Chateau d’eau d’Europe,
или как я проехал шесть километров.

24-27 августа 2002 г.

Genève - Evian - Brigue - Nufenenpass 2478 - passo del San-Gottardo 2108 - Furkapass 2431 - Grimselpass 2165 - Sustenpass 2259 - Luzerne

Я уже бывал в тех местах в хорошей компании. Май, труд, снег.

На сей раз: август, труд, дождь.

День первый

9:35 - 20:00 / 177:44 / 8:27:53 / 20:96 / 46:04

Отъезжая от дома нерано неспеша, я ещё не знал, на чём я поеду в Бриг. До вокзала 2 км. прямо, до Брига 200 км. направо. Секундная пауза - направо! Захотелось покрутить педали - сразу, сейчас. За это я и люблю байк: выехал из ворот и сразу - на коне.

Через несколько минут я катил по набережной вдоль озера Леман (375 м. над уровнем моря). Подъём в гору, поля, французская граница, nationale 5. Эта дорога проходит от Парижа до Saint-Gingolphe через Женеву; в начале девятнадцатого века, когда она получила свой номер, по ней можно было проехать, на покидая территории Французской империи. Сечас же граница как граница, и даже качество асфальта меняется по ту сторону.

Тонон, Эвиан, Сан-Жэнгольф (снова Швейцария, граница проходит прямо посреди города), Saint-Maurice, вскоре после которого я сворачиваю на велосипедную дорожку № 1 Женева - Andrematt. То по дамбам вдоль Роны, то петляя меж садов, изредка выходя на второстепенные автодороги, идёт она до самого Sierre, где её нужно вовремя покинуть, иначе запилишь налево на возвышенность, что со мной и случилось.

Вверх по долине Роны

Если хочешь ехать быстро, проезжать через города и пить воду из деревенских фонтанчиков, то не нужно сворачивать на эту дорогу. А осенью она просто опасна для организма: изобилие немытых спелых плодов (яблоки / груши / виноград / клубника / облепиха) заставляет постоянно контролировать ситуацию. Погружение в Рону (так, чтобы не смыло течением), улыбки встречных роллерш и байкерш и отсутствие выхлопных газов - обратная сторона медали. Покрытие дороги в целом хорошее, хотя и хуже чем на трассе.

После Сьерра пришо понимание, что я не поезд и до Брига сегодня не доеду. Долина сужается, слева военные аэродромы, по которым катаюся дети на велосипедах, справа какие-то асфальтированные площадки с огромными шлагбаумами на въезде. В итоге ночёвка состоялась в бараке явно военного предназначения, окно которого было открыто и выходило как раз на лесную опушку, где я было собрался поставить палатку.

День второй

7:12 - 19:15 / 112:25 / 9:20:26 / 12:01 / 58:98

Сколько перевалов я проеду сегодня, один, два, три?

Бриг

Ещё не проснувшийся Бриг 600 м. встретил меня мытой с мылом брусчаткой площадей. А в 1994 году с ним случилось то же, что с Прагой в августе 2002 г. Возле вокзала я пересёк Рону и поехал по велодорожке вдоль реки, выехал на автодорогу, затем свернул по велоуказателю направо, чтобы, попетляв по ущелью без потери высоты, окончательно оказаться на трассе в потоке машин. Дорога идёт по безлесой местности с неравномерным набором высоты, пересекает деревни с домами на курьх ножкам (у одной из них мы ночевали с Володей в прошлую поездку) и многочисленные ручьи.

В Ulrichen 1350 м. я свернул направо и как в другой мир попал: лес, никакого жилья, крутой и равномерный набор, держащий в напряжении до самого перевала. Машин стало гораздо меньше.

Дорога на Nufenenpass

Дорогу через Nufenenpass 2478м. построили совсем недавно, в начале 60х годов. В Швейцарии я знаю лишь два более высоких автомобильных перевала: col de Grand Saint-Bernard 2483 м. между Мартини и Аоста и pass Umbrail 2501, далеко на востоке.

Ориетиром высоты может служись заметная издалека плотина на 200 м. ниже перевала. Подъём на первый перевал за поход дался очень тяжело, я даже вздремнул на обочине и был разбужен возгласом is it ok? проезжающего велосипедиста.

It is ok! Вот и перевальный ресторан, всего несколько машин на парковке. Медвежий угол. На спуске пообщался с поднимавшимя мне навстречу старичком-велосипедистом из немецкой части Швейцарии. Мы с ним пересеклись на следующий день ещё раз, когда я спускался с Фурки. Он много катался по миру (Северная Америка, Австралия), а в этот раз впервые поехал в горы и был очень доволен, что у него это получается. René Roessner, теперь pen-friend.

Airolo

Доехал до Airolo 1142 м., почти не крутя педали. Пикник на обочине. Налево Сан-Готтард 2108 м., под ним проходят бесплатный автомобильный и железнодорожный туннели, те же автомобилисты, что падки до высоты, поднимаются по четырёхполосной (местами) трассе. Для велосипедистов же остаётся подъём по val Tremola: брусчатая дорога с небольшим уклоном и очень частыми поворотами, построенная в 70х гг 19 века. Машины на ней встечаются, но редко. Подъём по вечернему холодку дался на удивление легко. Когда до перевала осталось метром 30 по высоте, справа показалось небольшое озерцо, у которого я, искупавшись, заночевал.

