Отчет о велопоходе

по маршруту:
ст.Талдом - пос.Спас-Угол - пос.Нерль - г.Калязин - д.Леонтьево
пос.Семендяево - д.Сосёнки - г.Углич - пос.Новое село
пос.Большое село - д.Варегово - пос.Никульское - г.Ярославль
ст.Ростов(Ярославский) - Ростовский кремль - пос.Борисоглебский - ст.Ростов
ст.Берендеево - г.Переславль - Плещеево озеро

г.Переславль - ст.Берендеево

в период с 28.04.01 по 3.05.01 (1 мая остановка в Ярославле)

Протяженность: 400 км
Продолжительность: 5 дней
Подьезд: ст.Талдом
Отьезд: ст.Берендеево

участники:

Павел А. Колычев
Олег Н. Бондарев
Алексей В. Кабанов

Техника:

  1. Велосипед ХВЗ "Турист" комплектация родная
  2. Велосипед сборный на базе шоссейной рамы "Carrera"
  3. Велосипед сборный на базе шоссейной рамы Pino, колеса 27", клинчерные обода, навеска Shimano 600, система 51/42 трещетка-барабан ?24/11, интегральные ручки, контактные педали.

Необходимые замечания:
мне крайне понравились верхневолжские места, положительные впечатления и от городов и от дорог, к сожалению дорога в ближайших окресностях нашей столицы редко радует велотуриста - плотный, бестолковый новострой.
Некоторым негостеприимством или загадочностью :) отличается Ярославль (пояснения - 30 мая), что конечно не затеняеет красоту древнерусского, богатого купечского города.
Ростов, Борисоглебск и Переславль конечно же требуют возвращения.

Как мы собирались:
Итак, затея с майским велопоходом всё больше проясняется.

Путь: электричкой до Талдома, далее хотим через
Калязин - Углич - Бол.Село - Тутаев попасть в Ярославль.

В Ярославле присоединяемся к своим (безвелосипедным) для совместных экскурсий по городу, в Толгский монастырь и др. Для этого останавливаемся на две ночи в гостиннице (может быть и на турбазе, но я пока не нашёл ничего подходящего).
Потом за два дня пытаемся доехать до Александрова или Сергиева Посада с ночёвкой в Ростове, на озере Неро. Очень хотелось бы от Ростова в Переславль двигаться не по Ярославскому шоссе, но это займёт не менее 3-х дней.
Возвратиться в Москву могу 4-го вечером, поэтому если всё будет в порядке, докатимся всё-таки от Ярославля до Сергиев Посада.

Даты: отьезд с Савёловского вокзала - раненько 28-го, пребывание в Ярославле - с вечера 30-го по утро 2-го, возвращение в Москву - или 3-го или 4-го вечером.

Участники: пока я и Кабанов
присоединился и Паша на "Туристе", отьезд перенесли на 28-ое, электричка 6.18 до Талдома

Самое главное: мне интересно прикоснуться к почтенной древности - дороги, монастыри и храмы, города и деревни, поэтому насколько позволят обстоятельства попытаемся продвигаться по памятным местам.

 Ссылки:

  1. Скромное обаяние приволжских городов, Игорь Скворцов
  2. Золотое кольцо, А.Ю.Зиборов

из истории:
День первый - 28 апреля. L=104км,t=6ч,Vср=17.3км/ч

8.30 выезд из Талдома
Дорога - ровная
До Спас-Угла 37км, в домовой церкви при усадьбе семьи Салтыкова-Щедрина - музей, в планах музея - восстановление усадьбы (дальше кладбища с фамильными могилами мы не прошли, но вроде от усадьбы сохранились также пруды, парк и ещё что-то).
От Спас-Угла дорога спускается до самой Нерли (река и посёлок) и, не заезжая в посёлок, уходит на Калязин-Углич, видимо это и есть трасса Переславль-Купанское-Нагорье-Калязин-Углич, машин стало существенно больше.
Вариант пути из пос.Нерль в Переславль с участком грунтовки описан у А.Ю.Зиборова:

... За поселком Нерль едем по дороге на Осиновец. Остановились на ночлег в роще рядом с дорогой не доезжая деревни Луки. Место замечательное. Едем по дороге до моста через Нерль. После моста дорога некоторое время асфальтовая, после пионерлагеря начинается грунт. Это самый красивый и интересный участок маршрута. Дорога идет по полям и сосновому лесу вдоль Нерли. Нитка маршрута - Дидерево - Слепцово - Елпатьево - Евстигнеево - Нагорье. В Елпатьево красивая церковь. Дорога сносная, иногда попадаются участки песка.

