ОТЧЕТ

о велопоходе III к.с.
группы велотуристов Бауманского РТК

К отчетам по Таджикистану.

К отчетам по Узбекистану.

К отчетам по Киргизии.

Район: Памир
Время проведения: Сроки: 1-13 ноября 1991 г.
Маршрут: Фергана - Вуадиль - Хайдаркен - Сох - Баткен - Исфана - Пролетарск - Ура-Тюбе - Шахристан - Пенджикент - Самарканд

Состав группы:

Воробьев Петр (студент МГТУ) - командир
Канюка Сергей (студент МГТУ) - завхоз
Сахаров Александр (студент МГТУ) - механик
Хомколов Сергей (студент МГТУ) - фотограф, хронометрист
Дещеревский Илья (студент МГТУ)

 

Хронометраж велся по местному времени. Сдвиг с московским + 3часа.
Километраж дан по спидометру.

31 октября ( четверг ).
В 9.00 встретились на Павелецком вокзале. В 9.20 отошла электричка до Домодедова. В аэропорт добрались нормально (правда, было холодновато). Прошли регистрацию. Взлетели в 12.30 (должны были 12.05), лететь 3ч 40мин. В самолете не кормят, дают чай и минералку.

Приземлились в 19.30. Было уже темно, и с воздуха открывался совершенно сказочный вид Ферганы (россыпь битого стекла). Быстро собрали велосипеды и поехали искать гостиницу.

Объехали порядка 8-и гостиниц - дудки! Только в 22.30 в поселке Каргелен под Ферганой нашли гостиницу без вывески напротив гостиницы "Дугоба": 3-х этажное здание, вероятно, бывшее общежитие, но лучше всего спросить местных жителей. Дали по 5 руб. с носа и поселились. Готовим еду на газовой плите.

От аэровокзала до гостиницы со всеми поисками и объездами около 16 км : хороший асфальт, но иногда встречаются ямы и открытые люки ).

Погода:

Москва - снег, лед, -2 градуса;
Фергана - +13 градусов.

1 ноября ( пятница ).
Встали в 6.13 - это что-то. От постели отрываемся как лайнер от взлетной полосы: медленно, но верно.

В 8.40 выезжаем из гостиницы.

Фергана довольно зеленый город. Движение относительно спокойное. Погода стоит хорошая, солнце. Были на базаре – это наш первый восточный базар. Купили арбуз ( 5 кг. за 5 руб.) - сразу съели; прикупили отличный изюм. Заехали на почту.

Начинавшийся от Ферганы пологий подъем не прекращается до самых предгорий. Горы появились из дымки как миражи. Выглядит замечательно.

13.15 - Обедали в чайхане в Вуадиле ( справа от дороги, 21 км от Ферганы).

15.20 - Вышли из Ферганской долины, вкатились в ущелье. Прошли развилку дорог на Шахимардан и Хайдаркен, за ней заправились бензином у ЗИЛа. Дорога асфальтовая, но не очень качественная (встречается волнистость типа "стиральная доска").

В ущелье видны снежные вершины Туркестанского хребта. Через 1- 2 км от развилки находится родник Азим-Булак, выполненный в виде дракона, из пасти которого течет необыкновенно вкусная вода.

16.13 - Прошли кишлак, растянутый практически на 6 км.

17.30 (45 км от Ферганы) - Начали искать стоянку. Повернув с основной дороги направо, въехали на ферму, где были встречены ордой пацанов - чувствуешь себя, как в зоопарке. К вечеру сильно похолодало. Проехав около 2-х км по проселку, встали в поле под навесом (здесь нам посоветовали и разрешили остановиться местные жители). На стоянке есть артезианская скважина, так что проблем с водой нет. Еду готовим на примусах. А на ферме нам бесплатно налили около 7 литров молока.

Проехали 45 км.

Погода: солнце, жарко (25 градусов).

2 ноября ( суббота ).
6.20 - Встали, очень холодно (5-8 градусов). Вокруг прекрасный пейзаж - восход в горах.

8.50 - Позавтракали, снимаемся. Теплеет очень быстро, как только всходит солнце. Идет подъем на перевал, едем полуголые - загораем (Петруха говорит: "Балдеж!"). Дорога - разбитый асфальт. На перекусе допиваем молоко, взятое вчера на ферме.

11.28 - Перевал Метингбель -2250 м (от выезда на дорогу - 20 км). На дороге стоит знак 12%, но нам везет - ветер в спину; передача 24/28. На перевале перекусили, сфотографировались и вниз. Спуск бесподобный - 7 км со средней скоростью 60 км/ч (до высоты 1900 м).

