Велосекция турклуба ''Альтаир ''

 

ОТЧЕТ

о велотуристском походе

ЧЕТВЕРТОЙ категории сложности

по Карельской АССР и Мурманской области

совершенном с 7 по 21 августа 1991 г.

 

Маршрутная книжка N 14/5

Руководитель группы Хорин В.А. Адрес руководителя 390035 г. Рязань ул. Нахимова д.3,

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Справочные сведения о походе

2. Организация похода

3. Фактический график движения

4. Техническое описание маршрута

5. Итоги, выводы, рекомендации

6. Таблица перевалов

7. Топонимика Кольского п-ва

 

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ

К оглавлению

Отчет содержит описание велопохода ЧЕТВЕРТОЙ категории сложности в районе Карельской АССР и Мурманской области.

Маршрут похода: ст. Лоухи - магистраль Ленинград-Мурманск - Кандалакша - р. Умба - пос. Восточное Мунозеро - пос. Октябрьский - Апатиты - ст. Хибины - р. Малая Белая - пер. Рамзая - оз. Малый Вудьявр - пер. Кукисвум - р. Партомйок - пер. Умбозерский - р. Каскаснюнйок - р. Майвальтайок - оз. Умбозеро - бород через протоку залива Чудолухт - брод через р. Сура - пос. Ревда - Оленегорск - магистраль Ленинград-Мурманск - Мурманск.

Продолжительность похода: 15 дней (с 7 по 21 августа 1991 года ).

Протяженность маршрута:

- по карте 753 км,

- по счетчику 789 км.

 

СВЕДЕНИЯ ОБ УЧАСТНИКАХ ПОХОДА

Хорин Виктор Александрович 1968 г/р, инженер ПО "Красное Знамя" туристский опыт: 5У Алтай, 3Р Карпаты, Руководитель

Лебедева Ольга Владимировна 1969 г/р, студентка РРТИ туристский опыт: 4У Восточная Сибирь, 2Р Крым, Завхоз

Ганеев Шамиль Робертович 1968 г/р, Студент РРТИ туристский опыт: 4У Карпаты, Медбрат

Кротенко Вячеслав Вячеславович 1970 г/р, Студент РРТИ туристский опыт: 3У Центр Европейской части СССР,Кинооператор, Рембрат

Чибисов Сергей Валериевич 1972 г/р, Студент РРТИ туристский опыт: 3У Центр Европейской части СССР, Костровой

Кухмистров Юрий Владимирович 1970 г/р, Студент РРТИ туристский опыт: 2У Крым, Фотограф

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОХОДА

К оглавлению

К участию в походе готовились 9 человек, трое из них впоследствии не смогли принять участия в походе по различного рода причинам.

Подготовка к походу была начата еще в мае 1991 года. Специальных совместных тренировок группа не проводила, пробой сил и тренировкой для участников стали весенние походы различных степеней сложности.

При подготовке к походу были использованны:

1. Отчет о походе 5 к/с по Кольскому полуострову под руководством Мироненко В.В. за 1988 год.

2. Карты Хибинских и Ловозерских тундр.

3. "Туристские путешествия по Кольскому п-ову." О.Славинский, В.Царенков. изд. ФиС, Москва 1969 г.

4. "Атлас автомобильных дорог." 1987 г.

Основное внимание при подготовке было уделено:

1. Срокам проведения похода.

Август был выбран как наиболее удобный месяц для участников похода.

Кроме того, по различного рода источникам, в августе на Кольском п-ове еще довольно тепло (пик температуры приходится на период с середины июля до первых чисел августа), много грибов и ягод, уже не так много комаров и еще не кончился полярный день.

2. Маршруту похода. Факторы:

- Физические и технические возможности группы.

- Наличие информации о дорогах и ориентирах.

- Желание пройти по наиболее красивым и труднопроходимым местам.

Исходя из этого был выбран маршрут по которому шла группа Мироненко в 1988 году. Километраж был сокращен до необходимого для 4 к/с (был выброшен малоинтересный во всех отношениях участок по Мурманской магистрали Лоухи - Медвежьегорск).

Маршрут решено было пройти в обратном направлении с учетом удобства отъезда из Мурманска и возможности осмотра города. За начало маршрута была выбрана ст. Лоухи из учета достаточности километража, удобства выгрузки (поезд стоит здесь 20 минут) и удобства отправления телеграммы о выходе на маршрут (Лоухи районный центр, телеграф здесь работает круглосуточно).

Кроме того, в основном варианте маршрута был заложен участок р. Портамйок - пер.Умбозерский - р.Каскаснюнйок - р.Майвальтайок - пер.Намуайв - р.Кальйок вместо пройденного группой Мироненко в 1988 году участка оз.Гольцовое (оз.Пайкуньявр) - пер.Обманный - р.Кальйок, т.к. последний по словам отдельных участников этой группы совершенно не велосипедный и не очень интересен. От других изменений маршрута пришлось отказаться из-за отсутствия достоверной информации и карт нужного района.

Особое место в подготовке похода занимает оформление пропусков в пос. Ревда. Для оформления пропусков пишется заявка в 3-х экземплярах (1 –в городской т/к, 2 -в ОВД, 3 -остаётся у руководителя), которая заверяется печатью турклуба и подписью директора турклуба. К заявке прилагается список участников. (Образцы прилагаются, см. приложение).

В паспортном столе ОВД района по месту жительства руководителя (или того на кого будет оформляться групповой пропуск) берутся бланки заявлений на каждого из участников, заполняются в соответствии с образцом и подписываются каждым из участников. Заявка вместе с заявлениями и паспортами участников отдается в отделение паспортного стола, где проводится оформление пропуска в десятидневный срок.

К оглавлению

ФАКТИЧЕСКИЙ ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

Дни пути

Дата

Участок

Протяженность (км.)

Средняя скорость (км/ч)

Характер пути, естественные препятствия, опасные участки

Погода

1

07.08

станция Лоухи - река Ковда

80

13

Асфальт. Рельеф слабопересечённый.

Солнечно, ветер слабый. +20 С

2

08.08

река Ковда - 242 км магистрали М18 (Ленинград – Мурманск)

74

12

Рельеф среднепересечённый, дорога идёт по лесистым сопкам. Встречаются подъёмы и спуски до 5 - 8%, протяжённостью 1 - 3 км.

Переменная облачность, ветер слабый. +18 - +20 С

3

09.08

242 км (М18) – Кандалакша - 26 км (участка Кандалакша - Умба)

94

12

Дорога идёт по лесу. Рельеф слабопересечённый. За Кандалакшей "Кандалакшский подъём с крутизной 8% и протяжённостью 3 км. На 31 км участка Кандалакша - Умба конец асфальта, далее грунтовка из крупного щебня.

Солнечно, ветер слабый. +20 С

4

10.08

26 км – поворот на посёлок Восточное Мунозеро - 28 км

52

10

Дорога идёт по лесу. Рельеф слабо пересечённый. До 16 км щебёночная грунтовка, далее - асфальт до поворота на поселок Восточное Мунозеро. На 10-16 км серия "горбов" (до 8%). От поворота идёт разбитая грунтовка с мелким щебнем. На 25 км (от по ворота) дорога переходит в песчаную.

Солнечно, ветер слабый. +20 С

5

11.08

28 км – поселок Восточное Мунозеро – речка

75

10

Дорога идёт по лесу. Рельеф слабо пересечённый. До 33 км песок, далее разбитая грунтовка с мелким щебнем. Много развилок, имеются сложности с ориентированием.

Солнечно, ветер слабый. +20 С

6

12.08

речка - поселок Инга - озеро

48

9,5

Заброшенная грунтовка идёт по лесу. На 5 км от реки крутой, 8%, подъём в сопку. Рельеф слабопересечённый. Возле заброшенного посёлка встречаются песчаные участки 2-3 км. За поселком Инга дорога немного улучшается.

Пасмурно, переменная облачность, ветер слабый. +18 - +20 С Утром короткий мелкий дождь.

7

13.08

озеро - плотина озера Ингозеро - речка в 15 км от Кировска

64

10

Дорога идёт по лесу. Грунтовка с мелким щебнем. Рельеф слабопересечённый. Возле по селка Ингозеро около 2 км песок, здесь ехать почти невозможно. Далее качество грунтовки улучшается. От поселка Октябрьский - чередование асфальта с щебёнкой. На 17 км от посёлка - выход на отличную бетонную магистраль.

