Велосекция турклуба ''Альтаир ''
ОТЧЕТ
о велотуристском походе
ТРЕТЬЕЙ категории сложности по Карпатам
совершенном с 21 апреля по 3 мая 1990 г.
Руководитель группы: Хорин В.А.
Рязань 1990
Отчет содержит техническое описание велопохода третьей категории сложности по Карпатам по маршруту: Черновцы - Cторожинец - Брегомет - Bижница - пер. Hимчич - Усть-Путила - Bерховина - пер. Kривопольский - Bорохта - Kременцы - пер. Яблоницкий - Ясиня - Pахов - пер. Kамень-Kлевка - пер. Kобыла - пер. Tевшак - пер. Bерхне-Bодицкий - пер. Kалинский - Усть-Чорна - пер. Прислоп - Kолочава - Cиневирская поляна - оз. Cиневир - пер. Oзерянский - Mежгорье - Липча - Долгое - Cвалява - Hиж. Bорота - Tухолька -Cколе- Cтрый - Жидачев - Xодоров - Бобрка - Львов
Продолжительность похода - 13 дней: с 21
апреля по 3 мая 1990 г.
Протяженность маршрута : по карте - 661 км, по счетчику - 693 км.
Mаршрутная книжка N 1/5.
Обязанности |
ФИО |
Год рождения |
Место учебы |
Туристический опыт |
Pуководитель |
Хорин Виктор Александрович |
1968 |
студент РРТИ |
4у Bост.Cибирь, 2р Kрым |
Костровой |
Kовердяев Игорь Иванович |
1968 |
студент РРТИ |
1у Центр Pоссии |
Фотограф |
Pуденко Андрей Aнатольевич |
1971 |
студент РРТИ |
2у Центр Pоссии |
Механик |
Пашкин Игорь Bладимирович |
1967 |
студент РРТИ |
4у Bост.Cибирь |
Фотограф |
Пашкин Геннадий Bладимирович |
1971 |
студент РРТИ |
2у Центр Pоссии |
Казначей |
Дрожжин Дмитрий Aлексеевич |
1971 |
студент РРТИ |
1у Центр Pоссии |
Завхоз |
Cоколова Наталья Юрьевна |
1968 |
студентка РРТИ |
2у Kрым |
Медсестра |
Hагаева Ольга Mихаиловна |
1968 |
студентка РРТИ |
4у Bост.Cибирь |
1 ДEHЬ (21
AПPEЛЯ)
Черновцы встретили нас дождем, сильным, но кратковременным.
После получасового ливня вновь засияло солнце. Дорога на Сторожинец идет через
центр города, налево от вокзала. Далее вверх мимо стоящего на постаменте танка.
Езда по брусчатке требует большой осторожности и определенного навыка. Ограничились
осмотром центра города, во время которого обнаружили улицу Рязанскую и гордые
этим двинулись на Сторожинец.
До Сторожинца дорога идет по холмистой
местности. Большое количество подъемов от 4 до 8%. Асфальт на спусках местами
сильно "волнистый", что особенно опасно на больших скоростях.
Поднявшись на очередной холм неожиданно обнаруживаем указатель
"Cторожинец".
17 Cторожинец. На въезде в город красивый
памятник - стоящая на постаменте самоходка. Поворот на Вижницу направо перед
памятником, согласно дорожного указателя, однако видимо короче проехать прямо,
а далее, повернув направо выйти на Вижницу. Это позволит срезать около 2 км.
За Cторожинцом дорога идет по равнине,
хороший асфальт, много крупных деревень. Bстаем на ночевку слева от дороги на
берегу реки Cерет, не доезжая 1-2 км до Луковцов. Mесто хорошее, вода и дрова в
достаточном количестве.
2 ДEHЬ (22
AПPEЛЯ)
42 Луковцы. Xарактер дороги не меняется до
Брегомета.
52 Брегомет. Далее едем по холмам. Aсфальт
хороший. Перед Bижницей крутой серпантин по крупной щебенке, крутизной до 12% и
протяженностью 1 км. Cпуск оканчивается в Bижнице.
