Велосекция турклуба ''Альтаир ''

 

ОТЧЕТ

о велотуристском походе

ПЯТОЙ категории сложности по Алтаю

совершенном с 3 по 31 августа 1990 г.

 

Маршрутная книжка N Р5017/5

Руководитель группы: Клементьев А.В.

Рязань 1990

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Справочные сведения о походе
  2. Организация похода
  3. Фактический график движения
  4. Техническое описание маршрута
  5. Итоги, выводы, рекомендации

 

 

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ

К оглавлению

Велопоход ПЯТОЙ категории сложности проходил по маршруту: Усть-Каменогорск - Серебрянск - Октябрьский - Болшенарымское - пер. Осиновский (980) - Катон-Карагай - Урыль - Берель - пер. Рахмановский (1980) - Рахмановские Ключи - перевал (2320) - озеро Кок-Су - Джазатор - перевал (2410) - Кош-Агач - Курай - Чибит - Иня - пер. Чикетаман (1400) - Онгудай - Туэкта - пер. Семинский (2200) - Шебалино - Черга - Усть-Сема - Майма - Бийск.

Протяженность маршрута 1190 километров.

Продолжительность маршрута - 27 дней, с 3 по 30 августа 1990 года.

Маршрутная книжка N Р5017/5 выдана Российской республиканской МКК 13 июня 1990 года.

КЛЕМЕНТЬЕВ АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

Инженер ПО Красное Знамя

1964 года рождения

Туристский опыт:

5у Север Европейской части СССР, 1988

4р Восточная Сибирь 1987

Руководитель похода, Фотограф

ХОРИН ВИКТОР АЛЕКСАНДРОВИЧ

Инженер ПО Красное Знамя

1968 года рождения

Туристский опыт:

4у Забайкалье 1989

3р Карпаты 1990

Заместитель руководителя, Механик

ШИМАНСКИЙ ВАЛЕРИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ

Студент РРТИ

1969 года рождения

Туристский опыт:

4у Карпаты 1990

Завхоз

ХАЛЯВИН ПАВЕЛ ГЕННАДЬЕВИЧ

Студент РРТИ

1970 года рождения

Туристский опыт:

3у Алтай 1988

4у Забайкалье 1989

Хронометрист

КОВЕРДЯЕВ ИГОРЬ ИВАНОВИЧ

Студент РРТИ

1969 года рождения

Туристский опыт:

3у Карпаты 1990

Механик

ДРОЖЖИН ДМИТРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

Студент РРТИ

1971 года рождения

Туристский опыт:

3у Карпаты 1990

Завхоз

СОЧНЕВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА

Студентка РРТИ

1968 года рождения

Туристский опыт:

3у Крым 1989

4у Забайкалье 1989

Медсестра, Шеф-повар

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОХОДА

К оглавлению

В 1990 году мы, по своей старой привычке, решили сходить куда-либо в велосипедный поход пятой категории сложности. Кроме того, нам давно хотелось посмотреть Алтай, природа которого, как нам говорили, сильно отличается от природы Рязанской области. Сроки и продолжительность нашего похода определялись в основном двумя факторами: 1) временем наших отпусков и каникул, и 2) отсутствием снега в горах. Вся наша группа имела необходимый для участия в "пятерке" опыт и хорошую схоженность в различных походах с I по IV к.с., а также в походах в кино, театры, бани и др.

За основу при разработке нашего маршрута был взят классифицированный

маршрут N 126, но перевал Семинский (асфальт, 2200 метров) был заменен перевалом Ороктойский (грунт, 1470 метров),а Семинский включен в запасной вариант маршрута. В дальнейшем, вдоволь хлебнув на маршруте грязи, мы предпочли проехать по запасному варианту - повыше, но почище.

При подготовке к походу и при его проведении нам очень помог отчет группы велотуристов из Литовской Республики, которые в еще незапамятные времена (где-то около 1981 года) прошли большую часть этого маршрута и составили очень подробный отчет. К сожалению, указать более точные данные об этой группе и о сроках их похода не представляется возможным.