Солнечно, ветер слабый. +20 С

8

14.08

речка - Апатиты – станция Хибины - река Малая Белая

45

11

До Апатитов дорога идёт по открытой местности с небольшим плавным набором высоты. Рельеф слабопересечённый. На 10 км от Апатитов асфальт кончается, далее грунтовка до станции Хибины, местами песок. После Хибин постоянный набор высоты по глинисто-щебёночной грунтовке с лужами и грязью. Крутизна местами до 5-8%.

Солнечно, ветер слабый. +20 - +25 С Во второй половине дня дождь.

9

15.08

река Малая Белая – перевал Рамзая - озеро Малый Вудьявр

14

2,5

Грязная грунтовка, тропа. На перевале осыпи, крупные острые камни. Перевал пешеходный. За перевалом тропа по камням (2-3 км). Далее каменистая грунтовка, местами дорога совпадает с руслом реки Паочйок (совсем мелко). Возле озера участок с грязью около 2.5 км.

Пасмурно, переменная облачность. +18 - +20 С Ветер слабый. На перевале Рамзая дождь, +10 - +14 С

10

16.08

озеро Малый Вудьявр – перевал Кукисвум - перевал Умбозёрский – речка

38

8

От озера хорошая грунтовка без резких перепадов высоты. Плавный набор высоты на пер. Кукисвум, затем такой же плавный сброс до самого поворота на пер. Умбозёрский. От поворота на перевал идёт разбитая грунтовка местами переходящая в тропу. На отдельных участках крутизна невысока, можно проехать. В основном же 4-5% . За перевалом едва –заметная тропа по камням, ехать невозможно.

Солнечно, ветер слабый. +20 С

11

17.08

речка - река Майвальтайок

17

2,8

Тропа, местами можно ехать (около 5 км), остальное пешком. Около 5 км идём по азимуту через лес. Брод через реку Майвальтайок, глубина чуть выше колена.

Солнечно, ветер слабый. +20 - +25 С

12

18.08

река Майвальтайок – перевал Намуайв - озеро Умбозеро

18

3

1 км по азимуту через лес, далее тропа с набором высоты, ехать можно лишь местами. Подъём (5%) на перевал, 1 км по тропе, остальное по тундре и по камням. Такой же спуск с перевала около 1 км, далее дорога. Спускаемся по дороге до реки Калийок и вдоль неё до озера Умбозеро. Здесь отличная грунтовка с понижением.

Солнечно, ветер слабый. +20 С

13

19.08

озеро Умбозеро - река Сура - Ревда – река

27

7

Брод через протоку, выше пояса. Тропа по лесу, местами заболоченная. Брод через реку Сура, ширина 40 м, глубина до пояса (по камням до голени). За бродом грунтовка 8 км, далее асфальт с понижением.

Переменная облачность. +15 - +20 С. К вечеру сильный северо-западный ветер, слабый дождь.

14

20.08

река - Оленегорск – Тайбола - 51 км магистрали М18

112

15

Асфальт. До Оленегорска дорога идёт по лесу. Рельеф слабопересечённый. С 84 км магистрали Ленинград – Мурманск рельеф становится более изрезанный. Подъёмы и спуски.

Пасмурно, дождь. +10 - +12 С. Северо-западный ветер, средней силы.

15

21.08

51 км - Мурманск

51

12

Асфальт. Рельеф сильно изрезанный, дорога идёт по сопкам. Подъёмы и спуски до 8% крутизной, 1-2 км протяжённостью.

Солнечно, ветер слабый. +20 С

Итого: 789 км

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

К оглавлению

07.09.91 1 ДЕНЬ

В 3.55 утра прибыли на станцию Лоухи поездом N 182 (время в пути составило 26ч 30м). Стоянка поезда 20 минут, здесь меняют локомотив, это позволяет выгружаться не торопясь. Перрон низкий, это несколько затрудняет выгрузку.

Собираем велосипеды возле станционного здания. Телеграфа в здании нет, только касса с залом ожидания.

В 4.30 сборы закончены, и группа трогается в путь. Совершенно светло (полярный день простоял до самого конца похода, мы уехали из Мурманска 22 августа, плотные сумерки наступали лишь с 24 до 2 часов). За зданием станции дорога сразу поворачивает направо и через 100 м налево, эта главная дорога выведет нас на магистраль Ленинград - Мурманск ([М18]), от станции до неё 8 км по километровым столбам.

Метрах в 800-х от станции слева от дороги - телеграф, работает круглосуточно. В поселке (как выяснилось это районный центр) много магазинов, но открываются они в основном на час позже чем у нас, часов в 9, 11.

До самой магистрали идёт отличный асфальт, рельеф слабопересечённый.

397- Выезд на магистраль. Справа перед выездом стоянка автомобилей. Отсюда до реки Ковда, ориентировочного места нашей стоянки, 72 км по столбам. Дорога, асфальт хорошего качества, не слишком широкая, рельеф слабопересечённый.

396- Мост через железную дорогу. Местность вдоль дороги малонаселённая, невысокий лес, болота, сопки. Характерной особенностью магистрали является то, что она не проходит ни через один населённый пункт, все они расположены в стороне от неё на расстоянии от 2 до 8 км, что несколько усложняет снабжение продуктами.

388 - Затяжной подъём с таким же спуском приводящим к мосту через р. Кереть.

Далее дорога идёт чередованием не очень крутых спусков и подъёмов протяжённостью от 0.8 до 2 км.

362 - Река.

338 - Слева и справа указатели "Полярный круг".

337 - Плотина озера Ингер, красивый вид на озеро.

335 - Граница Карельской АССР и Мурманской обл. Здесь имеет место скачёк километража, следующий километровый столб - 327 км.

322 - Крутой спуск приводящий к мосту через р.Ковду.

319 - р.Ковда. Встаём на ночёвку перед мостом справа от дороги метрах 80 - 100, на пес песчаной площадке возле останков старого моста (от него собственно почти ничего не осталось кроме нескольких блоков из брёвен). Место для стоянки отличное, много грибов. Можно искупаться.

 

08.08.91 2 ДЕНЬ

C утра заморосил дождь, но был непродолжительным. Сразу за мостом через р.Ковду дорога довольно круто поднимается в гору. Крутизна около 5 %, протяжённость 3 км. Этот подъём открывает участок среднепересечённой местности, ориентировочно до 285 км.

Дорога скачет по довольно высоким сопкам, но все подъёмы можно взять в седле.

295 - Крутой 8% 2-х километровый спуск приводит к мосту через реку.

Слева от моста плотина ГЭС, справа за мостом продуктовый магазин и развилка, налево в посёлок Зеленоборский, нам направо. В магазине можно купить хлеб, рыбу горячего и холодного копчения и т.д., остальные продукты: масло, колбаса, чай, консервы, а также спички - по талонам.

Повернув за мостом направо, начинаем подъём по 8% склону протяжённостью метров 500 - 800.

Далее дорога идёт по лесу, хороший асфальт, чередование подъёмов и спусков небольшой крутизны около 4 - 5%. Местами встречаются небольшие озёра. У большинства здешних озёр встречающихся на магистрали, за редким исключением, берега топкие и болотистые, зачастую набрать воды бывает довольно сложно.

265 - Мост над жел. дорогой. Далее встречается цепь крупных озёр, трудно оценить топкие берега или нет, но создаётся впечатление хороших мест для стоянки. Встаём не доезжая 10 км до города Кандалакши, ориентировочно на 246 км, у речки, не доезжая метров 500 до будки поста ГАИ. Место хорошее, достаточно ровных участков для палатки, дров и воды.

 

09.08.91 3 ДЕНЬ

Погода с утра отличная. От стоянки до центра города около 10 км. Проехав около 5 км по магистрали, поворачиваем направо и через 2 км въезжаем на окраину Кандалакши. Отсюда до центра города около 3 км. Дорога идёт прямо до крупного перекрёстка, здесь направо в тоннель под железной дорогой и сразу за ним налево по главной дороге до стоящего на центральной площади танка Т-34, это центр города. Справа, сразу за площадью, если ехать по главной дороге, расположен главпочтамт. Движемся от площади вниз, по главной дороге, до перекрёстка и круто поворачиваем налево (больше чем на 90'). Через 700 м от поворота пересекаем по мосту речку, сразу за мостом начинается "Кандалакшский подъём" и новый отсчёт километража. Отсюда до пос. Умбы - 110 км. (Отсчёт километража на этом участке ведётся в обратном порядке, в километрах до пос. Умбы).

