ТУРИСТСКО-СПОРТИВНЫЙ СОЮЗ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
КОМИТЕТ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ, СПОРТУ И ТУРИЗМУ
ОТЧЕТ
О ТУРИСТСКОМ ВЕЛОСИПЕДНОМ ПОХОДЕ ТРЕТЬЕЙ КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ ПО ПРИМОРСКОМУ И ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ
1. ПАСПОРТ ПОХОДА
Адрес Крайспорткомитета: 680000 г.Хабаровск ул. Муревьева-Амурского 32. тел. 32-11-75
Вид туризма |
Категория сложности похода |
Протяженность активной части, нитка маршрута |
Продолжительность |
Сроки проведения |
|
Общая |
Ходовые дни |
||||
велосипедный |
третья |
Находка - Слинкино - Медвежий Кут - Новомихайловка - Каменка - Самарка - Ариадное - Ракитное - Дальнереченск - Лучегорск - Бикин - Лермонтовка - Вяземский - Переясловка - Корфовский - Хабаровск |
11 |
9 |
28 апреля - 8 мая 2002 года |
Вид препятствия |
Категория сложности |
Длина препятствия |
Характеристика препятствия |
Метод прохождения |
Броды через р. Партизанская и р.Медведка |
1А |
16шт. на 30км |
Ширина речек более 20м, скорость течения выше средней (до 2м/с) |
Маневрирование группы относительно основного направления при броде |
Перевал “Медвежий Кут” |
Подъем 15.5км с углом наклона 15-210, спуск 12.5км с углом наклона 210 |
850 м над уровнем моря, грейдер |
Подъем на пониженной передачи, спуск на тормозах |
|
Сильно-пересеченная местность |
2-3 перевала “качели” на 15км |
Преодоление с использованием различных передачами скоростей |
||
Гравийная дорога |
365км |
Преодоление со скоростью 12-15км/ч |
||
Снежный участок |
500м |
Снежный покров глубиной 10-25см |
Продвижение на пониженной передачи |
|
Перевал “Орел ” |
Н/к |
крутой подъем 210 наклона 2.5км |
200м над уровнем моря, грейдер |
Преодоление с использованием системы передач |
Перевал “Ариадный ” |
н/к |
пологий наклон 150 - 15км резкий наклон подъема 3.5км |
400м над уровнем моря, грейдер |
Преодоление с использованием системы передач |
Перевал “Бикинский” |
Н/к |
Пологий подъем 20км |
Асфальт,220м над уровнем моря |
Преодоление с использованием системы передач |
Перевал “Котиковский” |
Н/к |
Крутой подъем 210 серпантином -13.5км, крутой спуск 210 серпентином - 12км |
150м над уровнем моря, асфальт |
Преодоление с использованием системы передач |
№ п/п |
ФИО |
Год/ род |
Место работы |
Дом/адрес |
Обязанность в группе |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1 |
Леонтьева |
1983 |
Студент ХГТУ |
680000 Хабаровск, ул. Уборевича, 80-80 |
руководитель |
2 |
Мельников |
1934 |
Доцент ХГТУ |
680000 Хабаровск, ул. Л. Толстого, 36-15 |
зам/руководителя |
3 |
Исаев |
1950 |
Гл. специалист МЧС |
680000 Хабаровск, ул. Калараша, 56-26 |
медик |
4 |
Леонтьев |
1960 |
Начальник отдела по теплоснабжению |
680000 Хабаровск, ул.Уборевича, 80-89 |
завхоз |
5 |
Балан |
1981 |
Студент ХГТУ |
694820 Камчатка г. Елизово, ул. Пушкина, 6-62 |
помощник завхоза |
6 |
Лысак |
1939 |
Доцент ХГТУ |
680000 Хабаровск ул. Бондаря, 25-10 |
комендант по лагерю |
7 |
Зубов |
1982 |
Студент ХГТУ |
692953 Приморский край, п. Ливадия, ул. Заречная, 4-64 |
механик |
8 |
Макаренко |
1967 |
инженер |
680000 Хабаровск, ул. Некрасова, 55-6 |
помощник механика |
9 |
Филимонов |
1968 |
военнослужащий |
Хабаровский край, п. Князе-Волконское-1, ДОС 36-13 |
летописец |
10 |
Марченко |
1954 |
Специалист по работе с молодежью |
Николаевск-на-Амуре, ул. Школьная, 213-13 |
фотограф |
2. ОПИСАНИЕ ПОХОДА
2.1 Идея похода и его особенности.
