Click here -> 600x806 pix.

Заключительная сага
из трилогии о путешествии
по Скандинавии.

04.06 - 01.07.2007

2164 км.

 

Kemijarvi - Rovaniemi - Haparanda - (автобус) - Arjeplog - Lonsdal - (поезд)  - Otta - Voss - Haugesund - Stavanger - Egersund - (паром) - Hanstholm - Arhus - Kopenhagen - Gedser - (паром) - Rostok - (паром) - Helsinki - Торфяновка - Выборг.

 

...Когда-то очень давно их было трое, но ветры перемен и житейские проблемы разлучили их. Остались двое. От их имени и пойдёт рассказ в этой саге.

 

Часть первая. Финляндия. - Жаркое начало.

Click here -> 400x600 pix.
Мурманск, ж.-д. вокзал
Click here -> 400x600 pix.
Сборы у Kemijarvi

3.06 - 4.06.

Ж-д вокзал Мурманска. Посадка на поезд до Кандалакши. В этот раз много провожающих. Проводник сразу портит настроение, требует оплатить крупногабаритный багаж. С трудом убеждаем, что велосипеды провозить можно в разобранном виде и упакованные в чехол, и что ехать нам всего 6 часов. Пожалели, что не взяли вырезку из газеты "Вольный ветер" о правилах провоза велосипедов в поездах. В Кандалакшу прибыли в 2:30 ночи. Сидим на вокзале ждём открытия автобусных касс, нам далее автобусом в Финляндию до Kemijarvi. Во время ожидания к нам подошёл пограничник, одетый в гражданскую одежду, показал удостоверение и попросил показать наши документы. Как мы поняли, это всё связано с расширением прибрежной пограничной зоны до 25 км.

Купили билеты (670 руб. + 60 руб. багаж). А вот и автобус, это вишнёвый Фольксваген. Кроме нас в салоне ещё три человека. Автобус кидает на ухабах, хочется спать, но не заснёшь. Разговаривать невозможно - голова гудит от шума мотора. Делаем остановку в Алакуртти, перекур 15 мин. И едем дальше.

Вот и граница. Быстро проходим досмотр.

Финляндия - солнечно и жарко +27. Немного проехав, водитель останавливается у какой-то конторы, долго ждём его. Не доезжая Kemijarvi, просим водителя остановиться на площадке для отдыха, здесь стоит стол и скамейки. Поели, собрали велосипеды и выезжаем в направлении Rovaniemi. Да за 2 года, что мы не были в Скандинавии, особенно ничего не изменилось, всё те же хорошие дороги, красивые дома, туалеты на заправках. Въезжаем и проезжаем Rovaniemi, сворачиваем на трассу 926, отъехав в лес, встаём на ночёвку. В лесу здорово грызут комары, готовим еду и спать.

98 км. 4:50 (7:00).

Click here -> 400x600 pix.
На велосипедном мосту в Tornio
Click here -> 600x400 pix.
Поздний ужин накануне отъезда в Швецию

5.06.

Солнечное утро, похоже, сегодня будет жарко. Едем по изумительно гладкой дороге. Направление - Tornio. Кругом поля, леса, довольно скучно. Начинает припекать где-то +25, +27. Останавливаемся на развилке у придорожного кафе. Попили кофе, вышли под навес на улицу. Подъехал щуплый, с длинной редкой бородой старичок в шлеме на дорожном велосипеде. Зашёл в кафе и купив мороженое сел возле нас, ел и слушал наш разговор. А потом, обращаясь к нам, сказал: "Здравствуй товарищ" с сильным акцентом. Доев своё мороженое, указал на свой шлем и сказал, что у него он лучше, чем мой. На том и расстались.

Едем дальше. Часто дорогу перебегают олени, один раз заяц, много птиц. Въезжаем в Tornio и по велосипедному мосту через пограничную реку переезжаем в шведский город Haparanda. Сразу решили заехать на автовокзал, взять билеты до Arjeplog. Но вокзал закрыт, едем в кемпинг самый ближний к вокзалу, т.к. завтра надо вставать очень рано, автобус отправляется в 05:20. Кемпинг оказался на ремонте, в администрации никого нет, всюду стройматериалы, всё перекопано. Время уже позднее, спускаемся по полю, где ставят палатки, и под прикрытием домиков ставим свою палатку. Рядом река, есть, где взять воду, и умыться. Ужин и спать.

130 км. 7:15 (9:30).

Часть вторая. Швеция. - Все выше и выше. Какие могут быть автобусы. Природа ослепляет.

Click here -> 400x600 pix.
В автобусе
Click here -> 400x600 pix.
Arjeplog

6.06.

Встали в 3:15, завтракаем, собираемся и на вокзал. С утра довольно ветрено, до вокзала около 2 км. Разбираем велосипеды. Подъехал автобус, вежливый пожилой водитель помог загрузить вещи в багажный отсек. Очень комфортабельный автобус, стойка с кофеваркой и чашками, телевизор и проигрыватель, туалет, второй этаж, двери внутри салона пневматические. Добрались до Skelleftea, город ещё спит, на улицах пустынно. Наш следующий рейс через 2 часа в Arjeplog. Идём в привокзальное кафе. Пока выбирали, какую заказать пиццу, подошёл парень-даун, и на хорошем английском попросил мобильный телефон, позвонить своей сестре. Но у меня телефон в рюкзаке, говорю, что телефона нет. Он в ответ спрашивает, как меня звать, потом как звать моего спутника, называет своё имя, а потом уходит. Заказали лапландскую пиццу - 60 шкр. Город начинает оживать, сегодня у шведов национальный праздник - День флага, и День конституции. Все идут на центральную площадь, вот прошли музыканты с трубами. Принесли пиццу, в диаметре сантиметров 40, а в ней ягоды, грибы, оленина, залита подливой со вкусом брусники.

Вот и автобус, пассажиров собралось прилично, в основном молодёжь. Небольшая остановка в Arvidsjaur и мы прибываем в Arjeplog. Располагаемся на скамейке у Музея Серебра. Собираем велосипеды, перекусываем продуктами, купленными в магазине напротив. Выезжаем в направлении Jakkvik. Вокруг красивейшие места, озёра реки. Находим место для стоянки, у озера прорублена небольшая площадка, встаём. Тишина и покой, вокруг только комары звенят...

68 км. 3:45 (5:00).

Click here -> 400x600 pix.
Полярный круг
Click here -> 400x600 pix.
На встречу с Норвегией
Click here -> 400x600 pix.
В ожидании поезда

7.06.

