Женева – Ницца

27 марта 2002 г., 08:08, Женева, Champel, 402 м. над уровнем моря.

Организм пытается переварить выпитое накануне пиво с саке (вариант облегчённого ерша) и выкуренные, как минимум, двадцать сигарет. У коллеги родился сын.

Рюкзак приторочен к багажнику.

Тщась победить вчерашнюю сытость, забываю дома продукты в дорогу, а также ложку. Еду налегке. Везу, однако, бивак, даже кастрюльку.

Впереди 5 дней, количество перевалов считать лениво, билет на поезд из Ниццы куплен. Километры сочтёт счётчик.

 

В первый день мне нужно добраться до друзей в St.-Geoire-Prieure, южнее Chambery. Я уже ездил к ним в гости через Albertville (135 км.) и возвращался через Aix-les-Bains (115 км.). Перевалив через неизменный col de Mont-Sion 786 м. (для живущих в Женеве это как nationale 7 для парижан, т.е. путь на юг.), подъезжаю к Annecy. Перед знаком “Скоростная дорога”, сделав два нелогичных поворота налево, попадаешь на старую трассу, которая под названием route de Geneve приводит в центр города. Для разнообразия отыскал отделение Banque de France (они имеются только в центрах департаментов, каковым является Annecy в Haute Savoie) дабы разменять очень старые франки на новые евро – выручил коллегу.

Северные Альпы

Дальнейший мой путь лежал по прямой восточнее массива Semnoz и далее на юг через col de Leschaux 897 м. и col des Pres 1135 м. На первом из перевалов, прямо в ресторане (tiens, это был едиственный ресторан за весь маршрут) подкатило к горлу вчерашнее саке (или приступ горной болезни), на спуске со второго меня получил телефонный звонок из Москвы и я немного поработал, лёжа на траве. А вечером были приготовленные Anne сосиски по савойски на парэ и на виноградных ветках, Clairette de Die Tradition (через два дня мы проехали в 40 км. от города Die), и, как выяснилось, день рожденья Aime, хозяина дома.

Разжился ложкой.

8:08 – 17:35 / 102.99 / 6:40:29 / 15.43 / 48.17

D 18 - N 201 – N 508 – D 912 – D 59 – D 206 – D 21

 

День второй внёс изменение в маршрут. Изначально планировалось выдвинуться в Lyon, там встретиться с Володей Тузовым, переночевать у его друзей и утром взять поезд до Grenoble. Однако Володя смог уйти с работы пораньше (пасхальная пятница во Франции рабочий день, в отличие от Швейцарии), и мы договорились встретится на вокзале в Grenoble вечером, прибытие поезда в 18:13.

Подъем на перевал

Катить 55 км. по N 90 и потом убивать время в городе не было желания, поэтому, выспавшись и от души позавтракав, я поднялся в гору восточнее массива Chartreuse по D 282 через St-Andre – Palud – Belcombe, и т.д. Уже в пути я разглядел на карте col de Marcieu 1050 м. Казалось бы, я нахожусь в долине Isere и пересекаю малозначащие притоки. Что ж, картографам виднее – и ни дня без перевала!

Это была самая узкая дорога, самый крутой подъём и самый длинный туннель на маршруте. Мало машин и много парапланеристов (у них база в St.-Hilaire).

В отличие от Annecy, в Grenoble любят велосипед и построили велодорожки вдоль основных улиц. На вокзале я оказался за три часа до прихода Володиного поезда. Спросил у барышни дорогу до Ниццы (рука не поднимается писать Nice) – не поняла. Но зато смогла объяснить мне путь до Pont-de-Claix, куда я и направился искать кемпинг – мой первый кемпинг в жизни. Нашёл его в деревне Varces. К приезду Володи там стояла палатка, в душе была горячая вода, паслись два ослика, и всё это нам стоило 10 евро за двоих, хотя кемпинг был закрыт до 1 мая.

Несмотря на 16 км., отделявших меня от вокзала, и наличие мобильных телефонов, я решил вернуться за Володей, потому как бешеной собаке семь вёрст не крюк. Развернувшись на север, я прочувствовал, каково ехать против ветра. Нужно отметить, что на маршруте ветер почти всегда дул в спину, и не упало ни капли дождя. Я привык к таким вещам, но кому-то это могло показаться подозрительным.

Встреча прошла успешно, закупка вина в “ED” тоже (это самая дешёвая сеть магазинов во Франции, я там покупал poulet aux hormones когда учился в Париже). А Pont-de-Claix, действительно, мост. Не знаю, построил ли его Юлий Цезарь или Наполеон Бонапарт, но он красив, горбат и проезжается на велосипеде.

10:00 – 19:20 / 111.04 / 6:38:54 / 16.70 / 53.71

N 6 – N 90 – D 12 – D 285 – D 282 – D 30c – D 30 – N 90 – D 590 – av. Jean Jaures – N 75

 

На третий день проблем с ориентировкой не было – N 75 на юг. Попался указатель – Ницца 312 км. До поезда двое с половиной суток. Те кто меряют дороги, знают, что пишут. (Меня долго мучили сомнения, какую же из многочисленных дорог до Ниццы они имели в виду. Сомнения разрешились на следующий день, но об этом позже.)

