Монголия 2009

Велопоход по маршруту:

СлюдянкаМонды – Ханх – Хатгал – Мурэн – Бурэн-Хан - Цагал-уул- (НумрэгТудэвтэй - Сонгино-озяргас-нуурМалчинУлаангом - Бух-мурэн - Цаган-нур - Ташанта)

 

Пройденное расстояние725 км (асфальт 220 км, грунт, камни, песок 505 км)

Участники:

Кудрявцев Евгений, 1988 г.р., г. Искитим Новосибирской обл. Велосипед Norco Mountaineer (2008)

Кудрявцев Константин, 1991 г.р., г. Искитим Новосибирской обл. Велосипед Forward athletic2(2008)

.

Качалов Артем, 1982 г.р., г. Омск. (инвалид по слуху). Велосипед Nordway Canyon Disc (2008).

Шакина Валентина, 1984 г.р., г. Москва. Велосипед Wheeler Pro 69.

Общая идея похода

Маршрут разрабатывался с задачей объединить в нем Российский Алтай, Монголию и озеро Байкал. В него были включены крупнейшие озера Монголии. В ходе путешествия планировалось посещение четырех озер: Байкала – самого большого пресного водоема в мире, Хубсугула – второго из самых необжитых крупных озер планеты, Хяргас-нура – кочующего озера в центре долины озер Монголии и Увс-нура – сильносоленого озера в красивейшей Увс-нурской котловине.

Предполагались три сложных для прохождения участка: дорога по восточному берегу Хубсугула, пересечение хребта, разделяющего озера Хяргас-нур и Увс-нур, подъем на плато восточнее Увс-нура. Также мы думали о проблемах с питьевой водой в средней части пути. Специально для этой зоны были взяты таблетки «Акватабс» для очистки воды.


Запланированный маршрут

К организационным вопросам относились оформление загранпаспортов, виз и выезд из конечной точки маршрута – Ташанты. Визы заказывали в Новосибирском турагентстве Альтаир-Тур ( http://www.altairtour.ru/ ), стоимость – 90$, время выполнения варьируется от 3 до 14 дней. Выезд из Ташанты предполагался двухэтапным: частный транспорт до Онгудая, затем – автобус Онгудай-Новосибирск (летом 2009-го курсировал через день, стоимость билета – 900 руб.).

День 1 (28.07.09)

СлюдянкаКултук - Торы

Солнечно, +25. 9:15 местного времени (UTC+8, MSK+5). Поездом №8 Новосибирск-Владивосток прибыли в Слюдянку с получасовым опозданием. В Слюдянке поезд стоял всего 2 минуты, поэтому выгрузка из вагона была спринтерской. Попутно через двери кто-то пытался продать-купить копченого байкальского омуля, женщина предпенсионного возраста с ворчанием лезла на посадку сквозь зачехленные велосипеды и рюкзаки шириной с дверной проем.

11:00. Собрали байки, поехали знакомиться с Байкалом. Прямо в одежде искупались, около 12 дня начали движение в сторону Култука. Еще в поезде нам посоветовали попробовать байкальского омуля. На перроне за рыбу просили втридорога, поэтому мы решили купить омуля в самой Слюдянке. Но в поселке рыбы не нашлось. Добрались до Култука (ехать около 10 минут), решили в любом случае купить рыбу. Местные направили нас на «серпантинку» (вихлястую дорогу на перевал).

 

Доехали только до середины серпантина, до торговых палаток пришлось бежать ногами. 4 вяленых омуля и один копченый – всё по 40 руб. со скидкой за то, что покупатель бегом поднялся на 60 метров. Позже выяснилось, что нелегальная продажа омуля запрещена из-за частых случаев пищевых отравлений.

Поворот на трассу до Монд с трудом отыскался возле заправки в Култуке, никаких указателей не наблюдалось. Асфальт трассы до Монгольской границы - в идеальном состоянии, только после Аршана асфальт для сохранности километрами был присыпан щебнем.

Сразу за Култуком - череда затяжных подъемов и спусков, которые в жару отнимали много сил. На первом из подъемов белково пообедали рыбой, колбасой и пармезаном. ;) Через два часа рыбка отдалась частыми походами в кусты.