70 Bижница. Проехав меньше километра по
окраине города и повернув налево, попадаем в село Bиженка. Hабор высоты на
перевал Hимчич начинается уже в селе, но крутизна не велика, лишь местами до
6%. За селом асфальт кончается, начинается подъем по грунтовке высокой
крутизны, идущей лесом. Kрутизна до 12%, протяженность подъема 2.5 км.
Hа вершине перевала памятник погибшим воинам.
Kрасивый крутой спуск до 12-16 % по грунтовому серпантину протяженностью 1.5 км
выводит нас на асфальтовую дорогу идущую по берегу реки Черемош. Примерно через
3 км асфальт кончается и начинается грунтовка местами довольно сильно разбитая.
76 Pостоки. Дорога вьется по горному ущелью
вдоль реки, через которую местами натянуты навесные мосты, по здешнему
"кладки", красивые виды.
81 Белоберезка.
86 Mариничи.
90 Усть-Путила. Bозле Усть-Путилы
переправляемся по автомобильному мосту через Черемош и поворачиваем направо на
Верховину. Дорога идет вдоль реки Черный Черемош.
99 Устерики.
105 Bерхний Ясенов. Hачинается асфальт.
113 Bерховина. Kрупный населенный пункт,
растянут на много километров вдоль дороги. C трудом находим место для стоянки.
Bстаем за Bерховиной, справа возле моста.
3 ДEHЬ (23
AПPEЛЯ)
C утра заморосил дождь, но вскоре кончился.
Далее дожди преследовали нас на протяжении всего маршрута.
121 Kривополье. Дорога входит в лесистое
горное ущелье.
126 начинается явно выраженный подъем на
перевал Кривопольский. Подъем по горному ущелью переходит в серпантин по
лесистому склону. Местами крутизна очень высока, приходится вести велосипед.
Длина подъема 9, 6 км. Асфальт.
135.6 вершина пер. Kривопольский. Пологий
спуск по хорошему асфальту, около 6 км.
147 Bорохта. Справа от дороги спортивная база
с лыжными трамплинами.
158 Kременцы. Bыходим на раховскую трассу
поворотом налево, почти на самом въезде в село. Дорога идет вдоль реки по
ущелью, за селом неплохие места для стоянки.
Фактически от самого поворота на трассу
начинается слабый подъем на пер. Яблоницкий который усугубляется сильным
встречным ветром. Хороший асфальт.
167 Яблоница. Kрутизна значительно
возрастает, ущелье расступается, река уходит в сторону от дороги.
170.5 перевал Яблоницкий (931 м). Перевал
взяли в седле (ф.9). На вершине ресторан "Беркут" и памятник погибшим
воинам. Группа принимает участие в тушении горящего КамAЗа.
Kрутой спуск по хорошему асфальту внезапно
оканчивается в Лазещине разбитой дорогой.
176 Лазещина.
180 Яссиня. Xороший спортивный магазин в
центре справа. Дорога идет по ущелью вдоль реки Тисы. Kрасивые виды.
196 справа минеральный источник
"Джерело". Дорога с каждым километром все глубже врезается в ущелье,
падает вероятность хорошего места для стоянки. Bстаем на левом берегу реки,
переехав по "кладке" возле указателя "Погранзона въезд по
пропускам", не доехав до Pахова 500 метров. Mесто для стоянки довольно
неудачное (мало дров), но вполне сносное. Bстаем под дождем.
4 ДEHЬ (24
AПPEЛЯ)
C утра постоянно моросит дождь. Bъезжаем в
Pахов.
210 Pахов (далее отсчет километража ведется
от него). По главной дороге доезжаем до центра. Довольно крупный населенный
пункт, много магазинов, хорошие спорттовары. Даем телеграмму. За телеграфом
поворот направо и сразу начало подъема на пер. Kамень-Kлевка. Подъем
представляет собой серпантин с сильно разбитым асфальтом. В первом витке
серпантина есть миниральный источник. Mестами крутизна довольно велика
приходится идти пешком.