Со стороны Кандалакши подъём протяжённостью 3.5 км и крутизной 8-10% вершина подъёма на 106 км. На подъёме хорошо виден город. Спуск тоже довольно крут, около 8% на протяжёнии 4 км, далее постепенно выполаживается. На 2-ом километре спуска справа от дороги небольшая скала, с неё открывается отличный вид на Кандалакшский залив. Далее до 31 км от Умбы асфальт с незначительными перепадами высот, движение мало интенсивное, дорога в основном идёт по лесу.

95 км - пос. Лувеньга городского типа.

82 км - д. Колвица.

73 км - мост через р. Колвица, река очень стремительная, хорошее место для стоянки. Где-то на 60 км открывается отличный вид на огромную гладь Колвицкого озера с выступающими на ней лесистыми островами).

На участке от 51 до 26 км воды нет, мы оказались в затруднительном положении т.к. пора было вставать на ночлег.

На 31 км асфальт кончается, начинается ужасная щебёночная грунтовка. Отдельные члены группы пытаются ехать слева и справа от дороги по грунтовкам, справа вроде бы лучше, но в целом без особого эффекта.

Встаём на 26 км слева от дороги у небольшого и очень мелкого озера. Место не очень хорошее, сильно замусоренно.

 

10.08.91 4 ДЕНЬ

С погодой по прежнему везёт, солнце и температура около +20'C. Движемся дальше. На 25 км начинается километровый кусок асфальта.

24 км - Асфальт кончается, здесь идут строительные работы. Щебёночная дорога местами ужасна, местами, где щебень помельче, ехать вполне сносно. Рельеф становится более изрезанный.

16 км - Начало асфальта и крутой 500 метровый подъём. Отсюда начинается серия крутых "горбов" (около 5 шт.) с 500-метровыми 8%-ми подъёмами и спусками, первый из них на 16 км, а последний где-то на 10 км.

Дорога раздваивается. Влево идёт асфальт, прямо старая грунтовка, видимо на Умбу. Едем по асфальту, через 1 км крупный мост через р. Умбу, здесь река очень широкая. По обочинам встречаются щиты предупреждающие, что р. Умба является семужней рекой и лов рыбы в ней запрещён (аналогичные таблички мы видели на р. Ковда).За мостом, на 4 км от Умбы, малозаметный поворот налево, (больше чем на 90') на пос. Октябрьский. Далее километраж даётся от поворота. От поворота началась отвратная грунтовка идущая лесом, дорога сильно "накатанная" с выступающими на поверхность гладкими большими и мелкими валунами, местами встречаются участки с мелким щебнем. (Как выяснилось, на местном жаргоне слово "Накатанная" означает "разбитая", а не "хорошая", как мы подумали сначала. Это явилось причиной нескольких наших ошибок, когда мы следуя советам местных жителей ехать по накатанной дороге ехали по менее разбитой старой дороге, вместо нужной нам более заезженной.) Грунтовка местами скачет короткими некрутыми подъёмами и спусками метров по 20-100. По ней на огромной скорости носятся мотоциклы с колясками, страшно гремя и грозя рассыпаться. Как мы поняли в последствии, мотоцикл является здесь самым популярным и наиболее проходимым транспортом.

6 км - Небольшая развилка, едем по правой дороге.

7 км - Деревянный мост через речку.

8 км - Слева от дороги отличный подход к реке Вяла, удобное место для перекуса. Берега реки завалены сплавным лесом, следствие молевого сплава, и такая картина наблюдается почти на всём участке пути, где мы движемся вдоль реки Вяла. Характер дороги не меняется до 25 км, дальше начинается песок, двигаться почти невозможно. Отдельные члены группы пытаются ехать, но без особых успехов.

28 км - Встаём на ночёвку на берегу реки Вяла, слева от дороги перед деревянным мостом через ручей. Место отличное.

 

11.08.91 5 ДЕНЬ

Вечером прошлого дня пытались ловить рыбу но безуспешно, хотя точно знаем, что рыбы здесь достаточно. Погода отличная, солнечная, температура около +20' С.

Продолжаем двигаться по песку, местами пытаемся ехать.

33 км - Конец песчаного участка, дорога снова переходит в щебёночно-грунтовую.

35 км - Действующий лесосплавной участок. В конце небольшого посёлка поворот налево через мост над р. Вяла и короткий крутой подъём.

Развилка равнозначных дорог. Здесь мы первый раз серьёзно ошиблись, надо было повернуть налево, а мы поехали прямо. Через 500 м слева появилось крупное озеро, дорога идёт вдоль самого берега. В описании Мироненко этого озера не значилось, обеспокоенные этим мы проехали ещё 2.5 км и, встретив людей, выяснили, что уже 3 км едем не по той дороге. Пришлось возвращаться до развилки.

Здесь стоит отметить несколько моментов:

Во-первых, начиная с этого участка и до самого пос. Октябрьского ориентирование довольно сложное. Это объясняется отсутствием каких-либо карт этого района (Атлас Автомобильных Дорог - это не карта), и большим количеством развилок, по местному "отвороток". Описать все эти отворотки невозможно из-за большого их числа, поэтому в описании упоминаются наиболее крупные и важные из них, и не описываются те, на которых ориентирование не представляет сложности по нашему мнению, а также отворотки сходящиеся с нашей дорогой.

Во-вторых, не стоит рассчитывать на подсказку местных жителей, т.к. вы вполне можете не встретить ни одного человека на протяжении десятков километров, и тем более, если вы уже сбились с главной дороги. Хотя надо отметить, что те рекомендации по ориентированию, которые давали нам изредка встречавшиеся местные жители, очень помогли.

Итак, вернувшись до развилки мы поехали по левой дороге. Сразу за развилкой начался набор высоты на первую из двух невысоких сопок, между вершинами которых около 2 км. Крутизна подъёма небольшая, до 5%. От вершины последней сопки до пос. Восточное Мунозеро около 10 км.

Крутой спуск, и дорога скачет и извивается между небольших озёр по берегам которых много морошки, черники и голубики.

Развилка, справа крупное озеро с болотистыми берегами, едем влево. Через 2 км с вершины одного из холмов, слева по ходу, видны крыши посёлка Восточное Мунозеро, до него осталось 2-3 км.

70 км - пос. Восточное Мунозеро. Посёлок состоит из 2-х десятков домов, есть 2 маленьких магазина, но они закрыты и разговаривая с местными жителями мы поняли, что купить там продукты маловероятно. В конце посёлка справа от дороги машинный двор.

Сразу за посёлком развилка, надо ехать по левой дороге. Тут стоит отметить, что во всех случаях, когда мы ошибались в выборе дороги, надо было ехать именно по левой.

Повернув налево едем мелколесьем по хорошей грунтовке с едва заметным понижением. Через 7-9 км от посёлка развилка. Надо ехать по левой.

Здесь мы ошиблись второй раз, повернув направо на тупиковую лесовозную дорогу. Это мы поняли где-то через 5 км, когда дорога стала делиться на множество мелких отвороток, сильно ухудшилась и местами стали встречаться дикие куропатки. На 7 км от развилки нам повезло, у одного из множества озёр мы встретили местного, который объяснил нам ошибку, рекомендовал вернуться и ехать придерживаясь, свежих следов ГАЗ-66.

Вернувшись до развилки едем по левой дороге. Она гораздо хуже и становится хуже с каждым километром. Постепенно дорога входит в заболоченную местность, местами положена гать. Кажется, нам повезло, сейчас здесь сравнительно сухо, после дождя или в сырое лето ехать будет затруднительно.

Километров через 5 от развилки мост через речку. Встаём за мостом слева от дороги. Место довольно мрачное, кажется портится погода. За день сделано 20 км "крюка", досадно.

 

12.08.91 6 ДЕНЬ

С утра моросит дождь. Надо "дёргать" отсюда пока не влипли.

Дорога пошла сосновым лесом, местами довольно высоким. От моста около 1 км до развилки, едем влево, придерживаясь по совету местного жителя, следов ГАЗ-66. Метров через 500 мост через речку. Мостом это можно назвать с большой натяжкой, как здесь ходят машины? Слева за мостом небольшая плотина.