12.30 въехали в Хайдаркен. Заехали на почту, пообедали в ошхане и попили чай в чайхане около базара (работают с 13 до 14.30), но сам базар был пуст - на нем только набрали воды. Страшная жара - наверное, будем обгорать.

14.30 - продолжаем спуск к п. Сох. Дорога красивая, на ней можно хорошо покататься. Но покрытие местами сильно разбито, из-за чего у Сергея ослабло крепление багажника - поставили деревянную распорку. У Ильи порвался тросик заднего тормоза - пришлось заменить.

Хотели остановиться на ночлег около п. Сох (21 км от Хайдаркена; длина поселка 2 км), но не получилось (следует учитывать, что восточные народы практически не пьют, но молодежь по праздникам и выходным дням может напиваться очень сильно).

И в поисках ночевки мы взяли довольно крутой безымянный перевал высотой 1450 м., асфальт (передача 24/32), 3 км от Соха. С него открывается прекрасный вид на долину в лучах заходящего солнца...

Спускаемся со скоростью порядка 60 км/ч еще 5 км по хорошему асфальту, а в конце спуска начинается грейдер (ремонт дороги).

Заночевали перед въездом в поселок, слева от дороги в живописном саду, усыпанном желтыми листьями. Чуть выше протекает большой арык, из которого можно брать воду (с дороги арык не видно). Вечером готовили еду на примусах, а утром на костре.

Проехали 60 км.

Погода солнечная, днем жара до 30 градусов.

3 ноября ( воскресенье ).
6.15 - Подъем, готовим завтрак. Небо потихоньку затягивается, но дождя пока нет, хотя завхоз обещает снег. Сад уже пустой, но насобирали плодов "джигды" - вкусные и очень вяжущие.

8.37 - Выезд. Погода улучшилась и осенний сад, освещенный утренним солнцем, стал просто сказочным.

Выезжаем на грейдер, который через 4 км переходит в старый, местами битый асфальт.

9.55 - Ремонт: у Саши на подъеме цепь попала в спицы – у 2 спиц срезало головки. Время ремонта - 10 мин.

11.44 - Подъезжаем к Баткену, дорога - хороший асфальт, скорость порядка 40 км/ч (от п.Сох - 40 км).

13.10 - Встали за Баткеном на перекус, так как пообедать в чайхане не удалось.

За Баткеном начинается плавный подъем. Дорога практически пустынна, но асфальт разбит. Зато вокруг фантастический пейзаж: красные, черные и желтые горы - выходы различных пород. Понемногу дорога переходит в спуск. Слева раскинулось озеро, обросшее высоким тростником.

К вечеру поднялся сильный ветер и небо затянуло облаками, поэтому решили переночевать под крышей, но ужин приготовили на костре на берегу реки, а затем обратились к сторожу чайханы, чтобы у него переночевать (чайхана почти на въезде в п. Чорку, 30 км от Баткена). Он пригласил нас к своему достархану и напоил чаем, поговорили и он объяснил нам, что если в горах дует ветер, то дождя не будет ( так оно и случилось ). Остановиться на ночевку можно и на самом берегу реки, причем место довольно красивое: горная река с нависающей скалой на левом берегу, а на правом - чайхана и сад с оригинальными арыками.

Проехали за день 62 км.

Погода нежаркая с переменной облачностью; к вечеру сильный ветер.

4 ноября ( понедельник ).
5.45 - Подъем. Готовим завтрак на примусах, а Илья тем временем меняет камеру.

7.30 - Завтрак. Погода неважная: низкая облачность, изо рта идет пар. Поблагодарили хозяина, подарив ему пачку индийского чая (хотя он долго отказывался), и сфотографировались вместе с ним.

Проезжаем Чорку: узкие улочки, высокие глиняные дувалы, стены глинобитных домов, выходящие на улицу, без окон - настоящий средневековый аул (причем очень длинный - 10 км).

11.10 - Перекус. Дорога - старый асфальт, местами разбитый, постепенно переходящий в грейдер. Местность голая и безводная. Идет постоянный подъем, светит яркое солнце и дует ветер (к счастью, в спину).

14.55 - Примерно в 40 км от Чорку дорога переходит в длинный и пологий спуск, на котором вроде можно расслабиться.

Внимание! В конце спуск становится весьма крутым, а дорога - то грейдер, то грунт, то разбитый асфальт. В который раз регулируем тормоза на велосипеде Ильи.

Пейзаж...