18.30. Покидаем пределы Иркутской области, въезжаем в Тункинский национальный парк, открывающий республику Бурятию. Справа открываются Тункинские гольцы – вершины Тункинского хребта Восточных Саян.

До семи часов вечера вдоль дороги торговали черникой и молочными продуктами. Нам бесплатно предлагали пакет творога, но мы были только что из дома и не оценили щедрого желания улыбчивых буряток.

Ночевка за дер. Тора на берегу Иркута. Отличная поляна в километре от трассы, рыболовное место. Тункинская долина напоминала Уймонскую степь Горного Алтая – казалось: те же горы, та же река в подножья гор, только Тунка выглядела по-северному скупой (ни цветка, ни пчелы) в сравнении с медоносным Алтаем.

Пробег за день 76 км, 5.02 в пути.

День 2(29.07.09)

Зун-муриноКырен - Шимки

Солнечно, +20. Встали, в 7, выехали в 9. Для Вали – очень рано (разница с Москвой – 5 часов), но такого распорядка старались придерживаться и в следующие дни.

Встречный ветер, сложный рельеф, поломка у Артема: не работал задний переключатель. Исправили, сменив тросик и рубашку. Сильно отстаем от дневного графика – за три часа проехали 23 километра.

Несмотря на отставание, заехали в Жемчуг (5 км после Аршана), где Валя с Артемом искупались в серо-водородных ваннах. Мы с Костей просто валялись на улице. Отдыхающие дико пялились на нас, вслух считали километры от Слюдянки до Жемчуга. В Жемчуге же пообедали молочком и сырниками, выезжали по ужасному крупному щебню. Сгустились тучки, пошел холодный горный дождь. Спрятались под мостом в угаре коровьей мочи. С трудом по скользкому спуску вытащили технику из-под моста, во время подъема одного из аппаратов Артем ободрал локоть.

16.00 Закупили некоторые продукты в Кырене, самом крупном поселке трассы Култук-Монды. После - рассчитывали проехать 20 км, но перед подъемом за дер. Шимки встаем на ночевку из-за Костиного сильного переутомления (наложились акклиматизация и трение заднего тормоза). Перед сном устраняем трение, проблем с тормозами больше не возникало. Оказалось, стойка багажника давила на болт крепления дискового тормоза, что вызывало трение.

Из-за отсутствия водоема на месте ночевки жестко экономим воду.

Пробег за день 83 км, 5.30 в пути.

День 3(30.07.09)

Туран – Монды - Мунгийн-даба - Монды

Утром без завтрака проехали около 5 км до ближайшей реки (Болангисан), набрали воду, позавтракали бутербродами, встретили группу из Братска (трое ехали из Иркутска в Орлик и дальше, в Долину вулканов). Всемером продолжили путь до Монд.

Начался десятикилометровый грунтовый участок трассы, на котором было два хороших подъема. В 10 утра остановились возле магазина в поселке Туран. Местные уже успели опохмелиться, они окружили магазин и молили о деньгах на пиво. Кудрявая бурятка чего-то наговорила про будущее, про то, что Артем должен вести нас за собой. Артем не понимал, что говорила прозревшая «предсказательница», краткое содержание ее речей мы передали Артему только через две недели.

До Монд - 52 км. Идеальнейший асфальт, не верилось, что мы на границе, в Бурятской глуши.

      

В тех местах стабильно работал горный обман зрения: едешь по ровной дороге, а оказывается, что в горку и наоборот. Жара усиливалась, в два часа дня мы остановились на обед под высоким мостом, не дотянув до Монд пяти километров. В Мондах мы заехали в позную, купили по 2 позы на ужин и, попрощавшись с туристами из Братска, покатили на перевал. До закрытия границы оставалось полтора часа, надеялись успеть.