Встали рано. Солнечное утро. Сегодня задача проехать 110 км до норвежской ж/д станции Lonsdal и успеть на проходящий поезд Bode - Trondheim, поезд отходит в 22:40. Дорога потихоньку поднимается все выше и выше. Часто дорогу перебегают олени. Проехали плотину, сложенную из камней, грандиозное сооружение. Въезжаем в национальный парк, в горах ещё лежит снег, много водопадов, слева система озёр, перегороженных ранее упоминавшейся плотиной. Постепенно поднимаемся ещё выше, лес сменяется тундрой. Проезжаем турбазы, кемпинги, в очень красивых местах. Фотографируемся у знака "Полярный круг", рядом кемпинг, организуют даже вертолётные экскурсии. Почти въехали на перевал, здесь ещё катаются на снегоходах. Ещё немного пути и на скорости в 58 км/ч въезжаем в Норвегию, мимо шлагбаумов, дорожных указателей, когда-то здесь был пограничный пункт. Ещё несколько затяжных подъёмов и суперспуск, на велокомпъютере 68 км/ч, и это с торможением т.к. повороты очень узкие, поэтому опасные. Выезжаем на основную трассу Е6. Сразу пошли подъёмы. Наконец видим указатель на станцию Lonsdal. Самое интересное, что станция находится на вершине горы 561 м, и когда едешь по указателю в это трудно поверить, но на вершине действительно лежат рельсы и ходят поезда. До отхода поезда час, узнаём, что билеты продают при посадке.

А вот и поезд, грузим, не разбирая велосипеды в специальный вагон, здесь же оплачиваем проезд - 1013 нкр один билет до станции Otta, и идём в свой вагон. Наш вагон - это раскладные, наподобие самолётных кресла, в вагоне полно школьников, они постоянно передвигаются и кричат. Я ещё подумал, что этой ночью поспать не удастся, и дальнейшие события это подтвердили. Как сказал кондуктор занимайте свободные места, в билетах места не указаны, а те, что мы заняли, оказались чужими, опять пересаживаемся на вроде бы свободные, но подошёл мужик и прогнал Саню, хорошо рядом был проводник и усадил его - одна дама занимала два места, точнее второе место занимали её ноги. Часа через два, а я уже успел заснуть, подняли меня. Осмотрел вагон, всё забито, решил пройтись по составу в надежде найти место. Оказывается, есть вагоны с одноместными спальными местами, это что-то вроде отдельной секции, огороженной сзади и спереди ширмой, внутри стоит всё то же раскладное кресло. Есть спальный купейный вагон, и есть сидячий купейный вагон, думаю, он самый не удобный. Пока бродил по составу, меня остановил пожилой проводник и сказал, что бы я не шлялся. Иду в ресторан, очередная станция, народ всё прибывает. Кому не повезло, идёт, как и я в ресторан, многие за столиками и спят.

110 км. 7:40 (10:00).

Часть третья. Норвегия. - Спать или нет, каждый решает сам. Вспоминая ледниковый период. Штаны украли!!! Подвижное в подвижном. Заглянуть в бездну.

Click here -> 400x600 pix.
Click here -> 400x600 pix.
Лагерь в кемпинге

8.06.

Всю ночь "лазил" дед-проводник и проверял народ, особенно у кого длинные волосы и чёрные футболки. Наконец рассветает, ресторанный люд вышел за час до Трондхейма, покидаю ресторан последним.

Trondheim. Выгружаем велосипеды, и тут же опять загружаем их в другой поезд Trondheim - Oslo. С местами в вагоне на этот раз не было, были проблемы со сном, на раскладных креслах спать - пытка. Через 3 часа прибываем в город Otta. Жара +30, а в магазине прохлада. Перекусили и в путь, Дорога сразу уходит вниз в долину, очень плотное движение. Слева проезжаем плотину и рукотворное водохранилище, вода в нём зелёного цвета. Очень жарко. Прибываем в город Lom, кемпинг "Nordal Turistsenter". Народу мало, кроме нас ещё приехал один велосипедист. Кемпинг оценён в 4 звезды, в душевых звучит лёгкая музыка - 170 нкр. на двоих. Ставим палатку на окраине кемпинга, подальше от шумных туристов...

62 км. 3:45 (5:00).

Click here -> 600x400 pix.
Древняя церковь в Lom
Click here -> 600x400 pix.
Памятник силе духа норвежского народа
Click here -> 400x600 pix.
Долина
Click here -> 600x400 pix.
Очень много снега

9.06.

Встали в 8:30. Сначала едем смотреть старинную церковь, её возраст около 1000 лет. Церковь оригинальной постройки из дерева, на вершинах крыши головы драконов. Вход во внутрь платный - 45 нкр. Рядом кладбище, очень древние могильные плиты. Вся древесина чем-то обработана, вероятно, для консервации, по этому имеет желтоватый цвет. Много туристов, церковь самая главная достопримечательность этого городка.

Едем дальше. Посёлок Boverdal, недалеко от него 15 км вверх находится летний горнолыжный центр Juvvasshytta. Постепенно поднимаемся в горы, передач не хватает, приходится часто отдыхать. Довольно часто мимо проносятся группы мотоциклистов. Проезжаем посёлок Krossbu, встретилась группа спортсменов на лыжероллерах. Вокруг горная тундра, заметно похолодало, вдоль дороги ещё лежит снег. Дорога поднимается ещё выше, то тут, то там валяются тушки задавленных леммингов. Снег здесь местами достигает 4 метров. Наконец перевал, стоит знак 1434 м, а вокруг ещё зима, всё в снегу. Вдали видно бегающих лыжников, проезжаем спортивную базу. Ещё какое-то время едем по плато, то вниз, то вверх на небольшие, но крутые горки, местами едем как в тоннеле. Долгожданный спуск, дорога позволяет разогнаться до 75 км/ч, но опасно, местами асфальт плохого качества, да и на поворотах очень сложно удержать велосипед, постоянно приходится подтормаживать, от этого устают руки. На спуске здорово ощущаешь, как теплеет воздух, такое впечатление, что перемещаешься в слоях.

Доезжаем до отеля, стоящего у начала подъёма на серпантин. Выпиваем по чашке кофе, продолжаем движение вниз. Вдруг меня чуть не сбивает птица, вылетевшая с обочины.

Кажется, спуску нет конца, едем уже 50 минут. Проехали посёлок Fortun и на выезде встаём в кемпинг "Vassbakken Kro og сamping", рядом расположен большой красивый водопад. Маленький, но очень уютный кемпинг, почти пустой. Ужинаем в домашней обстановке в столовой на кухне.

84.7 км 5:50 (9:00).

Click here -> 400x600 pix.
Кемпинг
Click here -> 400x600 pix.
Gaupne. Необычное судно
Click here -> 400x600 pix.
Музей льда

10.06.

