На байках в центр Азии

Постепенно туристы, несмотря ни на что, возвращаются в казалось бы уже забытые по известным причинам районы: спелеологи снова частые гости в Абхазии, группа А. Крупенникова, известная велопробегом по Сванетии, в этом сезоне проделала когда-то классический пятерочный веломаршрут по Памиру из Харога в Ош, завершив его после пересечения хребтов Тянь-Шаня в Бишкеке. Но существуют районы, которые даже в советские времена были мало освоены туристами.

Велосипедная пятерка по Сибири: 1200 км за 23 дня

К таким местам относится территория небольшой российской республики Тува (ныне Тыва). Эта республика, раскинувшаяся у истоков великой сибирской реки Енисей среди Саянских гор, стала самостоятельным государством восемьдесят лет назад, отделившись от Манчжурии следом за соседней Монголией. В 1944 году Тува добровольно стала российской автономией. Тувинцы, небольшой самобытный народ с древней историей, занимаются в основном скотоводством. Но кроме самого большого в России поголовья верблюдов, Тува обладает огромными запасами асбеста и урановых руд. После войны в Ак-Довураке вырос асбестовый комбинат, продукция которого в виде асбестовых строительных блоков пользовалась большим спросом в Западной Европе. После обнаружения в восьмидесятых годах канцерогенных свойств этого материала, экспорт асбеста прекратился. Не удивительно, что в начале девяностых виноватым во всём оказалось и без того не многочисленное здесь русское население, вынужденное покидать республику.

Маршруты по Туве совершали и совершают в основном водники. Из районов, отстоящих от известных рек, более-менее лыжниками был освоен Шапшальский хребет и район самой высокой точки Западного Саяна вершины Монгун-Тайга (3970 м.), куда в этом году заглянула питерская лыжная экспедиция под руководством К.Бекетова. Горы восточной Тувы вообще мало изучены. За Тувой лежит Восточный Саян с его хорошо знакомыми мне по пешеходным путешествиям Тункинскими и Китойскими гольцами. Всего несколько велосипедных походов проводилось по Туве.

Наша группа сформировалась при проведении школ по велотуризму в турклубе МВТУ им.Баумана, и заявила о себе в прошлых сезонах сложными маршрутами по Алтаю, Забайкалью и Прибайкалью. В этом году в наши планы входило связать эти знакомые нам районы сложнейшим транссаянским велосипедным маршрутом от Телецкого озера на Алтае вдоль Чулышмана, через Шапшальский хребет и всю Туву в Таджинскую котловину, откуда через район пика Топографов, рек Сенцы и Оки саянской на Манку-Сардык (3491м.) и, далее, через перевалы Тункинских гольцов и долину Иркута к Байкалу в Иркутск. Это было бы за месяц около 1800 километров, заявленные как две последовательные велочетвёрки. Только велосипедый маршрут позволяет посмотреть сразу такой обширный и интересный район. Кроме того для пересечения Западного и Восточного Саянов требовалась хорошая пешеходная подготовка. По вопросу откуда начинать: из Иркутска на запад, или с Алтая на восток , в группе шли жаркие споры, конец которым в начале июля положило наводнение в Прибайкалье.

Из-за транспортных особенностей заброски на Чулышман выгоден состав группы в 5-6 человек. Наша шестерка, во время предварительных тренировочных скаток, выбиралась на конкурсной основе из уже схоженных претендентов прежде всего по уровню технической и физической подготовки. Для намеченного сверхсложного маршрута это понятно. Довольно неожиданно, конкурс прошла девятнадцатилетняя Маша Сергеева - единственная наша участница. Хотя у неё был опыт только велодвойки, но она поразила всех своей подготовкой и стремлением испытать себя.

Правда в велотуризме присутствует и другой отборочный критерий - надежность, вес и функциональность техники. Он тоже не мог нами игнорироваться. Средняя цена наших велосипедов выходила под тысячу долларов. Это позволяло минимизировать запасные части. И хотя в уровне новизны наших велосипедов разброс был небольшим (STX-XT), он в конечном итоге дал о себе знать: погнулся именно единственный у нас одинарный обод, сломалась самая дешевая втулка. Из запчастей у нас были только спицы, вставки в обода, одна кевларовая покрышка и по камере у каждого. Хорошо зарекомендовали себя два титановых хардтейла с весом менее одиннадцати килограммов, которые были собраны самостоятельно из отечественных рам и высококлассных деталей. Спальные коконы, рассчитанные до заморозков, были на современных синтетических утеплителях химической компании DuРont и весили от 800 гр. до килограмма. Отлично зарекомендовала себя экспериментальная двухместная двойная палатка-полубочка с тамбуром без тентовых швов торговой марки "Тур-СК" весом всего 1650 гр.(!) вместе с дугами и четырьмя основными колышками.