Сведения общегеографического характера.
Велопоход проходил в начале мая, в межсезонье, когда погода стоит нежаркая, есть возможность попасть под снег или дождь. Велика вероятность быть укушенным энцифалитным клещем.
Вообще май - отличный сезон для велотуриста. Этому периоду времени характерны: ср/температура +5С0, макс/температура +21 С0, мин/температура -5 С0.
Преобладающий ветер южный. Максимальный набор высот на протяжение всего маршрута - 4000 м . Продолжительность светового дня с 7 часов утра до 20 часа вечера, т.е. 13 часов.
Движение происходит сначала по асфальту (Находка - Слинкино) (110км), затем по строящейся дороге Находка-Хабаровск (Слинкино - Ариадное) (330км), далее дороги по БАМу - нет, поэтому приходиться выходить на Владивостокское шоссе (Ариадное - Дальнереченск - Бикин - Хабаровск) (450км). Участок Слинкино - Ариадное самый сложный, но и самый живописный участок на этом маршруте. Это 16 бродов через горные реки Партизанская и Медведка, перевал Медвежий Кут (850м) и водораздел р. Встречный и р. Падь Большая Пожига (710м) и почти нетронутая человеком уссурийская тайга. К тому же в связи с плохой размытой дорогой здесь вообще нет людей, т. е. полная автономия и оторванность от цивилизации.
Запасной вариант на случай чрезвычайных происшествий: воспользоваться услугами автомашин. Проблемы поиска ночлега нет. По маршруту встречаются очень живописные места для ночевок. Нет проблем и с покупкой продуктов питания, с почтой, со связью.
Вода в реках и придорожных ручьях пригодна для питья.
Маршрут проложен по пересеченной местности от нулевого уровня высоты в Находке до г. Хабаровска (50 м над уровнем моря), несколько перевалов и качели на протяжении всего маршрута.
2.3 Подготовка к походу. До выхода на маршрут группа проделала несколько личных контрольных выездов и два общих выезда всей группой, целью которых были проверка физической формы участников команды. До начала похода был проведен тщательный осмотр велосипедов, багажников, тех/состояние вело рюкзаков.
Со всеми населенными пунктами, которые планировалось посетить, была наложена связь.
2.4 Запланированный график движения
ДНИ ПУТИ |
ДАТА |
УЧАСТОК МАРШРУТА |
РАССТОЯНИЕ В КМ |
1 |
30.04 |
Находка - Слинкино |
110 |
2 |
1.05 |
М/н - Новомихайловка |
110 |
3 |
2.05 |
М/н - Ариадное |
110 |
4 |
3.05 |
Дневка |
0 |
5 |
4.05 |
М/н - Дальнереченск |
120 |
6 |
5.05 |
М/н - Бикин |
125 |
7 |
6.05 |
М/н - Вяземский |
100 |
8 |
7.05 |
М/н - Корфовский |
100 |
9 |
8.05 |
М/н - Хабаровск |
40 |
2.5 Фактический график движения в походе
Ходовой день |
дата |
Участки маршрута |
Расс-ние, км |
МаксV (км/ч) |
Сред/V (км/ч) |
Время пути(ч) |
|
1 |
30.04 |
Находка - р. Орел - р. Сергеевка |
87 |
38 |
17 |
5,03 |
|
2 |
1.05 |
М/н - р.Медведка -Медвежий Кут |
67,18 |
34 |
12,0 |
5,35 |
|
3 |
2.05 |
М/н - р.Уссури (Новомихайловка) |
91,47 |
59,5 |
16,5 |
5,31 |
|
4 |
3.05 |
М/н - Пожига |
116,75 |
50 |
17,2 |
6,45 |
|
5 |
4.05 |
М/н - Дальнереченск |
118,4 |
31,5 |
17,8 |
6,51 |
|
6 |
5.05 |
М/н - Бикин |
154,15 |
42,0 |
18,8 |
5,00 |
|
7 |
6.05 |
М/н - Вяземский |
104,03 |
53,5 |
17,4 |
5,56 |
|
8 |
7.05 |
М/н - Корфовский |
116,85 |
33,4 |
19,4 |
5,43 |
|
9 |
8.05 |
М/н - Хабаровск |
44,17 |
41 |
17,6 |
2,29 |
2.6 Техническое описание похода
29 апреля 2002
В 12-20 прибыли в Находку. Нас встретили представители из спорткомитета и администрации города. Разместились в гостинице.