С утра в палатке уже душно, солнце припекает. Выезжаем. Проезжаем городок Luster, узкая дорога, слева ответвление фьорда с зелёной водой. Вдоль дороги постоянно идут люди поодиночке и группами. На выезде из города становится понятно, на школьной площадке было какое-то спортивное мероприятие. Въезжаем в Gaupne, из этого городка идёт дорога на ледник Nigardsbreen, входящего в общую группу ледниковой системы Jostedalsbreen, куда мы и едем. В гавани стоит очень интересное судно, в середине корпуса установлена огромная катушка, куда наматываются трубы, то ли для прокладки кабелей, то ли какой-то жидкости. Жарко, под +25, постепенно поднимаемся всё выше и выше. Справа горная река, на небольших площадках меж гор пасутся овцы, коровы, лошади. Добрались до музея ледника - здание оригинальной конструкции. Внутри кафе, сувениры, туристическая информация и собственно музей, вход - 40 нкр. Много интересной информации о леднике. Оказывается с 1730 г. по наши дни он укоротился на 4 км, а электростанция, которую мы проезжали сегодня, приводится в действие талыми водами ледника по подземным тоннелям. Ставим палатку в близлежащем кемпинге "Jostedal сamping", и едем к озеру образованному таянием ледника. Сегодня нам не повезло, последний катер, а к леднику подвозят на катере, уже ушёл. Следующий рейс завтра, самый ранний в 10:00, стоимость - 30 нкр с человека. На стоянке встретили машины с московскими номерами и одного из их владельцев, всего их человек восемь. Едут по Норвегии, с целью тестирования автомобилей, большинство из них редакторы автомобильных журналов.

Возвращаемся в лагерь, кстати, въезд для машин на стоянку возле озера платный, на въезде стоит шлагбаум. Вся территория в этом районе зона национального парка, ставить палатки, разбивать стоянки запрещено. На ледник организуют пешие прогулки, выдаётся ледовое снаряжение и в сопровождении гида можно сделать восхождение, пешие тропы на леднике промаркированы.

80 км.

Click here -> 400x600 pix.
Озеро у ледника
Click here -> 400x600 pix.
Ледник Jostedalsbreen

11.06.

Едем на ледник. В 10:00 отплываем, кроме нас в катере ещё двое. Солнечно, очень подходящее освещение, вода в озере серого цвета. По берегу, не дождавшись катера, идут люди с лыжными палками, тоже элемент тренинга. Причаливаем недалеко от ледника, дальше мелко, идём по тропе, она отмечена специальными знаками, проходим небольшой мост, теперь вверх по огромным гранитным монолитам и ледник перед нами.

Вид поразительный, огромная масса голубого, в трещинах льда. Подходить близко жутковато, в музее на видео есть сюжет, где огромная часть льда откололась, но и не подойти нельзя, лёд манит. Очень плотная, в виде кусков сахара структура льда. Лёд очень чистый, и живёт своей жизнью, кругом ручьи, а из-под самого массива вытекает настоящая горная река. Пробыв здесь около часа, спускаемся к катеру, на гранитах для удобства туристов даже сделаны перила из натянутого каната.

Возвращаемся в кемпинг, собираем вещи, и в дальнейший путь. До Gaupne дорога всё время идет вниз, наслаждаемся спуском - 23 км.

Поворачиваем на Sogndal, и сразу пошли тягуны, солнце печёт, да и движение здесь очень плотное. Наконец неприятная часть пути пройдена, начинается спуск, крутить педали почти не требуется, веломашина сама несёт тебя. Слева огромный Sognefjord, проехали уже 70 км, очень красиво, иногда дорога идёт по самому краю берега. Этой дорогой мы уже проезжали в прошлый поход в 2005 г.

Паромная переправа Hella - Vangsnes, билет - 45 нкр и через 15 мин на другом берегу, с парома виден огромный, высотой 110 м, водопад Kvinnafossen. Отъехали от пристани 10 км, попался кемпинг, оцененный в 2 звезды. Поляна для стоянки у самой воды, а само здание с кухней и санузлами на горе. Из обслуги никого нет, но всё открыто. С моря дует сильный порывистый ветер, ставим палатку, ужин и спать...

102 км. 5:00 (9:00).

Click here -> 400x600 pix.
Перевал 986 м
Click here -> 600x400 pix.
Водопад

12.06.

Всю ночь ветер трепал палатку. Утром подъехал служитель, потребовал плату - 120 нкр за двоих. Завтрак, и вперёд к взятию новой вершины.

Проехали город Vik, и опять медленно лезем вверх на перевал - 986 м. Где-то часа через 2 останавливаемся в уютном кафе на горе, отсюда красивый вид на город. Продолжаем движение, точнее продолжает его Саня, у него более подходящая передача, а мне приходится идти пешком, так, и иду до вершины. А прямо на ней дорога проходит через небольшой тоннель и выходит на плато, где холодно и ветрено. Но много домов и здесь, разбросанных по горам, видимо их используют как дачи и летом и зимой. На одной из стоянок вдоль дороги видим кучу сваленных бамбуковых палок, ими обозначают края дороги зимой, неужели их для этого специально закупают? Этот вопрос мучил меня очень давно.

Спускаемся в долину, асфальт неважный, но скорость более чем достаточная, да и протяжённость спуска - 40 км впечатляет. Вдоль дороги был интересный объект - на одном из столбов на обочине весит велошлем, а в нём посажены цветы. Шутка или злой рок?

Прошёл мелкий дождь, первый за всё время в Норвегии.

Город Voss, немного поплутав, едем в кемпинг, он в центре города, две звезды - 140 нкр.

Полно народа, особенно на машинах и дачах. В кухне висит большой плакат - в двадцатых числах июня будет фестиваль экстрим-спорта - каяк, ВМХ, скайдайвинг, параплан и т.д.

81 км. 5:20 (9:00).

Click here -> 400x600 pix.
Click here -> 400x600 pix.
Двойной водопад

13.06.

Утро, всю ночь орали птицы, в этом кемпинге их оказалось уж очень много и все разные. Птицы подбирали крошки после уехавших туристов. Рядом с нами стоит палатка, а к ней подведён электрический провод от специального электрощита, и в палатке установлен довольно большой телевизор.

Выезжаем и по прекрасной дороге, которая идёт под горку, доезжаем до посёлка Granvin, и на перекрёстке сворачиваем, на велодорожку идущую до самого Bergen'а, а до него ещё 130 км, в одном месте проехали велотуннель. Проезжаем посёлки, в которых много фруктовых деревьев. Так прибываем в Kvanndal, далее паромом в Utne, 52 нкр за двоих. Едем вдоль Sorfjorden, являющегося одним из ответвлений Hardangerfjorden. Очень комфортная езда, всё время под уклон. Очень много водопадов, и самый красивый, находящийся между Odda и Josendal, двойной водопад Latefoss. Проехав развилку Josendal, встаём у реки на ночь...

103 км. 5:40 (8:00).

Click here -> 400x600 pix.
Haugesund гигантский мост
Click here -> 400x600 pix.
Вид с моста на город

14.06.

Ночью шёл довольно сильный дождь, небо в тёмных, низких облаках, прохладно. Около 30 км едем под гору, а потом то нудный тягун, то приятный спуск, рваный ритм.