Дорога

Итак, заранее куплены плацкартные билеты в Барнаул (по 800 руб.) Из Барнаула до Телецкого озера четыре с половиной сотни километров по сравнительно равнинной дороге решено ехать на наёмном микроавтобусе, которые всегда к услугам туристов прямо возле вокзала (рядом автовокзал). Такая заброска в этом году обошлась в 4500 рублей.

17 июля выгружаемся из вагона на перрон. Московский поезд №96 прибыл в Барнаул около 11 часов по алтайскому времени. Один из нас, долетевший на самолёте, уже встречает нас с микроавтобусом. Шестой участник в последний момент остался в Москве из-за проблем на работе. Выгружаем привезённые нами вчетвером пять разобранных велосипедов. Будь билеты купейными, лишнему велосипеду точно не нашлось бы места, а так, вези их хоть десять штук, только заверни во что-то наподобие чехлов и убеди соседних пассажиров, что они не будут убиты ночью падающей рамой или педалью.

Чулышман

Поездка на микроавтобусе вместе с обеденной остановкой занимает семь часов. В половине восьмого мы в Артыбаше около устья Телецкого озера. Немедленно пытаемся отправить телеграммы и нанять плавсредства. Если первое нам не удается, то частные моторки даже в столь поздний час всегда к вашим услугам. Извозом занимаются сотрудники местных турбаз. При отсутствии регулярных рейсов их услуги обходятся недешево. Необходимые для нас, велосипедов и поклажи две моторки после торга обошлись в пять тысяч рублей. Озеро в предзакатные часы очень красиво. Гористые берега, покрытые хвойным лесом, обрываются прямо в воду. Фактически, озеро представляет из себя продолговатое и извилистое естественное водохранилище. Двухмоторные лодки несутся под пятьдесят километров в час. Через час смеркается, ещё через час в полной темноте причаливаем у устья Чулышмана. Встаем на песчаной косе усыпанной сухими деревьями. Рядом огромный костёр водников, закончивших позавчера сплав. Нас предупредили, что прошлой ночью какой-то маньяк изрезал им все повешенные сушиться вещи. Волнуемся прежде всего за наши покрышки.

С утра стартуем вверх вдоль Чулышмана. Хорошая грунтовка идет левым берегом. Березовый лес в районе поселка Балыкча напоминает подмосковный. Переезжаем по мосту Башкаус. Выше впадения Чульчи ландшафт меняется. Появляются полупустынные поля с выжженной травой, затем долина, скованная разноцветными осыпными склонами, сужается. Через 80 км грунтовка, забираясь серпантином влево, уходит на перевал Катуярык. Нам дальше вдоль Чулышмана, теперь уже без дороги. Хотя на заготовленной в Москве двухкилометровке и показана мощная тропа, что это вряд ли так, понимаем сразу, столкнувшись с крупной осыпью прижима, сквозь которую ведет едва заметная тропка. Приходится периодически катить велосипеды. Через несколько десятков километров тропинка исчезает. На заросших колючими кустами склонах левого берега встречаются только отдельные участки звериных троп и те завалены буреломом. На правом, недоступном нам пока вброд, берегу сплошной тропы по видимому тоже нет. Велорюкзаки несутся только на себе. В отдельных местах некоторые дважды челночат вначале с рюкзаком затем с велосипедом. Мне удобнее. Часть груза у меня в сумке внутри рамы, остальная в обычном рюкзаке.

В третий день педали откручены и пройдено только 12 км. Такого "рекорда" у нас не было никогда. Тропа появляется только к вечеру четвертого дня напротив впадения р.Шавлы и сразу переходит на правый берег. Здесь наш ждёт запланированный серьёзный брод. Уровень воды в реке для этого сезона довольно низкий и это обнадёживает. Первый, перейдя с третьей попытки со штоком чуть выше пояса,, натягивает перила из 70-метрового кевларового шнурка. Отдельно переносим рюкзаки. Велосипеды, пристрахованные к перилам, полощутся течением. Это единственный способ их переправы, ведь неся велосипед невозможно пользоваться штоком. Теперь нам предстоит подняться на 600 метров на склон правого берега, где проходит сильно заболоченная, но все же позволяющая ехать, тропа. По московскому плану мы должны были быть к этому моменту уже в Туве. Продукты заканчиваются. На их пополнение мы можем рассчитывать только в деревне Язула, куда добираемся через полтора дня после брода.