В 14-00 собрали велосипеды и выехали в п. Вренгель. Дорога отличного качества. Перевал между п. Врангель и Находкой
∆70 м. Дорога - постоянные “качели”. За 1-15 пройдено лишь 23 км. Посетили базу и музей Ф. Конюхова, музей велотуризма имени Г. Травина, основанный Павлом Конюховым, который нас очень хорошо принял, рассказал о своих планах на будущее, а мы поделились - своими.Возвращались по дождю. Погода на побережье очень не предсказуема, утром - солнце, вечером - ливень. К этому надо быть постоянно готовым в Приморье. Хотя с другой стороны, дождь в начале похода - хорошая примета. Значит, поход пройдет нормально.
В 20-00 были уже в Находке. Вернулись намного быстрее.
Итог дня 48 км
30 апреля 2002 (1 день похода)
7-00 - подъем.
9-00- возложение цветов к мемориалу “Вечный огонь” Великой Отечественной войны.
10-15 выезд на маршрут в Хабаровск. Погода - отличная, настроение соответственное.
Привал в Золотой Долине. Перекус и первая поломка - прокол камеры. “Качели”, “качели”, “качели”. t =160C. После З. Долины начался подъем на перевал
∆110 м.До 51 км местность холмистая, много деревень, т.е. проблем с продуктами не будет. Относительные подъемы 25-50 м. Дорога сложная. С 51 км подъем на перевал
∆200м “Орел”. В 14-15 заслуженный обед на реке Орел.(57 км)15-50 Выезд на маршрут. Движение осложнено встречным движением, т.к. местность открытая, то направление ветра очень существенно. Постоянно идет набор высоты. Ночевка на уровне
∆270 м у реки Сергеевка возле моста. Весь этот день нас сопровождал велотурист - сподвижник Павла Конюхова Иван Горохов из п. Врангель.За плечами - первые 87 км.
1 мая (2 день похода.)
7-00 подъем. Настроение праздничное, пора и поработать в честь праздника весны и труда. t = - 10C (ночью)
9-00 начало движения. Сразу за мостом асфальт закончился (1 км). Дорога в двух местах расходится на 2 равнозначные, поэтому чтобы избежать потерь участников - нужно 1) объяснить дорогу всем участникам велопробега, или 2) держаться всем вместе, или 3) оставлять какой-то памятный знак на повороте. Поломки продолжают преследовать нас. на гравийной дороге шансы поломок возрастают, поэтому каждый вечер осматриваем техническое состояние велосипедов.
12-15 после п.Слинкино начались броды через р. Партизанская.
Дорога ведет на перевал “Медвежий Кут”, являющийся водоразделом реки Партизанская и реки Медведка. Далее - череда бродов, на которых много теряем времени, т.к. разуваемся, переносим велосипед, стараясь не поскользнуться на камнях и не замочить у велосипеда переключатель, цепь и велорюкзак с вещами. Речка горная, кое-где на берегу до конца не сошел лед.
Постоянно идет набор высоты. В 13-00 высота относительно моря 350 м.
Глубина брода зависит от времени года, от снежности прошлой зимы. 4 брода - вода достигала 50 м. Опять поломка - прокол камеры. Вынужденная преждевременная остановка на обед. Высота = 410м. Преодолено 5 бродов и 38 км 500 м.
15-15 продолжаем подъем на перевал. Едем по настоящей лесной дороге. Здесь нет машин, здесь нет людей. Только - мы и природа. Кругом тайга. К дороге подступили хвойные деревья. Серьезная поломка - трещина в раме. При таких обстоятельствах движение на велосипеде невозможно и опасно. Но в походных условиях ее можно устранить путем накладывания бандажа из гаечных ключей (фиксация, жесткость) и закрепления их резиной. Поломка удачно устранена.
