в период с 28.04.01 по 3.05.01 (1 мая остановка в Ярославле)
Протяженность: 400 км Продолжительность: 5 дней Подьезд:
ст.Талдом Отьезд: ст.Берендеево
участники:
Павел А. Колычев Олег Н. Бондарев Алексей В.
Кабанов
Техника:
Велосипед ХВЗ "Турист" комплектация родная
Велосипед сборный на базе шоссейной рамы "Carrera"
Велосипед сборный на базе шоссейной рамы Pino, колеса 27",
клинчерные обода, навеска Shimano 600, система 51/42
трещетка-барабан ?24/11, интегральные ручки, контактные педали.
Необходимые замечания: мне крайне понравились верхневолжские
места, положительные впечатления и от городов и от дорог, к
сожалению дорога в ближайших окресностях нашей столицы редко радует
велотуриста - плотный, бестолковый новострой. Некоторым
негостеприимством или загадочностью :) отличается Ярославль
(пояснения - 30 мая), что конечно не затеняеет красоту
древнерусского, богатого купечского города. Ростов, Борисоглебск
и Переславль конечно же требуют возвращения.
Как мы собирались: Итак, затея с майским велопоходом всё
больше проясняется.
Путь: электричкой до Талдома, далее хотим
через Калязин - Углич - Бол.Село - Тутаев попасть в
Ярославль. В Ярославле присоединяемся к своим
(безвелосипедным) для совместных экскурсий по городу, в Толгский
монастырь и др. Для этого останавливаемся на две ночи в гостиннице
(может быть и на турбазе, но я пока не нашёл ничего
подходящего). Потом за два дня пытаемся доехать до Александрова или Сергиева Посада с ночёвкой в Ростове, на озере Неро. Очень хотелось бы от Ростова в Переславль двигаться не по Ярославскому
шоссе, но это займёт не менее 3-х дней. Возвратиться в Москву
могу 4-го вечером, поэтому если всё будет в порядке, докатимся
всё-таки от Ярославля до Сергиев Посада.
Даты: отьезд с
Савёловского вокзала - раненько 28-го, пребывание в Ярославле - с
вечера 30-го по утро 2-го, возвращение в Москву - или 3-го или 4-го
вечером.
Участники: пока я и Кабанов присоединился и Паша на "Туристе",
отьезд перенесли на 28-ое, электричка 6.18 до Талдома
Самое
главное: мне интересно прикоснуться к почтенной древности - дороги,
монастыри и храмы, города и деревни, поэтому насколько позволят
обстоятельства попытаемся продвигаться по памятным местам.
8.30 выезд из Талдома Дорога - ровная До Спас-Угла 37км, в
домовой церкви при усадьбе семьи Салтыкова-Щедрина - музей, в планах
музея - восстановление усадьбы (дальше кладбища с фамильными
могилами мы не прошли, но вроде от усадьбы сохранились также пруды,
парк и ещё что-то). От Спас-Угла дорога спускается до самой Нерли
(река и посёлок) и, не заезжая в посёлок, уходит на Калязин-Углич,
видимо это и есть трасса Переславль-Купанское-Нагорье-Калязин-Углич,
машин стало существенно больше. Вариант пути из пос.Нерль в
Переславль с участком грунтовки описан у А.Ю.Зиборова:
... За поселком Нерль едем по дороге
на Осиновец. Остановились на ночлег в роще рядом с дорогой не
доезжая деревни Луки. Место замечательное. Едем по дороге до моста
через Нерль. После моста дорога некоторое время асфальтовая, после
пионерлагеря начинается грунт. Это самый красивый и интересный
участок маршрута. Дорога идет по полям и сосновому лесу вдоль Нерли.
Нитка маршрута - Дидерево - Слепцово - Елпатьево - Евстигнеево -
Нагорье. В Елпатьево красивая церковь. Дорога сносная, иногда
попадаются участки песка.
