Описание велопутешествия по Тянь-Шаню (13.07.02 - 8.08.02)

Фотоотчет

К отчетам по Киргизии.

К отчетам по Казахстану.

Схема маршрута

Состав группы в алфавитном порядке:

Дневник путешествия

9.07.02-13.07.02 - скорый поезд Москва - Алматы

Наш поезд (№8) отходит в 22:25.
Около 21:00 собираемся на вокзале. Разбираем байки. Загружаемся в вагон. Приятно, что проводника нисколько не удивляет наш "негабаритный" багаж.

Мы едем у туалета. Весьма специфическое место, особенно в плацкартном вагоне, со своими ритмом и запахами…

В соседнем отсеке (купе) едут горные туристы. Их тоже 6 человек. Молодые ребята и девчонки. Идут на 3-ю категорию сложности на один из хребтов северо-западного Тянь-Шаня.

На второй и третий день едем через степи и полупустыни Казахстана. В конце третьего дня впереди появляются горы, а в ногах зуд.

13.07.02 - Алматы - БАО (Большое Алматинское Озеро)

мы и Тимур
труба ГЭС под БАО

В 6:52(MSK+3) приезжаем в Алматы. Собираем байки и ждем Леню - он прилетел самолетом раньше нас, но перепутал время и застрял где-то. Ждем его в парке перед вокзалом. Через часик Леня появился, с ним Тимур - известный байкер Алматы. На этот день он стал нашим гидом по городу и части маршрута в горы.

Посетили местную баню. Грандиозное сооружение. Билеты были куплены в восточную часть бани. Там вместо парилки сильно прогретый каменный пол. Стелишь простыню и ложишься сверху. Здорово - мне понравилось.

Делаем обмен денег, закупаем продукты. Наполнили животики в кафешке - теперь можно в горы.

Едем немного по городу, затем среди дач. Потом по оживленной трассе, уходящей в ущелье. Через шлагбаум, в национальный парк. Эта дорога идет до трубы ГЭС. Наша - поворачивает налево. Уклоны зверские - идешь рядом с байком и проскальзываешь. Из машин сюда могут пробраться только мощные джипы. И то, один глухо застрял прямо над местом нашей ночевки - в небольшой долинке под БАО.

14.07.02 - БАО - перевал Озерный - р.Чонг-Кемин

долина реки Чонг-Кемин
брод через приток реки Чонг-Кемин вблизи смытого моста из труб

Продираемся по тропинке вдоль трубы ГЭС до БАО. Подъем не долгий, но тащить байк вверх трудно. Обходим озеро слева, теряем дорогу, снова находим. Доходим до переправы - дорога уходит в реку и на другом берегу выходит из нее. Шлепаем по воде. На другом берегу народ "развлекается" в безуспешных попытках завести мотоцикл "Yamaha". Мы же с осознанием собственного превосходства над ними, устраиваемся поблизости на травке на привал.

Лезем на перевал Озерный. На перевале (3503) нас поджидают алматинские байкеры. Они знали о проходе нашей группы и специально приехали знакомиться с нами. У них на удивление хорошая техника. У всех дисковые тормоза, хотя с другими здесь лучше и не ездить. Мне даже как-то не ловко, я выгляжу на фоне алматинцев замухрышкой.

Спуск приводит к очень живописной долине реки Чонг-Кемин. Крупой серпантин и мы внизу. В это время над долиной реки сгущаются тучи, начинается дождь. Еле удается "вырваться" из-под сплошной стены дождя.

Дорога, по которой едем, сделана для туристов совсем недавно. Но местами она уже успела сползти вниз. Мосты размыты - приходится "бродить".

Встаем на ночлег у реки в начале подъема на перевал, который будем брать завтра.

15.07.02 - перевал Кок-Айрык - с.Чонг-Сары-Ой

серпантин перевала Кок-Айрык
серпантин к Иссык-Кулю

Вначале дорога на перевал Кок-Айрык терпима, хотя витков серпантина очень много. Ближе к вершине все завалено глубоким рыхлым снегом. Кто-то тащит байк, пристегнутым к рюкзаку. Другие делают челночные перетаскивания - сначала рюкзак, затем байк.

Мне как-то не очень понравилось барахтаться в снегу, особенно с байком. Пытаюсь найти другой путь. Выше дорогу смыло камнепадом и ручьем. В этом месте наверх можно карабкаться по крупным камням осыпи. Здесь и пробираюсь. Идти нужно по камням покрупней - мелкие норовят выскользнуть из-под ног. Для уверенности всегда стараюсь держаться за камни еще и руками. А тем временем, каждую минуту по руслу ручья, в десяти метрах от меня, вниз срываются камни, производя устрашающий грохот. Успешно прохожу этот участок. Дальше только по снегу. Так как акклиматизация еще не наступила, то любая работа дается на высоте с трудом. Проходишь десяток шагов - пару минут пытаешься отдышаться.