Подъем на пограничный перевал Мунгийн-Даба длиной в 12 километров показался адским, хотя он был асфальтированным. Но всё же, мысль о том, что Монголия близка, как никогда в жизни, подбадривала и заставляла двигаться в более чем 12-градусный подъем. Перед перевалом была пограничная застава с погранцом на вышке, на подъеме стоял закрытый пограничный пост. Не останавливаясь, мы прошли эти заставы и посты. За два километра до высшей точки перевала нас догнал военный УАЗик, строгие люди в военной форме сказали, что граница уже закрыта, и приказали спуститься вниз. Они спросили у нас необходимое разрешение на нахождение в приграничной зоне. Мы ответили, что такового у нас нет. По словам дяденек, «нелегальное» нахождение в погранзоне влечет за собой большой штраф и задержание на трое суток. Мы особо не спорили и со скоростью 50 км/ч спустились с перевала обратно к заставе за пропуском в погранзону. Дежурный на вышке сказал, чтобы мы подошли к воротам и подождали. Из ворот выглянул милая пограничница, задала пару вопросов и сказалаа, что никакого разрешения нам не нужно ввиду наличия визы. Мы тихо прокляли дядечек из УАЗа. Пограничница сказала, что нам обязательно нужно переночевать в поселке, нахождение в погранзоне ночью запрещено. Возле заставы нам повстречались автостопщики из Петербурга, которых мы видели еще в Кырене. Они ехали из родной «Северной  Венеции» в Долину вулканов. Погода ухудшалась, нужно было искать место для ночевки. Вместе со стопщиками решили заночевать рядом с заставой.

Вечер был дождливым, Мунку-Сардык спрятался в серых облаках. С питерцами было очень весело, за супом с сублимированным мясом и грибами было решено, что наша встреча – проделки судьбы.

Пробег за день 88 км, 6:27 в пути.

День 4(31.07.09)

Мунгийн-дабаХанх - Ширдэгийн-даба

Встали в 7, без завтрака, чтобы первыми быть на границе, начали подъем на перевал. В этот раз подъем показался проще – не было мордодуя. В 10:30 мы были наверху, четвертыми в очереди. Прохождение границы заняло три с половиной часа. Если на российской стороне наблюдалось шевеление, была заметна работа пограничной службы, то на монгольской стороне наблюдалось умиротворенное затишье, как после битвы на Калке. Поговаривали, что все монголы ушли на обед. Через полчаса ожидания нас пустили на монгольскую сторону границы. Монгольские погранцы мало-мальски знали русский язык и помогали в заполнении филькиных грамот. Серое, обшарпанное здание с жирными мухами на окнах со стеклопакетами служило пунктом паспортного контроля. Таможенный контроль был вербальным – нас спросили, есть ли наркотики.

Дорогу с перевала Мунгийн-Даба до берега Хубсугула (20 км) спуском не назовешь (во многих отчетах упоминается слово спуск). На первых же метрах этого пути нам приветливо улыбнулись лужи, камни и ухабы монгольского хай-вэя. Дорога пролегала по пологим склонам холмов, на ее прохождение потребовалось полтора часа.

В Ханхе (иначе - Турт) кое-как отыскался «Хаан Банк». Он находится среди высоких заборов вдали от центральной улицы. В банке обменяли рубли на тугрики по курсу 1:40 (в столице курс 1:45). Найти банк было очень трудно – сказывался языковой барьер. Ханх буквально окатил нас азиатской экзотикой: монголы в национальных одеждах, кони, припаркованные у магазинов и кафе, необычно зеленые и бескрайние долины с жилами рек вокруг поселка.

Начинался дождь, мы зашли в ближайшее кафе. На ломаном языке жестов заказали 16 чебуреков (дорого – 10 рублей за штуку) и термос чая. Всё обошлось в 170 рублей.

Из кафе выехали в 17:30, дорога шла по крутому спуску вниз к озеру. Начался дождь, заднее колесо скользило на больших камнях, составлявших дорогу. Дорога после Ханха оказалась лучше (твердая колея под мелким песком).

      

Отъехали от Ханха на 17 км и встали на ночевку за перевалом Ширдэгийн-Даваа на высоком берегу Хубсугула.

Машин на дороге всё меньше). Только джипперы возвращались из дневных радиалок на базу отдыха, и монголы на мотоциклах спешили домой, в Ханх.

Пробег за день 55 км, около 5:30 в пути.

День 5(01.08.09)

Туруугийн хундийн давааУлзий-хашийн-даваа - Тусхалын  даваа - Цагаан аалааны даваа (отклонение от заданного маршрута)

Утром, сидя перед костром, услышали далекий свист и топот копыт – ехал всадник. Монгол медленно поднялся на гору, где мы ночевали, встал в десяти метрах, кивком головы поздоровался и стал наблюдать. Получив пару шоколадных конфет, он быстро развернулся и помчался вниз. Чего ему было нужно?