Калязин - улица
К.Маркса спускается прямо к затопленной колокольне (XVIII век)
Никольского собора ,сама улица - почтенная такая, широкая, мощеная,
с каменными домами прошлого века. (о знаменитом Макарьевом
Троицком монастыре увы остаётся только читать, вместе с центральной
частью города он был разрушен и ушёл под воду) из истории
(Самые знаменитые монастыри и храмы Росии, А.Ю.Низовский): С XIII
века в устье речки Жабня, впадающей в Волгу, существовал монастырь
Николы на Жабне. В 1238 и 1327 годы эти земли были разорены
татарами, а спустя 100 лет, в 1434 году, тверской служилый человек
Матвей Кожин, из знатного рода кашинских бояр Кожиных, после смерти
жены, принял в Кашинском Клобуковом монастыре постриг под именем
Макария и поселился на левом берегу Волги, основав здесь Троицкий
монастырь. Рассказывают, что землю под устройство монастыря
пожертвовал местный землевладелец Иван Каляга, или Калязя, отчего и
монастырь получил название Калязина. Отчасти по своему удобному
месторасположению, но в большей степени - благодаря славе
преподобного Макария (ум. в 1438 году и канонизирован в 1547 году),
маленький лесной монастырь быстро стал известен, разросся,
разбогател и пользовался особым вниманием русских государей ...
... С Волги открывалась величественная картина монастырского
ансамбля - мощные крепостные стены с башнями, из-за которых
поднимались многоярусная колокольня и главы пяти церквей. Строили и
украшали обитель выдающиеся русские зодчие Григорий Борисов, Марк и
Иван Шарутины, живописец Иван Филатов (Ярославец) ... ... Ещё в
XV веке около Калязина монастыря возникла и разрослась
подмонастырская слобода. Такое же поселение окружало и находившийся
напротив древний монастырь Николы на Жабне. Последний, не в пример
своему удачливому конкуренту - заречному Троицкому монастырю, влачил
жалкое существование и в XVIII веке был упразднён. А в 1775 году обе
слободы, разделённые Волгой, и примыкавшее к ним село Пирогово были
обьединены в Калязин, уездный город Тверской губернии. И хотя
по-прежнему главной достопримечательностью оставался Калязин
монастырь, новый город начал играть роль заметного экономического
центра. Возвращаясь из Калязина, повернули перед ж/д
переездом налево, по мосту через реку Жабню (музей города на правом
берегу реки) и вдоль железки поехали на Углич. Ночевали за
д.Леонтьево, в 3-4км, а стоило проехать подальше, ещё через пару км
дорога поднялась в горку, места там получше.
День рождения Кабанова выдался погожим, слегка отметили
утром. 10.30 выезд. Леса потихоньку расступились, а дорога
подошла к речке Жабня у большого села Семендяево (справа от дороги
заброшенная большая пятиглавая церковь с колокольней) Деревня
Сосёнки - довольно древние, неплохо сохранившиеся домишки,
нетронутый современностью ландшафт. Битая (при нас пробило колесо
у Волги) дорога идёт до самой трассы Ростов-Углич. На осмотр
Углича потрачено 3 часа (не заходили внутрь церквей/музеев, однако
без проблем попали и на террит. кремля и в Алексеевский
монастырь) Вьезд в город по ростовской дороге - слева Фёдоровская
церковь, Богоявленский монастырь (собор - ?не очень удачный образец
классицизма, архитектор Бове), в центре - палаты царевича Дмитрия
(музей), берег Волги, Спасо-преображенский собор, церковь Дмитрия на
крови (действует как музей, "опальный" колокол, возвестивший о
гибели Дмитрия; роспись стен - редкие сюжеты), по дороге на
гидроузел - Воскресенский монастырь слева (как и ансамбль
ростовского кремля построен ростовским митрополитом Ионой,
восстанавливается, страдает от поднятия грунтовых вод из-за
углического водохранилища), и церковь Рождества Иоанна Предтечи
справа. С плотины понаблюдали за жгутами водяных вихрей,
образуемых турбинами ГЭС, поприсутствовали при обирании гаишниками
местных водителей, проезжающих через плотину и починили пашино
колесо - дорога Семендяево-Углич лишила его двух спиц. Опять
через центральную площадь, вдоль Каменного ручья едем к
Алексеевскому монастырю (расположен на горе, на месте языческого
святилища), монастырь действующий, но вход разрешён. "Дивная"
трёхшатровая Успенская церковь в память о погибщих защитниках
монастыря в польскую интервенцию здорово смотрится с подьема, с
северной стороны. Углич впечатляет сохранившейся старой
застройкой (почти весь центр). ! Тем, кто едет из Углича в
Рыбинск через Мышкин - замечание Игоря Скворцова:
... Дальнейший мой путь лежал в
сторону Рыбинска. Настоятельно советую не всматриваться в карты и
атласы, а поверить моему горькому опыту. Дорога Углич -- Мышкин идет
сначала по левому берегу Волги (то есть переезжаете Волгу по плотине
гидроузла О.Б.), в Мышкине -- платный паром (для велосипедиста был 5
рублей, а далее она продолжается уже до Рыбинска по правому берегу.