Начитавшись страшных отчетов и наслушавшись не менее страшных рассказов об Алтае, к походу мы приготовили снаряжение для наведения переправ через реки, поставили на все велосипеды стальные задние обода и надежные багажники арочной и пирамидальной конструкции собственной разработки. Наши велобаулы были приспособлены для удобной переноски на спине, что в дальнейшем помогло нам не умереть раньше времени.

Все остальное снаряжение группы было традиционным, но готовилось с повышенной тщательностью.

Можно смело сказать, что не готовься мы вовсе к этому походу, нам пришлось бы на маршруте гораздо хуже.

 

К оглавлению

ФАКТИЧЕСКИЙ ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

Дни пути

Дата

Участок

Протяженность (км.)

Чистое ходовое время (часы)

Средняя скорость (км/ч)

Характер пути, естественные препятствия, опасные участки

Погода

1

7.08

Усть-Каменогорск – Северное

65

7

9,3

После 32 км равнины начинаются горки высотой от 600 до 900 м, серпантины. До обеда солнце. После обеда пасмурно. t=+20 С.

2

8.08

Северное – перевал Осиновский (980) - Октябрьское – переправа

62

7

8,9

Дорога с общим повышением и подъем на пер. Осиновский (980). На перевале грунтовка. Перед Октябрьским - серпантин. С утра солнце. Потом пасмурно, ветер. Вечером град и ураган.

3

9.08

Переправа – Приморское – Бухтарминское вдхр.

79

7

11,3

Асфальт чередуется с грунтовкой. Пересеченность 8%. Пасмурно. Иногда дождь.

4

10.08

Бухтарминское вдхр.- Большенарымское - п-к. Бухтарма

91

7,5

12,1

Дорога с общим повышением. Пересеченность до 12 %. Солнце, +25-30 С.

5

11.08

Приток р. Бухтарма - Катон-Карагай – Шынгыстый - р. Бухтарма

71

7

10,1

Слабая пересеченность. После с. Енбек асфальт кончается. Крупные камни, грязь. Солнце, +25-30 С.

6

12.08

Р. Бухтарма - Берель – перевал (1980) – Рахмановские Ключи - оз. Рахмановские ключи

47

6,5

7,2

Дорога - грязь, камни. Пересеченность до 12%. Перевал 1980 м. Весь день дождь.

7

13.08

Оз. Рахмановские Ключи – перевал (2320) – ручей

8,8

8

1,1

Перевал 2320 м на горной тропе. Тропа - грязь, камни. Подъем - 4.5 км, спуск - 3.3. Утром, днем и вечером дождь. Ночью снег.

8

14.08

Ручей - вдоль реки Берель - ручей

20,2

10,5

1,9

Броды через реки Черная Берель и Аракан, через многочисленные ручьи. Тропа заболочена, заросла кустарником. Много камней. Утром солнце. Днем и вечером пасмурно,+12-15С.

9

15.08

Дневка       Суп грибной - 5.5 литра. Грибы вареные - 7.5 литра. Какао - 7.5 литра. Днем солнце. Вечером дождь. +12-15 С.

10

16.08

Ручей - вдоль реки Берель - оз. Кок-Су - вдоль реки Кок-Су - р. Кок-Су

21

8

2,6

Тропа заболочена, заросла кустарником, много камней. Переправа с использованием веревок. Местами буреломы. Множество бродов через ручьи. Солнце, +20 С.

11

17.08

Река Кок-Су - Джазатор - р. Джазатор

43

7

6,1

Брод через реку Кошбулак. После реки Джазатор - глубокий рыхлый песок. Солнце, +25 С.

12

18.08

Река Джазатор - река.

60

8

7,5

Дорога сильнопересеченная, до 10-12%. Много крупных камней. Начало подъема на перевал Тарханский. Лес кончился. Днем солнце,+20 С

Вечером пасмурно, +10-12 С, сильный западный ветер.

13

19.08

Река - пер. Тараханский (2410) – озеро Кош-Агач.

