Велосекция турклуба ''Альтаир ''
ОТЧЕТ
о велотуристском походе
ЧЕТВЕРТОЙ категории сложности по Восточной Сибири,
совершенном с 23 августа по 6 сентября 1989 г.
Маршрутная книжка N Р5938/4
Руководитель группы: Клементьев А.В.
Рязань 1989
1. Справочные сведения о походе
3. Фактический график движения
5. Техническое описание маршрута
6. Итоги, выводы, рекомендации
Велопоход ЧЕТВЕРТОЙ категории сложности проходил по маршруту: Северобайкальск - Нижнеангарск - Кичера - Новый Уоян - Кумора - перевал Стремный - перевал Озерный - перевал Рухловский - перевал Ловактон - перевал Умхей - Улюн-Хан - Курумкан - Усть-Баргузин - Турунтаево - перевал Улан-Бургасы - Улан-Удэ.
Протяженность маршрута 915 км.
Продолжительность похода 15 дней с 23 августа по 6 сентября 1989 года.
Маршрутная книжка N Р5938/4 выдана Российской республиканской МКК 12 июля 1989 года.
КЛЕМЕНТЬЕВ АНДРЕЙ
ВЛАДИМИРОВИЧ Инженер ПО Красное Знамя 1964 года рождения Туристский опыт: 5у Север Европейской части СССР, 1988 3р Восточная Сибирь 1987 Руководитель похода |
ЮМАШЕВ АЛЕКСАНДР
АЛЬБЕРТОВИЧ Инженер РРТИ 1964 года рождения Туристский опыт: 4у Кавказ 1986 4у Карпаты 1988 3р Алтай 1988 Зам.руководителя,Механик |
ХОРИН ВИКТОР
АЛЕКСАНДРОВИЧ Студент РРТИ 1968 года рождения Туристский опыт: 3у Восточная Сибирь 1987 3у Алтай 1988 2р Крым 1989 Фотограф, Механик |
СОЧНЕВА ОЛЬГА
НИКОЛАЕВНА Студентка РРТИ 1968 года рождения Туристский опыт: 2у Кавказ 1989 3у Крым 1989 Медсестра, Шеф-повар |
ЛЕБЕДЕВА ОЛЬГА
ВЛАДИМИРОВНА Студентка РРТИ 1969 года рождения Туристский опыт: 3у Алтай 1988 3у Крым 1989 Медсестра |
ХАЛЯВИН ПАВЕЛ
ГЕННАДЬЕВИЧ Студент РРТИ 1970 года рождения Туристский опыт: 3у Алтай 1988 Механик, Запевала |
БУДИН ЭДУАРД
ВЛАДИМИРОВИЧ Студент РРТИ 1966 года рождения Туристский опыт: 2у Кавказ 1988 1р Кавказ 1989 Завхоз |
НАГАЕВА ОЛЬГА
МИХАЙЛОВНА Студентка РРТИ 1968 года рождения Туристский опыт: 2у Кавказ 1988 3у Алтай 1988 Хронометрист |
ТАРЧЕВСКИЙ АНДРЕЙ
ЕВГЕНЬЕВИЧ Инженер ЛИИ 1963 года рождения Туристский опыт: 3у Крым 1989 Фотограф |
ПАШКИН ИГОРЬ
ВЛАДИМИРОВИЧ Студент РРТИ 1967 года рождения Туристский опыт: 2у Крым 1989 Зав. снаряжением |
Одними из главных отправных точек при организации нашего путешествия были сроки и продолжительность наших отпусков. Группа обладала опытом для совершения велопохода четвертой категории сложности. Кроме того, нам хотелось посетить озеро Байкал - эту жемчужину природы Советского Союза, отдохнуть от цивилизации и попробовать свои силы в путешествии по ненаселенной местности. Поход не обманул наших ожиданий. Первоначальный план был выполнен практически со стопроцентной точностью.
За основу при разработке маршрута путешествия был взят классифицированный "пятерочный" маршрут N 139 (Байкальская кругосветка). Из него был взят наиболее сложный и интересный участок - от города Северобайкальска до города Улан-Удэ. К тому же у этих городов есть прямое железнодорожное сообщение с Москвой.
При подготовке к походу использовался личный опыт руководителя и участников, а также отчет о пятерке под руководством Н.Н.Хильченко, которая прошла этот маршрут в 1980 году.