Дальше, почти до самого Ярославля, дорога
проходит по живописной пересечёнке, спускаясь к нескольким крупным и
мелким речкам. За с.Покровское - замечательные стоянки на правом
(высоком) берегу Улеймы, ближние к дороге однако могут быть заняты
под пикники. пос.Новое село - ?поворот на Мышкин, Рыбинск,
пересекли р.Юхоть, в центре - пятиглавая (купола-башенками) церковь
с далеко отстоящей колокольней. В колодце набрали воды и встали
за посёлком, у левого отвилка в замусоренном еловом лесу, стоило
поискать стоянок через километр справа. Продолжили отмечать д/р
Кабанова.
На этот день у нас было две задачи: достичь Ярославля и
встретиться со своими. По мере того как подходил к концу 70-ти
километровый отрезок относительно лёгкого пути, вторая задача -
встретиться в большом городе и воспользоваться услугами гостинницы
как-то виделась всё более сложной (и неспроста !). По порядку:
покинув в 11 утра неудобную стоянку, через несколько километров были
уже на вьезде в Большое село, раскинувшееся по обоим берегам Юхоти;
и слева и справа от дороги виднелись какие-то церкви, но
задерживаться мы не стали (о Большом селе в И-те есть что-то, про
развитую молочную промышленность точно помню и действительно
машины-цистерны часто встречались на дороге). Здесь планировалось
повернуть к Волге, в Тутаев, но на утреннем совете всё же решили
ехать прямо в Ярославль. Пожалуй здесь началась наиболее
рельефная и красивая за время всего путешествия дорога. С каждой
горки открывалась бесконечная цепь холмов с лесами, поднимаясь к югу
от нас, к востоку возвышенность сходила на нет и сплошные леса
редели, уступая место перелескам и полям, видимо образовавшимся за
10 веков освоения окресностей Ярославля людьми, которые заодно и
медведей разогнали, оставив одного из них на гербе города
... Неплохо выглядит деревенька Арефино, а после пересечения с
насыпью, оставшейся от разобранной железки и д.Варегово стали
забираться в километровый тягун, после которого пришлось устроить
привал (а на дороге наряду с горками много закрытых поворотов -
аккуратнее!!!). В пос.Никульский - поворот на Тутаев и
Ростов. К шести часам вьехали в Ярославль и вскоре прислонили
велики к стене Спасо-преображенского монастыря. Собственно
дальнейшее наше времяпрепровождение в славном городе Ярославле не
заслуживает долгих рассказов - как и было оговорено заранее в Москве
мы встретились со своими только в 10 вечера у стен монастыря (зря
мотались по городу, поскольку не работал их сотовый), сами разыскали
гостинницу "Турист", попытка вселения в которую с великами (в 12
вечера) сильно разозлила персонал. Возможно они здорово
ограничены инструкциями или не по чину алчные - но за ночёвку в их
замечательном хотеле, в недоремонтированном номере, просить по 200р
c чел. ... мы отвалили на волжский берег, где грустно, но спокойно
переночевали в чистом сквере. С ярославским турсервисом были и
ещё проблемы, может связанные с наплывом туристов, а может и с
особенностями празднования дня трудящихся - отдых он для всех
трудящихся отдых. Ещё пару слов о клинчерной резине - скорее
всего из-за погнутого не вполне трезвым Кабановым нипеля камера
травила и приспущенная пробивалась через каждые 100м, понятно, что в
темноте мы не могли разобраться в чём дело и пришлось извести все
заплатки пока доехали до гостинницы, вообщем, хоть и Кабанов
утверждает, что с ним это впервые и просто насос недостаточно
длинный, моё желание переходить на клинчера пока не окрепло.