68

7

9,7

Перевал Тараханский (2410 м). Камни. Днем солнце, +25С Вечером облачно, ветер.

14

20.08

Озеро Кош-Агач - Кош-Агач - Курай - ручей

80

7,5

10,7

Дорога среднепересеченная. Местами щебенка. Днем солнце, +25С

Вечером пасмурно.

15

21.08

Ручей - Чибит - Иня -река Большой Яломан

128

9

14,2

Дорога идет вверх-вниз по бомам, плохой асфальт чередуется с грунтовкой. Утром пасмурно.

Днем и вечером дождь.

16

22.08

Р. Большой Яломан - пер. Чикетаман (1700) - Онгудай - Туэкта

80

7

11,4

Подъем 30 км на пер. Чикетаман (1700 м). Среднепересеченная местность. То солнце, а то

и тучки, +15-20С

17

23.08

Дневка       Картошка - 1 ведро. Грибы вареные - 7.5 литра. Суп грибной - 7.5 литра. Днем пасмурно. Вечером ливень.

18

24.08

Река Туэкта - пер. Семинский (2200) – Шебалино - Черга - река

96

8

12,0

Подъем 7 км на пер. Семинский 2200 м). Солнце, +20-25 С

19

25.08

Река - Усть-Сема – Майма - Суртайка - река Катунь

100

8

12,5

  Пасмурно, +15 С

20

26.08

Река Катунь - Сростки - Бийск (р. Бия)

65

5,5

11,8

  Солнце, +20-25 С

21

27.08

Бийск (р. Бия) - (ж/д вокзал)

5

0,8

6,3

  Солнце, +20-25 С
   

ИТОГО:

1190

136.3

8.7

Достаточно Прекрасные

 

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

К оглавлению

0.0 Железнодорожная станция Защита. Переспав где-то на задворках вокзала, собираем велосипеды - и в путь. Выезжаем с вокзала направо, затем по мосту через железную дорогу, за ним налево и далее прямо.

9.0 Центр города Усть-Каменогорска. Почта, телеграф, магазин и др. Долго не задерживаясь в городе (накануне здесь было землетрясение), двигаем на Зыряновск.

13.0 Развилка : прямо - Зыряновск, влево - Лениногорск. Нам - прямо. Дорога идет исключительно ровная, кругом дома. Душа поет. 27.0 Поселок Каменный Карьер. Кругом равнина. Сразу за поселком - река Ульба.

28.0 Равнина кончилась, начинается резкий 12% подъем длиной метров 700, затем небольшой спуск и снова подъем.

31.5 Небольшой перевальчик высотой 650 м. (отрог Ивановского хребта). Мы уже со всех сторон окружены горами. Устраиваем первые в походе отдых и ремонт. С перевала спуск сначала 6-7 %, далее его крутизна уменьшается.

35.0 Поселок Горная Ульбинка.

36.5 Начинается подъем вдоль речки Малая Ульба. Подъем сначала крутой.

42.0 Дорога петляет по долине речки, много хороших мест для биваков. Идет постоянный набор высоты.

46.5 Перевал (880 м) - отрог Ульбинского хребта. Спуск 1.5 км. Теряем 100 м высоты. Далее подъем.

50.5 Еще один перевальчик (935 м) - тоже Ульбинский хребет. Потом небольшой спуск, и дорога держится на одном уровне.

55.0 Начинается крутой 12 % спуск. Постепенно его крутизна уменьшается, местами встречаются подъемчики.

60.0 Спуск кончается, внизу речка. От речки - крутой подъем.

62.0 Еще один бугор высотой 770 м. Спуск серпантинами.

65.0 Речка. Впереди - поселок Северное. Встали биваком.

66.0 Поселок Северное. Сразу после поселка начинается крутой подъем. Дорога идет то вверх, то вниз, перепады высот до 50 метров.

78.0 Начинается подъем на перевал Осиновский. Асфальт кончается. На дороге - крупная щебенка. В конце подъем идет серпантинами.

79.5 Перевал Осиновский (960 м). Крутой спуск.

