К отчетам по северу европейской части СНГ.

ТЕХНИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

о велопоходе третьей категории сложности

по маршруту:

Няндома - Каргополь - Ошевенское - оз. Кенозеро / Майлахта - Зихново – Горбачиха / - Порженское - Масельга - оз. Лекшмозеро / Морщихинская / - Лядины - Каргополь - Белозерск - Горицы –Кириллов - Ферапонтово - Прилуки - Вологда

Участок первопрохождения: Ошевенское - оз.Кенозеро /Майлахта -Зихново - Горбачиха/ -Порженское -Масельга - оз.Лекшмо- озеро /Морщихинская/

с 25 июля по 12 августа 1991 года

Руководитель - Плуталовский А.В.

СОСТАВ ГРУППЫ

1. Плуталовский Александр Валерьевич - научный сотрудник МГТУ имени Н.Э.Баумана, руководитель

2. Землянов Владимир Вениаминович - ведущий инженер НИИ Двигателей, ответственный за питание

3. Малиновский Сергей Витальевич - студент МГТУ имени Н. Э. Баумана, механик

4. Хомколов Сергей Владимирович - студент МГТУ имени Н. Э. Баумана, ответственный за снаряжение, фотограф

5. Ткачев Евгений Владимирович - студент МГТУ имени Н. Э. Баумана, ответственный за медицинское обеспечение

6. Павлов Юрий Евгеньевич - инженер-программист МГТУ имени Н. Э. Баумана, ответственный за финансы, хронометраж маршрута

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОГОДЫ

Первые 2 дня похода сплошная низкая облачность. Почти беспрерывно моросящие дожди, перемежающиеся сильными. Температура днем +12..14 градусов, ночью опускается до +4. К середине 3 дня погода улучшилась, выглянуло солнце.

Далее 9 дней - отличная солнечная погода, +23..25 градусов в тени. Небольшой северный ветер.

В оставшиеся 7 дней с утра ясно, днем облачно, дожди. К вечеру погода улучшается. Температура +10..15 градусов, ночью до +2..4.

 

 

.ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

 

Няндома - Каргополь.

Расстояние - 86 км.

Ходовое время - 7.5 ч. (здесь и далее "чистое" ходовое время). В Няндоме очень хорошая столовая (с 8 до 20), в торговом центре у поликлиники и больницы (300 м южнее вокзала вдоль ж/д ).

Шоссе хорошего качества, местами сильно пересеченное. На некоторых участках (общей протяженностью около 17 км) ближе к границе Каргопольского района дорога покрыта щебнем с песком. Окресности Няндомы очень живописны и светлы. Особенно хороша стоянка у озера (12 км от Няндомы по дороге). Примерно через 15 км начинается сырая тайга вплоть до Каргополя. Только близ редких деревенек открываются покосы и луга. В северных деревнях много пустых изб.

 

Каргополь - Ошевенское.

Расстояние - 50 км.

Ходовое время - 5 ч.

Великолепная столовая (8-20, без выходных).Краеведческий музей закрыт на ремонт. Работает музей каргопольской глиняной игрушки (10-18).

Хорошая гравийно-песчаная дорога, укатанная как асфальт, в основном, равнинная (автобусное сообщение с Ошевенским). Движение редкое. Вокруг Каргополя на несколько десятков км простирается так называемая "Каргопольская сушь", большие проблемы с водой. Под Каргополем местность лесистая с покосами, полями, далее сырой лес, изредка встречаются покосы, полянки. Деревни большие, встать негде. Рекомендуем нашу стоянку за д. Прокопьевская у одинокого колодца близ дороги.

Радиалка до Саунино асф/гравийная.

 

Ошевенское - Кенозеро.

 

Расстояние - 30 км.

Ходовое время - 9 ч.

В районе Ошевенского леса отступают, открываются поля, перелески. Сухо, очень красиво. В Ошевенском хорошая столовая, почта.

Дорога на Кенозеро не прямая как по карте (там разрушен мост через Чурьегу, а вброд не перейти),а через Б. Халуй: за Ошевенским налево через мост и по дороге вдоль реки по окраине деревни до лесопилки. Дорога поворачивает в деревню налево, но нужно прямо через лесопилку выйти на дорогу в Майлахту.