Проезжаем тоннели, но все они закрыты для велосипедов, едем по объездным дорогам. В одном месте над гигантской пропастью подвесной мост, далеко внизу у самой кромки воды - лежит велосипед... Наконец после такой утомительной дороги подъезжаем к городу Haugesund, но и здесь не расслабиться, очень плотное движение и узкая дорога, жмёмся к обочине. Местами, где это возможно, выезжаем на велодорожки. Переезжаем фьорд по очень высокому мосту, точнее переходим, ехать невозможно, очень узкая тротуарная дорожка. Идём словно по воздуху, в средней части мост ещё выше, порывы ветра таковы, что с трудом удерживаешь велосипед, спуск с моста такой же крутой, как и подъём.

Уже поздно, надо вставать на ночь, но подходящего места нет, посёлки плотно идут один к другому, и плохо с водой. Набираем воды на заправке. Пошли поля, где пасутся овцы, коровы, лошади. Съезжаем с основной дороги и встаём на ночь на островке, где растут очень красивые голубые ели...

134 км. 8:15 (11:00).

Click here -> 400x600 pix.
Паром
Click here -> 400x600 pix.
Остановка на островах

15.06.

Утро. Солнце сильно нагревает палатку, не даёт спать. Едем в Skudeneshavn, там паромная переправа в сторону Stavanger, отправление в 13:40. пейзаж резко меняется, гор нет, небольшие холмы со скальными выходами, красивые бухты, не высокие сосны, много водоплавающих птиц.

Проехав 24 км, въезжаем на пристань. До парома ещё есть время, идём в кафе. Прибывает паром, из его чрева живо выкатывает веломобиль. Грузимся на паром. Отход. Кассир почему-то обошёл нас своим вниманием. А мы не стали настаивать, так и проехали бесплатно.

По пути паром заходит на остров Kvitsoy и здесь живут люди. Это целая группа островов, на одном из них расположено странное сооружение явно военного или космического назначения - гигантские антенны, растянутые по всему острову.

Прибыли в Randaberg и выезжаем в направлении Stavanger. Очень много машин на трассе. Ищем кемпинг, плутаем, два раза приходилось обращаться за помощью к прохожим. В итоге мы заехали в тупик, и тут одна женщина сама предложила нам помощь, хорошо, что она не оказалась HELP'ером, и показала правильное направление. Кемпинг Mosvangen - 200 нкр за две ночи, расположен у озера почти в центре города. Ставим палатку и едем в магазин, опять не везде берут карту Visa. Возвращаемся в лагерь, по кемпингу бродят утки и выпрашивают еду...

40 км.

Click here -> 400x600 pix.
На улице Ставангера
Click here -> 400x600 pix.
В музее нефти

16.06.

Утро принесло печальные вести. У меня украли велоштаны. С вечера я их постирал и повесил сушить, а сегодня их уже нет, очень жаль, я успел к ним привыкнуть. А у Сани проблема другого рода, в его слабое, незащищённое тело залез клещ, опять всё повторяется как в прошлый поход. Но, не смотря на все утренние неприятности, настроение бодрое, едем осматривать город, а точнее Музей Нефти. Проезжаем центр, зашли в собор, там внутри проходил фестиваль камерной музыки. Далее по набережной, сплошь уставленной столиками кафе и ресторанов, где плотно сидит праздный люд. Доезжаем до музея, билет - 80 нкр, выдают проспект на русском языке.

Великолепный музей, обязательно стоит посетить, всё о добыче, транспортировке, перепроизводстве нефти. Масса видеоматериалов, фильмов, многие экспонаты можно трогать и даже залезать в них, есть раздел имитирующий настоящую буровую платформу.

После музея ищем пирс, от которого завтра будем переправляться в Tau. Кемпинг, вечером пошёл довольно сильный дождь...

15 км.

Click here -> 400x600 pix.
Stavanger. Мост
Click here -> 400x600 pix.
Tau

17.06.

Всю ночь лил дождь, то, затихая, то, усиливаясь, часам к 13 дождь затих. Быстро собираемся и выезжаем. Пристань. Подошёл паром оригинальной конструкции, напоминающей букву П, с огромными зеркальными окнами. Выходим в море под большим мостом, из пассажирского салона красивый вид на город. Человек, продающий билеты опять прошёл мимо нас.

Прибыли в Tau, на пристани очередь из машин и караванов на паром в Stavanger, приехавших явно оттуда, куда мы направляемся...

Едем в направлении Jospeland, у посёлка Jossang сворачиваем к кемпингу "Preikestolen".

Ставим палатку, а нас грызёт очень мелкая мошка, оказывается здесь недалеко болото. Странно, но в кемпинге нет кухни, все готовят на своём газе. В этом кемпинге в основном останавливается большинство туристов, едущих посмотреть знаменитую скалу Preikestolen. Куда завтра едем и мы.

22 км.

Click here -> 400x600 pix.
Фьорд
Click here -> 600x400 pix.
Скала Preikestolen
Click here -> 400x600 pix.

18.06.

Встали поздно, спешить некуда. Выезжаем налегке до горы - 4 км, точнее до места, откуда начинается пеший подъём. Вдоль дороги стоят знаки - ставить машины, разбивать палатки запрещено. Доезжаем до стоянки машин и автобусов, въезд платный для всех, кроме велосипедов, сразу вспоминается мультфильм, где удав учил слонёнка, какие выгоды можно получить, имея хобот. "Вот тебе первая, вторая, третья выгода - говорил удав".

Сразу от стоянки идёт тропа 3,8 км, она отмечена специальным знаком, тропа в принципе рассчитана на тренированного человека. Местами она проходит по болотистым местам, взбирается по крупным валунам в гору, проходит возле небольших озёр, в которых в хорошую погоду можно искупаться, и в итоге приводит на саму скалу. Но тропа очень комфортная, по болотам проложены мостки из досок, сыпучий грунт укреплён вдавленными в него камнями. На крутых участках сделаны из камней ступеньки. Так что, не взирая на довольно хорошую нагрузку на ноги идёт и стар и млад. Многие идут с телескопическими палками в руках, некоторые останавливаются перекусить, захватив с собой термоса и бутерброды. По дороге встретили наших соотечественников из Питера.

Наконец выходим на гладкие скальные плиты, вдали виден зажатый горами Lysefjorden.

Ещё немного и мы на скале.

Да. Зрелище впечатляет, отвесная, с ровной вершиной скала, где-то очень далеко внизу вода. Животный страх не даёт подойти близко к краю, но можно заглянуть в бездну, если подползти к самому краю.

Мы знали куда шли, т.к. видели фотографии в интернете, читали отчёт 2006 г велотуристов из Уфы, но ни одно фото, ни какой рассказ не может передать этой высоты и красоты, лучше увидеть своими глазами.

И ещё, у этой скалы есть ещё второе название - PulpitRock. Через всю скалу проходит трещина, так что когда-то она обрушится, вот это будет плюх. А пока её надо увидеть, так же как и ледник, который как было уже сказано - тает.