Стоянка на берегу реки, в зарослях облепихи, можно найти дрова, так что ужин и завтрак готовим на костре.

Прошли за день 74 км.

Погода: с утра пасмурно, днем облачно, к вечеру ясно; все время дует ветер.

5 ноября ( вторник ).
5.45 - Подъем.

8.30 - Сборы закончены, выезжаем.

После небольшого спуска дорога начинает лезть на скалы около речки. И хотя мы вообще-то едем вниз, впечатления не очень. Покрытие - плохой асфальт, местами переходящий в грейдер и песок.

Ура !!! На пятый день похода, в недрах своего необъятного рюкзака Саша нашел велоперчатки, о потере которых скорбел он сам и вся группа.

Илье в очередной раз чинили задний тормоз - заменили тормозные колодки.

12.05 - У Саши слетела цепь и выбила 1 спицу (время ремонта - 5 мин.). Правда, пока он чинился, кто-то углядел снизу в каньоне дерево желаний - что же, сходили размялись.

Погода хорошая. Дорога - асфальт, местами битый. Вокруг красивая панорама со снежными вершинами Туркестанского хребта на юге.

Наконец, через 33 км после ночевки начинается мощный спуск, который через 5 км приводит нас в Исфану (144 км от Баткена). Там мы пообедали и продолжили спуск.

В 13 км от Исфаны завхоз узрел слева внизу на другом берегу речки чудесную лужайку под высокими деревьями. Чтобы туда попасть, нам пришлось проехать немного вперед и свернуть влево вниз по грунтовой дороге, а затем неширокий брод... Мы преодолевали его по-разному: кое-кто - пешком, а некоторые - в седле (но все ругая завхоза).

Ужин и завтрак варили на костре, вода - из реки. Если не считать небольшого купания, то место просто отличное, тем более что после него до самого Пролетарска найти место очень трудно.

Проехали по маршруту 56 км.

Погода - солнце; тепло - 20-25 градусов.

6 ноября ( среда ).
5.45 - Сегодня (как и всегда) первым вылез из палатки Петр; и нетрудно догадаться, кто начал возиться с завтраком.

8.30 - Позавтракали, собрались и пошли купаться в холодную речку (брод нужно преодолевать и обратно). Но хорошая погода и крутой выезд на дорогу быстро нас разогрели.

В 20 км от Исфаны преодолели перевал Кургонча - 1200 м.

Асфальт там неплохой, однако со стороны Исфаны в 500 м от перевала дорога на повороте засыпана толстым слоем песка (там отворот на какой-то завод) - при спуске надо быть осторожным.

С перевала крутой недлинный спуск, который затем выполаживается; до Пролетарска (50 км от Исфаны) доехали быстро и с хорошей скоростью по хорошей автодороге с хорошим движением.

12.00 - В Пролетарске конечно же заехали на базар: сменяли на сахар дыню (и мы, и продавец остались довольны), купили арбуз, хурму, лепешки, узбекский редис и др. Из Пролетарска направляемся в п. Шахристан; на выезде стоит табличка, информирующая о том открыт или нет перевал Шахристан - у нас он был открыт. Немного отъехав, устроили перекус: дыня, которая тает во рту, свежие лепешки - просто изумительно.

От Пролетарска дорога постоянно идет на подъем, хотя и не очень крутой, асфальт хороший, но много грузовых машин, сверху палит солнце и кругом полупустынный, безводный пейзаж. Ехать довольно тяжело и не очень весело.

17.45 - В 38 км от Пролетарска и в 25 км от Ура-Тюбе мы остановились на ночевку: слева от дороги отличное место, настоящий оазис в "пустыне" (стоит дом, рядом небольшой сад и артезианский источник, образующий маленькое озерко). Палатку мы поставили прямо под деревьями, а ужин и завтрак готовили на примусах. Фотографы отводили душу, снимая натюрморт из даров Средней Азии, купленных на базаре. Затем, когда солнце почти село, устроили "баню": нагрели воды и вымыли головы, стуча зубами от холода (на большее не хватило ни желания, ни нагретой воды).

Прошлепали 72 км.

Погода - солнце, тепло- благодать...

Интересное наблюдение - примерно на уровне ночевки находилась верхняя граница пылевого слоя долины. Под ней очертания далеких предметов дробились и терялись в мутной дымке, а над ней четко синели горы на светло-голубом небе. Красота...

7 ноября ( четверг ).
5.50 - Подъем. Завтрак. Был красивый восход и погода с утра тоже отличная.