Утром обида, нанесённая работниками гостинницы как-то прошла.
Гуляющие собачники подбодрили нас, вселив надежду на встречу с более
отзывчивыми ярославцами и действительно с новой сменой в гостиннице
договориться было проще. День обещал быть ясным и тёплым, так что
наконец закинув велики в "Турист", мы отправились вдоль набережной в
центр. На мой взгляд, набережная - одна из главных
достопримечательностей города, степенные дома ... гармонируют с
волжским простором ... церковь Ильи Пророка - фрески В устье
Которосли (кремль бывший) - парк, пляж Подвергнуты осмотру были
... музей музыка и время - интересные штуковины, но дух
коммерческий силён конечно памятников много и видимо почти у
каждого дома центральной части есть своя история, осталось желание
побродить пару дней по Ярославлю.
Не знаю к чему отнести наше появление на втором вокзале Ярославля
вместо первого - к моему географическому кретинизму или к
загадочности города, но так уж получилось - намеревались уехать все
вместе на московской электричке-экспрессе, однако мы попали только
на электричку до Ростова, уходящую с пригородного вокзала Ростов
снова развернулся во всей красе, и хотя экскурсия вокруг озера вновь
не состоялась, мы неторопливо походили по кремлю (в десятом часу
утра посетителей мало), сильное впечатление оставили росписи
церквей, соединённых крепостной стеной и храма Спаса на Сенях, и
пусть я ничего в этом не смыслю, но размах и исполнение сюжетов
впечатляют (?как никак архиепископы службы вели). С Пашей
разьехались у главных ворот - он через Спасо-Яковлевский монастырь
возвращался на вокзал, а мы по дороге на Углич поехали в
Борисоглебск. Судя по книжке ... вдоль этой дороги - не счесть
памятников, но мы двигались прямиком к монастырю. Довольно
открытая дорога к концу (18км) забирается в сосновые леса и
перебегая через небольшие холмы, приводит в посёлок. Монастырь
расположен на горке (был основан монахами Троице-Сергиевого
монастыря). Действительно современность не мешает монастырю
оставаться крепостью и сооружением, красота которого радует со всех
сторон. Хорошо там как-то, особенно хорошо стало после того, как
несколько местных указали на отсутствие дороги в Переславль (можно
было бы это проверить, но не в этот раз). Начался дождик и мы сели с
пивом у главных ворот и рассчитывая на электричку до Берендеево
(Ярославль-Александров), неплохо отдохнули и возвратились в
Ростов. [судя по всему, Alexxx
проехал от Борисоглебского до Переславля лесами-болотами
Борисоглебский - Андреевское - Губино - Шурово - Зачатье - Рахманово
- Лыченцы - Горки - Говырино ] Честно говоря, я почти поддался
соблазну оказаться сегодня в Москве, когда мы заметили дождь за
окном электрички, но всё же решили сойти в Берендеево, посмотреть
Переславль. Ух, сколько народу ломанулось на посадку - с великами,
кажется с байдарками, с дачными пожитками и при том, что наша
электричка уже опоздала на московскую из Александрова, интересная
пересадка в Александрове была бы нам обеспечена. До Переславского
кремля (центра) 21км удивительно красивой, сносного качества дороги.
Проехали быстро, но всё же попали и в темноту и под ливень. Вдоль
Плещеева озера ехали наощупь, через 8 км от центра (минуя Горицкий
монастырь, музей-ботик) начинаются хорошие сосновые леса, слева от
дороги, у речки, и заночевали.
И вокруг Плещеева озера обьехать тоже не удалось (сдуру
посмотрели не на ту электричку в Берендеево и торопились к
несуществующей). Однако немножко побыли в Переславле - поглядели на
восстанавливаемый со столичным :) размахом Никольский монастырь (я
не имею права иронизировать, просто причина видимых успехов
реставрации скорее всего в московском градоначальнике, а не менее
известные переславские монастыри Никитский, Данилов сразу видно, что
поддержки такой не имеют), проехали по рыбной слободе, были устье
Трубежа, где стоит церковь Сорока мученников Севастийских и
оказываешься вблизи у озера. Вернулись в Берендеево, электричкой
в Александров и следующей в Москву.