МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Секция велосипедного туризма “ПЕДАЛЬ”

направление “Ветераны”

 

"Кому на Руси жить хорошо"

 

ДНЕВНИК

велосипедного путешествия

по маршруту

 

Ярославль – Кострома – Плес – Палех – Холуй – Мстера - Ковров.

 

21-27 июля 2002г.

 

Протяженность маршрута – 450 км

Категория сложности - 2

Руководитель – Чаусов Н.П.

Участники:

Николай Петрович Чаусов

Вячеслав Константинович Абросимов

Александр Михайлович Белан

Виртуальные участники – наши жены, переживающие за нас:

Гелена Чаусова

Марина Абросимова

Ирина Белан

 

“Интересная страна – Россия!

Какая Чудь только здесь не начудила,

какая только Мерь не намеряла!”

 

Эпоха перестройки наложила свой отпечаток и на велотуризм, и, в отличие от многочисленных прошлых маршрутов, к настоящему велопоходу заранее практически не готовились. Маршрут в самом общем виде был согласован по телефону. Время выхода на маршрут обговорили и согласовали недели за три, сумбурно; тем не менее, в поход было взято все необходимое и, судя по всему, ничего лишнего - сказался многолетний опыт предыдущих поездок.

 

10 лет, 10 дней и 10 минут.

21 июля. Воскресение.

С велосипедами и нагруженными рюкзаками встречаемся в 8-00 на платформе Ярославского вокзала в Москве. Билеты взяты заблаговременно на комфортабельную скоростную электричку отправлением из Москвы в 8-30 утра. Именуется она торжественно: поезд № 905 “Москва-Ярославль”.

В торжественной обстановке на майки участникам были прикреплены художественно выполненные таблички с наименованием девиза похода "Кому на Руси жить хорошо" и "должностями": Николай Петрович – Руководитель похода (“Шеф”), Александр Михайлович - “Штурман”. Вячеслав Константинович, как автор идеи, взял скромную, но очень “ответственную” должность: “Советник” Протестовать или оспаривать должности никто не стал.

При посадке возник неожиданный конфликт с проводницей вагона, не желавшей впускать нас в вагон с велосипедами. Впрочем, достаточно было зачехлить велосипеды (эта операция занимает у нас не более 10 минут и к ней мы были готовы) и конфликт был бы улажен. Но “Советник” поступил более солидно - получил официальное разрешение на провоз велосипедов у начальника поезда, заплатив по 20 руб. за каждый велосипед.

“Не, ну ты приколись, какая хохма!”

Из современного фольклора.

Хохма №1. Сначала состоялся серьезный разговор в главной ревизоршей, попытавшейся объяснить, что на таких электричках можно провозить только животных, ну уж в крайнем случае телевизоры. Дальнейшие объяснения были перенесены в кассы дополнительных услуг, где долго и упорно совместно решали, к какому классу объектов отнести спортивные велосипеды. После многочисленных тирад и призывов за 5 минут до отправления поезда постепенно удалось их преобразовать сначала в “ большие телевизоры”, а потом и “в крупные собаки”. И, наконец, кассир, уже завершив оформление на провоз дополнительного груза в виде “3-х собак крупных пород”, вдруг остановилась, что-то осознала и вполне серьезно спросила: “А справки от ветеринарного врача на собак у Вас есть?”. После честного ответа “Советника” - “А как же!!” - она успокоилась и выдала билеты.

Электричка оборудована мягкими комфортными креслами с откидной спинкой. При мысли о том, что следующую неделю предстоит провести в седле велосипеда, удовольствие от сидения на мягком усиливается и плотно вжимаешься главным рабочим местом велосипедиста в кожу кресла. В Ярославль прибываем в 12-15. Фотографируемся на фоне вокзала и направляемся на набережную Волги, где немного гуляем, любуясь видом на Волгу. Поражает обилие церквей, в целом уже восстановленных и необыкновенно красивых.

Посетили Спасо-Преображенский монастырь. На его территории образовалось не менее 10 музеев, в том числе музей “Слова о полку Игореве”. Поднялись на колокольню, откуда открывается великолепный вид на Волгу и город. После монастыря по Московскому шоссе направляемся в местечко “Карабиха” - бывшее имение Н.А.Некрасова и его брата. Это около 20 км. По дороге узнаем, что в Ярославле температура +35. Ого!

Из сайтов Интернета еще до похода мы узнали, что музей находится на ремонте и закрыт для посещения. Поэтому ехали со скромным намерением просто посмотреть на усадьбу. В Карабиху прибываем ровно в 15.50 . Оказалось, что информация в Интернете на наше счастье устарела. Действительно музей был на ремонте 10 лет! Открылся 10 дней назад! И мы приехали за 10 минут до окончания рабочего дня!

Хохма №2. Работники музея были немало удивлены и раздосадованы нашим прибытием, поскольку в жуткой жаре с трудом досиживали до конца дня. Вместе с тем, люди оказались весьма ответственные. Одна из смотрительниц обреченно посмотрев на нас, рекомендовала пройтись по комнатам самостоятельно. Мы спросили: “ А экскурсию не проведете?” Женщина удивленно приподняла брови и, оглядев наши запыленные майки и потные от жары лица, сказала: “ Ну ведь Вы-то не заплатите!”. Последнее нас просто повергло в недоумение. “А сколько? – напряженно выдохнул “Штурман”. Женцина вздохнула и ответила: “По 8 рублей с человека!”.

