, что мы и сделали.

78 дорога выходит на основную Веретье - Городное, идущую вдоль столбов. Ехать становится трудно.

80 Городное. Почта, сельсовет, магазин. Далее по довольно трудному для езды лесному песчаннику с заросшими малиной обочинами.

90 Орехово и сросшиеся с ними Лупяжи. Почта, сельсовет, магазин. В Брыкин Бор можно попасть по большаку через Папушево, а можно - напрямик.

92 с большака сворачивает влево хорошая лесная дорога, ведущая к зубровому питомнику. Едем по ней.

99 зубровник, начало Брыкина Бора.

Брыкин Бор оставляет неизгладимое впечатление - маленький уютный музей с чучелами, журавельник, загоны с дикими животными необычайно гармонично сочетаются с красивой здешней природой. Да и сам Брыкин Бор очень приятный поселок на берегу красавицы Пры.

Далее узнаем как проехать на мост. Это знают все, так как мост здесь один. Это капитальное железобетонное сооружение, по которому никто, кроме редких служащих заповедника, правда, не ездит.

105 мост и слева от него подготовленные стоянки для туристов. Там и останавливаемся на ночлег.

 

 

3-Й ДЕНЬ, 1 АВГУСТА-СРЕДА

 

Далее отсчет километров от моста через реку Пру. Переезжаем мост и наш путь перегораживает никем не охраняемый шлагбаум. Преодолеваем и его. Дорога - песчанник в низинах залитый водой. Местами глубина (на дороге!) - по пояс. Рекорд - по грудь. Чувствуется, что мы в заповеднике. Лес очень аккуратный, но в тоже время заметно, что люди здесь редкие гости. Неповторимый колорит дороге придают плакаты, указатели и дорожные знаки 20-30-летней давности, не порченные людьми, но слегка тронутые временем.

0,8 на лесном холме необитаемый лесничий кордон ''Бедная Гора''. На всем протяжении встретилась только одна развилка (5 км). На правой дороге шлагбаум и мы поехали по левой, вдоль столбов.

11 заповедник и лес кончаются лесничим кордоном со шлагбаумом. Становится сухо. Песчанная дорога по полю ведет в село Лубяники.

12 Лубяники, асфальт.

18 Чарусс.

19,2 асфальт кончается.

Дорога на Акулово является продолжением главной улицы Чарусса и через луга ведет в лес. Прогалина в лесной опушке видна очень издалека. Дорога идеально прямая, но уже заросшая высокой травой и даже маленькими деревьями. По ней несколько лет никто не ездит.

22,8 ручей. Деревянный мост сгнил. Переходим вброд.

25 пересечение с наезженной лесной дорогой (ведущей на пос. Лесомашинная). У дороги скамеечка. После перекрестка и наша дорога становится менее заброшенной. Можно даже местами ехать.

31 Акулово. Лес внезапно расступается. Начинаются поля. Дорога, обсаженная в один ряд деревьями, ведет к селу. Странной кажется эта аккуратная аллея в такой глуши. Ставим лагерь на опушке леса. Вода в лесной низине.

 

 

4-Й ДЕНЬ, 2 АВГУСТА-ЧЕТВЕРГ

 

В Акулово есть магазин. Почты и сельсовета нет. Дорога на Малахово идет сначала через луг, а затем уходит в лес. Она достаточно однозначна. В случае развилок нужно брать вправо. Это песчанник, по которому в большинстве случаев можно ехать, хотя возле опушки довольно сыро.

37 река Курша с исправным деревянным мостом. Хорошее место для стоянки.

41 Малахово. Это крупное село с сельсоветом, почтой, несколькими магазинами. Здесь и начинается асфальт, а дорожные пейзажи далее - в основном поля.

65 рабочий поселок Тума.

Дорога на Владимир - хороший асфальт, равнина, кругом сосновые леса. Через каждые несколько километров встречаются села, но водоемов нет.

81 поселок Великодворский.

87 речка, хорошее место для стоянки.

99 речка, отличное место для стоянки. Здесь и заночевали.

 

 

5-Й ДЕНЬ, 3 АВГУСТА-ПЯТНИЦА

 

Мимо поселка Курловский (108 км) слева идет окружная дорога. Развилка ничем не обозначена. Несмотря на то, что в поселке почта, магазины и столовые, заезжать не рекомендуем, так как проезд по нему затруднителен.

134 Гусь-Хрустальный. В городе огромный интерес представляет музей хрусталя.

163 Моругино. Начало перепадов высот.

180 Ильино. Здесь слева от деревянного магазина отходит дорога на хорошее место для стоянки - озеро. Оно приблизительно в пяти километрах.

189 выход на трассу Владимир - Муром.

200 Владимир. Леса кончаются. Издалека видны золоченые купола старого города. Движение значительное, нужна осторожность.

Участок Владимир- Суздаль отличается непрерывными затяжными перепадами высот. Кругом поля и полное отсутствие водоемов.

239 Суздаль - уникальный город - музей. Медленно проезжаем по вечерней центральной улице. Впечатления непередаваемы. Улица выходит на ивановскую трассу. Едем по ней и разбиваем лагерь на реке Нерль слева от дороги в сосновых посадках. Лучшего места вблизи Суздаля вряд ли найти.

