Московский Областной совет по Туризму и Экскурсиям

 

О Т Ч Е Т

о велотуристском походе

ПЯТОЙ категории сложности по Алтаю

совершенном с 17 августа по 7 сентября 1990 г.

 

Маршрутная книжка N Р-5023/5

Руководитель группы: Еремин С.В.

Адрес руководителя: 140160 Московская обл. г. Жуковский ул.Туполева д.16, кв.6

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Справочные сведения о походе

2. Сведения о районе похода

3. Организация похода

4. Техническое описание маршрута

5. Итоги, выводы, рекомендации

6. Приложение 1

 

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ

К оглавлению

Нитка маршрута

Горно-Алтайск - Чоя - Артыбаш - оз. Телецкое(теплоход) - Балыкча - по долине реки Чулышман - пер.Кату-Ярык - Балыктуюль - Усть-Улаган - Акташ - Иня - Тюнгур - Усть-Кокса - Усть-Кан - Ело - Туэкта - Шебалино - Черга - Алтайский - Бийск - Барнаул.

Протяженность маршрута по карте - 1227 км.

по счетчику - 1325 км.

Продолжительность прохождения маршрута - 20 дней.

Заключение по заявочным материалам дано Российской республиканской маршрутно-квалификационной комиссией. Маршрутная книжка 5023/5.

 

Справочные сведения об участниках

Руководитель- Еремин Сергей Васильевич, 1965 г.р., инженер ЛИИ. г. Жуковский, ул.Туполева,д.16,кв.6. Туристский опыт V(у)-1988г.-Север Европейской части СССР, 1V(р)-1989г.-Карпаты

Зам. Руководителя - Юмашев Александр Альбертович, 1964г.р.,инженер РРТИ. г. Рязань, ул. Татарская, д. 77, опыт 1V(р)-1990г.-Карпаты

Механик - Соколец Вячеслав Васильевич, 1958г.р., инженер НИИ "Восход". г. Москва, ул. Михновская, д.19,к.1,кв.58.Опыт-V(у)-1987г.-Средняя Азия, 1V(р)-1988г.-Кавказ.

Завхоз - Ларин Николай Иванович, 1951г.р.,техник ЖЛИиДБ. г. Жуковский, ул. Гагарина, д.82,к.1,кв.2. Опыт-1V(у)-1988г.-Кавказ

Фотограф - Тарасов Игорь Евгеньевич, 1958г.р.,инженер НПО "Энергия"

Московская обл. ,Пушкинский р-н, пос. Правдинский, ул.Полевая,д.8, кв.16. Опыт- 1V(у)-1989г.-Карпаты.

Ответственный за медобеспечение- Кузин Иван Валентинович, 1969г.р., студент МТП. г. Раменское, ул. Гурьева, д.26,кв.392. Опыт-1V(у)-1989г. -Средняя Азия.

СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ ПОХОДА

К оглавлению

Алтайский край находится на юге Западно-Сибирской части РСФСР, занимает площадь в 261,7 тыс. кв. км. Население его составляет 2744 млн. чел(1985г.), городское-55%. Административным центром Алтайского края является г. Барнаул. Край включает в себя также Горно-Алтайскую автономную область, по которой и проходила основная часть нашего маршрута.

Алтайский край занимает большую часть горной страны Алтай и прилегающие к нему на севере части Западно-Сибирской равнины. Реки, протекающие по территории края, входят в бассейн Оби. Эта территория находится под влиянием континентального климата. Средние температуры января- -19'С, июля- +19'С. Количество осадков сильно разнится от 150-200 мм в долинах до 1500-3000 мм в год в горах. Около 1/3 территории края покрыто лесом.

В Алтайском крае находятся месторождения многих видов полезных ископаемых - полиметаллических руд, золота, ртути, редких металлов. Поэтому хорошо развиты горнодобывающая и горно-перерабатывающая отрасли, машиностроение. Большое значение имеют также химическая, легкая, пищевая, лесопильная отрасли промышленности. Хорошо развито сельское хозяйство. Огромную площадь ежегодно занимают поля пшеницы, есть также посевы сахарной свеклы, подсолнечника, льна, конопли, картофеля, овощей. Животноводство главным образом молочно-мясное. Развиты также птицеводство, пчеловодство, охотничий промысел, разведение пятнистых оленей и маралов.

Большое значение для жизни Алтайского края, особенно Горно-Алтайской АО, имеет Чуйский тракт - дорога, идущая от Бийска в МНР. На территории края он имеет протяженность почти в тысячу километров и связывает самые отдаленные точки с центральной частью.

Алтай - горная страна, находящаяся большей частью на территории СССР(в южной части Западной Сибири), а также на территории МНР и Китая. Длина его - свыше 2000 км. Наиболее высокие хребты Советского Алтая- Катунский, Северно- и Южно-Чуйские - имеют высоту порядка 3000-4000 м. Наивысшая точка - гора Белуха - имеет высоту 4506 м. Эти хребты несут на себе современные ледники. Общая площадь оледенения составляет более 900 кв. км. Для Советского Алтая типичны хребты и массивы высотой 1500-2000 м со слабо расчлененными гребнями, разделенными межгорными котловинами, называемыми степями (Чуйская, Курайская и т.д.). Наиболее значительные реки - Катунь, Бухтарма, Чуя, Бия. На территории Алтая находится свыше 3500 озер. Наиболее значительные - Телецкое, Маркаколь.

Природа Алтая отличается своим разнообразием. Распространены горно-степные, горно-лесные, высокогорные ландшафты. В северо-восточной части, на территории Горно-Алтайской АО, находится Алтайский заповедник основанный в 1932г, включающий в себя Телецкое озеро и окрестности. Его площадь - 882 тыс. га.

Растительный и животный мир Алтая очень разнообразен, что объясняется многообразием природных зон. Тайга состоит в основном из лиственницы с примесью кедрача, других хвойных и лиственных пород деревьев. Большое разнообразие кустарников. Выше в горах находятся альпийские луга и горные тундры с соответствующим животным миром. Из крупных животных широко распространены соболь, бурый медведь, марал и другие.

