МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Секция велосипедного туризма “ПЕДАЛЬ”

Группа “РВСН”

Ветеранское направление

 

"В край кривичей, чуди и чухони"

ОТЧЕТ

о велосипедном путешествии

по маршруту

Псков - Изборск - Печоры - Псков - Самолва - Кобылье Городище - Гдов - Выра - Гатчина - Санкт-Петербург

 

1-9 июля 2005г.

Протяженность маршрута – 500 км

Категория сложности – первая

РуководительАбросимов В.К

 

 

Состав нашей команды:

АБРОСИМОВ Вячеслав Константинович

ПЕРЕВАЛОВ Валерий Павлович

ПЕРЕВАЛОВ Александр Валерьевич

ЧАУСОВ Николай Петрович


Если Вы человек современный, то у Вас есть Интернет. Если у Вас есть Интернет, то на запрос по ключевому слову “велотуризм” у Вас в какой-нибудь поисковой системе высветится не менее 152350 web-страниц и 1529 сайтов (по состоянию на момент написания отчета на эту тему J ). Вы увидите слова, которые не всегда ясны настоящим любителям своей страны (байк, покатушки,….) Вы найдете сотни отчетов о велопоходах, в которых описывается, как Сашка упал с горы, разогнавшись до невероятной скорости, Витька и Серега потерялись, Мишка купил пиво, Машка, не умея тормозить, въехала в столб….

Мы другие. Мы – советские (перед выходом на маршрут)

Мы-другие. Мы-советские. Мы-уцелевшие динозавры велотуризма. Мы начинали в далекие семидесятые, когда не было карт-километровок, когда с собой везлись ценнейшие, с трудом добытые по знакомству банки тушенки, в маршрутах неизменно соблюдался абсолютно сухой закон, а возимые в медицинских целях 300 грамм спирта выпивались только после посадки в поезд после завершения маршрута. Рюкзаки не покупались, а шились на машинках “Зингер”, знавших еще довоенный ситец, а порою и “на руках” неровной строчкой и шелковой ниткой. Велосипеды же поддерживались в рабочем состоянии десятилетиями, а латанная-перелатанная палатка-серебрянка, собиравшая в дождь до литра полноценной влаги, была высшим счастьем. J

И тогда, и сейчас мы тщательно прорабатываем маршрут и ищем в нем, прежде всего, достопримечательности родной страны, ее историю, и, не считая времени и сил, посещаем эти места.

А если не мы, то кто же?


Поэтому в этом отчете Вы не прочитаете:


Но зато мы опишем:


Лирическое отступление.

Выбранный нами маршрут никого не удивит оригинальностью. Не был он новым и для троих членов нашей велогруппы, которые часть маршрута (Псков-Печоры) прошли ещё в 1986г. И все же иногда приятно пройти по старым уже когда-то хоженным дорогам, посетить места, в которых ранее бывал. И потом 20 лет - это и для страны исторический срок, и в человеческом измерении почти поколение. Меняется ландшафт, меняются города, поселки, дороги. Меняются и люди. Да и все ли удается увидеть за один кратковременный проезд по историческим местам?

Псковская земля (край кривичей и чуди) и Ленинградская область (край чухони) веками были населены рыбаками, охотниками, землепашцами, ремесленниками, торговцами и прочим людом. Находясь на стыке разных племен и народов: эстов, чуди, кривичей, финнов, русичей здесь вплоть до петровских времен часто возникали военные конфликты и набеги. Царь Петр твердой рукой усмирил завоевателей, положил здесь конец распрям и на столетия установил мир.


1. Основные достопримечательности маршрута

Об основных пунктах нашего маршрута (Псков, Печоры, Изборск и др.) можно достаточно найти информации в Интернете, в путеводителях и справочниках, им посвящена обширная библиография краеведческой литературы, что освобождает нас от подробного описания этих мест. Достаточно напомнить, что Псков и Изборск - древнейшие русские города, древность которых, в отличие от отметившей недавно свое 1000-летие Казани, подтверждается не только археологическими находками при раскопках поселений и стоянок, а летописными сведениями с четким указанием дат и мест разных событий. При этом Изборск, например, датируется 862 годом, а Псков 903 годом от рождества Христова.

Псков и его окрестности - родина предков русских князей и царей. Здесь берет начало история России. По одной из летописных легенд братья Рюрик, Синеус и Трувор и основали древнее русское государство. Как утверждает летопись, Рюрик сел в Новгороде, Синеус - в Белоозере, Трувор - в Изборске ( о нашем маршруте по следам княжения Синеуса см. ссылку http://isakov.narod.ru/cep6.htm).

Святая, благоверная, равноапостольная Великая княгиня Киевская Ольга (890-969г.г.), супруга великого князя Игоря также уроженка Псковской земли. По версии историка В.Н.Татищева (1686-1750) Ольга, в крещении Елена, родилась в Изборске и была правнучкой Гостомысла (Гостомысл (770-860г.г.) - новгородский князь, призвавший в конце жизни на княжество своего внука Рюрика). В местечке Будник под Псковом родился и князь Владимир "Красное солнышко" - креститель Руси.

В дни февральской революции 2 марта 1917 г. в Пскове отрекся от престола последний русский царь Николай II. Впрочем, с псковским краем связано немало великих имен и славных событий. Места некоторых из них мы и намеревались посетить в этом велопоходе.

