Дальневосточные заметки

 К отчетам по Дальнему Востоку

05.06.2001

9-00 – Машины нет. Медленно наползает паника.

9-15 – Пришла машина, поехали.

До поезда осталось полчаса, мы еще тащимся по Москве, на каждом перекрестке попадаем под красный светофор. Нервов нет. За 15 мин. до отправления поезда, приезжаем на вокзал. Бежим галопом к поезду. Ольги, конечно, уже нет. Загрузились – Ура!! Проводник чуть посопротивлялся, потом смилостивился. За 5 мин, до отправления появилась Валиха. Ура! Сказали друг другу “Здравствуй и до свидания” и поезд тронулся. Саша весь мокрый от нервов и перенапряжения, пот струится ручьями. Еле-еле пришли в себя.

Едем, Смотрим по карте остановки. Реки большие – Волга, Кама, Иртыш, Обь, Томь. У меня все реки на одно лицо. И много других малых рек.

Проезжали Сылву. Мы были здесь 10 лет назад. Саша узнал место одной из наших ночевок, я ничего не узнаю. Хотя знаю, что была здесь.

Нас в купе трое. Наша попутчица Татьяна, приятная и веселая девушка. Всю дорогу болтаем, смеемся, разгадываем кроссворды.

7 июня – принимали душ в туалете. Это высший пилотаж.

На станции Барабинск купили копченую рыбу, наелись от души, все провоняло рыбой. По вагонам ходят коробейники, продают газеты, игрушки, стекло, пуховые вещи, шапки. Вагон наполовину пустой.

 

08.06.2001

Седой Енисей

Красноярск. Саша не дал поспать, чтобы не проспать Енисей. По нашему времени 3 часа ночи. То-то - я так хочу спать. Енисей - очень широкий. Над рекой туман, кругом сопки. Красиво.

Вдоль дороги цветут пионы – море пионов. Много цветущих лилий. Тучи бабочек сидят на деревьях и цветах, пролетает мимо.

 

09.06.2001

Рассвет над Байкалом

Байкал! Не проспала. Огромное море – Священный Байкал. Похолодало. У берега плавают льдины. Цветет черемуха. Деревья только распускают листья. На гольцах лежит местами снег. Много впадает быстрых речек, больших и малых. Купили омуля. Похож на селедку по виду. На грядках сидят какие-то зеленые пучки, – но не картошка. Наблюдали восход солнца над Байкалом. Из лета вернулись обратно в весну. Так и едем вдоль берега. От Москвы 5413 км. 2 часа ночи по Московскому времени.

Байкал проехали. Потеплело. Попадаются вдоль дороги оранжевые купальницы, желтые маки. Чудеса! Едем вдоль Селенги. Большая река, широкая. Долго едем вдоль р. Хилок. Цветут яблони, много ирисов, спиреи, ромашек. На сопках – пожарища. Речка приятная – песочек по берегам. Детишки купаются. Много пожарищ лесных. С утра плавали льдины, а сейчас жара! В купе работает кондиционер. 4-е сутки в пути 6 тыс. км. от Москвы. Я, кажется, начала успокаиваться. Саша целый день смотрит в окно и балдеет.

10.06.2001

Рассвет в Забайкалье

2 часа ночи по Москве. За окном виды все лучше и лучше, нельзя оторвать глаз. Сопки, реки вдоль путей, красота! В распадке около речки лежит большая куча снега. На реке стоит драга, наверное, золото моет. На станции Ксеньевская стоит необычный памятник – арка, сложенная из плит. Как будто из домино сложена. Стали в чистом поле. Сдуру решили, что это Ерофей Павлович и собрались выходить. Смех. Саша балдеет от окружающих видов.

 

11.06.2001

Впереди Хабаровск. Вдоль дороги – новая автострада, шикарная. Через Амур автострада идет по ж\д мосту. Машины – одни иномарки, попался один “Запор” и “Нива”. Вокзал реставрируется. Проехали родные трубы ТЭЦ, Парк Гагарина. Аж слезы на глаза наворачиваются. 8752 км.

 

12.06.2001

Прибыли, наконец-то во Владивосток. Приехали на 1 час раньше. Ночью был дождь, потом весь день ясная, солнечная погода.
Владивосток
Пока Саша собирал велики, я пошла звонить домой. Дозвонилась сразу, слышно отлично. Дома все хорошо (слава Богу). Владик – красивый город, много исторических памятников, старинных зданий, мало рекламных щитов, но жители очень неприветливые. Ко мне пристал какой-то бич, хотел напиться и решил меня зацепить. Саше на почте отказали поставить штамп. Авто ездят без всяких правил, один грузовик окатил меня из лужи с ног до головы. Благо, сегодня праздник, и везде полно гаишников, они хоть чуть следили за порядком. В бухте “ Золотой рог” много кораблей, грузовых, военных, стояли 2 парусника 3-х мачтовых. На кораблях подняли разноцветные флажки и флаги. Город усиленно “засерают” жители, дворники также усиленно чистят все. В целом, на улицах чисто, но очень много битых бутылок. Почти все ездят на японских машинах разных марок, руль справа, особенно популярны микроавтобусы. Очень редко попадают старые “Жигули” и “ Москвичи”, но за городом стали попадаться и нормальные люди. Толстый молодой гаишник нам показал дорогу. В кафе вежливо и вкусно накормили на 142 руб., женщина – прохожая – толково объяснила дорогу. Посмотрим, как будет дальше.
Первый привал
Пейзаж вокруг – чисто Крымский. Горы, море, кучи народу на пляжах, Только редко кто купается – вода холодная. Ловят рыбу, много лодок. Дороги здесь особенные, асфальт хороший, ровный, две половы. Но ехать по ним на велосипеде – сущее наказание – нет горизонтальных участков, то вверх, то вниз. Как “ паровозик из Ромашково”. На трассе жара, мы отвыкли от нагрузок, еле ползем. С горы быстро, в гору пешком. Устали и затаборились в 6 часов.