 

 

6-Й ДЕНЬ, 4 АВГУСТА-СУББОТА

 

День начался с посещения многочисленных памятников архитектуры Суздаля. Мы побывали в кремле, музее деревянного зодчества, во всех четырех монастырях, магазине типа ''Гостинный Двор''.

Дорогу на Обращиху оказалось найти довольно трудно. Ее знают далеко не все местные жители, хотя она и асфальтированная.

245 Крапиево.

252 Гавриловское. Лесок у дороги, пруд. Более-менее приличное место для стоянки.

260 Обращиха, выход на трассу Юрьев-Польский - Владимир.

269 Старый Двор

283 встали на стоянку у речки.

Надо сказать, что наш путь Суздаль - Обращиха - Владимир, проходил по довольно пересеченной дороге, не изобилующей красотами, но движение на ней небольшое и участок себя оправдывает.

 

 

7-Й ДЕНЬ, 5 АВГУСТА-ВОСКРЕСЕНИЕ

 

293 Владимир. Далее отсчет километров будет вестись от него. Мещерские леса начинаются уже в черте города. Возле автозаправочной станции вправо отходит дорога на Улыбышево.

11 Улыбышево. Железная дорога проходит за ним, а не перед, как это следует из туристской схемы, выпущенной во времена ''всеобщей секретности''. Здесь и кончается асфальт. На Головино едем вдоль железнодорожной насыпи по грунтовой дороге, точнее - тропе, которая теряется незадолго до нашего приезда в Головино.

21 Головино. Несколько сросшихся сел тянутся довольно долго. После их окончания дорога разветвляется на три. Правая, вдоль трехфазной электролинии, идет в пионерлагерь. Две другие вскоре сходятся, но ехать лучше по средней. Несмотря на воскрестный вечер, эта дорога (среднего качества песчанник), довольно оживлена. Часто спрашиваем дорогу у водителей (спрашивать лучше Степаново или Андреевское). Четких рекомендаций по ориентированию дать нельзя. Сеть дорог очень густая. Кругом сосновые леса, чередующиеся с вырубками.

33 сруб родника у дороги. Один из главных критериев и ориентиров правильности пути - таблички кабеля, идущего в Иванищи.

36 развилка. Кабель идет вдоль правой дороги, мы же едем по левой. Лес здесь подготовлен к вырубке.

38 дорога выходит в поле. Над деревьями виден шпиль андреевской церкви.

39 выходим к заброшенному кирпичному двухэтажному дому и возле него сворачиваем влево. Когда-то здесь кипела жизнь. Это что-то вроде постоялого двора на старой дороге, связывающей Владимир и Рязань.

40 полуразрушенный мост.

41 Андреевское и сросшееся с ним Степаново. Они славятся прекрасной действующей церковью, что очень странно в такой глуши. В Иванищи еще отсюда можно попасть, свернув около постоялого двора вправо, но там, как нам объяснили, сложное ориентирование.

Далее мы выходим на центральную улицу Степанова. Она и является началом дороги на Иванищи. Становимся на окраине села на ночевку.

 

 

8-Й ДЕНЬ, 6 АВГУСТА-ПОНЕДЕЛЬНИК

 

Отметиться в Степаново каким-либо образом оказалось невозможно и мы двинулись дальше. Дорога начинается с залитого водой покоса. Проходим его чуть левее и дальше, двигаясь вдоль опушки, снова выходим на дорогу. Дальше она довольно сухая и становится все более наезженной (сквозного проезда Степаново-Иванищи уже нет), хотя дорога с самого начала была однозначной. Это средний лесной песчанник.

51,5 Иванищи. Это крупное село. В нем есть даже стекольный завод, не говоря уже о простых благах цивилизации.

Дорога на Уршельский - красивый лесной песчанник. В большинстве случаев можно ехать.

53,5 развилка. Берем правее.

56 река Поль. Хорошее место для лагеря.

60 развилка со скамеечкой. Берем правее.

67 река Бужа. Хорошее место для лагеря.

71,7 Уршельский, начало асфальта. Ехать нужно осторожнее. Вся дорога покрыта густым слоем битого стекла - отходами здешнего стекольного производства.

78,3 асфальтированный поворот направо на Тасин Бор. Никакого указателя на повороте нет.

83 Тасин Бор. Асфальт кончается. Кратчайший путь на Черусти отсюда вдоль полотна железной дороги. Местами это лесная проселочная дорога, идущая то по одну, то по другую сторону путей. Местами дорога отходит от путей слишком далеко. В этом случае двигались по тропинке вдоль насыпи.

На ночь встали около полотна дороги возле столба 11-й километр (сама платформа Тасин Бор - это 13-й километр). Здесь по левую сторону полотна проходит карьер старой торфоразработки с насыпью песчанного отвала. Костер жечь нужно только на этой насыпи, иначе можно сделать экологическую катастрофу в торфянниках. Воду можно брать в карьере. Других приличных мест для стоянки поблизости нет.