Броды идут один за одним. С каждым разом мельчают, т.к. дорога поднимается на перевал. Поэтому 12-16 броды проезжали на велосипеде. На 48 км от р. Сергеевка начинается настоящий перевал крутой подъем можно лишь войти пешком в него. Дорога идет серпантином с поворотом на 1800.
17-45 - первый участник на перевале. УРА!!! Перевал покорен
∆850 м (51 км).Небо на перевале удивительно голубое. Воздух чист и прозрачен. Проверили тормоза, начали спуск.
19-45 остановились на ночлег за 10 км до деревни Медвежий Кут. (Медвежий Угол пер. с украинского). Итог дня 67 км. Это был самый сложный, но самый запаминающийся и красивый участок.
2 мая 2002 (3 день похода).
7-00 подъем. Холодная ночевка. Ночью до t = - 70C. На лужах тонкая корка льда.
9-00 выезд на маршрут.
10-23 Высота=350м, 10 км от деревни Медвежий Кут места ночевки. От этого населенного пункта едем по заброшенной авто-трассе федерального значения. Гравий очень хорошего качества. Недостроенные мосты.
11-26 (22км) пересекли р. Уссури и въехали в Верхнюю Бреевку. Обстановка здесь такая же как и во многих населенных пунктах Приморского края. Безработица. Жителям приходится заниматься сбором дикоросов.
13-30(44км) встали на обед возле реки Уссури под мостом. Очень жарко t = + 250C. Нужно иметь хорошую защиту от солнца, т.к. солнечная активность повышенная. Охлаждаем разгоряченные тела в реке.
15-30 выехали на маршрут. Небольшой попутный ветер. Перед Новомихайловкой перевал
∆100м. В каждом населенном пункте лежит асфальт, а за пределами - снова гравий. Весь день дорога проходила по холмистой местности, изобиловала подъемами и спусками.19-00 встали на ночевку.
Итого - 91 км (31км по гравию, 60км по асфальту).
3 мая 2002 (4день похода)
7-00 Подъем.
8-50 Выезд. Поломка одна за другой - быстро устраняются, но тратится время. Это нужно учитывать при расчете графика движения. 10-40 асфальт заканчивается, поворот на Самарку - снова гравий. Местность унылая, ничем не примечательная, видов нет, одни поля и сельские угодья, широкая долина реки Уссури. 27 км после поворота на Самарку начинается холмистая местность, изобилующая подъемами и спусками.
От Самарки 2 км начинается
∆160 м - очень затяжной подъем. Дорога уходит в горы с постоянным набором высоты. Дорога живописная, лесная, тайга (кедр, ель, береза).Проехали ходом Лесогорье - красивая деревенька, затерявшаяся среди таежных сопок. Не едем, а “плывем” среди бескрайних просторов тайги. Поднялись на перевал
∆390 м - в 10км от Пожиги.19-30 Встали на ночевку (до Пожига 3 км) на прекрасной огромной поляне. Итог дня 121 км. t = +200C (солнце очень активное)
4 мая (5 день похода.)
9-00 выезд. Утром идет дождь. Едем по долине р.Малиновка. Рельеф равнинный.
12-10 с.Малиновка
14-20 с.Ракитное (73км), остановка на обед.
Аварийный день. Завал на дороге. Один участник ушиб руку, помят горный велосипед, погнута рама “Туриста”, поломка багажника, 3 прокола на 1 км у фотографа( из-за недоброкачественного покрытия дороги)
16-30 Выехали на маршрут. Мимо прошла гроза, ураганный встречный ветер затрудняет движение. Между Ракитным и Новотроицким 2 перевала
∆40 м и ∆70 м. С трудностями добрались до Дальнереченска.Итог дня 124км.
5 мая 2002 (6 день похода)
Пасха.
Теперь наш маршрут лежит по асфальтированной Владивостокской трассе.
8-30 Выехали праздничной колонной в город для возложения цветов к памятнику Великой Отечественной Войны.
9-40 Выезд на трассу. Сильный боковой ветер. t = +120C. В 30 км от Дальнереченска местность становится холмистой. Крутые подъемы и спуски
∆50 м и ∆80 м.15-30 встали на обед(95км). От Лучегорска в 25 км Бикинский перевал
∆150м . Мы въехали на территорию Хабаровского края. В 1 км от Бикина ∆70 м. УРА!!! Долгожданный Бикин. Итог дня 147 км6 мая 2002 (7 день похода.)