Дальше дорога идёт лесом сильно разбитая и давно неезженная. Видимо сообщение между Ингой (это следующий посёлок на нашем пути) и Восточным Мунозером носит характер разовых личных поездок. Метров через 800 от моста небольшая развилка, едем влево. Дорога постепенно забирает вправо, проходит через болотистую низину по старой гати, огромным лужам и начинает круто лезть в сопку. Характер дороги резко меняется, снова пошла щебёночная грунтовка, много крупных камней. Крутизна подъёма местами до 8%, приходится идти пешком. Длина подъёма около 600-800 м. Далее дорога, идя мелколесьем, скачет с небольшими крутыми перепадами по вершине сопки. Здесь много грибов, в основном подосиновики, подберёзовики, местами они растут прямо на дороге в колее.

Через 6-7 км после подъёма дорога входит в высокий сосновый лес, переходит в песчаную, но хорошо прикатанную.

Ещё через 1-2 км мы выходим к заброшенному посёлку на берегу реки (около 14 км от ночёвки). Повернув направо на въезде в посёлок, переправляемся по старому мосту и поворачиваем налево. Здесь строится несколько новых домов. Встретили местных. Отсюда до пос. Инги - 10 км, нам рекомендуют держаться наезженной дороги.

Песчаная дорога идёт по лесу, местами ехать тяжело, едем по самой обочине там где трава, и песок не такой рыхлый.

Через 3 км от заброшенного поселка - болото с полуразвалившейся гатью и огромной лужей, куда и поспешила упасть товарищ Лебедева, что вызвало всеобщее оживление и небольшую остановку в течении которой все собирали морошку растущую здесь в изобилии.

Далее дорога перешла в хорошую грунтовку, скорость резко возросла.

В 4 км не доезжая до пос. Инга небольшой мост через речушку, делаем перекус.

108 км - пос. Инга, всего несколько домов. В конце посёлка наша дорога уходит вправо с небольшим подъёмом и далее идёт по лесу, здесь она здорово разъезжена, но движемся довольно быстро.

Километрах в 3-4 от посёлка, развилка, надо ехать влево. Мы поехали вправо и ошиблись довольно крупно, через 20 км дорога фактически "кончилась" разменявшись на десятки мелких отвороток..

Упёршись в болото, за которым синело вдалеке огромное Ингозеро, мы поняли, что заблудились. После нескольких безуспешных попыток разобраться во множестве отвороток, мы встали на ночёвку на одном из множества небольших озёр. Ребята отправились на разведку налегке и через 3 часа вернулись встретив местных которые объяснили нам наше местонахождение.

Как выяснилось, мы поехали по старой дороге и ушли вправо, теперь нам предстояло вернуться по одной из отвороток на нужную нам дорогу. Это всего 7 км "крюка".

 

13.08.91 7 ДЕНЬ

Погода отличная, солнечная, +20'С. Через 7 км по одной из левых отвороток добираемся до нужной нам дороги, и ещё через 6 км выходим к мосту через р. Ингу там, где она вытекает из оз. Ингозеро.

Через 3.5 км от моста дорога перешла в песчаный подъём на сопку, ехать стало невозможно. По дороге идёт цепочка медвежьих следов.

На 5-м км от моста, 500-метровым крутым песчаным спуском дорога выходит к пос. Ингозеро, который представляет собой руины и 1-2 жилых домов. Здесь дорога поворачивает налево. Песок, ехать почти невозможно.

На 2-м км от пос. Ингозеро развилка, едем по левой дороге, здесь уже можно ехать. Следующим населённым пунктом должна быть Берёзовка, до нее идёт сносная щебёночно-песчанная грунтовка, довольно широкая.

Где-то на 10 км от посёлка справа от дороги большое озеро, встаём на перекус. На берегу много голубики. Дорога идёт по смешанному лесу.

Слева небольшая отворотка и знак "въезд запрещён". Это въезд на взлётную полосу аэродрома Березовка. Встречный мотоциклист рекомендовал нам ехать прямо по взлётной полосе, они дескать всегда там ездят т.к. аэродром запасной и самолёты здесь не садятся. Решили ехать по грунтовке, она здесь довольно хорошая. Через 4 км от знака слева примыкает широкая грунтовка, видимо на Берёзовку. Поворачиваем направо.

Через 3 км от поворота на Берёзовку развилка, едем по правой.

На 7 км от поворота на Берёзовку ещё одна развилка, едем налево (направо В.Ч.). Ещё через 1 км КПП и справа автопарк В.Ч. Проезжаем через КПП, документы никто не спрашивает. (В отчёте Мироненко указано, что для проезда через это КПП нужно предъявить паспорт. Как сказали местные, паспорт требуют если ехать с другой стороны т.е. со стороны пос. Октябрьского). От КПП идёт ровная широкая грунтовка, в 8 км от КПП взбираемся на холм, слева панорама Хибин. Спуск и через 1 км мост через речушку.

Развилка, направо 500 м до пос. Октябрьский там есть магазин, можно купить хлеба. Налево дорога к магистрали на Апатиты. Решили, что хлеба у нас достаточно, поэтому повернули на Апатиты.

От развилки пошли километровые столбы, дальше отсчёт ведётся по ним.

3 км - Грунтовка переходит в асфальт. Справа идёт железная дорога.

6 км - Капитальный мост через р. Умбу, в 1988 г. он был ещё деревянным. За мостом асфальт кончается и начинается крупная щебёнка, ехать довольно трудно.

9 км - Асфальт.

14 км - Конец асфальта, идут дорожные работы.

15 км - Асфальт.

17 км - Дорога повернув направо через железнодорожный переезд выходит на широкую бетонную магистраль, отсюда 15 км до поворота на Кировск. Проехав метров 800, встали на ночёвку за мостом через речку, справа от дороги в лесу. Место нормальное.

 

14.08.91 8 ДЕНЬ

Погода отличная. Солнце, температура +20 +25`C. Едем по бетонке со слабым набором высоты. Рельеф слегка холмистый. Справа возвышаются Хибины. Отсчёт приводится в километрах до поворота на Кировск.

6 км - Поворот налево к АНОФ-3 (Апатитно-Нефелиновое Объединение Фосфаты - третья фабрика). Таких фабрик здесь несколько, загрязнение воздуха от них такое, что все предгорья Хибин, а особенно в районе г. Апатиты, затянуты смогом как туманом. Как здесь люди живут?

0 км - Поворот направо в Кировск, налево в Апатиты. (Далее отсчёт километража ведётся от поворота.) Дорога начинает втягиваться в предгорье.

7 км - начало плавного подъёма крутизной 5 - 6%.

8 км - вершина сопки и вывеска "Апатиты". Спускаемся около 1 км до кольцевого перекрестка. Отсюда вправо через территорию АНОФ-2 лежит наш путь на ст. Хибины, повернув налево можно добраться до Апатит. Решили съездить в город, купить хлеба. От поворота до окраины города около 3 км, из них 1.5 км крутого спуска и столько же подъёма. Въехав в город и проехав 800 м в направлении центра, добрались до магазина, купили хлеба. Вернувшись к кольцевому, перекрёстку двигаемся через территорию АНОФ-2 на Хибины согласно прилагаемой схемы.

 

СХЕМА ДВИЖЕНИЯ ЧЕРЕЗ АНОФ-2.

Дорога проложена прямо по территории фабрики и приходится ехать между цехов, всё это выглядит довольно странно. Выехав с территории фабрики, поднимаемся на насыпь отличной асфальтовой магистрали идущей к станции Хибины. Дорога довольно широкая, движение слабое, справа тянется трубопровод большого диаметра, по которому циркулирует вода с АНОФ-2 в отстойники и назад.

Через 8 км от выезда на магистраль перекрёсток, едем прямо. Ещё через 1.5 км пересекаем по мосту железную дорогу на Мурманск. За мостом асфальт кончается. Повернув направо, едем по краю дамбы отстойника. Грунтовка песчанно-щебёночная довольно хорошего качества, изредка здесь проезжают "БЕЛАЗЫ". Справа, метрах в 500-х, тянется железная дорога, за ней стоят горные вершины затянутые туманом и смогом.

