День N1
День N2День N2
День N3День N3День N3
День N4День N4
День N5

Когда я вспомнаю детали первого путешествия в 2000 году, у меня тут же учащается пульс, возникает волнение, страх за прожитое тогда. Только сейчас понимаю, на какую безумную авантюру я шел. Но, наверное, фортуна пощадила меня. К счастью, я теперь узнал все свои слабые стороны и надеюсь учесть их в будущем.

Путешествие было порывом против обывательства, скукоты, лени и тому подобных вещей. Да, сейчас я с полной уверенностью могу сказать, что столь дерзкий шаг мог быть вызван только сумасшествием. Да, только им - не менее того. Разве мог нормальный человек отправиться черт знает куда, черт знает на чем, черт знает с кем, черт знает зачем. По-моему, даже одного из этих аргументов достаточно, чтобы со мной согласится.

Надеюсь мое повествование прийдется вам по вкусу. Я буду рад, если оно хотя бы один раз вызовет у вас улыбку или другие приятные вещи. :) Сорри за проклевывающийся разговорный сленг. Я пытался полностью искоренить его. Ж:)



  День N1 обратно
День N2 обратноДень N2 обратно
День N3 обратноДень N3 обратноДень N3 обратно
День N4 обратноДень N4 обратно

 
День первый - самый первый... (17.07.00)
Сердце Кумира[речка такая]
Любимый напиток байкера в пути - КраСаГлюк

       В 3.50 мой поезд. Не на минуту не сомкнув глаз Ж|-O, заканчиваю бесконечные сборы. Нервы гложут следующие вопросы: "Когда же это кончится? Успею ли?" Можно создать целую теорию о последних часах сборов. Увы, пользы от нее - никакой. Кажется бо'льшая часть запланированного реализована. Нет, нет, больше отсрочивать этот спурт нельзя, хватит с меня. Ж:-kill
       Выползаю (да, именно, так все выглядело) из дому. Квэшн возникает незамедлительно: "А можно ли на столь нагруженном транспорте передвигаться? Если можно, то каким образом?" Действительно, привычный, ненагруженный конь в сравнение не идет с тем, что я имею на данный момент. Это какой-то громадный, неуправляемый монстр. Ж:-\
       Таких вопросов не возникло бы, если бы я попробовал нагрузить, покататься, посмотреть все ли ОК заранее. Но действуя по принципу: "Не грузи ближнего своего, грузи - Sherol" (реклама доставки грузов), я нахожусь перед бездной вопросов. Результат - частый пульс, страх исходящий от неизвестности. Отчаявшись в том, что мне навряд ли сейчас предоставят подробный фак, я осторожно (!) кручу педали по темным улицам к вокзалу. Покупаю билет на поезд Нск-Бийск. В поезде не сплю, пытаясь сообразить, что же происходит? Рядом едут профи борцы из Г-Алтайска со сборов на Урале. Ведут борцовские разговоры, кушают допинг. Наркоманы, одним словом. В 8.00 выгружаюсь в Бийске (8.40). Вэ вэзэ из файн, вэ сан шайн. Медленно убираюсь из этого серого городка, дрожа на каждой выбоине. Ж:(
       И все-таки не верится, что я передвигаюсь на этом груженом танкере, но радоваться, конечно, рано. Мне на все плевать, только бы конь выдержал до места назначения.
       Делаю короткий привал после Сросток, на берегу Катуни (11.06). Какой кайф загорать на молодой, весенней травке, лениво сгоняя букашек; после долгой зимней спячки, после серого урбанизма, после рутинных сборов, после бессоной ночи в грязном вонючем вагоне, после 2,5 часов непрерывного педалирования. Я могу продолжить, но надо ли? Я надеюсь, вы уже со мной солидарны. Мечтаю о ночевке за Аей.
       Уже возникли траблы - дятел решил выгрызть педаль. Чтоб он сдох! Ж:(
       Обедаю в Долине Свободы (14.10): дегустирую лапшу, кофе. Кофе обалденный, даже если не слишком концентрированный. Я готов "тянуть" его непрерывно, не закусывая. :) Долго он со мной не проживет, это точно.
       До сих пор четко помню, бивак у памятника Шишкову. Вечереет (18.09), сижу (была бы альтернатива - лежал бы), жадно глотаю лимонку, почему-то грустно. Пытаюсь настроиться на последний на сегодня рывок.
       Этот отрезок трассы вечно асфальтируют. Скоро, наверно, полотно дороги будет выше здешних вертикальных скал. Медленно, с трудом добираюсь до Тавдинских пещер (20.10). Устраиваю ночлег. Ни одного комарика, и клещей вроде бы нет. Ужинаю и ложусь (21.30). Будучи "уделанным", крепко сплю.
Good night. See your tomorrow.Ж|-]