Сразу после ночевки места ночевки берем три перевала и начинаем отклоняться от намеченного пути.

Дороги вдоль берега озера нет, едем восточнее. Перевалы тяжелые: подъем в несколько ярусов, плохое покрытие. На подъем уходило по 20-30 минут. Спуски удобные, заканчиваются у реки. Мосты есть не везде, но переправы не представляют собой особого препятствия. На перевалах вдоль дороги много грибов. Набрали на обед. В 15:30 возвращаемся на берег озера и готовим самое вкусное блюдо похода - рожки с жареными грибами.

Пока блюдо готовилось, мы успели вымыться и искупаться в озере. Вода значительно чище и прохладнее, чем в Байкале. На берегу ни единого упоминания о человеческих следах.

На стоянке к костру подъехал молодой монгол. Пообщались на монгольском, выведали его возраст, цель и конечную точку поездки. Довольный, монгол уехал с двумя конфетами и шоколадкой(!!!).

После обеда дорога усложняется глубоким песком и перевалами с неудобными скользкими спусками, промытыми до острых камней.

Ночевка напротив острова Далай-Модон-Хуйс за мостом через реку.

Установку палатки впервые доверили Артему. Он по неопытности поставил ее на бугре и положил спальные мешки головой под бугор. Пришлось переворачивать палатку, но Артем всё равно предпочел спать вверх ногами.  :)

Пробег за день 51 км, 6:02 в пути.

День 6(02.08.09)

Сантын даваа - Алагцарын годын адаг

Утром по несколько раз ходили к реке, из-за чего выехали на полчаса позже обычного. Сразу захотелось перекусить. Видимо, начала накапливаться усталость. В поисках еды остановились возле гэра (юрты). Поздоровались с хозяйкой, по-монгольски, сколько могли, поговорили о жизни, между делом попросили сыра. Заспанный, из юрты вышел щербатый глава семейства, пнул колесо своего мотоцикла, помочился, отвернувшись в сторону озера и подошел к нам.

Дети долго ходили из гэра в сарай и обратно, через полчаса принесли килограмм теплого сыра! Мы съели его за обедом, еще и на ужин осталось. Сыр несоленый, с примесью шерсти. Вкус напоминает «Адыгейский сыр».

После жилища монгольской семьи начались сложные перевалы. Пер. Сантын-Даба (5 км подъем, 5 км спуск) занял 2 часа. Дорога через перевал была самой сложной за весь маршрут. Торчащие острые камни не позволяли набрать скорость выше 4 км/ч. Падения. Проблемы с водой, жара. Реки и ручьи, обозначенные на карте, пересохли. На берегу первого полноводного ручья Бада-Могын-Гол встали на обед.

Проезжая мимо горы Цаган-Ула, мы не могли понять, откуда вдоль дороги взялись камни вулканического происхождения, похожие на пемзу. Только дома выяснили, что гора Цаган-Ула – бывший вулкан. После обеда была череда простеньких перевалов с быстрыми спусками.

На месте переправы через одну из рек, впадающих в Хубсугул, появилась идея набрать шерсти яка на носки или варежки. Летом монгольские яки сбрасывают большие клочья чистой шерсти. Из этой шерсти монголы делают войлок, идущий на постройку юрт. Реализацию идеи решили отложить на следующий раз.

В этот день мы встретили монголов на мотоциклах, которые заглохли на полпути домой. Первый мотоцикл, груженый сопливыми детишками, промчался нам навстречу, а второй ждал нашей помощи. Выяснилось, что семья засиделась в гостях, что до дома им около 5 километров. На языке жестов монгол объяснил, что аккумулятор в порядке (раз посигналил он, второй раз – его жена), что бензин еще есть (он покачал мотоцикл, и горючее зашелестело в бачке). Артем сослался на неисправные свечи, монгол согласился и предложил нам толкнуть его. С радостными изумительно белоснежными улыбками монголы покатили домой.

На ночевку встали за 30 км до Хатгала возле фермы, в километре от берега Хубсугула.

Пробег за день 69 км, 7:36 в пути.