К трем часам взяли перевал (3889 м). Дорога вниз расчищена бульдозерами. Однако на протяжении 4-х км она представляет собой глинистое месиво, вдоль которого бегут ручьи. Основательно стер здесь тормозные колодки.

Дальше шикарный и продолжительный спуск к озеру Иссык-Куль. Общий сброс высоты около 2 км, впереди, еще с перевала, открывается великолепный вид на озеро.

Вниз спустились на закате. Спрашиваем аборигенов про дорогу и жилье - район густонаселенный, ставить палатки не хочется. Один дед приглашает нас к себе. Заплатили ему за комнату 100 сом (обычная цена здесь 50 сом/чел). Для справки, курс сома на все время путешествия был 45 сом за 1 USD.

16.07.02 - с.Чонг-Сары-Ой - г.Чолпон-Ата - с.Кутургу

рисунки на камнях

Утро начинается препротивно. Дед требует доплатить. Но мы договорились и заплатили ему вчера, и не хотим доплачивать. Он угрожает нам расправой с помощью милиции и бандитов. Заплатили ему еще 100 сомов.

В Чолпон-Ата делаем закупку продуктов на базаре. Заехали в кафе у дороги. Покормили на удивление вкусно - лагман и блинчики с творогом.

Вечером за селом Кутургу выезжаем на берег Иссык-Куля. Отдыхаем, купаемся, остаемся здесь на ночлег. Вода в озере слегка солоновата и прозрачна, дно песчаное.

17.07.02 - с.Кутургу - г.Каракол - с.Ак-Булак

вид с дороги на место ночевки

Едем в г.Каракол. Там у представителя фирмы "Тянь-Шань Трэвел" оформляем заброску на турбазу Майан-Додыр и получаем пропуск в пограничную зону.

Заехали в кафе "Тысяча и одна ночь". Все очень вкусно (лагман, шашлык, пиво, чай) и не дорого (около 70 сом за человека).

Ближе к вечеру выехали из города. Дорога в начале была сносной, но затем стала все в глубоких и трудно объезжаемых выбоинах.

За с.Ак-Булак повернули из долины Иссык-Куля в горы, проехали шлагбаум лесничества и встали на ночлег в сказочно красивом еловом лесу у реки Тюргён-Ак-Суу.

18.07.02 - с.Ак-Булак - перевал Чонг-Ашуу - р.Сары-Джаз

на перевале Чонг-Ашуу
на спуске с перевала Чонг-Ашуу

Утром по пути на перевал я потерял шлем. Он висел сзади на рюкзаке и, по-видимому, седло нажало на кнопку замка. Когда обнаружил пропажу, вернулся. Тщетно. Очевидно, какой-нибудь всадник-мальчишка будет ездить в нем.

Перелезли перевал Чонг-Ашуу (3822 м). Наверху холодно. Вокруг стоят заснеженные вершины. Видны ледники. Спуск вниз весьма продолжительный. Сначала по грунту, потом по асфальту до поворота на реку Сары-Джаз.

Дорога вдоль реки напоминает небольшие "американские горки", только присыпанные острыми камнями. На одном из таких камней у Маши разрывает покрышку заднего колеса.

Встали на ночлег в ущелье реки. При выборе места никто не поинтересовался, где будет всходить солнце. Напрасно, так как до первых лучей в таких местах бывает очень холодно.

19.07.02 - р.Сары-Джаз - п/з Эчкилиташ

место ночевки у реки Сары-Джаз
сырт около п/з Эчкилиташ

Утром, в тени горы очень холодно. Приходиться переползать метров на сто в сторону, на полянку, где солнце уже светит.

Олег заклеил машину шину. Получилось здорово, теперь шина как новая. Но для перестраховки мы поменяли ее с передней. Вчера была еще одна проблема по механической части - периодически заклинивало трещотку в задней втулке Олега. Он пытается ее разобрать. Не хватает нужных ключей и процедура разборки затягивается. Остальные тем временем жарятся на солнышке. Наконец, трещотка разобрана. Причиной проблемы была ржавчина. Там, внутри, вообще не было смазки, зато было море ржавчины. Олег очень любит мыть свой байк - дополоскался :) Набили трещотку смазкой, собрали.

Едем по "американским горкам", только теперь перепады высот побольше. Навстречу КамАЗ с пограничниками. Старший представляется командиром заставы и забирает у нас паспорта. Сам же уезжает в сторону, откуда мы приехали. Обещал вернуться, а нам наказал следовать до заставы. Мы уже мысленно попрощались со своими паспортами.

Приехали на заставу, ждали несколько часов возвращения командира. Чтобы заполнить ожидание, сходили за хлебом к соседним домам. Нас сразу же повели внутрь, напоили чаем, молоком, айраном (кефиром), угостили рулетом, сделанным из тонко раскатанного теста, творога и лука. Мы еще немного прикупили всего вышеописанного для ужина-завтрака. Пока нас угощали, беседовали. Это чабаны. Живут очень бедно. Условия существования тяжелые - лето короткое и дождливое, зима долгая, снежная и морозная. Но спускаться с гор не хотят - внизу нет работы. Любопытно, но раньше здесь стояли золотоискатели. Это их дома и брошенная тяжелая гусеничная техника. Содержание золота оказалось слишком маленьким и старатели ушли.