Гибель российской монархии. С Псковом связано падение российской монархии, прекращение царствования дома Романовых, правивших Россией более 300 лет. Об этом историческом событии приехавшего в Псков извещает мемориальная доска на здании железнодорожного вокзала. Сейчас на эту скромную доску никто не обращает внимания. Мимо равнодушно течет людская толпа с чемоданами и баулами. А ведь место-то историческое! Закрыв глаза, перенесясь на почти столетие назад, легко представить хмурый мартовский день, совсем другую толпу, других людей, наблюдавших за этим событием. Никого из них (подумать только, никого, ни одного, ни единого человека!) уже нет в живых, а история, сделав поворот именно на этом месте, уже не может повернуть вспять….

Врагов земли русской били, бьем и бить будем!

Колыбель Красной Армии.
Сразу же по прибытии в Псков мы выехали на место, с которым связано рождение "непобедимой и легендарной" Советской Армии. Здесь, на окраине города, на месте, которое носит название "Кресты", бойцы 2-го Красноармейского полка молодой Красной Армии (декрет Совнаркома об образовании Рабоче-Крестьянской Красной Армии был подписан В.И.Лениным 29 января 1918 г) 23-24 февраля 1918 г. преградив путь, дали бой и остановили немецких оккупантов, рвавшихся в красный Петроград. На указанное место от железнодорожного вокзала ведет прямая дорога - Крестовское шоссе. Памятник, установленный на месте сражения в 1969 г., представляет собой высокую колону и полукругом расположенную стелу с барельефами, со стилизованными фрагментами победоносной схватки красноармейцев и красногвардейцев Пскова с кайзеровскими вояками.

Художники, как представляется, долго думали: как лучше отобразить суть этой исторической схватки? В конечном итоге по всему барельефу рефреном проходит сжатый кулак красногвардейца, направленный точнёхенько в скулу немца. Поистине, великолепный перефраз извествого изречения “кто к нам с мечом придет, от кулака и погибнет!”

Псков. Поэт и няня

Псков. 24 августа 1581 года королевский секретарь ксендз Пиотровский именно здесь записал в своем дневнике: “Мы в миле от Пскова, у каких-то двух рек, которые здесь сливаются... Любуемся Псковом! Господи, какой большой город, точно Париж!” И продолжал 25 августа: “Город чрезвычайно большой, какого нет во всей Польше, весь обнесен стеною: за нею красуются церкви, как густой лес, все каменные; домов не видно... Местность превосходная. Город расположен на красивой равнине”. “В полмили” от него “тянутся частые холмы, покрытые можжевельником; мы хватали там руками, гоняясь на лошадях, зайцев, дрохву, куропаток, в присутствии короля, который приезжал из своего лагеря осматривать город”.

Город Псков как будто застыл в ожидании завершения перестройки. Он столько перестроечных идей повидал на своем веку, что предпочитает как показалось, сбоку наблюдать за реализацией очередных национальных программ. Люди в этот воскресный день спокойно гуляли по улицам, как и века назад. Было людно и в Кремле.

Псковский Кремль (Кром). Псковский Кремль - главная достопримечательность города. Его крепостные стены напоминают о славных боевых традициях псковичей "…ибо стоял этот город на границе с городами иноверных врагов, творящих насилие, и путь на врагов начинался из славного города Пскова" (взято из летописи "Повесть о нашествии литовского короля Стефана с великим и гордым войском на великий и славный Богоспасаемый град Псков; откуда и как послал его Бог за грехи наши на Русскую землю и как по великой милости пребезначальной Троицы к нам, грешным христианам, ушел он от града Пскова со стыдом многим и великим срамом").

Историческая стена псковского Кремля

Здесь была резиденция псковского князя Довмонта, литовца по происхождению, который за свое тридцатитрехлетнее княжение(1266-1299) одержал ряд крупных побед над Литвою и ливонскими рыцарями, строил и укреплял город. О ратных делах князя и псковичей повествует летопись "Сказание о благоверном князе Довмонте и о храбрости его".

На территории Кремля стоит главный храм города Свято-Троицкий собор (1699г). Посетив собор, мы вспомнили как в начале "катастройки" еще в 1986г были удивлены, прочитав на входной двери в собор лаконичный рукописный призыв: "Осени себя крестным знамением, православный народ, и, призвав на помощь Божью благодать, принимайся за праведный труд - основу твоего благосостояния и благосостояния твоего Отечества".

Как-то сразу это воспоминание тронуло наши души и каждое следующее утро, вскакивая на наших “коней”, мы осеняли себя крестным знамением. Возможно, именно поэтому поход оказался просто замечательным и интересным.

Первые поселения на высоком крутом мысу появились в IV-V вв., постепенно развиваясь к IX-X вв. превратились в укрепленный город, стоящий во главе псковской земли. С именем великой княгини Ольги связано строительство первой церкви в Псковском кремле - деревянного Троицкого собора. Псков расположен при слиянии рек Великой и Псковы. Первое упоминание о Пскове в общерусском летописном своде относится к 903 г., и cвязано с женитьбой киевского князя Игоря на псковской девушке Ольге, ставшей впоследствии великой княгиней киевской, мудрой правительницей и первой из русичей, принявшей православную веру. первого на Руси храма во имя святой Троицы, считавшегося символом Пскова и Псковской земли. В местечке Будник под Псковом родился князь Владимир "Красное солнышко" - креститель Руси. За 50 лет с 1515 по 1565 гг. в городе было построено около 40 церквей, в том числе: Николы на Усохе, Воскресения со Стадища, Николы от Каменной ограды. Псковских мастеров приглашали для строительства в Москву; ими построены церковь Ризоположения, Благовещенский собор в кремле, Святого Духа в Троице-Сергиевой лавре, храм Василия Блаженного. Псков спас Русскую землю от поражения в Ливонской войне, выдержав полугодовую осаду польского короля Стефана Батория, а в 1615г. осаду шведских войск под руководством Густава II Адольфа. XVII в. был в Пскове временем расцвета каменной гражданской архитектуры: палаты Поганкиных, Меншиковых, Ямских, Постниковых - служат тому примером. В дни февральской революции 2 марта 1917 г. в Пскове отрекся от престола последний русский царь Николай II. В феврале 1918 г. на псковской земле в боях с кайзеровскими войсками родилась Красная Армия Псковичи хранят память и традиции родной земли. В честь победы в Ледовом побоище над немецкими рыцарями на горе Соколиха воздвигнут памятник русским воинам и великому князю Александру Невскому.