PS: Сегодняшние косяки - сделал подвиг при закладке храма и поплатился в будущем (первые дни похода нужно "отдыхать", а не гнать); недооценил могущество ультрафиолета, вследствии чего лишился кожного покрова. The British said:"A good beginning makes a good ending". I test this.

Итого пройдено 130 км за 8 часов (16 км/ч)
 
День второй - "судьбоносные решения" (18.07.00)
Но разве не грозно?
Вот такие мало приятные вещи имеют место быть

       По вчерашнему опыту я понял - так жить больше нельзя. Ж:-Б Поэтому, решил сбросить около 15000 ккал на девственную природу предгорий. Надеюсь, никто от этого нисколько не пострадал, а может даже приобрел вкусный завтрак. Ж:) Были безжалостно зарыты за Усть-Семой следующие вкусности: халва, чечевица, сахер, рис, гречка (итого около 3.5 кг), которые похороненны там, наверное, и по сей день.:(
       Этот день вышел неудачным. Ж:-( Но все по порядку. Очень жарко, но спасение близко - речушка Сема журчит недалеко. Вчера впервые познакомился с особенностями велосипедных трипов: сжег колени и руки. Чего-либо подходящего, чтобы укрыться от солнца не нашлось. Ж:-( Дорога от Камлака постепенно набирает высоту, подготавливаясь к последнему сюрпризу в этой громадной долине - Семинскому перевалу. Затяжные подъемы быстро надоедают, особенно в жару. Но главный враг был ветер, хотя с другой стороны он мог оказаться и другом в прямом смысле этой фразы. ;) Но он, несмотря ни на что, дул вдоль долины навстречу. Ж:-(        Поэтому очень медленно, с многочисленными передышками я катил строго на юг. В 19.00 всевышний решил сниспослать на землю, бренную, грозную тучу. Странник же не растерялся и попытался как можно быстро найти место, где можно было воздвигнуть ковчег в честь New Millenium. Однако, из-за молниеносных событий место было выбрано не совсем удачно, даже напротив - совсем неудачно. Воздвигнув творенье и проведя трапезу пищепоглощенья и кофенаслажденья, приняв ванны в священном ручье, грешник переместился внебытие. Господь же увидев, что его великие кары недостойны такого ничтожного сгустка разума в столь пространной долине, решил убраться на более примечательные территории без каких-либо притензий и намека на водокапающие, градоубийственные и снегоомораживающие явления.
Харе Рама! Харе Кришна!

PS: Одно "но", семинская долина замечательная, однако клещи здесь тоже "ничего себе". Так что вместо Ж:-) лучше уж (:-)

Итого пройдено 65 км за 5 часов (13 км/ч)
 
День третий - перевалы и как с ними бороться (19.07.00)
Чуйский тракт
Бийск
Верх-Катунское
Сростки
Образцовка
Березовка
Быстрянка
Суртайское
Усть-Иша
Долина Свободы
Майма
Дубровка
Рыбалка
Соузга
Манжерок
Верх-Муны
Усть-Сема
Камлак
Черга
Барлак
Мыюта
Шебалино
Кумалыр
Топучая
Семинский пер.
Зайсанская Елань
Туэкта
Каракол
Курата
Шашикман
Онгудай
Хабаровка
Пер. Чикетаман
Купчегень
Яломан
Иня
Иодро
Белый Бом
Челкан
Ербалык
Чибит
Акташ
Баратал
Курай
Мюштуайры
Чаган-Узун
Красная Горка
Ортолык
Кош-Агач
Тебелер
Ташанта
0
17
36
43
48
56
63
66
77
90
101
102
106
121
138
148
156
166
176
187
203
220
230
232
244
269
276
278
283
291
308
320
330
350
358
394
398
410
422
442
455
462
490
516
518
528
535
553
566
600