День 7(03.08.09)

Алагцарын годын адаг – Хатгал - Манхан

До 12 часов дня рассчитывали доехать до Хатгала. Дорога оказалась несложной.

На подъезде к поселку много  кемпингов. Рядом с одним из них трое парней с кислыми минами шли к реке Алаг цаар гол, чтобы вымыть посуду. Оказалось, что это - англичане from London.

Дорога непосредственно перед Хатгалом очень странная. Поселок стоит на берегу залива, нужно сделать огромную петлю вокруг горы, чтобы попасть в него. Крюк в общей сложности составляет около 5 километров.

В 12:30 заехали в Хатгал, на окраине долго искали кафе, пришлось ехать в центр. В центральных кафе меню было неполным, только в самой маленькой забегаловке могли приготовить всё, что нужно.

Хатгальские бууз и хуушуур (манты и чебуреки) лучшие во всей Монголии, к тому же по самым низким ценам на нашем пути! В кафе обедали вместе с группой их Южной Кореи.

Вообще русских в поселке мы не встретили. Только случайно наткнулись на парня, с которым общались весной в аське, обсуждая предстоящий поход по Монголии. Он и помог нам заказать блюда в кафе.

Цены в поселке очень порадовали: 1 кг прекрасного сливочного масла – 25 руб. Конфеты украинские тоже относительно дешевые. Многие товары поставляет Украина – с этой страной Монголия ввела безвизовый режим. В покупке товаров помогла англоговорящая, монголка, гид.

Из поселка выехали в 15:30, попали под сильный ветер и дождь с градом. Через 30 минут покинули территорию Хубсугульского национального парка. Дядя-охранник кое-как остановил нас, потребовал зеленые бумажки (пропуски) и пропустил. Дорога к тому времени уже успела высохнуть.

Перед одним из холмов два ребенка (5 и 11 лет, сопливые, но гордые) продавали смородину. Купили литр за 1500 тгр на кисель. Дальше дорога ухудшилась. Монголы, как мы заметили, пытались ее улучшить – насыпали крупного щебня, но этим только ухудшили. Ехали по соседним «резервным колеям». Вода заканчивалась, река была в пяти километрах слева от дороги, решили свернуть в районе поселка Манхан. Улицы поселка из-за непогоды были пусты, мы без шопинга набрали воды и выехали обратно на дорогу. Часть группы не захотела подниматься на перевал, поэтому на ночлег остановились прямо за придорожной гостиницей. Вечером поднялся сильный ветер, костер пришлось прикрывать камнями и пенкой. Кисель из смородины был на высоте, рисовая каша с маслом не отставала. Во время готовки киселя подошла монголка, хозяйка гостиницы, с веселой ухмылкой заглянула в котел, пригласила ночевать в юрте, но мы отказались. Хозяйка, по сути, шла не к нам, она шла за козами, которые боялись пройти мимо нас. Козы, увидев хозяйку, осмелели, запрыгали в сторону дома. Некоторые остановились возле палатки, принялись жевать ручки велосипедов и ни на какие уговоры уйти не соглашались.

Пробег за день 83 км, 7 часов в пути.

День 8(04.08.09)

Манхан - Мурэн

Утром – дождь, спим лишний час, выезжаем в 10. Дождик продолжает сеять. Сразу – две длинные горки, за ними спуск в большую долину с озером. Дорога идеальная – укатанный грунт, набираем большую скорость и вот он, первый прокол у Артема. Полчаса меняем камеру заднего колеса (покрышка была слишком жесткой, долго не могли снять). Пробили, кажется, камнем – спустились к озеру, дорога стала каменистой. Собрались, поехали. Возле гэра привязались собаки, лаяли, лаяли, так и не цапнули никого. За озером дороги разошлись.

 По навигатору сверили направление, едем в сторону Бурен-хана.

Во время обеда выяснилось, что мы в двадцати километрах к востоку от маршрута. Не придали этому значения, сославшись на сбой техники. Едем дальше по накатанной, скоростной дороге.

И тут, после очередного прокола заднего колеса Артема, из-за холмика выглянул крупный поселок. Это был Мурэн.

Вместо юго-западного Бурен-хана попали в южный Мурэн. Разочарование длилось недолго – в кафе заправились буузами, хуушуурами, двумя бутылками холодного айрага. Мурэн понравился.