Изборск. Изборск - одно из древнейших русских поселений. Вместе со Смоленском и Полоцком это был укрепленный населенный пункт славян-кривичей. После объединения славян вокруг Киева Изборск платил дань киевским князьям. После распада Киевской Руси он стал пограничным сторожевым городом Новгородских земель. C XIII и до начала XVI в. часто подвергался нападениям и осадам со стороны Ливонского ордена. Несколько раз переходил из рук в руки. После Ледового побоища вновь вошел в состав русских городов.

Стены Изборска неприступны и сейчас

В 1510 году Изборск вместе с Псковом был присоединен к Москве. После постройки в середине XVI века Печорской крепости город был прикрыт со стороны западных границ. В Смутное время Изборск около года был занят поляками. Система рек и озер связывает Изборск с чудскими землями.

Каменная крепость 1303-1330гг. стоит на Жеравьей (то есть Журавлиной) горе. В числе крепостных сооружений - семь боевых башен. В крепости находится белокаменный Никольский собор.

Перед крепостными воротами с помощью дополнительных стен, идущих параллельно крепостной стене, устроены узкие и длинные проезды - захабы. Попав в них, неприятель оказывался в тесном проходе под прицелом стрел и кипящей смолы осажденных. Изнеженному современнику сейчас уже трудно это себе представить – каково! кипящая смола да на голову! Умели русские обороняться! Захабы в свою очередь закрывались воротами. Такие оборонительные сооружения вынуждали осаждавших крепость атаковать не крепостные ворота, а пытаться проламывать стены, толщина которых достигала 4 метров. Кстати, такие же захабы мы видели и в Псковском Кремле.

Словенские ключи. Придают силу. Проверено практикой

На одной из башен крепости оборудована смотровая площадка, откуда можно обозревать и всю крепость и окрестности Изборска. Они великолепны!

От пролома в восточной стене, мимо самой старой каменной башни крепости - Луковка, на север идет дорожка, пройдя по которой можно примерно в одном километре от крепости попасть к Словенским ключам и Городищенскому озеру. Природная достопримечательность Изборска - Словенские ключи производит незабываемое впечатление. Еще с языческих времен этот ключ почитался священным. Когда-то здесь устраивались языческие праздники: деревья украшали цветными тряпочками, водили хороводы. Сюда приносили для исцеления больных. К ключам тоненькой, но неиссякаемой струйкой тянется людской ручеек. Здесь мы даже увидели группу богомольцев, вероятно, с Украины, так как их сопровождали два священника, один из которых говорил по-украински.

В Изборске можно также осмотреть: Труворово городище, церковь Рождества Богородицы (XVI в.), церковь Сергия Радонежского и Никандра (XVIII в.), музей.

Отсюда пошла русская земля! (часовня Труворова городища. 4 часа утра)

Соседний с крепостью холм носит название Труворова городища. Там теперь местное кладбище, на котором с древних времен стоит Труворов каменный крест 14-15 века (на нем надпись “Царь Славы, Иисус Христос, Ника”) и старинная часовня.

Пустынное и нетронутое Труворово городище производит огромное впечатление. С холма открываются едва обозримые просторы. Лежащая у подножия долина уходит влево, на север.

Далеко у поворота блестит и светлеет Мальское озеро. Чуть правее городища сияет зеркальное Городищенское озеро. Над ним подымаются башни Изборска. Ощущение такое, что время здесь остановилось на 10 веков и именно отсюда снова начнется возрождение России!

Вид на Труворово городище

На выезде из Изборска, во время ремонта велосипеда, произошло знакомство с пешим “туристом” Сашей из Шлиссельбурга, который автостопом и пешком двигался ….просто на Запад. Саша постигает жизнь оригинально: работает несколько месяцев на стройках, а потом берет отпуск на пару месяцев и путешествует по стране. В момент встречи с нами он, как и мы, держал путь на Печоры. Нас удивило, что у Саши не было ни рюкзака, ни какого-либо другого багажа. Саша рассказал, что в России всегда можно найти и еду и ночлег, особенно здесь, где много возрождающихся монастырей и церквей. В принципе цели его путешествий благородны, но увлеченность движением зачастую приводит к движению как таковому. Увидел развалины на холме, например, остановился …и пошел дальше. А что это за развалины, откуда и когда…остается узнавать другим…J

Саша из Шлиссербурга: “Может повезет и подвезет? Нет, вряд ли!”

На Печерской дороге между Изборском и деревней Малы, слева от дороги белеет крохотная часовенка с маленьким оконцем. Это Мальская часовня. Время не пощадило память о ней. Никто не знает, почему она так одиноко стоит в поле и сколько ей лет. Хорошо, что хоть еще не разрушена!

