Велосекция турклуба ''Альтаир ''

ОТЧЕТ

о велотуристском походе

ТРЕТЬЕЙ категории сложности по Алтаю

совершенном с 14 по 25 августа 1988 г.

 

Маршрутная книжка N Р-58-312

Руководитель группы: Юмашев А.А.

Рязань 1988

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Справочные сведения о походе
  2. Организация похода, источники информации
  3. Фактический график движения
  4. Техническое описание маршрута
  5. Итоги, выводы, рекомендации

 

 

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ

К оглавлению

Отчет содержит описание велосипедного туристского похода ТРЕТЬЕЙ категории сложности по Алтаю по маршруту: Барнаул - Бийск - Советское - Алтайский - пер. Беловский - Черга - Усть-Сема - Майма - Горно-Алтайск - пер. Карасукский - Чоя - пер. Ускучский - река Бия - Турачак - Карабинка - Бийск.

Протяженность маршрута 689 км.

Продолжительность похода 12 дней с 14 по 25 августа 1988 года.

Маршрутные документы за N Р-58-312 выдала Российская Республиканская туристская МКК 100-00-5555555 6 июля 1988 года.

Фамилия, имя, отчество

Год рождения

Туристский опыт

Обязанности в группе

Юмашев Александр Альбертович

1964

4у Кавказ, 4у Карпаты, 3у Средняя Азия, 2р Центр Евр. части СССР. Всего 15 категорийных велопоходов. Руководитель, механик, медбрат.
Хорин Виктор Александрович

1968

3у Вост.Сибирь, 2у Прибалтика, 1р Центр Евр. части СССР. Всего 5 категорийных велопоходов. Зам. руководителя, фотограф.
Шувалов Роман Викторович

1966

2у Центр Евр. части СССР. Всего 4 категорийных велопохода. Завхоз.
Котков Константин Викторович

1970

1у Кавказ. Всего 1 категорийный велопоход. Механик.
Халявин Павел Геннадиевич

1970

1у Кавказ. Всего 1 категорийный велопоход. Хронометрист.
Лебедева Ольга Владимировна

1969

2у Карпаты, 1у Кавказ. Всего 2 категорийных велопохода. Казначей.
Нагаева Ольга Михайловна

1967

2у Кавказ. Всего 2 категорийных велопохода. Фотограф.

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОХОДА. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ.

К оглавлению

Группа располагала длительными отпусками в августе. Опыта хватало только на третью категорию сложности. Все это, плюс желание побывать там, где еще не были рязанские велотуристы и привело нас на Алтай. За неимением специальных знаний по этому краю, воспользовались классифицированным маршрутом N 112.

При подготовке к походу использовался Атлас Автомобильных дорог, карты охотника и рыболова, климатические и рельефные. Знали, что район неблагополучен по клещевому энцефалиту, беседовали с водниками, ну и конечно основным материалом при подготовке послужили личный опыт и знание общих закономерностей велопоходов. Этого оказалось достаточно, чтобы провести поход без самых незначительных непредвиденностей. Состоятельность расчетного графика движения оказалась исключительно полной.

С особым вниманием прорабатывался вопрос возможного заражения клещевым энцефалитом, переносчики которого встречаются на Алтае и с которым сталкивались впервые.

И хотя переносчиком болезни является один клещ из десяти тысяч и укус в августе очень маловероятен (наибольшее количество укусов приходится на весну и начало лета), некоторые меры предосторожности были приняты.

Так как поход проходил только по автомобильным дорогам, то мы решили отказаться от профилактических прививок (которые, кстати не безвредны для здоровья) и ограничиться принятием простых и надежных мер безопасности при удалении с автострады в траву, кустарник или под деревья.

Палатка "Зима" была выбрана не случайно и заранее проверена на герметичность.

 

К оглавлению

ФАКТИЧЕСКИЙ ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

Дни пути

Дата

Участок

Протяженность (км.)

Чистое ходовое время (часы)

Средняя скорость (км/ч)

Характер пути, естественные препятствия, опасные участки

Погода

1

14.08

Барнаул - река Обь

15

2

7,5

равнина, асфальт

ясно

2

15.08

река Обь - Большая речка

65

8

8

слабопересеченная местность, асфальт

ясно

3

16.08

Большая речка – Бийск

68

5

13,5

слабопересеченная местность, асфальт

ясно

4

17.08

Бийск – Алтайский

86

9

9,5

равнина, асфальт

ясно

5

18.08

Алтайский - село Камлак

72

10

7

пер. Беловский (1000 м), щебень, асфальт 16 км

ясно

6

19.08

село Камлак - пос. Кзыл-Озек

89

9

10

равнина, асфальт

ясно

7

20.08

пос. Кзыл-Озек - село Ускуч

73

11

6,5

пер. Карасукский (900 м), безымянный перевал (600 м), местность среднепересеченная, асфальт, щебень 13 км