       День на удивление провел эффективно: пройден самый длинный и крутой участок маршрута - Семинский с севера, правда Семинский с юга оказался менее гостепреимным... :(
       Уже в 9.30 я на трассе. Через несколько сот метров въезжаю в аллею цветущей черемухи (как оказалось, единственной и не повторимой в здешних местах). От красок и аромата, происходят всякие душеприятные вещи "в одном букете": будь то - удивление, радость, восторг, но и нежелание уезжать из этой сказки. Закрывая глаза, на ощупь Ч%-) , выбираюсь из столь притягательного весной места. Хотя вышеописанный рай длится несколько сот метров, но он врезается в память навсегда, только длинные камазы-бензовозы возвращают тебя в реальность.
       Оказывается я ночевал недалеко от Шебалино. У с.Кумалыр попадаю под холодный ливень, но не останавливаюсь и пытаюсь хоть чуть-чуть согреться, убежав от него. Смотрите, смотрите, и вправду получилось. :) После с.Топучая я утопаю в конкретном дожде. Начинается Семинский с его хвойными монстрами. На моем броневике такой крутой подъем не преодолеть - иду пешком, с интересом рассматривая заглохшие автомобили. На середине пути делаю большой привал, пополняя запасы воды из мутного дождевого ручья. Ну что ж за 2.5 часа я пожалуй заполз на седловину. Почему-то вспоминается "Улитка на склоне". :) Не теряя времени и предвкушая полет, начинаю спуск.
       Лечу со скоростью 60 км/ч, не успевая увиливать от "безобразий" (выбоин тобишь) . Мой полет продолжается не долго. Слышу стук в заднем колесе, торможу у какой-то речки, под мостом еще лежит толстый голубой лед. Оказывается вылетели спицы - 8. Нет, не восемь, а - восьмерка. :) Расположившись на берегу речки, в течении 2,5 часов произвожу следующие мало приятные процедуры: разгружаюсь, ремонтируюсь, жую жаренный арахис, загружаюсь (нет, предпоследняя вещь, впрочем, приятная). Впервые произвожу регулировку спиц, совершенно не зная всех тонкостей этого нежного дела,- одну из самых трудоемких и интеллектуальных операций. Ура, вроде бы получилось! (Из-за этой наивности и неумения производить ремонт, я чуть впоследствии не остался жить в этих горах.) Но над крышею небо, всему свое время...
       Уразумев, что лучше спуститься на пару минут позже, чем не спуститься вообще, осторожно, разгоняясь не более 40 км/ч, лавирую между многочисленными "крокозябрами" (дуплами в асфальте). Действительно, кайф F:-] ; спуск продолжается до Туэкты ~25 км.
       За Онгудаем есть прекрасное местечко недалеко от трассы, на берегу Урсула. Здесь постоянно ночуют дальнобойщики. Я решил на своем броневике заделаться под них. F:) Итак, порядочно уставший, с трудом спускаюсь на поляну (19.40). Готовлю супчик: на другие, более основательные вещи, просто рот не открывается. Даже мой замечательный супчик потерпел поражение. Действительно, до сих пор меню было следующим: вечером - максимум супчик, утром - я мог проглотить гречневую или молочную рисовую кашу, т.е. в основном всегда хотелось пить.
       Вскоре подкатывают на байках из ближайшей деревни ребята - Андрей и Валера Тюкины. Греясь у костра, расспрашиваю про здешнюю лайфу. Т.к. пива нет, то решаем заменить его кофе с молоком (ребята притаскивают баночку). Предупреждают, что Хабаровку (следующая деревня) лучше проскочить утром, пока все ублюдки либо заняты, либо еще спят. В августе приглашают на шашлык. В общем, замечательные парни. Расходимся рано: завтра кому-то в школу, а кому-то - на юг... Заползаю в палатку (22.30), не успев и раза зевнуть :), засыпаю. |-]

PS: Банальный факт: тише едешь, дальше будешь. Просто надо уточнить, когда это справедливо для такого вида транспорта, как байк: если одно из звеньев системы "байкер-байк" используется на грани возможностей. Рассмотрим возможные варианты:

  • Байк используется экстремально (большой груз, плохая дорога, высокая скорость). Для каждого конкретного байка существуют свои пределы.
  • Велосипедист использует себя экстремально (здоровье, спешка). Здесь, аналогично, пределы - индивидуальны.
  • Симбиоз первых двух случаев. В этом, наиболее экстремальном варианте берутся пределы более слабой составляющей.
Так что, общей формулы насколько быстро нужно передвигаться - нет. Каждый должен знать и свои возможности, и возможности байка. Потом, накатав сезон, я определил свои пределы. Они оказались таковы.
Я: 200 км/день, 20 км/ч (шоссе, нет ветра и осадков, 15кг груза).
Мой байк: шоссе (из-за ненадёжных колес соваться в другие места не рекомендуется), 15кг груза.
Со временем все меняется в лучшую :-) , либо в худшую :-( сторону.

Итого пройдено 100 км за 6 часов (17 км/ч)
 
Дэйнамбефо - отличный французский прозаик, рекомендую (20.07.00)

       Проснувшись в 8.00, заставляю себя встать. Из остатков вчерашних сливок, предусмотрительно положенных в холодильник марки "Урсул", риса, сахара, масла, готовлю обалденную рисовую кашу. Наконец-то, аппетит проснулся. Пью, кофе со сливками. Ну вроде бы еще силы есть и педали покрутить.:)
       В 9.30 я на трассе. Впереди перевал Чикет. Начались затяжные подъемы. Катится тяжело. Злополучную Хабаровку прокатываю без проблем, благо она находится немного в стороне. Вот она табличка

"Внимание водитель!
Впереди горный перевал Чикет-Таман. Подъем 4 км, спуск столько же.
Телефон господа Бога ...---..."
Вотефолл Кюр-Кюр-Кюре
Сказка Кюр-Кюр-Кюре

       Завистливо посматривая из под бейсболки cK на быстро уходящие за повороты иномарки, подобно водителям этих же иномарок с интересом посматривающим в зеркала заднего вида, заползаю наверх, кладу байк, сам сажусь на арчимаки, слышу треск, вскакикаю. Черт, черт и еще тысяча чертей! Ч;-( Ч;-S Треснула сварка на заднем багажнике, даже не треснула - а проста отвалилась. (Для непосвященных: багажник - это хлеб, сон и еще много чего...) Матерясь, приматываю репом багажник к раме, но под тяжестью он все равно болтается, как банан на новогодней пальме.
       Пытаясь забыть о случившимся, а значит, и успокоиться, быстро качу вниз. Шоссе ровное, только вот повороты крутые. Сильно разгоняться опасно. Залетаю в выбоину. е# дорожники! Вылетела спица, но катить дальше можно - небольшая 8. Вот так, с болтающимся багажником, с 8, докатываю до Большого Яломана.
       Изумительная речка - всегда прозрачная, журчащая, с огромными разноцветными гальками на дне. Однажды, я прошел от ее устья до самого истока - но это целая отдельная история. В верховьях реки живет сказочный ватерфол Кюр-Кюр-Кюре. Каждому желаю увидеть это чудо.
       Итак, на берегу этой реки перекусываю, отдыхаю, ремонтируюсь. Нашлось оригинальное решение крепления багажника: с помощью спицевого ключа и надежного болта, изрядно помучившись, я все же притянул багажник к раме. Харе Рама!
       И снова дорога, дорога... Вечером ищу удобную стоянку, но каждая следующая кажется хуже предыдущей. Вообще, по правому берегу Чуи найти хорошее место трудно. Во-первых, нет дров - только береза тонкой полоской тянется вдоль берега; во-вторых, кошары расположены довольно плотно; в-третьих, пойма реки "безобразная". Наконец, чертовски уставший, но довольный, спускаюсь на поляну к Чуе. Мне повезло - огромная лиственница, непонятно как оказавшаяся здесь, лежит недалеко от берега. Нет, мне повезло вдвойне - фламинго, держась на расстоянии, извивает свою длинную шею.
       Ориентировочно, я ночую в десятке км перед Иодро. Ужинаю: лапша, супчик, чай. Не в силах ставить палатку и чтобы быстрее завтра собраться, заваливаюсь спать под открытым небом, благо оно, реалли, звездное (21.30). Об этом у меня будет время пожалеть. Сплю. |-]
       В 23.20, разбуженный раскатами грома и каплями дождя, в темноте с трудом найдя фонарик, пытаюсь ставить палатку. Минут через 20, абсолютно мокрый, я таки совершаю это действо и тогда основательно погружаюсь в сон. |-]

    PS: Сегодня, я еще раз на собственном опыте убедился, что
  • сварка не надежна!
  • погода в горах не предсказуема!
  • ручной фонарик не удобен!