Первый день в пути оказался разнообразным и тяжелым. Нет ощущения, что мы в Приморье, мак похоже на Крым. Я даже вместо Владивосток иногда говорю Севастополь.

Сегодня прошли 50 км. (49 км. 860 м.)

 

13.06.2001

Горная речка

С утра поливал дождь. Ворона “обстреляла” нашу палатку. Вчера так устали, что рано легли спать, спали, как сурки, было тепло, комары не беспокоили. Собрали с себя с 2-х тел около десятка клещей. Костер был из дуба и амурского бархата. Растет здесь какая-то необычная пихта, более пушистая. Растет лимонник, черная береза, дуб монгольский, куча кленов, орех маньчжурский. Большое видовое разнообразие деревьев. Птички поют. На деревьях большие листья, они нас спасли от дождя. Еще растет береза желтая и бумажная. Много улиток в лесу.

Дождь так целый день и шел, то, усиливаясь, то, переставая совсем. Пришлось доставать плащи. До г. Артема и после (пока не съехали на “левую” дорогу на Партизанск) дорога была загружена машинами. Особенно угнетали “фуры” и грузовики. Они прут, как танки. По обочине плохо ехать, вязко после дождя.

Левая дорога в Находку

Сегодня средняя скорость 12.5 км\ч, прошли 64 км. Общий пробег за 2 дня –114 км. (Вчера средняя скорость около 7 км\ч). Дорога хорошая, с небольшими уклонами. Почти все горки преодолели на велике, а вчера полдороги прошли пешком. Покушали в обед в придорожном кафе, брали пельмени, двойные порции, салат из свежей капусты, чай. Этот обед обошелся в 64 руб.

Затаборились прямо на берегу реки. Возможно, здесь есть рыба. Приятно сидеть у костра. Второй день коптим на костре колбасу, – чтобы не пропала. Никак ее не можем съесть. Сегодня я сильно устала, чуть жива. В моем велике с багажника слетела гайка, хорошо, вовремя заметила. Саша проверил все гайки, у него тоже багажник разболтался. Речка красивая, быстрая, немного мутная после дождя. Все русло усеяно большими валунами и мелкими камешками, сплошные перекаты. Вода журчит и булькает.

 

14.06.2001

Встали рано, Саша в 6 часов. Зажирает мошка, нет спасу.

 

15.06.2001

Штурм перевала

Вчера был трудный день. Отмахали 104 км. Ср. скорость –12.6 км\ч, мах- 40 км\ч. Общий пробег - 218 км. ( от

вокзала во Владике). Преодолели несколько перевалов. Пешком ползли в гору, потом долго-долго катились вниз. День очень разнообразный. Природа – красота. Некоторые сопки создают впечатление объемного изображения. Долго проезжали и проходили г. Партизанск, потом проехали через строящийся мост (страшно). Потом ветер дул встречный почти до конца. Уже устали, никак не могли добраться до места таборежки. В магазине подкупили харчей, и там же съели по яблоку (вкусно). Форсировав ручей, я застряла в камнях и упала – ноги мокрые, синяк на левой ноге и ушибленный палец на руке (хорошо, если не выбила). Уже по темному таборились, поели наспех и завалились спать.

Перевал к г. Партизанску

Спуски с перевалов просто потрясающие. Летишь вниз (на тормозах), км.-3, аж дух захватывает. Здесь все горы – подъемы и спуски – по 12%, только разной длины. С перевалов открываются такие роскошные виды – сопки, тайга, какой-нибудь ручей. Подернуты сизой дымкой.

Сегодня с утра – солнце, кузнечики стрекочут, еще и “мосика” и водни и мухи. Пролетел какой-то вертолет (МИ-8), выбросил над нами парашютистов, покружил и улетел.