За весну-лето этого года все члены группы совершили велопоходы 2-3 категории сложности в составе четырех групп, так что имелась совместная схоженность. Весь весенне-летний период каждую неделю проводились походы выходного дня составом будущей группы.
Впервые готовили людей и снаряжение к переправе через такую крупную реку, как Баргузин. Изготавливались новые велорюкзаки и багажники пирамидальной и арочной конструкции. Остальное снаряжение просто готовилось с повышенной тщательностью.
Можно смело сказать, что группа успешно справилась с походом, показав при этом высокую подготовленность.
Дни пути |
Дата |
Участок |
Протяженность (км.) |
Чистое ходовое время (часы) |
Средняя скорость (км/ч) |
Характер пути, естественные препятствия, опасные участки |
Погода |
1 |
23.08 |
Северобайкальск – Нижнеангарск – ручей (50) | 50 |
3 |
16.7 |
До Нижне-Ангарска асфальт вдоль Байкала. Затем местами щебень. Подъемы и спуски до 12 %. | До обеда проливной дождь. После пасмурно. t=15 C |
2 |
24.08 |
Ручей (50) – река Холодная | 91 |
10 |
9.1 |
До Кичеры асфальт. Далее сильнопересеченная местность, дорога сильно разбита. | Ясно. Днем +25 С. Вечером пасмурно. |
3 |
25.08 |
Река Холодная – Н. Уоян - река Котера | 73 |
8 |
9.1 |
Сильно разбитая дорога. От Нового Уояна - песок, щебень. | Пасмурно. Днем +15 С. Ночью дождь. |
4 |
26.08 |
Река Котера – оз. Иркана – река Стремная | 53 |
8 |
6.6 |
От Котеры до источников хорошая дорога. Далее подъем на пер. Стремный. Грязь, крупные камни. Переправа. | Днем ясно +25 С. Ночью пасмурно. |
5 |
27.08 |
Река Стремная – пер. Стремный – пер. Озерный – река (137) | 61 |
8 |
7.6 |
Подъем на пер. Стремный и Озерный, переправы через ручьи, каменистые участки дороги. | Днем дождь, пасмурно. Ночью мороз. |
6 |
28.08 |
река (137) – пер.Рухловский – пер.Ловактон – река (188) | 51 |
9 |
5.6 |
Подъем на Рухловский и Ловактон. Переправы через Баргузин, пер. Ловактон, многочисленные ручьи. Каменистые участки, грязь, лужи. | Солнце, +20 С. |
7 |
29.08 |
река (188) – пер.Умхейский – река Баргузин | 50 |
8 |
5.0 |
Подъем на Умхей, многочисленные переправы через малые реки, переправа через Баргузин. | Утром, днем, вечером
и ночью дождь. |
8 |
30.08 |
река Баргузин – Улюн-Хан - ручей (60) | 78 |
7 |
11.1 |
Песчаная дорога до Улюн-Хана. От него - щебеночно-песчаная. | Солнце, +22 С. |
9 |
31.08 |
ручей (60) – река Баргузин (160) | 100 |
8 |
12.5 |
Глинистая щебеночная дорога. 30 км асфальта. Сильнопересеченная местность. | Солнце, +25 С. |
10 |
1.09 |
река Баргузин (160) - Усть-Баргузин - т/б Максимиха - оз. Байкал | 100 |
7 |
14.3 |
Песчано-щебеночная дорога. 30 км асфальта. | Солнце, +25 С. |
11 |
2.09 |
Дневка | Солнце, +25 С. | ||||
12 |
3.09 |
оз. Байкал - Турка - оз. Байкал (348) | 88 |
8 |
11.0 |
Асфальт вперемешку с грунтовкой. Местность среднепересеченная. | Днем дождь, +15 С. |
13 |
4.09 |
Дневка | Пасмурно, +10 С. | ||||
14 |
5.09 |
Оз. Байкал – Нестерово - пер. Улан-Бургасы - ручей (476) | 124 |
9.5 |
13.1 |
Грунтовка и асфальт. 28 км подъем на перевал Улан-Бургасы. | Пасмурно. Дождь +8 - +10 С. |
15 |
6.09 |
Ручей (476) - Улан-Удэ | 16 |
2 |
8.0 |
Спуск с перевала, асфальт. | Пасмурно, +15 С. |
ИТОГО: |
925 |
99.5 |
9.7 |
1-й день, 23 августа, среда.