Пробыв на вершине около часа, возвращаемся, ноги отвыкли ходить пешком, здорово устали. А в кемпинге узнаём, что сегодня в 19:00 организованы вертолётные облёты скалы, это для тех, кто не любит ходить. Обедаем, и тут выясняется, что и я где-то поймал клеща, удаляю его пинцетом, благо он не успел глубоко забраться. Вечером появился вертолёт, маленькая двухместная машина, желающие полетать выстраиваются в небольшую очередь. Вертолёт довольно быстро делает несколько ходок к горе и обратно.

К ночи мошка просто звереет, спасают спирали от комаров и огромное желание спать, после такого насыщенного впечатлениями дня.

Click here -> 400x600 pix.
Перспектива
Click here -> 400x600 pix.
Стоянка у моря

19.06.

Выезжаем в направлении Oanes, не большой переход на пароме, и мы прибываем в Lauvvik. Далее на Bryne, справа во всей красе открывается Северное море. У нас заканчивается газ, и во всех проезжаемых посёлках и заправках безуспешно ищем его. Это уже стало проблемой, в Норвегии, а также в последующем в Дании очень трудно найти баллоны Campingaz.

По обе стороны от дороги пастбища для выгула скота. Надо вставать, а подходящего места всё нет. Принимаем решение, съехать по дорожке между полями к морю. Но здесь нас ждёт разочарование, у моря не встать, и здесь огорожено колючей проволокой пастбище, коровы гуляют прямо по берегу. Встаём на крохотном пятачке у забора. Чуть позже выясняется, что мы палаткой перегородили тропу, по которой бегают припозднившиеся любители вечерних прогулок. Им приходилось прыгать через оттяжки палатки, но бегунов не так много поэтому ночь проходит спокойно...

79 км. 4:30.

Click here -> 400x600 pix.
Залив
Click here -> 400x600 pix.
В ожидании парома

20.06.

Жаркое утро, вставать не хочется, да и спешить некуда, паром отправляется в 22:00. Не спеша, собираемся и выезжаем. Едем вдоль моря, очень необычные ощущения, после горной части Норвегии, здесь почти равнина, справа до горизонта море, яхты, корабли, слева проезжаем зелёные поля, пастбища.

Прибываем в Egersund - конечная точка нашего маршрута по Норвегии. Паромная пристань находится на окраине города. В билетных кассах покупаем билеты. До отхода парома ещё есть время, можно пообедать за столиками у здания. Наблюдаем как большая чёрная птица, широко раскинув крылья, вот уже целый час сушит их на ветру. Подъехал парень на велосипеде, через некоторое время ещё один, явно велотурист, но как-то странно одет, белая рубашка, брюки, но в шлеме, и с большой картонной коробкой на велосумках. Началась регистрация. Из глубины бухты медленно появился паром. Открывается носовая аппарель и из неё, как язык выдвигается грузовой трап. Начинается выгрузка. Зарегистрировались и идём на посадку. Регулировщик указывает нам, где мы должны поставить и закрепить велосипеды, это общее место для всех владельцев двухколёсной техники - мотоциклы, велосипеды, скутера, мопеды. Поднимаемся в пассажирский салон, где стоят кресла, здесь почти нет пассажиров, не смотря на то, что паром проходящий, он пришёл из Bergen'а. Пошли погулять по судну, кафе, бар, ресторан, где играет ансамбль с красивыми солистками. Судно уже в пути, над морем свинцовые тучи, будет сильный дождь или ливень. С кормы фотографируем исчезающую на горизонте Норвегию, и идем спать.

47 км. 2:50.

Часть четвертая. Дания. - В липкой паутине дорог. Истинный лик владельца недвижимости под Копенгагеном. Мягкое и жесткое, Копенгаген как зеркало истинной демократии нравов. Гнев стихии.

Click here -> 400x600 pix.
Велосипедисты
Click here -> 400x600 pix.
Дом под соломенной крышей

21.06.

По внутренней трансляции парома сообщают, что паром прибывает в Данию. Ночь прошла беспокойно, во первых на море была гроза, а во вторых на этих креслах очень неудобно спать. На грузовой палубе встречаем вчерашних велосипедистов. Оказывается один, тот, что в белой рубашке, немец, накатал уже 8000 км, показал велокомпьютер, а второй норвежец. Немец что-то везёт в коробке весом 5 кг, но что именно так и не удалось понять. Делаем общую фотографию и выезжаем из парома.

Hanstholm - 6:30 утра, ветрено, но тепло. Сразу бросается в глаза обилие ветряков. Проехав несколько километров, у нас начинаются проблемы с движением по дорогам, это в Дании стало для нас неожиданностью. Оказывается не все дороги разрешены для проезда велосипедистами. С виду обычная дорога, не автобан, вдруг закрывается проезд запрещающим знаком, и заставляет съезжать на велодорожку. А велодорожки проложены не по прямой, а от посёлка к посёлку, часто уводя вообще в сторону от основной дороги. В результате наматываешь лишний километраж, теряется время. К тому же многие велодорожки, это обычная дорога для машин, просто транспорт ходит здесь очень редко, а есть велодорожки без асфальта, мелкий щебень или грунт. А самое интересное, бывало так, что на одной и той же дороге сначала разрешают, а потом запрещают движение. Весь день так мы и кружились по велодорожкам, хотя планировали за день добраться до Arhus, до него 180 км. Проезжая посёлки, появилась ещё одна не запланированная проблема, практически нигде не берут к оплате карту Visa, у них больше в ходу карты местных платёжных систем, особенно в магазинах датской торговой сети, хорошо было немного наличных в евро.

Добрались до города Viborg, уже поздно, пора думать о ночлеге. Едем в кемпинг, с трудом находим его. В администрации никого нет, решаем въехать, а оплатить завтра. На окраине кемпинга ставим палатку, рядом с пожилыми велосипедистами из Новой Зеландии...

156 км. 8:45 (13:00).

Click here -> 400x600 pix.
Между Odden и Rorvig
Click here -> 400x600 pix.
Оранжевый слизняк

22.06.

Утром сходу проезжаем мимо администрации "забыв" заплатить, движемся в направлении Arhus. В который уже раз нас выгоняют на велодорожку. Профиль дороги постепенно меняется, пошли небольшие подъёмы, изменился и пейзаж, очень похоже на среднюю полосу России. В лесах растут дубы, клёны. На одном из участков прокол, пока стоим, ремонтируемся, обнаружили растущую неподалёку черешню со спелыми ягодами. Проезжаем посёлок, в продуктовом магазине опять не берут Visa, решили попробовать на заправку Statoil, и о чудо принимают, добрым словом вспомнили Норвегию. Мимо проехал ярко красный Кадиллак с 2-мя ракетами в виде украшений по бортам. Прибываем в Arhus. Жара, длинный спуск через центр города, очень много велосипедистов, довольно крупный город. Едем на пристань паромной переправы. Билет до Odden - 250 дкр за двоих, отправление в 19:00. занимаем на стоянке свою полосу для погрузки на паром, как всегда вместе с мотоциклистами. Ожидание длится долго, по радио объявляют, паром задерживается. Наконец вот и он, это скоростной паром, развивает 85 км/ч, очень низкая посадка но, несмотря на это, только грузовых три палубы, внутри большой просторный зал с рестораном и кафе. Через час прибываем в Odden, поздний вечер здесь уже заметно темнеет. Едем по прекрасной дороге по косе, слева и справа море, и песчаные пляжи, воздух свеж и прохладен, так бы и ехать всю ночь. Но вот дорога уходит от берега, а мы едем дальше, через как будто вымершие посёлки. Только по редким огням в домах, да оставленным машинам понимаем, что кто-то здесь есть. Эта пустота в небольших городках в Скандинавии всегда поражает - и ведь время ещё не позднее, но не мяукнет кошка, не залает собака, как будто мор прошёл по посёлку, и от этого как-то жутко становится. На дорогу вылезли слизняки, их раздавленные бугорки из чёрной слизи устилают весь асфальт. Кстати в этот раз мы видели как классических чёрных, так и редких оранжевых, похожих на сваренную сосиску, и таких же огромных размеров.