Алтайскими тропами

Язула - основной пункт заброски водников на Чулышман. Несколько лет назад ее соединили грунтовкой с Усть-Улаганом. Магазина здесь нет. Кое-что из продуктов удаётся раздобыть у местных "комерсантов". Тушенки тут не бывает, и мы покупаем местное мясо, названное говядиной, но вряд ли таковой являющееся. Подсолив и подкоптив его, мы обеспечиваем себя мясным на пять дней.

Алтайцы на чем свет ругают тувинцев и обвиняют их в конокрадстве. В 5 километрах за Язулой кордон заповедника, бывший до 1944 года погранзаставой. Оформлять документы для прохода сквозь заповедник следует в Артыбаше.

Старший егерь Сергей, оказавшийся в душе путешественником, любезно провожает нас до моста на левый берег Чулышмана и рекомендует добираться к озеру Джулукуль по долине Каракема через перевал Неожиданный (н/к) и по Богояшу.

На этом участке есть тропа в березовом стланике, позволяющая наполовину ехать, а вдоль Богояша идут отдельные грузовые колеи обозначенные на карте как дороги. Участок очень живописен. Особенно впечатляют своими величественными просторами широкие заболоченные, со множеством озер, верховья Колбакаи и плоскогорья вдоль Богояша. Из находок следует отметить кусок обшивки ракеты и старую велосипедную педаль посреди бескрайнего голого плоскогорья. В верховьях Колбакаи нас обогнал, демонстративно обойдя стороной на расстоянии неузнаваемости лиц, караван из четверых вооруженных всадников и белой кобылы на привязи.

Шапшал

Берега огромного озера Джулукуль, откуда берёт начало Чулышман, кишат куропатками. Браконьеры угостили "бедных студентов" рыбой и бесплатно дали хлеба и колбасы. К востоку виден величественный с мягкими формами массив Монгун-Тайги (3970 м), покрытый ледовым панцирем.

Несмотря на открытое пространство, ориентироваться в окрестностях озера среди кустов, мелких озёр и исчезающих вездеходных следов сложно. Если бы здесь часто был туман, то без GPSки практически невозможно было бы путешествовать. По карте в цирк Шапшальского перевала ведет дорога. На самом деле до геодезического репера только единственная колея от ГАЗ -66. Выше, до горловины цирка не видно даже тропки, а вот потом, наискосок по осыпям поднимается хорошо разработанная лошадьми тропа. Перевал высотой 3097 м классифицируется как 1А. Не будь тропы, для группы с велосипедами это было бы сложнейшим препятствием. Крутизна осыпи взлета непосредственно перед седловиной достигает 40 градусов. Тропа позволяет катить колесную технику траверсом. Ещё удобнее мой способ прицеплять легкий велосипед к рюкзаку. Этот перевал известен как единственный из категорированных, пройденных пару лет назад мототуристами.

Тува

Спуск в Туву по тропе, через несколько террас и сбросов, несложен. По большей части даже можно ехать. Природа тут абсолютно другая. Долина окаймлена мощными альпийскими горами, пихты и ровная травка напоминают парк. Ниже по долине Шуя начинается дорога. Несёмся вниз мимо пастбищ. Довольно неожиданно основная дорога забирается на левый борт долины и через пару перевалов ведет к селу Байтал. На каждом даже незначительном перевале здесь по большому туру в основном из бутылок - характерный признак Тувы. Перед селом местность становится пустынной. Еле находим воду для ночевки.

Проскочив с утра не останавливаясь, первый на территории Тувы населенный пункт въезжаем в большое село Тээли. Русского населения здесь вообще нет. Пока стоим у почты, к нам начинает приставать местное хулиганьё. Покидаем Тээли по асфальтовой дороге и встаем на днёвку в 15 км в зарослях облепихи на реке Хемчик. Позади уже пятьсот непростых километров грунта. Сразу становимся объектом интереса местных чабанов. Предложив нам сначала за дешево целого барана, они в навязчивой форме снабжают нас потом молоком уже по тройной цене. Во время последнего визита к нам, кто то из местной молодёжи увёл у нас гаечные ключи. Весь следующий вечер в наши палатки с противоположного берега дети, ругаясь по-русски, бросают камни.