Километраж далее указывается от Северобайкальска.
После приезда в город Северобайкальск в 2-30 ночи и до 10 часов утра отираемся по привокзальной площади (на вокзале мест нет), собираем велосипеды, ищем почту, магазины и КСО. Время с 10 до 11-30 уходит на регистрацию в Северобайкальском КСО (его адрес: ул. Рабочая, 19-а).
И вот, наконец, в 12 часов дня мы за городом. Едем под проливным дождем, который начался, естественно, как только мы тронулись в путь. До Нижнеангарска идет хороший асфальт, затем местами начинает попадаться щебень. Вдоль дороги расставлены весьма забавные свидетельства патриотизма местных строителей, например, громадный плакат "Тоннели строят настоящие мужчины" и т.д. На 32 км - деревня Душкачан, в которой есть магазин. Перед деревней справа от дороги - озеро. На 40 км дорогу пересекает река Холодная. За этой рекой справа от дороги начинается цепь Кичерских озер, которая идет до 50 км. Здесь же протекает небольшой ручеек, на котором мы и встаем на ночлег. Весь пройденный участок состоит из подъемов и спусков крутизной до 12 %.
2-й день, 24 августа, четверг.
До 61 км характер дороги тот же, что и вчера – сильнопересеченная местность и постепенно ухудшающийся асфальт. На 61 км - река Кичера, а сразу после нее - поселок Кичера (магазины, столовая). Сразу же после Кичеры асфальт ухудшается настолько, что переходит в новое качество - грунтовую щебеночную дорогу. Эта дорога в свою очередь тоже начинает быстро ухудшаться с каждым километром. К тому же местность становится все более пересеченной. Правда, по пути попадается множество речек и ручьев. 85 км - крупная река Акит, через 5 км - река Верхняя Ангара. На 91 км дорогу пересекает река Дзелинда, свернув после которой влево по тропе, можно через 300 метров попасть на местные радоновые источники, которые представляют собой 3 ванны с температурой воды 60, 40 и 30 градусов. После Дзелинды местность становится слабопересеченной, зато дорога превращается в нечто неописуемое, двигаться по которому можно лишь со скоростью пешехода. Выбоины, из которых целиком и состоит дорога, и щедро рассыпанные валуны разного размера и формы убивают веру во все светлое в жизни и вызывают страстное желание бросить все к чертовой матери и покинуть этот мир. Некоторая надежда на лучшую долю возвращается лишь на время перекуса. На 97, 99 и 102 километрах проползаем цепь маленьких озера. На 110 км справа к дороге в последний раз подходит река В. Ангара. На 113 км - мост через реку Якчин. После форсирования Якчина неожиданно замечаем, что непосредственно по полотну БАМа, вдоль которого мы едем с самого начала, тоже проложена дорога, которая чуть лучше автомобильной, так как не разбита тяжелым грузовым транспортом. Слегка воспрянув духом, двигаем вдоль БАМа дальше. Наша новая дорожка, которая, кстати, идет от самой Куморы, покрыта местами щебенкой, местами песком, а местами кучами бревен. Здесь тоже есть все, что было на автомобильной дороге, но в целом ехать несколько легче. На 120 км рельсы БАМа приводят нас к пос. Анхоа, в котором есть магазин и столовая. После Анхоа начинается безводная и безлюдная, слабопересеченная, однообразная, но довольно красивая местность. Характер дороги не улучшается!!! Какое-то разнообразие на 141 км вносит большая река Холодная, на которой мы и встаем на ночлег.
3-й день, 25 августа, пятница.
Всю ночь собирались тучи, но так и не собрались в достаточном для дождя количестве. Пасмурно. Едем вдоль БАМа дальше. Местность постепенно переходит в сильнопересеченную. Дорога по-прежнему местами плохая, местами очень плохая. Часто идем пешком. С утра вера в светлое будущее у всех окрепла. Воды нет совсем до большой реки Ангара (172). Перекус на этой славной реке вселяет в нас еще большую уверенность в завтрашнем дне, а раскинувшийся на 182 км Новый Уоян (магазины, почта, столовая) обещает какие-то перемены. И действительно, после Н. Уояна характер дороги резко меняется (но не улучшается !). Сначала 7 км до поворота на Кумору, а после поворота еще километра 2 идет глубокий песок (ехать почти нельзя), затем песок постепенно уступает место песку со щебенкой, а затем и щебенке с песком. Ехать по такой дороге весьма трудно, тем более что она вдобавок сильно пересечена.