Упёрлись в развилку, опять на велодорожку и въезжаем в ближайший посёлок, проехали его и упёрлись в какую-то пристань, возвращаемся. Нам нужна дорога на Rorvig, но найти её не можем, есть только указатели велодорожек под разными номерами. Случайно наткнулись на карту посёлка, и тут проходящая мимо дама с собакой вызвалась нам помочь. Она очень быстро указала на трассу, но когда мы ей объяснили про запрещающие знаки для велосипедистов, она задумалась не на шутку. К счастью мимо проходили два парня и дама, переговорив с ними на каком-то языке, объяснила ситуацию, и парень в два счёта показал нужную дорогу. Едем в указанном направлении и на развилке под знаком велодорожки надпись Rorvig. Наступила ночь, включили налобные фонари, проехав посёлок, упираемся в пристань, отсюда мы завтра идём паромом в Hundested. Но это будет завтра, а сегодня надо где-то переночевать. Здесь в посёлке среди домов это сделать негде. И тут пришла не плохая идея - съехать к пляжу, указатель на который мы проехали. Вернулись к знаку, 1 км крутим в сторону моря и под шум прибоя ставим палатку. 12 часов ночи, кипятим воду, в очередной раз заканчивается газ, выручают таблетки сухого спирта. Ложимся спать в надежде, что подъём не будет слишком ранним, т.к. завтра выходной день.

132 км. 7:00 (12:00).

Click here -> 400x600 pix.
Классический датский пейзаж

23.06.

Надежды на утренний сон не оправдались, ещё не было девяти часов, как на пляж потянулись любители утренних водных процедур. Из приехавших на машинах, велосипедах, а то и просто совершавших пробежку до пляжа, не смотря на прохладную воду, кое кто всё таки в неё полез. Матерясь на любителей здорового образа жизни "полезли" и мы, только из палатки наружу.

Опять на пристань, по пути закусив на заправке свежеиспечёнными булочками с кофе.

25 минут переправы на пароме древней постройки и мы в Hundested.

Направление Helsingor. Проезжаем городки Frederiksvaerk, Helsinge. В магазине решили проверить действие карты Visa - опять мимо. Пока ходили, начался дождь. Ждём уже час, а дождь то затихнет, то усилится. Надеваем непромокаемую одежду и вперёд. Вскоре дождь прекратился, вышло солнце.

Въезжаем в Helsingor, на перекрёстке мужик в кожаной жилетке и широкополой шляпе, в лёгком подпитии обращаясь к нам, спрашивает: "откуда вы"? отвечаем - "из России". "From Russia with love" - уточняет он.

Довольно легко находим кемпинг "Helsingor сamping Gronnehave". Сегодня суббота, в кемпинге полно народа, над лагерем стелется густой, едкий дым от жаровен, на которых жарятся огромные куски мяса. С такой плотностью туристов на 1 кв.м площади, служитель кемпинга быстро находит нам место под палатку. Оказывается сегодня у датчан какой-то праздник, весь народ высыпал на набережную, слышен грохот салюта. Кемпинг не отгорожен, с одной стороны набережная, с другой железная дорога, и люди срезая путь идут прямо через кемпинг, многие уже в хорошем подпитии. Да и в кемпинге народ не зевает, у каждого из "караванщиков" на столе стоит бутылка вина, а в центре кемпинга у пищеблока веселье достигло апогея, от десятка жаровен в округе ничего не видно. Ночью пьяная тётка, запнувшись, чуть не свернула нашу палатку, а весёлый народ ещё долго до утра бродил по лагерю...

63 км. 3:20.

Click here -> 400x600 pix.
Замок Kronborg
Click here -> 400x600 pix.
Ветряки

24.06.

С утра едем на осмотр замка Kronborg, он совсем рядом. С крепостной стены замка открывается красивый вид на шведский берег. Здесь встретили группу туристов из Украины. Сам замок довольно скромен в плане роскоши, только огромные гобелены и очень красивая ручной работы мебель. Спустились в казематы замка, на входе стоит специальный аппарат, где продают фонарики - 20 дкр. Смысл этого стал понятен за первой же дверью, оказывается, в подземелье почти нет света, это сделано специально, что бы подчеркнуть мрачность казематов.

Ещё этот замок знаменит тем, что Вильям, наш, Шекспир поселил Гамлета именно здесь. Тень отца мы не видели, и могилу бедного Йорика не нашли...

Теперь наш путь лежит в Kopenhagen, до него 40 км, дорога идёт вдоль берега моря. Неожиданно нас накрывает дождь, пережидаем его на автобусной остановке.

Пошли пригороды, очень плотная застройка буквально дом к дому. Здесь у Сани произошёл прокол, встаём для ремонта под большим деревом возле входа в дом. Саня ремонтирует, а я глазею по сторонам и замечаю, за нами поглядывают с другой стороны дороги мужчина и женщина. Вдруг они перешли дорогу и направились к нам, мужчина, указывая рукой на открытые ворота, почти прокричал, что это частная территория!!! Вы должны её покинуть! Хотя до его территории был как минимум метр, полтора. Он повторил это ещё раз, и лицо его перекосило гневом. А я подумал вот оно звериное лицо капитализма, а в слух сказал, что через минуту мы уедем, благо Саня свой ремонт закончил. Накричавшись, землевладелец с женой исчез в глубине своего двора.

А мы поехали дальше, но далеко уехать не смогли, начался проливной дождь, теперь мы стоим под огромным раскидистым дубом, одев всё, что можно от дождя. А он всё прибавляет, на дорогах образовались огромные озёра из воды, она переливается через бордюрный камень. Дождь достиг уровня тропического, я не был в тропиках, но наверняка он так и выглядит.

Ливень продолжался минут 40, и стал затихать. Пробуем ехать. Вдали появились очертания большого города, прямо в море видны фермы ветряных установок. Въезжаем в город. Находим кемпинг "Bellahoj camping Copenhagen". Он расположен почти в центре города, на огромном поле. Пока ставили палатку, подошла женщина и спросила, откуда мы. Узнав, что мы из России, ответила на русском, что она путешествует по миру, сегодня здесь, завтра в Америке, а потом попросила сигаретку. Кемпинг ещё тот - мыла нет, бумажных полотенец нет, газ на кухне закончился, в туалете, как у нас все стены расписаны звёздами, именами и разными "факами".