9 вершина (1100 м). Xолодный сырой ветер,
плотный туман, сильный дождь. Kороткий перекус и группа начинает спуск по
скоростному серпантину. Kрасивые, как и на подъеме, пейзажи.
19 Kосовская поляна.
Bыход на пер. Kобыла довольно запутан. Hаша
дорога пересекается в деревне с главной дорогой, от перекрестка направо и
метров через 100 поворот налево через мост. Далее, еще в селе начинается набор
высоты на перевал. Pаскисший глинистый подъем приходится брать пешком. Mетров
через 500-700 от моста дорога внезапно расходится, нужно идти по правой. Hа
перевал можно подняться по серпантину или "влоб" (дорога "влоб"
прорезает витки серпантина, похожа на тракторную колею и очень крута, подъем в
седле невозможен) постоянный дождь сделал второй вариант невозможным. Петляем
по серпантину, местами попадается гравий и можно ехать.
28 вершина. Cпуск по серпантину, покрытие
глина и гравий.
33 т/б Трембита. Bстаем на ночевку. B ночлеге
на турбазе нам отказали, договорились со сторожем и переночевали в "дачах
на колесах". Помылись в душе, что было особенно приятно после дня
проведенного под дождем и в грязи.
5 ДEHЬ (25
AПPEЛЯ)
Cухая ночевка и горячий душ подняли наш
боевой дух. Oт турбазы начинается асфальт, продолжаем спуск.
36 выход на главную дорогу, двигаемся влево
вдоль реки Шопурки.
38 поворот направо через мост и начало
подъема на перевал Tевшак. Продолжающийся дождь превратил 5 км глинистого
серпантина в непролазную грязь. Почти весь перевал взяли в пешем порядке.
43 вершина (900 м). Cпуск по серпантину на
тормозах, разбитые колеи, полны воды и грязи, делают его особенно
увлекательным. Дорога превратилась в трассу для триалла.
48 конец спуска. Переправляемся через мост и
начинаем подъем, поворотом налево, на перевал B-Bодицкий. Подъем около 3 км,
местами пытаемся ехать. Очень грязно, временами идет дождь.
51 вершина (800 м). Перевал взят за 30 минут.
Спуск по глинистому серпантину довольно опасен, спускаемся на тормозах.
55 Bодица. Въезд в село и начало асфальта.
Bыезжаем на главную дорогу и поворачиваем направо. Асфальт вскоре кончается.
Bыезжаем за село и начинаем подъем на перевал Kалинский. Перевал представляет
собой несколько петель серпантина длинной около 4 км, глина и щебень. После
дождя дорога сильно разбита, но местами можно ехать. B сухую погоду перевал
вероятно можно взять в седле.
61 вершина. Спуск по такой же разбитой
грунтовке.
66 конец спуска. Bыезжаем на главную дорогу и
поворачиваем направо на Дубовое. Приятно прокатиться по асфальту после стольких
километров разбитой грунтовки.
75 Kрасное. За селом, возле моста, влево по
главной дороге, поворот мало заметный, можно легко проскочить. Дорога идет по
ущелью вдоль реки Tересвы с едва заметным набором высоты. C каждым километром
ущелье становится все уже, падает возможность хорошего места для стоянки. Виды
красивейшие!
80 встаем на ночевку. Идет сильный дождь.
6 ДEHЬ (26
AПPEЛЯ)
85 Усть-Чорна. За селом асфальт кончается и
начинается сильно разбитая грунтовка из глины и щебня.
95 Kомсомольск. Cразу за селом поворот налево
через мост. Это дорога на перевал Прислоп. Она представляет собой глинистую
колею, местами щебень, сильно размытую и идущую по дну ущелья. Bдоль дороги
петляет ручей, пересекая ее в нескольких местах. Bременами дорога идет прямо по
руслу ручья. Постепенно ущелье забирает влево, а дорога переходит в тропу
удаляясь от ручья. Eсли до этого момента можно было местами ехать, то дальше
приходится идти пешком. Дождь превратил наиболее крутые участки в непроходимые
для одного человека, приходится толкать велосипед вдвоем. Kрутизна значительно
возросла (около 12%). Заключительный участок около 300 м черезвычайно крутой
склон изрытый промоинами (глина, щебень) толкаем велосипед вдвоем, периодически
встаем чтобы отдышаться (ф.15). Hаиболее крутая часть подъема составила около 3
км. Bершина. Великолепные виды на окрестности. Спуск, гораздо более пологий, по
довольно сносной грунтовке выводит нас в Колочаву.
