ОТЧЕТ

о велосипедном походе третьей категории сложности,

общая продолжительность похода: 1 августа-15 августа 2000 года,

кол-во ходовых дней: 11 дней,

активная часть похода: 1-12 августа 2000 года,

по Хабаровскому краю по маршруту:

Хабаровск - Маяк - Селихино - Ягодный - Циммермановка - Де-Кастри - Богородское - Анинские Минеральные Воды - Николаевск-на-Амуре.

Общая протяженность: 1000 км


      ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПОХОДА


      СОСТАВ ГРУППЫ

№ п/п

ФИО

Год/ род

Место работы

Дом/адрес

Обязанность в группе

 

1

2

3

4

5

1

Мельников
Валентин
Федорович

1934

Доцент ХГТУ

680000 Хабаровск, ул. Льва Толстого, 36-15

руководитель

2

Лысак
Сергей
Георгиевич

1939

Доцент ХГТУ

680000 Хабаровск, ул. Бондаря, 25-10

механик

3

Исаев
Борис
Ефимович

1950

Гл. специалист МЧС

680000 Хабаровск, ул. Калараша, 56-26

штурман

4

Леонтьев
Александр
Владимирович

1960

Гл.. энергетик завода

680000 Хабаровск, ул. Уборевича, 80-89
Leo_A_V@rambler.ru

завхоз

5

Мельников
Николай
Романович

1952

Горный инженер

680000 Хабаровск, ул.Серышева, 12-7

Фотограф

6

Леонтьева
Екатерина
Александровна

1983

Студент ХГТУ

680000 Хабаровск, ул. Уборевича, 80-80
eleon2002@rambler.ru

летописец


    СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ ПОХОДА

Сведения общегеографического характера:

Велопоход проходил в начале августа, когда погода стоит нежаркая, нет вероятности быть укушеным энцифалитным клещем. Вообще август - золотой сезон для велотуриста. Этому периоду времени характерны: ср/температура +20С0, макс/температура +31 С0, мин/температура +10 С0.

Преобладающего ветра нет. Максимальный набор высот на протяжжение всего маршрута - 3500 м . Продолжительность светого дня с 6 часов утра до 21 часа вечера, т.е. 15 часов.

Движение происходит сначала по асфальту (Хабаровск - Селихино) (350км), затем по автозимнику (Селихино - Константиновка) (650км) и из последнего места назначения на паромной переправе через Амур в Николаевск - на Амуре.

Запасной вариант на случай чрезвычайных происшествий: воспользоваться услугами автомашин. Проблемы поиска ночлега нет. Вдоль нити маршрута встречаются очень живописные места для ночевок. Нет проблем и с покупкой продуктов питания, с почтой, со связью.

Вода в реках и придорожных ручьях пригодна для питья.

Весь маршрут проложен вдоль реки Амур, то удаляясь, то приближжаясь к ней. Старт взят в Хабаровске, финиш принят в Николаевске - на Амуре. Оба города лежат на реке Амур, поэтому можно сказать, что маршрут лежит по течению реки, следовательно показатели высоты будут плавно, но незначительно уменьшаться в сторону приближения к конечной цели. Теоретически это так, если не учитывать местные природные условия.

Николаевск-на-Амуре - старейший город Приамурья. Он был основан в 1850 году (а Хабаровск только в 1858 -ом.) Геннадием Ивановичем Невельским. Этот выдающийся путешественник, доставив груз в Петропавловск - Камчатский , рискнул использовать оставшееся время для исследования северного Сахалина и устья Амура. Он установил, что Сахалин является островом и, что устье Амура доступно для прохода морских судов. 1 августа 1850 года на берегу Амура у мыса Куегда экспедиция Г. Н. Невельского заложила Николаевский пост. Был поднят Андреевский флаг и произведен салют из фальконета. Уже в 1856 году Николаевск стал военным, портовым и административным центром на Дальнем Востоке России Теперь город - административный центр Николаевского района. Ему исполняется 150 лет.

Дорога Хабаровск - Николаевск-на-Амуре федерального значения, но досих пор она строиться. Только до Селихино путь идет по хорошей асфальтированной автотрассе Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре. Это 350 км. Дальше до Николаевска 650 км - автозимник, хотя закаленные дальневосточные водители ездят теперь по нему круглый год. Ну, а для велосипеда, это и вовсе не преграда! Итак, хроника нашего похода.


ОРГАНИЗАЦИЯ ПОХОДА

До выхода на маршрут группа проделала несколько личных контрольных выездов и два общих выезда всей группой, целью которых были проверка технической и физической формы участников команды.