Делая по 130 км в день по единственной в республике автотрассе с редкими машинами, за три дня добираемся до Кызыла. Местность представляет собой полупустынное нагорье, пересекаемое невысокими хребтами Западного Саяна. В Кызыле вечер, на который пришелся день рождения нашего видео-оператора, проводим в гостях дома у знакомого по лыжным походам спасателя Павла. С утра едем на набережную к месту слияния истоков Енисея. Здесь находится обелиск "центр Азии".

Ещё пробираясь сквозь буреломы на Алтае, мы выбились на четыре дня из маршрутного графика. Нагнать не удалось, а восточная часть маршрута более трудная и время поджимает. Решаем ехать на север в Абакан. Четыре с половиной сотни километров до него проезжаем за пять дней. У города Туран возле трассы - курган, где только что археологи вырыли много скифского золота. Таких курганов в Туве много. Подъём на перевал, отделяющий Туву от Красноярского края. Ландшафт резко меняется: тувинские степи сменяются сплошной тайгой с небывалым количеством ягод. У Маши серьезно ломается велосипед. Последнюю пару сотен километров ей приходится проехать без свободного хода, постоянно крутя педали. По пути делаем дневку в районе красивейшего хребта Ергаки. Совершаем радиальный выход на "Спящий Саян". Красивая курортная местность с сосновыми борами по берегам чистых вышедших на равнину рек в окрестностях Шушенского.

Добираемся до города Абакан, где несмотря на недавний проезд по Трансибу корейского вождя, нам довольно легко удаётся взять билеты. Поход закончен. Позади - 1200 километров асфальта, грунтовки и бездорожья, 15 перевалов (правда, 13 из них н/к), множество бродов. Переполненные впечатлениями, мы возвращаемся в Москву. Ждем следующих сезонов.

В походе было сделано много красивых фотографий хорошего качества с видами природы. Посмотреть их можно в Интернете по адресу www.isacov.narod.ru/velo.htm.

Бондаренко Олег



Завпиту на заметку

Садитесь жрать, пожалуйста!

индивидуально-групповая раскладка для горных и лыжных походов

Лет десять назад мои любимые участники, возвращаясь из "шестерок" и попадая в первый сельмаг, бывало падали в голодный обморок от вида круп, сгущенки и килек в томате.

В то время мы еще не умели отдыхать по настоящему. Позже пришла идея: "В походе нужно питаться хорошо и вкусно!".

У каждого из опытных участников свое представление о том, какие и в каком количестве на маршруте должны быть продукты и когда их нужно поедать. Чтобы не возникало споров и потасовок, мы в 1991 году придумали индивидуально-групповую раскладку. Ее идея в том, что вся еда делится на две части. Первая - общественная. Это то, что удобно варить в общих канах. Вторая - личная. Это все, что можно съесть индивидуально. Вкусы у всех разные. Есть и вегетарианцы и сыроеды и просто больные (гастритчики, язвенники и т.д.) люди.

При сравнительно небольшом наборе продуктов легко прийти к согласию о меню. К концу похода аппетиты возрастают, и это также легко учесть в индивидуальной раскладке. Женщинам тоже легко ходить. Имея скидку процентов пятьдесят на общественное снаряжение по сравнению с участниками - мужчинами, они берут поменьше и личных продуктов, так как часто мечтают похудеть.

На свои маршруты мы ходим отдыхать и стараемся испытывать максимальное удовольствие, в том числе и со стороны потребления пищи. Каждый берет для себя самое лучшее, вкусное и любимое. Соотношение общественной и личной частей раскладки примерно 1:1 по весу. На лыжных маршрутах общественная часть раскладки распространяется на всю группу. Все готовится на общем костре или на кухне в шатре. В горных походах - общественная часть может касаться только одной палатки - связки. Из-за особенностей маршрута группа тогда имеет возможность полностью не собираться вместе на биваке, что бывает очень удобно на сложном рельефе.

У Вас, читатель, наверно возникнет вопрос, как же мы поедаем личное, в углу по тихому? Совсем не так, а очень даже шумно и со вкусом! Все делятся, угощают и меняются. В кулуарах можно услышать и такие возгласы: "Угости! Не отнимать же у тебя такую вкуснотищу!". Кроме того, есть еще и Сюрпризы по 0.5 кг на каждую душу, если поход, например, на две недели. Предостережение тем, кто хочет применить такую продраскладку. Ее лучше использовать опытным участникам. Если вы пока начинающий турист, то доверьтесь знающему завпиту, переложив на него всю ответственность. Индивидуальная раскладка своего рода игра. Предварительно нужно договорится о "правилах". Если кто-то не возьмет себе личной еды или возьмет ее недостаточно для себя, то будет смотреть на других голодным волком. Только общественной части раскладки не хватит для полноценного питания. Если же кто-то переберет с личной раскладкой, то сначала ему будет слишком тяжело идти, а потом излишки все равно отберут и съедят озверевшие от ожиданий соучастники.