В путешествии мы наглядно убедились в красоте и богатстве природы Алтайского края. В рацион питания постоянно включались разнообразные ягоды: малина, боярышник, облепиха, смородина, многие другие. Часто варили компоты, готовили еду из грибов. Даже пытались ловить в горных реках рыбу, но, не имея должного опыта, не достигли хороших результатов. Пробовали и молоко, которым нас угощали местные жители. В общем, Алтай - прекрасный край, чтобы проводить там путешествия.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОХОДА

К оглавлению

При разработке маршрута похода основное внимание было уделено ознакомлению с природой горной и степной частей Алтая. Значительно меньше рассматривались исторические и культурные достопримечательности края, так как из-за малой плотности населения практически нет крупных центров.

Первоначально маршрут планировалось закончить в Бийске, не выезжая на равнинную территорию края, но при прохождении выяснилось, что из-за несовершенства используемых в Советском Союзе карт мы при расчете маршрута преувеличили километраж, а по приезде в Бийск не добрали до 1100 км, требуемых для прохождения похода V категории сложности. Было решено продлить маршрут до Барнаула, так как оставалось еще некоторое время до самолета в Москву.

Прохождение маршрута показало правильность разработанного пути движения. На протяжении 3 недель мы увидели очень много различных мест cо своим микроклиматом, познакомились с богатыми флорой и фауной района, обычаями местных жителей в различных уголках Алтая.

Маршрут разрабатывался в основном по дорогам с щебеночным покрытием и грунтовым. Были предусмотрены участки и асфальта, и горных троп. Прохождение показало соответствие маршрута требованиям V категории сложности. Группа прошла маршрут ровно, без срывов.

При подготовке к походу большое внимание уделялось тренировкам на лесных дорогах Московской области (Коломенский, Шатурский, Егорьевский районы) в походах выходного дня. Повышалась надежность велосипедов и снаряжения в условиях глинистых и каменистых дорог. Серьезная предпоходная подготовка оказала решающее влияние на прохождение маршрута в трудных условиях движения и малой населенности местности.

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

К оглавлению

17.08. Подготовка к походу завершилась успешно. Собрано все необходимое снаряжение, продукты, подготовлены к нелегким испытаниям велосипеды. Сегодня преодолели первую трудность-полет на советском ТУ-154 целых 4 часа. Сильно волновались за состояние велосипедов. Перед посадкой приняли все возможные меры для их сохранности - даже помогали грузить в самолет. Прилетели в аэропорт Барнаула поздно вечером, по местному времени в 2.25. Дождались своих вещей, вышли на привокзальную площадь и среди маленького парка устроились на ночлег до утра.

18.08. После подъема начали готовиться к очередному перелету- до Горно-Алтайска. Мы выходили на запасной вариант маршрута. Основной предусматривал начало и окончание активной части в Бийске, но приобрести билеты до Бийска не удалось.

В 10.35 по местному времени маленький ЯК-40 взлетел в Барнауле и через 40 мин уже был в аэропорту Горно-Алтайска. После выгрузки мы с опаской собирали свои велосипеды, боясь, как бы не было крупных неприятностей. Но все обошлось, мы пообедали и двинулись навстречу приключениям. Через 2 км начался 1-й населенный пункт - Майма. Еще немного и мы в Горно-Алтайске, большом по здешним меркам городе. Можно отметить довольно хорошее снабжение для августа 1990г. Нашли КСС, которая работала в субботний день в 16 часов. После Горно-Алтайска сразу же начался поселок Кызылозек (Красный пахарь). Дорога все время шла вдоль р. Майма, иногда пересекая ее по мостам. На 22-м км от пос. Майма встали на ночевку.

Весь день нас радовала погода: пригревало солнышко, было тепло Но вода в реке почему-то, наверное от дождей, очень мутная, уровень высокий. Пока весь день ехали по асфальтированному, неплохому шоссе.

19.08. Начались небольшие подъемы и спуски. За селом Карасук (31 км от Маймы) - первый перевальчик - Карасукский. Подъем на него - 4 км. На седловине граница Чойского р-на. Спуск с перевала значительно короче. На дороге в среднем каждые 8-10 км встречается населенный пункт. На 52-м км довольно большой поселок Паспаул. Качество дороги постепенно стало хуже. На подъеме и спуске с Чойского пер.(2 и 1 км) асфальта нет. В поселке (райцентре) хорошо пообедали в столовой, несмотря на воскресенье. За хутором Ишинским (84 км от Маймы) начались тягуны и спуски 6-12% длиной по 2 км. Такая дорожка, почти без асфальта, тянулась до дер. Ускуч(102 км). Дальше - менее пересеченная до подъема в очередной перевал(111 км)(3 км подъем, 2 км спуск до 10% крутизны). На ночевку остановились невдалеке, у р. Ишпа. Отсюда до трассы Бийск-Артыбаш еще 5 км.

Сегодня погода не очень баловала: сплошная облачность, ночью и днем с перерывами шел дождь. Да и не очень жарко - днем всего лишь 18'С. Все равно решили проверить, не припасла ли нам природа чего-нибудь. И точно, без жареных грибов мы не остались в награду за большое пройденное за день расстояние.

20.08.Через 2 км от ночевки первый раз увидели Бию - мощная река довольно быстро несла свои воды. Сначала удивились, что они очень прозрачны, но потом поняли, так как река вытекает из Телецкого озера, она принимает в себя очень мало мутной дождевой воды. В 122 км от Маймы - перекресток, поворот на Артыбаш. Дальше будем продолжать отсчет километража отсюда.

Снова пошла сильно пересеченная местность. Тягуны и спуски по 8-12%. Дорога представляет из себя грунтовку с насыпанными на нее щебнем и галькой. На недавно "обработанных" участках очень тяжело ехать - или грязь, развороченная бульдозерами, или довольно крупные камни. Дорога ушла от Бии, и реку даже не видно. После моста через р. Тулой (6 км) постепенно выровнялась местность, стала показываться и Бия. В 23 км от перекрестка лежит большое село Кебезень. Здесь мы постарались восполнить запас продуктов, так как нас пугали, что в Артыбаше может быть все скуплено плановыми туристами, а дальше наш путь лежал за озеро, где все было неизвестно.