Несколько километров грунтовка идет по полям, затем углубляется в сырой лес. Далее идет труднопроезжая грунтовая дорога шириной 2-3 м, местами переходящая в тропу. Она сильно загрязнена, местами заболочена. Очень много комаров. За 3 км до р. Важи дорога улучшается, становится суше, можно свободно ехать. На р. Важе была деревенька в несколько домов, сейчас одни развалины. Все заросло травой, ветами, местами до груди. Речка 5 м шириной, чистая, прозрачная, песчаная; полуразрушенный, но хорошо проходимый мост.

Пройдя 250 м вперед и поднявшись на бугор обнаружили огромный луг, цветы до пояса, ветерок пьянящий, комаров почти нет. Прекрасное место для ночеки или стоянки.

Далее дорога труднопроходимая, сырая. После второй речушки очень труднопроходимая. Страшные завалы из больших и маленьких деревьев. Кое-где приходится топором прорубать тропу сквозь завалы или искать обходы. Недалеко перед озерами дорогу перпендикулярно пересекает просека с широкой, хорошо накатанной лесовозами дорогой, которая вправо идет до Першлахты (15-20 км),влево уходит в тайгу. После просеки завалов почти нет, обилие малины и черники.

Осторожно, вокруг лесные вырубки, подболочено, можно заблудиться!

Дорога тяжелая, местами очень. Первое озеро открывается слева от дороги. Хороший подход к воде, сухая полянка, сосновый лес. Хорошее место для отдыха и ночевки. Через несколько сот м справа от дороги открывается второе озеро, очень большое, но вокруг сыро, нет открытых пространств, но есть изба рыбаков с печью, в которой можно остановиться в крайнем случае (очень много комарья, вокруг подболочено) ,несколько лодок.

 

Майлахта - Горбачиха.

При выходе из леса на Кенозеро с окраины Майлахты открывается потрясающий по красоте вид на озеро и окрестности. В Майлахте есть почта (до 13,когда пароходом привозят почту).Пароход ходит раз в сутки из Усть-Почи с утра и обходит озеро против часовой стрелки. Около 12 -13 ч. - в Майлахте. Но может и не прийти!

Рекомендуем стоянку или п/дневку перед д. Зихново на косогоре. Песчаный пляж, сразу за оградой деревни родниковый ручей, потрясающий вид.

В 16 ч. из Зихново в Горбачиху отправляется небольшая баржа (35 мин.), механик-капитан живет в доме рядом с часовней. По всей видимости, он ходит туда и рано утром (6-7 ч.).

 

Горбачиха - Порженское.

Расстояние - 12 км.

Ходовое время - 4 ч.

Дорога на Порженское начинается от д. Горбачиха. Остановиться можно или в Горбачихе или в д. Ведягино, но дорогу в Ведягино надо четко распросить, она ответвляется от ярко выраженной дороги на Порженское в лесу и слабо выражена, мы промахнулись, и поставили себя в жесткие условия. Дорога тракторная, сильно заболоченная и загрязненная. Обилие земляники и черники, но страшное комарье.

Остановиться можно только - у старой мельницы (до Порженского 6 км), когда дорога подходит вплотную к р. Порженьге. Ярко выражено ответвление дороги влево к реке (до мельницы 100 м) перед подъемом основной дороги на гору. Там маленькая изба, но сыро и не продувается.

Через 800 м показывается слева озеро. Через 1-1,5 км не доходя 10 м до ручья слева (можно проскочить!) сухая маленькая полянка, сосны, грибы под ногами, прекрасный вид на оз. Б. Порженское.

До Порженского 4 км очень плохой заболоченной дороги. Кроме указанных мест не только встать, но и остановиться пообедать негде.

 

Порженское - Масельга.

Расстояние - 15 км.

Ходовое время - 10 ч.

Порженское! Место настолько потрясает своей красотой, что рекомендуем провести здесь целый день. В грибах и ягодах недостатка нет. Сухо, большие высокие открытые ветру покосы и луга и прекрасные виды далеко вокруг до самого окоема.

Село нежилое, но летом там обычно есть рыбаки, туристы и сенокосники.

Если встанете на дневку обязательно сходите на Макария (тропа 12 км, спросите у местных). Вы этого не забудете. От Порженского ведет сухая тракторная дорога, переходящая через 800-1000 м в лесную тропу. Тропа ясно читается, очень живописная, временами пересекает болота, кое-где приходилось по - быстрому настилать бревна. В 4-5 км от Порженского после ручья на пригорке ясно читается заросшая дорога на Ожегово. Но эта дорога завалена сухостоем, правда чистая и сухая. До Ожегово 1,5 км. Из Ожегово можно на лодке переправиться через озеро на дорогу и сэкономить время, но переправа не гарантирована!