Итого пройдено 90 км за 7 часов (13 км/ч)
 
День пятый - где же мое шампанское? (21.07.00)
Wonderfull, isn't it?
Рассвет на Чуе

       Неверю, я недалеко от цели. Еще полдня пути и можно пить шампанское. Ж:-) Нет, наверное, это сон, тогда пусть я упаду с дивана.
       Этот день вышел без катаклизмов. Обычный, такой день. Постоянно пологий подъем. Малая скорость. Вялое педалирование.
       Вот еще, что я забыл сказать. Здесь в горах сталкиваешься со следующей иллюзией. Крутишь педали, вот вроде бы начался спуск, сейчас покатим, думаешь ты, но что-то не катится, останавливаешься, смотришь - нет все же спуск. Т.е. в некоторых местах визуально нельзя различить поъем от спуска. Вот такой фокус. Таким же образом, в сказках реки текут в гору. Ж:-)
       В 17.00 я у плотины на Чуе (между Кураем и Акташем). Откупориваем шампанское! Ж:-) С прибытием!
       С улыбкой вспоминаю, что было в начале путешествия. Я молился, чтобы ничего не сломалось. Молился, чтобы хотя бы докатить до места, а там я был готов распрощаться со своим байком. Ч:)

Итого пройдено 75 км за 6 часов (13 км/ч)
 
Богом забытые дни... (22.07-30.07.00)
Красные Ворота на Улаганской дороге
Есть Красная Шапочка, Площадь, а есть и Красные Ворота

 
День первый камбэк - Lowering Rulez Forever (31.07.00)
Весна красна
Бесспорно, цветы и батерфляи - уникумы Земли

       У тебя и у меня, как у трамвая судьба - кольцо... Пора возвращаться. В 6.00 подъем. В 8.30 на трассе. Замечательно катится. Постоянный спуск, безветрие. Кайф! В полдень подул встречный ветер. Скорость поубавилась. Ж:-(
       У Ини вижу, что по Катуни приближается ливень. Стараюсь убежать от него - удается. В 15.00 я уже у Большого Яломана. Готовлю обед. Загораю. Выезжая на трассу, теряю спицу Ж:-(, но ехать можно.
       В 20.00 я забрался на Чикет. Ж:-) Однако, на заднем колесе уже нет двух спиц - это предел. Решаю ремонтироваться прям на перевале, но обнаруживается, что драгоценных спиц больше нет. Темнеет, начинается дождь, хочется пить. Ничего не остается как поставить палатку. Только вот где? Кто был на Чикете, тот поймет, почему я задаю этот вопрос. Ставлю её посреди старой дороги. По колеям бежит вода прям под палатку. Вообщем, полный п##ц. :(
       На перевальной площадке останавливается Камаз. Катит он в другую сторону. Водитель помогает мне с водой. Ну хоть одной проблеме даю отсрочку. У меня остался единственный выбор - решаю завтра стопить грузовик, грузить весь мой хлам и добираться хотя бы до предгорий. Но этому варианту не суждено было сбыться. Но всему свое время. Спать! (22.00)

PS: В критической ситуации меня охватила паника. Страх перед неизвестностью, перед кучей неразрешенных проблем. И я сдался. Мне повезло, что завтра, по чистой случайности, все эти проблемы покажутся смешными. Новый бог - бог лета пощадил меня. Харе Рама! Харе Кришна! Ж:)

Итого пройдено 145 км за 8 часов (18 км/ч)
 
Дэйтукамбэк - запасайте спицы, шашлык будем жарить (1.08.00)
А вкусно-то как!
Велошашлык