81.5 Слева от дороги - родник и площадка отдыха для водителей.

83.0 Начинается асфальт.

84.0 Спуск приводит к повороту на Серебрянск. Восстанавливаем силы котлом каши. Дорога снова идет вверх-вниз, подъемы средней крутизны и протяженности.

93.0 Дорога пересекает речку. Неплохие места для бивака. После речки - крутой подъем.

103.0 Село Березовка. Отсюда начинается постоянный незначительный подъем.

114.0 Начинается 5-км участок дороги с общим понижением, после чего - снова вверх-вниз.

122.0 Четыре витка серпантина крутого подъема приводят нас к пос. Октябрьский. Кругом голые горы, лесов нет, и судя по всему, не предвидится. На переправу через Бухтарминское водохранилище - влево.

126.0 Октябрьская переправа. Паром ходит здесь раз в два часа и отходит от нашего берега по нечетным часам. Подождав 45 минут, успешно переправляемся из Серебрянского в Зыряновский район.

127.0 Встаем биваком на берегу Бухтарминского водохранилища. В качестве дров используем плавник, в изобилии валяющийся здесь по всему берегу. Сразу после места нашей стоянки начинается грунтовка, короткие подъемы и спуски от 6 до 8 %. Кругом по прежнему одни поля. Вскоре дорога отходит от водохранилища.

157.0 Дорога вновь приближается к водохранилищу и идет теперь вдоль него.

162.5 Речка Черемшанка. Удобные бивачные места.

164.0 Село Черемшанка.

178.0 Река Таволжанка. Рядом несколько кустов.

185.0 Поворот вправо на Васильевскую переправу. Дорога идет по пересеченной местности, то приближаясь к водохранилищу, то удаляясь от него.

201.0 Начинается хороший асфальт.

206.0 Село Приморское. Магазин и другие радости.

206.5 Развилка Большенарымское - Новохайрузовка - Зыряновск.

207.0 Мутная речка. Встаем здесь на ночлег. Кругом мокрые кусты, дров нет, идет дождь. Жжем костер из старых автомобильных покрышек, готовим на нем еду.

216.0 Районный центр Большенарымское. После него - неплохой асфальт, вверх-вниз до 12 %. Постепенно пересеченность уменьшается.

240.0 Речка Малая Нарымка. Удобные места для ночлега.

251.5 Река Нарым, а сразу за ней - село Новоберезовка. Отсюда дорога почти ровная, с небольшим постепенным подъемом.

262.0 Мост через Нарым, за ним село Маймыр. Дорога входит в долину Нарыма. Асфальт - очень хороший.

272.0 После поворота на село Солдатово начинается погранзона, но от пограничников - ни слуху, ни духу. О. Сочнева улеглась на дорогу и спит. Кругом красивые горы, особенно справа, некоторые со снегом. Немного (40 км) за эти горы - и ты в Китае, у наших.

275.0 Ручеек.

290.0 Деревня Медведка.

298.0 Слева в 1 км от дороги - полевой стан. Между ним и дорогой - озеро и речка, на берегах речки - перелесок. Ввиду чрезвычайной удобности места встаем на ночлег.

303.0 Начинается село Катон-Карагай. В нем - все достижения развитого социализма: книжный и продуктовый магазины, кафе, па мятник борцам за советскую власть. После Катон-Карагая - затяжной подъем, а за ним - спуск, приводящий на 316 км в долину реки Бухтармы.

328.5 Маленькое село Шынгыстай. Дорога с общим повышением.

349.0 Село Енбек. После него асфальт внезапно кончается. Начинается щебенка, грязь, камни. Все грязно ругаются (про себя). Постепенно грязи становится поменьше, а щебенки - побольше. Рельеф остается таким же, дорога идет вдоль Бухтармы.

360.0 Проезжаем пограничное КПП, куда, по всей видимости, нога пограничника не ступала уже лет пять.

364.0 Село Урыль.