Дорога поднималась не спеша. Затем был крутой набор прямо перед col du Fau 899 м. и такой же крутой спуск. Прямо как в горах. Завтракали, сидя на скамейке высотой в метр, для круглого счёта.

Влад на перевале

Col de la Croix Haute 1179 м. – ключевой пункт маршрута и самый высокий перевал. Полпути для меня, и переход из Северных Альп в Южные. Прощайте ёлки, здравствуйте, сосны.

День был длинным. Дорога – не то чтобы очень красивая. Единственный день без солнца. Ночевали в муниципальном кемпинге в г. Sisteron, где место, горячая вода и налог на пребывание обошлись нам в 11,6 евро на двоих + утреннее стряхивание нескольких килограмов инея с палатки.

Живописное место. Его местное название Clau de Provencio я бы перевёл как Ключ от Прованса. Это узкое ущелье с замком на скале, арочный мост, отражающийся в воде красный закат – предвестник завтрашнего солнца. В скале туннель, туда ехать не нужно, лучше катнуться по узким старым улицам, где ступала нога императора. Собственно, мы уже на N 85, иначе говоря, route de Napoleon. Возвращение с острова Эльба, 100 дней, переход через Альпы, битва под Ватерлоо, казаки в Париже, бистро-бистро.

9:21 – 19:00 / 135.88 / 6:47:55 / 19.98 / 47.49

N 75 – N 85

 

Четвёртый день был богат перевалами. Один из них не отмечен на карте, хотя мы чётко перевалили из долины одной большой реки Bleone в долину другой большой реки Asse. Картографы забыли посоветоваться с орографами. Второй был неудачно расположен на сгибе карты, и я не заметил его заранее. Собственно, к концу дня я, видимо, перенапрягся и потерял карту. “Плывём по абрису”.

Андрей в Sisteron-е

Начали с катухи по ровной как стол долине Durance и устью Bleone с ветром в спину. Затем срезали через D 12 – D 17 (не показанный на карте водораздел). В Bareme расходятся N 202 на Ниццу через долину Var (те самые 312 км.) и N 85 на Grasse – Cannes. Здесь же уходит в сторону железная дорога (она также идёт через долину Var). У Володи были сомнения по-поводу успевания в Ниццу к 2 часам завтра, в плане, не взять ли ему поезд прямо тут, однако молодой организм с лёгкостью победил их и мы продолжили путь вместе.

Sisteron

Красивейший подъём на col des Leques 1148 м. через clue de Taulanne – живописное горное ущелье. Город Castellan с квадратной площадью в итальянском стиле и узкими старыми улищами. Col de Luens 1054 м., col de Valferriere 1169 м., pas de la Faye 1091 м. с замечательным магазинчиком минералов и окаменелостей. Карта к тому времени была уже потеряна, подъёмы и спуски были (приятными) сюрпризами, нервозность по поводу опаздания на поезд отошла на второй план. Скажем так, мы ломили. Если бы не близость ночи, так бы и доехали до Ниццы. Заночевали в кемпинге в St.-Vallier de Thiey, где наутро, дабы не будить хозяев на заре в день святой Пасхи, для разнообразия уехали не заплатив.

8:38 – 18:15 (по зимнему времени, для простоты сравнения) / 141.56 / 7:33:28 / 18.73 / 48.00

N 85 – D 12 – D 17 - N 85

 

Пятый день начался с приятного сюрприза: за полчаса мы поднялись на перевал (col de Pilon 780 м.), и вскоре увидели море. Теперь только вниз – и упираемся в nationale 7 (трасса Paris – Menton). Вот она, лазурь, вот он – берег.

Южные Альпы

Проехав мимо аэропорта, сфотографировались у таблички Nice, стараясь, чтобы стоящая рядом пальма бросила тень на объектив.

На вокзале Володя осведомился о наличии билетов на более ранние поезда – мест нет. В итоге ему пришлось переночевать в Clermont-Ferrand, поскольку последний поезд на Issoire, где он живёт, уже ушёл. Но это будет поздно ночью, а сейчас день, яркое солнце и море.

Ницца

В привокзальном office de tourisme я разжился картой города и указанием, что дикие пляжи нужно искать в районе St.-Gean-Cap Ferrat, что далеко. Мы расположились на огромном пирсе возле порта, который я временно превратил в нудистский пляж. Традиционное Clairette de Die Tradition прекрасно сочетается с сыром St.-Aigure. В двенадцать часов стреляла пушка. Вода холодная и солёная. Наступил момент расставания, и я остался один.

Мимо, буквально рядом, проплывали огромные паромы. От нечего делать я пошёл знакомится с тётушкой, присевшей рядом. Мой костюм Адама её не смутил, и мы мило беседовали то тех пор пока мне не пробил час ехать на вокзал. Даже интересно, что бы было, если бы я заночевал в Ницце? (Люксембуржка, прекрасно говорит по французски и занимается сбором подержанной одежды для голодающих жителей Смоленска. Там голодают?).