Тропа идет до Думино в обход озера (6 км). Там, где тропа выходит к деревне из болота (100м) стоит указатель "На Порженское" (иначе вход на тропу со стороны деревни найти трудно).

Деревня нежилая, но летом косят травы, ловят рыбу. Очень живописно.

От Думино трудная тракторная дорога (9 км) выходит на Масельгу. За 2-3 км до Масельги дорога заболочена настолько, что лучше воспользоваться лесной тропой, уходящей направо от дороги. Тропа сильно заболочена, выше щиколоток, гати слабые, кустарник, частый лес, очень трудно идти, рюкзаки лучше сразу надеть на плечи. Здесь самый заболоченный участок и можно пройти по поваленным деревьям. Тропа выводит снова на ту же тракторную дорогу на полянке, по которой до Масельги 400 м.

 

Масельга - Лекшмозеро.

Расстояние - 7 км.

Ходовое время - 1 ч.

Масельга - очень красивое место, озера, высокие сосновые леса на крутых косогорах, много земляники и грибов. Прекрасное место для дневки.

Несколько загрязненная, но добротная грунтовка до села Морщихинское на берегу Лекшмозера, от которого хорошая гравийка (автобусное сообщение с Каргополем) через несколько км приводит на Пудожский тракт.

 

Лекшмозеро - Каргополь.

Расстояние - 60 км.

Ходовое время - 6 ч.

Легко пересеченная гравийно-песчаная дорога (Пудожский тракт). Дорога идет по сырому северному лесу. Ближе к Каргополю от Лядин начинает светлеть: поля, сенокосы, перелески.

В Лядинах есть магазин, столовая.

 

Каргополь - Липин Бор.

Расстояние - 242 км.

Ходовое время - 16 ч.

10 км шоссе, далее легко пересеченная хорошая гравийно-песчаная дорога. В селах Лекшма, Тихманьга, Ухта есть магазины и столовые. Остановиться можно только у деревень, там где поля, покосы.

Рекомендуем замечательную стоянку на р. Ухте: переехав мост, направо по грунтовке до деревеньки, у первого дома через кусты к порожистой реке на закрытую со всех сторон полянку. На стыке областей за дер. Совза (там колония, в лесу работают зэки, поэтому задерживаться не стоит) на протяжении 1-2 км очень загрязненная тракторная дорога, которую можно обойти по лесной тропе, идущей вдоль дороги.

Отличное место для стоянки у нежилой дер. Берег. Чистая неширокая река в песчаных берегах, покосы, косогоры. Не менее замечательная стоянка у дер. Прокшино (не доезжая реки, влево на косогор по дороге, далее вправо (всего 300 м) – огромная красивая поляна с валунами, хороший подход к реке.

В дер. Филимонки на Кинжозере можно остановиться в большой избе. До Липина Бора дорога гравийная, местами много булыжника.

 

Липин Бор - Белозерск.

До Белозерска ходит "Метеор" 12-20,19-05. Билеты продают прямо на теплоходе после посадки. Уехать можно свободно. Рекомендуем стоянку: на выезде из Белозерска рядом с РЛС после автозаправки дорожка влево на огороды. Есть укромные полянки с видом на канал и озеро.

 

Белозерск - Кириллов.

Расстояние - 40 км.

Ходовое время - 3 ч.

Легко пересеченная гравийка хорошего качества. Лишь перед городом - шоссе.

Паром на Волго-Балте работает с 7 до 20-30.

 

Кириллов - Вологда.

Расстояние - 155 км.

Ходовое время - 9.5 ч.

До Ферапонтово (20 км) через лес идет живописная грунтовка, открывающая фантастические пейзажи на озеро. Про эту дорогу мало кто знает из туристов и ее непросто найти, но она подарит вам прекрасный отдых.

Рекомендуем стоянку и дневку под монастырем в Ферапонтово на малом озере: от монастыря через поле к лесу. Обилие шиповника, красивые полянки.

До Вологды - слегка пересеченное хорошее шоссе. В 30 км (по километровым столбам) до Вологды, налево идет хорошая неширокая бетонка, параллельная трассе в сторону Прилук.

