Отчет о велопоходе (категория сложности - возможно
наездили на II)
по маршруту: г.Великие Луки - пос.Русаново - пос.Насва -
с.Лебедево - с.Струги - с.Грихново - пос.Вяз - д.Монино - пос.Красное - с.Сорокино -
с.Турушино - пос.Бардово - пос.Кудеверь - г.Новоржев -
д.Вехино г.Пушкинские горы - с.Блажи - с.Вече - хутор
Панюшино - пос.Воронцово - c.Овсянкино - г.Остров -
пос.Рубилово - пос.Палкино - с.Турок - г.Старый
Изборск (карта-книжка Псковская область, масштаб
1:200000)
в период с 30.04.99 по 07.05.99 (4,5 мая остановка в Пушкинских
горах)
Протяженность: 400 км Продолжительность: 7 дней Подьезд:
ст.Великие Луки отьезд: ст.Псков участники:
Влад И. Коньков Олег Н. Бондарев Алексей В. Кабанов
Техника:
- Велосипед ХВЗ "Спорт" (комплектация родная, за исключением
ведущей ижевской системы 55/42 и индийской трещетки-пятерника
28/.../14)
- Велосипед сборный, шоссейная рама "Allegro", колеса 28" с
профильным стальным ободом, ижевская система 51/42, индийская
(Shimano ?) трещетка-щестерник 28/.../11
- Велосипед сборный на базе шоссейной рамы (Pino ?), колеса 27",
клинчерные обода, навеска Shimano 600, система 51/42 трещетка ...
(надо сказать Кабанов пользовался парой задних звезд 14/12 что-ли
и говорил, что наши велики хуже едут (то есть на больших задних
звездах в тот же подьем) из-за меньшей жесткости и из-за отсутсвия
контактных педалей)
Необходимые замечания: для нас с Владом это был первый длительный
выезд на велосипедах, хотя в пешие и байдарочные походы ходим давно,
а Кабанов ездил много и по-разному; под влиянием непростых погодных
и прочих условий выработался стиль продвижения, устроивший
впоследствии почти всех. Конечно помогли добрая воля участников и
способность отправиться на поиски соглашения в спорных случаях. Идея
проехаться по псковской земле родилась у меня, когда Таня и компания
решили отправиться на майские на турбазу в Пушкинские горы. Хотелось
совместить (за что был долго ругаем) поход и пребывание на турбазе,
поэтому наш велопробег состоял из двух частей - до гор и после.
|
|
Поезд Москва-Великие Луки прибыл к 7 утра; у нас с Владом при
погрузке были только скинуты передние колеса, поэтому собрались мы
споро, далее, поеживаясь на ветру, час ждали Кабанова - его багажник
с трудом совмещался с задней втулкой (не забыть взять в следующий
раз шайб более разных) В 9.15 тронулись по дороге к центру города,
надо было встать на дорогу на Локню. Осмотрели земляную крепость,
построенную Петром I в Северную войну со шведами (валы хорошо
сохранились) на левом берегу Ловати, там же разбит парк и есть
военные памятники. Следующая остановка в 5 км от города - Влад
поддался на уговоры и прекратил везти огромный рюкзак за спиной.
Разобрали с Кабановым часть вещей, оставшийся мешок привязали к
Владову багажнику. Дорога медленно поднимается, спусков почти не
было, едем по открытой местности. Довольно забавно получилось с
водой - выбирали ее в нескольких на вид приличных источниках, всюду
запах болота и серы, остановились наконец у колонки, где заправлял
флягу местный житель. Обеденная лапша оказалась кое-как сьедобной, а
вот чаю напиться мои друзья не смогли. Достигли железной дороги
(перегон Новосокольники - Насва), свирепый ветер ослаб за деревьями
(северный, северо-западный ветер все время дул навстречу) и скоро мы
оказались в пос. Насва. Третий раз за сегодня посетили магазин,
выбор продуктов и пива есть. От Насвы сворачиваем с основной дороги
на Вяз. Рельеф похож на предгорье - мы на пути к Бежаницкой
возвышенности. Остановились ненадолго у озера слева от дороги (в
лучшие летние времена здесь наверное стоило бы и искупаться). Ночлег
принялись выбирать за с.Лебедево - на правом отвилке были пожженные
поля и перелески, встали слева на вырубке (проселок на деревню
Ярцево). Вода из большой лужи была лучше обеденной. |
| |
Всю ночь шел дождь, тент (от польской палатки + титановый каркас
домиком) вопреки моим сомнениям выдержал. После завтрака решили
поглядеть как погода поведет себя дальше. После обеда я стал
теребить Кабанова и Влада насчет отьезда. Кабанов утверждал, что мы