Быстро темнеет, засыпаем под заунывный вой полицейских сирен.

Click here -> 400x600 pix.
Пешеходная зона
Click here -> 400x600 pix.
Русалочка
Click here -> 400x600 pix.
Вывески

25.06.

Утро, выезжаем в город. Очень не обычные ощущения передвигаться по велодорожкам в городе. На дорожках надо соблюдать те же правила, держаться правой стороны, а об этом часто забываешь. Город чем-то напоминает и Стокгольм, и С. Петербург одновременно, много старинных зданий, площадей, есть каналы. Но больше всего поражает количество велосипедистов на самых разных велосипедах, самых разных возрастов. Иногда велодорожки можно перепутать с обычной дорогой, настолько она широкая. По пути встречаем много веломагазинов, как правило, это магазин и мастерская под одной крышей. Кое-где приходится ехать по булыжной мостовой, что огорчает.

Как в любом крупном городе, не говоря уже про столичные города Скандинавии, в Копенгагене много музеев. И вот с утра, когда мы обсуждали какой музей выбрать для начала, остановились на музее Эротики. Во-первых, к нему ближе ехать, во-вторых, сегодня он открыт, в третьих во всём мире подобных музеев единицы, хотя может и ошибаемся.

Центр. Пешеходная зона. Разноязыкая толпа, а кругом магазины, кафе, рестораны, вывески зазывают просто небывалыми скидками до 70%. И это не рекламный трюк, в одном из спортивных магазинов, как раз напротив музея я купил велоштаны за 150 дкр, хотя они первоначально стоили 330 дкр.

Музей "The Word Famous Museum Of Sex, Love & Pornography". Яркую, блестящую огнями вывеску украшают пять звёзд, вероятно, это уровень или класс музея, как у гостиниц. При оплате двух билетов - 198 дкр, выдают глянцевый проспект, упрятанный в чёрный пластик. Очень спорный музей - смешит, удивляет, шокирует, просвещает. Любитель секса и порно, мягкого и жёсткого, найдёт здесь экспонаты на любой вкус. Музей однозначно стоит посмотреть.

Теперь на набережную к Русалочке - визитной карточке Копенгагена. Здесь полно туристов, преимущественно корейцев и японцев, причаливают экскурсионные катера.

Спустились на станцию метро - стекло, бетон, сталь, с поверхности до уровня посадки в электропоезд сделан 3-х пролётный эскалатор, и лифт для инвалидов. Мы опять на пешеходной улице, кое-где слышна русская речь, появились уличные музыканты, заполняются народом уличные кафе и рестораны.

Начало пятого, заметно прибавилось велосипедистов, на велодорожках движение такое же плотное, как и на основных магистралях, не зевай! Безуспешно пытаемся найти баллоны для газа. Даже зашли в магазин "Москва" узнать у русскоязычных продавцов, но мы им с нашими проблемами были не интересны. Кемпинг, готовим на остатках газа, а в вечернем небе свинцовые тучи. Что-то будет...

Click here -> 400x600 pix.
На таких машинах развозили пиво
Click here -> 400x600 pix.
Куча

26.06.

Всю ночь шёл проливной дождь, но палатка устояла. Сегодня у нас музей под номером два. После вчерашних "зрелищ", сегодня хочется "хлеба", и это будет музей Пива. О нём я наслышан от наших моряков ещё в Мурманске. Полное название его "Carlsberg Visitors Centre".

Выезжаем рано, город только проснулся, из кондитерских ароматный запах свежей выпечки, на площадках уличных кафе расставляют столы и стулья.

Музей - билет 130 дкр, сюда же входит дегустация пива в специальном зале-баре. Очень интересные экспозиции, всё о производстве пива, есть уникальная коллекция полных пивных бутылок со всего мира, в том числе и из России. В зале висит доска, где первой строкой общее количество, а второй дата поступления последней бутылки. После осмотра идём в бар, здесь за отрывные талоны к билету, можешь взять 2 по 0.33 л любого пива выпускаемого компанией Carlsberg. На голодный желудок пиво слегка пьянит, продолжать дегустацию дальше можно, но уже за наличные.

Опять мы на улице среди велосипедистов. Присматриваемся к манерам поведения в их среде, рука, поднятая вверх - остановка, правая согнутая в локте вверх - поворот на право, главное во время успеть заметить, иначе Бум! Популярны звонки механические - классические, современные - электронные. Одежда велосипедистов - всех форм направлений и комбинаций, деловой костюм, юбки мини и макси, рейтузы, шорты, спортивная одежда. Обувь - кеды, сапоги, туфли на шпильках, велообувь. Довольно часто можно увидеть беременных женщин крутящих педали. Так поворачивая головой в разные стороны, доезжаем до Экспериментариума, это что-то среднее между музеем, лабораторией и школьными уроками физики, химии, анатомии, естествознании. Но всё равно занятно, многие физические явления представлены в виде опытов и экспериментов.

Возвращаемся, опять проблемы с Visa, заезжаем в маленький магазин, где торгует араб, на полках макароны, рыбные консервы, а напротив DVD диски с жёстким порно. Араб берёт все виды пластиковых карт.

В кемпинге на кухне появился газ, на радостях варим компот. На город опускается ночная тьма, в которой слышен рёв мотоциклетных двигателей, а вслед за ними вой полицейских сирен...

Click here -> 400x600 pix.
В кемпинге Ore Strand

27.06.

Ночью был дождь, пока собирались в дорогу, опять подошла тётка, сказала, что в кемпинг въехала большая группа поляков, а потом пожаловалась на больное горло...

Пошёл мелкий дождь, одеваемся в "защиту'' и вперёд на выход. Слегка блуждаем в поисках выезда из города. Попутно лишний раз убеждаемся, есть слова в датском языке понятные без перевода:

Kiosk - киоск

Sandalet - обувь

Kartofler - картофель

Cloakservice - канализационная служба

Между тем дождь усиливается, а в месте с ним и ветер. Стоит выехать на открытый участок, как порывом ветра велосипед буквально валит на бок, огромного труда стоит удержать руль, при этом ещё приходится сжимать мёртвой хваткой тормоза, чтобы тебя не утащило под проезжающую машину. Так и едем под прикрытием леса можно немного расслабиться, но вот появляется поле, боковой удар, ускорение, велосипед как яхта начинает ходить галсами, снова лес, опять бросок, но уже в другую сторону. Останавливаемся на заправке Statoil, в боксе мойки стоят мотоциклисты, приглашают встать к ним. Нам осталось около 30 км. В магазине продают алкоголь, он бы сейчас не помешал. Выпиваем по кружке горячего кофе, и в путь. Ветер достигает ураганной силы, вдоль дороги лежат мёртвые птицы, с деревьев опасно падают ветки.