Спускаемся в парк, немного гуляем. На скамеечке обедаем домашними припасами. Почувствовав запах жареной курицы, на Шефа сверху падает клещ, немедленно зверски умерщвляемый.

Из Карабихи путь лежит в Кострому. Но недаром именно в этих местах проявлялся талант Ивана Сусанина. Надо возвращаться назад, снова в Ярославль, так как другого пути нет. 20 километров по уже известной дороге и почти на въезде в Ярославль поворачиваем на костромскую трассу.

Близится вечер. Начинаем осознавать опасность маршрута – в Ярославль из дачных мест возвращаются сотни автомобилей, со страшными скоростями несущиеся нам навстречу. Встречается местный житель, которого долго и упорно допрашиваем относительно ночлега. Получаем какие-то общие рекомендации: неплохо-де к Волге подъехать, там-де можно и палатку поставить. Вдали проблескивает вода и призывно темнеет лесок, к которому, как к спасительному островку, и направляемся. Подъезд к Волге в этом месте оказывается очень трудным, дорога переходит в крупную щебенку, а как известно, то, что для грейдера асфальт, для велосипеда смерть. Через маленькую речушку с интересным названием “Великая” у еще более интересной деревеньки Сопелки проложен пешеходный мост, по которому, балансируя как эквилибристы, переходим на левый берег и, в конце концов, останавливаемся на берегу Волги. Берег в районе выбранной нами ночевки оказался пустынный, безлесый, но дрова в России не проблема – на костерок найти можно всегда. Любуемся отражением на воде заходящего солнца, фотографируем эту картину. Время от времени по Волге проходят баржи. Пассажирских судов не заметили, лодок тоже. Со щенячьим чувством восторга купаемся нагишом.

Ужинаем. “Советник” через современную “радистку Кэт” (сотовый телефон) выходит на связь с Москвой. Это событие для нас уникальное, потому что раньше неделями вообще не было никакой связи с домом. “Юстас” сообщает “Центру”: “Выброска прошла успешно”. “Центр” женским голосом дает команду на отбой. В 23-00, уничтожив комаров в палатках, засыпаем с тихим храпом.

Результаты дня:

 

Дорога жизни.

22 июля. Понедельник.

Подъем в 8-00. С утра текучка – снова купание в Волге, завтрак, мелкий ремонт и регулировка техники. Выходим на маршрут необычно поздно - в 10-30.

Дорога на Кострому узкая (в основном две полосы), не просто плохая, а очень плохая. Неторопливо ведутся работы по ее расширению. Движение очень интенсивное, скорости проходящих машин бешеные (Ответь, Русь, куда спешишь? Нет, молчит Русь, не дает ответа!). Часто попадаем в зону турбулентности грузовых машин, и выписываем “восьмерки” по обочине, стараясь удержаться. Легковые машины тоже проходят на больших скоростях впритирку к нашим раздутым рюкзакам, вообще не воспринимая нас как “участников дорожного движения”. Эту трассу смело можно назвать “зоной рискованного велотуризма”.

На нашем пути попался учебный центр Костромского военного училища, где мы пообедали в столовой. Меню скудное. Обед невкусный. Курсанты, оттирая нас от прилавка буфета, сожрали почти все. Никакого уважения к ветеранам! И это поразительно, если вспомнить наши прошлые маршруты!

По дороге нас постоянно преследуют оводы. Не в первый раз встречаясь с ними в походах, так и хочется написать сценарий триллера. Этих тварей не прихлопнешь, как комара, они несутся во всех направлениях и, пересекая калейдоскоп бешено вращающихся спиц, десятками наматываются на оси колес. Жуть.

Нет лучшего способа «заштопать ранения души!»

В 17-00, преодолев длительный подъем, приезжаем в центр Костромы. Осматриваем достопримечательности: памятники В.И. Ленину и И. Сусанину, центр города. В центре встретили двух сожженных солнцем туристов из Харькова, которые идут по встречному нам маршруту, во Владимир.

Выходим из Костромы и по левому берегу Волги движемся вниз по течению. Дорога хорошая, спокойная. Примерно в 15 км от Костромы сворачиваем вправо на турбазу (дом отдыха "Волгарь"). Турбаза находится в 4 км от основной дороги. Все магазины уже закрыты, и повара местной столовой, понимая нашу безвыходность, за пачку сахара “заламывают” чуть ли не сорок рублей.

Долго ищем ночлег. Везде люди, смех, музыка, мусор. Наконец, недалеко от турбазы на берегу Волги в 21-00 останавливаемся на ночевку, найдя очень удобное место для стоянки. Вокруг лес спускается к самой воде. Есть столик и скамейки, кострище, много дров, хорош спуск к реке. Купаемся в реке, естественно снова нагишом. Вода в реке, к нашему сожалению, цветет.

Хохма №3. Вечером во время ужина к нам пришел “местный житель” – еж. Наглый до предела, он смело бродил буквально в шаге от стола, долго принюхивался к нашей нехитрой еде и, в конце концов, выбрал кусочек сырокопченой колбаски, оброненный “Советником” во время приготовления ужина. Но с рук брать отказался и “свалил” в кусты. К утру с колбасой все было кончено.

Результаты дня:

 

Левитановские места.

23 июля. Вторник

Стал вырабатываться определенный стиль походной жизни. Подъем в 8-00. Купание в Волге (нагишом), завтрак и в 10.30 выход на маршрут. Держим курс на Плес по левому берегу Волги. Дорога спокойная, хороший асфальт, рельеф слегка пересеченный. Погода жаркая, более +30. Непрерывно и в огромных количествах поглощается вода из колодцев, газировки и др.