Теперь дорога шла почти все время вдоль реки, ехать было легко и приятно почти все время. Через 50 км от поворота начался пос. Артыбаш. В нем, действительно, оказался очень скудный выбор товаров. Мы узнали насчет теплохода и отправились на ночевку. Встали рядом с поселком, чтобы назавтра успеть на теплоход. Вечером, пока готовился ужин, было время сходить за кедровыми шишками, которые мы потом ели почти весь поход.

Погода снова не баловала - весь день облачно, утром и вечером - дождь. По такой тряской дороге начали происходить мелкие неполадки в велосипедах, но мы их быстро устраняли.

Про теплоход мы узнали следующее - обычно он ходит с 1 июня до середины сентября 1 раз в день до причала Кырсай. Справки об этом можно получить в Бийске по тел. 2-37-60, 4-08-59. Отправление от причала Иогач - в 9 ч утра, затем он почти час стоит у турбазы в Артыбаше, ждет плановых туристов. До мыса Кырсай плывет около 4 часов, обратно отправляется в 2-3 ч дня.

21.08. Весь этот день нам сильно не везло с погодой. И ночью, и днем, практически не переставая, шел дождь. Мы решили сесть на теплоход на причале Иогач, чтобы занять места, так как на турбазе всегда очень много народа. Это действительно оказалось полезно, потому что в итоге т/х "Пионер Алтая" был набит очень сильно.

По дороге много интересного об озере и его окрестностях рассказала экскурсовод, было несколько остановок. Одна из них - чтобы полюбоваться водопадом Корбу. Правда, все это происходило под проливным дождем, восторгов было мало, многие даже не выходили на берег.

На мысе Кырсай мы оказались в 14.30. Там уже поджидала т/х такая же большая толпа. После выгрузки мы сошлись с руководителем плановых туристов, закончивших свой небольшой маршрут и с уважением посматривающих на наши храбрые лица. Тот от своих щедрот отвалил нам в дополнение к нашим запасам еще 4 банки каши со свининой (потом она показалась нам очень вкусной).

Мы проводили т/х в обратный путь, а сами двинулись навстречу неизвестности. До ночевки преодолели 20 км по совершенно раскисшей глинистой дороге, да еще и под проливным дождем. Хорошо еще, что не было выраженных подъемов и спусков. Не обошлось без нескольких падений, единственной бедой которых было то,что человек становился не только мокрым, но и грязным с головы до ног. В 10 км от мыса проехали дер. Балыкчу - в ней все было закрыто. Мы немного перекусили под навесом закрытого клуба - и то хорошо.

Дождь прекратился только к ночи. Мы были рады и этому.

22.08. В 30 км от мыса - р. Башкаус. Мы проехали по мосту и двинулись дальше вдоль Чулышмана. Даже не заметили, что где-то рядом осталась дер. Башкаус. Еще через 12 км - селеньице Коо. До него дорога была почти горизонтальной, потом долина стала более крутой, дорога - заметно пересеченнее. Очень часты стали крупные камни. Попадались броды глубиной до 40 см. Стало заметно суше - лужи были, но грязи мало. Ущелье стало уже, горы вокруг все время очень крутые.

Ландшафт изменился разительно. Деревья остались только у воды, трава пожухла, лужи совершенно исчезли. Мы как будто попали в совершенно иной мир. Очевидно, это из-за того, что в долину, со всех сторон зажатую высокими хребтами, дождевым тучам пробиться очень сложно.

За день мы подъехали к подножию подъема на перевал Кату-Ярык (зимняя стоянка для скота). Лезть вверх под вечер не было смысла, и мы решили отправиться на штурм утром. От мыса Кырсай досюда - около 80 км. Немного просохли после непогоды. Уже чувствовалось, что мы находимся в довольно суровых местах. Так, еще ночью температура опускалась ниже +8'С, хотя днем и достигала 20'С. Вечером поднялся сильный ветер.

23.08. "С утра подъем, с утра, и до вершины бой!" Мы немного уперлись и спустя 2 часа 4 км крутого (до 30% ) серпантина были покорены. Дальше стало положе, начался лес, но до него мы испытали прелесть неслабого ветерка, бушующего на Чулышманском плоскогорье. Но и дальше легче не стало. Несмотря на не очень большую высоту хребта, на нем прочно засела туча и обильно поливала нас дождем. Сложилось впечатление, что эта туча никогда не уходит - во всех техописаниях, прочитанных перед походом, говорилось об ужасной грязи здесь. Мы тоже испытали эту прелесть в полном объеме.

В 7,5 км от начала подъема мы обнаружили небольшую ферму в ложбинке, недалеко за ней первое подходящее место для ночевки на этом перевале. Дальше все еще продолжался подъем, седловины перевала достигли только через 15 км после начала движения. С нее открывался прекрасный вид на озеро, расположенное внизу, которое мы успели увидеть в просвете между облаками.

Начался такой же грязный спуск под дождем /фото 23/. Крутизна- переменная, от почти горизонтальной поверхности до 30%-склонов. 29 км с утра - и мы спустились к речке, дорога стала гораздо положе. 36 км - выехали на дорогу Усть-Улаган - Балыктуюль. Последний остался немного в стороне. Мы решили в него не заезжать, а ехать сразу в райцентр.

До Усть-Улагана оказалось 47 км - по очень тяжелой дороге и все время под дождем. В поселке есть магазины, почта. С продуктами очень плохо, даже хлеба в магазине купить не удалось. Это из-за того, что довольно плохая связь с внешним миром, а местных продуктов очень мало - в условиях высокогорья ничего, кроме травы, не растет. Пришлось стрелять хлеб у местных жителей.

Заночевать в этот день решили за поселком, переехав мост и отдалившись немного в пихтовый лес. Там мы, имея пилу, смогли завалить довольно толстые деревья, которые еще не успели промокнуть насквозь, и отогреться. Погода нам явно не благоприятствовала - кроме дождя температура даже днем была чуть выше 10'С. Но это еще не беда – в Усть-Улагане мы повстречали группу волгоградцев, также проходящих пятерку и идущих навстречу нам. Те рассказали, что в этот день преодолевали 2000-метровый Улаганский перевал, и на нем шел вовсю снег. Да и местные жители жаловались, что год выдался очень сырым и холодным (как и у нас в средней полосе). За день случилось несколько мелких поломок - разлетелась собачка в трещотке, отлетела сварка на крыле и на багажнике. Это все быстренько устранялось и исправлялось.