Сегодня прошли 27 км., большую часть пешком, ср.скорость – 6,9 км\ч, мах – 17 км\ч. Чисто двигались 4 часа из 8. Одолели Соломенный перевал – 288 м. Еле-еле заползли на него, двигались почти вертикально. Лесная дорога такая оживленная, джипы так и снуют туда-сюда, даже УАЗик прошел.
Мост через р. Партизанка
Лесная дорога вся в ямах с водой, камни, жуть. Весь день двигались вдоль реки – Кривая. Она и в самом деле кривая, 150 раз переходили бродом, ноги целый день в воде. Здесь водятся змеи. То лежат на дороге, то из воды выползают. Одну Саша задавил велосипедом. Я их опасаюсь, не очень приятно, когда у тебя перед носом змея ползет. В глухой тайге стоит цивильная фазенда. И вообще тайга полна народу. Сегодня весь день палило солнце – рожи и руки красные, сгорели. В реке водится рыба, мелкую видно возле берега, и на стремнине что-то плещется.

Пульс на подъеме – 186 ударов, но быстро восстанавливается. Мы расположились на берегу реки возле скал. Очень живописное место. Скалы местами подходят к самой воде. Берега сплошь поросли деревьями и кустами. Всюду цветущий жасмин. Какая-то птица нам всю дорогу от Владика кричит – ду-ду, ду-ду. Очень красивые и необычные бабочки. Вдоль русла везде каменные косы, дно все каменистое, только изредка попадают небольшие участки песочка. Обедали сегодня чипсами и хлебом с медом.

За ночь мы отекаем. Особенно я, утром не могу открыть глаза. Мешки над и под глазами. Отек сходит только к вечеру. Какой-то кошмар.

По реке Кривой На дороге

Саша сделал спиннинг, пошел кидать. Хватал ленок, но сорвался. Саша в диком восторге: “ Я видел рыбу!”. На другом берегу видел норку, пробегал бурундук, задрав хвост.

 

16.06.2001

Переправа через р. Кривая

День обещает быть хорошим. Едем в куртках, иначе совсем сгорим. Сегодня суббота, с утра уже проехали мимо нас машина. Сворачиваем табор.

Весь день стояла прекрасная погода. Солнце жарило, ветерок. Прошли еще “150” бродов. Настоящие горные реки, бурные, каменистые, только вода теплая. Где на карте обозначено “сарай” – стоит современный шикарный домик, целая фазенда.

Сегодня прошли 35 км, ср. скорость –7,5 км\ч. Когда, наконец, дошли до дороги хорошей, оказалось, что надо еще тащиться на перевал, опять 12%, затяжной.

Общий пробег – 281 км за 5 дней.

Низовья р. Кривой

После подъема – опять затяжной спуск. По гравийке сильно не разгонишься, макс. скорость 32 км\ч. “Шкивает” в разные стороны, да и силы уже не те. У меня по-прежнему нет аппетита, отечность немножко спала.

На реке опять видели бурундучка. Такой смешной, маленький, полосатенький, хвост трубой.

За трудный день судьба наградила нас хорошим местом для ночевки. На высоком берегу, со всех сторон окружен деревьями и кустами маленький пятачок. От края палатки до воды – 1.5 м. Открывается чудесный вид на реку, сопки на другом берегу. В воде плещется мелкая рыбешка, гоняется за мошками. Птички щебечут, птица “ду-ду” так повсюду нас и сопровождает. Солнце садится, сопки медленно погружаются в тень, подергиваются дымкой. Радио совсем “сдохло”, не хочет работать.

 

17.06.2001

С утра прекрасная погода. Встали в 8-20. Пока кушали, кидали в речку макароны и смотрели, как рыбки хватают кусочки. Как аквариум. Спали хорошо. Я опять отекла до безобразия. На берегу, на песке следы оленя. Сняли с себя еще пару клещей.

 

18.06.2001

Японское море у г. Преображение

Вчера был тяжелый день. Прошли 51 км., ср. скор. – 10 км\ч. мах – 30 км\ч. Общий пробег –333 км.

Вначале штурмовали подъем, опять 12% (больше уже не бывает), длиной 3 км. Потом 2 км. катили с горы по щебенке. После этого подъема уже небольшие горки казались пустяками. Заехали в д. Киевка. Чисто хохлятская деревня. В магазине хлеба нет, сахара нет. Во всей деревне нам никто не дал позвонить. На перекрестке валялась перевернутая фура. Пришлось заехать в г. Преображение. Город контрастов. Асфальт весь разбит. По улицам ходят иномарки и коровы. Купили еще продуктов. Съели яблоки и груши – такое наслаждение. Останавливались на берегу моря. Вода холодная, соленая, огромный пустынный песчаный пляж. Стояла жара, но с моря дул пронизывающий ветер. Купаться не было желания. Хорошо, что ветер нам был почти всегда попутный, легче ехать.

Лазовсий заповедник. Скамейка у сгоревшего кордона.

Вечером был роскошный ужин – Д\Т, каша гречневая с тушенкой, сыр, колбаса. Опят стали в уютном местечке не берегу речки Соколовки. Один местный сказал, что дороги тут нет, но дорога есть и довольно приличная. Вечером мылись в речке в холодной воде. За день на нас осел слой пыли толщиной в сантиметр. Я спала “без задних ног”, даже не слышала буксовавший в речке мотоцикл, который проезжал мимо. К утру опять отекла.

Хорошо, что удалось позвонить, хоть связь и плохая и быстро прервалась, но чуть успели доложить о себе.