9.00 - Выехали и тут же у Петра порвался тросик переднего тормоза (видно, не дают покоя лавры Ильи).

В Ура-Тюбе (63 км от Пролетарска) отмечают праздник, мы здесь перекусили и поехали в п. Шахристан (нужно было еще зайти на праздничный базар, но мы его пропустили). Здесь на дороге стоит еще одна табличка, информирующая о том открыт или нет перевал Шахристан. По дороге к п. Шахристан нужно преодолеть небольшой перевальчик, после которого продолжается глобальный подъем. На 231/1731 км по километровым столбам есть хорошее место для стоянки (деревья, вода).

13.30 - В п. Шахристан (24 км от Ура-Тюбе) есть базар, но он не работал и нам удалось только купить дынь (здесь они самые дешевые - 3-4 руб./дыня), одну мы съели здесь же в чайхане. Далее дорога постепенно втягивается в сужающееся ущелье, рядом в красивом каньоне течет река. Дорога - старый асфальт и постоянно идет подъем. На ночлег встали в 16 км от п. Шахристан: слева от дороги распадок, течет ручей, в 100 м. от дороги небольшое озерцо (с дороги его не видно), вокруг на склонах растут кустарники и много можжевельника. С трудом насобирали веток и кизяка для костра; пришлось кочегарить один примус.

От этого места до начала серпантина 16 км; место хорошее, но рекомендуем подъехать как можно ближе к началу серпантина, чтобы подниматься на перевал с самого утра.

За день глобального подъема проехали 67 км.

Погода - праздничная, тепло, переменная облачность.

8 ноября ( пятница ).
5.45 - Подъем. Пока не появилось солнце было очень холодно, перед самым восходом солнца даже был заморозок (вода в ручье и озерке замерзла). Мы немного поудивлялись, но вспомнили о высоте - около 2000 м - и успокоились.

8.50 тронулись в путь. Через 12 км справа встретили домики, а слева рядом течет река - неплохое место для стоянки.

11.15 - Еще через 4.5 км стоит чайхана, начинается серпантин - последнее место для ночлега перед перевалом, так как на протяжении всего подъема и спуска (около 42 км, 5 часов) остановиться негде.

Подъем на перевал (14.5 км, 3 часа) :
- погода солнечная, температура немного выше 0 градусов;
- подъем проходит, в основном, по южным склонам, так что даже в зоне снегов довольно тепло;
- дорога асфальтовая, но очень разбитая и довольно узкая, а последние 2 витка серпантина покрыты снегом и льдом;
- движение не очень интенсивное (хотя нужно учесть, что пока еще 8 ноября - официальный праздник), преобладают грузовые машины;

Мы двигались одной группой с двумя привалами, так как нет ничего хуже, чем ждать и догонять, особенно в горах; это позволило экономно расходовать силы. В результате все взяли перевал в седле.

В 14.35 мы забрались на Перевал Шахристан - 3378 м.!

Перевал представляет собой выемку в хребте: небольшая неогороженная площадка с крутыми обрывами.

Внимание !
На перевале часто бывают туманы и снегопады, когда видимость резко ограничена и надо быть очень осторожным.
Вид, открывающийся вперед и назад на глубокие ущелья, заснеженные вершины, возносящиеся выше 4000 метров над уровнем моря, восхищает и завораживает.
На перевале постоянно дует сильный ветер, так что пришлось одеться потеплее и побыстрее катиться вниз.

Спуск с перевала (28.5 км, 2 часа) :
- дорога на спуске не покрыта ни снегом, ни льдом (спускаемся по южной стороне хребта), но асфальт на многих поворотах сильно разбитый и "волнистый";
- много закрытых поворотов, на крутых поворотах часто встречается галька и песок; с левой стороны поднимается осыпной склон со скальными выходами, а с правой - крутые обрывы до нескольких сотен метров (ограждение отсутствует, так что требуется особая внимательность и осторожность);

Спуск проходили самостоятельно: каждый в меру своих сил и возможностей, на безопасной дистанции - периодически останавливаясь, чтобы собраться всем вместе. Замыкающим ехал механик с аптечкой.

К вечеру количество машин уменьшилось (хотя много грузовых машин преодолевали перевал даже ночью), но на спуске (большая скорость и закрытые повороты) они стали более опасны.

Через 25.5 км после перевала дорога спускается к реке Хишикот, здесь справа от дороги находится благоустроенный родник; далее дорога идет рядом или над рекой, так что можно найти место для стоянки.

