ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

         

велотуристского маршрута второй категории сложности в районе   Черноморского побережья Кавказа (Батуми - Кобулети - Поти - Теклати - Зугдиди - Очамчира - Сухуми - Гудаута - Сочи)

 

Участок Батуми - Кобулети - Поти (77 км)

 

Километраж указывается от Батуми

Выезд из Батуми - столицы Абхазской АССР, самого южного порта Черноморского побережья Кавказа, приморского климатического курорта и т.п. - по улице Чавчавадзе, все время прямо. Начинающийся сразу по выезду из города Махинджаурский подъем длиной 3.4 км. и средней крутизной 5-6 % приводит к сомнительного пошиба ресторану. Спуск от ресторана - 3.5 км и тоже 5-6 %. После этого до 10 км дорога ровная, а далее начинается Чаквинский подъем (2.5 км, 5-6 %). После него, как и можно было ожидать, следует спуск 3 км, 4-5 %, который приводит в деревню Чаква (15.5). Здесь в самом начале деревни - поворот влево на турбазу, по имени которой и названа эта деревня (от поворота до турбазы - 1 км). Это первое место на зтом маршруте, где можно переночевать.

На уже упомянутых выше подъемах и на спусках с них справа от дороги произрастают большие бамбуковые рощи вперемешку с мандариновыми садами местного совхоза. Доступ и в рощу и в сад затруднений не вызывает.

От Чаква дорога идет почти ровно до самого города Поти (77). В населенных пунктах Цихисдзири (25), Кобулети (30), Квемо Натанеби (48), Уреки (57) есть магазины, кафе и столовые.

Первая река на участке встречается на 40-м километре, далее на 42-м (река Натанеби), 43-м (без названия), 62-м (снова без названия), 71 (река Пичора). Почти везде берега этих рек украшены хуторами. Свернув вправо от реки Пичоры, можно попасть на озеро Палеостоми, из которого она { Пичора } вытекает. На всех этих водоемах можно  худо-бедно встать на ночлег. Перед городом Поти также много мест для ночлега, но совсем нет воды. Воду, впрочем, можно попросить в одном на хуторов или строительных участков, которые во множестве раскинулись здесь вдоль дороги.

На 77 км раскинулся город Поти, в котором есть все, что душе угодно - прод. и пром. магазины, столовые, кафе, аптеки и морской порт.

Покрытие всего участка Батуми - Поти - плохой, иногда очень плохой асфальт. Но зато слева почти все время видно Черное море.

 

Участок Поти - Теклати - Хоби - Зугдиди - Сухуми (178 км)

 

Далее километраж от Поти.

Сразу после города Поти - ситуация та же, что и до Поти : мест для ночлега много, но вода отсутствует. Она отсутствует вплоть до самой реки Риони (6), по берегам которой живописно разбросаны хутора и свинофермы. Километре на 12-м река Риони последний раз подходит к дороге справа. После этого, кроме вышеупомянутых хуторов и свинарников, а также деревни Теклати (33, магазин) и п. Хоби (45, магазины, столовая) на маршруте не встречается ничего хорошего, в том числе и воды. Начиная с п. Хоби и до Зугдиди (72) вдоль дороги стоит множество деревень, плавно переходящих друг в друга. Встать здесь на ночлег можно только в 10-сантиметровом слое грязи, если свернуть в любом месте вправо и заехать за последние дома. Воды, конечно же, здесь нет. Берега речек Хоби (46) и Джуми (53) густо усыпаны всяческими постройками. На 50-м км на вершине маленького подъема справа от дороги ложбина, в которой бьет родник.

После Зугдиди (72, магазины, почта, кафе) становится немного полегче - деревни иногда прерываются унылыми чахлыми равнинами. На речках Чхоуши (75) и Ингури (83) скрепя сердце, можно встать на ночлег. В п. Гали – стандартный набор потребительских благ - магазины, почта, столовая. После Гали путь немного скрашивается общей тенденцией к понижению и относительным обилием рек : Б.Эрисцкали (99), Окума (107), Охурей (118), Галидзга (121). На 123 км дорога вновь подходит к Черному морю, с которым она рассталась еще в городе Поти. Здесь же расположен и город Очамчира (124, все-что-душе-угодно). После Очамчиры можно раскинуть свой лагерь на речках Мокви (128), без названия (141), Кодори (156). На километре 173 начинается город Сухуми - столица Абхазской Автономной Советской Социалистической Республики. Здесь сразу же после вывески с названием города ("Акыа" по-абхазски) река Келосури впадает в Черное море. Здесь же, на берегу моря, перетащив велосипеды через пути железной дороги Батуми-Сухуми, можно встать биваком.

Качество дороги на этом участке ничуть не лучше, чем на предыдущем - все тот же разбитый донельзя асфальт. Положение усугубляется еще и тем, что в Грузинской ССР не принято соблюдать правила дорожного движения.

 

Участок Сухуми - Гудаута - Сочи (155 км)

 

Далее километраж от Сухуми.

Сразу после выезда из Сухуми дорога упирается в реку Гулиста, одно из самых приличных мест для бивака на этом маршруте. За 300 метров до реки начинается подъем 3.5 км / 12%, далее 4.5 км / 4%  до самой деревни Верхняя Эшера. После этой самой деревни начинается среднепересеченная местность с общим понижением в сторону Нового Афона (24). Через 13 км от Нового Афона – река Аапста (24+13=37). 44 км - поворот на п. Гудаута. От Н.Афона до Гудауты - кусочек равнины. На реке Хипста (50) между жел.-дор. и автомобильным мостами можно встать на ночлег. При этом важно не заходить за колючую проволоку, которой в этом месте что-то огорожено !!!

От Гудауты начинается слабопересеченная местность, которая в районе деревни Бармыш (70) неожиданно переходит в подъем на перевал Мамайский (вверх 2.4% до дер.  Блабурхва, вверх 1 км 13%, вниз 1км, вверх 1 км 6% до дер. Калдахвара). Спуск с перевала - 5-километровый до дер. Бзыбь. Перед деревней протекает речка - тоже Бзыбь.

Далее до города Гагры (97) - еще кусочек равнины. Перед большим бугром, с которого начинается объездная дорога вокруг города Гагры, течет маленькая речка, под мостом через которую, поборов некоторую брезгливость, можно заночевать (воду из речки лучше не пить !). От речки сразу же начинается 2-километровый подъем 12-13%, после которого (естественно) спуск - 2 км 9% под открытым небом и 1км 3% - в тоннеле.

От города Гагры до Гантиади (108) – сильнопересеченная местность с короткими (0.5-1 км) спусками и подъемами. Встать на ночлег практически негде, воды, как и дров, нет (впрочем, так дело обстоит до самого Сочи).

На километре 119 - полуторакилометровый спуск 12%, затем кусок равнины до п. Нижнениколаевский, после чего с подъема 2 км 6% снова начинается сильнопересеченная местность до самого города-сада Сочи.

 

 

ИТОГИ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Отсутствие на вышеописанном маршруте воды , мест для стоянок , грязь , снег с дождем вместе и по-отдельности, деревни длиной до 15 км , непонимание местными жителями туризма вообще и велотуризма в частности , их категорическое неприятие Правил дорожного движения и чрезмерное гостеприимство - все это дает туристу физическую , но еще более и моральную закалку !!!

Поэтому прохождение этого маршрута сильно укрепит дух и тело туриста и в конечном счете поможет ему стать личностью коммунистического типа .

Оформление Исаков Л.В.






Hosted by uCoz