переменно

8

21.08

село Ускуч - река Тондошка

31

5

6

пер. Ускучский (700 м), местность среднепересеченная, щебень, асфальт 5 км

переменно

9

22.08

река Тондошка, дневка        

ясно

10

23.08

река Тондошка - село Сайдып

80

10

8

среднепересеченная местность, щебень

ясно

11

24.08

село Сайдып - окраина Бийска

102

10

10

среднепересеченная местность, асфальт

ясно

12

25.08

окраина Бийска - Бийск

8

1

8

равнина, асфальт

дождь

   

ИТОГО:

689

80

8,5

дорог без асфальта км 175  

 

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

К оглавлению

1-Й ДЕНЬ, 14 АВГУСТА-ВОСКРЕСЕНИЕ

Начало маршрута в городе Барнауле - центре Алтайского края. Отсчет километров далее будет от него. Поезд прибыл в 18.30 по местному времени. Первый ходовой день был потерян. Сделав положенные в Барнауле дела (в том числе, встав на учет в КСС), выходим на маршрут. Выезжаем за город и сразу после Оби, которую проехали по мосту за постом ГАИ - ВАИ, становимся на ночлег в озерах и лиманах обской поймы справа от дороги. Скоро начнет темнеть.

 

2-Й ДЕНЬ, 15 АВГУСТА-ПОНЕДЕЛЬНИК

Дорога на Бийск - асфальт. Местность слабопересеченная. На всем участке от Барнаула до Бийска только один населенный пункт – село Большие Ключи, однако огромное количество указателей то вправо, то влево, показывают, что за 2 - 10 км от автострады населенных пунктов много. Плохо с водой. Не чем налить фляги. По бокам дороги поля, лесопосадки, перелески, но лесами это назвать нельзя. Ни речек, ни ручьев.

62 пункт дорожного сервиса со столовой, буфетом, краном питьевой воды. Далее около десяти затяжных подъемов и спусков.

80 Большая речка. Там и была наша вторая ночевка. Большая речка была настолько велика, что мы, засучив брюки чуть выше колен ходили на ее другую сторону за дровами. Надо сказать, что на нашем маршруте с дровами везде было хорошо. Как оказалось после, место выбранное нами для ночевки - чуть ли не единственное хорошее место от Барнаула до Бийска. Реки Чемровка и Буланиха плохо пригодны для устройства биваков.

 

3-Й ДЕНЬ, 16 АВГУСТА-ВТОРНИК

Характер дороги не изменился.

99 приток Большой речки. Можно встать на ночевку.

148 начало города Бийска. Он страшно перегружен автотранспортом. Езда по Бийску отнимает много нервов. Там последний раз мы видели конфеты и свободно продавался хлеб. Далее до конца нашего маршрута нам часто приходилось голодать. Пополнять запас полноценными продуктами почти не доводилось. И хлеб покупали впрок на несколько дней вперед.

Затем начались наши приключения с поисками дороги на Советское. По всем картам и Атласам автомобильных дорог последних выпусков, из Бийска на Советское идет прямая дорога республиканского значения. На самом деле этой дороги нет и была ли она когда - неизвестно. Мы уехали довольно далеко по Чуйскому тракту в ее поисках, а потом возвращались назад ни с чем. Ехать надо по дороге на Смоленское и Белокуриху. С нее можно попасть и на Советское. Однако скоро стемнеет. Выходим из города на Белокуриху (дорога - асфальт) и ставим лагерь на Бие в пределах видимости Бийска. Далее отсчет километров от него.

 

4-Й ДЕНЬ, 17 АВГУСТА-СРЕДА

Сначала дорога идет по сосновому лесу.

16 по мосту пересекаем реку Катунь. Вода в ней удивительная – мутная и зеленая. Вокруг поля, перелески.

21 кольцевая развязка: на Советское 23, Алтайский 65, Чергу 127 - гласит дорожный указатель.

44 Советское в 0,5 км от дороги.

66 начинаются горы. Сначала пологие. Их склоны засеяны сельскохозяйственными культурами. Реку Каменку не видно за деревьями, но она постоянно течет слева от дороги.

86 рабочий поселок Алтайский. Далее отсчет километров будет от него. Здесь мы и заночевали на озере сразу после дорожного указателя конца населенного пункта слева от дороги.

 

5-Й ДЕНЬ, 18 АВГУСТА-ЧЕТВЕРГ

6 асфальт кончился. Покрытие - щебень. Местность становится лесистой и исключительно живописной.

8 река Сараса и село Сараса. Дорога петляет вверх по ущелью.

15 поселок Пролетарка. В нем же и начало подъема на перевал Беловский (1000 м). Сначала подъем довольно пологий.