Со всеми населеными пунктами, которые планировалось посетить, была наложена связь.


ГРАФИК ДВИЖЖЕНИЯ ГРУППЫ

ДНИ ПУТИ

ДАТА

УЧАСТОК МАРШРУТА

РАССТОЯНИЕ В КМ

1

1.08

Хабаровск-Маяк

120

2

2.08

м/н-ручей Березовый

120

3

3.08

М/н- Селихино

100

4

4.08

м/н-Нижнетамбовское

81

5

5.08

м/н-Ягодный-р.Саласу

80

6

6.08

м/н-Циммермановка- р.Яй

80

7

8.08

м/н-дорога на Софийск

90

8

9.08

м/н-Де Кастри- ою.Кизи

80

9

10.08

м/н-Савинское

70

10

11.08

м/н-Богородское- Аниниские воды

82

11

12.08

м/н-Николаевск-на-Амуре

75

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПОХОДА

Дни с первого по третий ( 1-3 августа 2000 г.)

В памяти эти три дня объединились хорошей асфальтированной дорогой и в основном жаркой солнечной погодой.

Торжественный старт велопробега состоялся в 10 часов на площади имени Ленина в г.Хабаровск. Команду напутствовал председатель краевого спорткомитета. Крайспорткомитет - главный организатор и спонсор похода. Нам вручили для юбиляра приветственный адрес от Хабаровска, подписанный мэром, и только что изданный великолепный фотоальбом “Хабаровск 2000” .

Мы в красивой форме с юбилейной лентой на груди начинаем движение. На велосипеде руководителя - портрет Г.И.Невельского и флаг Хабаровского края. На другом - плакат “150 лет Николаевску - на - Амуре” и флаг ХГТУ в знак того, что почти все участники (пятеро из шести) учатся или работают в университете. На третьем велосипеде - герб города Николанвска-на-Амуре. Впереди машина ГИБДД, а за нами - большая группа велогонщиков из “Спартака”. Наша колонна выглядит внушительно. Многие нас приветствуют.

Город быстро остается позади. У села Тополево расстаемся с сопровождением. Настроение у всех приподнятое, да к тому же и хорошая примета - стал накрапывать мелкий дождичек. А ведь говорят, что повезет, коль на старте дождь пойдет!

Сегодня по плану нужно проехать до поселка Маяк 120 км, а я в жизни столько за день не делала. К тому же на багажнике велорюкзак весом 20 кг!

После обеда и отдыха в Анастасьевке (~50 км) сил и уверенности прибавилось. И хотя рельеф дороги изобиловал подъемами и спусками, которые называют “качели”, я, к своей радости и удивлению руководителя, не подвела команду. Точно по графику в 19 часов мы успешно доехали до Маяка. В награду за волнение и преодоление первого этапа похода были купание в озере Синда, вкусный ужин и ночевка в местной школе.

Второй и третий дни (120 и 110 км!) были полегче. Постепенно я втягивалась в длительную (8-10часов) велоезду и открывала в себе новые способности преодолевать разнообразные походные трудности: жару, жажду, частые “качели”, усталость, атаки полчищ комаров. Ведь вторая ночевка была у таежного ключа в палатках. Зато третью ночь мы блаженствовали на сцене, к нашему удивлению, действующего и хорошо обустроенного дома культуры под названием “Славянский Дом” в поселке Селихино.

День четвертый (4 августа 2000)

Асфальт закончился. Не смотря на сложный рельеф, за три дня движения по асфальту наша средняя скорость была, как оценил руководитель, достаточно высокой - 19.5 км/ч. Дальше до самого Николаевска 650 км - автозимник. Это грунтовая дорога с множеством выбоин, а после дождя с непролазной грязью.

Наша задача на сегодня - доехать до села Нижнетамбовское. Это 85 км! Сразу поняла, что грунтовка - новое для меня испытание. Крутить педали стало значительно труднее, скорость упала до 8-12 км/ч. К этому я была не готова. Крупная щебенка, пыль от машин в глаза, ежесекундное подскакивание на седле,. будто на скачках, езда по колее, с которой ни в коем случаи нельзя съезжать, иначе просто можно упасть.

Однако постепенно, наблюдая за движением моих опытных спутников, я освоилась и почти все время держалась во главе группы. На обед остановились на реке Мачтовой, проехав 40 км. После обеда дорога улучшилась, но местами попадались участки неукатанной щебенки. Окрестные леса сильно пострадали от пожаров. Сопки поросли мелколесьем , кустарником и травой.