369.0 Спустившись по крутому травянистому склону влево от дороги к Бухтарме, встаем на ночлег. С утра дорога ухудшилась - пошли подъемы и спуски до 12 %, местами грязь, камни. Кругом лес.

386.0 Село Берель. Магазин и пр. После села - грязь. Затем дорога постепенно улучшается, превращаясь почти в асфальт, правда, идя при этом все время в гору.

402.0 Начинается подъем серпантинами на перевал с условным названием "N 2". По краям дороги очень много малины и т.д. Подъем постепенно делается все круче.

409.0 Вершина перевала N 2. Высота 1980 метров. Открываются красивые виды. Все наслаждаются. Засим следует спуск, перемежающийся иногда мелкими подъемами. Дорога - грязь.

416.0 Проехав село Рахмановские Ключи, упираемся в закрытые ворота одноименного санатория. Быстренько перебросив велосипеды через забор, оказываемся на территории этой чудесной здравницы. Справа от нас - озеро Рахмановские Ключи. На его берегу, в густом сосновом лесу, мы и встаем на ночлег.

416.5 С утра, хорошенько поев, смело ступаем на тропу, ведущую на перевал N 3 (как мы его называем). Она [тропа] уходит влево от дороги, идущей через санаторий, мимо местной столовой. Первые же 300 метров тропы заставляют нас начать мысленно прощаться со всеми своими родными и близкими. К тому же, все происходит под дождем. Тропа идет 10-метровыми серпантинами по 45-градусному склону. Зарубаясь на нем с помощью велосипеда, очень медленно, но верно движемся вперед.

417.5 Крутизна склона уменьшается, и тропа уходит вправо, траверсируя склон. Идти стало несколько легче. Начинает казаться, что жизнь не так ужасна.

418.6 Начинается спуск к маленькой речке.

418.9 Речка. Перекус. Под целебным влиянием здоровой пищи нам начинает казаться, что не все так уж безнадежно. После речки крутой подъем 200 метров, и тропа улучшается. Теперь она идет прямо к перевалу.

420.7 Начинаются каменные нагромождения. Но до перевала уже немного. Делаем челночную заброску велосипедов и рюкзаков - и мы на вершине!

421.0 Перевал N 3 (2320 метров). Итого 4.5 км мы прошли за 5.5 часа! Наконец-то, начинаем спуск! Спуск вначале очень крутой, а тропа очень каменистая!

421.5 Спускаемся в долину. Кругом маленькие болотца, озерки, лужайки, кустики и др. Карликовые березки и т.п. цепляются за шатуны, за ноги, а если падаешь - то и за все остальное. Тропа заболочена, много камней.

425.3 Встаем биваком на небольшой каменной возвышенности у нескольких чахлых деревец и озерка. Кругом грязь и болото. Дождь, шедший весь день, перешел в снег. За день мы прошли 8 км 800 метров. Утром, стряхнув с палатки снег, продолжаем путь. Вокруг грязно и мерзко, но открываются прекраснейшие виды.

428.5 Выходим к реке Черная Берель и преодолеваем брод шириной 20 метров и глубиной выше колена. Затем, двигаясь вверх по этой реке, перебредаем еще множество ручьев. Тропа, траверсируя склон, то поднимается, то опускается. Много камней.

431.7 Брод через реку Аракан. Ширина и глубина брода чуть меньше, чем у брода через Черную Берель.

435.0 Кустарник кончается. Идти становится несравненно легче.

441.0 Справа внизу видно озеро Кок-Су. Начинается небольшой спуск к нему.

443.5 Восточный берег озера Кок-Су. Здесь стоит домик местных пастухов или табунщиков.

445.5 Начинается кедровый лес. Ввиду полного отсутствия сил для продолжения движения встаем на дневку. За дневочку, несмотря на сложные естественные препятствия (см. раздел "График движения"), у всех окончательно воскресает вера в лучшую долю. Выходим на маршрут с почти свежими силами. Кругом снова грязь, болото и прекраснейшие виды. Переходим одну мелкую речушку.