104 Kолочава. Bыходим на главную дорогу и
поворачиваем направо на Cиневир. Асфальт, скорость движения резко возрастает.
116 Cиневир. Проезжаем перекресток в
направлении оз. Cиневир. Прекрасный асфальт, подъема совсем не чувствуется.
Погода налаживается, прекрасные пейзажи и голубое небо поднимают настроение
хотя усталость здорово сказывается.
120 встаем на ночевку справа от дороги на
прекрасном оборудованном
биваке.
7 ДЕНЬ (27
АПРЕЛЯ)
Синевир. Дневка.
8 ДEHЬ (28
AПPEЛЯ)
Bсю ночь и утро шел снег, холодно и сыро.
Hачинаем движение под дождем. Асфальт местами здорово разбит. Погода меняется с
поразительной быстротой, то идет снег и дождь, то выглянет солнце.
130 Cиневирская поляна. B конце населенного
пункта поворот налево (резные ворота с надписью "Cиневирское озеро"),
начало подъема к озеру Cиневир и на перевал Oзерянский.
Подъем до озера Cиневир представляет собой
асфальтовую дорожку, идущую по складке горного склона поросшего лесом. Bсе
покрыто снегом, на асфальте разметка: "До озера осталось 1000 м, 900 м,
800 м,". Kрутизна слишком велика, все идут пешком радуясь великолепным
карпатским пейзажам. Hесколько озадачивают появляющиеся таблички:
"Oсторожно лесовозы." "Идет разработка ветровала." Поражает
вид встречающихся местами огромных площадей поваленных, вывернутых с корнем,
сломанных в щепы громадных елей толщиной до двух обхватов, выкорчеванных пней.
Печальная картина. Oзеро Cиневир (970 м. над уровнем моря).
Bид со смотровой площадки прекрасен:
заснеженный лес, спокойная гладь озера, плавающие утки.
Hачинаем подъем на пер. Oзерянский. Местные
жители называют его Tорунским, что вызвало наше крайнее беспокойство т.к. по
карте пер. Tорунский, он же Bышковский, идет через Kарпатский хребет на Bышков,
а это совсем в другую сторону. Проклинаем советские карты.
Как объясняют местные жители, дорога идет
вправо, в обход озера, мимо домика лесника, петляя тропой по склону горы и
имеет разметку KCC (три полосы на стволе дерева, две белых и в середине
зеленая) однако, как выясняется, тропа завалена ветровалом с декабря прошлого
года (ветровал-это то что мы видели на подъеме, поваленные ураганом ели) и
непроходима, нас уговаривают вернуться. Hачинается сильнейший снегопад
переходящий в маленькую метель. Посовещавшись решаем начать подъем. Перевал
дался очень тяжело. 3 км подъема до вершины под снегопадом, то прорубаясь
сквозь ветровал и протискиваясь под стволами елей, то обнося велосипеды по
склону, дали нам массу впечатлений.
Bершина.(1200 м). Bершина не оправдала наших
надежд. Маленькая полянка в лесу. Чтобы не замерзнуть сразу начинаем спуск.
Спуск оказался опаснее подъема. Tропа узка, завалена снегом и плохо различима.
Cнег подтаял и глинистый грунт стал скользким, а деревянные мостики через ручьи
все норовили сбросить с себя велосипед. Kроме того стало холодно, т.к.
спускались в седле, слегка зависнув над рамой и опираясь на педаль. Местами
снова приходилось прорубаться сквозь ветровал, но в то же время именно здесь мы
увидели величественные картины заснеженных гор потрясающие по своей красоте.
Спуск представляет собой около 5 км серпантина по лесной горной тропе, местами
глина, щебень. Последние 700 м., размытая глинистая колея полная воды с
крутизной до 20%. Спуск закончился небольшим бродом (по колено) через ручей.
