Отчет о велопоходе (категория сложности - возможно наездили на II)

по маршруту:
г.Великие Луки - пос.Русаново - пос.Насва - с.Лебедево
- с.Струги - с.Грихново
- пос.Вяз - д.Монино - пос.Красное - с.Сорокино - с.Турушино - пос.Бардово
- пос.Кудеверь - г.Новоржев - д.Вехино
г.Пушкинские горы - с.Блажи - с.Вече - хутор Панюшино
- пос.Воронцово - c.Овсянкино - г.Остров - пос.Рубилово
- пос.Палкино - с.Турок - г.Старый Изборск
(карта-книжка Псковская область, масштаб 1:200000)

в период с 30.04.99 по 07.05.99 (4,5 мая остановка в Пушкинских горах)

Протяженность: 400 км
Продолжительность: 7 дней
Подьезд: ст.Великие Луки
отьезд: ст.Псков

участники:

Влад И. Коньков
Олег Н. Бондарев
Алексей В. Кабанов

Техника:

  1. Велосипед ХВЗ "Спорт" (комплектация родная, за исключением ведущей ижевской системы 55/42 и индийской трещетки-пятерника 28/.../14)
  2. Велосипед сборный, шоссейная рама "Allegro", колеса 28" с профильным стальным ободом, ижевская система 51/42, индийская (Shimano ?) трещетка-щестерник 28/.../11
  3. Велосипед сборный на базе шоссейной рамы (Pino ?), колеса 27", клинчерные обода, навеска Shimano 600, система 51/42 трещетка ... (надо сказать Кабанов пользовался парой задних звезд 14/12 что-ли и говорил, что наши велики хуже едут (то есть на больших задних звездах в тот же подьем) из-за меньшей жесткости и из-за отсутсвия контактных педалей)

Необходимые замечания: для нас с Владом это был первый длительный выезд на велосипедах, хотя в пешие и байдарочные походы ходим давно, а Кабанов ездил много и по-разному; под влиянием непростых погодных и прочих условий выработался стиль продвижения, устроивший впоследствии почти всех. Конечно помогли добрая воля участников и способность отправиться на поиски соглашения в спорных случаях. Идея проехаться по псковской земле родилась у меня, когда Таня и компания решили отправиться на майские на турбазу в Пушкинские горы. Хотелось совместить (за что был долго ругаем) поход и пребывание на турбазе, поэтому наш велопробег состоял из двух частей - до гор и после.

 
День первый - 30 апреля. L=65км

Поезд Москва-Великие Луки прибыл к 7 утра; у нас с Владом при погрузке были только скинуты передние колеса, поэтому собрались мы споро, далее, поеживаясь на ветру, час ждали Кабанова - его багажник с трудом совмещался с задней втулкой (не забыть взять в следующий раз шайб более разных) В 9.15 тронулись по дороге к центру города, надо было встать на дорогу на Локню. Осмотрели земляную крепость, построенную Петром I в Северную войну со шведами (валы хорошо сохранились) на левом берегу Ловати, там же разбит парк и есть военные памятники. Следующая остановка в 5 км от города - Влад поддался на уговоры и прекратил везти огромный рюкзак за спиной. Разобрали с Кабановым часть вещей, оставшийся мешок привязали к Владову багажнику. Дорога медленно поднимается, спусков почти не было, едем по открытой местности. Довольно забавно получилось с водой - выбирали ее в нескольких на вид приличных источниках, всюду запах болота и серы, остановились наконец у колонки, где заправлял флягу местный житель. Обеденная лапша оказалась кое-как сьедобной, а вот чаю напиться мои друзья не смогли. Достигли железной дороги (перегон Новосокольники - Насва), свирепый ветер ослаб за деревьями (северный, северо-западный ветер все время дул навстречу) и скоро мы оказались в пос. Насва. Третий раз за сегодня посетили магазин, выбор продуктов и пива есть. От Насвы сворачиваем с основной дороги на Вяз. Рельеф похож на предгорье - мы на пути к Бежаницкой возвышенности. Остановились ненадолго у озера слева от дороги (в лучшие летние времена здесь наверное стоило бы и искупаться). Ночлег принялись выбирать за с.Лебедево - на правом отвилке были пожженные поля и перелески, встали слева на вырубке (проселок на деревню Ярцево). Вода из большой лужи была лучше обеденной.