В д. Соколовка на мысу, на самом берегу моря стоит крест основателям деревни. Надпись на плите гласит “Первым поселенцам д. Соколовка 1903 г.”

Тушенка производства “Приморский продукт” – настоящая, без сои, одно мясо и очень вкусная.

 

19.06.2001

Лазовсий заповедник. Дорога пропала.

Пробег – 23 км., ср. скорость 4.7 км\ч., макс. – 26.5 км\ч. Всю (почти) дорогу шли пешком. Общий пробег – 356 км. Лозовский заповедник. Вчерашний день. Прошли Лозовский заповедник. Дорога была, но проехали всего 3км., остальное пешком. Штурмовали такой крутой и высокий перевал, просто нет слов. По тайге, по этой дороге последний раз ходили (не ездили) лет 20 назад. Шли по затескам, которые иногда с трудом находили, пробирались оленьими тропами. Хорошо, хоть звери по дорожкам бегают. У ручья видели свежий след тигра. Говорят, что в заповеднике осталось всего 2 тигра. Очень много попадалось пятнистых оленей – 7 шт. В одном месте у ручья спугнули олененка. К оленям подходили совсем близко. Видно как стоит, щиплет травку, помахивает хвостиком, отгоняет мух. Потом нас учует, как свистнет (олени умеют свистеть) и поскачет прочь. Очень красивое зрелище. Много бурундуков, видели лису, правда какая-то худая и облезлая, потом еще лиса перебежала дорогу передо мной, роскошная шуба и хвост.
В Лазовском заповеднике
Олени еще ночью по лесу скакали, свистели и лаяли, заслышав нас. Такой был трудный переход, устали, голодные, наконец, вышли к домику и к морю. Это оказался кордон на берегу моря. Смотритель нас встретил более чем неприветливо. Не пригласил, не напоил чаем и даже не разрешил заночевать где-нибудь поблизости (не говоря уже о ночлеге в доме). Стал нас выпроваживать на ночь глядя, грозился большими штрафами. Верх не гостеприимства. Нам пришлось в сумерках ползти по пляжу, брести по морю в холодной воде, идти дальше по дороге за пределы заповедник. Было так темно, что даже нельзя было ехать. На границе поставили палатку уже в 12 ночи в полной темноте. Зажгли свечку, съели банку тушенки с хлебом, запили водой. С моря дул холодный ветер (по-моему, он здесь всегда с моря холодный и сильный), пополз туман. Такая сырость и мрак. Спать забрались прямо в одежде. Саша сразу захрапел, а я почти не спала всю ночь. К утру опять вся отекла. Утро было чуть радостнее. Туман отнесло на тайгу, но ветер все дул.
Перебираем трофеи
Брели по песку, по воде, опять по песку. Какое холодное море. Нашли несколько морских ежей и красивые ракушки. Взяли с собой, надеемся довезти до дома.

Сегодня пробег 31 км., общий пробег 387 км., ср. скор. – 9.9 км\ч, макс. – 32 км\ч. Штурмовали один большой перевал, еле-еле дотащились до верха. ( Всего больших перевалов одолели – 8). Потом долго-долго катились вниз. Все-таки вниз ехать легче. Сил совсем нет, плохо ели, устали за прошлый день. В д. Глазково купили тушенки и съели ее за деревней не речке. Опять с хлебом и запили водой. Народ удивляется, откуда мы взялись, ведь здесь конец дороги. В д. Черноручье купили в магазине джин-тоник, яблоки. Деревня большая, ферма, коровы пасутся, свиньи по улицам гуляют. Как обратно в Россию попали нашу – нет иномарок, старые разбитые автобусы, грузовики, “белорусы”. Один молодой человек нам очень любезно объяснил дорогу.

По кромке Японского моря

Затаборились на речке в 5 часов. Надо немножко отдохнуть, подкормиться. На завтра Шурик планирует одолеть 2 перевала –смерть немецким оккупантам. Это 2 из 9.

Когда шли по песку вдоль кромки воды, забрели на косу, оказались отрезанными от дороги. Пока выбирались, я завязла в песке, дергалась по колено в ледяной воде в волнах прибоя. Еле выбралась. Нет предела человеческим возможностям. Мошка грызет нещадно. У меня от укусов белокопытки такие страшные раны и отеки. Мелкая мошка, а такая страшная. Периодически снимаем с себя клещей.

Наш маршрут с учетом местности и возможностей мы изменили. Владивосток – Артем –Шкотово – Новая Москва – Партизанск – Золотая долина – Соломенный перевал – Киевка – Преображение -Лозовский заповедник – Глазково – Черноручье - .