30 начало серпантина. Во время подъема на перевал река Сараса многократно пересекает дорогу.

36 вершина перевала. Спуск с перевала довольно крутой. Щебень на дороге крупный и не заглублен в грунт. Ехать приходится очень осторожно.

42 спуск становится более пологим. Дорога выходит в село Белое к реке Булухта. Далее дорога с подъемами и спусками, но общей тенденцией к понижению.

62 Черга здесь снова начинается асфальт.

72 ночевка на реке Сема перед селом Камлак.

 

6-Й ДЕНЬ, 19 АВГУСТА-ПЯТНИЦА

80 Усть-Сема. Далее отсчет километров от нее. От Усть-Семы дорога идет вдоль Катуни с общей тенденцией к понижению. Так и мелькают населенные пункты:

2 Барангол.

8 Муны.

27 Манжерок.

36 Черемшанка.

41 Соузга.

46 Рыбалка.

49 Дубровка.

58 Майма. На всем протяжении - хороший асфальт.

Из Маймы на Горно-Алтайск уходят две дороги. Одна до моста через реку Майму, другая после него. Лучше ехать по второй. От самого ее начала начинаются и километровые столбы до пересечения с трассой Бийск - Артыбаш. По этим столбам должно быть 120 км. Начнем и мы отсчет километров отсюда.

6 Горно-Алтайск.

21 поселок Кзыл-Озек (Красный Пахарь).

23 ночевка за поселком на безымянной речке.

 

7-Й ДЕНЬ, 20 АВГУСТА-СУББОТА

С утра дорога идет по живописным лесам и перелескам по склонам гор.

30 поселок Карасук.

34 начало Карасукского перевала (900 м). Красивейшие места.

40 вершина перевала.

48 поселок Согул.

77 Чоя.

83 Асфальт кончается.

92 перевал, не предвиденный по карте (600 м). Кругом лиственный лес.

96 ночевка у ручья.

 

8-Й ДЕНЬ, 21 АВГУСТА-ВОСКРЕСЕНИЕ

100 село Ускуч. За ним речка.

108 подъем на перевал Ускучский (700 м).

110 вершина перевала.

114 конец спуска.

115 начало асфальта.

118 мост через реку Бию.

120 выход на автостраду Бийск - Артыбаш. Участок дороги Чоя – река Бия показался нам наиболее сложным. Плохое качество дорожного покрытия, пыль, отсутствие рек и ручьев и в то же время болота (это в горах то !). Рельеф - постоянные подъемы и спуски.

Дорога вышла на автостраду Бийск - Артыбаш около ее 47-го столба. Далее отсчет будет вестись как от этого перекрестка, так и по этим столбам до самого Бийска. Местность, как и на всем протяжении маршрута - слабо - среднепересеченная. Покрытие - щебень.

58 (11) река Тондошка, впадает в Бию. Здесь мы решили встать на дневку. Причин было много. В начале нашего маршрута мы потеряли сутки из-за того, что поезд пришел не рано утром, как планировалось, а вечером. Эти сутки мы постепенно нагоняли все дни похода и практически нагнали. Но это далось дорогой ценой. Группа устала. На участке Чоя - река Бия нас посыпал огромным количеством пыли каждый проходящий автомобиль. Стали необходимы отдых и баня. После езды по крупному щебню ослабли спицы, протерлись и порвались велорюкзаки.

 

9-Й ДЕНЬ, 22 АВГУСТА-ПОНЕДЕЛЬНИК

День был посвящен устранению накопившихся проблем. На этом же месте ночевали и с 22 на 23 августа.

 

10-Й ДЕНЬ, 23 АВГУСТА-ВТОРНИК

62 (15) село Санькино и начало небольшого перевала.

64 (17) вершина перевала.

70 (23) Турачак - значительный населенный пункт.

80 (33) река Лебедь. Говорят в ней теплая вода, но попробовать не удалось.

92 (45) деревня Удаловка.

98 (51) река Ульмень.

100 (53) деревня Дмитриевка.

105 (58) вершина небольшого перевала, подъем и спуск по 2 км.

113 (66) озеро Куреево.

138 (91) село Сайдып. Здесь и заночевали около реки Бии на каналах и озерах.

 

11-Й ДЕНЬ, 24 АВГУСТА- СРЕДА

За селом и до самого Бийска далее асфальт. Бия уходит далеко влево.

141 (94) река Учура.

144 (97) река Сайлама.

147 (100) вершина небольшого перевала. Подъем и спуск по 3 км.

161 (114) река Неня. За ней влево от дороги 1 км поселок Карабинка.

183 (136) река Чебашиха.

191 (144) река Боктемир. Далее до Бийска дорога идет по слабопересеченной местности по полям и защитным полосам без рек и ручьев.