Вернулся командир заставы, отдал паспорта, но разрешения на продвижение дальше пока не дал. Поставили палатки за забором части на спортплощадке. Будем ждать разрешения до утра. Если не дадут - поедем так.

20.07.02 - п/з Эчкилиташ - перевал Тюз

по сырту вдоль реки Тюз
место ночевки под перевалом Тюз

Утром из-за забора заставы высунулся замкомандира и сказал, что нам можно ехать дальше. Потом исчез и снова высунулся с буханкой хлеба, чем очень нас обрадовал. Мы вчера доели последние сухари, а хлеба не видели уже давно.

Весь день шли пешком по сыртам (долинам), причем зачастую сильно заболоченным. Дорог, тропинок нет совсем. Идем вдоль берега реки Тюз. Попадаем под одноименный перевал. Уже поздно его штурмовать. Поэтому решили сделать разведку и, заодно, затащить наверх велосипеды. Я остаюсь в лагере внизу.

Ближе к закату все возвращаются, довольные результатом разведки - перевал вполне проходим. На радости решено тяпнуть заспиртованный корень радиолы розовой. Позже неровной походкой разошлись по палаткам.

21.07.02 - перевал Тюз - ледник Энгильчек - пик Нансена

по сыпухе наверх
вид на долину ледника и реки Энгильчек; видно, как река вытекает из-под ледника - нам нужно обойти реку по леднику
впереди ледник

Пошли в перевал Тюз. Похоже промахнулись - приняли за основную тропу какую-то звериную. Она обрывается, упершись в скалы. В какой-то момент я понимаю, что дальше нести байк в руках не возможно, т.к. нужно цепляться за камни и ногами, и руками. Остальным проще - у них есть возможность пристегнуть байки к рюкзакам. Бросаю байк, лезу вверх только с рюкзаком. Чуть поднявшись, вижу колесо. Это Леня его бросил, чтобы не мешало идти. Вскоре возвращается Саня и помогает поднять наверх брошенное.

Наконец, доползли до верхней точки перевала. Вид вокруг потрясающий. Впереди пик Нансена, весь в облаках, слева внизу ледник Энгильчек с вытекающей из-под него одноименной рекой и образующей долину под нами. В бинокль хорошо просматривается скалистый прижим справа снизу. Никаких тропок через скалы прижима отсюда не видно. Как-то мы будем его проходить сегодня-завтра!?

Основное русло реки в брод не перейти. Поэтому мы должны спуститься, подойти к леднику, перейти по нему реку и вернуться вдоль противоположного берега реки.

Спуск идет вначале по крутой осыпи, затем по не менее крутому травянистому склону. В долине путь к леднику преграждают вторичные рукава реки и речные наносы с большим количеством разнокалиберных камней. Но это всего лишь досадная мелочь по сравнению с тем, насколько сложно двигаться по леднику. С перевала он выглядел гладким и маленьким. Вблизи же видно, что вокруг множество огромных воронок, отверстий, озер. Язык покрыт наносной породой - камнями и глиной. Последняя на тающем леднике образует грязь. Передвигаться приходиться по гребням воронок. Двигаемся вверх-вниз, периодически попадая на чистый лед или в мерзлую грязь.

Побарахтались на леднике около километра. Далее небольшой брод через приток и можно временами ехать по каменистым полям. Встаем на ночлег под пиком Нансена, в устье ручья, с реактивным ревом падающим с почти отвесных стен. Перед сном начинается дождь.

22.07.02 - пик Нансена - т/б Майан-Додыр

турбаза Майан-Додыр; на заднем плане п/з Майан-Додыр и наш домик
альпинисты интересуются устройством наших байков

Дождь шел всю ночь. Горы вдоль долины реки клубятся облаками. Дождь будет преследовать нас весь день. После быстрых сборов, не поев, стартуем.

Через 3 км прижим, который я вчера разглядывал в бинокль. Всего метров 200. Бродом его никак не взять. Остается только одно - карабкаться через скалы. Там, наверху, есть следы зверей и человека, местами даже слабозаметная тропинки. Вокруг буйно растет акация и ель. Пытаемся продираться через мокрые и колючие заросли кустарника. Сначала переносим рюкзаки. Карабкаемся круто вверх к тропинке у отвесной скалы. Затем вдоль этой скалы идем до очень красивого водопада. Здесь потихоньку начинается спуск на другую сторону прижима. Весь путь занимает около 300 метров и одного часа. Обратно возвращаемся налегке и берем байки. С ними в кустарнике перемещаться куда сложнее, чем с рюкзаками. Забавно, но когда наше передвижение снимает на видео Саша, я падаю в грязь с байком, пытаюсь встать, снова падаю...

На прохождение прижима мы потратили 3 часа. Дальше обширные каменные поля. Большей частью двигаемся пешком.