Печоры. Город издавна знаменит своим Свято-Успенским Псково-Печерским монастырем (1470г.) - младшим братом Киевского Печорского монастыря. В XVI - начале XVIII вв. это был самый западный форпост России. В эти годы монастырь неоднократно подвергался осадам польско-литовских и шведских войск. В строительстве укреплений монастыря принимал участие Петр I. Уникальность этого монастыря состоит и в том, что в нем более 500 лет ни на минуту не прекращается богослужение.

Через несколько километров – граница!

По преданию, когда-то в таких пещерах охотники услышали пение, идущее из-под земли, испугались и убежали. Это было в XIV веке, то есть почти семьсот лет тому назад. Монастырь сформировался здесь спустя два столетия, в XVI веке. Он до сих пор поражает своей ухоженностью и строгостью нравов: женщинам здесь на входе выдаются платочки и юбки, курящим людям вход не разрешен. Наиболее интересный объект монастыря – пещеры. Но доступ в них затруднен из-за невозможности поддержания микроклимата при высокой туристической активности и строгости местного руководства. Исключение делают, говорят, для паломников. В монастырских пещерах, где хоронят монахов, сохранились захоронения предков В.Н.Татищева, М.И.Кутузова, М.П.Мусоргского, А.С.Пушкина. Особенность климата пещер является постоянная (+ 5) t и влажность. Сейчас в монастыре 11 храмов, 3 из них - пещерные. Необычайно живописен архитектурный ансамбль монастыря из храмов XV - XX в.в., хозяйственных построек и большой звонницы с сохранившимся набором старинных колоколов.

Вход в “сделанные Господом Богом” пещеры монастыря.

Обратили внимание на название пещер - "Богом зданные" на объявлениях на территории монастыря, приняв его вначале за грамматическую ошибку. Оказывается это древнее название пещер.

Путь обратно в Псков мы проделали по хорошей асфальтовой дороге, почему-то ненанесенной на некоторые карты. Сбоку от нашего маршрута у Псковского озера остались две деревни: Печки и Труба. Когда местного учителя перевели в школу поселка Труба, говорили: “из печки в трубу перевели”!

Спасо-Елезаровский монастырь. По монастырскому преданию крестьянин Елеазар из села Виделибье заинтересовался тем, что в разных церквах Пскова служат по-разному. Для выяснения истины он отправился пешком в Константинополь, но и там не нашел единства. Вернувшись в Псков, он поступил в Снетогорский монастырь, принял иноческий постриг с именем Евфросин. Название монастыря Елеазаровский произошло от имени его основателя (единственный случай в истории русских обителей, когда монастырь со дня своего основания в 1447 году назывался мирским именем своего основателя), а наименование Спасо-Великопустынский получил только при Екатерине II. В XVI столетии в монастыре подвизался старец и игумен монастыря Филофей (ок. 1465-1542) – летописец, книжник и мудрец, автор канона на обретение мощей князя Всеволода Псковского. Елезаровский старец Филофей в письме к великому московскому князю Василию – III писал: ''Москва - Третий Рим, а четвертому не быти''. В 16 в. в монастыре был переписан экземпляр “Слова о полку Игореве”, попавший впоследствии к Мусину-Пушкину.

Главная монастырская святыня – собор Трех Святителей (Василия Великого, Григория Богослова. Иоанна Златоуста) – построен во второй половине XVI века (ок. 1574 года при строителе Ферапонте) и представляет собой первоклассный образец псковской средневековой архитектуры. К 1917 году в Спасо-Елеазаровом монастыре было 18 монашествующих, 15 послушников. Сейчас пока всего не более 10 послушниц.

Собор Трех Святителей. Спасо-Елиизаровского монастыря.

Мы увидели монастырь неожиданно. Где-то в тридцати километрах от Пскова по дороге на Гдов по шоссе слева, почти у самой дороги, вдруг резко, из глубины возникает громадный каменный собор. Вокруг ни души. Конечно же остановились, обошли собор кругом и вдруг старушка, проходящая мимо (как ни сама ли настоятельница мать Елисавета?), пригласила нас пройти в какое-то полуподвальное помещение, оказавшееся монастырской церковью.

Ее небольшой рассказ как раз был о том, что на протяжении шести столетий монастырь являлся носителем глубокой сокровенной истины о правопреемстве Россией духовного наследия веры православной, хранителем которого были изначально Первый, а потом Второй Рим. Господь, родившись на Земле, стал гражданином Римской Империи, и с тех пор понятие ''Рим'' означает ''мир'', в который войдет спасенное человечество вместе с Христом. Основатель обители преподобный Евфросин принес из Византии благословение Константинопольского Патриарха Геннадия 2 - Цареградскую икону Божией Матери, хранительницу Второго Рима. Это было знамением того, что русский народ призывается к ответственному служению перед Богом быть хранителем и носителем веры православной для всего человечества, а Россия становится Третьим Римом. На нее возложена ответственность просветить светом веры весь мир. Именно об этом писал елеазаровский старец Филофей в письме к Московскому князю Василию 3: ''Москва - Третий Рим, а четвертому не быти''.

Самолва, Кобылье Городище. Историческое Ледовое побоище на льду южной части Чудского озера у Вороньего камня 5 апреля 1242г увековечило воинскую славу русичей и имя Александра Невского. Скудные летописные сведения дают мало информации о месте этого исторического сражения, в котором Александр Невский проявил себя как храбрый и великий полководец, а русское воинство продемонстрировало мужество, силу духа и волю к победе.

В отечественных летописях (Новгородской, Псковской, Львовской, Суздальской, Воскресенской, Ростовской, Лаврентьевской, Никоновской) и "Старшей ливонской рифмованной хронике" подробно описаны как события, предшествовавшие битве, так и сама битва. Указаны её ориентиры: "На Чудском озере, у урочища Узмень, у Вороньего камня". Однако прошедшие столетия стерли с лица земли и урочище Узмень и Вороний камень.