 

20.06.2001

На перевал

Пробег 66 км., общий – 453 км, ср. скорость – 12.4 км\ч. макс. –35 км\ч. Сегодня взяли 2 перевала. Прошли хорошо, дорога грунтовая, но отлично укатана, перевалы высокие, но не крутые, по-божески . В д. Данильченково у водителей “КАМАЗов” масла – смазать цепи. А то пока форсировали реки, масло повымывалось, стали поскрипывать цепи. Водители оказались хорошие ребята, отнеслись к нам очень дружелюбно. Наверное, потому что не местные. Они здесь строят дороги. Строительство дорог идет крупным планом: отсыпают обочины, грейдируют, выравнивают, строят новые мосты, везде понатыканы дорожных знаков, с моего велика уже вторая гайка отлетела, Саша проводит техосмотр постоянно . Сегодня запаслись тушенкой в д. Милоградово, взяли пузырик коньяку, т.к. джин-тоника не было. На этой стороне больше похоже на нашу Россию, ездят на УАЗиках, Нивах, грузовиках, люди поприветливей.

Наконец-то асфальт

Дорога разноцветная – желтая, красная, серая, смотря чем отсыпана. Сегодня вышли на асфальт (с разметкой!). Такое блаженство катиться по асфальту, не надо крутить педали, не надо жать на тормоза. А то пока с перевала спустишься, – руки немеют, шея и спина болят от напряжения. Стали в хорошем месте недалеко от дороги на берегу реки. Кругом высятся сопки, покрытые лесом, со стороны моря нависают облака. Птица “ду-ду”, как всегда, тут. Наверное, это удод. Одолевает мошка, пришлось намазаться.

 

21.06.2001

Утром Саша нашел возле нашей стоянки землянику спелую – вкусная. Сегодня пробег – 74 км, общий – 527 км, ср. скор. – 14.2 км\ч, макс. – 35 км/ч.

Река Маргаритовка

Сегодня сделали большой пробег. Одолели 1 перевал. Поднимались 2 км, а катились вниз 30 км. Если бы еще асфальт, а не гравийка с мелким щебнем, летели бы еще быстрее. Но все равно, пока неслись, – замерзли. Когда спустились вниз, почувствовали, что здесь теплее. По дороге попадается много змей. То переползают через дорогу, то валяются у обочины раздавленные машинами. Встреча со змеей не самая приятная. На перевале, на самом верху, сделали остановку. Открывается прекрасный вид. Такие просторы кругом – с одной стороны дороги высится скала, с другой – обрыв и далеко внизу река. Со всех сторон обступают сопки, поросшие лесом. Внизу на том берегу реки по краю леса шел изюбрь и гавкал. По дороге ко мне пристал один молодой человек. Все предлагал подвезти, раз 20 предлагал, расспрашивал, куда едем. Даже стал звать с собой в тайгу собирать женьшень. Я такая грязная, потная, опухшая, а на меня западают мужики.

Второй день не можем купить хлеба. Деревни попадаются слишком мелкие, на дорогах повсюду ремонт. Даже обкашивают обочины. А в деревнях, где всего-то 10 домов вдоль дороги – стоят знаки пешеходных переходов. На гравийке машины поднимают тучи пыли. Даже не видно дороги. Хорошо, хоть не часто ходят. Саша развел огромный костер, топит большими бревнами, целыми деревьями, благо их много выброшено на берегу. Я помыла голову. Впереди Сихотэ-Алинь.

 

22.06.2001

Река Антоновка

Пробег 64 км, общий 591 км, ср.скор. – 12.9 км/ч , макс. – 32 км/ч. Сегодня перешли Сихотэ-Алинь. 26 км. шел подъем, почти всю дорогу ехали, только ок. 1 км. поднимались пешком. Подъем пологий, сразу видно старые дороги строились с умом, не с военной прямолинейностью. Спускались вниз около 40 км. Дорога хорошо, укатана, не широкая. Проходит через лес, и мы почти все время были в тени деревьев. Здесь тепло, и ветерок дует теплый, и солнце целый день жарило. Ушли подальше от холодного моря. На дорогу выскакивали зайцы, мы видели двух. Один вышел, стал посреди дороги столбиком, стоял, пока нас не увидел или услышал. Сиганул в лес. Другой выскочил на дорогу и прыгает вперед, я пыталась догнать его на велосипеде, он тоже сиганул в лес. Зайцы здесь почти черные, такие же длинноухие. В д. Ленино ( большая деревня, даже 2 магазина), подкупили хлеба, круп, съели 2 груши. На почте хотели позвонить домой, но не было связи. 5 км от деревни стали на ночлег. Речка Антоновка большая, широкая, местами глубокая, много перекатов. К нам заходил один рыбак с полным коробом ленков. Менял на 1 стакан водки 2 рыбины. Но у нас водки не было. Мошка летает тучами, нет спасу, намазываемся “детой” по несколько раз.

 

23.06.2001

Отмахали 92 км, общий пробег – 684 км, ср. скорость – 15.8 км/ч. Весь день на дороге, и лесная, и гравийка, и асфальт. Жара, ветер в лицо. Обедали в придорожном кафе. Саша взял борщ, а я - окрошку. Окрошка оказалась на воде. Обед обошелся смехотворно дешево – 39 руб. 50 коп. и у продавца не было сдачи со 100 р. В д. Кокшаровка подкупили харчей. Большая деревня, но связи нет (а почта есть). Долго-долго ехали, пока не затаборились на берегу р. Журавковка. Вечером (вернее ночью) подвалила веселая компания на машине. Музыка, крики, смех. Они все хотели нас затащить к себе на пирушку и напоить водкой. Веселые ребята.