Через некоторое время “Советник” без видимых причин начинает отставать.

Техническая справка. Если кто-то из группы отстает, то одной из причин может быть следующая: рассыпается подшипник переднего колеса и одновременно прокалывается камера заднего. Если через некоторое время подшипник снова рассыпается, то дело в том, что конуса затянуты с большим люфтом. Рекомендация – отрегулировать люфт, сменить камеру.

Перестройка уничтожила все, но не справилась с красотой русской глубинки. И не справится!

На берег Волги напротив Плеса прибываем в 16-00.

Хохма №4. Еще на дальних подступах к Плесу из разговоров местных жителей стало ясно, что с переправой через Волгу будут проблемы. Кто-то говорил о каком-то пароме около какого-то безымянного карьера, кто-то относительно рыбаков, у которых “лодки есть, но трудно сесть” и так далее. Наконец перед нами Волга и на том берегу – знаменитый Плес. Какой-то мужичок копается на берегу. Далее состоялся весьма примечательный диалог.

    • Отец, как бы на тот берег попасть?
    • Да никак не попадете. Разве переплывешь на велосипеде?
    • А кто переправить может?
    • Да никто. Рыбаки уже уехали все. Завтра, с утречка, к переправе надо ехать.
    • А Вы? Сегодня! А?
    • Я? Да нет, я не повезу! Да у Вас и денег-то таких не найдется!
    • А сколько стоит-то?
    • Да нечего и говорить, нет у Вас таких денег!
    • Ну сколько!
    • Да столько, что бестолку и говорить!

“Шеф” не выдерживает.

-Ну ладно, называю сумму и считаю до трех. “Да” или “нет”!. 100 рублей - раз…

- Да!!!

Незнакомец, находясь от неожиданной “халявы” в чудесном настроении, на моторной лодке в два приема за буквально за 20 минут перевозит нас на правый берег, обещая вечером еще и рыбы привезти (впрочем, не привез). В Плесе посещаем музей Левитана, фотографируем памятник основателю города князю Василию Дмитриевичу. Взбираемся на возвышающийся над городом высокий красивый холм и с его высоты любуемся видом на Волгу и заволжские дали.

На ночевку остановились в 19.30 на берегу Волги здесь же в районе Плеса. Искупались в Волге (отгадайте с трех раз - в плавках или без?!). “Штурман” угощает чудесным ужином, украшением которого являются необыкновенно вкусный копченый лещ и ярославское пиво.

Результаты дня:

 

Не в свои сани не садись

24 июля. Среда.

Подъем в 7-30. Всю ночь на Волге шла работа, ходили баржи, по лесу с раннего утра бегали и кричали пионеры. Но на наш сон это не повлияло, спали хорошо. Утро солнечное, теплое. Снова купаемся в Волге, завтракаем и в 10-30 с завидным постоянством покидаем стоянку.

Аура Ивана Сусанина вновь оправдывает себя. “Штурман” изучает карту и информирует о двух вариантах движения на Палех: объездная 50-километровая напряженная дорога (асфальт? – далеко не факт!) либо на велосипеде по воде до поселка Каменка, а оттуда на Палех. Оценка вариантов в условиях усиливающейся жары с применением методов искусственного интеллекта (все-таки в команде примерно 67 % - доктора и кандидаты наук!) приводит к выбору: на Каменку! От Плеса до нее по воде всего-то 30 км. Ах, если бы это был асфальт, или грунтовка, или, на худой конец, хотя бы тропа!

Найти лодку оказалось непростым делом. На причале узнали, что пассажирский теплоход теперь ходит ровно в 24 раза реже, чем до пере- катастройки и совершает всего один рейс в сутки; кстати, полтора часа назад, по информации местной торговки, он сегодня уже отплыл. Патрульный катер, принадлежащий местной водной милиции, подчинялся приказам только начальника, который, естественно, должен был появиться к вечеру. А местный “новый русский”, на катере которого совсем уж некстати развивался российский триколор, запросил, идя в магазин за водкой, какие-то невообразимые деньги.

После долгих поисков “Советник” как-то сумел договориться на лодочной станции, что нас доставят до столь желанного места.

Хохма № 5. На лодочной станции сначала все складывалось хорошо. Молоденький парень лет 23-х на просьбу добросить на моторке до Каменки трех велосипедистов, внимательно посмотрев на “Советника”, уверенно ответил: “Легко. Это будет стоить 450 рублей. Отправление немедленно” и снова приступил к своим делам. Окрыленный неожиданной удачей, “Советник” доехал до ожидавших его на набережной остальных членов команды, договорился с ними о месте погрузки, и вернулся за лодкой на лодочную станцию. Ситуация за 15 минут вроде бы существенно не изменилась – парень копался в каком-то моторе, на крылечке соседнего дома сидела группа молодежи и от безделья лузгала семечки.

Последующее выяснение отношений привело к тому, что сбегали (точнее неторопливо сходили!) за Сашкой, тот вместе с Мишкой съездили на моторке к Кольке, который дал ключи от моторки Витьки и уже на ней, потеряв еще около часа, “Советник” подал транспорт, управляемый неким семнадцатилетним Андреем, к условленному месту на набережной, где “Шеф” и “Штурман”, вволю накупавшись, спокойно отдыхали в тени раскидистого дерева.