Далее километраж идет от Нового Уояна.
На 24 км - река Сикули, а на 32-м - большая река Котера. На берегу Котеры справа от моста оборудован стационарный бивак - кострище, столик и даже общественный туалет в виде громадной железной бочки. Здесь мы и встаем на ночлег. На противоположном берегу виднеются домики. По слухам, это лесничество. Витя Хорин собирается ловить рыбу.
4-й день, 26 августа, суббота.
Ночью прошел дождь, но к утру на небе ни тучки. Плотно подкрепившись, с богом выезжаем. После реки Котера характер дороги резко изменился (впервые - к лучшему!). Теперь дорога представляет собой твердую укатанную щебенку. Прекрасно передвигаясь по ней со скоростью 15 км/ч, на 65 км пересекаем маленькую речку. В километре от нее стоят какие-то домики (по всей видимости, жилье). На 67 км дорога подходит к озеру Иркана и дальше идет по его берегу. В этом красивейшем месте можно прекрасно встать биваком. На 68 км поворот вправо, на с.Кумора (говорят, в нем есть почта и магазин. От поворота до Куморы - 4 км). Проскочив этот поворот и двигаясь по берегу озера, через полчаса на 74 км подъезжаем к радоновым источникам. Источники представляют собой две ванны - женская (в избушке, 45 град) и мужская (под открытым небом, 30 град). Как и следовало ожидать, после прекрасных источников сразу же начинается ужасная, густо усеянная крупными камнями грязная грунтовая дорога с колеями глубиной 50 см, которая знаменует собой начало подъема на перевал Стремный. Почти все время теперь идем пешком. После 3 км такой дороги (кстати, все время вверх 6-8 %) она вдруг начинает идти по руслу реки Стремной (или это река течет по дороге ?). Этот участок длиной 1.2 км представляет собой просто нагромождение камней разной величины. 1.2 км проходим за 1.5 часа, отдыхая после каждого 100-метрового броска. После этого пути реки и дороги расходятся, но ненадолго - на 85 км река Стремная закладывает петлю, пересекая при этом дорогу. Переправившись, решаем провести ночь перед штурмом перевала на берегу этой славной речушки. Витя пытается удить рыбу.
5-й день, 27 августа, воскресенье.
Сегодня характер дороги такой же, как и вчера - грязь, крупные камни в большом количестве. Крутизна подъема по-прежнему 6-8 %, и по прежнему почти все время идем пешком. На 90 км дорогу пересекает ручей, впадающий в Стремную, которая всю дорогу шумит слева в ущелье. При необходимости можно встать здесь лагерем в любом месте, а за водой спуститься в ущелье. От ручья до вершины перевала - 2 км. Поднявшись, эти 2 км, еще 4 км двигаемся то вверх, то вниз, сохраняя при этом одну среднюю высоту. Только после этого начинается спуск с перевала. Дорога стала немного получше, то есть уменьшилось количество камней и увеличилось количество грязи. Моросящий практически постоянно дождь не делает езду более приятной. На 99 км выезжаем на берег реки Светлой и едем (и идем) вверх по течению 10 км. Очень часто попадаются участки, состоящие сплошь из камней. На 109 км дорога уходит влево от реки, и снова начинается сильнопересеченная местность. На 118 км – крутой подъем на мини-перевальчик - водораздел рек Светлой и Намамы. Спуск с этого бугра на 123 км приводит на берег реки Намамы. Здесь снова начинаются всяческие завалы, каменистые участки дороги, большущие лужи и др. Дорога идет вверх по течению реки, то есть постоянно набирает высоту. Иногда Намама вдруг закладывает петлю, пересекая дорогу. На 130 км река, наконец, уходит вправо, а подъем сразу становится весьма крутым. 3 км серпантина - и мы на вершине перевала Озерный (133 км). Очевидно, он называется так потому, что на его вершине и чуть пониже ее расположились 3 маленьких озера. Через 13 км приезжаем на берег небольшой речки. Здесь и ночуем. Члены экипажа пытаются ловить рыбу.
6-й день, 28 августа, понедельник.