Поздний ужин Река Уссури

Р.Уссури впечатляет, такая большая, солидная, красивая. То совсем подходит к дороге, к скалам, то убегает в лес в сторону.

 

24.06.2001

У реки Малиновка

Идем на штурм перевала. Весь день на небе ни облачка, жара, градусов 35. Несколько раз во время пути купались в ручьях, высыхаешь мгновенно. Первую половину дня ветер дул попутный, а потом встречный. Перевал постепенно набирал высоту, только в конце прошли немного пешком. Народ везде сидит в речках, дети плескаются. А в Москве передают – 17 градусов и дождь. Миновали д. Ариадное и стали на реке. Красивое место, большая поляна, в стороне от дороги, внизу речка бежит Малиновка. Насекомые, как всегда, не дремлют. Приняли “ на грудь” по глотку коньяка. Вчера выпили баночку клюквенной водки – оказалась очень вкусная. Долго сидели у костра. Огромное темное небо, яркие звезды. Даже нашли Б.Медведицу и Касиопею. В ночи летал светлячок – как маленький самолетик – летал и мигал.

Папортники в долине р. Малиновка

Сегодня пробег 70 км, общий – 754 км, ср. скорость – 16.3 км/ч, макс. 40 км/ч. Часто шли на 3-й передаче. Хорошо шли, если бы не жара и не вчерашняя усталость (все-таки 90 км отмахали), пробежали бы больше. Р. Малиновка большая, там, где мы стоим, вся разбегается на небольшие протоки. Много укромных местечек, буреломы, каменистые косы.

 

25.06.2001

Дорога вдоль р. Уссури

С утра дымка, росы не было, душно. Спали прекрасно. Тепло и мягко. Пробег – 100 км. общий – 754 км. ср. скорость – 16.7 км/ч, макс. – 38 км/ч. Сдуру маханули 100 км. Дорога нам все время вредила. Почти везде гравийка, но отсыпана то мелким, то крупным щебнем, а местами вообще речной галькой и булыжниками. Опять видели змей – одна большая черная с желтым рисунком переползала дорогу, другая маленькая – я ее чуть не задавила. Только в самом конце выбрались на асфальт перед д. Новопокровка. Руки болят и трясутся от таких дорог. Весь день стояла духота. Я 2 раза купалась в р.Малиновка и в р.Наумовка . И еще несколько раз обмывалась в ручьях. Выпили 3 бутылки воды. На обед ели кукурузу и ряженку. В р. Малиновка рыба – мальки идет косяками нескончаемым потоком, даже удивительно. Мелкие вдоль берега, чуть крупнее – подальше. Пока обедали и отдыхали, рыба все шла и шла. Затаборились на р. Наумовка, комарье загрызает, дета их не берет, даже удивительно. Неправильные комары.

 

26.06.2001

Надо просушиться

День опять обещает быть жарким. Обещал и был. Целый день такое пекло, особенно на дороге. Несколько раз останавливались на речках и купались с таким наслаждением. Вода теплая, не хочется выходить. Сохнешь мгновенно, через 5 мин. Опять хочется в воду. Почти все время по асфальту, только километров 8 по отсыпанной дороге (опять щебенка и речная галька). Мрак. Руки трясутся, ехать - убийство. Тем не менее, пробег 79 км, ср. скор. 15.6 км/ч, макс. 37 км/ч. общий пробег – 933 км. Еще дул встречный ветер, который сильно тормозил, но не приносил долгожданной прохлады, дул, как из раскаленной печки. Поужинали в придорожном кофе на 130 руб. борщ, пельмени, салаты, чай. За день выдули 3 бут. воды и коробку сока 1 л. Вечером опять купались и забрались в палатку. Лежим и балдеем, здесь не ест мошкара. Тело все искусано, огромные шрамы и покусы, все чешется, мази не помогают.

В с. Новопокровка (очень цивильное село) позвонили домой. Переговорный пункт шикарный, работает круглосуточно. Там узнали, что дороги на Матай (Долми) нет. Прорублена только просека, идущая через болота. Проехать нельзя. Пришлось свернуть на трассу Хабаровск- Владивосток. На перекрестке указатель – до Хабаровска –345 км.

Уссурийская пойма

Лежим в палатке полностью раздетые. Жара. Выдули 2 баночки водки с клюквой 9% и балдеем.

На трассе пристает народ, все интересуются, куда и откуда мы едем. Вчера дед с бородой лопатой на джипе пристроился рядом с нами и долго беседовал. Сегодня мужик молодой толстый-толстый с мальчиком даже специально развернулся и догнал нас, что бы спросить. Обилие джипов просто поражает. Правда, сегодня попал по пути один “Запор” и один “Москвич”. Большинство японческих машин или белые или черные. Много небольших фургончиков и грузовичков. Попадают изрядно и хамы на дороге, то норовят подрезать, то промчаться в 10 см. от велосипеда. Нашли перед кем выпендриваться. Был сегодня перевал – как всегда 12%, но это, видно, настоящие 12, а те, что были раньше, гораздо круче, просто по правилам больше 12 нельзя делать, но делают. Вот и ползешь, потеешь. Велик на тормозах скатывается вниз юзом. А его надо толкать вверх.