458.5 Переправа через реку Чегон. Не найдя тропу, ведущую вверх по течению к хорошему (т.е. мелкому) броду, быстренько натягиваем веревочки и переправляемся, не сходя с места. По оценкам наших экспертов, за счет сокращения пути мы выигрываем здесь 1.5-2 часа.

459.0 Тропа идет по сосновому лесу. Идти легко, но мешают постоянно попадающиеся на пути буреломы. Преодолеваем вброд множество ручьев.

462.0 Тропа выходит на ровные лесные террасы, расположенные высоко над Кок-Су. Идем по молодому лесу, на подъемах много камней. Постепенно террасы снижаются к реке.

467.0 Тропа, превратившаяся уже наполовину в лесную дорогу, сблизилась с Кок-Су. Здесь и встаем на ночлег. Утром, почистив велосипеды от карликовых березок и всякой болотной грязи, прикручиваем педали и пытаемся ехать. Некоторым иногда это удается.

469.0 Брод через реку Кош-Булак. Вода холодная, течение быстрое. Передвигаться в седле удается все чаще и чаще.

476.0 Проезжаем деревянный мостик через реку Ак-Булак. Окончательно залезаем на велосипед.

481.0 Дорога упирается в берег реки Кок-Су. Разведав брод на другую сторону реки (а ее ширина здесь метров 300), выясняем у местных жителей, что в одном километре ниже по течению через реку есть мост.

482.0 После крутых 500-метровых подъема и спуска действительно находим прекрасный новый мост через Кок-Су. После моста дорога идет по сосновому лесу, постоянные подъемы и спуски средней крутизны.

486.0 Дорога входит в долину реки Аргут. Лес кончается. Кругом в полях подрастает овес.

490.0 Небольшой лесок.

495.0 Дорога подходит к реке Джазатор. Куда ни глянь - везде удобные бивачные места. Начинаются песчаные участки.

500.0 Мост через реку Джазатор. Начинается суровая песчаная дорога.

503.0 Мост через реку Бора. Крутой подъем 500 м. по песку. Дорога вы ходит в поля.

506.5 Село Джазатор Магазины (закрыты). После села на дороге очень много песка, ехать весьма трудно.

510.0 Встаем на ночлег на берегу Джазатора. Дров много. Грибов нет.

515.0 Мостик через речку.

520.0 Речка.

523.0 Начинаются подъемы и спуски, долина Джазатора сужается. Идет постоянный набор высоты.

526.0 Речка. Пересеченность дороги очень сильная, щебень и камни.

536.0 Мост через речушку.

542.0 Еще мост через приток Джазатора.

545.0 Небольшой лесок.

547.0 Речка.

550.0 Еще речка. Деревьев нет. Идет постоянный плавный набор высоты. Это начало подъема на перевал Тараханский.

567.0 Мост через приток Джазатора.

572.0 Мост через речку. Дорога сворачивает вправо, в ее [этой речки] долину. Так как дувший весь день западный ветер выдул из нас все силы, встаем здесь на ночлег. Дрова для костра собираем на дороге.

579.0 Справа от дороги - небольшое озерцо.

583.0 Перевал Тараханский (2410 метров). Кругом - голые горы. С перевала - не очень крутой спуск.

587.0 Небольшие озерки у дороги.

597.0 Спуск кончается. Дорога идет в скалистых горах вверх-вниз вдоль реки.

607.0 Пограничная застава, солдатик для приличия проверяет наши документы.

610.0 Горы вдруг кончаются, и дорога двумя серпантинами спускается в голую степь, ровную, как футбольное поле. Это Чуйская котловина. Вдалеке уже виден Кош-Агач.

610.5 Дорога разветвляется. Едем по левой.

625.0 Дорога еще раз разветвляется. На этот раз едем по правой, на Кош-Агач.

640.0 Справа от дороги - озеро. Встаем здесь на ночлег. Дрова снова приходится собирать на дороге.

641.5 Дорога покрыта каким-то твердым, ровным, темного цвета веществом. Один из нас вспоминает, что, кажется, это асфальт. Остальные не помнят такого слова.