Согласно летописным преданиям события того периода развивались следующим образом.

Тевтонские рыцари захватили Изборск и Псков, поставили там своих наместников и строили планы по захвату Великого Новгорода. Александр Невский "...вскоре изгнал их из Пскова и немцев перебил, а иных связал и город освободил от безбожных немцев. …Немцы же, дерзкие, соединились и сказали: "Пойдем, и победим Александра, и захватим его".

Князь же Александр приготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро Чудское множеством тех и других воинов….У князя Александра, как в древности у Давида-царя, было много храбрых воинов, сильных и стойких. Мужи Александра исполнились духа ратного, ведь были сердца их как сердца львов, и воскликнули: "О княже наш славный! Ныне пришло нам время положить головы свои за тебя!". Князь же Александр воздел руки к небу и сказал: "Суди меня, Боже, рассуди спор мой с народом неправедным и помоги мне, Господи, как в древности помог Моисею одолеть Амалика и прадеду нашему Ярославу окаянного Святополка".

Была же тогда суббота, и когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью….И победил Александр врагов с помощью Божьей, и обратились они в бегство. …И возвратился князь Александр с победою славною, и было много пленных в стане его, и вели босыми подле коней тех, кто называет себя "божьими рыцарями". (Из летописи "Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра").

Эта битва полков Александра Невского (около 17 тысяч человек) и рыцарей немецкого Ливонского ордена остановила продвижение крестоносцев, имевшее своей целью покорение и колонизацию русских земель.

Нам непременно хотелось побывать на этом историческом месте. Согласно справочным, данным битва состоялась в районе теперешнего поселка Самолва, который находится на пути из Пскова на Гдов. На дорогу на Гдов мы вышли 4 июля после ночевки на озере поблизости от деревни Печки.

В 3-х км от Пскова слева от дороги на Гдов в поле на высоком холме (гора Соколиха), откуда открывается вид на Псковское и Чудское озера стоит величественный памятник в ознаменование победы Александра Невского. Памятник представляет собой громадных размеров скульптурную группу ратников во главе с Александром Невским, сидящим верхом на коне.

Далее по дороге на Гдов останавливаемся у деревни Ершово. Здесь у дороги большая братская могила, на которой стоят десятки каменных плит с выбитыми на них именами погибших в годы Великой Отечественной войны воинов Красной Армии (около 2000 фамилий). Простой и незамысловатый памятник поражает! 2000 солдат и офицеров за какую-то неделю ожесточенных боев легли здесь в землю!

Кто к нам с мечом придет….

Место Ледового побоища находится у деревни Кобылье Городище в полутора км от селения Самолва. Трудно себе представить, как в таком удаленном труднодоступном месте, на поросшем камышом плоском берегу Чудского озера сошлись войска противников для исторического сражения.

Место сражения отмечено памятником в виде бронзовой арки со словами "В память о Ледовом побоище" (спасибо Александру Селезневу – инициатору и организатору установки памятника - за обнаруженную у нас в ранней версии отчета ошибку!) и бюстом святого, благоверного великого князя, установленные в 1992г, в год 750-й годовщины исторической битвы..

Возможно из-за плохой дороги (как мы туда добирались, смотри ниже в разделе "Дороги") и малонаселенной местности это историческое место практически не посещается туристами.

Приехали в “нетуристический” Гдов

Гдов.Город основан как крепость в 1431 г. Сохранились остатки крепостной стены. На территории крепости находится храм Державной Божьей Матери. Настоятель храма отец Михаил.

Возник как форпост древнего Пскова. Крепость Гдов впервые упоминается в 1323 году. В 1431 была построена крепость в нижнем течении р. Гда из валунов. По одной из легенд, Гдов был вотчиной княгини Ольги - первой христианки Руси. На территории крепости расположен собор Державной Богоматери (90-е гг. ХХ). Собор воссоздан максимально похожим на храм Дмитрия Солунского, что стоял на этом месте, но был разрушен во время войны.

Веймарн. Железнодорожная станция Веймарн сейчас может являться образцом безхозяйственности: какие-то ржавые вагоны, тепловозы, насколько хватает глаз. А ведь когда-то:

Под Веймарном течет Азовка,-

Совсем куриный ручеек.

За нею вскоре остановка.

Там встретит кучер-старичок.

Моей душе, душе вселенской,

Знаком язык цветов и звёзд.

Я еду к мызе Оболенской, -

Не больше трёх шоссейных вёрст.

Вдали Большая Пустомержа.

Несется лошадь по росе.

Того и ждешь: вот выбьет стержень:

Ведь спицы слиты в колесе!

Проехан мост. Немного в горку,

И круто влево. Вот и двор.

Княгиня приоткрыла шторку.

И лай собак, и разговор.

Плывет туман от нижней Тормы,

Вуаля бледную звезду.

Зеленые в деревьях штормы,

И пахнут яблони в саду.

Так нежно писал про эти места Игорь Северянин.

Дак нам, отец, лошади ни к чему, мы же на велосипедах! (в музее станционного смотрителя)

Выра. Музей станционного смотрителя. Что-то такое приятное из столь давнего детства навевает посещение музея. Все там русское – комната кучеров с лаптями, этажерочка с немудреными вещичками дочери станционного смотрителя…. И даже книга, где написано, какому чину сколько и каких лошадей полагается.