Калязин - улица К.Маркса спускается прямо к затопленной колокольне (XVIII век) Никольского собора ,сама улица - почтенная такая, широкая, мощеная, с каменными домами прошлого века.
(о знаменитом Макарьевом Троицком монастыре увы остаётся только читать, вместе с центральной частью города он был разрушен и ушёл под воду)
из истории (Самые знаменитые монастыри и храмы Росии, А.Ю.Низовский):
С XIII века в устье речки Жабня, впадающей в Волгу, существовал монастырь Николы на Жабне. В 1238 и 1327 годы эти земли были разорены татарами, а спустя 100 лет, в 1434 году, тверской служилый человек Матвей Кожин, из знатного рода кашинских бояр Кожиных, после смерти жены, принял в Кашинском Клобуковом монастыре постриг под именем Макария и поселился на левом берегу Волги, основав здесь Троицкий монастырь. Рассказывают, что землю под устройство монастыря пожертвовал местный землевладелец Иван Каляга, или Калязя, отчего и монастырь получил название Калязина.
Отчасти по своему удобному месторасположению, но в большей степени - благодаря славе преподобного Макария (ум. в 1438 году и канонизирован в 1547 году), маленький лесной монастырь быстро стал известен, разросся, разбогател и пользовался особым вниманием русских государей ...
... С Волги открывалась величественная картина монастырского ансамбля - мощные крепостные стены с башнями, из-за которых поднимались многоярусная колокольня и главы пяти церквей. Строили и украшали обитель выдающиеся русские зодчие Григорий Борисов, Марк и Иван Шарутины, живописец Иван Филатов (Ярославец) ...
... Ещё в XV веке около Калязина монастыря возникла и разрослась подмонастырская слобода. Такое же поселение окружало и находившийся напротив древний монастырь Николы на Жабне. Последний, не в пример своему удачливому конкуренту - заречному Троицкому монастырю, влачил жалкое существование и в XVIII веке был упразднён. А в 1775 году обе слободы, разделённые Волгой, и примыкавшее к ним село Пирогово были обьединены в Калязин, уездный город Тверской губернии. И хотя по-прежнему главной достопримечательностью оставался Калязин монастырь, новый город начал играть роль заметного экономического центра.

Возвращаясь из Калязина, повернули перед ж/д переездом налево, по мосту через реку Жабню (музей города на правом берегу реки) и вдоль железки поехали на Углич.
Ночевали за д.Леонтьево, в 3-4км, а стоило проехать подальше, ещё через пару км дорога поднялась в горку, места там получше.


День второй - 29 апреля. L=75км,t=4.5ч,Vср=16.7км/ч

День рождения Кабанова выдался погожим, слегка отметили утром.
10.30 выезд.
Леса потихоньку расступились, а дорога подошла к речке Жабня у большого села Семендяево (справа от дороги заброшенная большая пятиглавая церковь с колокольней)
Деревня Сосёнки - довольно древние, неплохо сохранившиеся домишки, нетронутый современностью ландшафт.
Битая (при нас пробило колесо у Волги) дорога идёт до самой трассы Ростов-Углич.
На осмотр Углича потрачено 3 часа (не заходили внутрь церквей/музеев, однако без проблем попали и на террит. кремля и в Алексеевский монастырь)
Вьезд в город по ростовской дороге - слева Фёдоровская церковь, Богоявленский монастырь (собор - ?не очень удачный образец классицизма, архитектор Бове), в центре - палаты царевича Дмитрия (музей), берег Волги, Спасо-преображенский собор, церковь Дмитрия на крови (действует как музей, "опальный" колокол, возвестивший о гибели Дмитрия; роспись стен - редкие сюжеты), по дороге на гидроузел - Воскресенский монастырь слева (как и ансамбль ростовского кремля построен ростовским митрополитом Ионой, восстанавливается, страдает от поднятия грунтовых вод из-за углического водохранилища), и церковь Рождества Иоанна Предтечи справа.
С плотины понаблюдали за жгутами водяных вихрей, образуемых турбинами ГЭС, поприсутствовали при обирании гаишниками местных водителей, проезжающих через плотину и починили пашино колесо - дорога Семендяево-Углич лишила его двух спиц.
Опять через центральную площадь, вдоль Каменного ручья едем к Алексеевскому монастырю (расположен на горе, на месте языческого святилища), монастырь действующий, но вход разрешён. "Дивная" трёхшатровая Успенская церковь в память о погибщих защитниках монастыря в польскую интервенцию здорово смотрится с подьема, с северной стороны.
Углич впечатляет сохранившейся старой застройкой (почти весь центр).
! Тем, кто едет из Углича в Рыбинск через Мышкин - замечание Игоря Скворцова:

... Дальнейший мой путь лежал в сторону Рыбинска. Настоятельно советую не всматриваться в карты и атласы, а поверить моему горькому опыту. Дорога Углич -- Мышкин идет сначала по левому берегу Волги (то есть переезжаете Волгу по плотине гидроузла О.Б.), в Мышкине -- платный паром (для велосипедиста был 5 рублей, а далее она продолжается уже до Рыбинска по правому берегу.

Дальше, почти до самого Ярославля, дорога проходит по живописной пересечёнке, спускаясь к нескольким крупным и мелким речкам.
За с.Покровское - замечательные стоянки на правом (высоком) берегу Улеймы, ближние к дороге однако могут быть заняты под пикники.
пос.Новое село - ?поворот на Мышкин, Рыбинск, пересекли р.Юхоть, в центре - пятиглавая (купола-башенками) церковь с далеко отстоящей колокольней.
В колодце набрали воды и встали за посёлком, у левого отвилка в замусоренном еловом лесу, стоило поискать стоянок через километр справа.
Продолжили отмечать д/р Кабанова.

        
День третий - 30 апреля L=70км

На этот день у нас было две задачи: достичь Ярославля и встретиться со своими. По мере того как подходил к концу 70-ти километровый отрезок относительно лёгкого пути, вторая задача - встретиться в большом городе и воспользоваться услугами гостинницы как-то виделась всё более сложной (и неспроста !).
По порядку: покинув в 11 утра неудобную стоянку, через несколько километров были уже на вьезде в Большое село, раскинувшееся по обоим берегам Юхоти; и слева и справа от дороги виднелись какие-то церкви, но задерживаться мы не стали (о Большом селе в И-те есть что-то, про развитую молочную промышленность точно помню и действительно машины-цистерны часто встречались на дороге).
Здесь планировалось повернуть к Волге, в Тутаев, но на утреннем совете всё же решили ехать прямо в Ярославль.
Пожалуй здесь началась наиболее рельефная и красивая за время всего путешествия дорога. С каждой горки открывалась бесконечная цепь холмов с лесами, поднимаясь к югу от нас, к востоку возвышенность сходила на нет и сплошные леса редели, уступая место перелескам и полям, видимо образовавшимся за 10 веков освоения окресностей Ярославля людьми, которые заодно и медведей разогнали, оставив одного из них на гербе города ...
Неплохо выглядит деревенька Арефино, а после пересечения с насыпью, оставшейся от разобранной железки и д.Варегово стали забираться в километровый тягун, после которого пришлось устроить привал (а на дороге наряду с горками много закрытых поворотов - аккуратнее!!!).
В пос.Никульский - поворот на Тутаев и Ростов.
К шести часам вьехали в Ярославль и вскоре прислонили велики к стене Спасо-преображенского монастыря.
Собственно дальнейшее наше времяпрепровождение в славном городе Ярославле не заслуживает долгих рассказов - как и было оговорено заранее в Москве мы встретились со своими только в 10 вечера у стен монастыря (зря мотались по городу, поскольку не работал их сотовый), сами разыскали гостинницу "Турист", попытка вселения в которую с великами (в 12 вечера) сильно разозлила персонал.
Возможно они здорово ограничены инструкциями или не по чину алчные - но за ночёвку в их замечательном хотеле, в недоремонтированном номере, просить по 200р c чел. ... мы отвалили на волжский берег, где грустно, но спокойно переночевали в чистом сквере.
С ярославским турсервисом были и ещё проблемы, может связанные с наплывом туристов, а может и с особенностями празднования дня трудящихся - отдых он для всех трудящихся отдых.
Ещё пару слов о клинчерной резине - скорее всего из-за погнутого не вполне трезвым Кабановым нипеля камера травила и приспущенная пробивалась через каждые 100м, понятно, что в темноте мы не могли разобраться в чём дело и пришлось извести все заплатки пока доехали до гостинницы, вообщем, хоть и Кабанов утверждает, что с ним это впервые и просто насос недостаточно длинный, моё желание переходить на клинчера пока не окрепло.