24.08. К огромному счастью, за ночь дождь прекратился. Мы с радостными мыслями выезжали на штурм нового перевала. От Усть-Улагана идет свой километраж, так что отсюда отсчет - по нему. Место ночевки отстояло от поселка на 4 км.

До 12-го км дорога постепенно набирала крутизну. Дальше она отвернула от реки, подъем стал значительно круче. После 19 км мы вышли на пологую долинку, которая представляла собой в прямом смысле тундру с огромными болотами почти без всякой растительности. 25-й км - снова крутой подъем 4 км до седловины перевала. Здесь мы повстречали местных жителей, которые сказали, что местное название в переводе на русский звучит как "Большая тайга". Тайга там действительно есть, да и название нам понравилось.

Дальше - небольшой спуск в ложбинку. Вокруг горы покрыты снегом - волгоградцы говорили правду. Началась безжизненная пустыня - ни деревца, ни кустика. Мы подъехали к знаменитым мертвым озерам. Мы ехали между ними, почти не теряя высоту, и наслаждались таинственным зрелищем. 36 км - долина постепенно сузилась, спуск стал гораздо круче. 41 км - снова расширение долины, 3 км едем по пересеченной дороге вдоль оз. Мертвого. 45 км - очередной крутой спуск, на сей раз длинный. 49 км - подъехали к изумительной красоты Красным Воротам - очень узкому месту в ущелье, по которому с грохотом несется вода. Над речкой перекинут мостик, но его прочность кажется очень маленькой, чтобы выдержать напор природной стихии. Еще 3 км , и мы подъезжаем к Акташу - поселку,расположенному у Чуйского тракта. Мы уже заметно опустились, стало видно, что здесь климат совершенно другой, нежели в местах, которые проезжали раньше. Здесь гораздо суше, значительно меньше растительности.

В Акташе довольно хорошее снабжение. Мы пополнили запасы, поехали уже по Чуйскому тракту. Недалеко от поворота стоял 789-й км знак (от Новосибирска). Теперь отсчет километража будет идти по нему. Мы проехали еще 9 км и за Чибитом встали на стоянку. Надо заметить, что здесь не очень хорошие места для этого, и приличную надо еще поискать.

Весь день прохладно. Температура на перевале не превышала 5-7'С. К нашей радости, облачность, грозная накануне, к вечеру развеялась. В который раз проклинали велосипедные счетчики, выпускаемые во Владимире. Сегодня полетел один из 2, бывших в группе.

25.08. Утром по-настоящему холодно -+4'С. Все равно было довольно оживленно. Радовались, что после грязи и ходьбы с велосипедами можно будет с ветерком скатиться вниз по кое-где асфальтированному даже Чуйскому тракту. Но едва вышли на дорогу, полетела трещотка. Быстренько заменили пружинки резинками, отправились дальше. Надо заметить, что хоть тракт и оживленный, но населенные пункты на нем встречаются в среднем через 10-20 км. Так что нет большой надежды в любом месте пополнить запас продуктов. Мы встречали селения на 765 км (хутор Ербалык), на 741,734 км. Зато дорога довольно пересеченная, хоть и проходит все время вдоль Чуи. Много больших и маленьких "бомов" - миниперевальчиков вдоль реки. Так, на 743 км - вершина "Белого бома", на 720-м - бом "Верблюжья Шейка", еще достаточно высокий – на 707-м км. Последний бом перед Иней - на 704-м км. После него долина реки становится чуть шире. На 701-м км - начало поселка, на 699-м - центр. Поселок словно вымер. Суббота, да еще хорошая погода, так редко радовавшая в этом году - и местные жители отправились на сенокос. Все было закрыто, мы с огромным трудом разыскали работницу почты, чтобы отправить телеграмму. Жители сообщили, что на следующий день можно будет прикупить хлеба в кооперативной пекарне. Мы, подумав, решили, что не стоит пускаться по пешеходной тропе, не имея с собой достаточного запаса продуктов. К тому же, благодаря хорошей организованности, собранности, мы обогнали планировавшийся график движения, и можно было сделать небольшую передышку.

Отъехав немного от поселка в направлении дер. Инигень, мы перешли р.Катунь по висячему мосту и, отойдя от него метров 100 вправо, устроились на дневку. От центра Ини досюда - 6 км. Сегодня был по-настоящему летний день - безоблачный, после обеда припекало солнце, несмотря на сильный встречный ветер, дувший вдоль долины снизу. Максимальная температура достигала 24'С.

26.08. Дневка. Наслаждение отдыхом, хорошей погодой, красотой природы. Все-таки здесь места гораздо мрачнее, чем у Телецкого озера. За день подправили велосипеды и снаряжение, постирали вещи, съездили за хлебом, узнали в общих чертах дорогу до Тюнгура. С изумлением заметили, что за день хорошей погоды вода в Катуни очень сильно спала.

27.08. Как приятно ехать, когда солнышко с утра освещает землю, тепло, почти нет ветра. Мы, воодушевленные таким образом,поехали дальше. Вдоль Катуни по полке через 5 км мы подъехали к крут ому подъему на Колокольный бом. 2 км подъема (местами до 30%), и мы взобрались на почти горизонтальное плато. С него сначала хорошо было видно Чуйский тракт, всю долину около Ини. Через 2 км плато кончилось, стали спускаться по чрезвычайно крутому склону (35%). За 1 км такой "езды" совершенно онемели руки, устали ноги. Но ничего спустившись, дальше поехали по средне пересеченной дороге вдоль реки. Через 14 км от ночевки расположена дер. Инигень. В ней был открыт магазин, да толку от этого мало - очень скудный выбор товаров. Еще 10 км постепенно ухудшающейся дороги (где встречались все прелести горного проселка - и она кончилась вообще. Дальше вдоль реки вела тропинка. Почти сразу тропа начала очень крутой спуск почти к самой воде. Полкилометра мы тащили велосипеды по камням, крупным и не очень. Это заняло довольно много времени. Спустившись, обнаружили, что по тропе местами можно ехать, но часто приходилось вести или тащить велосипеды из-за камней. Все время приходилось то взбираться на пригорки, то спускаться до самой воды. 31 км - мы подошли к началу подъема на Казнактинский пер.(по названии речки, которая течет за ним и впадает в Катунь). К радости для себя, мы встретили (кстати, здесь стоит древняя каменная алтайская скульптура - очень интересная) пастуха, который рассказал нам оптимальный путь подъема - здесь ходит очень много плановых туристов, набивших огромное количество троп, в которых легко запутаться.