День второй - 1 мая. L=20км

Всю ночь шел дождь, тент (от польской палатки + титановый каркас домиком) вопреки моим сомнениям выдержал. После завтрака решили поглядеть как погода поведет себя дальше. После обеда я стал теребить Кабанова и Влада насчет отьезда. Кабанов утверждал, что мы наверстаем упущенное в хорошую погоду, однако я не соглашался и к 4-м часам перестал соглашаться Влад. Очень быстро (минут за 40) снялись и выехали в пол-пятого. Еще вчера началась хорошо укатанная, широкая грунтовка. Местность вполне холмистая, леса смешанные, заболоченные, деревни частые, но малолюдные с правильными деревянными избами. Так получилось, что Кабанов убежал вперед и поджидая нас на остановке в с.Струги, грелся водкой. Потом мы на этой остановке обсуждали возможность постоя в каком-либо домике, все же собрались ехать, так как дождь уже кончился, однако продолжить путешествие нам помешали местные. Выпили все вместе и все-таки уехали. За пос.Вяз первый раз увидели реку Великую. Кабанов поехал очень быстро и пропустил сьезд к ночлегу. Бросив Влада, я настиг Кабанова только в паре километров в с.Грихново в компании с тремя людьми. Отдавая им остатки водки, повелел Кабанову скорее догонять меня и поехал обратно. Через несколько минут появился Кабанов, потом на дороге оказался трактор, Алексею он не мешал, просто пришла пора упасть. Травмы тела были незначительные, хотя и болезненные, а вот вилка подвернулась здорово - обод стал восьмеркой, тормоз скривился и колесо вращалось с трудом. После оказания первой помощи двинулись дальше. Подоспел злой Влад; после сьезда на отвилок, Кабанов перемещался сам, велик дотащили до ночлега. С Владом разбили лагерь и часам к 11 был готов ужин (кажется лучший вариант вечернего меню - рис+тушенка+лук+соус и чай с лимоном), на водку смотреть не хотелось. Дальше пытались вернуть в реальность Кабанова, поскольку он требовал обьяснить где другие ребята, жена и спрашивал как далеко нам ехать до Москвы.

День третий - 2 мая. L=32км

Ранним утром проснулся от холода - ночью был мороз и спальник "летняя ночь" не грел почти, пора наконец обзавестить спальником потеплее. Мы стояли на берегу заболоченной котловины, еловых дров было мало, зато неплохо горела высохшая осина. Согревшись у костра и позавтракав, достали на свет пострадавший велик. Ремонт (выправление обода и выгибание тормоза) занял час-другой и в 2 часа мы уже стояли на дороге. При других обстоятельствах надо было конечно обьехать озера Бол.Вяз, Ходшо, Бол.Острие и др. через которые протекает Великая, но мы уже потеряли почти день и я торопился в Пушкинские горы. В Монино надо выбрать дорогу налево, на Остров (видно, что она основная (большак ее зовут). Через Юшково - Торхи попали в пос.Красное, там нам рассказали как пробраться в сторону Новоржева.
Пошел проселок по песчанным почвам, места очень красивые, проследовали деревню Сочихино и Сорокино - глушь чудесная, три домишки и два заколоченных, жалко однако. Пришлось достать компас, после деревни пошла тракторная колея, держаться надо слева от холма. Километра 4 пробивались к д.Бобровец, расположенной на краю красивой долинки. В довольно крупном поселке Бардово нам продали молока и мы переждав очередной град, поехали к ночлегу. Остановились справа от дороги за д.Волоково, пришлось подняться на холм, зато мы оказались на опушке соснового леса у реки. К этому времени на стоянках мы поступали так - вечером Влад и Кабанов занимались палаткой и запихиванием великов под тент, а я разводил костер, еду готовил Кабанов при участии Влада, утром я вылезал часов в 7 и снова разводил костер (горелка нам пригодилась только для одного обеда, дальше мы заливали на обед чай в пластиковый термос).