Усадьба Рождествено. В селе Рождествено до революции принадлежала родным писателя В.В.Набокова. В 1999г, в год 100-летия писателя во дворце произошел пожар и в настоящее время в нем ведутся ремонтно-восстановительные работы, которые уже близки к завершению. Тем не менее, дворец уже принимает посетителей и замечательный молодой экскурсовод Наташа очень вдохновенно читала нам отрывки из произведений писателя….

В так называемом двусветном зале усадьбы….

Село Кобрино. Здесь у дороги, ведущей на Гатчину, стоит домик няни А.С. Пушкина Арины Родионовны. Он был уже закрыт, когда мы приехали. Пришлось просто посидеть на лавочке “у Арины”.

Село Суйда. Несколько в стороне от дороги находится усадьба Ганнибалов "Суйда", от которой сохранился двухэтажный каменный дом, сейчас в общем-то не представляющий интереса. Слева от дороги при въезде в село Суйда находится могила самого Абрама Петровича Ганнибала (1697-1791) - генерал-аншефа, прадеда (по матери) А.С.Пушкина. Он был похоронен на местном кладбище. Местные жители рассказали, что для того, чтобы выделить эту могилу из других, все кладбище снесли. Да…L

О времена! О нравы!

Кресту твоему поклоняемся Владыко и святое Воскресение Твое славим!

А у самой дороги стоит красивая деревянная церковь и рядом установлен деревянный крест с надписью: "Кресту Твоему поклоняемся Владыко и святое Воскресение Твое славим".

Гатчина. Гатчина впервые упоминается в Новгородской писцовой книге в 1499 г. под названием Хотчино. Гатчина интересна грандиозным дворцово-парковым ансамблем 18 в. Строительство дворца (1766-1781), было начато Григорием Орловым по проекту знаменитого архитектора А. Ринальди. Примыкающий к дворцу огромный парк с многочисленными озерами, мостами, павильонами и другими сооружениями занимает огромную площадь 617 га. Но сейчас парк находится в запущенном состоянии.

Дворец в годы войны был разграблен, сильно пострадал от пожара и только недавно открылся для посещения. Во дворце много картин членов царской семьи и вельмож, близких к трону. Однако реставрационные работы во дворце еще не завершены. Честно говоря, одну галерею, которая до сих пор вся иссечена осколками снарядов и следами от пуль, можно было бы вообще не восстанавливать в назидание потомкам.

По антиалкогольному маршруту ….

Лирическое отсупление.

L По территории Псковской и Ленинградской области по селам Гуляево - Лакомцево - Виски - Подграмье - Забабье - Голубы - Тешевицы - Любяты - Детятино - Опухлики – Обруб проходит так называемый “алкогольный маршрут” J .

После небольшого совещания было принято решение от такого путешествия воздержаться. J

2. Ночевки.

Велосипедисты на привале (по мотивам картин передвижников)

На пути из Пскова в Печоры и при посещении Изборска можно удобно расположиться на противоположном от Изборской крепости берегу Городищенского озера на опушке леса. Вода и дрова имеются в избытке. В озере можно искупаться, но берег заболочен и дно илистое, что создает известные неудобства.

 

Со стоянки открывается неповторимый вид на Изборскую крепость и Труворово городище. Вечером в лучах заходящего солнца, а утром в лучах утреннего солнца с другой стороны крепость на высоком холме предстает неприступной цитаделью. И крепостные стены Изборска, которым неисчислимое количество лет, спокойно и печально смотрят на нашу мелкую суету и тщеславие.

Вид на Изборскую крепость

2. По пути из Печор не доезжая Пскова по новой дороге справа и слева видны 2 озера. Налево не советуют ехать местные жители – озеро заросло. Сворачиваем направо и через 500 метров приезжаем на берег.

На берегу масса народу. Идет гульба. Еле находим незамусоренное местечко. Дров нет и приходится рыскать в лесу. Воды тоже не успели набрать, так что приходится попрошайничать, что приводит в результате к нахождению 1 литра пахнущей бензином влаги, от которой все благоразумно отказываются.

В 23.30, усталые от шума и кручения педалей, залезаем в спальники.

Ровно через 10 минут к палатке подъезжает машина. За стенками начинается активное купание с разговорами “за жизнь”. Ворочаемся. Очень хочется спать, но деваться абсолютно некуда - приходится слушать, в том числе местами и ненормативную лексику. Кто-то ходит вокруг палатки, при свете луны осматривая наши велосипеды, комментируя нас заочно…О, Господи! В час ночи машина уезжает.

В ожидании вечерней каши

В 01.20, в кромешной темноте снова видны огни. На нескольких машинах приезжает компания на шашлыки. Слышна оживленная возня – выгружается вино, закуска и др. Видно, что это на всю ночь. Проклинаем озеро, местных жителей, дорогу и все остальное! Через 10 минут на всю округу раздается протяжный вой бензопилы…начинается заготовка дров для многочасового сидения у костра…

В общем ночь была бессонной.. К утру и они устали…все стихло и мы забылись в тяжком сне…

Серебрянное озеро

Более отвратительного ночлега в наших походах еще не бывало! Это – печальный рекорд L .

3. Озеро Серебряное. Это место нам подсказал священник отец Михаил, настоятель Гдовской церкви, которого мы встретили на дороге в 60 км от Гдова. Этот ночлег, к счастью, был полной противоположностью предыдущему: чистейшее озеро, замечательные виды, удобное расположение, готовый столик для еды, вокруг масса валежника, отсутствие людей…

Залив Лахта Чудского озера. Неповторимый вечер

4. По дороге на Гдов очень удобное место для ночевки находится также недалеко от деревни Залахтовье на берегу залива Лахта Чудского озера. Берег песчаный, на берегу дюны и сосновый лес подходит прямо к воде.