240 (193) заночевали около овощной базы в лесопосадках.

 

12-Й ДЕНЬ, 25 АВГУСТА-ЧЕТВЕРГ

248 (201) начало города Бийска. Все живы УРА !

 

 

ИТОГИ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ

К оглавлению

Подводя общие итоги, следует сказать, что заявленный маршрут пройден полностью, в течение контрольных сроков. Группа показала себя грамотной и хорошо физически подготовленной. Oтклонение от графика движения произошло из-за того, что в Барнаул прибыли не 36-м скорым рано утром, а 196-м пассажирским поездом в 18.30 по местному времени.

По климатическим условиям, сроки можно считать близкими к оптимальным. Поход прошел почти без дождей. Теплые, но не жаркие дни, не холодные ночи. При более ранних сроках ожидается еще меньше дождей, но больше комаров и выше вероятность укусов клеща. При более поздних - наоборот. Кстати, комары, которых совершенно не было на дороге, на стоянках, несмотря на август месяц, создавали приблизительно такую же обстановку, как в средней полосе в июне.

Большой процент сильно разбитых дорог с покрытием из крупного щебня предъявил свои требования к велосипедам, заставляя нас делать резкие броски в сторону. Все это значительно повышало поперечные нагрузки на багажники, особенно, если центр тяжести был высоко. Это нужно учитывать при выборе типа багажника и велорюкзака. Спицы обрывались в основном на задних спортивных колесах. Колеса со стальными ободами и шинами 37-40 мм этим не страдали.

Отлично показала себя палатка "Зима" с комплектом кольев. Кроме того, что она прекрасно защищала нас от всяких ползающих и летающих тварей, в ней было достаточно просторно, несмотря на то, что туда на ночь заносили и вещи. Ровная площадка для "Зимы" находилась без труда. На случай дождя брали с собой полиэтиленовый конический тент, в точности повторяющий форму палатки.

О соседстве клещей не раз напоминали нам предостерегающие плакаты. Располагаются клещи, как правило, на ветках и листьях или в сухой траве. Они могут только медленно ползать и падать отвесно сверху. Клещ медлителен и слаб, чтобы успеть переползти и пролезть между тканью, прижатой резинкой и телом. Брюки всегда были заправлены в носки, находясь под деревьями или кустами, накидывали капюшоны штормовок. К тому же людей, побывавших в потенщиально опасных местах систематически осматривали. Лагерь всегда устраивали на открытом месте в низкой траве.

Принятие всех этих мер не потребовало ощутимых усилий, а вот увидеть клеща нам так и не довелось. Беседы с местными жителями подтвердили правильность наших действий.

На укус клеща обычно обращают внимание, когда начинается зуд. К этому времени он уже обычно углубился в тело человека на значительную часть длины своего туловища. Нельзя пытаться выдернуть клеща за выступающую наружу часть. Он просто перервется и его голова останется в теле что только повысит вероятность заражения. Надо капнуть на выступающую часть клеща растительное или даже машинное масло, чтобы он весь оказался в масляной пленке, и он вылезет сам.

Наиболее подвержены укусам мягкие места тела (подмышки, пах, шея), а также волосистая часть головы. Чем раньше пострадавший будет доставлен к врачу, тем легче предотвратить возможное заболевание.

Вопрос питания оказался одним из самых болезненных. Купить в магазинах оказалось возможным только посредственные рыбные консервы, рис, манку, пшено, вермишель, кисель, нехитрые джемы и неважные суповые концентраты. Самые примитивные конфеты видели только раз. Сахар по талонам. Печенье, баранки, сухари, пряники и даже хлеб!, попадались с большими перебоями. Продукты, даже перечисленные, на маршруте лучше покупать с запасом на 2-3 дня. Все остальное лучше иметь при выходе. В Бийске, правда, была хорошая, но дорогая кооперативная тушенка. Пищу группа готовила на кострах в комплекте плоских котлов 7,5 и 5,5 литров. В столовых кормят неважно, но случаев отравлений не было.

Тем, кто собирается последовать нашему примеру, советуем посетить Телецкое озеро, но заночевать слегка не доезжая его. Не следует также забывать о том, что время на Алтае отличается на 4 часа.

Неожиданностью для нас стало то, что утром и вечером были настолько густые туманы, что далеко отходить от лагеря было рискованно. Палатку с 20 метров уже не было видно. Но говоря о районе нашего путешествия нельзя не сказать, что нигде мы не встречали такого обилия прекрасных мест для стоянки, отвечающих самым высоким требованиям. (Исключение составляет только участок Барнаул - Бийск.)

Уехать из Бийска оказалось очень легко. Несмотря на близкое начало учебного года не все плацкартные места в поезде оказались занятыми.

Оформление Исаков Л.В.






Hosted by uCoz