Стали на р. Большая Уссурка. Большая река. Огромный, длинный мост, метров 600 через реку и протоки. Вода теплая, а на дне холодная. Хочется купаться.

Ночью засверкали молнии одна за другой, загремел гром, и дождь как ливанул. Сильный, обильный. Парило не зря так сильно. Молнии так ярко сверкали, в палатке все было видно.

 

27.06.2001

Трасса Владивосток - Хабаровск

Сегодня должны пройти отметку – 1000 км.

Пробежали 1000 км. Показатели на компьютере обнулились. Пробег –100 км. ср. скор. 18.7 км/ч, макс. 41.5км/ч, общий пробег 1034 км.

Утром долго валялись в палатке, потом собрались и поехали. После дождя (да и до него) все отсырело. Батареи от видеокамеры сели. Проехав км. 20, позавтракали в придорожном кафе. Брали салат из огурцов и помидоров, манты и чай. Мантушки были очень вкусные. Там к нам пристали 2 молодых ухаря, все хотели нас напоить водкой и накормить шашлыком. Спрашивали и удивлялись нашему походу. Дорога почти весь день была прямая, редко небольшие горки, асфальт, не сильно загружена. Опять жара, духота. Я ехала в своем пиратском костюме, все-таки легче. Хотели купить шорты Саше, на никак не попадались, хотя торгашей по деревням много. Проехали г. Лучегорск. Там ГРЭС – флагман Приморского края, как гласит большой плакат. Город не понравился, слишком шумный, много машин, дороги в состоянии ремонта, трубы дымят нещадно, нечем дышать. И нет придорожных забегаловок. Покушали в с. Бурлит.
г. Лучегорск
Шикарное кафе, красиво отделано, хороший стол и обслуживание. Съели салаты, я свою любимую капусту, борщ, окорочка жаренные с картошкой, на 208 руб. 50 коп. Окорочек один, взяли с собой, не смогли съесть, огромный, как тогда в Крыму, Взяли бут. Шампанского. Проехав еще около 10 км., затаборились на ручье. Ехать с полным животом нет сил. Только залезли в палатку – дождь. Но быстро кончился и опять палит солнце. Духота и жара. И мошка, и комары загрызают. Искупались в ручье, освежились. Выпили бут. Шампанского и балдеем. До Хабаровска осталось 235 км. Проехали еще один пост ГИБДД – это третий за весь путь. Пост крутой, дорога перекрыта полностью, все машины останавливают, мы проскочили просто так. Еще в Лучегорске видели машину ГИБДД и все, больше ментов нет. Стало больше попадать наших машин, “москвичей” и УАЗиков. Машины японческие стоят дешево, крутой Джип – 15 тыс. баксов, легковые (синатра, что ли) – 3 тыс. баксов, машине 9 лет. Все с правым рулем. Все интересуются, откуда у нас такие крутые велики.

В палатке очень жарко, пока солнце не село парились, как в бане, пот тек ручьями. А вылезти нельзя, там поджидают тучи вампиров, “Мазута” не помогает, они лезут в глаза, в нос, в уши, в носки, в рукава, за шиворот. Просто мрак. Купаться хорошо только погрузившись в воду по самый нос.

Руки гудят, задница вся болит, намяли за целый день. Завтра пересечем границу Хабаровского края. От пота у Саши в кармане отсырели спички. По трассе ехать легче – все-таки асфальт, но по проселочным дорогам спокойнее и приятнее (если она не отсыпана щебнем и галькой).

Проезжали как-то д. Соколовку (или еще как-то) по пути в д. Ленино. Там живут одни чукчи или нанайцы, кто их разберет. Русского не видели ни одного, и бабы, дети, и взрослые – все нанайцы. Глухомань. Как люди там живут, непонятно, но домики все ухоженные, веже выкрашенные, заборчики ровные, дворики чистые, огороды обработаны.

Много видели цапель на болотах, машин они не боятся, а при нашем приближении – взлетают. Еще видели много гусей, летают стайками над речками и над болотами.

 