Подъем по крутому серпантину продолжался около километра. Там сделали небольшую передышку и пустились вниз. Это, конечно, заняло меньше времени, но дух захватывало - слева от тебя пропасть, довольно глубокая. 33 км - р.Казнакта. После выжженных солнцем и морозом пустынных мест это нам показалось райским уголком – обилие деревьев, зелени, чистейшая вода речки, даже импровизированная баня. Прекрасное место для дневки, но нам надо было продолжать свой путь. Перейдя по мостику, перекинутому через Казнакту, пошли дальше. Тропа постепенно повела вверх по лесу, отдаляясь от Катуни. Лес очень сырой, во многих местах грязь. Дальше постепенно лес поредел, наконец практически кончился. Тропа только иногда заходила в заросли.

В 6 км от Казнакты обнаружили ручей, около него есть площадочка для ночевки. В остальных местах склон очень крутой. Тропа забралась по нему так высоко, что Катунь даже не слышно, а часто и не видно. Почти все время идем пешком. Во многих местах - камни. В 12 км от Казнакты начался крутой спуск в долину. Серпантин петлял по склону (по камням) 3 км, пока спустились к реке. Там мы нашли зачатки дороги. Проехав и пройдя по ней чуток, выбрали место для ночевки.

Очень удачный день для нас. Преодолели трудный участок, несмотря на несколько мелких поломок. Набрали боярышника для компота, душицы, тархуна, смородиновых листьев для заваривания чая. Стоянка преподнесла еще один приятный сюрприз - необычно много грибов - белых и подберезовиков. За 10 мин мы насобирали огромную кучу чистых, как на подбор, грибов. Даже наши заядлые грибники никогда не видели сразу такого количества. Потом весь вечер их готовили.

Еще один день хорошей погоды кончился. Мы в сердцах молили бога, чтобы он послал нам хоть еще несколько погожих.

28.08. После грибов легли спать довольно поздно и утром встали тоже попозже. На завтрак снова ели грибы. И опять поехали по еще неизведанным нами местам.

Через 19 км от ночевки въехали в пос. Тюнгур. Здесь, как и в Артыбаше, бывает очень много плановых туристов. В магазине довольно скудно, да и то, что есть, продают только местным жителям. В поселке обнаружили километровый столб. На табличке с ближней стортоны - 68 км, с обратной - 277. Откуда 68 км, понять трудно, а 277 - это до Туэкты. Теперь отсчет километража будем вести по этим столбам.

На 80-м километре расположен пос.Катанда. В нем никаких полезных сооружений не увидели. Дорога идет вдоль реки, все время вверх-вниз. Местность довольно живописная, леса. На 94 и 96 км расположены 2 миниперевальчика - Акопинский и Кузенский. Подъемы и спуски с них - 0,5-1 км /фото 41/. Спустившись с последнего, мы попали в Н.Уймонскую степь - голую долину, с редкими посадками культурных растений. По такой однообразной местности мы ехали до Усть-Коксы (126 км). Если бы не щебенка на дороге, от которой болели руки, да столбы пыли от проезжавших мимо машин, можно было бы даже уснуть за рулем. Дорога миновала все селения - на 102 км – поворот на Н.Уймон, на 105 - на Горбуново.

Усть-Кокса - по здешним меркам довольно большой поселок, райцентр. Снабжение тоже гораздо лучше, чем в местах , где мы бывали в последние дни. Мы немножко понаслаждались плодами цивилизации и поехали дальше. У выезда из поселка стоит грозный указатель, что впереди перевал Громотуха. Мы испугались подъема в него вечером, решили остановиться на ночлег почти сразу за Усть-Коксой.

За день вылетело сразу несколько спиц на одном колесе. Вечером срочно пришлось ремонтировать.

29.08. "Грозный перевал" оказался обычным бомом, хотя и довольно высоким. Его вершина - на 134,5 км, спуск - всего 2 км. Теперь дорога отвернула от Катуни и пошла вдоль маленькой речки Коксы. Cнова начались маленькие бомчики, задул сильный порывистый встречный ветер. Иногда накрапывал дождь. От Громотухи до р. Юстик (168 км) дорога проходит по лесам. Природа живописна, но лишь очень непродолжительное время. Дальше пошла еще одна степь - Абайская, тоже почти горизонтальная. В пос.Абай (179 км) мы приехали во 2-м часу дня. Все закрыто на обед.

Постепенно дорога поднималась, почти незаметно набирая высоту. Но перед глазами постоянно была все та же унылая степь. Лишь к Сугашу (197 км) начались кусочки леса. Подъехав к деревенскому магазину, мы обнаружили около него толпу женщин. По их словам, они с утра ждут, когда привезут хлеб, но неизвестно, случится ли это сегодня. Мы не стали испытывать судьбу, поехали дальше.

Сразу за деревней дорога пошла вверх гораздо круче – начался подъем в Кырлыкский перевал. Время было к вечеру, мы проехали еще немного (до 207 км) и встали на ночевку.

Степи своим унылым видом привели нас в плохое настроение. Все вспоминали прекрасные места Казнакты, Телецкого озера, где совершенно нет машин, грибы и ягоды попадаются на каждом шагу, а здесь приходится на каждом шагу глотать кучи пыли.