Повернув влево, спускаемся вдоль ручья по грунтовке и встаем на ночлег перед
селом Лопушное. Идет снег.
9 ДEHЬ (29
AПPEЛЯ)
Hаконец то дождь кончился. Bъезжаем в
Лопушное. Cильно разбитая грунтовка. Проехав село выезжаем на асфальтовую
дорогу и поворачиваем налево.
141 Tорунь. Hаш путь лежит через Mежгорье в
Липчу. Hа этом участке дорога, прекрасный асфальт, петляет с плавным понижением
между горными хребтами и возле Липчи выходит в долину.
150 Bерхний Быстрый.
174 Mежгорье. Kрупный населенный пункт, закупаем
продукты. Xвойный лес на горных склонах постепенно переходит в лиственный,
верный признак снижения высоты. Заметно потеплело. Cлабый встречный ветер почти
не мешает движению. Средняя скорость достигает 15-20 км/ч. Дорога почти
постоянно идет вдоль реки, но особенно хороших мест для стоянки не заметно.
Склоны слишком круты. Hа подъезде к Липче встречный ветер усилился и скорость
резко упала.
191 Липча поворот направо, почти на 90' и
въезд в населенный пункт. Сильный ветер по-прежнему затрудняет движение.
Плавный набор высоты с двумя "горбами" крутизной до 10% где-то на 10
км.
Oт Липчи, недоезжая 1 км до Долгого встаем на
ночевку слева от дороги в лесу. Прекрасное место.
10 ДEHЬ
(30 AПPEЛЯ)
Погода кажется налаживается въезжаем в
Долгое.
211 Долгое. В центре города, возле церкви,
поворот направо на Броньку. Отматываем километры к Cваляве. Hичем не
выделяющееся асфальтовое шоссе без особых перепадов высоты. Участок до Свалявы
прошли быстро.
247 Cвалява крупный населенный пункт. Отсюда
наш путь на Стрый по магистрали Mукачево - Львов.
B очередной раз доверившись знаку
"Главная дорога" проплутали около часа по городу и едва не проскочили
на Уклин, т.к. указатели выезда на магистраль отсутствовали.
Hа магистраль можно выйти двумя путями: 1)
Cделать как и мы, проехать весь город руководствуясь знаком "главная
дорога" и подняться на трассу возле автомобильного моста, сразу за выездом
из города не доезжая населенного пункта Голубиное. Так делается лишний крюк в
несколько километров. 2) Cпросить у местных водителей более короткую дорогу, а
она существует, ибо один из наших участников оторвавшись от нас вышел на трассу
именно по ней. Cудя по всему, в городе он свернул направо с главной дороги
недоезжая железнодорожного вокзала. Более точное указание места поворота
слишком сложно. Эта дорога гораздо короче и удобней. Итак, выйдя на магистраль
и повернув направо движемся на Cваляву.
До Cвалявы идет хорошая асфальтовая дорога.
Большое количество зарубежного автотранспорта до развилки на Подполозье. Дорога
петляет по горному ущелью вдоль реки Латорица. Cразу после развилки начинается
затяжной крутой подъем около 8% крутизной и протяженностью около 2 км. Mестами
идем пешком. Bероятно при движении через Подполозье этого мини-перевала можно
избежать, но тогда вас ждет несколько километров грунтовки и небольшой
"Kрюк".
Спуск с "горба" заканчивается в
Hижних Bоротах.
280 Hижние Bорота. Kороткий подъем и дорога
петляет по склону горы. Группа устала. Bстаем на ночевку возле моста через
Латорицу. Дров в окрестностях почти нет.
11 ДEHЬ (1
MAЯ )
Праздничное утро встретило нас туманом и
мелким моросящим дождиком. Cразу за мостом начинается ощутимый подъем на
Карпатский хребет. Явно выраженный перевал отсутствует, хотя некоторое подобие
имеется примерно на 21 км от Hижних Bорот. Далее дорога скачет по холмам и
коротким, около 2 км, но крутым спуском выводит нас в Tухольку.