наверстаем упущенное в хорошую погоду, однако я не соглашался и к
4-м часам перестал соглашаться Влад. Очень быстро (минут за 40)
снялись и выехали в пол-пятого. Еще вчера началась хорошо укатанная,
широкая грунтовка. Местность вполне холмистая, леса смешанные,
заболоченные, деревни частые, но малолюдные с правильными
деревянными избами. Так получилось, что Кабанов убежал вперед и
поджидая нас на остановке в с.Струги, грелся водкой. Потом мы на
этой остановке обсуждали возможность постоя в каком-либо домике, все
же собрались ехать, так как дождь уже кончился, однако продолжить
путешествие нам помешали местные. Выпили все вместе и все-таки
уехали. За пос.Вяз первый раз увидели реку Великую. Кабанов поехал
очень быстро и пропустил сьезд к ночлегу. Бросив Влада, я настиг
Кабанова только в паре километров в с.Грихново в компании с тремя
людьми. Отдавая им остатки водки, повелел Кабанову скорее догонять
меня и поехал обратно. Через несколько минут появился Кабанов, потом
на дороге оказался трактор, Алексею он не мешал, просто пришла пора
упасть. Травмы тела были незначительные, хотя и болезненные, а вот
вилка подвернулась здорово - обод стал восьмеркой, тормоз скривился
и колесо вращалось с трудом. После оказания первой помощи двинулись
дальше. Подоспел злой Влад; после сьезда на отвилок, Кабанов
перемещался сам, велик дотащили до ночлега. С Владом разбили лагерь
и часам к 11 был готов ужин (кажется лучший вариант вечернего меню -
рис+тушенка+лук+соус и чай с лимоном), на водку смотреть не
хотелось. Дальше пытались вернуть в реальность Кабанова, поскольку
он требовал обьяснить где другие ребята, жена и спрашивал как далеко
нам ехать до
Москвы. | |
Ранним утром проснулся от холода - ночью был мороз и спальник
"летняя ночь" не грел почти, пора наконец обзавестить спальником
потеплее. Мы стояли на берегу заболоченной котловины, еловых дров
было мало, зато неплохо горела высохшая осина. Согревшись у костра и
позавтракав, достали на свет пострадавший велик. Ремонт (выправление
обода и выгибание тормоза) занял час-другой и в 2 часа мы уже стояли
на дороге. При других обстоятельствах надо было конечно обьехать
озера Бол.Вяз, Ходшо, Бол.Острие и др. через которые протекает
Великая, но мы уже потеряли почти день и я торопился в Пушкинские
горы. В Монино надо выбрать дорогу налево, на Остров (видно, что она
основная (большак ее зовут). Через Юшково - Торхи попали в
пос.Красное, там нам рассказали как пробраться в сторону
Новоржева. Пошел проселок по песчанным почвам, места очень
красивые, проследовали деревню Сочихино и Сорокино - глушь чудесная,
три домишки и два заколоченных, жалко однако. Пришлось достать
компас, после деревни пошла тракторная колея, держаться надо слева
от холма. Километра 4 пробивались к д.Бобровец, расположенной на
краю красивой долинки. В довольно крупном поселке Бардово нам
продали молока и мы переждав очередной град, поехали к ночлегу.
Остановились справа от дороги за д.Волоково, пришлось подняться на
холм, зато мы оказались на опушке соснового леса у реки. К этому
времени на стоянках мы поступали так - вечером Влад и Кабанов
занимались палаткой и запихиванием великов под тент, а я разводил
костер, еду готовил Кабанов при участии Влада, утром я вылезал часов
в 7 и снова разводил костер (горелка нам пригодилась только для
одного обеда, дальше мы заливали на обед чай в пластиковый
термос). |
| |
За ночь насыпало довольно много снега, утро совсем не радовало.
Считалось, что тепло становится не ранее 12-ти и потому сняться
раньше нам удавалось редко. Лесная река манила к себе, несмотря на
холода - пришлось купать велики, изрядно залипшие грязью вчера.
Сегодня все считали время, чем больше его уходило, тем меньше
оставалось надежд попасть в Пушкинские горы. До пос.Кудеверь
(районный центр?) добрались скоро, дальнейший участок до Новоржева
был достаточно труден в плане подьемов, но очень красив. У магазина
в Кудевери пришлось растирать замерзшие ноги. Далее двигались вдоль
лесов, берегом озера Кудеверь (озеро как и многие другие с дороги не
просматривается как следует) и по череде оврагов и (долине реки?).