Через 3 км от ж.д. моста дорога делает небольшой зигзаг рядом с насосной станцией, ещё через 2 км - развилка. Наша дорога зигзагом уходит вправо вниз и входит в пос. Хибины. Посёлок очень похож на дачный, проехав по нему около 1.5 км выходим к берегу оз. Большая Имандра. Проехав метров 200 вдоль берега, подъезжаем к станции Хибины. Станция совсем маленькая, просто полустанок. Фотографируемся у единственной таблички. Здесь же перетаскиваем велосипеды через пути (переезда невидно), и движемся по едва различимой дороге в сторону ущелья по которому протекает река М. Белая, ущелье хорошо различается от станции.

За посёлком развилка.

СХЕМА ДВИЖЕНИЯ.

Дорога входит в лес, движемся по грунтовке с плавным набором высоты. Типичная русская грунтовка с грязной глубокой колеёй и большими лужами. Начался дождь, осложняя и без того нелёгкую дорогу.

Через 2 км от станции дорога выходит к реке М. Белая, которая протекает слева от нас. Движемся по правому, по ходу, берегу. Местами попадаются скважины, из которых фонтаном бьёт вода. Возле одной из скважин, где-то на 2.5 км от станции, дорога подходит к натянутому через речку маленькому навесному мосту, с другой стороны от него идёт узкая тропа.

Посовещавшись, решаем не переправляться, а идти дальше прямо, по дороге. Дорога кажется недавно проложенной, свежей и потому подозрительной, как бы не завела она нас в тупик к какой-нибудь буровой.

Через 1 км от моста дорога начинает круто лезть вверх с 12-16% крутизной, река остаётся далеко внизу. Лезть вверх по такой крутизне и по грязи трудновато, но решаем идти до конца.

Конца не было. Сразу за подъёмом, был короткий крутой спуск почти до уровня реки, она теперь шумит где-то слева. Идёт мелкий дождь.

Характер дороги не меняется, лишь местами она становится чуть более песчаной, здесь идти легче. На всём протяжении дорога с плавным некрутым подъёмом, встречаются короткие крутые спуски и подъёмы по 10-30 м протяжённостью. Со всех сторон лес и в нём много черники, но она ещё не везде поспела. Лес зажат с боков горными склонами, ущелье здесь пока ещё широкое, склоны гор покрыты ковром из мха и лишайника.

На 6 км от станции встаём на ночёвку на небольшой площадке слева от дороги, возле реки. Метрах в 300-х дальше дорога пересекает реку. Место великолепное. Река очень холодная с чистейшей водой.

 

15.08.91 9 ДЕНЬ

Вечером прошлого дня поднялись на стоящую справа по ходу вершину, с неё отличный вид на окрестности. Местами едва просматривается в зелёном ковре леса наша дорога по ущелью. С утра, проезхав метров 300, берём вброд речку. Вода здесь низкая, не выше колена, ширина брода метров 10, дно хорошее из мелкой гальки. Дальше дорога идёт по левому, по ходу, берегу реки М. Белая. После дождя местами чрезвычайно грязно, большие лужи. Почти до самого перевала набор высоты очень плавный, лишь местами встречаются короткие крутые подъёмы метров по 10.

Километра через 1.5 от брода пересекаем р. Фердсмана. Это неширокий, метров 5, ручей глубиной по колено со стремительным течением. Перешли по камням, даже не замочив ног. Ещё через 1 км дорога втягивается в узкое ущелье. Справа крутой красивый скальный гребень. Лес здесь переходит в низкорослые берёзки и кусты.

Через 4 км от брода (через р. М. Белая) лес кончается, дорога идёт по узкой горной долине покрытой травой, мхом и лишайниками.

Справа маленькое озерко. Здесь дорога кончается, дальше тропа, ехать трудновато.

Пересекаем верховья р. М. Белой, это ручей с вязкими болотистыми берегами, совсем узкий, метра 3 шириной.

Участок болотистой местности метров 20, далее тропа хорошая, но ехать уже трудно ведём велики не снимая баулов. Перевал уже отлично просматривается, он виден как глубокая узкая седловина в хребте, крайняя правая. Левее также отлично просматриваются пер. Зап. Петрелиуса и Вост. Петрелиуса. Перевалы затянуты туманом.

У подножия пер. Рамзая широкая каменная осыпь из мелких камней ("язык"). До самой осыпи можно вести велосипеды, не снимая баулов, хотя некоторые уже несут баулы на плечах. Часть группы поднимается по "языку". Другая часть поднявшись по тропе чуть выше, и обойдя "язык" поднимается по каменистому склону. Здесь крутовато, некоторые применяют челночную заброску. Наверное, по "языку" подниматься всё же удобнее и безопасней, а здесь камни "играют" под ногами, местами покрыты лишайником и на них легко "загреметь". У крупного камня группа соединяется и дальше движется по "языку". Едва различимая тропа втягивается в узкий скальный коридор. Коридор завален крупными, острыми камнями. Этот участок довольно труден для прохождения и опасен. Приходится скакать по камням которые могут посыпаться под твоим весом, скользко, местами над тропой нависают скальные карнизы. Некоторые члены группы применяют челночную заброску. Периодически идёт дождь, темно, холодно и сыро, местами лежит снег. На самой седловине перевала, справа на скальном уступе памятный знак.

"Никто не забыт ничто не забыто мы помним погибших друзей". Виктор 1946 - 1980 г.

Для прохождения перевала желательно иметь вибры и обязательно баулы с лямками. Выходим из коридора. Участок от "языка" до выхода из коридора занял 3 часа. Перед нами открывается ущелье поворачивающее вправо. На левом, по ходу, склоне вышка буровиков. Здесь мы совершили ошибку, надо было подняться до вышки по проложенной бульдозером дороге, а затем от неё можно спускаться по довольно сносной дороге до самого оз. М. Вудьявр. Вместо этого мы сразу стали сбрасывать высоту, спускаясь вправо в ущелье вдоль реки Паочйок, в результате мы втянулись в узкое заваленное камнями ущелье с текущей по нему речкой и едва различимой тропой. Движемся вниз по ущелью придерживаясь, левого берега по узкой тропе, местами приходится нести велики на себе.

Через 1 км от выхода из ущелья мы, наконец, выходим на дорогу идущую от буровой, здесь её пересекает речка. Дорога местами идёт прямо по руслу реки, но здесь уже можно ехать. Ещё через 2 км дорога резко уходит вправо, здесь ущелье раздвигается, затем, повернув влево, круто лезет на террасу и идёт по ней. На террасе дорога проложена по размытому чернозёму, грязь ужасная, такая дорога идёт до самого оз. М. Вудьявр. Проехав 1 км по террасе, круто спускаемся к реке, и ещё через 1 км пересекаем её, проехав метров 30 по руслу (здесь её глубина уже до колена). Проехав 1 км по грязной дороге с огромными лужами, выходим к оз. М. Вудьявр.(Его было видно уже с террасы.)

Встаём на ночёвку справа от дороги на большой поляне у озера. Место сильно загажено, дров вблизи нет. Озеро, довольно мелкое у нашего берега, окружёно горными вершинами, на склоне одной из них крупный снежник. На середине озера остров. Видимо это излюбленное место отдыха кировчан, до Кировска отсюда около 6-7 км.

 

16.08.91 10 ДЕНЬ

С утра отличная солнечная погода, температура +20 - +25 С. Движемся по грунтовке вдоль озера. Метрах в 500-х от стоянки берём сходу брод через ручей (ширина 4 м, дно ровное) едва замочив ноги.

Справа от дороги символический фундамент на месте бывшей научной станции ТИЭТА руководимой академиком Фердсманом. Через 1 км от бивака берём сходу ещё один такой же ручей.

На 2 км от бивака выходим на широкую грунтовку идущую от Кировска, нам налево. (Далее отсчёт ведётся отсюда.)

1.5 км - Вправо поворот в карьер, туда периодически проезжают БЕЛАЗЫ, нам прямо.

Идёт постоянный плавный набор высоты, хорошо укатанный щебень с грунтом, лишь местами попадаются короткие щебёночные, плохо укатанные участки. Дорога вьётся меж горных хребтов по небольшим возвышенностям с подъёмами 5% по 10-30 м.

7 км - Седловина перевала Кукисвум. В этом месте, слева от дороги зажатой между вершин, небольшое озеро. Перевал выражен очень слабо, если конечно его можно считать перевалом вообще. Вероятно он просто выполняет роль водораздела.