Путь вперед преграждает приток реки Энгильчек. Он разбух от дождя и нам его не перейти в основном русле. Нашли место в устье, где он распадается на множество рукавов и "бродим" там. В конце брода почти у всех посводило ноги - вода ледяная.

Вскоре вышли на турбазу. Дальше будет грунтовая дорога. В сухую погоду она хороша, но сейчас раскисла и грязь комьями виснет на байках. В результате, колеса блокируются. У меня грязь срывает колодку переднего тормоза. Руки замерзли, нет сил поправить - еду так.

Через 3 часа приехали на турбазу Майан-Додыр. Здесь находится наша заброска. Рядом с турбазой находиться пограничная застава, где мы поселились в грязном и холодном домике. Но зато была банька, где можно было, наконец, отогреться. Да и сам домик защищал от бесконечного дождя и ветра.

Развешиваем промокшие вещи по всему домику. У меня вымокло почти все.

Перекусили, легли спать. Через полчаса грохот ног - к нам подселили пятерых альпинистов. Попили с ними чайку, немного потрепались.

23.07.02 - т/б Майан-Додыр - с.Энгильчек - переезд в г.Каракол

дорога к селу Энгильчек
переезжаем в УАЗике из Энгильчек в Каракол

Утром дождь кончился. Пытаемся привести себя в порядок. Моем, ремонтируем байки, продолжаем сушить вещи.

На турбазе из-за непогоды скопилось много альпинистов. И теперь вертолет забрасывает в горы людей, продукты и вещи весь день безостановочно. "Наши" альпинисты пойдут на Хан-Тенгри (6995 м) пешком по тому пути, что мы прошли вчера. Далее по леднику до базового лагеря. Дали им описание брода и прижима.

Наконец, в полдень уезжаем в с.Энгильчек. Дорога туда потрясающе красива. Когда-то около села собирались разрабатывать богатое месторождение. Но стройка века умерла не закончившись. Остались дороги, краны, брошенные корпуса.

Узнаем у местных жителей, что брод через реку, где мы должны пройти, не проходим. Наш маршрут меняется - делаем переезд на УАЗике в Каракол за 70$.

Вечером в Караколе едем в кафе "Тысяча и одна ночь". Очень плотно там поужинали. И в темноте уезжаем из города. Встали на ночлег прямо под дорогой, но место достаточно укромное.

24.07.02 - г.Каракол - с.Барскоон

привал на берегу Иссык-Куля
место ночевки у реки Барскоон

Едем вдоль южного берега Иссык-Куля. В городишке Кызыл-Суу нашли столовую, где в этот ранний час можно позавтракать. Накормили отвратно.

Решаем "дозакусить" самостоятельно. Делаем закупку продуктов на соседнем базаре. Тут же все "уничтожаем". Теперь, подкрепившись, можно ехать дальше.

По дороге много абрикосовых садов, но сейчас абрикосы еще не спелые. Вот если бы мы попали сюда через пару недель...

Находим на берегу озера чудесный песчаный пляж, каковых здесь много, и устраиваем небольшой отдых. Покупались, повалялись на песочке и поехали дальше. Вскоре, у села Барскоон, наша дорога поворачивает в горы.

Подыскали место ночевки в еловом лесу у реки Барскоон. Варим из заранее купленной черной смородины варенье.

25.07.02 - с.Барскоон - безымянный перевал

привал

Варенья получилось слишком много. Часть смородины отдали чабанам.

Вначале подъем идет вдоль реки по дороге на киргизко-канадский золотоносный прииск. Дорога широкая и хорошо укатанная, но ужасно пыльная - проносящиеся мимо тяжелые грузовики поднимают тучи пыли. Затем следует солидный набор высоты по серпантину. И, не доходя немного до перевала, сворачиваем в соседнее ущелье. Здесь приходится идти козьими тропами. Много осыпей, прижимов. С огромным трудом преодолеваем 15 км такого пути. Все валяться с ног.

На ночлег встаем в высокогорной долине на высоте 3500 м. Пожалуй, ночью будет холодно.

26.07.02 - безымянный перевал - горячие источники Джилу-Суу

переходить эту речку или нет?
опять можно ехать по дороге; спуск с перевала

Вода в канах за ночь покрылась льдом. До вершины перевала осталось по высоте метров 250. Уклон небольшой, вокруг высокогорная долина. Из-за вечной мерзлоты она сильно заболочена.

По центру долины течет большая, довольно быстрая река. Я и Олег пошли по правому берегу реки, остальные по левому. Вскоре я попадаю на сильно заболоченный участок берега и, полагая, что на другой стороне реки будет лучше, пытаюсь через нее переправиться. Удалось это сделать только на третий раз! Забавно, что, переходя реку во второй раз, я был в метре от противоположного берега, но преодолеть этот метр не смог. Здесь было очень глубоко, и сильное течение выбивало байк из рук. Пришлось вернуться обратно.