Ну и ветер! Даже велосипед унесло!

5. Между железнодорожной станцией Волосово и Вырой на ночевку удобно остановиться на озере Донцо. Озеро образовалось на месте карьера, где когда-то добывали то ли голубую, то ли белую глину, отчего дно озера бело-голубоватое, а вода очень чистая. Правда, ветер там гуляет, как в старину – с размахом!

Большой Пионерский Костер!

6. Ночевка на реке Суйда в лесу, не доезжая села Суйда. Речка не широкая (не более 4м), мелкая, течение быстрое, вода чистая, протекает в глубоком овраге. Вокруг замечательный лес. Место указал житель деревни Суйда “мы туда, мол, пионерами в походы ходили”. Это был наш последний ночлег, буквально в 10 км от Гатчины, где мы заканчивали маршрут. В связи с этим был разожжен Большой Пионерский Костер и по завершении ужина были исполнены пионерские песни про “милую картошку” и “красный галстук из скромного ситца”!

3. Дороги.

Незадолго до выхода на маршрут мы были внезапно огорчены, обнаружив, что значительная часть нашего маршрута - участок Псков-Печоры-Гдов, находится в пограничной зоне. На прохождение этого участка, по данным Интернета и российского законодательства, якобы требуется специальное разрешение пограничной службы, которое можно получить только заблаговременно, чуть ли не за 15 дней. В действительности все оказалось не так страшно и рискованно. Пройти по указанному маршруту нам никто не препятствовал. Более того, когда в местечке Самолва потребовалось найти заставу, то это оказалось очень непросто.

Пожалуйста, 12 минут не беспокоить!

Рельеф местности на всем протяжении маршрута равнинный, спокойный. Соответственно дороги не имеют крутых либо затяжных спусков и подъемов. Все дороги, в основном, имеют твердое покрытие, асфальтированы, за исключением участка протяженностью 34 км от дороги Псков-Гдов до поселка Самолва.

Об этой дороге следует рассказать отдельно.

Путь к месту Чудской битвы. Примерно через 6-7 км от селения Ямм по дороге на Гдов стоит указатель на поселок Самолва (налево от основной дороги). До Самолвы 34 км, до Гдова 35 км. Сворачиваем на эту дорогу. Первые примерно 2 км дорога представляет собой прилично разбитый асфальт. Проехав не более 1 км, увидели справа от дороги большое озеро, окруженное с трёх сторон лесом. Один из нас захотел в нем искупаться (день был жаркий), о чем ему потом пришлось пожалеть, так как из воды он вылез в облике “водяного”, покрытый весь илом, точнее торфом, который пришлось смывать.

К месту Чудской битвы

Через 2 км асфальт закончился, дорога перешла в грунтовую, а точнее в песчаную. Дорога широкая, по обе стороны лес, профиль дороги выпуклый к центру. Машины по дороге ходят редко, оставляя за собой длинный шлейф пыли. Но для наших спортивных велосипедов дорога оказалась в сухую жаркую погоду непроходимой. Колеса вязнут в глубоком песке, из-за чего ни ехать, ни катить велосипед по этой дороге невозможно. Кстати, навстречу попалась местная девчушка на “Дорожном” 50-х годов – так шла очень бойко! Тем не менее, нам удалось пройти километров 12, пока мы не убедились, что дальше тащить велосипеды по этой дороге бессмысленно. Почему-то очень явственно вспомнилась и переделалась известная песня: “…на пыльных тропинках к озерам глухим останутся наши следы”.

Катило не катит, Ехало не едет и Ну не везет”!

Остановились в деревне Низовицы. Попытки найти частника, который бы довез нас до Самолвы, были безуспешны: у одного нет бензина (ближайшая заправка в 50 км в Гдове), у другого маленький ребенок, которого не на кого оставить и т.д. Наконец нам посоветовали дождаться рейсового автобуса из Гдова, который проходит здесь всего 2 раза в неделю (во вторник и в пятницу, а это был вторник 5 июля) и должен прибыть в Низовицы через час. Этой рекомендацией мы и воспользовались, оставив на время велосипеды с рюкзаками в деревне у очень добрых дачников. Обратно удалось добраться попуткой.

Машин же на дороге Псков-Гдов совсем мало. Несколько больше машин на дороге Псков-Печоры, так как по этой дороге идут машины на Эстонию. Самой напряженной была дорога от Выры до Гатчины и далее до Санкт-Петербурга.


4. Погода.

Но тих был наш бивак вечерний…

Перед поездкой справились в Интернете, который пообещал на всю неделю маршрута ливневые дожди, что привело в смятение. Но с 1-ого и по 10 июля стояла безветренная, сухая, без дождей, солнечная, но не жаркая, погода. Для велопохода погода самая благоприятная.

Подарком для нас была и другая климатическая особенность выбранного маршрута и времени проведения велопохода - большая длительность светового времени суток. В самом деле, в начале нашего похода солнце садилось около 11 часов вечера. Поэтому поиск мест для ночевок, приготовление ужина и подготовка ко сну проходили в светлое время суток.


5. Природа

Здравствуй, аист!

Сосновые леса Псковской области очень красивые - чистые, прозрачные, заросшие мхом, брусникой, голубикой, черникой. Великолепны и постоянно сопровождавшие нас луга, частью заливные.

Чудское озеро намного симпатичнее Псковского: здесь замечательный песочек, живописные валуны, аккуратные прибалтийские сосенки. Но купаться здесь сложнее – трудно подходить к воде.