Водно-велосипедный туризм еще не включен в Олимпийский виды спорта, но тренировки российских спортсменов уже идут(Волга, по пути из Плеса в Каменку)

Выданная нам лодка оказалась исключительно детских размеров. Немедленно выяснилось, что Андрей получил задание довести за 450 рублей до Каменки (где, как оказалось, он ни разу в жизни и не был и направление движения представлял весьма приблизительно!) “…трех москалей с велосипедом…”. Сообщение о том, что, вообще говоря, велосипеды есть у всех, да еще есть и три немалого веса и объема рюкзака, произвело на Андрея эффект разорвавшегося кумулятивного снаряда. Сопровождаемые бормотанием под нос, что мы-де все утонем в ближайшие 15 минут, мы не без труда погрузили в лодку рюкзаки и велосипеды. Но один из нас оказался-таки лишним. Вес и габариты “Советника”, а также положение и возраст “Шефа” решили проблему однозначно. Худощавый “Штурман”, как говорится, ничтоже сумняшеся, вызвался разместиться полулежа в носовой части (так сказать, “на баке” ), раскинув руки и ухватившись за пластиковое стекло. В условиях жуткой, просто испепеляющей жары, этот вариант смотрелся как наиболее удачный и остальные, сдавливаемые выступающими элементами велосипедов, ему втайне позавидовали. Мотор взревел и наша колымага “пошла” по фарватеру.

Хохма № 6. За Плесом начинается Горьковское водохранилище и местами Волга разливается довольно широко. В этих местах очень высокая волна. Лодку стало подбрасывать и швырять, особенно передок. С “Шефа” сорвало с головы фирменную кепку, привезенную из Голландии дочерью.

Наш капитан Андрей сзади постоянно что-то бормотал и мы слышали смутное “Ох, и пропадете Вы со мной!”, которое при напряжении слуха переходило в противоположное - “Ох, и пропаду же я с Вами!”. Наконец Андрей признался, что лодка не его, времени нет и, кстати, похоже, что бензина тоже. После этого он крикнул: “Перехожу на глиссер!” и повернул какой-то рычажок.

Мотор взревел, и лодка, высоко задрав нос с обезумевшим Штурма-ном”, раскинувшемся в позе загорающего в Сочи полярника, вдвое ускорилась. Нашего друга теперь уже стало искренне жалко, так как каждые несколько секунд его высоко подбрасывало на волне, и он опускался местом, особо ценимым велосипедистами, прямо на приходящийся ровно посередине носовой части острый технологический алюминиевый “приливчик”. Со стороны было хорошо видно, как каждый раз он пытался избежать “прямых попаданий” и, опускаясь под действием сил всемирного тяготения, вилял задом, словно манекенщик на подиуме, но коварный “приливчик” снова и снова “ловил” естественное человеческое углубление и “впивался” в него всем своим аллюминиевым “резаком”. Так продолжалось довольно долго. Волны порой доходили до метровой высоты и лодку кидало, как щепку. Через некоторое время “Штурман” перестал сопротивляться стихии, вверил себя воле волн, и все свои усилия теперь направлял на то, чтобы просто удержаться на этом “бешеном скакуне”.

Примерно через 50 минут причаливаем в Каменке, которая оказалась довольно большим поселком. Останавливаемся у местного мемориала воинам, погибшим в Великую отечественную войну. На памятнике около 200 фамилий. Несколько минут проходит в молчании. Горько сознавать, что неблагодарные потомки предали и этих, и миллионы других, ценою своей жизни защитивших Родину.

На Палех идем отличными, пустынными дорогами. Под вечер, проезжая мимо села Парское, еще издалека обратили внимание на стоящую метрах в 300 от дороги на высоком берегу речки Парши величественную церковь. Свернули с дороги и заехали посмотреть на храм поближе. Оказалось, что здесь рядом примерно в 20 метрах друг от друга стоят две большие церкви - летняя и зимняя в честь Иоанна Крестителя. Рядом возвышается колокольня. Сохранились остатки каменной ограды. На всем следы разрушения и неухоженности.

“Штурман” в лучших ветеранских традициях решил узнать побольше об этом храме у священника, дом которого находится в сотне метров от церкви. В доме оказалась матушка Нина Михайловна (отец Николай в это время находился в Москве), на редкость общительная, доброжелательная и глубоко верующая женщина. Она рассказала о селе Парском, истории постройки храмов и предложила посмотреть чудо - как проявляются в храме фрески (настенная роспись). Мы охотно согласились. В полумраке храма неожиданно видим великолепные росписи на евангельские сюжеты. В церкви следы многолетнего запустения, разрухи, а также использования храма не по назначению в качестве склада или сарая. С большой высоты купола с распростертыми объятиями на нас печально смотрел Христос: "Придите и я утешу Вас". (Справку о селе Парском и его Предтеченской церкви см.в приложении).

200 лет назад на этом месте гуляла ярмарка похлеще Нижегородской! (мост 18 века в с. Парское: ранее - шириной 8 метров! а ныне 3 досочки)

После посещения церкви, узнав, что мы не устроены на ночлег, Нина Михайловна просто предложила переночевать в их доме. Ситуция, в которой обычно неудобно стеснять людей, полностью недопустимая в больших городах, здесь разрешилась спокойно и просто. Дом священника двухэтажный, кирпичный, двухсотлетней (трудно себе представить!) постройки. Семья священника располагается на втором этаже. На первом этаже две комнаты, кухня, ванная, санузел. На первом этаже останавливаются гости, в эту ночь - мы.