7-00 Подъем.
10-40 Выезд за город. Берем 2 перевала
∆50 м и ∆80 м. У всей группы летят спицы. ∆100 м - перевал в 40 км от Вяземского.16-30 Взят Котиковский перевал
∆100 м в 20 км от Вяземского.17- 38 прибыли в Вяземский. Дружеская встреча с общественностью города на центральной площади. Дорога - сплошные “качели”. Итог дня 105 км.
7 мая 2002 (8 день похода.)
9 -00 начало движения. Погода отличная, настроение предпраздничное, с каждым км все ближе к дому.
12-45 (65км с утра) доехали до Переясловки. Обед.
15-00 выехали на маршрут.
17-45 остановились на ночлег. От Вяземского до Переясловки дорога равнинная, дорожное покрытия отличное. От Переясловки до Корфовского есть небольшой перевальчик. Итого 103км.
8 мая (9 день похода.)
8-25 выезд на трассу.
Небольшие перевальчики, дорога идет волнами с затяжными спусками.
11-00 ФИНИШ!!! - на площади Славы.
Итог дня - 41 км
ИТОГИ ПОХОДА. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
1 Поход послужил хорошей школой для новичков и опытных туристов. Не один раз убеждались, что многое зависит от сплоченности коллектива, помощи товарища.
2 Рекомендуемые сроки проведения вело похода: 25.04-15.05.
3 Обязательными приборами стали велокомпьютер и высотомер.
4 Запас продовольствия можно пополнять по ходу следования.
5 Рекомендуется взять с собой болотники, так как на участке Слинкино - Медвежий Кут все мосты размыты и приходиться реки переходить в брод. В майские праздники на берегах еще лежит лед.
6 Также иметь в виду, что в это время года солнце обладает большой активностью, поэтому требуются дополнительные средства защиты от солнечного удара и термических ожогов. Лучше всего использовать легкую одежду с длинными рукавами и штанами.
7 Главная опасность на маршруте - это период активности энцифалитного клеща. В поход можно идти только при условии наличия прививки. На протяжении всего похода при нахождении в лесу проводить осмотр каждого члена группы.
Хочется добавить, что в походе можно испытать себя, узнать и воочию увидеть много интересного о крае, в котором ты живешь. Мы делили радости и трудности, справлялись с проблемами каждого все вместе. Здесь не имеет значения твоя должность, профессия. Главным становишься сам ты, твои личные качества.
Велосипед - прекрасное средство для путешествий. На нем мы преодолели перевалы, броды, бездорожье, уссурийские таежные дебри. А преодоление и достижение поставленной цели - это радость!
Так что путешествуйте на велосипеде, расширяйте свой кругозор, ходите в походы! Это занятие не для слабых духом и телом!
ТЕХНИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ВЕЛОСИПЕДОВ
Велосипеды участников вело похода представлены различными моделями: “Турист”, горные, японские модели. Все велосипеды оборудованы специальными вело рюкзаками с креплением на стандартном заднем багажнике, два велосипеда были оборудованы передними рюкзаками, это удобно, но в этом походе необязательно. Опыт путешествия позволяет отметить следующее:
1 Велосипед “Турист” можно использовать в таком походе, но, т.к. модель такого велосипеда устарела, то лучше переходить на современные модели. Хорошо себя показали горные модели велосипеды. Они мобильны, легки, практичны и главное прочны.
2 На первой половине пути по грунту хорошо зарекомендовал себя горный велосипед, как более устойчивая модель на дороге, более практичная в условиях бездорожья и мобильная в переходе бродов через горные речки.
3 За весь маршрут имели место незначительные неполадки, которые были устранены собственными силами:
поломка спиц на заднем, переднем колесе,
прокол камеры - 3 раза,
поломка багажника - 2 раза,
“ восьмерка” на колесе - 2 раза,
ремонт покрышки - 1 раз,
ремонт рамы - 1 раз,
замена трещетки - 1 раз,
замена звеньев цепи - 5 раз.
В текущем порядке производились подтяжка спиц, клиньев шатунов, регулировка тормозов, смазка жидким маслом подшипников колес, цепи, подкачивание камер.