 

 

9-Й ДЕНЬ, 7 АВГУСТА-ВТОРНИК

 

101 Черусти. Асфальта в большинстве поселка нет. Мы въехали в черту населенного пункта со стороны малого железнодорожного вокзала. Проезжаем к главному железнодорожному вокзалу. Здесь и нужно спрашивать дорогу на ''Красную Гору'', которая дальше и выходит к Тельме.

Дорога идет через заказник ''Черустинский Лес'', столицей которого и является кордон Красная Гора. Дорога идет по болотистому лесу. Кругом вода, но дорога проложена по высокой твердой песчанной насыпи. Далее отсчет километров от Черустей.

8 Красная Гора.

22 начало асфальта. На трассу мы вышли между Тельмой и Перхуровым. Поворачиваем на Тельму направо.

26 Тельма.

42,5 Дмитровский Погост.

С Дмитровского Погоста мы рекомендуем ехать на Радовицкий по асфальту, повернув в сторону Спас-Клепиков. Дорога на Радовицкий идет с Подлесной, но мы выбрали другой путь, беззаветно веря ''Атласу Автомобильных Дорог'' и имели много ненужных приключений. Вот их перечень.

53,5 Самойлиха, после поворота в Дмитровском Погосте в сторону Егорьевска.

55,5 Середниково. Здесь местный житель то - ли неправильно, то – ли неточно показал нам дорогу возле церкви и вскоре мы уперлись в железнодорожные пути на станции Сазоново. Железная дорога эта ведет в Радовицкий, но радости от нее мало. Поехали вдоль путей по грунтовке, пока та не уперлась в станцию Сазоново - товарная (асфальт кончился в Середниково, качество песчанника в основном плохое). Дальше, руководствуясь направлением железнодорожных путей, ведущих из Сазоново в Радовицкий (есть там еще и пути на Рязановский, ведущие вправо), по тропам, по азимуту прямо через лес, вышли на дорогу Подлесная - Радовицкий в деревне Обухово. Здесь и заночевали. Дальше до Радовицкого асфальт.

 

 

10-Й ДЕНЬ, 8 АВГУСТА-СРЕДА

 

66,5 Обухово. Асфальт.

74 Радовицкий.

76 начало песчанника. Через железнодорожный переезд, через узкоколейку, направляемся на Тюковский лесхоз. Дорога  однозначна – приличный лесной песчанник.

85 Тюковский лесхоз.

86 Шахово - незначительная деревня.

88 Тюково. Начало асфальта.

97 выход на автостраду Спас-Клепики - Рязань.

104 Рябиновка.

108 Малиновка.

113 Криуша.

119 Кельцы, речка Келецкая Канава, приличное место для лагеря.

123 Передельцы, Требухино.

128 Ласково. Возможна стоянка на Ласковском озере.

138 Солотча.

158 начало Рязани. УРА!

 

 

ИТОГИ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ

К оглавлению

 

Подводя итоги, хочется сказать, что показал себя жизнеспособным, чрезвычайно интересным и логически завершенным веломаршрут третьей категории сложности с началом и окончанием в Рязани.

Кроме замечательной природы Мещеры, щедрой на грибы и ягоды, (по которой проходит почти 95% пути), на маршруте много достопримечательностей. Необычайно интересно было посетить и замечательный поселок Брыкин Бор и многочисленные памятники в Суздале, Владимире, Гусе Хрустальном.

Что же можно посоветовать нашим последователям? Прежде всего наш поход получился очень тяжелым из-за предшествовавшего ему месяца проливных дождей. Мещерская низменность "вышла из берегов". Существенную часть маршрута пришлось пройти, "засучив рукава" на брюках. Очевидно, что такой же уровень воды и в межсезонье. Отлично подготовленная группа без всяких "ЧП" с трудом одолела маршрут за 9 ходовых дней (при 11 часах в движении ежедневно и двух полудневках в Брыкином Бору и Суздале).

Ориентирование довольно сложно. Совершенно необходимы компас и карта двухкилометрового масштаба. Хотя ремонтировались и нечасто, но типичной для маршрута следует признать деформацию переднего обода при заносе на песке и попадании в колею. Расход передних спиц сильно превысил расход задних.

Единственное изменение, которое мы рекомендуем внести в маршрут нашим последователям - это проехать с Дмитровского Погоста на Радовицкий через Подлесную по асфальту, а не через Середниково. Общее количество километров по грунту, правда, снизится менее 240, но эту недостающую сложность вполне компенсирует участок Владимир - Суздаль - Старый Двор - Владимир, изобилующий перепадами высот.

При подготовке к походу нужно внимательнее расставлять контрольные пункты. В Степанове нет ничего, чтобы отметиться, а это важный пункт маршрута. Рекомендуем сфотографироваться в соседнем Андреевском у церкви. В Акулово - аналогичные проблемы.

Особенностью маршрута является то, что вдоль участков Чарусс - Малахово и Улыбышево - Черусти, проходят автострады, связанные со всеми селами асфальтированными перемычками. Этим можно воспользоваться при составлении маршрутов второй категории сложности.

 

К отчетам по Мещере

 

 Оформление: Исаков Л. В.

 

Hosted by uCoz