Матушка приготовила нам ужин - зелень со своего огорода, травяной чай. Нина Михайловна оказалась интересным собеседником из неведомой для нас церковной среды. Разговор о церковной и мирской жизни, чудесных явлениях и жизни села затянулся за полночь.

Результаты дня:

 

Палех.

25 июля. Четверг.

В эту ночь спали крепко.

Нина Михайловна приготовила нам завтрак (яичница, каша и чай). После завтрака вместе фотографируемся на фоне Предтеченской церкви, обмениваемся адресами, благодарим матушку Нину Михайловну за гостеприимство, даем 100 руб. на восстановление храма и выходим на маршрут. Путь держим на Палех, до которого от Парского 30 км.

Дорога – мелкая щебенка, рельеф - слабопересеченный. До села Мадерково сильный встречный ветер. Очень жарко.

В Палехе осматриваем музей Палехского искусства. В музее большое количество миниатюр лаковой живописи. Малые размеры работ требуют концентрации внимания, какого-то усилия над собой. Но жара и перегрев мешают сосредоточиться. Рассеянное внимание больше концентрируется на названиях миниатюр, где художники дают простор своей фантазии: "Кому на Руси жить хорошо", "Суд пионеров над бабой ягой, ведьмой и лешим", "Встреча Пушкина с Пущиным" и др.

После Палеха путь держим на Холуй. В селе Преображенском остановили бородатого молодого человека, в шлепанцах на босу ногу, чтобы расспросить дорогу. Этим человеком оказался местный священник отец Андрей ( в миру Ефанов). Он уговорил нас посмотреть его храм Преображения Господня. Храм бедный, недавно возвращенный церкви (к сожалению и нашему возмущению, раньше также использовался как склад). Прихожан очень мало, даже по праздникам 3-4 человека, доход скудный, то есть никакой. Отец Андрей стал настоящим хозяйственником, ищет спонсоров, мечтает покрасить в этом году купол церкви. Он дарит нам религиозную литературу "Беседы схи-архимандрита оптинского скита старца Варсонофия с духовными детьми", "Святые покровители града Московского" и др. От предложенных нами денег отказывается говоря, что нам они в дороге нужнее, чем ему.

На ночевку останавливаемся в нескольких километрах от села Преображенского на правом берегу чистейшей речки Тезы. Место тихое, уютное, чисто русское. Через речку переброшен лежащий почти на воде легкий мостик, скорее напоминающий запруду. Вдалеке на холме виднеется купол церкви в Преображенском.

Купаемся в Тезе у мостика. Вода чистая, глубокая. Несмотря на то, что после купания самочувствие бодрое и хорошее, в палатке, переполненные впечатлениями, долго не можем уснуть. Дает себя знать дневной перегрев.

Результаты дня:

 

Загадочное 8 февраля

или А был ли мальчик?

26 июля. Пятница.

В конце концов надо и отдохнуть. Высыпаемся вволю. Выходим на маршрут в 11-20. Дорога, точнее тропа, поднимается круто вверх. Неожиданно, буквально в полукилометре от места ночлега, попадаем в полузаброшенное, абсолютно безлюдное село Ирыхово, совсем невидимое от нашей ночной стоянки. В одном огороде увидели двух женщин, от которых и узнали название села. Других жителей не встретили.

Жарко, солнечно. Небольшой встречный ветер. Оводы, комары, прочая нечисть. Дорога грунтовая, но вполне пригодная для велосипеда. В 4 км от ночевки попадаем в большое село Селище. У магазина делаем остановку. Здесь на ступеньках сидят две женщины и жалуются на тяготы жизни. Подошла и третья из соседнего дома. Говорит, что ожидается приезд в Холуй Президента России и тогда им точно подведут обещанный несколько лет назад газ ( вот уж поистине “…вот приедет барин, барин все рассудит…”).

От этих бабушек (и почему даже относительно молодых женщин на селе хочется назвать бабушками?) услышали красивую легенду о происхождении названия их села, якобы высказанную местным краеведом. Ехали царь со свитой, устали, решили отдохнуть. Сели-ели-щи.

Хохма №7. “Советник”, “продвинутый” многолетней работой в суперэлитной организации и впечатлениями от длительных зарубежных командировок, долго и бесполезно искал мусорный ящик, чтобы выбросить скопившиеся за 2 дня многочисленные пластиковые бутылки из-под воды, которые вез еще со стоянки. Видит, идут две девчушки.

Через 10 км грунтовой дороги вдоль Тезы попадаем в поселок Холуй. Важно правильно делать ударение в слове Холуй (на о) и тогда название этого старинного города обретает милое и красивое звучание. А вообще это название якобы происходит от какой-то рыболовной снасти.

При въезде в Холуй открывается удивительной красоты пейзаж, напоминающий картины старых мастеров, например художника 19-ого века Васильева: вид речки Тезы с коровами и Троицким собором вдали.

Находим музей Холуйского искусства лаковой миниатюры. В музее санитарный день, но нас встречают любезно, организуют небольшую экскурсию. После посещения музея в соседнем доме в помещении библиотеки делаем покупки изделий лаковой миниатюры местных мастеров, цены на которые здесь в несколько раз дешевле по сравнению с московскими.