Меня достал хруст в трещетке - вроде вчерашнему песку пора бы уже
высыпаться из цепи, однако я решил разобрать этот злосчастный
механизм. Шарики рассыпались по траве, Влад с Кабановым давали
советы, я торопился, вообщем после поехал вроде лучше (видимо дело
было как говорил Кабанов в разных - дюймовых и 3-мм шариках или
неправильно поставленной под конус шайбе), но через пару дней
пришлось опять туда лезть. Потеряли час с лишним. По грунтовке
держали около 16 км/ч и к 8 часам показалось озеро Орша, трасса на
Пушкинские горы. В Новоржеве стали спорить: покрыть ли оставшиеся 25
км за сегодня или встать в лесу. Рассчетное время прибытия в горы -
10 вечера, остаемся в лесу, я собственно был против, потому как
утренние размеренные сборы завтра были бы неуместны, хотелось скорее
увидеть Таню, в резульате все согласились уехатьназватра не позже
10.30 Место под ночевку выбирали слева от дороги, на сьезде в д.
Вехино, пересекли канал и заехали в теплый, сосновый лес. Обилие
сухих дров и задержка вечернего холода (лес хорошо закрывал от
ветра) позволили медленее собираться к ужину и поговорить за технику
педалирования - я стал приводить цифры из описания Антона по
кавказскому походу - 90 км в день по горной дороге, стали вычислять
их среднюю скорость - 12 км/ч (правда за ходовой день брались 8
часов) 3.2 м/с=1900см/мин ... и получалась на звезде 21 (путь зуба
за оборот - 45 см) частота педалирования около 300 об/мин при
оптимальной 80 об/мин однако потом согласились, что не всю дорогу
был подьем и так часто вращать педали целый день не надо было :) | |
День пятый,шестой - 4,5 мая. L=20 км + 30 км
Со вчерашнего вечера погода стала напоминать весеннюю - дожди
прекратились и если бы не ветер, на солнце можно было бы и
отогреться. Оставшийся путь преодолели быстро, турбазу нашли почти
сразу (с трассы есть поворот направо, не доезжая Пушкинских гор) и
уже на вьезде стало понятно, что походный ритм сбился - почему то
всегда бывает жаль поход в эти минуты. Дождались девушек - они
гуляли в Тригорское и к их приходу мы уже заняли 3-х местный номер,
на турбазе готовились к пушкинскому празднику и отчаянно все
перестраиваили, может быть из-за этой суматохи нас и пустили в номер
с великами. Следующий день был посвящен велосипедным экскурсиям, в
прокате имелись вполне ездящие велосипеды и компанией из 7 человек
мы сьездили в Петровское (дом Ганнибала, понравился сам деревянный
дом, правда уже отстроенный заново при восстановлении и парк у
озера, с беседкой-ротондой на берегу озера), были в Тригорском, где
довольно большая усадьба Осиповых-Вульф с парком превращены в
ландшафтный заповедник, поднялись в древнее укрепление - городище
Воронич, где находится могила устроителя заповедника - Гейченко.
Заехали на Савкину горку (тоже была крепость), там стоит вроде бы
найденный неподалеку древнерусский могильный крест и небольшая
часовня, открываются дальние дали, долина реки Сороть, сюда конечно
стоит вернуться ... Возвращались на турбазу через с.Бугрово, мимо
старой мельницы у небольшого озера. В самом городе, на склоне одной
из гор расположен Святогорский монастырь. |
| |
Отьезд представлял из себя трогательную сцену. Остановились на
развилке дороги в Тригорское-Михайловское, попрощались с девушками,
которые нас сопровождали первую часть сегодняшнего пути. Асфальт
кончился через пару километров (д.Носово) до д.Вече еще тянулась
нормальная грунтовка, а потом начался кусок плохонаезженной
дороги-тропы. Пробираясь по полям и лесам, придерживаясь севера, мы
вышли на старую железную дорогу (заброшенная одноколейная дорога
прошлого века С.Петербург-Мариуполь). Встретилась братская могила
партизан, места очень глухие. По насыпи старой железки можно
двигаться до хорошей грунтовки, однако мы отклонились вправо и вышли
к заброшенной деревне Панюшино (остался один дом из 20-ти). Хозяин
обьяснил дальнейшую дорогу и мы по крайней мере не свернули в
ненужную сторону. Скоро дорога выровнялась и сзади показался
знакомый мужик на лошади с телегой. Лошадь немного пугалась, а когда
поехали все вместе, бежала вровень и на этой дороге пожалуй мы бы и
не удержались за ней. Расстались с попутчиками у поворота на д.