А 13 (24) сентября 1799 г. на Сан-Готтард с боями поднялся Суворов. Потом была битва у Чёртова моста (теперь там мемориал), предательство австрийцев, отступление через перевал Паникс. К слову сказать, на Паниксе я побывал в начале августа, выше 2000 м. лежал снег, антураж как на той картине Сурикова (у Суворова это было в октябре), только без падающих в пропасть лошадей.

День третий

8:12 - 20:00 / 103,55 / 8:37:15 / 12,10 / 63,25

Перевал Furkapass

Три перевала за день? Посмотрим.

Спуск до Hospental 1500м., откуда начинается подъём на Furkapass 2431 м. С удивлением наблюдаю за человеком, толкающим вверх велосипед с прицепом, двухподвес. Немец из Берлина, едет до Домодоссолы, где собирается оставить велосипед и прогуляться до Вентимильи по Grande Traversata delle Alpi.

- Почему двухподвес?

- А какой был.

Вид на перевал Grimsel с перевала Furka

Перевал, спуск, справа остаётся Rohnengletscher, откуда Рона течёт сначала до озера Леман, а потом и до Средиземного моря. Навтречу едет Рёне, встречаемся как старые друзья. Удивительная вещь дорога!

Дальше идут знакомые места: Gletsch 1759 м., подъём на Grimselpass 2165 м., где мы с Володей пробирались через снега. Спуск до Innertkirchen 650 м., где нужно принимать решение: либо ехать в Женеву, чтобы добраться туда затра к вечеру, или же ехать на Sustenpass 2259 м. и выбираться из Luzern на поезде.

Как можно отрезать от звезды пятый лучь? Выбираю перевал. Самый красивый перевал мершрута. В какой-то момент дорога забирается высоко на борт долины и напротив тебя выстраивается панорама горных вершин и ледников, один из которых умирает в озере на высоте около 1900 м.

Вид с подъема на перевал Susten

2259 м. - это высота туннеля. Пешеход может забраться на 50 м. выше, собственно на перевал. На выезде из туннеля сворачиваю направо, на старую тележную дорогу. Я уже сталкивался с подобного рода путями сообщения, спускаясь с col des Montets в долину Роны: по ширине вполне подходит для автомобиля, но повороты настолько крутые, что и на велосипеде трудно вписаться.

Ровное место прямо под перевалом, ручей, ночёвка.




День четвёртый

8:00 - 14:45 / 102,22 / 5:18:08

Тяжелая была ночь. То ли съел что-то не то, то ли переутомился, однако пришлось пару раз высунуть голову из палатки. С утра пошёл на спуск налегке.

Озеро четырех земель

В Wassen дорога с Зустена сливается с дорогой с Сан-Готтарда. Узкая долина Reuss, шириной в пару сот метров, где бок о бок проходят, образуя клубок мостов и туннелей, две железные дороги, автомагистраль и шоссе, по которому я домчался до Amstel, свернул налево по велоуказателю и уже по пологой и более широкой долине добрался до Vierwaldstaetter See, озера Четырёх Земель, где в 1291 г. из союза кантонов Унтервальден, Ури и Швиц была зачата Швейцарская конфедерация.

Конфедерация, видимо, родилась в озере, а не не его обрывистых берегах, которые скорее разъединяют, чем объединяют народы. Сначала я хотел было добраться до Люцерн по юго-восточному берегу, но, как выяснил у проезжавшего велосипедиста, там на протяжении нескольких км. пришлось бы носить велосипед по пешеходным тропам-лестницам вверх-вниз. На северо-западном же берегу на всём протяжении идёт дорога, тоже нещадно набирая и теряя высоту. Район озера Четырёх Земель (или Четырёх Кантонов, как его ошибочно называют) - одно из самых красивых мест, что я видил в Швейцарии.

Мост в Люцерне

От Люцерн до Женевы около 300 км., то есть ещё два дня пути. У меня этого времени не было, и не смотря на неспортивность такого поступка, я сел на поезд. Точнее, сначала я проводил глазами ушедший у меня из под носа прямой поезд до Женевы. До следующего, с двумя пересадками, час - время осмотреть мост. Собственно, тот мост, кажется, тринадцатого века постройки, сгорел в 1994 г., за несколько месяцев до моего первого приезда в Люцерн. Его уже тогда восстановили и даже развесили копии картин, что смотрятся теперь как мутные дагерротипы в голубых тонах.

Никогда не попью я вина эпохи до филоксеры, поразившей виноградники Европы в 1870х гг. Никогда не увижу я тех картин. Но зато, сидя под зонтиком кафе за чашкой кофе, я понял, зачем мосту крыша - чтобы перейти реку посуху в дождь.

Набор высоты (не считая мелочей):

- Нуфенен 225 м. в первый день + 1900 м. во второй день

- Сан-Готтард 1289 м.

- Фурка 931 м.

- Гримзель 406 м.

- Зустен 1609 м.

Т.е. по дням 225 м. / 3189 м. / 2946 м., всего 6360 м. Общий километраж 495,46 км.

Андрей Чижов achizhov@hotmail.com





Hosted by uCoz