Надо ехать, но стоит жуткая жара. Находим озеро, образованное плотиной на Тезе, обедаем и единогласно принимаем решение идти на Мстеру кратчайшим путем по проселочным дорогам. Пытаемся выяснить у местных, где можно переправиться через Клязьму. Толком этого никто не знает, но высказывают предположение, что перевоз должен быть в районе то ли некоего населенного пункта, то ли чудом сохранившейся турбазы с неожиданным и загадочным названием “8 февраля”.

Идем по левому берегу Тезы, не видя самой речки, поскольку она протекает где-то в стороне. Проселочная дорога, которая вначале была четко выраженной, становится все незаметнее, затем раздваивается, точнее множится на одинаковые на первый взгляд тропинки. Выбираем одну из них и через пару километров попадаем в густой лес. Тропа вообще теряется в высокой траве. В воздухе витает идея просто вернуться назад.

Героический “Штурман” смело уходит в никуда, то есть в свободный поиск на разведку местности. Остановившихся в густой траве на небольшой поляне “Шефа” и “Советника” атакуют батальоны назойливых оводов и дивизии мух. Жарко, душно. Наконец, возвращается разведка. “Язык” не обнаружен, но найдена новая тропа. Двигаемся по ней быстрым темпом и скоро выходим на крутой берег Тезы, где тропа резко обрывается. Еле успеваем затормозить.

Место безлюдное, дикое, живописное. Река окружена по берегам лесом, лес подходит к самой воде. Купаемся.

Нет, не перевелись еще Иваны Сусанины на нашем веку! (где-то в дебрях Ивановской области)

И снова в путь. Наконец, впереди, на излучине, где Теза впадает в Клязьму, какие-то строения. Место очень красивое с прекрасным видом на широкий разлив рек с крутого берега. На крутом берегу когда-то была то ли турбаза, то ли пионерлагерь. Сейчас все разрушено, стоят несколько обшарпанных домиков, вокруг ни одной живой души. Это и есть так называемое “8 февраля” (поселок? деревня? село? хутор?). Кричим: “Люди!”. А вокруг тишина (любимая фраза нашего общего друга – мастера велотуризма Юры Клочкова, который в этот момент тоже в походе в этих же краях). Наконец, к берегу подходит моторная лодка с двумя местными парнями. У одного сильно подбит глаз; он его то ли от боли, то ли от стыда все время прикрывает рукой. Перевоза здесь, конечно же, нет и “лесные братья” советуют нам идти вдоль берега до деревни Глушицы.

Снова куда-то едем, но кажется, что просто бродим по лесу. У случайно встретившегося человека, приехавшего из ниоткуда на мотоцикле за травой, уточняем дорогу. И опять по лесным тропам, по корягам и корням деревьев…

Бедные велосипеды известной мировой марки X В З ( “экс-би-тсри” - в переводе с английского: Харьковский Велосипедный Завод)!!!

Уфф! Выбираемся из леса на открытое место, на берег Клязьмы. На пригорке увидели пастуха со стадом. Нас с ним разделяет болото. “Шеф” не останавливаясь, смело двигается вперед, в воду, но пастух показывает, где можно перейти болотце посуху. Вдали, в поле нашего зрения, примерно в километре - село Глушицы.

По негативным факторам, затрудняющим движение, песок – на втором месте после встречного ветра (с. Глушицы)

В селе одна широкая улица с полкилометра длиной с двумя рядами домов по обе стороны. Улица представляет собой глубокий рыхлый песок. Ехать невозможно, велосипеды буквально по каретку завязают в песке. С трудом в руках ведем велосипеды. Нас провожают взглядами чумазые ребятишки мал-мала меньше, которые просто возятся в пыли, без всяких игрушек и машинок. Точно такую же картинку “Советник” наблюдал в США, в негритянском квартале Филадельфии. Возникает ощущение нереальности; это ли наша Россия?

Идем по карте в направлении села Добрицы. Навстречу проезжают несколько белых транспортов МЧС. По дороге останавливаемся в селе Новоклязьминское. Здесь тревожно, неподалеку. оказывается, горит лес и все мужчины села отправились на тушение пожара. Вот куда неслись машины МЧС!! Нам показывают вдалеке облако - это дым от пожара. Покупаем в селе творог, яйца, уточняем дорогу на Добрицы и едем дальше.

Наконец подъезжаем к селу Добрицы. “Штурман” решает уточнить маршрут и сворачивает в село. Издалека мы видим, как вокруг него быстро скапливается народ. Знаем по богатому опыту, что в глухих местах туристов уважают: такого насоветуют, что только слушай! Получив рекомендации, сворачиваем на бетонку, ведущую в сторону Клязьмы. Дорога, изгибаясь, ведет нас сама. Примерно через полтора километра бетонка обрывается и мы оказываемся на лугу со множеством тропинок и дорожек. Идем только вперед, слабо понимая, впрочем, конечную точку сегодняшнего дня. Солнце почти садится.

 Хохма №8. Навстречу на видавшем виды дорожном велосипеде едет мальчишка лет тринадцати с удочкой.