Голубово, где говорят бывал Пушкин, он приезжал в Михайловское тем
путем, по которому движемся мы. По обе стороны дороги пока еще
тянутся глухие леса, болота кончились, где-то здесь Алексей проколол
камнем клинчер и пока он клеился мы поели и подтянули мою переднюю
втулку. Жаль, что не свернули во Врев - там тоже есть древнее
укрепление-городище, вместе с несколькими другими городами
псковскокй земли (Псков, Изборск, Вороничи, Остров, Опочка, Врев,
Велье) долго сохранявшим свое военное значение. На асфальт встали,
спустя 5 часов после д. Носово, уже около трассы Бежаницы - Остров.
Дальнейшие 20 км до Острова дорога была изрядно разбита, ветер на
открытой местности совсем разгулялся, а мы стали наконец двигаться
колесо в колесо, что значительно экономило силы. В Острове интересен
сам остров на Великой с церковью 14-го века и два пешеходных моста,
соединяющих части города. В магазине Кабановым был куплен снеток -
вкусная такая маленькая рыбка, говорят в Москве такой не
встречается. За ж/д вокзалом нашли дорогу на Палкино и остаток дня
ехали вдоль огромного военного городка; за д.Рубилово - Тишино
свернули направо и оказались в сосновом лесу. Он был изрыт окопами,
то ли оставшимися с войны, то ли появившимися от местного гарнизона.
Жителям понадобилось устроить здесь свалку и принимая во внимание
то, что проточной воды не было - ночлег здесь был не столь
приятен. |
| |
Утро хмурилось облаками - видимо вчерашний ветер пригнал новый
дождь. Мы с Владом занимались ремонтом - я тщательно перебрал
трещетку, а Влад боролся с задней втулкой. Сегодня мы должны были
достичь окресностей Печор, где на завтра договорились встретиться с
компанией из Пушкинских гор и ехать дальше с экскурсией
Печоры-Псков. На дорогу вышли около 12-ти часов. Путь до Палкино
пролегал по достаочно безлесой местности, вдали слева силился
разглядеть Латвию, но до границы - все-таки около 25 км - не увидел.
Пронесшийся мимо трейлер (всюду на дорогах стоят знаки ограничения
веса - 8 тонн, однако по ней гоняют все кому не лень, сокращая путь
к трассе Питер-Таллин) вот подлый трейлер нанес очередной урон
велику Алексея - неслабым вихрем шнурок от рюкзака затянуло в цепь и
заклинившей цепью сорвало крепление суппорта Shimano-600 Вообщем он
не подлежал ремонту и пришлось поставить имевшийся запасной ХВЗ,
однако тот не захотел накидывать цепь на другие звезды. На выезде из
Палкино пошел дождь и стал поливать нас еще 11 км пути. Должен
заметить, что комплект одежды: кепка/ветровка из дешевой
таффеты/флисовая куртка/майка/непропитанные штаны из пертекса/
велотрусы позволил мне держаться чуть отсыревшим (кроме ног) и
вполне теплым весь дождь. В Васильево на остановке поотдыхали от
дождя, но стали замерзать и двинулись к ночлегу. Дождь все же
прекратился, облака, разбегаясь по всему горизонту, открыли кусочек
заката, справа равнина опускалась в сторону Псковсого озера; планы
наши опять изменились, поскольку одолеть еще двадцатник до Печор
сегодня уже никак не получалось. Решили ловить автобус с девушками
завтра в Изборске и встали на ночлег, не доезжая трассы Псков-Рига,
слева от дороги после д.Турок, к замечательным озерам в лесу идет
грунтовка. По прибытии выпили по немногу водки из НЗ и сьели по
ложке меда с
орехами. | |
День девятый - 8 мая. L=3км
Поднявшись вполне рано, но все же уехав позже назначенного на
час, в начале 11-ти мы уже прислонили велики к стене Изборской
крепости. По очереди осмотрели памятник (собственно доходящие до 20
метров, а меряя со дна ручья с восточной стороны - до 50 м,
крепостные стены являются хорошо сохранившимся памятником). Сам
город, вернее как бы бывший посад вокруг крепости мне чем-то
понравился. Не сходили мы на Труворово городище, это в километре на
север, где сохранился крест на могиле одного из первых варяжских
воинов Трувора и были проведены интересные археологические раскопки.
Однако день клонился к обеду и нам надо было уезжать в Псков,
обидно, но кажется с девушками мы разминемся. На трассе постояли
минут 15 и перед самым отьездом все-таки их встретили. Все
радовались. Мы погрузились в пазик и отправились в Печорский
монастырь. В монастыре были совсем недолго, прошли по пещерам со
свечами, монастырь действующий и большая часть закрыта для
посещения, с туристами особенно не возятся, наверное сюда надо
приехать на день-другой. К сожалению Псков увидеть вообще не
удалось, так как до поезда успевали только купить еды и пива. Поезд
Псков-Москва отправился в 8 часов. |
| |