Турклуб ''Радуга '' НИИГРП
ОТЧЕТ
о
велотуристском походе
совершенном
с 26 июня по 3 июля 1988 г.
Маршрутная книжка N 17/5
Руководитель группы: Синицин
Н.В.
Отчет
содержит описание велосипедного туристского похода ВТОРОЙ категории сложности
по Центру Европейской Части СССР по маршруту: Заволжск - Кострома - Плес -
Приволжск - Иваново - Палех - Мстера - Суздаль - Владимир.
Протяженность
маршрута 513 км.
Продолжительность
похода 8 дней с 26 июня по 3 июля 1988
года.
Маршрутные
документы за N 17/5 выдала МКК
Рязанской Областной Федерации туризма 154-00-4335200 22 июня 1988 года.
Поезд
Москва - Кинешма доставляет группу на свою конечную станцию утром. На сборку
велосипедов и переправу в пункт начала маршрута - Заволжск уходит пол-дня.
Между Кинешмой и Заволжском каждые час-два ходит катер. От берега дорога круто
уходит вверх. На всем протяжении участка Заволжск - Островское (42 км)
асфальтированное покрытие сменяется щебенкой и каменкой. Наиболее приличные
участки сразу за Заволжском и ближе к Островскому. Заволжск переходит в
Бредихино. Затем за Зубцово (7 км) на небольшой речушке Порныш деревня Комарово
(11 км). Границу Ивановской и Костромской областей пересекаем где-то на 17 км.
Вслед за этим резкое ухудшение дороги. Особенно плохое состояние покрытия на
спусках| крупный щебень не позволяет набрать скорость.
Местность
холмистая. Километра через 4 будет поворот на Щелыково - музей - усадьбу А.Н.
Островского. До самой усадьбы примерно 2 км по живописным русским местам: между
холмами, покрытыми лесом, река, пруд. Примерно 1 км от поворота на Щелыково -
река Сендега. Еще через 12 км - река Мера, на которой очень удобные места для
стоянок. Таких удобных мест для ночлега, как на участке Заволжск - Островское
(42 км), практически не было до самой Костромы.
Островское
- родина А. Клементьева - стоит на оживленной трассе Кострома - Горький с
прекрасным покрытием. Местность становится ровнее. Хвойные и лиственные леса
чередуются с полями. До Судиславля (77 км) населенных пунктов немного.
Между
Судиславлем и Костромой (130 км) всего одна небольшая речка Меза, протекающая в
населенном пункте. Вторую ночевку мы делали на границе Судиславльского и
Костромского районов (примерно 20 км от Костромы), слева от трассы. Около леса
в поле протекает ручей.
Кострома
- город многочисленных достопримечательностей. Главная - Ипатьевский монастырь.
Путь от Костромы до Плеса был проделан, как и планировалось, на
"Ракете" по Волге. В Плесе можно найти неплохие места для ночлега на
берегу Волги. В городе непременно надо посетить дом - музей И.И. Левитана.
Дорога
от Плеса до Приволжска (149 км) сначала круто идет вверх. Затем перед глазами
встает Среднерусская равнина. Луга и поля кое-где уступают место лесам и
посадкам. Холмы небольшие, но идут постоянно.
После
Приволжска выезжаем на современную автостраду Кострома – Иваново (197 км). Леса
появляются вновь только после Фурманова, лежащего между Приволжском и Ивановым.
В лесах хорошие места для стоянок. Через 1-2 км после шоссе - деревня Широково,
дорогу пересекает речка Шача. В 10-12 км от Иванова - канал Волга - Уводь. И у
самого Иваново - леса.
Дальнейший
путь лежит через Шую (260 км). Между Ивановым и Шуей движение напряженное.
Населенные пункты сменяют один другой. Затем местность меняется. Поля опять
меняются с лесами и перелесками. Очень удобное место для ночлега сразу за
деревней Пустошь (247 км) у речки слева от дороги в лесу. Километрах в 3-х от
Палеха протекает река Люлех. Здесь можно заночевать.
Палех
- всемирно известный центр лаковой миниатюры. Интересно будет посетить несколько музеев, связанных с
этим народным промыслом. Менее известно, но близко Палеховскому, искусство
Холуя (299 км). Дорога от Палеха идет на юг в направлении Южи. Населенных
пунктов мало| Тименка (266 км), Преображенское (281 км). От Преображенского на
Холуй можно ехать через Юшу. Дорога лучше, но дальше на 10-12 км. Можно
добраться и напрямик по мосту через реку Тереза, село Селищи, а затем вдоль
берега реки. Речка Теза небольшая, но очень живописная. Гидротехнические
сооружения начала 19 века позволили поднять в ней уровень и теперь по ней ходят
катера типа "Заря", "Восход".
Ограниченное
время и отсутствие подробных карт не позволили нам посетить Мстеру - еще один
центр лаковой миниатюры. После Холуя группа поворачивает на запад и через 38 км
по разбитой грунтовой дороге, покрытой местами камнем и щебнем, попадает на
трассу Иваново - Ковров. До Коврова (376 км) дорога, как и в большинстве
случаев в этом походе, проходит лесами. Холмы тянутся постоянно. Речки
встречаются дважды: река Шижегда в 2 км от трассы и река Уводь - в 6 км от
Коврова.
Пробыв
недолго в Коврове, возвращаемся 3 км до деревни Ручей и поворачиваем на
Камешково (405 км). Эта часть пути от Коврова до Суздаля (477 км) характерна
движением малой интненсивности. Дорога практически везде хорошая. В 4 км
недоезжая Суздаля - Кидекша.
Суздаль
- уникальный город - музей. Медленно проезжаем по вечерней центральной улице.
Впечатления непередаваемы. Лучшее из всех известных нам мест для стоянки под
Суздалем - на реке Нерль на пересечении с ивановской трассой слева от дороги в
сосновых посадках. Хорошее место, только река и лес далековато друг от друга.
Мы решили попытать счастья и встать на пересечении окружной дороги с рекой
Каменкой. Но там оказалось хуже.
День
начался с посещения многочисленных памятников архитектуры Суздаля. Мы побывали
в Кремле, музее деревянного зодчества, во всех четырех монастырях, магазине
типа ''Гостинный Двор''.
Участок
Суздаль - Владимир отличается непрерывными затяжными перепадами высот. Асфальт
хороший, дорога широкая, транспортом не перегруженная. Кругом поля и редкие
села. Водоемов и хороших мест для стоянки нет.
Владимир
(513 км). Движение значительное, нужна осторожность. Маршрут заканчиваем на
железнодорожном вокзале.
Оформление: Исаков Л. В.