Малоразговорчивый “сын Сусанина” по имени Миша сел на велосипед и ….поехал? помчался? нет, пожалуй правильнее сказать, что “почесал” в обратную сторону со скоростью чемпиона Европы среди юниоров по трековым гонкам. Мы переключились на самые скоростные передачи, но расстояние между нашей командой и юношей, над которым, как антенна радиостанции, болталась удочка, все увеличивалось. Правда, иногда он оглядывался и немного снижал скорость, не понимая, почему эти спортивные мужики так медленно крутят педали. Через некоторое время, когда мы, истекая потом, почти догнали его, Миша неожиданно резко, практически под прямым углом, повернул и с такой же скоростью (ничтоже сумняшеся!) помчался по кочкам картофельного поля, которое еще вчера, как показалось, было заполнено урожаем. Удивляться было некогда, мы на своих классических спортивных шоссейных велосипедах мчались за ним как махновцы за своим атаманом, обреченно наблюдая, как медленно приближается находящийся в километре- полутора от нас кустарник, куда мы, видимо, и направлялись. Трясло жутко, парень же не снижал скорости, поскольку, вообще говоря, уже не ехал, а просто “летел” над кочками…так на взлете самолет, еще не оторвавшись от земли, уже не касается ее своими колесами….

Ровно в 9 вечера мы упираемся в Клязьму. Заходит солнышко, но еще светло. Клязьма в этом месте (напротив Мстеры) широкая и очень быстрая. Глядя на эту прекрасную и чистейшую реку трудно поверить, что это та же самая Клязьма, которая в Подмосковье еле заметна.

Хохма №9. Перевозчик Александр Михайлович представлял собой уникальный тип человека, необходимого всем, но не нужного никому. Обувь на “непросыхающем” полусонном мужике, лет 50 с хвостиком, отсутствовала напрочь, и, похоже, уже давно. Рваные, годами не стиранные носки, явно доживали последние дни. То ли халат, то ли плащ неопределенного цвета был, естественно, без пуговиц.

Выяснилось, что перевозом Александр Михайлович занимается 20 лет. Он и живет здесь, у перевоза, и летом, и замой, всегда готовый “хоть выпить, хоть перевозить”. Уверен, что песня Пугачевой про паромщика сочинена именно о нем. Он согласен перевезти нас “куда надо, хоть сейчас, хоть завтра”. И мы рискнули. “Сейчас!”

Александр Михайлович ржавой кружкой вычерпывает из деревянной лодки воду, берет грубо срубленную плоскую деревяшку, оказавшуюся веслом, по колени заходит в воду и отталкивает ее от берега. По какой-то удивительной дуге, математически абсолютно точно, с учетом течения реки и сложнейшего фарватера, рассчитав траекторию нашего движения, Александр Михайлович доставляет нас почти до берега. Не доплыв метров 15-ти мы натыкаемся на мель. Он снова прыгает по пояс в воду, и, уже словно бурлак на Клязьме, доталкивает лодку до берега. С нас 30 рублей, хотя они ему, похоже, и не очень-то нужны…….

Уже в темноте ставим палатки на высоком правом берегу реки и готовим на костре ужин. Купаемся в Клязьме в чем мать родила. Течение сильное и плыть против течения невозможно.

Результаты дня:

 

Последний день – он трудный самый.

27 июля. Суббота.

Подъем в 7-30. На старом-престаром таганке, который помнит еще первый наш поход 1987 года на Кавказ, готовится завтрак: чай, хлеб, творог, сметана и - вершина походного уюта – яичница, которую наш “Штурман”, как в известной русской народной сказке, похоже поджарил в ладонях. В 10.30 “Шеф” подает команду “Седлай!”

Мстёра находится примерно в 1,5-2 км от Клязьмы. Город от реки разделяет широкий луг. Великолепно со стороны реки смотрится белоснежный Богоявленский собор, стоящий на краю города на холме. Фотографируем этот сказочный вид.

Въехав в Мстёру, сразу же попадаем на рынок, который расположился прямо на центральной улице. Идет оживленнейшая торговля ягодами, фруктами, всякой всячиной. Снова испепеляющая жара. Покупаем по стакану малины и идем в музей лаковой миниатюры, который находится здесь же, на противоположной стороне улицы. По выходе из музея, примерно через час, обнаруживаем, что от шумевшего здесь рынка не осталось и следа. Только ветер носит обрывки газет и полиэтиленовых пакетов. Эта “оперативность” торговли нас сильно поразила и удивила, ибо опрокинула наши планы что-нибудь пожевать.

Заходим на территорию Богоявленского собора. Собор со стороны двора стоит в лесах, ведутся ремонтные работы. Знакомство с Мстёрой на этом заканчивается и мы берем курс на Ковров.

Проехав немного, на выезде из города у “Советника” рассыпается суппорт. Это надолго! Из абсолютно трансового состояния его выводят друзья по походу, потомки лесковского Левши, которые за какой-то час собирают остатки велосипеда, подбирают гайки и болты, что-то выклепывают, выправляют и, в конце концов, создают пока еще незапатентованное чудо велосипедной техники - гибрид детского, дорожного и горного велосипеда, который управляет движением автономно и самостоятельно, без велосипедиста – неожиданно переключаются передачи, задействуются тормоза, поворачивается руль и скрипит каретка.

Впереди 50 км до Коврова. День жаркий, солнечный. Дорога хорошая, асфальт, рельеф слегка пересеченный и только в одном месте был очень крутой подъем и всем пришлось спешиться. “Советник”, сгорая от стыда за технику, которая подвела в последний день, на единственной горной передаче задает жуткий темп, едет довольно резво и остальные еле за ним поспевают.

В селе Юдиха делаем остановку, перекусываем. В этом месте дорога подходит очень близко к Клязьме, но в ней вместе с мальчишками купаются коровы. Мы воздерживаемся, хоть очень жарко. Недаром древнегреческий философ сказал: “Все мне дозволено, но не все мне на пользу. Все мне принадлежит, но ничто не должно обладать мною”.