Однако мои надежды, что другой берег лучше, были напрасными. Здесь так же все сильно заболочено. Хуже того, здесь есть приток - очень спокойная, но глубокая река, образующая в мерзлой почве бесконечные петли. В одном лабиринте из речных петель мы и заблудились. Пришлось брать реку бродом. Для этого нашли место, где на дне лежат большие камни. Перепрыгивая с камня на камень, переходим на другой берег. Однако камни оказались довольно скользкими, и половина из нас "искупалась" на этом броде.

Потом долго брели по болотам и каменным полям. Трудно описать радость, которую мы испытали, когда под ногами появилась более-менее сносная дорога. А появилась она почти на вершине перевала. Вблизи расположено небольшое озеро. Сходили посмотреть на него.

Спускаемся по дороге вниз. Вскоре наша дорога сливается с более накатанной с перевала Тосор. Здесь даже есть, пусть убогие и частично разрушенные или смытые, гидротехнические сооружения.

Едем до слияния с дорогой с перевала Тонг. Здесь расположен горячий сероводородный источник Джилу-Суу. Какой-то мужичонка уже успел приватизировать его. Договорились за 5$, что нас пустят. Сам источник находится внутри неказистого сарайчика-баньки, и не произвел на меня никакого впечатления. Так, лужа с горячей водой.

Устроились на ночлег у этого источника.

27.07.02 - горячие источники Джилу-Суу - с.Орюк-Там

река Кичи-Нарын

Утром собирались долго. Вскоре после старта выехали в широкую долину-сырт. Едем вдоль реки. Затем сворачиваем, объезжаем гору и попадаем в ущелье. За ущельем небольшая долина, где мы устраиваем полудневку за селом Орюк-Там у реки Кичи-Нарын.

В программе полудневки постираться, помыться, отремонтировать байки. Вечером костер и разговоры о планах - кто куда хочет сходит в поход.

28.07.02 - с.Орюк-Там - г.Нарын - с.Достук

река Кичи-Нарын
перетаскиваем осла через мост

Утром едем по ущелью вдоль реки Кичи-Нарын. Река течет в узком русле, иногда на сотню метров ниже нас. Над горами облака, слегка накрапывает.

Затем ущелье резко расширяется, мы оказываемся в населенной долине реки Нарын.

За одним из мостов стоят парень и девушка. Они просят помощи - нужно перевести их осла через мост, а животное напугано и не двигается с места. Конфетка, кусочек хлеба не помогают. Тогда силой перетаскиваем осла на другой берег. Оказывается, что ребята из Чехии, идут пешком. Вот, купили у местных жителей осла, а он оказался с норовом.

Приехали в г.Нарын - средних размеров город на берегу одноименной реки. Интересно, что с правого берега реки горы безводны и очень похожи на промотвалы, а с левого горы более привычного для нас вида - высокие покрытые растительностью.

Перекусили в кафе. Как-то здесь очень любят поперчить. Лагман такой острый, что есть почти невозможно.

Уезжаем из города на ночевку. У Саши четкие признаки пищевого отравления. Далеко теперь не уедешь. Ищем воду, а с ней здесь очень плохо. Пришлось встать на ночевку у сомнительно-грязной реки. Однако нам повезло, невдалеке был ручеек с питьевой водой.

У меня проблемы с розжигом горелки MSR. Бензин, который у нас есть, вообще говоря, таковым не является. Это какое-то сильно коптящее дерьмо. Газогенератор горелки забит сажей, и разжигать горелку нужно весьма специфическим образом, скорее похожим на шаманство. Сидит такой "шаман" скорчившись на земле, кормит свой "оберег" спичками, периодически извлекая из него внушительное пламя, произносит заклинания-ругательства. Я не до конца еще освоил все телодвижения-заклинания, и у меня не получилось развести горелку.

Зато Primus Himalaya, менее чувствительная к качеству топлива, "завелась". Но она хилее MSR и не всем хватает терпения дождаться, когда закипит вода. Я иду спать.

29.07.02 - с.Достук - с.Ак-Тал - с.Кёк-Джар

горки около села Учкун
фото с австрийской парой велотуристов в селе Ак-Тал

Утром местные детишки приветствуют нас с противоположного берега реки свистом, руганью, бросанием в воду больших камней.

Наш путь лежит по сухой, выжженной солнцем долине.

В селе Ак-Тал встречаем пару велотуристов из Австрии. Они тоже давно катаются в этих краях.

После Ак-Тала асфальт заканчивается, и дорога напоминает стиральную доску. Припекает солнце, вокруг полупустыня. Это быстро дает о себе знать - все утомлены.

За селом Кёк-Джар остановились на мосту, набрать воды. К нам подошла женщина и предложила разместиться на ночлег у нее в доме. Время позднее и мы соглашаемся. Она учительница из Бишкека, здесь находится летом. Быт простейший, натуральное хозяйство. Для нас это экзотика - индюки во дворе, печка на кизяке, домик из глины.

30.07.02 - с.Кёк-Джар - с.Дёдёмёль

панорама с перевала
ну-ну, и куда ты запропастился?