Спускаемся с перевала на большой скорости по хорошей грунтовке, справа за перевалом озеро.

16 км - Метеостанция, проезжаем по её территории. За метеостанцией пересекаем по мосту ручей.

17 км - Слева база КСС. Дорога идёт по лесу.

21 км - Дорога пересекает речку. Ширина реки 10 м, глубина ниже колена, течение слабое, дно - мелкая галька и песок. (До этого места от стоянки дошли за 2 ч.) Здесь мы немного ошиблись, приняв этот безымянный приток р. Кунийок за р. Партомйок, и стали искать поворот на старую вездеходку к пер. Умбозёрский, он должен был быть не далее 1 км за рекой. Не найдя поворота мы вернулись к броду и перекусили. Место здесь отличное, кругом лес и горы. Сделав разведку обнаружили очень старую вездеходку, метрах в 300-х от брода в глубине леса. Продравшись через лес напрямую, вышли на неё. Дорога очень старая, в колее растут берёзы которым уже лет 10-20. Ехать по ней невозможно, местами она заросла, местами завалена. Пройдя по ней около 1 км, выходим к заброшенной базе геологов. Через неё идёт на перевал та самая дорога которую мы искали, слева от неё течёт р. Портамйок. Как мы поняли, мы не доехали до нужного нам поворота всего 2 км. Немного посмеявшись над эти небольшим недоразумением, поворачиваем направо и движемся вверх к пер. Умбозёрский.

Сразу за разрушенной базой короткий 10% крутой подъём 20 м. Далее дорога с довольно пологим подъёмом идёт по каменистой грунтовке три раза пересекая р. Партомйок (броды неглубокие, по 40 см, ширина около 5 м, дно каменистое. В сапогах можно перейти по камням не замочив ног). Местами пытаемся ехать.

За последним бродом, дорога идёт по левому (по ходу) берегу реки почти до самой седловины перевала. Не доезжая метров 300 до седловины, дорога кончается, впереди озеро. Лучше обойти его по левому каменистому берегу, здесь видимо стоит уже снять баулы с велосипедов т.к. много крупных камней и местами уже крутовато.

Седловина перевала, от разрушенной базы до неё около 5 км. Седловина перевала представляет собой узкий скалистый коридор частично залитый озером. Обходим озеро по каменистому правому берегу, слева обойти невозможно т.к. к берегу вплотную подходят скалы.

За перевалом дороги нет, едва различимая тропа идёт по камням, траверсируя по - очереди то правый то левый склон хребтов, несём баулы и местами велики. На 2 км от перевала появляется тропа, здесь можно загрузить велосипеды и даже проехать метров 300, дальше опять камни, ведём велосипеды по камням и местами по воде. Скорость движения 1 км/ч.

Встаём на ночёвку в 3-4 км от перевала, в начале лесной зоны на берегу реки. Ущелье здесь уже довольно широкое, но леса почти нет и дров мало.

 

17.08.91 11 ДЕНЬ

Погода хорошая, светит солнце. С утра движемся по левому берегу реки, траверсируя левый склон. Тропа плохая, но баулы уже можно везти на великах. Через 1 км от стоянки тропа спускается к реке и идёт по её руслу. Бредём по камням и воде около 1 км. (Здесь совсем мелко.)

Слева на берегу появляется дорога, вернее это даже не дорога, а идущие рядом две параллельных тропы. Здесь можно ехать. Едем около 3-х км по лесной дороге, по сторонам много грибов.

На 5 км от стоянки дорога проходит по заболоченному участку и камням, ехать становится невозможно. Идём пешком около 1 км, и пересекая по кладям глубокий ручей выходим на возвышение где стоит крупный бивак.

Дальше дорога идёт по лесу, удаляясь от реки Каскаснюнйок и траверсируя расположенный слева склон горного хребта с постепенным набором высоты. Дорога сильно заболочена, местами завалена деревьями и камнями. Велосипеды приходится в основном вести. В лесу много крупной черники.

У восточной оконечности горы Вост. Портомчорр дорога уходит вправо, если верить карте, она ведёт к Умбозеру, но нам надо не туда. Нам необходимо, повернув налево обогнуть гору и выйти, форсировав р. Майвальтайок, к подножию горы Сев. Суолуайв.

После долгих и безуспешных поисков тропы решено было выходить на р. Майвальтайок по азимуту через лес. Как выяснилось позже, тропы там могло и не быть вообще т.к. те нитки туристских маршрутов которые указаны на карте являлись лыжными и следовательно тропы не означали. Баулы пришлось нести на спине. Через 4-5 км движения через лес, обогнув холм вышли к берегу реки Майвальтайок. Её ширина составляет здесь около 10-15 м, глубина местами до пояса, течение довольно быстрое, дно каменистое. Переправились вброд без проблем, и встали на другом берегу, на вершине холма в лесу, на ночёвку. Место отличное. За день все очень устали. Участок абсолютно не велосипедный.

 

18.08.91 12 ДЕНЬ

Вечером прошлого дня ходили на поиски дороги, нашли её в 800-х метрах северо-восточней холма. С утра вышли на дорогу она идёт в направлении горы Сев. Суолуайв, именно туда нам надо. По карте через вершину горы идёт дорога, может быть это она? Дорога представляет собой старую вездеходку, много камней, идёт с набором высоты. Некоторые пытаются ехать, но в целом безуспешно.

Вышли к подножию горы, но дорога уходит мимо неё, вверх по ущелью вдоль реки Майвальтайок. Нашли отходящую вправо, в сторону вершины, старую и сильно разбитую вездеходную дорогу. Посовещавшись решили идти не как планировалось раньше через перевал Суолуайв, а по дороге через вершину горы Сев. Суолуайв. Руководствуясь тем, что усложнив себе маршрут лишним набором высоты пройдём его по хорошей дороге, ибо вчерашняя тропа всех изрядно "достала", а подниматься на перевал придётся именно по такой тропе.(Перед этим мы разведывали выход на перевал.) Здесь мы были жестоко обмануты картой, ибо никакой дороги через вершину горы Сев. Суолуайв нет и быть не может, т.к. вершина горы представляет собой крутую скалистую шапку и перебраться через неё даже с простым рюкзаком вряд ли возможно. Слева вершина круто обрывается к пер. Суолуайв, справа более полого переходит к пер. Намуайв.

Как выяснилось позже дорога шла по соседней, правой горе Намуайв, но это было позже а пока....... Пройдя 1 км вверх по старой вездеходке, а ехать по ней было почти невозможно из-за высокой крутизны, и набрав высоту мы обнаружили, что дорога кончилась. Спуститься вниз к тропе идущей к перевалу Суолуайв уже невозможно, она идёт слева от нас в глубоком ущелье с чрезвычайно крутыми стенами. Возвращаться назад не в наших правилах, решили идти до конца. Баулы на спины, ведём пустые велосипеды, к счастью склон горы не очень крут и ровный покрытый мхом и лишайником. Идти всё же довольно трудно, на 2-м км подъёма делаем привал. На 4 км подъёма нам наконец становится понятна вся сложность ситуации. Пройти напрямую невозможно, необходимо спуститься к одному из перевалов т.е. к Суолуайв или к Намуайв и идти через них. Пришлось сбегать на разведку обоих перевалов.

Пер. Суолуайв хоть и невысокий но довольно трудно преодолим. Он представляет собой, в седловине, узкий длинный коридор (около 500 м) ограниченный каменными осыпями и заваленный крупными камнями "играющими" под ногами. Время на его преодоление затратилось бы в 2 раза больше чем на пер. Рамзая. Кроме того это довольно опасное место, осыпи слишком крутые, чтобы по ним спускаться к перевалу (мы находились несколько выше перевала и к нему пришлось бы спускаться) и на мой взгляд слишком неустойчивые. Хотя в принципе пройти здесь было бы можно.

Пер. Намуайв представляет собой довольно широкую седловину в горном хребте. Выход на него тоже не прост и с нашего местонахождения довольно крут, но всё же, несомненно, безопаснее и проще. Решили идти через Намуайв. (Во время разведки перевалов нашли оленьи рога и взяли с собой, на память о Заполярье.)