642.0 Районный центр Кош-Агач. Посещаем продуктовый и прочие магазины. Переехав через Чую, двигаемся вдоль нее по Чуйском тракту. Дорожка идет то вверх, то вниз, но подъемы не страшные. В изобилии ездят машины. Цивилизация !

657.0 Асфальт кончается, начинается щебеночная дорога. Сначала плохая, постепенно она несколько улучшается.

662.0 Чуйская котловина кончается, долина Чуи сужается. Справа скалы. Появляются первые деревья.

666.0 Дорога подходит к реке.

677.0 Снова начинается асфальт. Кругом уже много деревьев. Дорога по прежнему средней пересеченности.

690.0 Начинается Курайская котловина. Дорога выходит из ущелья и начинает плавно спускаться вниз по Чуе. Асфальт прекрасный, скорость - 25-30 км/ч.

718.0 Слева - село Курай.

720.0 После 12 % подъема и спуска встаем на ночлег в небольшом леске у речки.

725.5 Кончается Курайская котловина. Дорога спускается к Чуе.

728.0 Село Баратол. Дорога идет очень странная: отрезки плохого асфальта чередуются с кусками щебенки метров по 500-1000.

750.0 Село Чибит.

755.0 Дорога переходит на левый берег Чуи.

765.0 Речка. Дорога идет вдоль Чуи вверх-вниз по бомам.

775.0 Мост через приток Чуи.

803.0 Село Иодро. Отсюда дорога представляет из себя "почти асфальт". Она идет вниз до самой Ини, хотя иногда встречаются небольшие подъемчики.

836.0 Крупное село Иня. На протяжении 15 км перед Иней встать на ночлег совершенно негде.

843.0 Село Малый Яломан. Сразу за ним- крутой подъем на бом.

848.0 Спуск с бома приводит нас к мосту через реку Большой Яломан. Здесь и ночуем. Сразу после моста начинается подъем на очередной бом.

867.0 Село Купчегень. Отсюда начинается подъем на перевал Чикетаман.

875.0 Начинается крутой подъем серпантинами.

878.0 Перевал Чикетаман (1380 метров). Перевал прорублен в хребте и виден уже издалека. Начинается крутой спуск серпантинами.

886.0 Село Хабаровка. Спуск кончается, дорога входит в долину реки Урсул и снова начинает прыгать вверх-вниз.

902.0 Село Онгудай. В его магазинах можно что-нибудь купить. Характер дороги не меняется.

921.0 Село Каракол.

925.0 Село Туэкта.

928.0 Заехав за Туэкту, встаем на дневочку у реки Туэкта, в леске слева от дороги. Все полны решимости хорошо отдохнуть. От Туэкты начинается дорога с общим повышением, да к тому же с большими перепадами высоты.

949.0 Дорожный знак, предупреждающий о начале подъема на перевал Семинский. Подъем не очень суровый, но временами асфальт исчезает.

956.0 Перевал Семинский (2200 метров, фото 59). На его вершине стоит памятник "200 лет присоединения Горного Алтая к России". Спуск с перевала - по щебеночной дороге вдоль реки Сема.

960.0 Начинается асфальт. Далее дорога два раза пересекает Сему.

986.0 Крупное село Шебалино.

998.0 Слева от дороги - село Мыюта. Дорога с общим понижением и мелкими подъемами.

1020.0 Большое село Черга вытянулось вдоль дороги на несколько километров.

1024.0 Спустившись влево с дороги по крутому склону, встаем на ночлег на берегу Семы.

1041.0 Село Усть-Сема. Дорога - хороший асфальт с общим понижением - идет вдоль Катуни.

1082.0 Село Манжерок.

1099.0 Село Майма - крупный населенный пункт. Горы кончаются, и дальше дорога идет по равнине.

1123.0 Деревня Суртайка.

1124.0 Так как дальше Катунь отходит от дороги, встаем здесь на ночлег на ее берегу. Отойдя от Катуни, дорога идет среди полей, встать на ночлег здесь негде.