День четвёртый - 1 мая

Утром обида, нанесённая работниками гостинницы как-то прошла. Гуляющие собачники подбодрили нас, вселив надежду на встречу с более отзывчивыми ярославцами и действительно с новой сменой в гостиннице договориться было проще. День обещал быть ясным и тёплым, так что наконец закинув велики в "Турист", мы отправились вдоль набережной в центр.
На мой взгляд, набережная - одна из главных достопримечательностей города, степенные дома ... гармонируют с волжским простором ...
церковь Ильи Пророка - фрески
В устье Которосли (кремль бывший) - парк, пляж
Подвергнуты осмотру были ...
музей музыка и время - интересные штуковины, но дух коммерческий силён
конечно памятников много и видимо почти у каждого дома центральной части есть своя история, осталось желание побродить пару дней по Ярославлю.

День пятый - 2 мая L=40км

Не знаю к чему отнести наше появление на втором вокзале Ярославля вместо первого - к моему географическому кретинизму или к загадочности города, но так уж получилось - намеревались уехать все вместе на московской электричке-экспрессе, однако мы попали только на электричку до Ростова, уходящую с пригородного вокзала
Ростов снова развернулся во всей красе, и хотя экскурсия вокруг озера вновь не состоялась, мы неторопливо походили по кремлю (в десятом часу утра посетителей мало), сильное впечатление оставили росписи церквей, соединённых крепостной стеной и храма Спаса на Сенях, и пусть я ничего в этом не смыслю, но размах и исполнение сюжетов впечатляют (?как никак архиепископы службы вели).
С Пашей разьехались у главных ворот - он через Спасо-Яковлевский монастырь возвращался на вокзал, а мы по дороге на Углич поехали в Борисоглебск. Судя по книжке ... вдоль этой дороги - не счесть памятников, но мы двигались прямиком к монастырю.
Довольно открытая дорога к концу (18км) забирается в сосновые леса и перебегая через небольшие холмы, приводит в посёлок. Монастырь расположен на горке (был основан монахами Троице-Сергиевого монастыря).
Действительно современность не мешает монастырю оставаться крепостью и сооружением, красота которого радует со всех сторон. Хорошо там как-то, особенно хорошо стало после того, как несколько местных указали на отсутствие дороги в Переславль (можно было бы это проверить, но не в этот раз). Начался дождик и мы сели с пивом у главных ворот и рассчитывая на электричку до Берендеево (Ярославль-Александров), неплохо отдохнули и возвратились в Ростов.
[судя по всему,
Alexxx проехал от Борисоглебского до Переславля лесами-болотами Борисоглебский - Андреевское - Губино - Шурово - Зачатье - Рахманово - Лыченцы - Горки - Говырино ]
Честно говоря, я почти поддался соблазну оказаться сегодня в Москве, когда мы заметили дождь за окном электрички, но всё же решили сойти в Берендеево, посмотреть Переславль. Ух, сколько народу ломанулось на посадку - с великами, кажется с байдарками, с дачными пожитками и при том, что наша электричка уже опоздала на московскую из Александрова, интересная пересадка в Александрове была бы нам обеспечена.
До Переславского кремля (центра) 21км удивительно красивой, сносного качества дороги. Проехали быстро, но всё же попали и в темноту и под ливень. Вдоль Плещеева озера ехали наощупь, через 8 км от центра (минуя Горицкий монастырь, музей-ботик) начинаются хорошие сосновые леса, слева от дороги, у речки, и заночевали.

День шестой - 3 мая L=40км

И вокруг Плещеева озера обьехать тоже не удалось (сдуру посмотрели не на ту электричку в Берендеево и торопились к несуществующей). Однако немножко побыли в Переславле - поглядели на восстанавливаемый со столичным :) размахом Никольский монастырь (я не имею права иронизировать, просто причина видимых успехов реставрации скорее всего в московском градоначальнике, а не менее известные переславские монастыри Никитский, Данилов сразу видно, что поддержки такой не имеют), проехали по рыбной слободе, были устье Трубежа, где стоит церковь Сорока мученников Севастийских и оказываешься вблизи у озера.
Вернулись в Берендеево, электричкой в Александров и следующей в Москву.





Hosted by uCoz