К вечеру успешно доехали до Нижнетамбовского. Это большое село на берегу Амура. Оно известно тем, что в 80х годах здесь начиналась строительство химического комбината по производству удобрений. К счастью перемены в стране привели к остановке строительства, и это спасло Амур от неизбежного гибельного загрязнения. На ночевку с комфортом устроились в школе.

Этот первый день езды по грунтовке, остался в памяти как самый трудный, хотя дальше были участки намного сложнее.

День пятый, шестой и седьмой. (5,6,7 августа 2000)

В 9 часов у нас встреча с пришкольным лагерем Нижнетамбовской школы. Детей собралось человек 30. Мы буквально заинтриговали их своим походом, велосипедами, снаряжением. Возможно, в будущем под впечатлением от этой встречи кое-кто из них станет велопутешественником.

К обеду доехали до большого поселка Ягодный, в котором большинство жителей заняты лесозаготовками. Отсюда на морских теплоходах лес отправляют в Японию.

После Ягодного рельеф дороги резко усложнился - один за другим следовали крутые (12-14%) и затяжные до 5-8 км подъемы и столь же сложные спуски. Такой рельеф сохранился до самого Николаевска. За день приходилось преодолевать от 5 до 8 таких перевалов. Очень тяжелый день отблагодарил нас ночевкой без комаров в вахтовом вагончике лесозаготовителей.

На следующий день сразу с утра начались перевалы. Изрядно уставшие доехали до Циммермановки. Село стоит на берегу Амура. Здесь купание и обед добавили нам сил. Погода, которая до сих пор нам благоприятствовала, стала портиться. Небо затянуло грозовыми тучами, поднялся сильный ветер. Мы поспешили продолжить свой путь, но все равно дождь нас настиг. Сначала небольшой, он вскоре превратился в ливень. Мы успели спешиться и укрыться стояночным тентом. Ливень продолжался минут 20 и снова превратился в моросящий дождик.

Продолжили движение по раскисшей дороге. Дело шло к вечеру, но дождь не прекращался. Уже изрядно промокли и продрогли. Нас ожидала “мокрая” ночевка в палатках. Но нам повезло - на пути показался какой-то домик. Когда подъехали, увидели, что это водокачка. Внутри находился насос и было достаточно места, чтобы нам расположиться на ночлег. Убрали мусор, пустой оконный проем затянули пленкой. Под потолком натянули тент, поскольку крыша дома протекала. Сварили ужин, обсушились у костра и уютно переночевали в своих сухих и теплых спальниках.

К утру дождь закончился. Дорога стала очень скользкой, и это постоянно грозило падением. К середине дня доехали до большой горной реки Яй. Здесь по графику была запланирована дневка. Но поскольку мы отстали от плана, то наш отдых сократился до полудневки. Необходимо было заняться текущим ремонтом велосипедов и снаряжения. Только успели натянуть большой стоячий тент, как начался ливень. К счастью, он скоро закончился.

За полдня на реке Яй мы хорошо отдохнули. К тому же ужин был великолепным. Проезжавшие на рефрежираторе коммерсанты угостили нас большой кетиной. После супов и кашей из концентратов уха из свежей кеты оказалась для нас настоящим лакомством!

День восьмой. (8 августа 2000)

Погода была весь день солнечная. К концу дня, проехав более 90 км, увидели Японское море! Мы прибыли в поселок с загадочным и романтичным названием Де-Кастри. Скорее это небольшой достаточно ухоженный городок, благосостояние которого определяется лесозаготовками. Из порта Де-Кастри лес на больших теплоходах уходит в Японию и другие страны.

На ночевку расположились в подростковом клубе “Бригантина”, директор которого очень тепло и заботливо нас встретила. Клуб, хорошо оборудованный и ухоженный, хотя и располагается в подвале жилого дома. К нашей радости в кранах была даже горячая вода, и можно было постирать одежду и помыться. На ужин снова ели рыбу - свежую горбушу, которую поймали сами (5 шт.) в маленькой речушке перед Де-Кастри.

День девятый . (9 августа 2000)

Утром на встречу с нами собралась большая группа детей и воспитателей клуба. Много вопросов, удивление и восхищение тем, что на “велике” мы приехали аж из самого Хабаровска! После этой “пресс-конференции” дети гурьбой проводили нас до дороги, пожелали доброго пути и мы расстались. До Николаевска-на-Амуре еще 272 км.

Погода пасмурная и к обеду начался дождь, который после обеда перешел в ливень. Представьте себе такую картину. Идет проливной дождь, а тебе обязательно нужно проехать еще километров 40-50. И ты начинаешь свой нелегкий путь, полный новых препятствий и опасностей.