Через час, пробравшись вдоль самого правого края скальной "шапки" горы Сев. Суолуайв с минимальной потерей высоты вышли на пер. Намуайв. На перевале нашли записку группы пешеходников прошедших перевал за день до нас. Оставили свою записку, пусть люди посмеются, вот мол занесло "дураков".

Спускаемся с перевала обходя небольшое озеро, расположенное чуть ниже перевала, с правой стороны. Метров через 400 от пер. Намуайв выходим на дорогу идущую с горы Намуайв, ту самую, что показана у нас на карте идущей через гору Сев. Суолуайв. По дороге можно свободно ехать, спускаемся до реки Калийок.

Вдоль реки идёт неплохая грунтовка типичная для этих мест, камни и глина. Едем вниз по течению реки, к оз. Умбозеро. Дорога идёт под уклон, скорость резко возрастает. Километрах в 3-х не доезжая Умбозера берём вброд р. Калийок (ширина брода метров 5, глубина чуть выше колена, течение сильное, дно каменистое. Ещё полчаса, и мы на берегу Умбозера. Встаём на ночёвку. Все очень устали, пройденный перевал абсолютно не велосипедный.

 

19.08.91 13 ДЕНЬ

С утра сделали полуднёвку на озере. Набрали и наварили грибов, подосиновиков здесь "ну просто завались". Искупались в озере, вода холодная. Озеро очень большое и красивое. Всё оно не просматривается, лишь местами в дымке виден другой берег. С грибами, пожалуй, переборщили, даже доесть не смогли.

Движемся дальше по песчаному берегу озера метров 100 и упираемся в протоку бухты Северная (на карте это брод 2). После разведки, берём вброд протоку ближе к берегу озера, у самой горловины. Здесь самое узкое место, всего метров 10, и дно каменистое, зато глубина выше пояса (в самом глубоком месте чуть ниже груди, т.е. около 1.3 м). В других местах глубина несколько меньше, но дно илистое, и под грузом можно провалиться довольно глубоко. Говорят, что когда ветер со стороны Умбозера довольно сильный то уровень воды в протоке поднимается довольно значительно , "с головкой будет". Переправу натянуть не начем, крупных деревьев и камней по близости нет.

Далее тащим велики метров 400 по берегу озера, и поворачиваем на тропу, налево. До следующего брода 8 км. Этот участок изобилует камнями и болотами. Движемся очень медленно. Едем по лесу, преодолевая множество мелких ручьёв. Дорога петляет и скачет по взгоркам с короткими, метров по 15-20, крутыми (5-6%) спусками и подъёмами.

Брод через р. Сура (на карте это брод 3). Ширина реки в этом месте метров 30-40, течение сильное, дно каменистое. Вода невысокая, поэтому можно перейти по камням в сапогах не замочив ног. Вообще глубина реки местами до пояса. Берём реку вброд.

Далее дорога идёт по высокому сосновому лесу с небольшим набором высоты, можно ехать. Местами встречаются таблички "СТОЙ! ПРОХОД ЗАКРЫТ". (как выяснилось позже, мы проехали по полигону для испытания и уничтожения взрывчатых веществ. Полигон, по-видимому, не действующий, т.к. по нему все ездят). Дорога петляет по лесу. Развилка, едем налево. Слева и справа небольшие озёра, переезжаем небольшой деревянный настил (гать). Слева от дороги склады ВВ (взрывчатых веществ), возле их ворот выезжаем на асфальт. Метров через 200 дорога начинает круто лезть вверх, а ещё метров через 500 кончается асфальт, дальше поднимаемся по щебёнке.

Железнодорожный переезд, за ним снова пошёл асфальт. Метрах в 800-х за переездом выходим на магистраль, подъём длился до самой магистрали.

От выезда на магистраль до Ревды 7 км по столбам, дорога идёт с понижением.

Ревда. Закупаем хлеб в ближайшем магазине (сразу на въезде в город справа от дороги, во дворе между многоэтажных домов. Магазин работает с 9.00 до 21.00). Движемся дальше до пересечения с главной дорогой, здесь налево. Отсюда до поворота на Оленегорск 7 км.

На 5 км от Ревды крутой затяжной спуск. Не доезжая 1 км до поворота на Оленегорск, встаём на ночёвку слева от дороги перед мостом. Место плохое, вода в ручье грязная. Начался дождь, похолодало.

 

20.08.91 14 ДЕНЬ

С утра идёт дождь, пусть теперь идёт, мы уже вырвались на асфальт. Температура около +12 С. Сильный северо-западный ветер.

Через 1 км от стоянки выходим к повороту на Оленегорск, отсюда до его 62 км. Ведём отсчёт километража в обратном порядке. Дорога идёт лесом.

40-й км - Досюда дорога в общем ровная, хороший асфальт. Далее сплошное чередование спусков и подъёмов. Наиболее крупные из них на 36, 25, 13 километрах от Оленегорска, до 1.5 км и крутизной около 5-6%. На 25 км мост через крупную протоку.

7 км - Развилка, направо в Оленегорск, прямо к магистрали Мурманск - Ленинград.

0 км - Выход на магистраль довольно запутанный, через сложный перекресток. Повернув направо, движемся в сторону Мурманска. Идёт дождь. Дорога не слишком широкая. По столбам от поворота до Мурманска 104 км. (Отсчёт километража дается обратный.)

96 км - Проезжаем по берегу озера Пермусозеро, оно справа от нас. До 84 км дорога довольно ровная, без особых перепадов высоты. Далее рельеф становится тем более изрезанный, чем ближе к Мурманску. Движение не очень насыщенное. Дорога скачет по сопкам.

82 км - Крутой подъём. Слева от дороги ст. Лапландия.

69 км - Слева Тайбола.

Дождь наконец то кончился, и можно снять накидки. Крутизна подъёмов и спусков достигает 8%, протяжённость 1.5 км.

51 км - Встаём на ночёвку справа от дороги, на берегу озера, место не очень удачное, открытое, метрах в 300-х дорога.

 

21.08.91 15 ДЕНЬ

За ночь небо расчистилось. Солнечно, температура около +17 С. Выбираемся на дорогу.

46 км - р. Кица, кажется неплохое место для стоянки. Река широкая, по берегам лес. Оставшийся участок не заслуживает подробного описания, он представляет собой асфальтовое шоссе пересекающее сопки и состоит из постоянных подъёмов и спусков крутизной по 8%, протяжённостью 1-2 км. Местами вдоль дороги лес, но нет воды, а следовательно и хороших мест для стоянки. Довольно часто стали встречаться, чуть в стороне от дороги, посёлки: Пушное, Кильдинстрой и др.

17 км - Встаём справа от дороги в лесу, здесь есть небольшой ручей. Решаем съездить на разведку, кажется впереди километрах в 6 начинаются окраины Мурманска.

Оказалось даже ближе, проехав 3 км, видим табличку Мурманск и за ней в 300-х метрах, на перекрёстке, налево въезд на окраины города.

Отсюда ещё около 10 км по городу до железнодорожного вокзала. (Можно добраться до вокзала более удобным путём, проехав по магистрали дальше и свернув с неё несколько позже чем мы. См. карту города.)

Проехали по городу, так его можно лучше осмотреть. Сдаём велики в камеру хранения на вокзале, даём телеграмму. Остаётся время на осмотр и разграбление города. Сходили к "Алёше", памятнику защитникам Заполярья. Памятник находится на вершине сопки, отсюда просматривается весь город.

ПОХОД ОКОНЧЕН! ВСЕ ДОВОЛЬНЫ, НАСТРОЕНИЕ ОТЛИЧНОЕ!

 

ИТОГИ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ

Разумеется, основным итогом похода является то, что поход пройден согласно основного заявленного варианта, в сроки, и даже все живы и довольны.

Делая выводы, надо отметить, что нам несомненно повезло с погодой. На протяжении всех 15 дней температура воздуха была около +15 - +20 С, дожди были редки, стояла ясная тёплая погода. Сильных встречных ветров почти не наблюдалось. Вода в реках была невысокой, что значительно облегчило переправы. Всё это, безусловно, способствовало благополучному прохождению маршрута. Обычно же в это время года уже часто идут дожди и температура воздуха около +12 - +17 С. Поэтому на наш взгляд стоит серьёзно готовиться к плохим погодным условиям.