Утром в лужах, котлах, кружках с водой - лед! Очень холодно, но погода солнечная. Характер дороги сменился - теперь она представляет собой классическую русскую грунтовую дорогу с лужами, глинистой грязью, глубокими колеями и пр. После реки Лкумту (150) начинается очень крутой, глинистый 6-километровый подъем на перевал Рухловский. Преодолеваем его пешком. Отдохнув на вершине (одна из наших женщин попутно сломала свой руль), по каменистому крутому спуску подъезжаем к реке Баргузин. В этом месте она шириной метров 100, и моста, конечно же, нет! Потратив полчаса на разведку, переходим реку вброд метров на 300 ниже по течению от дороги. Здесь Баргузин разливается пошире и течение его послабей. Наибольшая глубина при переправе - до середины бедра. Через 3 км дорогу пересекает река Ловактон. Опять переправа! Правда, глубина здесь - не выше колена. Растерев в очередной раз замерзшие после ледяной ванны ноги, двигаем дальше. После 10-км езды вверх-вниз начинаем подъем на перевал Ловактон (178). Дорога - в том же стиле, что и раньше, только стала намного грязнее. Она идет на перевал в лоб, безо всяких ухищрений, поэтому в конце крутизна очень большая. Спуск с Ловактона серпантином, и с каждым его витком дорога становится все лучше и лучше (насколько это возможно здесь). Спустившись 10 км, встаем на ночлег у маленькой речушки (188). Кое-кто пытается удить рыбу.
7-й день, 29 августа, вторник.
С самого утра идет мелкий, а иногда и не очень мелкий дождь. На небе - ни единого проблеска. Облачившись в полиэтиленовые накидки, с богом выезжаем. Дорога идет более-менее приличная. На 191 км - крупная река Ковыли. Говорят, в ней ловится хариус. После этой реки дорога начинает изобиловать бродами через маленькие речки глубиной от середины икры и по колено. Под дождем, который все время усиливается, эти переправы начинают терять свою романтику и даже немного приедаться, хотя все и так уже сырые насквозь. На растирания после переправ уходит третья часть фляги со спиртом. Местность сильнопересеченная. Примерно с 208 км, от реки Ковыли, которая здесь выходит к дороге, начинается подъем на перевал Умхейский (Вонючий). Второй вариант названия перевала мы объясняем для себя тем, что весь подъем, вся вершина, и весь спуск с перевала густо усеяны навозом неизвестного нам происхождения. Подъем по грязи, смешанной с мелкой щебенкой, выводит нас на первый горб перевала (221). Второй горб мы обнаруживаем через 4 км, после перекуса, спуска и подъема. И вот - спуск серпантином со второго горба Умхея приводит нас на 228 км к реке Баргузин. Это последняя переправа, но какая!!! Кульминация сегодняшнего дня и всего похода, она знаменует собой конец горного участка, выход к людям, в цивилизацию, туда, где знают, что такое асфальт ! На противоположном берегу (а ширина реки здесь метров 300) маня нас, промокших, голодных и холодных, стоит симпатичный домик с трубой - бывшее зимовье бамовцев. Примерно час уходит на разведку брода. Веревочную переправу здесь натянуть можно только между быками бывшего моста, но подобраться к ним ближе чем на 20 метров невозможно - течение в этом месте валит с ног, если заходишь в воду хотя бы по колено. В конце концов мы переправляемся ниже по течению, идя вдоль изогнутой гряды каменистых перекатов.
Переходим Баргузин тройками, взявшись за лямки рюкзаков друг друга или обнявшись за плечи. Женщины делают один рейс - со своими рюкзаками, остальные - еще по 2-4 рейса. Наибольшая глубина (при прохождении оптимальным путем) - чуть ниже пояса. Но стоит чуть-чуть отойти в сторону - и можно оказаться в воде по грудь. Глубже, чем по грудь, заходить очень опасно - вас сразу же свалит с ног течением и унесет в Байкал (хотя течение здесь и слабее, чем выше по реке).
Но в конце концов все кончается благополучно. Вместе с разведкой переправа занимает примерно 2.5-3 часа, и в 18-00 мы уже сидим в зимовье, топим печку и сушим свои насквозь промокшие вещи. Рыбу никто не ловит.
8-й день, 30 августа, среда.