В период подготовки похода именно завпит доводит до сведения каждого участника все правила. Это довольно большая и хлопотная работа. Зато на маршруте у нас завпит не Фигура, а всего только участник, занимающийся учетом оставшихся в наличие общественных продуктов. Есть плюсы и в плане безопасности. Если участник случайно потерял группу, то всегда имея под рукой продукты высокой степени готовности, он не думая о голоде, может адекватно оценить обстановку и принять грамотное решение. Имея индивидуальную раскладку, питаться можно не тогда, когда кормят, а по своим биологическим часами. Кто лучше вас самих знает, чего и сколько сегодня и сейчас хочется съесть. Главное, примерно рассчитать, чтобы всего хватило до финиша. Раскладка испытана и многократно проверена на практике. Пройдены десятки лыжных и горных походов 5-6 категорий сложности. В нашем ближайшем окружении практически не осталось групп, пользующих исключительно общественную раскладку.

Для жаждущих конкретных цифр приводим примерные расчеты раскладки без учета продолжительности маршрута и количества участников.

Из пожеланий Завпита группы:
Список личной раскладки является чисто рекомендательным. Здесь каждый сам себе завпит. Хорошо упакованные, качественные продукты, готовые к немедленному употреблению, лучше брать с некоторым запасом, и, непременно, с учетом возможности войти во вкус. Упаковка и распределение питания по дням похода должна предусматривать оставление забросок.

Следует помнить, что избыточный вес продуктов, при систематическом отставании участника от группы, бывает съеден группой на месте. Внимание! В дни снятия забросок рекомендуется по возможности устраивать "обжорное" питание. В заброски по желанию могут вноситься различные консервированные продукты типа острых овощных салатов, оливок, соленых огурчиков, баночного пива (ящиками) и сладостей в любом количестве, а также прочие разности и вкусности. Для самоконтроля полезно проследить, чтобы суммарный вес личной и общественной продуктовой раскладок в ходовые дни составлял 650 - 950 гр. (на одного человека в день). За недостатки в комплектовании и упаковке продуктов отвечает лично участник. При грубых ошибках в своих расчетах его приходится снимать с маршрута. Помните, что своей личной раскладкой вы будете питаться весь отпуск.

Групповая часть продуктовой раскладки
причина еды продукты вес на одного человека,
грамм
ЗАВТРАК

Крупа по договоренности
Сахар + сухое молоко
Чай (кофе индив.)
Всего

80
15+30
3
128
ОБЕД Суп
Подсыпка в суп
Чай (кофе индив.)
Всего
60
20
3
83
УЖИН

Крупа
Тушенка (любое мясо)
Чай
Всего

80
50
3
133
Итого 344
Молочные и мясные каши взаимозаменяемы по желанию группы

ЛИЧНАЯ ПРОДУКТОВАЯ РАСКЛАДКА
(для примера - любимая еда Алеши Романенкова)
продукты Вес на поход в
25 дней,
грамм
Масло сливочное 600

Сыр

1000

Колбаса, бекон, копчености, сало (шпиг) 200
Шпроты 360 (2 банки)
Вобла очищенная 800
Орехи разные 800
Сухофрукты по вкусу: курага, изюм, чернослив, финики, инжир, бананы 1000
Сладости: халва, шоколад, "Сникерс", мед, грильяж, леденцы, лимоны в сахаре и проч. 2500
Сахар (в чистом виде) 3000
Галеты, сухари, сушки, печенье 500
Приправы любимые: хрен, горчица, отжика, майонез, укроп, чеснок, лук и проч. 300
Поливитамины (в таблетках) 25 шт. (25 г)
Итого 12.525 кг

Приятного аппетита и хороших походов!

Светлана Офицерова, Алексей Романенков



7-й открытый Чемпионат России по туристскому многоборью

горный туризм

Чемпионат состоялся 3-8 сентября 2001 г. в а/л "Уллутау", ущ. Адырсу, Республика Кабардино-Балкария. В чемпионате принимали участие 12 команд из разных городов России.