 

В 20:00 покинули центр аймака, выехали в сторону Бурэн-хана, до которого оставалось 60 км. Через 15 км встали на ночевку.

Вечером думали над тем, где сбились с пути. Остановились на том, что нас сбила с пути еле заметная развилка после озера Эрхэл-нур.

Пробег за день 93 км, 6:25 в пути.

День 9(05.08.09)

Мурэн - Бурэн-хан

Встали в 6:30, чтобы раньше приехать в Бурэн-хан, но было еще темно, поэтому пролежали до 7. Долго искали дорогу на Бурэн-хан. Нашли, дорога (в горку) спустя 10 километров стала тяжелой: камни разной величины, смешанные с песком.

Артем снова проколол заднее колесо. Эти проколы приняли анекдотический образ, мы не знали, откуда они брались, как с ними бороться.

Заклеив двойной прокол (камера была пробита насквозь), объехали гору, спустились к реке Дэлгэр-мурэн и стали искать переправу. Местные сказали, что мы проехали ее пять километров назад. Решили перейти реку прямо напротив поселка Бурэн-тогтох. Переправа заняла час. Река несложная, ширина 50 метров, течение среднее, дно каменистое.

В поселке зашли в магазин, спросили, есть ли поблизости кафе. Нас сразу отвели в столовую, мы заказали традиционное меню (бууз, хуушуур, цай). Хозяйка столовой пригласила нас в отдельную комнату, где мы ждали, пока обед приготовится. Там же мы и пообедали.

После обеда, за поселком был перевал, на котором случился четвертый прокол заднего колеса Артема.

Клеились прямо на перевале, напротив обо. Решили поменять переднюю и заднюю покрышки местами.

В это время по крутой дороге на перевал забралась монгольская пара: мужчина на мотоцикле и его супруга в красивой белой шляпе. Женщина несла в руках сумку и шла за мотоциклом, а монгол сидел в седле и пел песню. Так мужчина пытался сберечь горючее, чтобы дотянуть до Бурэн-Хана. Мы предложили помощь и под взаимные «баяртэ» (до свидания) толкнули монголов под горку.

На спуске поднялся сильный ветер, пошел дождь. Чтобы спуститься с перевала и побороть ветер, требовалось крутить педали. Внизу Артем вновь проколол заднее колесо – перемена местами покрышек не помогла. Достали запасную старую Forwardовскую покрышку No name, поставили ее на заднее колесо, вкачали три атмосферы. Больше проколов не было. Очень долго потом думали о причинах проколов. До сих пор дикая череда проколов (5 проколов одного колеса за 2 дня) кажется мистической.

После дождя дорога стала невыносимой - по долине реки дул встречный ветер. Несмотря на это мы решили преодолеть психологически важное препятствие – перевал Хух хутлиин даба (набор высоты 400 м) и спуститься в поселок Бурэн-хан. Это нам удалось.

На перевале встретили монголов, возвращавшихся с семейного праздника (наадама). Все подвыпившие, но очень добрые. Хором спели с ними «Подмосковные вечера», уверили друг друга в вечной дружбе русских и монголов, пожали руки и попрощались. Очень памятная и приятная встреча.

Ночевали на краю поселка, под забором дацана.

Пробег за день 78 км, 7:17 в пути.

День 10(06.08.09)

Бурэн-хан – Долодын даба - Цагаан-уул

После поселка следовал высокий, затяжной перевал. На вершине Артем стал жаловаться на сердце. Дальше ехали медленнее, на одном из спусков заметили Артема, который выбирался из-под своего байка. Оказалось, что его обод лопнул по шву, образовалась большая восьмерка. 15 минут пробовали сделать перетяжку спиц, не вышло. По объективным причинам было решено прекратить путешествие, встал вопрос о выброске из монгольской глухомани.

Нам сильно повезло – через 20 минут после аварии по дороге ехал джип с монголами. Монголы согласились подбросить Артема и его бедный байк до Цаган-уула. Остальные поехали своим ходом.