Проснувшись утром, видим, что уровень воды в Баргузине из-за вчерашнего дождя заметно поднялся - сантиметров на 15-20, и сейчас мы вряд ли бы смогли безболезненно переправиться на другой берег. Но раз уж нам так повезло, то двигаемся дальше, тем более, что дождь кончился. От Баргузина до села Ягдыг (245) идет слегка укатанная песчаная дорога. Ехать тяжело, колеса вязнут на 3-5 см. От Ягдыга до села Улюн-Хан - 1 км по местной грунтовой дороге. В Улюн-Хане есть магазины, почта, столовая. Этим мы и пользуемся, чтобы купить продуктов, пообедать и отправить в Рязань так и не пригодившееся нам снаряжение для переправы - веревки, карабины, грудные обвязки и т.п.
Далее километраж от Улюн-Хана.
После Улюн-Хана дорога становится незначительно лучше. Песчано-земляная грунтовка, она местами хорошая, но чаще - не очень, хотя и идет вдоль весьма красивого Баргузинского хребта. Село Алла на 23 км проезжаем транзитом. Изредка вдоль дороги попадаются маленькие деревеньки или хутора. Воды нет до самого 44 км (река Алла). Здесь прекрасное место для бивака. Но мы, проехав еще 16 км, встаем на ночлег у маленького ручья (60).
9-й день, 31 августа, четверг.
Сегодня дорога, как и вчера, песок, щебень и глина. На 75 км попадается еще одна река. На ее берегу стоит сосновая роща, в которой можно прекрасно переночевать. 81 км - село Курумкан, районный центр. Здесь есть все блага цивилизации - магазины, кафе, почта, Госбанк. После Курумкана неожиданно начинается хороший асфальт. А мы уже забыли даже слово "асфальт"!!! Слева, внизу в долине течет Баргузин. При необходимости в любом месте можно спуститься в эту самую долину и встать там биваком. Делаем по асфальту 30 км, и он кончается так же неожиданно, как и начался. Дальше идет глинистая грунтовка, усыпанная щебнем. Езда по ней - занятие не из приятных. Воду на этом участке пути можно взять только в деревнях (Барагхан - 105, Элэсун - 123, Ярикто - 140, Улюн-Чикан - 145, Улюн - 151). После Улюн-Чикана начинается сильнопересеченная местность. Дорога идет однообразная, километр вверх, километр вниз. На ночлег встаем на рукаве Баргузина (160), за селом Улюн.
10-й день, 1 сентября, пятница.
День знаний.
Ура! Сегодня день знаний! В нашей группе все "технари" - инженеры или студенты. За завтраком поговорили о неопределенных интегралах. Светит солнце. После районного центра Баргузин (169) дорога становится получше. Слева снова видна река Баргузин. Дорога, как и вчера, однообразная. Проезжаем село Адамово (205). На перекусе обсудили специальные приложения булевой алгебры. На 225 км в очередной раз подъезжаем к реке Баргузин. Здесь через нее ходит паром (7-00 - 12-00, 13-00 - 21-00, 15 копеек). На другом берегу виднеется поселок Усть-Баргузин, райцентр. За Усть-Баргузином дорога переваливает через большой бугор и становится асфальтовой. На 238 км еще один мини-перевальчик - 2.5 км вверх и 3.5 км вниз. Спуск с этого перевальчика приводит на берег озера Духовое. Теперь дорога идет вдоль него. Места - прекрасные! Озеро со всех сторон окружено лесом. Здесь можно отлично расположиться на ночлег. Но у нас другая цель! Проехав 5 км вдоль Духового, а затем 3 км вдоль речки Духовой, попадаем на берег Байкала !!! Сделав вдоль него еще 5 км, на небольшом мысу, вдающемся в Байкал, встаем на дневку.
11-й день, 2 сентября, суббота.
Дневка. Светит солнце. Байкал прекрасен!!!
12-й день, 3 сентября, воскресенье.
С утра поднялся ветер. От деревни Максимиха (161) еще 7 км асфальта, а затем начинается грунтовка - мелкий щебень, песок. Дорога идет все время практически вдоль Байкала, на расстоянии от 25 до 300 метров. Так будет до самого Гремячинска. Местность идет среднепересеченная. В лицо дует сильный ветер. 281 км - д.Котково. 308 км - речка Безымянка, впадающая в Байкал. За 2 км до села Горячинск (318) в очередной раз начинается асфальт. Горячинск незаметно переходит в районный центр Турка (321), в котором кроме всего прочего есть еще и прекрасный книжный магазин. После Турки асфальт снова кончается, но зато начинается дождь! Встаем на ночлег на берегу Байкала, за 1 км до того, как дорога окончательно свернет от Байкала на восток.