1149.0 Село Сростки - родина Василия Шукшина. По этому поводу посещаем местный музей. Дальше дорога снова идет полями и постепенно приближается к городу Бийску.

1184.0 Начало города Бийска. Доехав по городу до моста через реку Бия, сворачиваем перед ним налево и проехав еще пару кило метров, ставим бивак на берегу Бии. На другом берегу реки виден город.

1190.0 Железнодорожный вокзал города Бийска. "Вот окончен поход без единого трупа !". Ура !

 

 

ИТОГИ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ

К оглавлению

" Вот окончен поход без единого трупа..."

Из песни.

Два, несомненно, основных, главнейших, необходимейших итога любогопохода наиболее кратко и емко отражены в эпиграфе к данному разделу.

Это: 1)...окончен поход; и 2)...без единого трупа. Можно смело сказать, что наша группа успешно выполнила условия 1) и 2), а также другие необходимые условия для того, чтобы поход удался.

Теперь - о выводах. Хотя пройденный нами маршрут не является полностью велосипедным (он содержит 55 км пешеходной тропы с перевалом dысотой 2320 м), тем не менее с точки зрения велотуризма он [маршрут] является очень интересным. Рудный и Горный Алтай, район горы Белуха, Чуйский тракт - это интереснейшие во всех отношениях места. В то же время маршрут является достаточно сложным, насыщенным естественными препятствиями и полностью соответствует требованиям к "пятерке".

При прохождении маршрута нами была применена новая (для рязанского велотуризма) организация движения и питания. Свернув поутру лагерь, мы перекусывали кружкой горячего чая, небольшим кусочком сыра и/или сухарем, и двигались в путь. После 3-4 часов пути мы вставали на 1.5-часовой обед, где кипятили чай, съедали котел каши, сваренной этим утром или предыдущим вечером, и расслаблялись. После этого движение продолжалось еще от 3 до 6 часов, иногда с небольшим перекусом. Нам эта система понравилась гораздо больше традиционной, так как, по нашему всеобщему мнению, она лучше соответствует физическим и душевным свойствам русского человека.

Кстати, начиная с села Урыль, мы не могли купить продуктов в течение 8 дней, вплоть до Кош-Агача. В Урыле, Берелии Рахмановских Ключах магазины были закрыты по причине выходных дней, а в Джазаторе - по неизвестной причине. По оценкам наших экспертов, вероятность купить продукты в вышеназванных населенных пунктах и в будние дни не превышает 20 %. Это тоже нужно учитывать при подготовке к походу.

Очень помогли нам наши "горно-велосипедные" велобаулы, которые у всех были приспособлены для переноски на спине. Даже самые рьяные противники "пешеходных извращений" были вынуждены нести его на себе в течение двух с половиной дней.

Пригодилось нам также и снаряжение для наведения переправ - веревки, карабины. И хотя переправляться "с веревками" нам пришлось всего один раз, можно считать, что нам просто повезло, ибо уровень воды в реках в этом сезоне был низкий и шло мало дождей. В районе Чуйского тракта на наших глазах уровень воды в небольшой речушке после ночного дождичка поднялся на полметра.

Относительно ремонтного набора можно сказать, что в нашем походе он не оказался лишним, хотя крупных поломок и не было. В основном лопались спицы, повреждались покрышки, было много проколов. Это было обусловлено преобладающим покрытием Алтайских дорог - мелкой острой щебенкой и камнями. Выходящим на наш маршрут можно порекомендовать брать с собой 3-4 запасные покрышки (на группу) и 20-30 запасных спиц (на человека).

Приятной неожиданностью оказалось для нас почти полное отсутствие комаров и прочей нечисти. Это было столь удивительно, что мы весь маршрут протащили с собой 800 граммов антикомариных средств, воспользовавшись ими всего один раз.

И, наконец, можно порекомендовать прохождение маршрута в то время, когда в горах еще (или уже) нет снега, а именно с мая по август.

В общем, сходите на Алтай! Не пожалеете!

Оформление Исаков Л.В.






Hosted by uCoz