День четвертый - 3 мая. L=60км

За ночь насыпало довольно много снега, утро совсем не радовало. Считалось, что тепло становится не ранее 12-ти и потому сняться раньше нам удавалось редко. Лесная река манила к себе, несмотря на холода - пришлось купать велики, изрядно залипшие грязью вчера. Сегодня все считали время, чем больше его уходило, тем меньше оставалось надежд попасть в Пушкинские горы. До пос.Кудеверь (районный центр?) добрались скоро, дальнейший участок до Новоржева был достаточно труден в плане подьемов, но очень красив. У магазина в Кудевери пришлось растирать замерзшие ноги. Далее двигались вдоль лесов, берегом озера Кудеверь (озеро как и многие другие с дороги не просматривается как следует) и по череде оврагов и (долине реки?). Меня достал хруст в трещетке - вроде вчерашнему песку пора бы уже высыпаться из цепи, однако я решил разобрать этот злосчастный механизм. Шарики рассыпались по траве, Влад с Кабановым давали советы, я торопился, вообщем после поехал вроде лучше (видимо дело было как говорил Кабанов в разных - дюймовых и 3-мм шариках или неправильно поставленной под конус шайбе), но через пару дней пришлось опять туда лезть. Потеряли час с лишним. По грунтовке держали около 16 км/ч и к 8 часам показалось озеро Орша, трасса на Пушкинские горы. В Новоржеве стали спорить: покрыть ли оставшиеся 25 км за сегодня или встать в лесу. Рассчетное время прибытия в горы - 10 вечера, остаемся в лесу, я собственно был против, потому как утренние размеренные сборы завтра были бы неуместны, хотелось скорее увидеть Таню, в резульате все согласились уехатьназватра не позже 10.30 Место под ночевку выбирали слева от дороги, на сьезде в д. Вехино, пересекли канал и заехали в теплый, сосновый лес. Обилие сухих дров и задержка вечернего холода (лес хорошо закрывал от ветра) позволили медленее собираться к ужину и поговорить за технику педалирования - я стал приводить цифры из описания Антона по кавказскому походу - 90 км в день по горной дороге, стали вычислять их среднюю скорость - 12 км/ч (правда за ходовой день брались 8 часов) 3.2 м/с=1900см/мин ... и получалась на звезде 21 (путь зуба за оборот - 45 см) частота педалирования около 300 об/мин при оптимальной 80 об/мин однако потом согласились, что не всю дорогу был подьем и так часто вращать педали целый день не надо было :)

День пятый,шестой - 4,5 мая. L=20 км + 30 км

Со вчерашнего вечера погода стала напоминать весеннюю - дожди прекратились и если бы не ветер, на солнце можно было бы и отогреться. Оставшийся путь преодолели быстро, турбазу нашли почти сразу (с трассы есть поворот направо, не доезжая Пушкинских гор) и уже на вьезде стало понятно, что походный ритм сбился - почему то всегда бывает жаль поход в эти минуты. Дождались девушек - они гуляли в Тригорское и к их приходу мы уже заняли 3-х местный номер, на турбазе готовились к пушкинскому празднику и отчаянно все перестраиваили, может быть из-за этой суматохи нас и пустили в номер с великами. Следующий день был посвящен велосипедным экскурсиям, в прокате имелись вполне ездящие велосипеды и компанией из 7 человек мы сьездили в Петровское (дом Ганнибала, понравился сам деревянный дом, правда уже отстроенный заново при восстановлении и парк у озера, с беседкой-ротондой на берегу озера), были в Тригорском, где довольно большая усадьба Осиповых-Вульф с парком превращены в ландшафтный заповедник, поднялись в древнее укрепление - городище Воронич, где находится могила устроителя заповедника - Гейченко. Заехали на Савкину горку (тоже была крепость), там стоит вроде бы найденный неподалеку древнерусский могильный крест и небольшая часовня, открываются дальние дали, долина реки Сороть, сюда конечно стоит вернуться ... Возвращались на турбазу через с.Бугрово, мимо старой мельницы у небольшого озера. В самом городе, на склоне одной из гор расположен Святогорский монастырь.

 
 
День седьмой - 6 мая. L=65км

Отьезд представлял из себя трогательную сцену. Остановились на развилке дороги в Тригорское-Михайловское, попрощались с девушками, которые нас сопровождали первую часть сегодняшнего пути. Асфальт кончился через пару километров (д.Носово) до д.Вече еще тянулась нормальная грунтовка, а потом начался кусок плохонаезженной дороги-тропы. Пробираясь по полям и лесам, придерживаясь севера, мы вышли на старую железную дорогу (заброшенная одноколейная дорога прошлого века С.Петербург-Мариуполь). Встретилась братская могила партизан, места очень глухие. По насыпи старой железки можно двигаться до хорошей грунтовки, однако мы отклонились вправо и вышли к заброшенной деревне Панюшино (остался один дом из 20-ти). Хозяин обьяснил дальнейшую дорогу и мы по крайней мере не свернули в ненужную сторону. Скоро дорога выровнялась и сзади показался знакомый мужик на лошади с телегой. Лошадь немного пугалась, а когда поехали все вместе, бежала вровень и на этой дороге пожалуй мы бы и не удержались за ней. Расстались с попутчиками у поворота на д. Голубово, где говорят бывал Пушкин, он приезжал в Михайловское тем путем, по которому движемся мы. По обе стороны дороги пока еще тянутся глухие леса, болота кончились, где-то здесь Алексей проколол камнем клинчер и пока он клеился мы поели и подтянули мою переднюю втулку. Жаль, что не свернули во Врев - там тоже есть древнее укрепление-городище, вместе с несколькими другими городами псковскокй земли (Псков, Изборск, Вороничи, Остров, Опочка, Врев, Велье) долго сохранявшим свое военное значение. На асфальт встали, спустя 5 часов после д. Носово, уже около трассы Бежаницы - Остров. Дальнейшие 20 км до Острова дорога была изрядно разбита, ветер на открытой местности совсем разгулялся, а мы стали наконец двигаться колесо в колесо, что значительно экономило силы. В Острове интересен сам остров на Великой с церковью 14-го века и два пешеходных моста, соединяющих части города. В магазине Кабановым был куплен снеток - вкусная такая маленькая рыбка, говорят в Москве такой не встречается. За ж/д вокзалом нашли дорогу на Палкино и остаток дня ехали вдоль огромного военного городка; за д.Рубилово - Тишино свернули направо и оказались в сосновом лесу. Он был изрыт окопами, то ли оставшимися с войны, то ли появившимися от местного гарнизона. Жителям понадобилось устроить здесь свалку и принимая во внимание то, что проточной воды не было - ночлег здесь был не столь приятен.