28.06.2001

Река Бикин

Солнце с утра уже жарит. Весь день дул встречный ветер, но не горячий, так что жара переносилась, но сильно тормозил движение. Ночь плохо спала, почти не спала, все вспоминала родной дом, детей. Бессонная ночь дала знать – с утра совсем не могла ехать. Только к обеду пришла в форму. Кушали опять в кафе. Первый раз на въезде в г. Бикин. Хорошая кухня, домик. Все вокруг строится, видно хозяин процветает. Хозяева, кажется, чукчи (или нанайцы). Саша взял мне корейскую капусту – вкусно, но очень остро – голимый перец. Бикин – почти военный город. Большие части стоят, танковые и еще что-то. Одни военные в городе. Танкодром не далеко. Всю ночь и весь день слышно, как стреляют. Другой раз покушали в д. Лермонтовка. Несолидная забегаловка, но кормят хорошо, вкусно. Дорога постоянно то вверх, то вниз. Некоторые подъемы брали сходу, на другие поднимались пешком, особенно под вечер, когда уже сил нет. Заходила большая черная туча над нами, на дорогой. Но под дождь не попали, чуть побрызгала на дорогу и пошла дальше.
После дождя
Зрелище очень красивое, мокрая дорога сильно парит, солнце, тучи, а гора впереди разноцветная – так по ней прошла радуга. Вторую тучу не стали дожидаться, затаборились на ручье. Только залезли в палатку. Как опять пошел дождь. Саша разделся догола и вылез наружу накрывать палатку. Скакал под дождем, облепленный комарами и орал. Комаров дождь не спугнул. Саша сказал: “ Я был пушистый, как белка в январе”. Вечером выпили “Джунгли”, доели заныканную курицу с хлебом. Хорошо пошло.

Сегодня на дорогу выскочила белка. Черная, хвост пушистый, посмотрела и опять поскакала в лес. Опять попадались раздавленные змеи. Фуры прут, как танки, они даже нас не замечают. Мошки очень много, даже днем на трассе при солнце и ветре не дают покоя, лезут в глаза, нос, рот, уши. “Мазута” помогает слабо, они только что не кусают, но все равно лезут тучами. Р. Бикин очень большая и красивая, величественная. Проехали р. Бира. До Хабаровска осталось 157 км. Сегодня пробег – 92 км., ср. скор.15,1 км/ч, макс. 46.5 км/ч. Хотели проехать побольше, но не смогли, рельеф дороги и встречный ветер сильно тормозят движение. Саша спит, как сурок, а я не могу заснуть, руки и ноги гудят, но особенно болит шея и трапециевидная мышца, постоянно помазываем ее фастумом, оба. Общий пробег 1126 км.

 

29.06.2001

За спиной массив Хехцир

Мошка (мокрец) озверела в 10 раз. Мрак. Мошка так и жрала целый день и вечер. День был пасмурный, дул ветер, опять встречный, несмотря на это, проехали 110 м. До Хабаровска осталось 52 км. Шутили это последняя ночь в палатке.

Бурундучок перебежал через дорогу, под самым носом. Ближе к Хабаровску больше машин, даже гаишники с радаром попались на дороге. Опять белка пробежала у дороги.

Утром выехали в тумане, сплошной туман, но потом он развеялся. Покушали опять в кафе у дороги. Саша закормил пельменями. Пельмени везде разные, но самые вкусные были в Бикине. В г. Вяземский ни магазина, ни кафе у дороги не попалось, только лесхоз-техникум. Хотя город большой. Проехали кучу речек с названием 1-я седьмая, 2-я седьмая и т.д. Перед р. Хор – очень большая река, была речка Подхоренок. Обедали тушенкой с хлебом на обочине – так быстро мы еще никогда не ели, мошка гнала нас вперед. Поужинали перед Хором в п. Новостройка. На улице нельзя было сидеть за столиками – мошка, все прятались внутри. Сегодня пьем “Хмельную вишню”.

В палатке хорошо, никто не летает и по тебе не ползает.

Сегодня пробег 110 км., общий 1237 км. , ср.скорость 16.3 км/ч, макс. 44 км/ч.

Опять проезжали воинские части. Прямо у дороги стоят истребители.

Почти все время ехали на 3-1 передаче, небольшие подъемы преодолевали без особых усилий. Только утром самую первую гору метров 100 поднимались пешком. Сегодня был последний 12% перевал, Саша его взял, а я только 2/3, потом шла пешком. Тайга перемежается с марями, возделанными полями. Опять где-то совсем рядом рявкал изюбрь. Радио молчит, новые батареи безнадежно сели. Все отсырело.

Сколько мы проехали, не попалось ни одной церкви, ни новой, ни старой. Кладбища у дороги почти возле каждой деревни, а церквей нет. Только во Владивостоке видели одну, как раз там звонили колокола к заутрене.

Спать ложимся в 9 часов, как белые люди, встаем в 8 утра. Прошлой ночью Саша плохо спал, все ворочался и чесался, так его достал гнус. Потом среди ночи покурил и заснул. Мошкара не любит дыма. Видели пасущуюся корову, а возле ее дымарь стоит, и женщины с дымарями ходят доить коров. Один мужчина косил в майке с сеткой, какие у пасечников.

 

30.06.2001

Хабаровск

Утром быстро встали, собрали вещи и в путь. С утра было “волнительное” настроение, ведь впереди Хабаровск. Позавтракали через 2 км. От начала, покатили дальше. Вскоре появились огромные буквы “ХАБАРОВСК”, стела и корпус ладьи, там остановились, пофотографировались, переоделись в чистую одежду. Решили заехать в Сосновку, вдруг там еще кто-нибудь и живет из старых друзей. Долго плутали по Сосновке, там понастроили коттеджей и много других домов. Нашли, наконец, Петю Кирилова. КОНЕЦ ПОХОДА!!!!!








Чудновский А.

 К отчетам по Дальнему Востоку

Hosted by uCoz