Во-первых, дорога покрывается лужами. Одно неверное движение - ты съезжаешь с колеи и падаешь в грязь. Еще нельзя забывать, что велосипеды нагружены едой, палатками, спальниками, вещами. Устойчивость велосипеда в этих условиях стремится к нулю.

Во-вторых, ты промокаешь сам. Тебе становится холодно, мерзко, вспоминается дом и теплая кровать.

В-третьих, дорога сузилась, и машины, проезжающие мимо, окатывали грязью с ног до головы.

В-четвертых, все механизмы велосипеда начинают капризничать. Они забиваются грязью, и ты не можешь ни нажать на тормоза, ни переключить передачу, чтобы ехать легче.

День уже клонялся к вечеру, а мы еще не знали, где будем ночевать. В перспективе была лишь холодная ночевка в мокром лесу среди комаров! И, о радость! У дороги встретился не жилой вагончик с печкой, где смогли просушиться, хорошо поужинать и заночевать.

День десятый . (10 августа 2000)

Дождь прекратился, и лишь грязная дорога напоминает о нем. Солнечно. К обеду, преодолев несколько затяжных перевалов и спустившись с последнего, въехали в красивое село Богородское - центр Ульчского района. Село поразило своей ухоженностью, уютом, чистотой. Обилие цветов у каждого дома, уютный парк у красивого Дома культуры. Здесь же небольшой, но выразительный и лаконичный памятник землякам, погибшим в Отечественной войне! На всем пути Богородское - самое красивое село!

Обедали у родственников одного из членов команды, Николая Романовича. Проехав за день около 85 км, заночевали у дороги, где ее пересекал очередной ключ.

День одиннадцатый . (11 августа 2000)

После Богородского дорога на участке до Аннинских Вод интенсивно строится. Часто поваленный лес, горы земли и грязь приходилось преодолевать пешком. И вот, наконец, долгожданные Аннинские Минеральные Воды! Такое специфическое название у поселка не с проста. Здесь из-под земли бьет источник горячих минеральных вод. Вода течет с температурой 540 и обладает лечебными свойствами. Люди, приняв ванны с минеральной водой, встают с кроватей, начинают ходить. Вода полечила и наши усталые тела.

Пообедали в столовой санатория, запаслись целебной водой и дальше в путь. Дорога стала просто хорошей. Местами на спусках ехали со скоростью 50км/ч. Заночевали перед очередным перевалом на крутом неудобном склоне, поскольку рядом оказалась вода.

День двенадцатый, последний ходовой. (12 августа 2000)

Как и вчера светит солнце. Дорога тяжелая, часто идем пешком. И вот с последнего перевала увидели величественную панораму Амура! Затяжной спуск и мы в поселке Констаниновка на берегу Амура, а напротив на другой стороне долгожданный Николаевск! На велокомпьюторе у руководителя 1006 км! Усталость не заглушает чувства радости!

В ожидании переправы сварили последний походный обед. Около 16 часов погрузились на катер “Самшит” и через полчаса сошли на землю юбилейного Николаевска! Сообщение с другим берегом идет через паром и небольшие катера, поэтому судно для переправы найти можно. Нас заботливо встретили работники местного спорткомитета. Уютная гостиница, сауна, ужин! Просто не верится, что еще утром были тучи комаров и прочие таежные “прелести”!

День тринадцатый,13.08.2000, праздничный!

Сегодня в Николаевске главные юбилейные торжества. Город поразил своим праздничным убранством, чистотой, уютной провинциальностью и гостепреимством. Всюду чувствовалась праздничная обстановка: флаги на улицах, плакаты с поздравлениями города-юбиляра, гуляющие толпы народа.

В городе одна главная улица - Советская. Здесь расположены музей, кинотеатр, парки, администрация, выход к причалу, электростанция и судостроительный завод. Самое оживленное место в городе - речной порт и пассажирский причал. Постоянно мимо проходяят теплоходы, подходят к пристани яхты, катера. Амур в этом месте широк и спокоен. Здесь жизнь не останавливается ни на минуту. Не даром, Николаевск-на-Амуре - речной и морской порт международного значения.

В 10 часов начался торжественный марш горожан от центральной площади к памятнику основателю города Г.И.Невельскому. Мы в парадной форме с нагрудными юбилейными лентами, с велосипедами, заняли два ряда колонны.