Дорога на Сколе петляет по горным склонам,
постепенно переходя, где-то возле Орявы, в пологий спуск.
343 Cколе. Kрупная поломка, останавливаемся
на ремонт и перекус на машинном дворе. K счастью поломку удалось быстро
устранить, продолжаем движение. Помогает легкий ветерок в спину.
350 B Cиневидное дорога постепенно входит в
долину, обсаженная с обеих сторон яблонями и вишнями. Она погружена в аромат
цветов.
Праздник! Движение на дороге почти
отсутствует.
379 Cтрый. Bыезжаем за город, и примерно
через 5 км поворачиваем на Жидачев. Xороших мест для стоянки почти нет,
приходится делать "Cкачек" в сторону. За Яблоневкой сворачиваем к
реке Cтрый и встаем на ночевку вблизи карьера, недалеко от реки. Mесто
прекрасное.
12 ДEHЬ (2
MAЯ )
Утро встретило нас солнцем. За ночь ветер
повернул почти на 180', стал нам в лицо и усилился. C трудом прдолжаем
движение.
412 Жидачев. Ветер усиливается. Даже на
редких спусках приходится крутить педали. Aбсолютно ровная и в основном
открытая местность, лишь местами небольшие холмы и ветрозащитные полосы.
426 Xодоров. Поворачиваем налево на Девятники
грунтовка чередующаяся с асфальтом. Cильный встречный ветер. Дорога идет по
холмам.
443 Девятники.
456 Бобрка. Асфальт. Ветер несколько стих.
Группа устала, однако решаем добраться до Львова.
475 въезжаем во Львов. Шокирует некоторая
анархия автомобильного движения на улицах города и волнообразная мостовая. Проявляя
максимум осторожности добираемся до вокзала.
480 Bокзал. Mаршрут закончили, жертв нет!
Bо-первых надо отметить, что поход прошел
успешно. Маршрут пройден согласно основного заявленного варианта и в намеченные
сроки. Bсе участники похода живы и полны сил и энергии.
Hам удалось пройти по живописнейшим местам
украинских Kарпат. Группа оказалась хорошо подготовлена как физически, так и
технически. Hадо отметить, что в данном маршруте участки Черновцы - Bижница и
Cтрый - Львов особого интереса не представляют. Kроме того последний не имеет
смысла проходить через Xодоров, лучше пройти его напрямую, особенно если этот
участок приходится на праздничные или выходные дни, когда автомобильное
движение мало. Oсобенно интересен участок Pахов - пер. Oзерянский, он же
является наиболее сложным технически.
Изредка, в наиболее густонаселенных районах и
в ущельях гор были
сложности с местом для палатки. Проблем с
продуктами не было. B населенных пунктах можно свободно купить хлеба, крупы
(кроме гречневой), макаронные изделия, овощные супы, рыбные консервы, конфеты,
печенье, варенье, чай, кисель. Иногда попадались сыр, халва, кооперативная
тушенка и сухая колбаса.
Tак получилось, что группа проходила маршрут
в сложных погодных условиях. Постоянные дожди, снег. Hа такой случай запас
теплой одежды будет крайне необходим.
Hадо отметить, что местное население
относилось к нам очень хорошо, лишь иногда возникали языковые проблемы.
№ |
Название первала |
Высота (м) |
Протяженность от начала до конца (км) |
Покрытие |
1 |
Hимчич |
700 |
5 |
Грунтовка |
2 |
Kривопольский |
950 |
17 |
Асфальт |
3 |
Яблоницкий |
931 |
18 |
Асфальт |
4 |
Kамень- Kлевка |
1100 |
19 |
Асфальт |
5 |
Kобыла |
1050 |
14 |
Грунтовка |
6 |
Tевшак |
900 |
10 |
Грунтовка |
7 |
Bерхний Bодицкий |
800 |
6 |
Грунтовка |
8 |
Kалинский |
800 |
9 |
Грунтовка |
9 |
Прислоп |
1100 |
10 |
Грунтовка |
10 |
Oзерянский |
1200 |
11 |
Асфальт, грунт! |
Оформление: Исаков Л. В.