Vordingborg, На въезде в город выстроилась огромная очередь из машин, полицейские разруливают ситуацию. Уходим на велодорожку, и тут меня сдувает в кювет, до кемпинга совсем немного, но сил уже нет, а в это время проказник ветер валит заборы, ломает деревья и рекламные щиты.

Кемпинг, за всё время путешествий по Скандинавии впервые берём домик - 300 дкр, 2 двухъярусные кровати, стол, 4 стула, о палатке не может быть и речи, всё залито водой, как впрочем, и мы. Сбегав в магазин за двумя бутылочками "Akvavit" - датской водкой, ужинаем и спать...

98 км.

Часть пятая, заключительная. Домо-о-о-ой!!!! Как аппетитно хрустит надувной матрас. Как Русские шведов победили.

Click here -> 400x600 pix.
Click here -> 400x600 pix.
Мото
Click here -> 400x600 pix.
Он доставит нас в Helsinki
Click here -> 400x600 pix.
Superfast Silja Line Tallink

28.06.

Утром разбудил звук работающей бетономешалки. Выглянули в окно, солнечно, рабочие делают фундамент для строящихся домиков.

Выезжаем в направлении Gedser, всюду видны следы вчерашней бури - сломанные деревья, лежащая на полях пшеница. По длинному мосту 4.5 км переезжаем на другой остров, опять поля, поля и ветряки.

Gedser. Паромная переправа в Rostock. Билет - 95 дкр. Много туристов немцев, возвращающихся домой. Посадка и отплытие. Стоя на корме и наблюдая, как Дания медленно растворяется на горизонте, есть повод задуматься, а что же интересного было в Дании?

На мой взгляд, Дания скучна и однообразна, езда по дорогам слишком путана, хотя профиль и качество дорог позволяют передвигаться очень быстро, это при условии, что вы едете по прямой. Больше всего запомнились бесконечные поля, из-за равнины не видно перспективы, от этого создаётся ощущение, что стоишь на месте, или едешь по кругу. Не принятие карт Visa, то же внесло свою отрицательную роль. Пожалуй, самым ярким пятном было посещение Копенгагена, это город который обязательно стоит посетить.

Прибываем в Rostock, сразу чувствуется, что это большой морской город, довольно долго входили в гавань.

Переезжаем с одного причала на другой, на паромную линию "Superfast", она совсем рядом. Берём билеты, администратор говорит по-русски с лёгким акцентом. Отправление парома в 5:00, а посадка накануне с 23:00, в зале ожидания много наших соотечественников. Ожидание длится довольно долго, прибывают мотоциклисты, молодая пара на очень древних мотороллерах "Vespa", и один парень на веломобиле.

Началась регистрация, потом около часа ещё стоим на пирсе у самого парома, а из него всё выгружают и выгружают контейнеры. Посадка, находим свою каюту с раскладными креслами, но в этот раз мы берём с собой спальники и "забиваем" места на полу. Мотоциклисты тоже здесь, один из них развернул на полу надувной матрас. Пробежали до кафе, перекусили и спать.

74 км. 3:40.

Click here -> 400x600 pix.
В "спальном" салоне

29.06.

Всю ночь хлопала дверь, да байкер крутился на своём матрасе, издавая жуткий хруст, такое впечатление, что он спал в морозную ночь на снегу. Но тем не менее выспались хорошо, спешить некуда. Ждём обеда, это будет шведский стол, платишь 20 евр и ешь от пуза. А пока исследуем судно, на верхней палубе нашли забавную вещь, туалет для животных. По радио приглашают на обед. Похоже на пароме большинство пассажиров русские, все надписи продублированы по-русски, кассир в ресторане тоже говорит по-русски. После обеда отдых в каюте. Вечер плавно переходит в ночь, завтра в 6:00 прибываем в Helsinki.

Click here -> 400x600 pix.
"Реконструкция" битвы
Click here -> 400x600 pix.

30.06.

Подъём, по радио приглашают на завтрак, тот же принцип что и в обед, только 12 евр.

Паром входит в гавань и встаёт к причалу. Город ещё спит, пустынно, но на рыночной площади у памятника Александру 1 уже расставляют торговые ряды. Параллельно нам едет пара на мотороллерах, на развилке машут рукой и уходят в сторону. Немного поплутав на выезде, едем в сторону Porvoo.Опять проблемы с колесом, вся покрышка изрезана датским мелким гравием. На выезде из Loviisa, видим странное действо. На опушке леса возле крепости масса народа, а в центре люди в старинных камзолах с ружьями. Из толпы нас приглашают посмотреть представление. Это финка говорящая по-русски, она рассказала, что в этом месте каждый год проходит это мероприятие. Русских солдат играют любители исторических игр из Ивангорода. Тем временем на лужайку вышел русский дозор в красных камзолах с длинноствольными ружьями, они заметили шведов, грянул залп. Оказывается всё оружие стреляет и довольно громко. Теперь очередь шведов они в зеленом, у них к ружьям подключились пушки, грохот стоит невообразимый. Женщины детям закрывают уши руками.

Не дождавшись развязки, хотя и так ясно, победа будет за нами, поехали дальше. Доехали до развилки на Kotka, зашли в новый торговый центр, явно рассчитанный на русских туристов. Купили в подарок по бутылке финского морошкового ликёра "Lapponia" - 9.99 евр.

Свернув в лес, встали на ночёвку.

132 км. 6:30.

1.07.

Жаркое солнечное утро. По трассе без конца идут фуры в обе стороны. Проехали Pyhtaa, Hamina. В кафе, куда зашли на чашку кофе, за прилавком оказалась девчонка из Мордовии, уже 7 лет живёт в Финляндии. За 15 км до границы уже начинается очередь из наших большегрузных машин, жара, водители загорают. Вдоль трассы финны поставили для них пластиковые биотуалеты.

Мы съезжаем на велодорожку и по ней до самого пограничного перехода Vaalimaa. Меньше пяти минут понадобилось, чтобы пройти контроль, переезжаем на КП "Торфяновка", тут стоим минут 30-40. Жара, очередь. Родина встречает переполненными мусорными баками и мусором вдоль дороги. Едем в Выборг, дороги в городе, особенно на въезде - Ужас! Сегодня воскресенье, народ отдыхает у воды и на воде. После чистой, аккуратной Скандинавии, мусор, грязь в местах отдыха, плохие дороги, всё это "бросается" в глаза. Вокзал, времени совсем не остаётся, начинается посадка на электричку. Вагон набивается битком, народ ворчит на нас и наши велосипеды. Так доезжаем до Питера. Ладожский вокзал.

Ночёвка и утренним поездом отбываем в Мурманск.


© О. Поженский (текст, фото);

А. Прейс (редакция текста, карта). 2007 г.


велоклуб "Мурман"


Created by Vlad Vasiliev on 17 Nov 2007
Last modified on 19 Nov 2007
Hosted by uCoz