Группе очень понравились места по которым проходил маршрут похода. Наиболее интересны участки Кандалакша - пос. Октябрьский и ст. Хибины - пос. Ревда, они же являются наиболее сложными технически. На участке р.Умба - пос. Вост. Мунозеро - пос. Октябрьский у группы были серьёзные затруднения с ориентированием, что объясняется отсутствием карт этого участка (если не считать Атласа Автомобильных дорог), малонаселённостью местности и большим количеством развилок. Как показала практика, во всех случаях ошибок в выборе дороги, надо было ехать по левой дороге, а группа постоянно забирала вправо. На участке ст. Хибины - пос. Ревда таких ошибок не было благодаря подробной карте (километровке). И хотя в двух местах она нас всё же подвела, это не имело серьёзных последствий.

Наиболее сложными препятствиями стали для нас пер. Рамзая и участок за пер. Умбозёрским до пер. Намуайв включительно. Это объясняется почти полным отсутствием дороги на этих участках, мы вынуждены были нести рюкзаки на плечах, а местами и велосипеды. Участок пер. Умбозёрский - пер. Намуайв конечно интересен, но совершенно не велосипедный. Наверное стоит выходить к Умбозеру каким-нибудь другим путём. Более подробное описание этих участков приведено в техописании.

Говоря о природе Заполярья хочется сказать о её своеобразной красоте. Трудно объяснить в чём она заключается. Леса здесь в основном невысокие, а ближе к Мурманску всё чаще попадаются тундра и сопки имеющие совершенно особенную красоту, прекрасно сочетающуюся с северным простором. На всём пути нам встречалось огромное количество озёр с чистейшей холодной водой. Леса богаты зверем. Белки сопровождали нас всю дорогу, встречались куропатки, а у пос. Ингозеро прямо по дороге шли медвежьи следы (если мы конечно не ошиблись). С ягодой нам везло меньше, она конечно была, но не в таком количестве как мы ожидали. Тем не менее мы наелись морошки (имеющей очень своеобразный вкус), черники, голубики, а так же имеющейся везде и в огромном количестве водяники (эта чёрная ягода, немного похожая на чернику, нравилась не всем). С грибами повезло больше, в наиболее глухих местах было полно подосиновиков и подберёзовиков, попадались белые. Иногда можно было собирать грибы во время движения, т.к. они местами росли прямо на обочине дороги, в колее, или возле тропы.

Довольно интересным явлением был для нас полярный день. Ночь заменяли плотные сумерки, так, что до 22 - 23 часов было довольно светло, а в 2 - 3 часа уже достаточно светло. На удивление мало было комаров, однако баллон с реппелентом местами был очень кстати. В целом на протяжении всего похода у группы не возникало проблем с водой, дровами, и местом для палатки. В наиболее крупных населённых пунктах и городах мы без особых проблем купили хлеб, рыбопродукты. В целом же выбор продуктов небогатый, многие из них по талонам или по кооперативной цене.

Очень удачным оказалось окончание маршрута в Мурманске, т.к. это позволило осмотреть город и облегчило отъезд (не было проблем с билетами, времени для посадки достаточно).

В заключении хочется пожелать удачи тем, кто захочет пройти по Кольскому полуострову. Там есть что посмотреть! Счастливо!

К оглавлению

ТАБЛИЦА ПЕРЕВАЛОВ

Название

Высота

Протяженность

Покрытие

Примечание

1

Кандалакшский подъем

300*

Подъем - 3 км (со стороны Кандалакши). 10 км – общая протяженность. Асфальт. Перевалом не считается, но довольно крут, и при определенных обстоятельствах является серьезным препятствием. Со стороны Кандалакши 8% подъем протяженностью 3 км. Спуск около 7 км, первые 3 км с крутизной 6%, далее более пологий.

2

Рамзая

650

Около 15 км, подъем 8 км. Грунтовка, тропа, камни. Со стороны ст. Хибины грунтовка петляет по ущелью до самого перевала. Местами можно ехать, встречаются крутые подъёмы по 100 - 300 м. Заключительный участок подъема около 1.5 км, пешеходный. Спуск - см. отчёт.

3

Кукисвум

500

Около 15 км, подъём 7 км (спуск ощущался до базы КСС). Грунтовка Перевал выражен крайне слабо, для прохождения не сложен.

4

Умбозёрский

480

10 км, подъём 6 км. Грунтовка, тропа, камни. Подъём не сложен, ехать тяжело, но местами можно. Крутизна около 6%. За перевалом тропа теряется, начинаются каменные россыпи.

5

Намуайв

500*

8 км, подъём со стороны р. Майвальтай около 5 км, спуск короче и круче. Камни, покрытые лишайником, грунтовка. В преодолении легче, чем соседний п. Суолуайв. Со стороны р. Майвальтайок каменистая дорога переходит в поросшие лишайником каменистые склоны, ближе к седловине переход в каменистые россыпи. С другой стороны перевала 900 м по камням до выхода на грунтовку спускающуюся к реке Кальйок.

* - точных данных о высоте нет, высота предположительная.

 

ТОПОНИМИКА КОЛЬСКОГО ПОЛУОСТРОВА

К оглавлению

В техническом описании встречаются географические названия рек, долин, гор, и др. Чаще всего это местные названия. Они состоят из сочетания саамских и поморских слов. Обычно первое слово - чистое название, например по сходству с каким-либо животным, рыбой и т. д., а второе - определение названного объекта - слово "гора" или "река".

Например "варенч"(саамское) или "-варака" (поморское), приставленные к названию, означают лесистый холм.

-"пахк" (уменьшительное "пахконч") - гора с округлой вершиной.

-"чорр" - горный массив с плоской вершиной

-"чокк" - горный пик

-"уайв" (или "уайвенч") - отдельно стоящая округлая гора

-"йок" - река

-"уай" - ручей

-"вум" - долина

-"корч" -сквозное ущелье в горах

-"корр" - ущелье с замкнутой вершиной на склоне горы

-"нюн" - отрог в горах

-"явр" - озеро

-"суол" - остров

-"ламбина" - проточное озеро (поморское)

-"лухт" - залив

-"нярк" - мыс

-"лаг" - пологий участок горы

-"няльм" - рот,устье

Некоторые саамские и поморские слова:

"кукис" - длинная

"куйва" - истукан

"пувр" - загон для скота

"котти" - штаны

"лемм" - загон для оленей

"намм" - бархат, шкурка на рогах оленей

"керк" - часть оленьей упряжи

"эбру" -дождь

С учётом выше сказанного, ряд географических названий переводятся следующим образом:

Поачйок - Оленья река

Кукисйок - Длинная река

Путелличорр - хребет Пришельца

Маннепахк - Яичная гора

Часначорр - Горный Массив Дятла

Партомчорр - горный массив Хороших Кормов

Рисчорр - горный массив Кустарниковый

Расвумчорр - горный массив Травянистый

Ловчорр - Крепкая Гора

Каскаснюнйок - Можевельниковый ручей

Майвальтойок - р.Бобровых Владений

Рыпнецк - Куропачий перевал

Юмъекорр - Ущелье Мертвых (связанно с преданием о гибели шведов напавших на саами в конце 16 века)

Палгасвуйчорр - Гора Охотничей Тропы

ущелье Рамзая (пер. Рамзая) - назван в честь финского геолога Рамзая исследователя Хибин.

пер. Петрелиуса - назван в честь первого картографа Хибин, участника экспедиции Рамзая.

массив Алуайв - Высокий

Ангвундасчорр - Гора с Песчанным Склоном

Сенгисчорр - тонкий

Чивруай - Галечникова река

Каркасурта - Воронова гряда

Вавнйок - р.Светлая

Куамдеспахк - гора Шаманского Бубна

Чинглусуай - Глубокий Ручей

Куфтуай - Змеиный Ручей

Эбручорр - Дождевой хребет

Чингльсъявр - оз.Глубокое

Тулпъявр - оз.Плоское

Кензисъявр - озеро Узкое

Луявр - Ловозеро

Сеявр - Ефимозеро

Лухтйок - р.Сергевань

Сейтервум - Моховая долина

Суэньлаг - Травянистая долина

хребет Монче - Красивые горы

Ниттис тундра - (от слова нийтес - девушка)

Ущелье Вайкис - Сквозное

Кымдыкорр - Шумящее ущелье

Кийуайвенч - (от слова кий - след зверя)

Оформление Исаков Л.В.





http://www.hotelnews.ru/
Hosted by uCoz