13-й день, 4 сентября, понедельник.
Дневка. Дует сильнейший баргузин. На Байкале шторм. Это прекрасно!!!
14-й день, 5 сентября, вторник.
С утра ветер немного ослаб, шторм на Байкале постепенно прекращается. Решаем сегодня попытаться взять перевал Улан-Бургасы, до вершины которого осталось 120 км. Простясь с Байкалом, с богом отъезжаем. Через 4 км проезжаем поворот на озеро Котокель. На 362 км - большой бугор, водораздел двух рек, а на 372 еще раз начинается асфальт. Дальше он будет чередоваться со щебенкой кусками по 10-15 км до самого села Нестерово (410). От Нестерова до Улан-Удэ пойдет уже сплошной асфальт. На 378 км дорогу пересекает большая река Хаим. Здесь отличное место для бивака. На 384 км - еще одна маленькая речка, и здесь тоже можно хорошо приземлиться на ночь. Далее проезжаем села Кика (390), Гурулево (404), Нестерово (410), Батурино (413), Зырянск (425) и две небольшие речки на 415 и 424 км. От с. Турунтаево (444) начинается подъем на перевал Улан-Бургасы. Вначале дорога идет с общим повышением вверх-вниз, а начиная с 455 км - только вверх с крутизной 5-6 % . На 465 км - первый горб перевала высотой 1240 метров, затем спуск до высоты 1150 метров, а на 472 км - второй горб перевала (1218 м). В самом начале спуска с перевала - 2 км щебенки. На 476 км, в 4 км от вершины перевала, справа от дороги течет маленький ручей. Здесь, влезши на крутой склон горы справа от дороги, мы и устраиваем последнюю ночевку, чтобы завтра с утра со свежими силами ворваться в Улан-Удэ, до которого осталось 16 км.
15-й день, 6 сентября, среда.
После торжественного сжигания пришедшего в негодность за время похода снаряжения и прощального чаепития садимся на велосипеды и с ходу скатываемся с перевала прямо в столицу Бурятской автономной Советской социалистической республики город Улан-Удэ.
"Вот окончен поход без единого трупа!"
Прощай, Забайкалье, может еще когда-нибудь и увидимся!
"Никто не изнасилован и не умер"
А.Вознесенский
Главный итог нашего путешествия - это, во-первых, то, что все остались живы, и, во-вторых, то, что пройден интересный, сложный маршрут.
Мы познакомились с новым районом, его природой и достопримечательностями, получили серьезную физическую нагрузку .
Теперь о выводах. Пройденный нами маршрут является практически полностью велосипедным, то есть не содержит пешеходных перевалов и др., и в то же время достаточно сложен даже для 4-й категории сложности. Начало маршрута в городе Северобайкальске мы тоже считаем верным (по крайней мере, для нашей группы), так как основные препятствия на маршруте проходились на 3-7 дни путешествия, т.е. в момент наивысшей физической формы участников. После успешного прохождения горного участка и въезда в цивилизацию можно позволить себе расслабиться на денечек на Байкале (что мы и сделали). При подготовке к походу по этому маршруту следует учитывать и то, что минимум 5 дней (на горном участке) группа не сможет пополнить запасы продовольствия. Можно также порекомендовать взять с собой парочку запасных покрышек, кроме того, что всем участникам также иметь свежие. Снаряжение для переправы через реки (веревки 80-90 м, карабины, грудные обвязки) брать необходимо. И хотя это снаряжение нам не пригодилось, мы считаем, что нам просто повезло. Уровень воды в реках во время нашего похода был очень низким (по словам начальника Себеробайкальского КСО). По его же словам, лучшее время для прохождения этого маршрута - числа с 15-20 августа, когда еще жарко, вызрели все грибы, ягоды и пр., но уже намного меньше, чем летом, комаров.
В общем, если вы все решитесь пройти этот маршрут, то, как писал Марк Твен, "не пожалеете, если останетесь живы!"
Оформление Исаков Л.В.