Найти стоянку очень сложно, можем порекомендовать переночевать на маленьком учебном аэродроме ДОСААФ под Прилуками (видно с дороги).Нам удалось не только устроиться в домике летной группы, но и угоститься молодой картошкой с помидорами с подсобного хозяйства, благодаря радушным хозяевам.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Гунн Г.П. Каргопольский озерный край. М: Искусство,1984.

2. Гунн Г.П. Каргополье - Онега. М:Искусство,1989.

3. ВыголовВ.П.,Удралова Н.В. В край белых ночей. М: Профиздат,1986.

 

РЕМОНТЫ

1. 25 июля,10.00 .По маршруту пройдено 4 км. Развальцовка в месте крепления рамки натяжителя цепи к заднему переключателю у Кузьмина Кирилла на длинном крутом спуске (скорость около 40 км/ч). Резкое торможение с закручиванием велосипеда, перелом левой ключицы. Велосипед изуродован и ремонту в полевых условиях не подлежит: сильное изгибание переключателя, натяжителя, правого "петуха", щитка, обода заднего колеса, разрушение множества спиц, перекручивание звеньев цепи, отламывание ушка крепления переключателя к раме. Без ремонта отправлен в Москву вместе с владельцем.

1 сутки.

2. 26 июля,10.00 .По маршруту пройдено 4,5 км. Развальцовка крепления натяжителя к заднему переключателю (аналогично 1),на этот раз на крутом подъеме под нагрузкой. Завальцовка рамки натяжителя зубилом, правка рамки, замена корпуса переключателя, замена спиц.

1,5 часа.

3. 26 июля,11.45 .По маршруту пройдено 7 км. Расклепывание латунных заклепок корпуса заднего переключателя. Замена на гвозди, правка натяжителя, переключателя, щитка, замена спиц.

1 час 20 мин.

P.S. Какой-то злой рок. Самое пикантное в этой ситуации-все происходит под моросящим холодным дождем, который не прекращается ни днем, ни ночью вот уже вторые сутки.

4. 28 июля,13.00 .Изгиб натяжителя цепи и попадание его в спицы из-за удара о край колеи. Правка изогнувшихся натяжителя, переключателя, щитка, малой ведущей звездочки, замена 2 спиц.

1,5 часа.

5. 28 июля,17.00 . Отламывание багажника ХВЗ в верхних точках сварки. Переворачивание скобы крепления и приматывание проволокой.

2 часа.

6. 29 июля, 17.00 . Срыв резьбы крепления заднего переключателя на ушке ,вследствие этого - попадание рамки натяжителя в спицы, изгиб натяжителя и щитка. Замена болта на винт М6 с гайками.

1,5 часа.

7. 30 июля, 13.00 . Излом рамы багажника ХВЗ в точке, близкой к разлому сварки. Приматывание веревкой страховочной.

0,5 часа.

8. 30 июля, 17.00 . Складывание обода заднего колеса в связи с падением велосипеда на угол колеи. Правка обода и замена 5 спиц.

1,5 часа.

9. 30 июля, 19.00 . Излом рамы багажника ХВЗ в другой точке, близкой к разлому сварки. Приматывание веревкой страховочной.

0,5 часа.

10. 1 августа, 17.00 .Заклинивание флажка трещетки в поднятом положении. Постановка на место пружинки трещетки.

0,5 часа.

11. 2 августа, 10.00 . Залипание флажка трещетки из-за износа флажка. Замена флажка.

50 мин.

12. 3 августа, 10.00 . Прокол камеры. Замена.

0,5 часа.

13. 3 августа, 12.00 . Выбивание 2 спиц. Замена.

20 мин.

14. 3 августа, 14.00 . Выбивание 3 спиц. Замена.

50 мин.

15. 3 августа, 17.00 . Выход из строя трещетки. Замена пружинок на ниппельную резинку.

1 час.

16. 4 августа, 12.00 . Замена 3 спиц.

0,5 часа.

17. 4 августа, 16.00 . Замена 2 спиц.

0,5 часа.

18. 4 августа, 17.00 . Замена 2 спиц.

0,5 часа.

19. 4 августа, 17.00 . Срезание винта нижнего крепления багажника и срыв резьбы на ушке рамы. Замена на М4 с гайкой.

40 мин.

К отчетам по северу европейской части СНГ.

Оформление Исаков Л.В.

Asus n46 купить смотри здесь. . На сайте отеля Солнечный Поповка можно посмотреть фотографии номеров. . Здесь представлены контакты комплекса Эрней Лаз, который в Шаян.
Hosted by uCoz