Утро начинается с весьма приличного перевала. Вид сверху открывается потрясающий.

На спуске я падаю на сыпухе. Хорошо скорость была небольшой. Всего лишь слегка ободрал коленку и локоть. Очень выручили перчатки, спасли ладони и запястья от сильного обдирания. Дальше на спусках двигаюсь крайне аккуратно.

В одном ущелье происходит стычка с местными детишками. Они увидели наш подъем по серпантину дороги и, срезав, поджидали нас наверху. Я ехал последним. Выезжая из-за поворота, вижу как дети забрасывают Машу камнями. Увидели меня, немного опешили, потом стали требовать сомы. Я сказал, что у меня их нет (это была правда - местные деньги возил Саша). После чего получил град камней в спину. Пришлось рыкнуть на этих малолетних бандитов.

Стоянку на ночлег сделали у реки вблизи села Дёдёмёль - нигде больше воды не нашлось. Естественно, сразу же вокруг возникло множество "сурков" - местных жителей, заинтересованных нашим прибытием.

Сходил в село за хлебом. Осталось сильное впечатление дикости и непредсказуемости в поведении аборигенов.

31.07.02 - с.Дёдёмёль - с.Казарман

Олег разбился; эх, хороший был товарищ!

После небольшого набора высоты спуск по живописному ущелью.

Не задолго до выхода из ущелья Олег упал на крупных камнях. Я выезжал из-за поворота, увидел, что только что обогнавший меня КамАЗ стоит. Сразу почувствовал неладное. Объехав машину, увидел место падения. Олег посреди дороги стоял на коленках. Вокруг наши - пытались ему помочь.

Олег ударился головой (очень заметно пострадал шлем) и плечом. После падения он еще полчаса вел себя неадекватно - задавал одни и те же вопросы: "Где я? Как я упал? Что с велосипедом?".

Рваные раны обработали, уложили его на пенку. Ждем попутку. Через два часа, не дождавшись, идем пешком. Олег уже в состоянии самостоятельно идти. Нужно найти место для ночлега, закупить продуктов и найти машину для переезда в город Джалал-Абад. Для этого Лёня и Олег остаются вдвоем и идут пешком, остальные едут в ближайшее село - Казарман.

На базаре в Казармане нас окружила толпа детей. Это настоящие бандиты - сорвали с корнем велокомпьютер у Маши. На предложение Саши вернуть его за 100 сом (очень большие здесь деньги) отвечают отказом.

Находим машину (УАЗик) для завтрашнего переезда в Джалал-Абад. Договорились с водителем, что он перевезет нас за 1500 сом.

Возвращаемся навстречу Олегу и встаем на ночлег в небольшой рощице у дороги.

1.08.02 - переезд из с.Казарман в г.Джалал-Абад

переезд на разбитом УАЗике из Казармана в Джалал-Абад

Утром загружаемся в машину и едем через перевал Сары-Кыр в Джалал-Абад. Дорога сильно разбита. Машина очень старая и поломки преследуют нас весь путь. В самом начале спустило колесо из-за разорвавшейся покрышки, потом сгорела какая-то прокладка. Наконец, отказала помпа. Водитель проявил чудеса вождения и ремонта. Такого классного водителя я, пожалуй, никогда не видел. Жаль, что он ездит на такой развалюхе. Когда приехали в Джалал-Абад, то посовещались и решили доплатить водителю (всего 2000 сом), т.к. дорога оказалась куда тяжелее, чем планировалось.

Поселились в гостинице в центре города. Номера нам достались всего за 100 сом с человека, но они настолько потрепаны, что не стоят и этого. Хотя это лучше, чем в палатке в городском парке.

2.08.02 - дневка в г.Джалал-Абад

на базаре Джалал-Абада

У Саши день рождения. Весь день проводим в городе. Ходим по городу, закупаемся на базаре, заказываем на вечер столик в ресторане.

Днем Леню сбила машина. Она везла негабаритный груз - мебель. Леню задело стулом, и он упал. Сам в порядке, пострадал только фотоаппарат. В нем отказал экспонометр. Хорошо, что у Лени большой опыт, и он может выставлять экспозицию "на глазок". А то бы остались без единственного фотоаппарата. Водила же не остановился, сделал вид, что ничего не заметил.

Вечером идем в ресторан отмечать день рождения Саши. Наелись так, что потом всем было плохо. Больше всех от обжорства пострадал сам Саша.

3.08.02 - переезд к водохранилищу Токтогуль - с.Торкент

в кафе на берегу Токтогульского водохранилища
вид на северный берег Токтогульского водохранилища

В 6:20 отправляется наш автобус до г.Токтогуль. Байки разобрали, уложили в багажник. Сами сели на последний ряд кресел. Нам повезло - предпоследний ряд был снят, есть куда положить рюкзаки. По мере приближения к Токтогулю пассажиров становиться все больше. В конце концов, по нам начинают топтаться, пытаются на нас сесть. Отбиваемся как можем, но не очень-то получается.