В 15:30 мы встретились в Цаган-ууле. Как всегда, сразу пошли в кафе. На пальцах объяснили, что хотим съесть много. Подали лапшу с мясом и овощами + бууз. Кое-как доели, отправились искать транспорт до Улангома. Один водитель согласился отвезти нас за 15 т.р. Решили найти другую машину. Нам предложили место для ночевки в доме одного из водителей, который тоже может отвезти нас в Улангом. Поняв, что до столицы ехать дешевле, чем до Улангома, мы решили утром искать машину до Мурэна.

     

Пробег за день 45 км.

День 11(07.08.09)

Цагаан-уул - Мурэн

Утром мы отправились на поиски другой машины. На автовокзале один водитель согласился отвезти нас в Мурэн за 60000 тгр на четверых. В 21:00 мы были в Мурэне. В Мурэне на ночевку нас взял водитель автобуса до Улан-Батора.

День 12(08.08.09)

Мурэн – Улаан-Баатар

Все утро до 15:00 мы прождали водилу, который отправился набирать пассажиров в свой УАЗик. Хотя сам он обещал вернуться за нами в 11:00. Кое-кто из нас сильно нервничал из-за опоздания. Во время ожидания мы съели всё съедобное в водительском доме (прям как в мультфильме «Винни Пух идет в гости»).

Отъехав от Мурэна 5 километров, УАЗ сломался. Эрка (так звали водителя) час копался в чреве буханки, затем с улыбкой пообещал, что поломок больше не будет.

Всю ночь мы провели в дичайшей тряске по монгольским ухабам. Только за 60 километров до столицы появился приемлемый асфальт. Да здравствуют российский Автодор!

День 13,14,15,16(08-12.08.09)

Улаан-Баатар – Новосибирск

В Улан-Баторе нам нужно было купить билеты на поезд до Новосибирска, в этом очень помог драгоценный дядечка, который ехал  с нами из Мурэна. Он прекрасно говорил по-русски (учился в Казани). С его помощью мы дошли до билетных касс ж/д вокзала (они находились в здании через дорогу, которое сами бы мы не нашли), купили билеты на вечерний поезд до Иркутска.

Московский поезд ходит редко. Из Иркутска выбирались поездом №77 Нерюнгри-Новосибирск.

Рекомендации

Для преодоления маршрута обязательно нужен опыт горных велопоходов. Для навигации по маршруту достаточно двухкилометровой карты и навигатора. На восточном берегу Хубсугула карта не требуется – дорога накатана, развилок нет. В районе Хубсугула проблем с дровами не возникает. После Хатгала необходима горелка, в качестве топлива можно использовать кизяк.

Велосипед должен быть оснащен мощным, крепким багажником, втулки желательно иметь цельные, безэксцентриковые. Покрышки для прохождения песчаных и каменистых участков должны быть высокие и широкие, с защитой от бокового скольжения.

Россия и Монголия имеют визовый режим, поэтому для въезда в Монголию россиянину нужен загранпаспорт и виза. Для въезда в приграничную зону никаких документов кроме визы не требуется. Погранпереход Монды - Ханх работает каждый день кроме выходных с 10:00 до 18:00.

Во всех монгольских поселках есть мобильная связь, в крупных - пункты выхода в Интернет. Монголы – очень доброжелательный народ, который всегда старается помочь путнику. Главное в общении с монголами – вежливость и уважение их быта и традиций. В большинстве очень плохо говорят по-русски, некоторые даже не стараются понять язык жестов.

В каждом поселке есть хозяйственный и продуктовый магазины с самым необходимым – не обязательно везти все продукты из дома.

При необходимости сойти с маршрута и покинуть Монголию рекомендуется делать это не поодиночке. Выброску с участка Ханх-Хатгал целесообразно производить через КПП Ханх-Монды с помощью местного транспорта, с участка Хатгал-Цагаан-Уул лучше эвакуироваться через Улан-Батор и железнодорожный КПП «Наушки». Известно также, что поселки Цэцэрлэг, Сонгино, Нумрэг, Малчин связаны с Улан-Батором автобусным сообщением, но оттуда лучше выезжать через Улаангом.

Автор отчета – Евгений Кудрявцев, e-mail: evgeny54@list.ru

Искитим, 2009

 

 





На сайте http://sp-style.ru печать латунная с гравировкой. . По вашему желанию мебель для руководителя на лучших условиях. . panasonic 181 мультиварка.
Hosted by uCoz