При подъезде в Питеру пейзаж становится, к сожалению, более индустриальным.


6. Встречи.

В жизни каждый человек встречает других людей. Всего за свою жизнь человек общается всего с несколькими сотнями других людей – это очень мало. Ведь мир так многообразен.

Встречи-едва ли не самые интересные впечатления велопоходов. Сколько людей, судеб, мнений!

  • На входе в метро навстречу, как на заядлого врага, злобно бросается дородная тетка, проявившая отличные знания устройства велосипеда: “А, велисапедист! Оплачиваем! Снимаем колеса, тормоза, крылья, суппорт...” И даже попытка подкупить червонцем не приводит к успеху. “…За мной по видео наблюдают.. Вы такие-растакие, работу-то найдете, а я ?”
  • В деревне Низовицы, на остановке, автобуса долго не было. От нечего делать, бросив шапки оземь, совместно и очень громко исполнили несколько романсов. Одежда была соответствующая, как у бродяг. Это весьма заинтересовало нескольких мальчишек - наверняка юных друзей пограничников. Проходящие жители деревни внимательно оглядывали нашу живописную группу (все время помнилось о том, что недалеко пограничная зона). Сборы за концерт оказались, правда, нулевыми.
Жило 12 разбойников

Жил Кудияр-атаман….

  • Утром на дороге встречаем еще нестарого мужчину. Разговорились, дошло дело до причин перестройки. “Во всем виноват американский империализм” - сделал он однозначный вывод.

  • Бабка на скамейке, уже не припоминаем и где. “А вот скажи сынок, есть ли жизнь на других планетах и как они там держатся, головами-то вниз?”J
    • На месте Чудского сражения наша группа привлекла внимание местных жителей. Не успели мы остановиться, как словоохотливая бабуля и женщина средних лет охотно и доступно изложили нам особенности проживания в этом великолепном и историческом месте и собственно самой Чудской битвы, как будто они сами в ней участвовали. Но как только мы попытались их сфотографировать, женщина ушла из кадра, сказав “Та не. я не фотагинична” (произношение фразы сохранено!), и потянула за собой и мужчину (“…а ну, выдь-ка из кадра, на тебе пинжак разорватый…”. Но мужик твердо решил запечатлеться, что ему и удалось.
Такой народ непобедим!

  • До поезда 10 минут. Жарко. Решаемся добежать до магазина, взять воды. “Извините, где тут магазин?” - Да тут недалеко … за углом…Где? - Да тут прямо. Недалеко! - Дак у нас поезд скоро! - Бягите бягите… тут и километра-то не будет…J
  • Несусь вниз с горы. Скорость – за 40, свист в ушах. Вдруг каким-то шестым чувством понимаю, что мне навстречу несется неопознанный летающий объект! НЛО! Инстинктивно нагибаю голову вниз и в ту же секунду прямо в козырек спортивной кепки с грохотом взрыва врезается слепень, несущийся мне навстречу. Кинетическая энегрия переходит в потенциальную, выделяя даже некоторое тепло. Если бы не нагнул голову, остался бы без глаза…J
  • Ночью вижу сон. Сидим у костра за вечерними разговорами. Вдруг треск сучьев, и прямо на нас выходит ну настоящий тевтонский рыцарь. Одет прямо как из фильма “Александр Невский” - латы, щит, каска с рогами, кольчуга…. “Мьюжики”- – говорит с тевтонским акцентом, - а игде нашьи? Да, на озере, - отвечаем. – Бьют Вас там! –А Вы кто? Да мы туристы, на велосипедах ….! А!-говорит, -сипасибо! - и опять в лес ушел…
А не дернуть ли нам за рубеж? А что там делать-то?

  • Разговор двух парней около продуктовой палатки: “А ну, чухонь отсюда барабулькой!” Вот это фольклор!
  • Осмотрев и сфотографировав Труворов крест, обходим местное кладбище и невольно останавливаемся у могилы, где покоятся Живой Павел Никифорович(1888-1954) и Живая Пелагея Васильевна (1888-1976). Вот же какая фамилия…Вспоминается: мы живы, покуда о нас помнят…
  • И снова следы войны. В каждом маршруте , в каждой деревне –памятники погибшим! Сколько же можно было вынести! Поистине в русском человеке память о войне – генетическая!
Здесь спят вечным сном две тысячи солдат!

  • Около Псково-Печерского монастыря очень много нищих, просящих милостыню. Обычай подавать нищим был очень распространен на Руси. У крестьян был стереотип: « только и добра-то мы грешные делаем для Батюшка Царя Небесного, что подадим милостинку» . В ответ на нищенское « спасибо» крестьянки отвечали « Богу-Свету» . Зная это предание, местные жители верят в то, что подаяние принимает сам Христос. Хлеб для нищих обязательно резали, иногда даже особым образом - крестом. С учетом этого обычая может быть расшифрован один из способов отказа нищему в Хвойнинском районе Новгородской обл.: « ножик не может, хлеба не режет, вам Бог подаст”. Нищие около монастыря активно пользуются людской жалостью. Впечатление такое, что просили подаяние и обычные люди – сидела хорошо одетая мама с ребенком в коляске, ребята, играющие в футбол, при виде нас подошли и попросили копеечку…Это удивляло….

Ну вот, еще один маршрут позади. Будем же верить в лучшее!

Пора в путь-дорогу…



©Николай Чаусов

©Вячеслав Абросимов

С авторами можно связаться по электронной почте avk787@hotmail.com





Смотрите боевая одежда пожарного на нашем сайте. . Детские головные уборы chobi от интернет магазина detmodmag.ru.
Hosted by uCoz