День восьмой - 7 мая. L=44км

Утро хмурилось облаками - видимо вчерашний ветер пригнал новый дождь. Мы с Владом занимались ремонтом - я тщательно перебрал трещетку, а Влад боролся с задней втулкой. Сегодня мы должны были достичь окресностей Печор, где на завтра договорились встретиться с компанией из Пушкинских гор и ехать дальше с экскурсией Печоры-Псков. На дорогу вышли около 12-ти часов. Путь до Палкино пролегал по достаочно безлесой местности, вдали слева силился разглядеть Латвию, но до границы - все-таки около 25 км - не увидел. Пронесшийся мимо трейлер (всюду на дорогах стоят знаки ограничения веса - 8 тонн, однако по ней гоняют все кому не лень, сокращая путь к трассе Питер-Таллин) вот подлый трейлер нанес очередной урон велику Алексея - неслабым вихрем шнурок от рюкзака затянуло в цепь и заклинившей цепью сорвало крепление суппорта Shimano-600 Вообщем он не подлежал ремонту и пришлось поставить имевшийся запасной ХВЗ, однако тот не захотел накидывать цепь на другие звезды. На выезде из Палкино пошел дождь и стал поливать нас еще 11 км пути. Должен заметить, что комплект одежды: кепка/ветровка из дешевой таффеты/флисовая куртка/майка/непропитанные штаны из пертекса/ велотрусы позволил мне держаться чуть отсыревшим (кроме ног) и вполне теплым весь дождь. В Васильево на остановке поотдыхали от дождя, но стали замерзать и двинулись к ночлегу. Дождь все же прекратился, облака, разбегаясь по всему горизонту, открыли кусочек заката, справа равнина опускалась в сторону Псковсого озера; планы наши опять изменились, поскольку одолеть еще двадцатник до Печор сегодня уже никак не получалось. Решили ловить автобус с девушками завтра в Изборске и встали на ночлег, не доезжая трассы Псков-Рига, слева от дороги после д.Турок, к замечательным озерам в лесу идет грунтовка. По прибытии выпили по немногу водки из НЗ и сьели по ложке меда с орехами.

День девятый - 8 мая. L=3км

Поднявшись вполне рано, но все же уехав позже назначенного на час, в начале 11-ти мы уже прислонили велики к стене Изборской крепости. По очереди осмотрели памятник (собственно доходящие до 20 метров, а меряя со дна ручья с восточной стороны - до 50 м, крепостные стены являются хорошо сохранившимся памятником). Сам город, вернее как бы бывший посад вокруг крепости мне чем-то понравился. Не сходили мы на Труворово городище, это в километре на север, где сохранился крест на могиле одного из первых варяжских воинов Трувора и были проведены интересные археологические раскопки. Однако день клонился к обеду и нам надо было уезжать в Псков, обидно, но кажется с девушками мы разминемся. На трассе постояли минут 15 и перед самым отьездом все-таки их встретили. Все радовались. Мы погрузились в пазик и отправились в Печорский монастырь. В монастыре были совсем недолго, прошли по пещерам со свечами, монастырь действующий и большая часть закрыта для посещения, с туристами особенно не возятся, наверное сюда надо приехать на день-другой. К сожалению Псков увидеть вообще не удалось, так как до поезда успевали только купить еды и пива. Поезд Псков-Москва отправился в 8 часов.

 
 




Hosted by uCoz