В 19-00 прибываем в Ковров на вокзал. После недолгих обсуждений и разногласий берем билеты на поезд №39 Нижний Новгород-Москва, отправлением в час ночи. До поезда остается много времени и его коротаем в парке культуры и отдыха ковровского экскаваторного завода.

Результаты дня:

28 июля в воскресенье около 6 часов утра прибываем в Москву. Велопутешествие успешно завершено. До новых походов!

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

О селе Парском

(из книги В.Д.Сафронова "История села Парского",

г. Родники Ивановской обл., 1997г)

В селе Парском с матушкой Ниной. На заднем плане – зимняя Предтеченская церковь.

Датой основания с. Парского считают 1399г, когда здесь на берегу речки Парши была поднята Богоявленная икона Иоанна Предтечи. В честь этой святыни тогда же в Парском была построена деревянная Предтеченская церковь.

В 14-17 веках Парское принадлежало князьям Шуйским, резиденция которых располагалась в селе Мельничном (г. Шуя), а в Парском имелся "княж-двор", пруды, соколиные питомники.

С Шуйскими связаны многие исторические события нашего отечества и особенно в борьбе с иностранными захватчиками. При штурме Казани Шуйские Яртольные (яростные) полки были ударной силой.

Царь Иван Грозный оказал Парскому великую честь, отпраздновав здесь свои именины. Он наградил Парское иконой Иоанна Предтечи и отлитой из серебра головой Предтечи на серебряном подносе. "Пусть образ сей заслонит землю русскую от ворогов" - сказал царь в напутствие.

Следуя примеру царя, кн. Шуйские в честь победы над Казанью построили в Парском большую дубовую Предтеченскую церковь. В Предтеченском храме до его разорения были выставлены трофейные знамена из Казани.

У священого родника в с. Парском, что струится из-под Предтечи, когда-то стояла красивая часовенка с образом Николая Чудотворца. За святой водой из родника люди приезжали издалека. При часовне была специальная копилочка. За одну только ярмарку денег набиралось до 25 рублей.

Икона Иоанна Предтечи высоко ценилась в народе, и поэтому крестьяне Палеха и других сел не раз испрашивали ее для крестных ходов в своих селениях. Богатая дубовая Предтеченская церковь привлекала и грабителей. Так в 1675г грабители унесли золотые и серебряные оклады икон, дорогие кресты (одних золотых крестов украдено 160!), жемчуг, каменья и другие ценности.

В 1671г Парская вотчина отошла к кн. Ивану Голицыну-младшему.

В 1696г Парское отошло к кн. Трубецким, которые владели селом до 1861г.

В 1773г во время сильной грозы дубовая церковь сгорела от молнии. Церковь та была по преданию больше ныне существующей каменной. Новую церковь тогда решили строить своими руками, "чтобы богу угоднее было". Кирпич выжигали тут же, а в песчано-известковый раствор лили бычью кровь и куриные яйца. Строили церковь ночью, чтобы не было видно, кто приносит свой труд в пользу храма Божьего. Строили 10 лет и освятили храм в 1783г.

"В галерее образов, созданных кистью мастеров, были воплощены чувства людей - торжество и ликование, печаль и скорбь… Над входом в главный приход, с 20 метровой высоты, склонив голову и распластав руки, на меня смотрел Христос-Спаситель. Его вырезали из дерева и водрузили здесь в 1813г во славу победы России над Наполеоном…. Особенно меня тогда поразили настенные росписи алтаря. Качество живописи там было настолько искусно, празднично и свежо, что казалось с них только что сняли леса… В июне 1990г церковь открыли для богослужения" ( из книги В.Д.Сафронова “Впечатления о Предтеченском храме, 1975г).

История настенных росписей Предтеченской церкви интересна. В 1701г живописец Петрушка Уланов из Холуйской слободы написал образ Корсуньской Божьей Матери для парских церквей, но к 1823г образ заметно обветшал. Тогда, посетивший Парское московский мещанин Удальцов взял эту икону в Москву, чтобы освежить ее и сделать новую ризу. С ней начались чудеса. Икона была выставлена на обзор москвичам и стала местом паломничества и поклонения. Многие исцелялись от болезней. Тогда епархальное начальство Москвы распорядилось немедленно икону вернуть, а вместе с ней были даны 3494 рубля, серебро, каменья и другие ценные приношения святыне её новыми поклонниками.

По возвращении в Парское Богородица была водружена на прежнее место, а выручка от её пребывания в Москве пошла на уплату мастерам за исполнение настенных росписей храма.

Село славилось своей ярмаркой - лучшей ярмаркой по торговле ситцами, которые сюда свозили все текстильные предприятия Ивановской и соседних областей. Ярмарка длилась 7 дней.

В 19 веке Парское славилось своими калачами, которые делались для продажи. Свежевыпеченный калач можно было сжать в кулак, так что масло из него сочилось, а отпустив пальцы - калач принимал свою прежнюю форму. Выпечкой калачей занималось до 60 крестьянских хозяйств. Причем некоторые за год перепекали до 3000 пудов муки.

Славилось село и своей гребенной продукцией. Так в 1898г было изготовлено 2 млн. пальмовых и 500 тыс. роговых гребней.

С Парским связано много славных имен и событий. Начиная с 1905г, здесь часто бывал М.В.Фрунзе под именем Трифоныч.

 





Головокружительный Новый год в Шерегеше . Целители Москвы: народный Целитель . сервисные центры apple
Hosted by uCoz