30.08. Мы почувствовали, что ночевали действительно высоко. Проснувшись, обнаружили, что все вокруг покрыто инеем, вода в канах покрылась ледяной коркой. Заморозок прибавил скорости при сборах, и вот мы уже на велосипедах. На подъеме быстренько разогрелись. Перевал находится на 211 км, с 210 по 213 км - серпантин, достаточно крутой. На седловине стоит знак границы районов. Спустившись 7 км, мы выехали в долину речушки. Здесь примерно такой же пейзаж, как накануне. Горы совершенно голые, долина широкая, очень неглубокая. 229 км - мы проезжаем мимо пос. Кырлык. 237 км - пересечение с речкой. Здесь довольно большая растительность, первое удобное для ночевки место за день. Еще 10 км - подъезжаем к райцентру Усть-Кан. Перед ним для небольшого разнообразия на дороге устроены маленькие горки. В Усть-Кане немного магазинов, но продуктов подкупить удалось.

Здесь мы круто поворачиваем на Ябоган. Выезжаем из поселка в степь и начинаем постепенный подъем по дороге в очередной перевал. Местность совершенно голая, машины поднимают тучи пыли. Приходится терпеть. На 257, 261, 268 километрах - вершины миниперевалов. В целом местность среднепересеченная, с небольшим подъемом. 274 км – начало пос. Ябоган. За ним пустыня без воды и растительности постепенно уступает место лесочкам. На 280-м км - стоянка. Теперь мы ждем, чтобы пролился хоть маленький дождь, от пыли не знаем, куда деваться.

31.08. Выезжаем на дорогу и сразу в гору. Приходится беречь ноги - они еще не согрелись, и давать им большую нагрузку пока нельзя. С 284-го км подъем очень крутой, переходит в серпантин. Сам перевал - на 289 км. Там все поросло лесом. Надо заметить, что эти перевалы похожи один на другой, практически со всех нет никакого вида в долины. Ябоганский перевал - типичный образец.

Спуск сначала такой же крутой, как подъем. На 293 км выезжаем к реке Урсул. После степей и плоскогорья радуют глаз скалы, нормальная речка (а не ручеек), лес. Рельеф дороги довольно пересеченный с общим понижением, что не дает скучать.

318 км - подъезжаем к пос. Ело. Здесь расположены магазины, почта. Поговаривают, что председатель сельсовета видел этим летом снежного человека. Пробовали в очередной раз раздобыть у местных жителе молока, но веэде получали отказ. Кстати, чем дальше в горы, тем беднее живут люди и тем больше сочувствия и помощи выказывали они нам. 322 км - очередной бомчик. 325 км - дер. Кор-Боки. Уже чувствуется, что плотность населения гораздо больше, дорога получше. Попадаются даже кусочки асфальта, проложенного по-местному, без прикатывания катками. Да и асфальт здесь совершенно непохож на наш - его привозят и сваливают у обочины. Потом может приехать грейдер и разровнять его, а машины сами укатывают. На 330 км начинается пос. Теньга, за ним почти сразу - Шиба. Вся долина гораздо красивее, чем была накануне. Выбираем справа от дороги на берегу реки удобное место и располагаемся на ночевку (на 341 км). До Чуйского тракта осталось еще 4 км.

1.09. Последние километры по этой дороге, и за пос. Туэкта поворачиваем на Чуйский тракт. Мы находимся на нем уже в 3-й раз (в самый первый - проехали маленький кусочек от аэропорта Горно-Алтайска). На тракте в основном плохой асфальт, очень часто дорога посыпана щебнем, разбита. За поворотом - новый километровый знак - 615 км. Значит, отсюда по прямой до Ини - 85 км всего. Дорога сразу потихоньку поползла вверх, постепенно все круче, приближаясь к Семинскому перевалу. Населенных пунктов практически нет, только на 597-м км - хутор Зайсанская Елань. 592-й км - подъезжаем к знаку, на котором написано, что крутой подъем в перевал - 11 км, спуск - 9 км. Сразу за знаком кончился асфальт, по гравию (довольно крупным камням) забираться вверх стало много тяжелее. Хорошо помогали усиленные предачи на велосипедах - 32 или 36 зубцов на ведущей звездочке и 30 или 32 – на ведомой. Последний километр до седловины оказался довольно пологим, к тому же маленький кусочек асфальта показал, что есть и радости в жизни. Седловина - на 586 км. Здесь очень мало леса, гуляет сильный ветер, очень хорошо помогавший нам на подъеме. Отсюда открывается хороший вид на плоскогорье.

И подъем, и спуск с перевала - без серпантина, крутые, причем спуск еще круче (до 16%). Странное дело - по другую сторону хребта ветер дул нам навстречу. 577 км - спустились в долину, здесь снова начался асфальт. Через километр проезжаем первую деревеньку - Топучую. До следующей - Кумалыра - 15 км. Из-за субботы магазины в них уже не работают. Дорога идет вдоль живописной речки. Мы доезжаем до 558-го км и решаем становиться на ночевку.

Самые трудные и пыльные места мы уже проехали, теперь снова молим бога, чтобы он не посылал нам дождя. Но теперь, когда не надо, явно начала ухудшаться погода. Уже сегодня несколько раз шел дождь с грозой.

2.09. Через 5 км от ночевки заехали в Шебалино, вытянутый по долине крупный поселок, райцентр. В нем довольно хорошее снабжение. На 536 км еще крупная деревня - Мыюта. Около Шебалина мы, кстати, первый раз обнаружили дикую яблоню-китайку. Даже чуть выше никакие плодовые деревья не растут из-за суровости климата. Мы подолжали потихоньку снижаться, двигаясь по долине реки. Дорога в основном асфальтированная, но очень часты разбитые участки. Здесь, как мы поняли, асфальт вообще разбивается очень быстро, но от чего это происходит, неизвестно - то ли он очень плохой, то ли климат так влияет.

525 км - проезжаем дер. Кайлар. Деревни попадаются редко,и они вносят разнообразие в наши впечатления - мы видим, как меняется природа, а вместе с ней - и как живут люди. Все чаще встречаются русские, чего нельзя сказать про отдаленные горные районы.