7:15 – 10:30 / 54.32 / 2:29:10 / 21.85 / 47.49

Общий километраж 545.79 минус 32 км. налегке в Grenoble плюс 4 км. от вокзала в Geneve до дома. Расстояние от Женевы до Ниццы 513 км.

***

Поход кончился, началась выброска.

Это была моя первая поездка на поезде за пределами бывшего СССР (помнится, когда-то, через пару лет после приезда в Женеву, я впервые проехался по городу на автобусе). В кассе SNCF в Женеве меня предупредили, что велосипед на TGV (в отличие от обычных поездов) можно перевозить только в разобранном виде. Служитель вокзала, проверяющий билеты на входе на платформу (обычно билеты проверяют только в поезде), сказал мне, что если договорюсь с кондуктором, то неразобранный велосипед можно поставить в багажный отсек, имеющийся в моторном (т.е. первом и последнем) вагоне TGV. То же самое сказал мне машинист поезда. В итоге, я просто положил свой байк и рюкзак в багажный отсек (террористам дальше не читать: он был открыт!) и скромно сел на своё место в первом классе (к моменту, когда я покупал билет, второй класс был весь распродан).

Когда подошёл проверяющий билеты, мы уже проехали Тулон. Я честно сказал (хотя у меня никто ничего не спрашивал) что мой велосипед находится в soute a bagages и что я хотел бы его быстро получить в Лионе, где у меня будет всего 15 мин., чтобы пересесть на поезд до Женевы. В итоге мне пришлось заплатить 16 евро за провоз велосипеда в TGV и выслушать лекцию, что в следующий раз не нужно самому открывать багажное отделение, и что если бы я не предупредил, мой велосипед просто выгрузили бы где-нибудь по пути! На последок контролёр посоветовал мне стеречь мой багаж, пока поезд будет стоять в Марселе.

Я разговорился с улыбчивым парижанином, сидящим напротив, и узнал много интересного об SNCF, т.е. о французских железных дорогах. Парижанин тоже имел беседу с контролёром и заплатил ему 5 евро, поскольку у него был билет на другой поезд, а он хотел ехать в этом. Сошлись на том, что на железной дороге бардак и даже поезда иногда опаздывают.

Итак, SNCF два типа составов – train (поезд) и TGV (скоростной поезд). На участке от Марселя до Лиона TGV шёл со скоростью 300 км. в час, гладко, как по рельсам. От Лиона до Женевы поезд шатало, как электричку Москва – Петушки, было жарко всем, кроме велосипедиста в майке и шортах, два ряда по два кресла, как в первом, так и во втором классе; и красивая барышня из Лозанны поведала мне, что в аэропорту Lyon-Satolas нормальных поездов нет, только TGV до Парижа (будто там нет своих аэропортов?), что нужно ехать на автобусе в центр города и садиться на поезд там, что она мучается от духоты в вагоне и собирается выйти замуж за чёрного парня из Зимбабве и уехать пожить с ним в Кейп-Таун. Милашка, любит Bejart-ballet.

Для проезда на поезде нужно купить билет, на TGV нужно также резервировать место. Исходя из этого, в поезде может быть давка, поскольку туда сядут все; так, по пути в Женеву люди сидели в проходах. На TGV все сидят на своих местах, кроме... Что делать, если есть билет на поезд, то есть, по сути, из точки А в точку Б, но нет мест на конкретный TGV? А что если просто сесть и поехать? Рискуешь штрафом (так делать нельзя!), но, вроде, можно поговорить с кондуктором и просто заплатить ему за резервирование места, при условии, что таковое имеется. А места есть почти всегда, по крайней мере в первом классе. В крайнем случае, можно ехать в проходе.

А вот как ездить совсем без денег (ж/д стопом), я не знаю. Может, кто подскажет?

По поводу провоза байка, мой попутчик парижанин рассказал про своего папу, который вот уже лет тридцать возит свой велосипед по стране. Железный вариант – разобрать и убрать в чехол, тогда его провоз бесплатен везде. В TGV есть багажные полки длинной 120 см., они были пустые.

Провоз неразобранного велосипеда имеет свои нюансы. В поезде Лион – Женева был багажный отсек в последнем вагоне, где я бесплатно провёз свой байк не разбирая. Говорят, есть вагоны с крючками для подвешивания. Есть багажные отделения в TGV, где Володя провёз свой велосипед бесплатно, поговорив с контролёром, а я заплатил 16 евро, поскольку имел глупость положить его туда бес спроса. А если не договоришься с контролёром, а поезд уходит через 5 минут? Разбирать in extremis?

Мой небольшой опыт не позволяет ответить на все эти вопросы. Что и не важно, главное, что поездка в Ниццу состоялась и доставила истинное удовольствие. Что ж, летом на Корсику? Карту я уже купил.

Андрей Чижов (achizhov@hotmail.com). 2002 г.





Hosted by uCoz