По заявкам в соревнованиях приняли участие 99 человек, из них разрядников: с третьим спортивным разрядом -1 чел., со вторым - 3 чел., с первым - 40 чел., КМС - 34 чел., МС (МСМК) -18 чел. По возрасту - до 20 лет -15 чел., 21-30 лет - 46 чел., 31-40 лет - 28 чел., старше 41-10 чел.

Конечно, для уровня чемпионата России это очень мало команд. Но, многое по-прежнему связано с финансированием участников (которое отсутствует) и со временем, которое необходимо потратить на соревнования (которого тоже у многих не хватает). Остается только надеяться, что ситуация будет меняться и количество команд будет расти.

Соревнования в этом году проводились на четырех дистанциях. Первые два дня соревнования проводились на скалах (дистанции "Скалы" и "Спасработы"), следующие два дня - на льду ("Лед" и "Связки"). Пятый день был запасной, на случай очень плохой погоды. Команды были разделены на две группы - по шесть команд в каждой, каждая группа в каждый день соревнований выступала на одной из дистанций.

Дистанция "Скалы" была поставлена на скальном массиве на левом берегу р. Адырсу, напротив старого "Джайлыка". Дистанция состояла из двух частей, включающих подъем-спуск с выбором маршрутов движения. Наиболее сложным был второй подъем по коридорам разной трудности протяженностью 45 м (лазание на разных коридорах дистанции от III до V по UIAA). В первый день с утра до вечера шел дождь, поэтому команды, выступившие первыми, по итогам оказались на худших местах, чем выступавшие на этой же дистанции во второй день.

Для всех участников имелась возможность выбора маршрутов согласно своим способностям. Коридоры со сложным лазанием заявили только несколько команд. Следует отметить, что возрастает количество скалолазов, принимающих участие в наших соревнованиях, было несколько команд с мастерами спорта по скалолазанию в своем составе. Все элементы второго подъема на скальной дистанции оказались повышенной сложности, так как даже движение по перилам второго и последующих участников требовало определенных усилий из-за большого количества отвесных и слегка нависающих участков. Серьезным этапом была и круто наклонная переправа вверх протяженностью 50 м. На дистанции команда осуществляла транспортировку груза общим весом 30 кг. В итоге дистанция получилась достаточно напряженной, среднее время прохождения 2-3 часа.

Дистанция "Спасработы" проводилась на скалах спасателей недалеко от а/л "Уллутау". Были использованы элементы вытаскивания из трещины и элементы транспортировки тяжело пострадавшего, такие, как подъем пострадавшего (снятие со стены), спуск пострадавшего с наращиванием грузовых веревок, маятник или круто наклонный спуск, спуск по наклонной переправе. Погода на прохождение данной дистанции влияла мало, поэтому результаты оказались более плотными. Дистанция проходилась в среднем за полтора часа. Очень здорово выступила команда ФСТ Москвы - они обнаружили в условиях прохождения лазейку, позволившую им исполнить совершенно неожиданный прием, и в результате они красиво прошли участок траверса с пострадавшим.

Дистанция "Лед" начиналась нависающим козырьком, на одном из коридоров "потолок" был около 3-х м. Основная часть проходила в трещинах, включала элементы ледолазания, многие из них - простые, и много навесных переправ. Не самая лучшая дистанция на льду за весь период чемпионатов России, но на леднике под пер. Гумачи трудно было отыскать что-то более подходящее и в тоже время безопасное. Команды тратили на прохождение дистанции 2-3 часа.

Дистанция "Связки" проводилась на льду в трещине и была составлена из семи этапов, на каждом из которых можно было проходить несколько маршрутов. Каждый маршрут имел свой весовой коэффициент, в зависимости от сложности. Задачей команды было набрать максимальное число баллов, которыми и определялся результат. Команде на прохождение маршрутов давалось 50 минут. На дистанции присутствовали элементы ледолазания (в том числе и с отрицательным уклоном), спасработ в связке-двойке, переправ, траверса и др. - получилось очень интересно.

Что касается участия в ТМ команд, которые ходят в походы, особенно в походы 6 к.с., это не реально. Сейчас количество "ходячих" команд становится все меньше, ТМ набирает самостоятельную силу, я надеюсь, что рано или поздно ТМ все-таки выделится в самостоятельный вид спорта, так как общего у ТМ с походами ничего нет, это просто очень хороший путь для изучения некоторых направлений горной техники.

Первое место в командном зачете заняла сборная С-Петербурга. Протоколы всех итогов соревнований можно посмотреть на www.mountain.ru/mkk.

Анатолий Джулий, мсмк по туризму





Hosted by uCoz