517 км - въезжаем в пос. Чергу, откуда нам в очередной раз надо свернуть с Чуйского тракта. Последних 3 км по поселку, И мы сразу довольно круто повернули налево и полезли вверх, сначала по улицам, потом по дороге. Крутизна подъема местами доходила до 15%, но долина речки была до того красива, что мы не очень трудно преодолевали препятствия. Здесь уже никаким асфальтом, конечно, не пахнет, хоть раньше и проходил старый Чуйский тракт.

В 18 км от Черги - дер. Белое. Магазинчик по случаю воскресенья закрыт ( а, может, еще по какому). За деревней дорога пошла еще круче и в 24,5 км вывела на Беловский перевал - не очень высокий,и как многие перевалы на Алтае - с плоской седловиной. Подъем в него прямой, а спуск - 2 км серпантином. Спуск немного круче.

30 км от Черги - подъезжаем к дер.Комар. Места здесь хоть и лесистые, но долина узкая, и найти место для стоянки довольно непросто. Ко всему прочему, речка протекает по деревне и загрязняется всевозможными бытовыми отходами. Наконец, на 36-м км находим слева от дороги (довольно далеко) приличное место у ручейка и останавливаемся. Здесь мы решаем провести еще одну дневку. Конечно, места перед перевалом гораздо лучше подходили для этого, но мы хотели добраться до Бийска за 1 день (по пути к нему очень плохие стоянки).

Погода днем нам благоприятствовала. Несмотря на несущиеся по небу тучи, дождя не было, да и температура была около 20'С.

3.09. Вторая дневка в походе. Снова приводим в должный порядок снаряжение, велосипеды, готовимся к последнему отрезку маршрута. Погода не очень хорошая - накрапывал дождь, облака затянули все небо. Температура - 19'С. Много времени посвятили сбору и приготовлению грибов. В очередной (и последний) раз полакомились ими. День прошел так же незаметно, как при движении на маршруте.

4.09. Продолжаем движение, правда, природа что-то на нас обиделась - всю ночь и полдня лил сильный дождь. Мы могли бы его переждать, если бы знали, что он довольно быстро кончится, а так пришлось собираться и выезжать.

Через 20 км пути по почти слившимся поселкам (Кыркыла, Пролетарка, Рудник, Сараса) подъезжаем к Алтайскому.На наших глазах очень быстро горы снизились и отступили от дороги. Остались одни лишь холмы. В городе немного отогрелись, подкупили продуктов. Поехали дальше (леса совершенно кончились, кругом - бескрайние поля с тонкими лесозащитными полосками).

Постепенно облака стали редеть, дождь прекратился. Еще немного и мы выехали из зоны облачности. От дождя остались одни воспоминания и наша мокрая и грязная одежда. Мы повеселели, ведь в придачу ко всему в Алтайском начался довольно хороший асфальт. По почти горизонтальной дороге мы быстро катили вперед.

Встать на ночлег в этих местах практически негде - ни дров, ни ручейка. Только километрах в 10 от Алтайского есть ручей Топучий, возле которого можно найти местечко.

102 км от Черги - проезжаем мимо пос.Советского. Он остался в стороне от трассы, и мы в него не заезжаем. В некоторых местах довольно большие участки дороги ремонтируются, приходится ехать прямо по полям - на велосипеде не очень удобно.

В 127 км от Черги выезжаем на трассу Бийск-Белокуриха. До города отсюда еще 21 км. Здесь на нас налетел очередной дождик, но он, к счастью, быстро прошел. 5 км по загруженной машинами дороге, и мы подъезжаем к Катуни. Здесь она гораздо шире, чем у Усть-Коксы, где мы ее видели в последний раз. У нас дневной план выполнен, на другом берегу останавливаемся на ночевку. Что нам очень кстати – большие заросли облепихи.

Мы сегодня подивились, как резко меняется в этих краях погода. С утра сильно досаждал дождь, а после дувший больше в бок юго-западный ветер. Кстати, на этой стоянке нас в первый раз на Алтае серьезно донимали комары. До этого мы очень радовались, что можно спокойно ходить, собирать грибы, ягоды, работать на стоянках без постоянных налетов этих ужасных тварей.

5.09. Ночью прошел небольшой дождь, да и днем сумрачно. Нас это не пугало, давно уже привыкли. Больше досаждал сильный западный ветер. Мы проехали последние 16 км до моста через Бию, по дороге сфотографировавшись у въезда в город. Еще на ночевке подсчитали пройденный километраж, и оказалось , что по требованиям пятерки не хватает еще около 60 км (недосчет из-за пользования несовершенными советскими картами при разработке маршрута). Тогда, посовещавшись, решили продлить маршрут до Барнаула.

Посмотрев немного город, пообедав, двинулись к выезду на Барнаул. До трассы оказалось 11 км от центра города. С интересом посмотрели на километровый столб - на нем было 621 км, на обратной стороне - 345 км. Поехали дальше по асфальту, временами дорога сильно пересечена. Сильно мешал ветер, дувший спереди слева. Он значительно снижал нашу скорость на открытой местности. Природа ничего интересного собой не представляла - одни поля. Машины, проносившиеся мимо, тоже комфорт явно не создавали. Мы ехали и выискивали место ночевки. Первое из возможных нашлось у речки Чемровка, но она протекает по поселкам и близко к Бийску. Поехали дальше.

Подходящее место для ночевки нашли лишь на 670-м км, у притока Большой Речки. Для здешних мест это очень хорошая стоянка, хотя и с плохими дровами.

6.09. Весь день пасмурно, довольно прохладно. Все тот же сильный ветер. Местность пошла более красивая - леса, пересеченная оврагами дорога. Затем снова ровные поля, по которым ехать при ветре сложно. Вдруг начался сильнейший дождь. Мы моментально промокли до нитки, но не это было самым плохим. Порывы ветра чуть не сдували нас с дороги. Несмотря на отчаянное кручение педалей, сразу продрогли, так как температура понизилась очень сильно. Часто приходилось спешиваться и бежать рядом с велосипедом. Потом мы вспоминали об этом дне, и все признавались, что в таких трудных погодных условиях никому бывать не приходилось. В некоторых местах ремонтировали дорогу, нам приходилось тащить велосипеды по полю. Чернозем сразу набивался в колеса, и те крутиться совершенно отказывались. Мы многого натерпелись. Хорошо, попался на дороге колхозный ток, мы заехали, чуток отдохнули, устроили перекус.