16.15 - Остановились на ночевку в 28 км от перевала и 2.5 км от родника - в чайхане. Палатку поставили под навесом чайханы, со стороны, обращенной к реке, растянув ее на камнях на бетонном полу. Воду брали из речки, а еду готовили на костре, правда, дрова насобирали с трудом.

Итоги дня:
- взяли перевал Шахристан;
- к черту укатали завхоза;
- проехали 59 км.

Погода - хорошая; пока поднимались - светило солнце. Правда, когда долезли до перевала, невесть откуда взялся туман, но мы его обогнали на спуске.

9 ноября (суббота ).
6.25 - Встали немного позже, так как отсыпались после перевала. Выяснили, что у нас в гостях побывали мыши, ночью гремели посудой и съели 1/3 скатерти.

Спуск до поселка Хушикат и до моста через реку Зеравшан продолжается 4.6 км. Погода отличная и вокруг очень красиво. Через 1 -2 км после моста развилка на Самарканд и Душанбе с большим щитом-указателем. Далее дорога идет вниз по Зеравшану, перебираясь с одного берега на другой по подвесным мостам. Дорога асфальтовая, но сильно разбитая и узкая. Это совсем не длинный пологий спуск, как мы ожидали, а постоянное "вверх - вниз" почти до самого Пенджикента. Зачастую дорога проходит над самым обрывом в Зеравшан, а с другой стороны над ней нависают скалы и осыпные склоны. Так что этот участок достаточно тяжелый и здесь можно как следует наломаться.

13.00 - Примерно через 33 км от развилки мы очень хорошо пообедали в ошхане (в одном из кишлаков, справа от дороги ).

18.30 - Ночевали в кишлаке Кимтудак в доме у Хазрата, местного мельника, который пригласил нас к себе: поил чаем, вел долгую беседу и накормил отличным пловом.

Пропилили за день 57 км.

Погода- солнце, сильный встречный ветер.

10 ноября ( воскресенье ).
Выспались хорошо, а утром сами себе на газовой плите готовили манную кашу, так как мусульмане утром ничего не едят, только пьют чай. За ночлег со своих гостей хозяин отказался брать какую-либо плату - мы только подарили ему пачку чая и немного лекарств (семьи большие, много детей, а лекарств нет почти никаких! ).

После ночевки дорога, в основном, шла на спуск (правда, есть пара крутых подъемов). Асфальт неплохой, только перед самым Пенджикентом пара километров очень пыльного грейдера (ремонт дороги).

Погода не очень хорошая: тучи и довольно прохладно. Днем начал дуть встречный ветер; к вечеру он усилился (вообще говоря, в горах часто встречаются суточные изменения ветра – ночью тихо, утром ветер вниз по ущельям, вечером вверх).

13.00 - В Пенджикенте зашли на базар. Обедали в ресторане, который находится в 0.5 км от базара, справа от дороги. Обед был вкусный и не очень дорогой.

15.20 - На ночлег остановились в 11 км от Пенджикента и в 44 км от Самарканда: справа от дороги стоит летний домик, вокруг растут большие и маленькие деревья, течет арык, образующий маленький прудик - небольшой оазис среди полей. Палатку растянули в одной из комнат домика, так как он пустовал, а небо было хмурым. Еду готовили на костре, а воду брали из арыка.

За день проехали 62 км.

Погода хмурая.

11 ноября ( понедельник )
Выехали в 8.30 и без особых приключений доехали до Самарканда. Правда, на посту на границе Узбекистана и Таджикистана пришлось поговорить с милиционером, но тот быстро понял, что интереса для него мы не представляем. Долго искали место для ночлега, но в различных тур- и пр. стоянках не нашли. Нас чудом пустил переночевать в пустующую квартиру один житель Самарканда. Напоследок мы предприняли попытку улететь домой, но авиабилетов не было железно.

За день накатали по маршруту и по городу 76 км.

Погода - солнце.

12 ноября ( вторник )
Целый день ездили по городу, наслаждались красотами, видами, минаретами, мавзолеями и прочей восточной экзотикой. Накатали по городу (налегке! без рюкзаков!) 34 км.

13 ноября ( среда )
Мы торжественно загружаемся в самолет и отлетаем в Москву.

До свидания, солнечная Средняя Азия!
Мы еще вернемся!

К отчетам по Таджикистану.

К отчетам по Узбекистану.

К отчетам по Киргизии.

Авторы: Дещеревкий И., Хомколов С..

Оформление Исаков Л.В.

Фильтры для очистки воды, magazin подробно. . На mvideo.ru планшет galaxy tab цена.
Hosted by uCoz