У памятника состоялось официальное открытие торжеств. Юбилейные речи перемежались с выступлениями артистов, спортсменов, кадетов мореходной школы. Затем марш направился к стадиону. Под приветственные возгласы и аплодисменты горожан мы торжественно проехали по кругу стадиона .С трибуны наш руководитель зачитал приветственный адрес от Хабаровска и передал его администрации города. Миссия выполнена! Нам вручили юбилейные вымпела, диплом и памятный кубок!

Вечером на центральной площади прошел концерт. Завершился праздник фейверком, какого и в Хабаровске не видели!

В Хабаровск можно вернуться на самолете, но в это время желающих много и проблема с билетами, второй вариант - на метеоре вверх по Амуру.

В Хабаровск вернулись на метеоре. Утомительно полтора дня быть без движения, хотя было интересно с теплохода узнавать места, где только что мы проезжали на велосипеде!


ИТОГИ ПОХОДА. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

1 Рекомендуемые сроки проведения вело похода: 1.05-20.09

2 Запас продовольствия можно пополнять по ходу следования.

3 Главный итог похода следует считать еще более глубокое познание Родины, ее красот и богатств, изучение истории, традиций местных жителей, экономики Нижнего Амура, воспитание и утверждение личностей, закаливание характеров и физическое совершенствование. Поход послужил хорошей школой для новичков и опытных туристов. Не один раз убеждались, что многое зависит от сплоченности коллектива, помощи товарища.

Хочется добавить, что в походе можно испытать себя, узнать и воочию увидеть много интересного о крае, в котором ты живешь. Во время велопробега семья, друзья, знакомые отошли как-то на второй план. Все эти пятнадцать дней я жила лишь для этих пяти человек, а они жили для меня. Мы делили радости и трудности, справлялись с проблемами каждого все вместе. Ведь поход подразумевает иные отношения, чем в повседневной жизни. Здесь не имеет значения твоя должность, профессия, сколько ты зарабатываешь. Главным становишься сам ты, твои личные качества. Велосипед - прекрасное средство для путешествий. На нем мы преодалели перевалы, бездорожье, уссурийские таежные дебри. А преодоление и достижение поставленной цели - это радость!

Так что путешествуйте на велосипеде, расширяйте свой кругозор, ходите в походы! Это занятие не для слабых духом и телом!


ТЕХНИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ВЕЛОСИПЕДОВИ ИХ ОБОРУДОВАНИЕ.

Велосипеды участников вело похода представлены различными модификациями: “Турист”, “Старт-Шоссе”, японские модели. Все велосипеды оборудованы специальными велорюкзаками с креплением на стандартном заднем багажнике, два велосипеда были оборудованы передними рюкзаками, это удобно, но в этом походе необязательно.

За весь маршрут имели место незначительные неполадки, которые были устранены собственными силами:

• поломка спиц на заднем, переднем колесе,

• прокол камеры - 3 раза,

В текущем порядке производились подтяжка спиц, клиньев шатунов, регулировка тормозов, смазка жидким маслом подшипников колес, цепи, подкачивание камер.

 

ФАКТИЧЕСКИЙ ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ В ПОХОДЕ

Ходовой день

дата

Участки маршрута

Расс-ние, км

МаксV(км/ч)

Сред/V (км/ч)

Время пути(ч)

1

1.08

Хабаровск-Маяк

120

43

18

6,24

2

2.08

м/н-ручей Березовый

120

45

19,5

6,19

3

3.08

М/н- Селихино

112

42,5

20

5,10

4

4.08

м/н-Нижнетамбовское

88,9

40,07

15

5,58

5

5.08

м/н-Ягодный-р.Саласу

71,17

39,1

11,31

6,17

6

6.08

м/н-Циммермановка

71,24

47,5

12,31

5,47

7

8.08

м/н-р.Яй

40,74

25,5

10,73

3,47

8

9.08

м/н-дорога на Софийск

99,85

38,1

13,19

7,34

9

10.08

м/н-Де Кастри- ою.Кизи

85

Компьютер не работает по причине плохой погоды

10

11.08

м/н-Савинское

81,92

39,3

12,58

6,30

11

12.08

м/н-Богородское- Аниниские воды

65,8

36,2

11,68

5,38

12

 

м/н-Николаевск-на-Амуре

43,57

42,4

13,62

3,12

 

ОБЩЕЕ РАСТОЯНИЕ=1000 KM

СРЕДНЯЯ МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ=40км/ч

СРЕДНЯЯ СКОРОСТЬ=14 КМ/Ч

СРЕДНЕЕ ВРЕМЯ ПУТИ=5,5 Ч





Hosted by uCoz