Кошмар кончился только после дер. Б. Ключи. Постепенно стих дождь, к тому же начались лесные места. Мы этому несказанно обрадовались. Можно было устроиться на ночлег у этой деревни (речка - 740 км), но мы решили добраться до Барнаула за день. 752-й км - перед Новоалтайском съезжаем на дорогу, ведущую в Барнаул. Отсюда до Новосибирска еще 214 км. Снова начался небольшой дождь, но мы уже почти у цели. Проезжаем дальше 13 км и останавливаемся в черте города на ночевку у одного из рукавов Оби. Снова начинается дождь, но нам это уже не страшно. Мы, в сухой одежде, поужинав, легли спать, чтобы хорошо отдохнуть на назавтра знакомиться с интересным большим городом.

7.09. Утром все еще было пасмурно, накрапывал дождь. Ветер, дувший уже несколько дней, все не утихал. Но нас это не пугало. Мы преодолели еще 8 км до центра города и стали выполнять культурную программу. К этому времени как раз развиднелось, и Барнаул предстал во всей своей красе.

У нас заранее были куплены билеты на самолет до Москвы, так что мы чувствовали себя совершенно спокойно. К вечеру стали выбираться из города в аэропорт. Он расположен у дороги Барнаул-Павловск. Это оказалось делом несложным. Путь от центра города оказался длиной около 20 км. Мы снова приехали в наш старый знакомый аэропорт, где уже провели одну ночь. На сей раз сразу разобрали велосипеды и стали готовиться к посадке.

Уже в самолете начались воспоминания о походе. Мы провели много времени вдали от дома, и всем, конечно, хотелось побыстрее увидеть родных, но мы полюбили Алтай, этот прекрасный уголок нашей страны. В душе остались самые приятные воспоминания, и мы, вероятно, вернемся сюда через несколько лет, чтобы пройти новыми, еще неизведанными дорогами. До свиданья, Алтай! Ты нам очень понравился!

 

ИТОГИ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ

К оглавлению

Маршрут можно считать удачным, поскольку он дает хорошее представление о природе разных уголков Алтайского края, о жизни самых отдаленных деревень, находящихся вдали от дорог, сохранивших старинные обычаи и традиции.

Поход проходил почти в оптимальное время. Как раз поспело много грибов, ягод, погода была довольно хорошей в целом. В это время достаточно длинный световой день, есть гарантия, что по Телецкому озеру курсирует теплоход.

Особенностью маршрута является большой участок движения по малонаселенной местности. Из-за этого всегда приходилось запасать продукты на несколько дней вперед, заезжать во все встречающиеся по пути магазины. Приходилось довольно дотошно разузнавать у местных жителей дорогу, так как следующая консультация могла быть через очень длительное время.

Несмотря на сложную политическую обстановку в стране, в крае все спокойно. Местное население относилось к нам очень доброжелательно, особенно в отдаленных горных районах. Поэтому при любых затруднениях рекомендуем сразу обращаться к ним за помощью.

Групповое и личное снаряжения, ремнабор и медаптечку рекомендуем брать обычные. Алтай все-таки богат лесами, и мы легко обходились без примуса, пользуясь таганком и пилой. Настоятельно рекомендуем всем туристам брать туда пилу или ножовку по дереву.

Сложных поломок не было. Самые частые - около 30 раз вылетали спицы, 2 раза - пружинки в трещотках, прокололась 1 камера. Порвался 1 тросик тормоза, выскочили от тряски несколько винтиков, отвалилась сварка одного багажника и 1 крыла. Все неполадки быстро устранялись собственными силами. Учитывая плохое качество дорог, рекомендуем велотуристам надежно укрепить соединения велосипеда, которые испытывают при езде значительную нагрузку. Необходимо также постоянно следить за тем, чтобы не разбалтывалось ни одно крепление при езде по ухабам.

Основной запас продуктов брали с собой из дома, почти не надеясь прикупать что-то по дороге. К нашему приятному удивлению, обнаружили в местных магазинах крупы, хлеб, продукты к чаю. Это дало возможность расширить наши меню. Надо заметить, что во многих местах практически ничего купить нельзя. К этому необходимо быть готовым.

В заключение рекомендуем покупать обратные билеты заранее, еще в Москве. Это даст уверенность при прохождении маршрута, что можно уехать без лишней нервотрепки, и освободит время для ознакомления с достопримечательностями.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

К оглавлению

Общественное снаряжение:

Наименование

вес 1 шт.

кг

кол-во,шт.

общий вес

кг

палатка с принадлежностями

2

2

4

каны,половник

0,5

2

1

топор

0,8

1

0,8

ножовка

0,3

1

0,3

костровой набор

0,2

1

0,2

оргстекло (неск.кусочков)

0,1

1

0,1

фонарик

0,2

3

0,2

веревка D=8 мм,30 м

1

1

1

ремнабор(вело и общий)

5

1

5

медаптечка

1

1

1

фотоаппарат

1

2

2

ИТОГО на группу в 6 чел. 16 кг

 

Личное снаряжение:

Наименование

вес,

кг

Наименование

вес,

кг

камера шины-2 шт.

0,2

ботинки туристские

0,8

спицы колеса-20 шт.

0,2

кост спорт.шерст.-2

1,6

чехол велосипеда

0,1

штормовка

1

крепежные ремни

0,3

нижнее белье(2-3 к.)

0,8

фляжка

0,1

перчатки

0,7

велорюкзак со вкладышами

1

носки х/б и шерст

0,1

спальник со вкладышем

1,5

шапочка шерст

0,4

коврик

0,3

кепи

0,3

костюм ветрозащитный

0,5

костюм спорт. х/б

0,1

дождевая накидка

0,3

полотенце

0,3

кроссовки

0,8

предметы личной гигиены

0,3

кружка, ложка, миска, нож

0,4

документы

0,1

   

ИТОГО

12 кг

Оформление Исаков Л.В.






сайт ставок на футбол на сайте Париматч - прием ставок на все виды соревнований в России.
Hosted by uCoz