Олег мыл цепь бензином и неплотно закрыл бутылку, а я не проверил. Это и послужило причиной следующего инцидента в автобусе. Один мужчина сел вплотную к моему рюкзаку. И когда садился, то задел и открыл крышку той злосчастной бутылки. Хлынул бензин - немного, т.к. мы вовремя заметили и закрыли крышку. Однако паника в автобусе поднялась немалая. Мы же сидим спокойно, насвистываем что-то себе под нос, рассматриваем в окна горы, в общем, изображаем непричастность. Правда, я при этом пытаюсь незаметно приподнять ногами свой рюкзак из лужи бензина. Удивительно, нас не высадили, только бутылку конфисковали.

Жаль, что г.Таш-Кумыр мы проехали на автобусе. Здесь очень необычные по цвету и форме горы. Дорога после города идет в красивейшем ущелье, где внизу течет бирюзовый Нарын.

Вышли сразу за перевалом Кёк-Бель. Пассажиры проявили потрясающую сознательность, все вышли, выпуская нас с задних рядов. А может просто хотели спокойно доехать без этих "бензовозов".

Дорога очень живописна. Идет вниз-вверх. Асфальт просто прелесть, я забыл, что такой бывает. На спусках удается сильно разгоняться. Правда у мостов асфальт обрывается - дорога еще строится.

Попали в небольшой дождик. Удивительно приятно охладиться после жары.

Стоянку на ночлег нашли у реки у села Торкент.

4.08.02 - с.Торкент - г.Токтогуль - перевал Ала-Бель

по дороге на перевал Ала-Бель
вид с места ночевки

Едем к городу Токтогуль. Там купили продукты на базаре. За городом у реки умяли дыньку.

Двигаясь вверх, на перевал Ала-Бель, наткнулись на дикие абрикосовые деревья. Основательно их ободрали - будем вечером варить варенье.

Неожиданно асфальт оборвался на довольно протяженном участке в 10-15 км. Здесь идут дорожные работы, туда-сюда снуют тяжелые грузовики, поднимая клубы непроглядной пыли. К тому же поднимается резкий встречный ветер. Пыль забивает нос и рот. Скорость движения мизерная. Весь этот кошмар заканчивается с появлением асфальта.

Но зато над вершинами соседних гор начинают клубиться дождевые тучи. Ближе к вечеру мелкий дождик переходит в порядочный ливень.

За час до нашей остановки на ночлег тучи ушли, вновь засветило солнце. И у нас появилась возможность высохнуть.

Встали на ночлег не доехав до перевала 10 км. Варим абрикосовое варенье, полный кан на 7 литров. Но умяли почти все и подозрительно быстро.

5.08.02 - перевал Ала-Бель - перевал Тюз-Ашуу - с.Сосновка

вид с перевала Тюз-Ашуу

Утром берем перевал Ала-Бель (3184 м). После перевала начинается пологий спуск в Суусамырскую долину. Спуск идет на хорошей скорости, сказывается наличие хорошей дороги. Сама долина широкая, хорошо обводнена.

Наконец, спуск сменяется незначительным подъемом с отворотом от реки Суусамыр. И вскоре мы оказываемся под перевалом Тюз-Ашуу. Его серпантин хорошо просматривается на склоне гор, набор высоты на котором около 800 метров.

Добрались до верхней точки перевала. Там туннель протяженностью 2700 метров. Сразу за туннелем, в ближайшей забегаловке, отметили день рождения Маши. Решили спуститься на ночевку вниз. Вначале был захватывающий дух серпантин, делающий огромное количество витков по очень красивому ущелью. Затем дорога пошла по дну ущелья вдоль реки Кара-Балта. Думаю, что это одно из самых очаровательных ущелий, что мне доводилось видеть.

Общая продолжительность спуска до ночлега составила около 50 км (до с.Сосновка не доехали пару км).

6.08.02 - с.Сосновка - г.Бишкек

центральная площадь Бишкека

Дорога идет по сильно населенной местности. Качество асфальта после поворота на г.Бишкек в г.Кара-Балта удручающее. Машин много. В общем, думаешь только о том, как бы побыстрей все это проехать и добраться до гостиницы.

В Бишкеке находим офис компании "Тянь-Шань Трэвел". Забираем свои билеты на поезд и заброску из Майан-Додыра.

Едем в гостиницу "Салима". Номер выглядит сносно, хотя и дешевый - 150 сом на одного человека в день.

Изучаем город. Очень неплохо поужинали в кафе "Астория" на Чуйском проспекте. Недорого и очень вкусно. Следующим утром, зайдя в соседний fastfood, очень сильно почувствовали разницу в качестве еды. Умеют же во всех этих промзабегаловках испортить любой, даже самый хороший продукт.

Я сходил к ж/д вокзалу. Там на меня набросился мент, но паспорт и ксерокопия регистрации его удовлетворили. Это потом, уже в поезде, я узнал, что киргизские менты очень жадные и бросаются на любого, из кого можно вытрясти деньги. На этот раз мне повезло.