       6.00. Сквозь сон слышу матерки: "Совсем о##! Какой п## прям на дороге палатку поставил?" Делаю вид, что сплю. Слышу, что недовольные лица удаляются. Быстро встаю, начинаю собираться. Капает дождь, дует холодный ветер.
       8.00. Пытаюсь стопить транспорт. Правда, интенсивность движения не позволяет мечтать об успехе: три потенциальных машины в час. После 2 часов бесплодного ритуала решаю спуститься с этого е## перевала, где не еды, не воды, не тепла, только один дождь.
       10.00. Сажусь на байк и медленно качу вниз. После удачного спуска ко мне приходит мысль: а что если я смогу докатить до Улиты, где я познакомился с парнями. Может они мне помогут. Но до Улиты еще 20 км.
       11.00. Чудом докатываю до Улиты, нахожу нужный дом. Но увы, парней не оказалось на месте. Сегодня праздник - классом где-то отдыхают. Что ж не повезло. Покупая хлеб, я обмолвился о возникшей проблеме с местным аборигеном. Он удивил меня пониманием - вместо двух недостающих спиц в сарае было найдено старое разбитое колесо с двумя десятками драгоценных спиц. Я готов был плакать от счастья. Щедро отблагодарив своего спасителя, прыгаю на байк и качу на поляну на берегу Урсула, которую я уже хвалил выше.
       Сегодня решаю никуда не дергаться, т.к. события прошлого дня меня сильно измотали, да и дел хватает. Ем, сплю, стираюсь, ремонтируюсь. Полностью расплетаю подаренное колесо - 15 запасных спиц. Теперь можно через каждые 20 км лихо выламывать по одной спице.Ж:)
       Решаю один на один разобраться с этими гадкими тонкими созданиями раз и навсегда, с меня хватит. В течении 2 часов пытаюсь идеально отрегулировать заднее колесо. По-моему получилось. Ж:)

Итого пройдено 25 км за 1 час (25 км/ч)
 
День третий камбэк - велосипедный наркоман (2.08.00)

       Я еще не решился сделать официальное заявление, рассказать всю правду этой авантюры, но я очень близок к этому.

Итого пройдено 165 км за 8 часов (21 км/ч)
 
День последний камбэк   Ж;-(  (3.08.00)
Венерин башмачок
Легенда гласит: сорвешь Венерин Башмачок - заболеешь...

       6.00. Подъем. Сегодня я должен сделать очередной подвиг - последний рывок к победному фейерверку.
       6.20. Трасса. Приличная скорость. Безветрие. Все системы работают нормально, кроме одной - топливной. Эта система капризничает: давай говорит что-нибудь съедобное, а то в таком темпе загнешься скоро. Приходится подчиняться.
       8.30. Майма. Как раз подъехал к открытию магазинов. Покупаю хлеб и сахар. Чего еще голодному человеку надо? Отъезжаю подальше - перекусываю в Долине Свободы. Комаров туча! Не дают спокойно бутерброд в рот засунуть. Вот сволочи. Бей их! Но, увы, их численность координально не изменится, как не старайся. Начал дуть практически встречный ветер. Где нет лесополосы педалировать очень сложно.
       12.30. Перед Сростками. Как истинный англичанин, делаю второе ленчивание. Загораю под дождем. Неподалеку на берегу - свадебные машины. Все ОК. Ж:) В 16-17 часов я буду на вокзале. По моим предположениям, именно в это время будет поезд.
       16.20. Бийск, вокзал. Черт, поезд ушел 20 минут назад. Ж:( До следующего целых 4 часа. Покупаю лаваш, еще что-то. Кушаю. Пишу вот эти самые заметки, только раз в 10 короче и суше.
       20.25. Поезд. Опять напуганная байком проводница. Но эта оказалась намного сообразительней - сразу предоставила персональное место для него.
       00.25. Native Town. That's all. Ж:)

PS: Пора опять привыкать к цивилизации. Надевать лживые маски, играть в подлые игры, считаться с дурацкими законами, приспосабливаться, терпеть... Ж:-Z

Итого пройдено 130 км за 7 часов (19 км/ч)
 

Summing Up: на байке пройдено 930 км за 9 дней.


 
  Special thanks to
Shimano Ultegra Rulez Forever
Шлите голубей и голубок: anger@uic.asu.ru   
© 2000 Шиянов ИВ




Hosted by uCoz