7.08.02 - дневка в г.Бишкек

Продолжаем изучение города. Посетили Ошский базар. Там нас попытались обокрасть. Воры залезли ко мне в набрюшник и пытались залезть к Саше в сумку для видеокамеры. К счастью, ни у меня, ни у него они ничего не взяли.

Возвращаемся с базара переполненные фруктами. Устраиваем пирушку.

А вечером в "Астории" празднуем окончание похода.

8.07.02-11.07.02 - скорый поезд Бишкек - Москва

Утром 8-го после быстрых сборов едем на ж/д вокзал. Байки упаковываем уже на вокзале. Наш поезд (№17) отправляется в 11:27(MSK).

За час до отправления подают поезд. Посадка выглядит экстремально. В вагон затаскивают стокилограммовые тюки. Забивают ими полки. С трудом отвоевываем себе место для нашего багажа.

Внутри вагона парилка - пот течет так, что не успеваешь вытирать его полотенцем.

По вагону рыскают киргизские менты в штатском и собирают мзду. С нас взяли за распитие пива.

В вагоне раза в два больше людей, чем мест. В результате, ночью все полы устелены спящими, а в купе проводника люди спят вповалку друг на друге. Я себе такого даже представить не мог. Чем-то это напоминает поезда времен Гражданской войны, не хватает только едущих на крыше.

Утром, 10-го подъехали к российской границе. Перед этим все тюки сбросили с поезда прямо на ходу. Внизу, на земле, их уже ожидали и загрузили в машины. На самой границе таможня устроила серьезный обыск в нашем вагоне. Разбирали потолки, стены. Отводили пассажиров в купе проводника и там обыскивали их. Высадили из вагона толпу мелких контрабандистов, тех, кто вез недекларированный товар небольшими партиями.

Однако, несмотря на весь этот кошмар, мы неплохо провели три дня в поезде. Начитались всласть, нашли альпинистов (очень веселые ребята) в другом вагоне и квасили с ними.

Прибываем в Москву 11-го в 15:45 с опозданием на 35 минут.

Велосипеды участников:

Поломки

Самыми тяжелыми поломками были:

Мелкие поломки были следующими:

Некоторые выводы

Дороги.
Асфальта очень мало, почти нет. Даже на стратегической трассе Бишкек-Ош он местами отсутствует. На грунтовых дорогах зачастую много острых, средней величины камней. Покрышки очень страдают от них. Соседние долины часто не сообщаются между собой дорогами. И чтобы перейти из одной в другую, приходится идти пешеходные перевалы. Мостов на грунтовых дорогах может не быть или они могут быть смыты - нужно быть готовым к бродам. К счастью, в Киргизии мало автотранспорта и машин на дорогах почти нет. Исключение составляют только крупнейшие города. За городом водители внимательны и уступчивы, в городах ездят как попало и очень грубо.

Вода.
Обычно проблем с водой нет. Но в западной части Киргизии попадаются долины, где с питьевой водой могут быть проблемы. Так у нас периодически были проблемы с водой по пути из г.Нарын в с.Казарман, но на худой конец ходили клянчить ее у местных жителей - они берут воду из скважин.

Питание.
Все необходимое можно купить в городах и крупных селах. В мелких селах выбор сильно ограничен. У чабанов можно купить только кумыс. На Иссык-Куле и в западной Киргизии по дороге попадается много кафе. Здесь можно сносно отобедать - лагман, шорпо, пельмени, яичница и т.д. В больших городах можно найти очень достойные рестораны, где недорого и вкусно готовят.

Люди.
Местное население произвело на меня отрицательное впечатление - дикие, нищие. Хотя агрессию по отношению к нам проявляли только дети - бросали камешки, ругались, требовали денег. Радует то, что плотность населения в целом очень низкая. Спрашивать дорогу у аборигенов нужно аккуратно - они могут знать ее на удивление плохо, а в километрах путаются почти всегда.

Проживание.
С выбором места под палатку чаще всего проблем нет. Только в необводненных долинах иногда приходилось ставить палатку в дискомфортной близости к людям. Но всегда есть возможность поселиться в доме, а в городах есть недорогие гостиницы.

Транспорт.
Автобусное сообщение между городами практически отсутствует. А если и есть, то в таком переполненном автобусе вряд ли захочется ехать. Но не сложно нанять за разумные деньги частника. Для примера наш переезд на УАЗике из Казармана в Джалал-Абад по тяжелой горной дороге стоил почти столько же, сколько переезд на рейсовом автобусе из Джалал-Абада в Токтогуль по асфальтированной, большей частью равнинной дороге.

Ремонт байков.
Расчитывать приходиться только на себя и свою предусмотрительность.

Статистика

Ниже приведена статистика, снятая с моего велокомпьютера.

Бертов М. 2002 г.

К отчетам по Киргизии.

К отчетам по Казахстану.

Вибротрамбовки diam. . Посудомоечная машина bosch по материалам mvideo.ru.
Hosted by uCoz